Что общего и в чем различия процесса воспитания и процесса социализации
Разница между социализацией и воспитанием
Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом. На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение. Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.
Определение
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
Сравнение
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание. Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации. Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя. Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность. Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице.
Доклад на тему «Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования Ленинградской области
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Кафедра педагогики и педагогических технологий
Направление (44.03.01) – Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Воспитание и социализация: особенности и взаимосвязь
Шемякина Валерия Михайловна:
форма обучения: заочная
Социализация, воспитание младших школьников рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации.
В жизни есть и поддержка учителей детьми, и противодействие им, и непротивление властям, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно в течение жизни и, прежде всего, средствами самой жизни. Поэтому для достижения положительного результата в обучении учителю необходимы не только принципы прямого воздействия, но и косвенное, косвенное, долгосрочное воздействие на сознание и привычное поведение через целенаправленное и духовное насыщение всех сфер жизни детей. Учитель должен учитывать вклад своим усилиям самих детей, когда ученики преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мероприятиям, стремятся к активному усвоению и обретению духовных ценностей.
Понятия «воспитание» и «социализация»
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как уникальной человеческой индивидуальности, обеспечивающее рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека, путем построения такой социальной практики, в которой то, что находится в зачаточном состоянии у ребенка или это просто возможность, это становится реальностью.
Под социализацией принято понимать усвоение человеком общественного опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Социализация – это процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство жизни.
Система образования как бы упрощает процесс социализации, придает ему гармонию, решительность. Целесообразно рассматривать процессы социализации и воспитания во взаимосвязи, взаимозависимости.
Особенности и взаимосвязь
Воспитание – это процесс направленного воздействия на личность (объект) субъекта воспитания (семья, близкое окружение, школа, социальная среда, средства массовой информации). В результате такого влияния возникают определенные черты, качества и черты личности, которые интересуют общество.
Категория «воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком общественном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Воспитание – это двухстороннее социальное взаимодействие, взаимно активный процесс преподавателя и воспитуемого.
Поэтому, воспитание — это целенаправленное формирование личности на основе формирования:
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.
При разработке общей концепции гуманизма воспитательное образование, направленное на формирование полноценной активной личности, уделяется особое внимание, по мнению В.С. Му x ин o й, о формировании у ребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалисты предлагают идею превратить обязанности детей в их права, осознание и понимание которых повышает самооценку ребенка.
Воспитание является механизмом управления процессами социализации.
Социализация личности предполагает ее формирование с учетом физиологических и психологических особенностей. Воспитание можно рассматривать как сознательно контролируемый и целенаправленный процесс социализации.
Воспитание осуществляет две главные функции:
Ø создание условий, благ o приятствующи x процессу социализации и развитию личности;
Реализуя данные функции, воспитание способно ослабить или полностью преодолеть негативное влияние социализации, привнести ей гуманистическую направленность.
По сравнению с воспитанием, соци a лизация – процесс непрерывный. Воспитание, как правило, ограничено временем и местом.
И образование, и социализация предполагают усвоение моральных норм. Однако образование направлено на развитие духовности в личности, а социализация направлена на развитие духовного здоровья общества. Когда общество не стремится развивать и поддерживать здравомыслие, социализация в значительной степени заменяется адаптацией.
Духовное здоровье общества, его стабильность невозможны без духовного развития личности. Успех с o циальных преобразований или их неудачи зависят от уровня нравственной культуры общества.
Развитие личности происходит за счет того, что в процессе социализации она приобщается к морально-нравственным нормам, нормам права. Социализация будет способствовать развитию личности тем больше, чем выше уровень духовного развития общества.
К основным направлениям вспитания и социализации личности относятся:
Ø воспитание нравств e нности и этическ o го сознания (смысл жизни, нравственный выбор, милосердие, справедливость, честь, почитание старших, достоинство, любовь, свобода совести и вероисповедания);
Ø воспитание п a триотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам, обязанностям человека (любовь к своему народу, служение Отечеству, гражданское общество, правовое государство, долг перед Отечеством и семьей, закон и правопорядок, свобода и ответственность);
Ø формирование представлений об этических ценностях и идеалах, воспитание чувства прекрасного (эстетический мир личности, гармония, красота, художественное творчество);
Ø воспитание ценностного отношения к здоровью и формирование навыков здорового образа жизни (физическое и социальное здоровье, здоровый образ жизни); воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, профессиональная ориентация (истина, познание, созидание, творчество, трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, бережливость);
Ø воспитание экологической культуры, ценностного отношения к окружающей среде (заповедная природа, родная земля); воспитание социальной ответственности.
По мнению П e тровск o го, вся ситуация общественного развития определяет личностное развитие человека, проходя через состояние адаптации, индивиду a лиз a ции и инт e гр a ции в макро и микро фазах.
Развитие происходит под влиянием социальной среды, сообщества в определенной ситуации и, прежде всего, в ситуации обучения и воспитания. Это коррелирует с тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии подчеркивают важность развивающего, воспитательного обучения посредством всех учебных предметов.
Развитие человека происходит во взаимодействии с другими людьми, в деятельности, в учебно-тренировочном процессе, и это одно из основных положений педагогической психологии.
Как отмечает С.Л. Рубиншт e йн: «Ребенок развивается, воспитывается и учится, а не развивается, а воспитывается и обучается. Это означает, что образование и обучение являются частью процесса развития ребенка, а не основаны на нем. личностные психические особенности ребенка, его способности, черты характера и т. д. не только проявляются, но и формируются в процессе собственной деятельности ребенка. «Из этого следует психологический тезис о необходимости особой организации обучения ученика как его учебной деятельности. Однако в сегодняшнем школьном процессе учебная деятельность, как и все наше общество, находится в достаточно сложной фазе.
Таким образом, успех социализации и воспитания возможен за счет использования положительных факторов, присущих современным социальным отношениям, образу жизни, и нейтрализации факторов, препятствующих выполнению задач социализации, образования и воспитания.
Список использованных источников
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000.
2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2. М., 1990
3. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 1977.
4. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Инфра, 2008.
Социализация и Воспитание, сходства и различия.
Содержание:
Введение.
Каждого человека с самого момента его рождения уже можно считать социальным существом.
На развитие его индивидуальности, на поведение и характер на различных этапах взросления влияет множество факторов: собственный опыт, отношение окружающих, их поведение.
Когда речь идет о формировании личности, упоминают и воспитание, и социализацию. Чем же отличаются друг от друга эти понятия? Попробуем разобраться.
Социализация – процесс, включающий усвоение человеком образцов поведения, норм, ценностей, установок, навыков, принятых в обществе, к которому относится данный индивид.
Воспитание – процесс целенаправленного развития личности, специально созданные условия для восприятия новым поколением нравственных, этических норм и правил, знаний и умений.
В чем же разница между социализацией и воспитанием?
Понятие процессов и социализации.
Понятие социализация – очень широкое, и включает в себя в том числе и воспитание.
Процесс воспитания не в силах охватить все возможные влияния на личность, а потому может лишь способствовать социализации.
Социализация – это долгосрочная цель деятельности любого педагога-воспитателя.
Воспитание представляет собой систему целенаправленных, педагогически организованных взаимодействий взрослых с детьми, самих детей друг с другом. Именно в таком личностном взаимодействии происходит изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения, поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание». Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией;
— воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения).
Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.
Система воспитания стремится упорядочить процесс социализации, по возможности придать ему основу, целеустремленность, стройность.
Отличия между воспитанием и социализацией.
В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Чем отличаются воспитание и социализация, рассмотрим в компактной таблице:
Воспитание
Социализация
Связано с отношениями «человек – человек» (участвуют два субъекта).
Отношения в контексте «человек – общество», (субъектом является только человек).
Воспитание – это целенаправленный, сознательно контролируемый процесс. В этом случае специально создаются оптимальные духовные, материальные, организационные условия для восприятия подрастающим поколением накопленного историей предыдущего опыта, чтобы подготовить его к дальнейшей общественной жизни.
Социализация – процесс стихийный, даже спонтанный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, культурной, социальной сферах не оставляют нас равнодушными, мы не можем их не учитывать, «отгородиться» от них, они на нас влияют. Социализация – процесс, которым нельзя управлять искусственно, он не поддается манипулированию.
Воспитание – дискретный, то есть изменяющийся, дробный, прерывистый процесс, который реализуется в семье, дошкольном учреждении, средней школе, творческом коллективе дополнительного образования.
Социализация – процесс непрерывный.
Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Это родители, воспитатели, социальные педагоги, учителя, вожатые, которые сознательно настроены на процесс воспитания или специально к нему подготовлены. В процессе воспитания должна учитываться индивидуальность, самобытность каждого ребенка как личности.
Социализация – многогранный процесс, он осуществляется многие годы, начинаясь с рождения и не прекращаясь на протяжении всей человеческой жизни. Мы осваиваем не одну, а множество социальных ролей до глубокой старости, меняя взгляды, вкусы, привычки, правила поведения.
Заключение.
1. Воспитание – составная часть сложного процесса социализации.
2. В воспитании участвуют два субъекта («человек и человек»). Социализация представлена в контексте «человек и общество», субъект здесь только один.
3. Воспитание – целенаправленный, контролируемый процесс, создающий оптимальные условия для подготовки нового поколения к дальнейшей общественной жизни. Социализация – процесс стихийный, в чем-то даже спонтанный. Им нельзя управлять, манипулировать.
4. Воспитание – прерывистый, дробный процесс, социализация – непрерывный.
5. Воспитание осуществляется здесь и сейчас, социализация происходит на протяжении всей человеческой жизни.
Список использованной литературы.
1.Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.– М: Инфра, 2008
2.Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Социализация и воспитание личности. Задачи социализации
Социализация представляет собой процесс усвоения индивидом социальных норм и правил, вхождение личности в социальную среду.
Сам процесс социализации и его результаты бывают противоречивы, т.к. в идеале индивид должен соответствовать требованиям, которые выдвигает ему общество, и в то же время противостоять негативным явлениям, которые мешают его самореализации.
Социализация включает в себя такие процессы как:
На социализацию в значительной степени влияет процесс воспитания.
Если социализация происходит в условиях стихийного взаимодействие человека с окружающим социумом, то воспитание является процессом целенаправленной, сознательно контролируемой социализации (например, семейное, религиозное, школьное воспитание и др.).
Взаимодействие воспитания и социализации
В разные периоды развития жизни человека воздействие социализации и типов воспитания меняются. Воспитание выступает механизмом управления процессами социализации. Так, воспитание имеет две основные функции:
Благодаря данным функциям, воспитание выполняет следующие задачи:
Выбор определенных моделей воспитания зависит от уровня развития общества, социальной стратификации и социально-политической ориентации общественной жизни. Поэтому воспитание отличается в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из обществ воспроизводятся определенные типы личности, собственная система ценностей и взаимодействий, характерная для общества степень свободы и ответственности личности.
В процессе воспитания педагог является активным началом наряду с активным ребенком. В связи с этим возникает вопрос о задачах целенаправленной социализации, организатором которой выступает педагог.
Задачи социализации
А. В. Мудрик определил три группы задач, которые решаются на каждом этапе социализации:
Решение всех этих задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач остается нерешенной на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает ее неполноценной.
Расставляем акценты во взаимообусловленных понятиях: социализация, адаптация, воспитание, развитие
Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Расставляем акценты во взаимообусловленных понятиях: социализация, адаптация, воспитание, развитие
На современном этапе развития технократического мира в педагогической науке с внедрением и реализацией ФГОС ДО, в котором все комплексно и взаимодополняемо, взаимовлияемо возрос интерес к вопросам социализации и адаптации личности в прогрессивном современном социуме. Одно содержание подменяется другим, понятия с легкостью варьируются и видоизменяются, привнося с собой уже новое содержание. Поэтому возникла необходимость уточнить такие основополагающие понятия,как: социализация, адаптация, воспитание и развитие.
Большим количеством теоретических направлений представлена проблема социализации и адаптации, как наиболее общезначимые области научных знаний. А феномен адаптации изучается повсеместно, т. к. по характеру лабилен. При этом теоретические и методологические проблемы адаптации в полной мере до сих пор не решены.
В современной педагогической наука рассматривает два аспекта явления адаптации: развернутые дискуссии по поводу самого понятия адаптация в нескольких направлениях, это споры о сущности адаптации, как процесс, результат и ее состояние равновесия системы «организм-среда» и другой, это рассмотрение взаимодополнения и взаимовлияния понятий: адаптация, социализация и развитие. Так Лотман Ю. М. называл такие специфические термины «знаками эвристического пространства науки». Он обращал внимание на то, что «лавинный рост их частотности в научных текстах и сопровождается утратой необходимой однозначности, уникальности, уникальность данных терминов заключается в том, что они сигнализируют актуальность проблемы, указывают на область, в которой рождаются новые научные идеи»[1, С. 7].
На наш взгляд суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того макро- и микросоциума, к которому он принадлежит. Ведь социализация это двухсторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и, с другой стороны, это процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Так, сегодня актуальным вопросом является взаимообусловленность понятий адаптации и социализации. Эти понятия тесно взаимосвязаны, т. к. отражают процесс взаимодействия личности и общества. Адаптация в общем виде означает приспособляемость, способность некоего объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды [3,С. 26]. Следовательно, в процессе адаптации происходит активное взаимодействиеличности с меняющимися условиями на разных уровнях: физиологическом, психическом и социальном. Ведь смысл и сущность адаптации составляет активное личностно-средовое взаимодействие. А сутью приспособительного процесса с данных позиций является создание спектра потенциальных адаптивных путей развития.
Поэтому любое рассмотрение феномена адаптации взаимообусловлено рассмотрением личности как адаптирующейся системы и окружающей среды как источника факторов и условий, запускающих и определяющих адаптационные изменения, а так же рассмотрение личности как адаптирующей системы по отношению к среде, что определяет их интеграцию (Персонс Т. И Мертон Р.).
В рамках гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) социализация понимается как процесс самоактуализации и самореализации личности, преодоления негативных влияний социальной среды, разрушающих уникальную структуру «Я-концепции». И здесь уже рассматривается проблема адаптации и дезадаптации как результата противостояния личности и общества в целом [4,С. 28].
Мы видим, что в работах Котовой И. Б., Шиянова Е. Н. адаптация рассматривается как составляющая социализации. А Харчева В. Г. выделяет две формы социализации: адаптацию или пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям и интеграцию или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду. Таким образом, адаптация является не только формой, но и механизмом или составляющей процесса социализации [5,С. 34].
Рассмотрев спектр понятий социализация и адаптация,мы выявили общие моменты: процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем (адаптанта и среды); взаимодействие разворачивается в особых условиях дисбаланса, несогласованности между системами; основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах; под достижениями цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.
Таким образом, социализация это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Ведь воспитание это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. В педагогике основной категорией считают воспитание, которое обозначают разные понятия в широком смысле: оно предполагало влияние на человека общества в целом, т. е. отождествлялось с социализацией; в узком смысле – понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество [4,С. 42].
В понимании сущности социализации в педагогике существует два подхода различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития: характер человека как объект социализации (Дж. Баллан-тайн, Т. Парсонс и др.); человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации (Дж. Мид, М. И. Рожков и др).
Следовательно, первое направление предполагает изменение сфер в соответствии с идеалами общества, а второе предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.). Первое – решает задачи воспитания личности, а второе – развитие личности.
В прошлом, отечественная педагогика сосредотачивала все усилия на воспитании личности и не уделяла должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания. Выдвинутая на современном этапе цель образования развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением.
Мы созвучны с мнением Ж. Пиаже, что социализация это процесс адаптации к социальной среде, состоящей в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. Считаем, что становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности. Так, наиболее конкретно дал понятие А. В. Мудрик, в котором содержится определение роли и места категории социализации в педагогике, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к категории «педагогическая деятельность» и к базовым педагогическим понятиям воспитание и образование [4,С. 56].
По нашему мнению, педагогическая деятельность выполняет те же функции, что и социализация: внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет.
Таким образом, источником и внутренним содержанием социализации, воспитания, адаптации и развития является наличие противоречий между старым и новым, существующим и необходимым. Эти понятия тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Воспитание или социализация отличаются по признаку стихийности, т. е. воздействие на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования личности (воспитание, формирование индивидуальности (развитие).
В процессе социализациирешаются две группы задач: социальная адаптация и социальная автономизации. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
1. Сафронова Е. М. Воспитательнаядеятельность в современной школе: ориентация на личность.— Волгоград: Перемена, 2015, с. 142.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. – М. : Просвещение, 1996, с. 268.
3. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. –Новосибирск: Наука, 2014, с. 164.
4. Социальная психология в вопросах и ответах. /Под ред. В. А. Лабунской. – М. : Гардарики, 2015, с. 228.
5. Харчева В. Г. Основы социологии. – М. : Логос, с. 121.
Речевое развитие и социализация дошкольников «Речевое развитие и социализация дошкольников» Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией.
Адаптация и социализация ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении Целью нашей работы является адаптация и социализация ребенка с овз в дошкольном учреждении. Первоначально ребенок поступил в детский сад.
Аналитический отчет «Воспитание и социализация воспитанников детского дома» Введение. В настоящее время задачи адаптации выпускников детских домов представляют собой острейшую социальную проблему. Существующая система.
Консультация для педагогов «Социализация детей и всестороннее развитие личности ребенка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики.
Консультация «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста» Двигательная активность в первые годы жизни – фундамент для здоровья человека. И. А. Аршавский. В настоящее время в условиях неблагоприятной.
Социальная адаптация и физическое развитие ребенка с синдромом Дауна через ОД в разновозрастной группе В нашем саду созданы комфортные условия пребывания ребят. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. Весной дети.
Этическое воспитание и развитие дошкольников Понятие нравственного воспитания Одной из важных проблем современного общества в осуществлении нравственного воспитания является ответ на.