Что общего между философией и мифологией философией
Философия и мифология: сходства и различия
Содержание статьи
Зарождение философии, ее связь с мифологией
Мифы — это древние сказания о фантастических существах, героях и богах, в то же время это совокупность взглядов людей и их убеждений. Для древнего человека мифология не была сказкой, наделяя человеческими качествами природные явления или животных, она помогала человеку ориентироваться в мире, была своеобразным практическим руководством.
Мифология — это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, древнейший тип мировоззрения. В мифологии почти полностью отсутствует рациональное начало. Когда возникает сомнение, гипотеза и логический анализ, мифологическое сознание разрушается и на его месте зарождается философия.
Отличительные черты мифологического способа познания от философского
Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — другой тип мифологии, когда вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями.
В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.
Древнегреческая философия и мифология
Прослеживается явная связь между древнегреческой философией и мифологией, что характерно не только для милетской школы, но и для более поздних философских учений элеатов, пифагорейцев и Платона. Миф был первой попыткой ответить на вопрос: из чего, как и в силу каких причин возникло все существующее в мире. Другими словами, в древнегреческих текстах мифологического характера накапливались знания и предпринимались первые попытки объяснить происхождение мира.
Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.
Особенности направлений философии и мифологии
Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.
Основные положения мифологии
Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.
Структура
Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:
Функции
В литературоведении выделяют 2 функции мифов:
До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.
Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:
Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.
Мифология – прародительница философии
У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.
Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.
Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.
Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.
Мифология и философия: сравнительный анализ
Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:
Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.
Философия, мифология и религия – что это и отличия
Такие понятия, как философия, мифология и религия знакомы каждому человеку. Объяснить, что это такое можно, но дать развернутое определение – задача сложная, требующая специальных знаний. Для того чтобы устранить пробел в знаниях, а также узнать, в чем состоят отличия между рассматриваемыми терминами, следует сначала дать определение каждому из понятий, а затем сравнить их по основным характеристикам.
Определение понятий
Философия, мифология и религия – особые формы общественного сознания. Каждая из них отражает духовные и культурные аспекты, а также указывает на то мировоззрение, которое является наиболее близким для человека или определенной социальной группы. Каждое понятие включает в себя осмысление таких направлений, как законы природы, бытия, особенности окружающих событий, явлений и вещей. Все рассматриваемые понятия имеют тесную связь между собой, но и различия между ними огромные.
Мифология – форма понимания устройства мира, при которой основным является опора на образы. Возникла и развилась во время раннего развития общественных отношений. Присутствует у большинства народностей. В мифах сочетаются реальность, вымысел, присутствуют верования и особенности восприятия окружающей действительности.
Философия – мировоззрение, высшая форма общественного сознания. Она выражается в деятельности интеллектуальной и духовной направленности. Рассматривает вопросы, касающиеся, как общих вопросов, так и тех, что принято считать специфическими. Существуют различные направления, учения и школы. Взгляды формировались под влиянием практического опыта и глубокого осмысления существующих закономерностей развития, затрагивающих как материальный, так и духовный мир.
Религия – упорядоченная и строгая система взглядов и убеждений в обществе. В основе ее лежит вера в существование высшего разума или сущности, имеющей божественное начало. Ему подчиняется не только жизнь и судьба человека, но и все события и явления, которые происходят в мире, затрагивают природу и общество. Представления в рамках религии формируются на определенном этапе становления общественных укладов. Они всегда учитывают существующую структуру в иерархии.
Сравнение
На основании приведенных определений можно провести сравнение терминов и выяснить, в чем состоят различия, какие присутствуют общие факторы. Мифология отражает некое представление или мышление, которое рассматривает положение человека в обществе и природе. Основное значение здесь имеют высшие силы – божества и стихии, человеку же отведена второстепенная роль. Представления об окружающей реальности несколько наивны, но они изложены несколько необычно, что позволяет дать событиям неоднозначное толкование. Духовной составляющей отводится особое место. Для мифологии присуща вера в мистику и магию, таинственное и непознанное является основой для множества сюжетов. В них люди пытаются понять особенности природы и человека.
Философия опирается на реальность, но старается объединить ее с духовной составляющей. Главные труды принадлежат древним ученым – Платону, Аристотелю и Пифагору. С их помощью философия стала восприниматься не только как некое направление в исследовании мира, но как самостоятельная наука, достойная развития. Философия включает в себя учения о бытии и познании, изучает логику и эстетику, как элементах гармоничного и совершенного мира.
Религия также затрагивает часть этих вопросов, но отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки духовной составляющей. Познание, научные сведения или саморазвитие человека для этой области отходят на второй план. Основу составляет воля божества, которое является непостижимым для сознания людей. В философии основой изучения является логический анализ, на основе которого производится обобщение. Для философии важны такие элементы, как аргументы, доказательства. В случае с религией в основе лежит исключительно вера, духовное единение. В основе лежат нормы морали, этика. Присутствуют стереотипы, затрагивающие моменты поведения и общения между людьми. Значимой для общества формой в этом случае является культ. В нем складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.
Выводы
На основании проведенного сравнения можно сделать выводы относительно того, чем отличаются друг от друга мифология, религия и философия. В мифах мир предстает в образах. Главная тема – определенное событие или явление. Герои – божества или магические существа. Религия рассматривает мир, как единицу духовную. В основе лежит вера. Философия же углубленно изучает научные теории и концепции, ищет в них человек. В мифологии и религии игнорируется способность человека к развитию или познанию. Суть философии заключается в познании и объяснении жизни. Она представлена во всех своих проявлениях – рассматриваются и объясняются, как плохие, так и положительные моменты. Мифология – коллективное народное творчество. Религия же является системой взглядов и форм, оказывающих влияние на сознание людей. Философия объединяет в себе знания по многим гуманитарным наукам.
Вопрос №12
1.1 Философия и мифология.
Сходства: Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй
Различия: 1) в философии сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия, а в мифологии нет.
2) в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений
3) для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками
Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία — ценность) — теория ценностей, раздел философии.
Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность
ГНОСЕОЛОГИЯ(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая.это просто теория познания. (Т.е. та часть философии, которая изучает, что такое познание, каковы его законы.)
Мифология и философия
Понятие и функции мифологии, анализ ее связи с философией, их сходство и различия. Особенности мировоззренческого характера мифов и его влияние на общественное сознание. Теории происхождения мира и его строения, место человека в нем и поиск знаний.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.05.2015 |
Размер файла | 20,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
МИФОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
2. Философия и ее связь с мифологией
3. Сходства и различия между философией и мифологией
Список используемой литературы
философия мифология мировоззренческий
Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породило мифологию. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Предпосылками мифологического мировоззрения служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, не отделившегося от эмоционально-чувственной сферы. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.
Миф объясняет действительность в наглядно-образной форме, не через абстрактные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций. В нем присутствует эмоциональная насыщенность, он затрагивает чувства людей.
Еще одна важная черта мифа— коллективность. Не отдельная личность, а коллектив творит первобытный миф.
Миф это и не легенда, не предание, хотя последние в основе своей могут иметь элементы некогда пережитой мифологии. Легенды и предания складываются с учетом обстоятельств исторической и социально-политической жизни. Они являются сознательным подкреплением тех или иных идей, фактов или тенденций.
Миф не является оправданием чего-то, он есть органическое продолжение общественной жизни людей, распространяемой на природу. Тем самым осуществлялась возможность овладения ею, она становилась близкой и понятной. Отсюда вытекают функции мифа.
Он зарождается на стадии общинно-родовой жизни, и другой реальности для древнего человека не существовало. Вся его жизнь подчинялась ритму коллективной деятельности и коллективному образу жизни и мышления. Индивид растворялся в общине и ее интересах. Миф культивировал естественные и доступные пониманию индивида родственные отношения, которыми он был накрепко связан со своим родом. Он внушал индивиду необходимость поддерживать целостность коллективной организации как необходимое условие полноценного индивидуального существования. И вполне понятно, что и природную жизнь древний человек воспринимал по аналогии с общественной, с теми же родственными связями, благодаря которым мир представал как единая большая космическая семья.
Мифологическое мировоззрение также выполняло следующие функции:
* обобщающую: обобщение имело специфический по сравнению с философским и научным обобщением характер, базируясь на чувственных представлениях;
* объясняющую: объяснение вещей и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении; на основе простого доверия к говорящему аккумулировался опыт человечества, достигнутые знания;
* моделирующую: все происходящее в мифе приобретало характер образца, модели для воспроизведения;
* регулирующую: в мифах не только выражалась совокупность достигнутых знаний, но и утверждалась определенная, принятая в данном обществе система ценностей, норм поведения.
2. Философия и ее связь с мифологией
Философия не могла появиться сама по себе. Ее зарождение как науки предшествовали другие формы людского сознания, которые существовали ранее. На основе мифологического, религиозного мировоззрения, зачатков накапливаемых научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки формирования философского мышления.
Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к философскому. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.
Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиции разума, им придается новое смысловое, рациональное истолковании. Философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Так постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, и на смену мифологического мировоззрения пришло философское.
С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения философии, мифология всегда соседствует с ней, часто переплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Более того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отражение в философии.
Мифология и философия являются двумя различными формами общественного создания, двумя типами мировоззрения. Зарождающаяся философия заимствовала у мифологии основные вопросы, сформулировав их в более четкой форме. Поэтому одновременно они являются частями одного целого, так как философия сформировалась на базе обретенного опыта мифологии.
3. Сходства и различия между философией и мифологией
Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.
Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.
Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.
1. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское требует доказательств.
2. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достоверность которого с самого начала ставится вне всяких сомнений.
3. Средством философского рассуждения служат не наглядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.
4. Философское сознание, в отличие от мифологии, не синкретично.
5. Философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Взгляды разных философов могут быть противоречащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.
6. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна.
7. В философии все главные структурные единицы неразрывно связаны и представляют собой единую систему.
8. Для философии чуждо все сакральное и священное.
Философия и мифология неразрывно связаны между собой, так как одна форма мировоззрения породила другую, но с рациональными понятиями.
Список используемой литературы
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анализ истоков философского мышления. История возникновения мифологии как формы общественного сознания. Сущность мифологического и религиозного миропонимания как предпосылок философии. Понятие и функции религии, описание ее ранних и современных форм.
реферат [35,1 K], добавлен 11.09.2010
Возникновение философии. Философия и мифология. Предмет философии. Философия и наука. Состав философского знания. Периодизация истории философии. Различия между философией, религией и мифологией.
курсовая работа [19,8 K], добавлен 24.11.2004
Принципы всеобщей связи. Категория диалектики как отражение универсальных связей бытия. Общественное бытие и общественное сознание. С чего может или должна начинаться философия в каждом конкретном случае, как к ней приобщается отдельно взятый человек.
реферат [53,7 K], добавлен 07.12.2011
Теоретическое осмысление проблем, связанных с мифологией. Теория мифологии Ф.В.Й. Шеллинга. Роль мифологии в историческом процессе. Мифология, или естественная религия. Отсутствие зависимости религий от рациональных и когнитивных аспектов сознания.
реферат [19,3 K], добавлен 12.02.2009
Сущностное отношение человека к миру. Создание мифологических повествований. Роль мифологии в происхождении философии. Функции философии в жизни общества и ее роль в перестройке оснований культуры. Проблема превращения философии в научную систему.
реферат [32,4 K], добавлен 20.01.2013
Межпредметные связи и основы философии. Человек как главная философская проблема. Теория внешнего вмешательства. Креационистская и эволюционная теории происхождения человека. Фундаментальные отличия человека от животного. Смысл существования человека.
презентация [1,3 M], добавлен 27.12.2013
Историческое развитие понятия сознание. Структура сознания. Общественное сознание. Индивидуальное сознание. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.
реферат [15,5 K], добавлен 28.11.2004