Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §79. Лексика и фразеология. Упражнение №*

Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы?
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?

Решение

Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы? Слова в языке служат для того, чтобы называть предметы, признаки, действия, чтобы человек с их помощью мог выразить свои мысли, чувства, передать свой опыт. Фразеологизмы, как и слова, могут называть предметы (камень преткновения), признаки (без царя в голове — легкомысленный, спустя рукава — плохо), действия (бить баклуши), но их употребление придает речи особенную выразительность, а также подчеркивает стилистическую окраску речи (нить Ариадны, камень преткновения — высокий стиль; сесть в калошу, зарубить на носу, навострить лыжи − разговорный стиль).
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Лексическое значение — это то, что слово обозначает.
Грамматическое значение — это набор определённых морфологических признаков, благодаря которому мы причисляем слова к определённым частям речи.
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами? Синонимы — это слова, имеющие одно и то же значение, могут являться одной и той же частью речи, но могут отличаться оттенками значений (большой, огромный, громадный).
Антонимы − слова, противоположные по значению, общим у них, как и у синонимов, является принадлежность одной и той же части речи.
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова в художественных произведениях необходимы для создания местного (диалектизмы), исторического (устаревшие слова — архаизмы и историзмы) колорита, а также для характеристики речи персонажей, относящихся к разным профессиональным и социальным группам (профессионализмы, жаргонизмы). Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: балык, барабан, компьютер, сканер, диван, витрина, бутерброд и т. п.
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?
Фразеологизмы состоят из двух и более слов (спустя рукава, держать язык за зубами), но лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, так как каждое слово, входящее в его состав, теряет своё лексическое значение. Словари бывают лексическими,
фразеологическими, словари синонимов, словари антонимов, орфографические словари, толковые словари, словари иностранных слов, исторические словари, словари сокращений слов русского языка, этимологические словари.

Источник

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Содержание:

Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть картинку Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Картинка про Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами

Синонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

Антонимы бывают:

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

Антонимы-наречия:

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

Источник

Урок русского языка в 10-м классе «Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 10 классе

(учебник «Русский язык 10-11классы, Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, М., «Просвещение», 2019)

Тема: Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

Цель: углубить знания учащихся по разделу «Лексика». Повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. Развивать мышление, речь учащихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления, умение пользоваться синонимами, антонимами, паронимами, омонимами.

Воспитание внимания, формирование активности личности, творческой инициативы.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор.

I. Проверка домашнего задания по орфоэпии упр.64,65.

II. Сообщение темы и цели занятия

I II . Актуализация опорных знаний и контроль исходного уровня знаний обучающихся.

1) Фронтальный опрос.

-Что такое лексика? Лексикология?

-Как называется раздел науки о языке, изучающий лексику?

-Какими значениями обладает слово?

-Что такое лексическое значение слова?

IV . Лекция с кратким конспектированием

Слово в лексической системе языка имеет следующие определения.

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

Паронимы– слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

Паронимами являются слова одного корня, родственные слова: человечный – человеческий.

Патронимический ряд составляют слова, принадлежащие к одной части речи: представить – предоставить(гл.)

Чтобы не сделать ошибки при употреблении паронимов в речи, необходимо знать, в чём заключается смысловое различие слов, с какими словами употребляются, знать их управление:

— представить справку, отчёт, проект – предоставить слово, кредит;

— оплатить проезд – заплатить за проезд;

— одеть ребёнка – надеть пальто на ребёнка;

— эффективный метод – эффектный вид.

V Упражнения на закрепление.

По лексическому значению узнать слово и записать его.

1. Человек, который противится нововведениям (Консерватор).

2. Атака неприятельского судна. (Абордаж).

3. Система взглядов на природу и общество (Мировоззрение).

4. Угнетенное, подавленное психическое состояние (Депрессия).

5. Антоним к слову “идентичный” (Различный).

6. Кусок железной руды или стали, обладающий свойством притягивать (Магнит)

7. Антоним к слову “лаконичный” (Многословный).

8. Оптическое явление, при котором отраженно видны находящиеся за горизонтом предметы вследствие преломления лучей в неравномерно нагретых слоях воздуха(Мираж)

19. Синоним к слову “первенство” (Приоритет).

2 ) Слова, различающиеся значением, но сходные по звучанию и написанию, называются… (паронимами). Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов(Слайд№2) 1) Обед был очень сытым. (сытным). 2Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 3) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

Работа по карточкам (1-5) (В парах) Собрать листочки на проверку.

Работа учащегося у доски по карточке: Составьте словосочетания с паронимами.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный). поиски, происки (вражеские, музейных экспонатов), абонент – абонемент (концертный, молодой,); дипломат – дипломант (чопорный, конкурса); советник – советчик (тайный, непрошеный); экономичный – экономический (факультет, машина).

3 ) Близкие по смыслу, разнятся оттенками значений ( Синонимы)

«Верните слово»: подберите синонимы к словам ( Слайд №3)

4) Введение понятия о градации:

5) Списать «Кто самый зоркий?» : укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы. ( слайд №5) Объясните орфограммы и пунктограммы:

6) По значенью слова противоположны. (антонимы)

Ты мне – я тебе»: подберите антонимы к словам (Слайд №6)

Запад, отказаться, предок, нежный, сосредоточенность, увеличиваться, густой, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, вооружение, неряшливый, зажечь, чужбина, сомкнуть.

7). Антитеза (греч. Antithesis – « противоположение ») – противопоставление резко контрастных для создания художественного образа . (Слайд№7 ) Найдите в предложениях антонимы, отметьте антитезу.

1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой). 2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).

8 ) Введение понятия об оксюмороне:

Оксюморон (греч. Oxymoron – «остроумно-глупое») – стилистический приём соединения взаимоисключающих, противоположных по значению слов для необычного выражения нового понятия.

9) «Узнай меня»: Найдите оксюмороны в предложениях. ( Слайд №8)

1. Какое-то снотворное, маковое покрывало надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков). 2.. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).

10) «Подберите омоним» (Дополнительно сообщаются сведения об омографах – словах, совпадающих по написанию, но различающихся по значению и звучанию: МУКА – МУКА, КРУЖКИ – КРУЖКИ; омоформах – словах, совпадающих в звучании и написании лишь в отдельных формах: МОЙ ( от мыть) и МОЙ (местоим.) ; омофонах – словах, совпадающих по звучанию, но различающихся по значению и написанию: РОД – РОТ, ПОЛОСКАТЬ – ПОЛАСКАТЬ)

Задание: подобрать омонимы, составить с этими словами словосочетания. ( Слайд №8)

Парить, хлопок, стих, среда, блок, посол, рубка, бокс, устав, повод, три.

1. Работа у доски(карточка)

Задание. По двум русским синонимам определить соответствующее им по смыслу слово иноязычного происхождения. Все искомые иноязычные слова начинаются на букву “К” и расположены в строгом алфавитном порядке.

Хлопотный, трудный (канительный)

Прихоть, причуда (каприз).

Выразительны, своеобразный (колоритный).

Любезность, похвала (комплимент).

Уточнение, пояснение (конкретизация).

Отвратительный, страшный (кошмарный).

Преклонение, почитание (культ).

1.Надежда 2. Оплот.3. Изумительный. 4. Лаконичный. 5. Колоссальный.

6. Любезность. 7. Неотъемлемый. 8. Лживый. 9. Грациозный. 10. Факультативный. 11. Краткий. 12. Обыватель. 13. Исполинский. 14. Необязательный. 15. Упование. 16. Неотделимый. 17. Изящный. 18. Мещанин. 19. Цитадель. 20. Комплимент. 21. Спокойный. 22. Мистический. 23. Восхитительный. 24. Сиять. 25. Альманах. 26. Блестеть. 27. Невозмутимый. 28. Неискренний. 29. Сборник. 30. Сверхъестественный.

Выберите нужное слово или словосочетание.
1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце.
4. (Экономичный, экономический) эффект превзошел наши ожидания.
5. Этот дом (представляет, предоставляет) нечто похожее на замок.
6. По дороге двигался (конный, конский) отряд.

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

1.По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

2.Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. 3.Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. 4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание. 5.Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. 6.В политике двойные стандарты неприменимы. 7. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

1.Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.2. Из красочных

веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 3.В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука. 4.Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости. 5.Собаки встретили путешественников злобным лаем. 6.Этот человек производит двойное впечатление. 7.Игорь одел

на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

1.Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье. 2.У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства. 3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги. 4.Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков 5.Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником. 6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со смешением паронимов.
1. На солнце блестят иголочные кристаллы снежинок. 2. Мы вышли к лесистому озеру. 3. В моей жизни это было самое памятливое событие.
4. Рассвет прояснил гористые берега, открыл море по всему горизонту.
5.Этот человек любит испытывать судьбу, участник всех опасных переходов, одним словом очень рискованный. 6. Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом.7. На сборочном пункте было много народу, но работы еще не начинались.
VI. Подведение итогов урока. Выводы: Что узнали на уроке? Что вызывает затруднения?

VIII. Домашнее задание Упр. № 86,87. Индивидуальные сообщения о фразеологизмах:1) отличие свободных и несвободных словосочетаний, 2) источники происхождения фразеологизмов, 3) фразеологические словари.

Источник

Значение омонима и паронима в русской речи

Понятие о лексической красоте речи

Одну и ту же мысль в русском языке можно выразить разными способами. Чтобы усилить лексическую красоту речи, используют специальные средства: антонимы, синонимы, омонимы и паронимы.

Задачи средств выразительности речи:

Красота речи не только определяет речевую культуру, но и является отражением общей духовной культуры человека и общества в целом. Речь культурного человека должна быть не только правильной, но и лексически богатой.

Способы повышения культуры речи:

Среди средств выразительности речи отдельно выделяют слова с близким звучанием, но разным значением — омонимы и паронимы. Особенно широко они используются в художественных текстах, но могут применяться и в разговорной речи.

Омонимы и паронимы: что это такое?

Понятие «омонимы» известно с древних времен. Считается, что автором данного лингвистического термина является античный философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.

Термин «омоним» был составлен из двух древнегреческих слов:

Омонимы — это слова, которые одинаково пишутся, но имеют совершенно разное значение.

В качестве примера рассмотрим 2 предложения:

Слово «бор» имеет одинаковое написание, но при этом в первом случае под ним понимается сосновый лес, во втором — химический элемент.

Еще несколько примеров омонимов:

Термин «пароним» также имеет древнегреческое происхождение. Он образован из двух слов:

Паронимы — это слова, похожие, но не идентичные по звучанию и имеющие разное значение.

Большинство лингвистов относят к паронимам только однокоренные слова, имеющие родственное происхождение.

Примеры паронимов с общим корнем:

Ряд авторов относят к паронимам любые похожие по звучанию слова, даже не однокоренные. Например, экскаватор — эскалатор, фарш — фарс.

Неполные омонимы: омографы, омофоны, омоформы

К полным или абсолютным относят омонимы, которые совпадают по написанию во всех формах. Например, горн как печь для переплавки металлов и горн как духовой музыкальный инструмент. У этих слов полное совпадение во всех грамматических формах.

Неполные или частичные омонимы — различаются по написанию или звучанию в некоторых формах.

Разновидности неполных омонимов:

Самые проблемные паронимы

В русском языке существует много похожих по звучанию и написанию слов, обладающих разным значением. Человек, не в достаточной мере владеющий культурой устной и письменной речи, может ошибочно использовать не те слова, которые необходимы в данном контексте. Это искажает смысл высказывания и приводит к непониманию. Часто ошибки в паронимах допускают иностранцы, не способные различать тонкости смысловых оттенков сложного русского языка.

Примеры наиболее проблемных паронимов:

Примеры неправильного употребления паронимов:

Различия между паронимами и омонимами

Паронимы и омонимы отличаются по следующим признакам:

Слова, у которых есть омонимы и паронимы: примеры

Наиболее часто омонимы встречаются в существительных и прилагательных.

В рамках грамматической омонимии может происходить переход из одной части речи в другую. Например, «за домом лес» и «мальчик лез на дерево».

Паронимы существуют во всех частях речи.

Омонимы и паронимы используют в художественной литературе для создания каламбуров, усиления образности и красочности речи.

Источник

Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?

Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть картинку Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Картинка про Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами

Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Смотреть картинку Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Картинка про Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами. Фото Что общего имеют и чем различаются слова являющиеся синонимами антонимами паронимами

синонимы- это слова, различные по написанию,но имеющие схожий смысл(радоваться- ликовать и т.п.)
антонимы- слова,различные по написанию и имеющие противоположные значения( радоваться- грустить)

Другие вопросы из категории

слеза, слизнуть, заменить, заминировать.

я точно знаю что первое предложение такое: К

Удивительный
Скрипучий
Приближается
Укратить

основу,и указать границы предложений!Где заканчивается сложное и где начинается:) 1. Петька очень боялся идти в воду но когда вошёл то не захотел вылезать из неё и делал вид что плавает. 2. Мороз усилился и когда Сашка проходил в светлом круге который образовался от зажжённого фонаря он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки. 3. Вместе с матерью он боялся опоздать хотя до отхода поезда оставалось добрых полчаса а когда они сели в вагон и поехали петька прилип к окну и только стриженная голова его вертелась на тонкой шее как на металлическом стержне. Заранее спасибо:)

Читайте также

2.Чем многозначные слова отличаются от омонимов?
3.Что общего имеют и чем отличаются слова,являющиеся синонимами?Антонимами?
4.Какую роль в художественных произведениях играют диалектные,профессиональные,устаревшие слова?
5.Какова роль фразеологизмов в нашей речи?

Какие слова называются неологизмами?приведите примеры из произведений.

Что общего имеют и чем различаются слово и фразеологизм?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *