Что общего имеют простые и сложные предложения 6 класс
Урок русского языка в 6 классе «Повторение. Простые и сложные предложения».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 6 классе «Повторение. Простые и сложные предложения» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.
Тема. Повторение. Простые и сложные предложения.
Цель: повторить с учащимися виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, наличию и отсутствию второстепенных членов, простые и сложные предложения, развивать речевую компетенцию школьников, воспитывать интерес к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, наличию или отсутствию второстепенных членов, отличают простые предложения от сложных, правильно и уместно употребляют в речи простые и сложные предложения.
Оборудование: учебник («Русский язык 6 класс в 2-х частях», под редакцией Л.М.Рыбченковой и др., Москва: «Просвещение», 2014 г.), карточки с индивидуальными заданиями.
Тип урока: комбинированный.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Объявление темы и цели урока.
— Ребята, вспомните и назовите шуточные стихи и фразы, которые мы учили в 5 классе для запоминания грамматических правил или исключений из них.
II . Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
— Распределите слова текста в четыре столбика: в 1-й – существительные, во 2-й – прилагательные, в 3-й – наречия, в 4-й – глаголы.
Сумерки бродят врозь.
что сожалеть о том!
Индивидуальные задания по карточкам.
Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.
Осенью разноцветные листья падают с деревьев на дорожки парков и скверов.
Запишите предложение. Подчеркните в нём члены предложения и надпишите над ними, какой частью речи они выражены.
Перед грозой испуганная рыба в пруду поглубже зарывается в ил на его дне.
Восприятие и усвоение учебного материала.
Беседа с учащимися.
— Какое предложение называется простым?
— Какое предложение называется сложным?
— Как связаны между собой части сложного предложения?
— Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
— Какие существуют предложения по эмоциональной окраске?
— Как называются предложения, в которых нет второстепенных членов?
Определите границы предложений. Из простых или сложных предложений состоит текст?
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.
Запишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Укажите структуру предложений. Назовите нераспространённое предложение.
Свежесть утра веяла над Сорочинцами. Клубы дыму со всех труб понеслись навстречу солнцу. Ярмарка зашумела. Овцы заблеяли, лошади заржали; крик гусей и торговок понёсся снова по всему табору.
В тёмной чаще замолк соловей,
Прокатилась звезда в синеве.
Месяц смотрит сквозь ветку ветвей,
Зажигает росу на траве.
Работа с учебником. Выполнение упражнений:
Упр. 584 (стр. 140). Переписать текст, определяя границы предложений и расставляя необходимые знаки препинания. В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.
Упр. 613. Из двух простых предложений составить сложное, употребив подходящие по смыслу союзы и, а (но), когда, потому что, чтобы. Записать предложения, расставляя необходимые знаки препинания.
IV . Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника (п. 84, 88).
2. Выполнить упр.590. Записать предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя необходимые знаки препинания.
Подведение итогов урока.
Беседа с учащимися.
— Что сегодня мы повторили на уроке?
— Чем простое предложение отличается от сложного?
— По каким критериям выделяют виды простых предложений?
— Что из данного материала мне было известно?
— Что я узнал(а) новое?
— Достаточно ли понятен мне материал урока?
— Что необходимо ещё раз объяснить?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1451463
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Простые и сложные предложения
Урок 21. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Простые и сложные предложения»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Что такое сложное предложение?
· Чем оно отличается от простого?
· Каковы признаки сложного предложения?
Мы знаем, что такое предложение. Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Предложение имеет интонацию завершённости.
Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. В предложении есть грамматическая основа. Грамматическая основа может состоять из одного или двух главных членов.
Предложения, с которыми мы познакомились, мы называли простыми. А почему?
Дело в том, что простое предложение позволяет рассказать об одной ситуации.
Но что мы будем делать, если нужно рассказать о нескольких ситуациях?
Наверное, воспользуемся другими простыми предложениями.
Майя наряжает ёлку.
Но все наши ситуации отделены друг от друга. Никак друг с другом не связаны: это просто отдельные предложения.
Как нам стереть границы между ними и объединить их?
Мы можем рассказать о нескольких ситуациях в одном предложении.
Карина читает, Антон играет, а Майя наряжает ёлку.
Теперь сразу видно, что действия происходят одновременно. И даже, видимо, в одной комнате!
А все потому, что мы составили одно предложение из нескольких простых.
В этом предложении – три простых предложения.
А сколько в этом предложении грамматических основ? Тоже три.
1) Карина читает, 2) Антон играет, 3) Майя наряжает.
Так что же получится, если прибавить простое предложение к простому предложению? У нас получилось сложное предложение.
Сложное предложение состоит как минимум из двух простых.
Это простое предложение. Описывается одна ситуация.
Мы веселились, и тут вошёл учитель.
А это сложное предложение. Описывается две ситуации.
В сложном предложении может быть сколько угодно простых: никаких ограничений не существует.
Вы ведь можете описывать все вокруг себя вот так:
Солнце светит, птички поют, трава зеленеет, у меня хорошее настроение, я иду в школу, со мной здороваются мои друзья, скоро начнётся первый урок…
И так сколько угодно, пока вас не попросят остановиться.
Составим же первое определение! Сложное предложение состоит из нескольких простых. В сложном предложении как минимум два простых предложения.
А теперь внимание! Мы вступаем на территорию размышлений.
Давайте немного подумаем.
В простом предложении обязательно есть грамматическая основа. Причём, одна. Подлежащее и сказуемое, или только подлежащее, только сказуемое.
А в сложном предложении? В сложном предложении – две основы или более.
И значит, мы можем вывести собственное определение.
Сложное предложение – это такое предложение, в котором две грамматические основы и более.
В сложном предложении, как и в простом, части связаны по смыслу.
Например, в предложении Звенит звонок, и начинается урок.– части связаны.
А в предложении Звенит звонок, и Париж – столица Франции.– мы не видим связи между частями.
Сложное предложение, как и простое, имеет интонацию законченности.
Если вы скажете учителю: «Я опоздала, потому что будильник», − предложение будет незаконченным. Вас наверняка переспросят или попросят закончить.
«Я опоздала, потому что будильник сломался». Теперь предложение законченное.
У каждого сложного предложения есть цель. Поэтому мы разделяем сложные предложения по цели высказывания.
Задание было лёгким, мы почти справились. В этом предложении мы сообщаем информацию. Оно повествовательное.
Может быть, кому-то нужна помощь, потому что он не полностью понял тему?
Это предложение содержит вопрос, значит, оно вопросительное.
Карина, помоги мне с заданием, Майя, не смейся надо мной.
В этом предложении выражается просьба. Оно побудительное.
И, конечно, сложные предложения, как и простые, различаются по интонации.
Все наши предложения выражают обычные чувства. Они невосклицательные.
А если мы подставим восклицательные знаки – предложения будут выражать сильные чувства. И станут восклицательными.
А ещё сложные предложения могут иметь или не иметь второстепенные члены.
– Ну… люди идут, автомобили едут.
В этом сложном предложении – две грамматические основы и ничего больше. Значит, это предложение – нераспространённое.
– По тротуару идут спешащие на работу люди, по дороге едут в разные стороны умытые дождём разноцветные автомобили.
Мы сразу же видим, что здесь есть второстепенные члены. Значит, это предложение распространённое.
Грамматическая основа в сложном предложении не всегда состоит из двух частей!
Осень, листья облетают.
Это сложное предложение. Осень – первая часть, только подлежащее. Вторая часть – листья облетают. Здесь грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого.
Дни стали короткими, и похолодало. Это тоже сложное предложение. Первая грамматическая основа – дни стали короткими. Вторая – похолодало, только сказуемое.
А давайте возьмём часть от первого предложения и часть от второго. Получится ли у нас сложное предложение?
Здесь всего два слова, а предложение – сложное.
Первая часть – осень, только подлежащее. Вторая – похолодало, только сказуемое. Предложение рассказывает о двух ситуациях.
С такими предложениями вы будете сталкиваться нечасто.
Нужно также не забывать об однородных членах. Не путайте сложные предложения и простые, но с однородными членами.
Ребята решили задачи, а потом прочитали правило.
Это предложение – простое. Подлежащее – ребята, сказуемые – решили и прочитали. Оба сказуемых относятся к одному подлежащему. Здесь только одна грамматическая основа.
Но если мы добавим второе подлежащее, то все изменится.
Ребята решили задачи, а потом они прочитали правило.
Теперь сказуемое прочитали относится к подлежащему они.
Чтобы избежать таких ошибок, нужно твёрдо запомнить следующее:
Сложное предложение состоит из двух или более простых предложений.
Части сложного предложения связаны по смыслу.
Предложение обладает интонацией законченности.
Выделяются виды сложных предложений по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов.