Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Тема 27. СССР в период коллективизации и индустриализации (1929-1939 гг.)

Хронология:

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Термины и аббревиатуры (обязательны для заданий ЕГЭ № 3-4 термины выделены жирным шрифтом):

События всеобщей истории из списка ФИПИ в период 1929-1939 гг. (для заданий ЕГЭ № 1 и № 11):

Практика:

Вопросы (для устного ответа):

Тема «Индустриализация в СССР»:

1) Каковы были причины индустриализации СССР? Являлась ли индустриализация насущной необходимостью для Советского Союза на рубеже 1920–1930-х гг.?

2) В чем состояли важнейшие различия в отношении к индустриализации между сторонниками Николая Бухарина и левой оппозицией?

3) Чем был вызван переход к форсированию индустриализации?

4) Какой путь развития экономики преобладал в годы первых пятилеток: интенсивный или экстенсивный?

5) Охарактеризуйте социалистическое соревнование в годы первых пятилеток. Какую роль оно сыграло в осуществлении индустриализации?

6) В чем состояли различия в экономической политике первой и второй пятилеток?

7) Каковы были общие итоги индустриализации с точки зрения развития экономики и состава советского общества?

Тема «Коллективизация сельского хозяйства в СССР»:

1) Каковы были важнейшие причины коллективизации?

2) Почему в середине 1920-х гг. руководство ВКП(б) считало необходимым поддерживать индивидуальное крестьянское хозяйство?

3) Какую роль играла в деревне 1920-х гг. кооперация? Найдите сведения о роли кооперации в современном сельском хозяйстве развитых стран.

4) Почему руководство ВКП(б) считало необходимым наступление на кулачество? Как понимал это наступление Николай Бухарин? В чем заключалось наступление на кулака в 1925–1927 гг.?

5) Как кризис хлебозаготовок связан с переходом к сплошной коллективизации?

6) Какова связь между индустриализацией страны и методами коллективизации?

7) Какую роль сыграл в проведении коллективизации переход к использованию новой техники, в частности тракторов?

8) Охарактеризуйте методы форсирования коллективизации.

9) Охарактеризуйте причины, методы и последствия политики ликвидации кулачества как класса.

10) Чем была вызвана борьба с «перегибами» в колхозном движении в 1930 г.? Охарактеризуйте ее методы.

11) Объясните, чем был вызван голод 1932–1933 гг.

Тема «Советское общество в 1930-е гг.»:

1) Охарактеризуйте изменения в образе жизни населения СССР в 1930-х гг.

2. Как связаны между собой индустриализация и резкое повышение культурного уровня населения СССР?

3) Чем объясняется массовый энтузиазм, присущий общественному сознанию советского общества в 1930-х гг.?

4) Чем были вызваны трудности в снабжении населения потребительскими товарами?

5) Как вы считаете, каковы сильные и слабые стороны системы распределения материальных благ по карточкам?

6) Какие цели преследовало разделение населения, в том числе рабочих, на различные категории снабжения? Считаете ли вы такое разделение оправданным?

7) Чем объясняется рост принудительного труда в годы первой пятилетки?

8) Почему власти не скрывали использование принудительного труда на строительстве Беломорско-Балтийского канала, а напротив, пропагандировали его?

10) Чем было вызвано появление номенклатур-ных привилегий? Было ли их распространение закономерным или они возникли в результате своекорыстных действий отдельных руководителей?

11) Согласны ли вы с утверждением ряда исследователей, что номенклатура стала новым господствующим классом советского общества?

Тема «Внутриполитическая жизнь в СССР 1930-х гг. Большой террор»:

1) Какие цели преследовал Иосиф Сталин, добивая бывших оппозиционеров, давно отказавшихся от какой-либо борьбы против его власти?

2) Чем были вызваны и какие цели преследовали массовые репрессии против людей, не совершавших никаких преступлений и вполне лояльных к власти?

3) Охарактеризуйте советскую Конституцию 1936 г.

4) Дайте подробную характеристику Иосифа Сталина как человека и политического деятеля.

5) Какие цели преследовала массовая отправка невиновных людей в лагеря?

№ 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

№ 3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям 1930-х гг.

1) «план Маршалла»; 2) Конституция СССР; 3) секретный протокол; 4) ленд-лиз; 5) раскулачивание; 6) паспортная система.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

№ 3. Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917–1921 гг.

1) Совнарком; 2) рабочий контроль; 3) сплошная коллективизация; 4) «военный коммунизм»; 5) комбеды; 6) стахановцы.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

№ 3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям периода сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР.

1) колхоз; 2) трудодень; 3) раскулачивание; 4) выкупные платежи; 5) карточная система; 6) комбеды.

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

№ 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям второй половины 1920-х – 1930-х гг.

1) продразвёрстка; 2) индустриализация; 3) колхозы; 4) пятилетка; 5) подкулачник; 6) перестройка.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

№ 3. Ниже приведён список аббревиатур. Все они, за исключением двух существовали в СССР в 1930-х гг.

1) КПСС; 2) НКВД; 3) ЦИК СССР; 4) ГКЧП; 5) СНК; 6) ГУЛАГ.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

№ 4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР, осуществлявшийся в 1930-е гг.

№ 4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Осуществлённое в СССР в конце 1920-х – начале 1930-х гг. массовое создание колхозов, сопровождавшееся ликвидацией единоличных хозяйств.

№ 4. Напишите термин, о котором идёт речь.

Название кампании, осуществлявшейся местными органами исполнительной власти на основании постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» и заключавшейся в лишении имущества и отправке в концлагеря или насильственном переселении в отдалённые местности части крестьян по политическим и социальным признакам.

№ 4. Напишите пропущенное слово.

Процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в общественные социалистические хозяйства путём кооперирования, активно проводившийся советским руководством с 1929 г., получил название «____________________ сельского хозяйства».

№ 6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ:

А) «В районах сплошной коллективизации, где коллективизацией охвачена основная масса крестьянских хозяйств, в целях наибольшего обеспечения дальнейшего развертывания социалистического переустройства сельского хозяйства и полного преодоления сопротивления кулацких элементов делу переустройства крестьянского хозяйства на коллективных началах, в соответствии с требованиями и решениями широких масс крестьян, объединяющихся в колхозы: отменяется действие закона об аренде земли и о наемном труде в сельском хозяйстве (раздел VII и VIII Общих начал землепользования и землеустройства); конфискуются у кулаков средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы и тому подобный живой и мертвый инвентарь.

II. В связи с этим все кулацкие хозяйства разделяются на следующие категории:

первая категория – кулацкий актив, подлежащий заключению в концлагеря;

вторая категория – подлежащие высылке в отдаленные местности Союза ССР или в пределах данного края в отдаленные районы края;

третья категория – остающиеся на месте своего жительства с отводом им земель вне колхозных полей».

Б) «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много, в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Остались почти нетронутыми в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеров, грузмеков, дашнаков, муссаватистов, иттихадистов и др.), а также кадры бывших активных участников бандитских восстаний, белых, карателей, репатриантов и т.п.

Часть перечисленных выше элементов, уйдя из деревни в города, проникла на предприятия промышленности, транспорт и на строительства.

Кроме того, в деревне и городе до сих пор еще гнездятся значительные кадры уголовных преступников – скотоконокрадов, воров-рецидивистов, грабителей и др. отбывавших наказание, бежавших из мест заключения и скрывающихся от репрессий. Недостаточность борьбы с этими уголовными контингентами создала для них условия безнаказанности, способствующие их преступной деятельности.

Как установлено, все эти антисоветские элементы являются главными зачинщиками всякого рода антисоветских и диверсионных преступлений, как в колхозах и совхозах, так и на транспорте и в некоторых областях промышленности.

Перед органами государственной безопасности стоит задача – самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства.

В соответствии с этим приказываю – с 5 августа ______ года во всех республиках, краях и областях начать операцию по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников.

IV. Порядок ведения следствия.

В процессе следствия должны быть выявлены все преступные связи арестованного.

2. По окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки.

К делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение».

ХАРАКТЕРИСТИКИ:

1) Приведенное в тексте постановление было издано в 1937 г.

2) Приведенное в тексте постановление в народе называли «указом от седьмого-восьмого».

3) В период издания данного постановления в СССР осуществлялась первая пятилетка.

4) Приведенное в тексте постановление было издано в 1932 г.

5) Народным комиссаром внутренних дел СССР на момент издания данного постановления был Николай Ежов.

6) Приведенное в тексте постановление было издано в 1930 г.

№ 10. Прочтите отрывок из письма современника и напишите название политики, о проведении которой идёт речь.

«Когда мужика оставили без хлеба и без скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник начинает говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому что мы сами хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём колхозы».

№ 10. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля науки и укажите фамилию руководителя СССР, дважды пропущенную в тексте.

№ 12. Прочтите отрывок из информационной сводки:

В Чебоксарском районе «сгоряча» раскулачили несколько середняков и даже бедняков. Раскулачивание происходило без участия бедняцко-середняцкого схода и при игнорировании сельсовета. Это раскулачивание кончилось тем, что один из раскулаченных середняков в Чебоксарском районе наложил на себя руки («Правда Севера», 10 февраля).

В Грязовецком районе некоторые сельсоветы допустили раскулачивание середняков. Герцемский сельсовет отбирал имущество, скот и дома у тех, например, кто продал воз своих лаптей или несколько пар рукавиц («Правда Севера», 19 февраля).

2. Московская область.

В Тверском округе, где раскулачивание в основном проходит правильно, есть отдельные случаи, когда при раскулачивании задели середняка, а некоторые кулаки остались нетронутыми. У рабочих, имеющих в деревне имущество, отбирали дома и сено. У кулаков отбирали мелочи домашнего обихода: часы-ходики, лампы, одеяло и другое «барахло».

В Кимрском округе в Фоминском и Перловском районах отобрали у кулаков все мелочи, вплоть до грибов; все делили среди колхозов и отдельных хозяйств, а в то же время кулаков на учет не взяли и куда они ушли – никому неизвестно. Нераскулаченные кулаки под шумок распродали свое имущество («Рабочая Москва», 19 февраля)».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Новостные сводки, представленные в тексте, свидетельствуют о «перегибах на местах» в процессе раскулачивания.

2) Руководителем страны в период, когда появилась эта информсводка, был Владимир Ленин.

3) Данная информсводка появилась в период реализации Новой экономической политики.

4) В год, когда появилась данная информсводка, Лев Троцкий занимал пост председателя Реввоенсовета СССР.

5) Советская пресса не приветствовала раскулачивание середняков.

6) Руководителем страны в период, когда появилась эта информсводка, был Иосиф Сталин.

№ 12. Прочтите отрывок из письма М. Горького И.В. Сталину.

«20-го марта секретари редакции представили мне 1-й том по истории Гражданской войны. Том посвящён истории Октябрьской революции. Проделана огромная работа, впервые будет дана сводная работа по одному из самых величественных моментов истории. Много новых и очень ценных данных.

Я прочитал весь том и сделал ряд конкретных указаний – они заняли четырнадцать страниц. Остановлюсь только на основных.

Недостаточно мотивировано деление эсеров на три группы. Я особенно настаивал бы на освещении эсерства, ибо оно хотело быть партией крестьянства, т.е. большинства населения, и некоторое время играло эту роль. Политический разгром этой партии – огромная победа большевизма, победа, глубочайшее значение которой ещё не совсем выяснено. Для пролетариата всех стран крайне поучительно было бы подробно ознакомиться с историей этой победы.

Кое-где не совсем точно дана историческая перспектива. Так, об исторических ошибках Каменева и Зиновьева в Октябрьские дни надо бы дать точными словами Ленина. Есть и недоработанные места. Например, не выяснены мотивы, почему Троцкий ввёл меньшевиков в президиум Петросовета»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Данное письмо написано при жизни В.И. Ленина.

2) «Историческими ошибками» Каменева и Зиновьева, о которых пишет автор, было их выступление против курса В.И. Ленина на вооружённое восстание в Петрограде в октябре 1917 г.

3) Автор письма только критикует первый том по истории Гражданской войны.

4) Партия, о победе большевиков над которой идёт речь в третьем абзаце отрывка, использовала в своей борьбе против самодержавия террористические методы.

5) Политический деятель, упомянутый в последнем предложении отрывка, занимал должность председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

6) Автор данного письма в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом.

№ 12. Прочтите отрывок из воспоминаний политического деятеля.

«Такие события, как Великая французская революция, нельзя рассматривать в масштабе «нескольких лет». Без Великой революции была бы невозможна вся новая Франция…

Ещё большей исторической дистанции требует Октябрьская революция. Уличать её в том, что в течение 12 лет она не дала всеобщего умиротворения и благополучия, могут только безнадёжные тупицы. Если брать масштабы немецкой реформации и Французской революции, которые были двумя этапами в развитии буржуазного общества на расстоянии почти трёх столетий друг от друга, то придётся выразить удивление по поводу того, что отсталая и одинокая Россия через 12 лет после переворота обеспечила народным массам уровень жизни не ниже того, который был накануне войны. Уж это одно является в своём роде чудом. Но, конечно, значение Октябрьской революции не в этом. Она есть опыт нового общественного режима. Этот опыт будет видоизменяться, переделываться заново, возможно, что с самых основ. Он получит совсем иной характер на фундаменте новейшей техники.

…Со времени моей высылки [из СССР] я не раз читал в газетах размышления на тему о «трагедии», которая постигла меня. Я не знаю личной трагедии. Я знаю смену двух глав революции…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Автором воспоминаний является Н.И. Бухарин.

2) Воспоминания написаны в первой половине 1920-х гг.

3) Автор считает, что главное значение Октябрьской революции состоит в повышении уровня жизни народа в течение первых 12 лет.

4) Автор считает, что «общественный режим» в СССР будет в дальнейшем изменяться.

5) Обеспечение уровня жизни народных масс, о котором пишет автор, стало возможно благодаря проведению новой экономической политики (нэп).

6) Французская революция, о которой пишет автор, произошла в XVIII в.

№ 12. Прочтите отрывок из воспоминаний советского политического деятеля.

И второй факт – это убийство комиссара охраны Кирова, который лично его сопровождал и был после совершённого убийства арестован чекистами для допроса.

Сталин послал чекистов, чтобы они доставили его к нему для допроса в Зимний дворец. Но при перевозке его на машине по дороге случилась автомобильная авария, машина ударилась обо что-то. Убитым оказался только комиссар из охраны Кирова…

Сталин возмущался: как это могло случиться? Всё это было очень подозрительно. Но никаких выводов Сталин из этого не делал. Дальше расследовать, распутывать весь узел он не предлагал, а лишь возмущался».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

1) Убийство, о котором идёт речь в первом предложении отрывка, произошло в 1937 г.

2) Данные воспоминания были написаны и изданы в СССР во второй половине 1940-х гг.

3) Автор недоволен действиями советских правоохранительных органов, которые могли, предотвратить убийство политического деятеля.

4) Автор считает, что Сталин не сделал всего возможного для расследования убийства политического деятеля.

5) Убитый политический деятель, о котором говорится в отрывке, возглавлял антисталинскую оппозицию.

6) Убийство политического деятеля, о котором идёт речь, послужило поводом для усиления политических репрессий.

№ 13-16. Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

№ 13. Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Строительство гидроэлектростанции, обозначенной на схеме цифрой «2», было начато в 19 _______ годах».

№ 14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

№ 15. Укажите название города-порта, обозначенного на схеме цифрой «4».

№ 16. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», более 200 лет был столицей России.

2) Липецк был центром нефтедобычи.

3) В период, к которому относится схема, из Москвы до Воркуты можно было добраться по железной дороге.

4) На схеме обозначен город, который в дореволюционные времена назывался Царицын.

5) Кандалакша была центром металлургической промышленности.

6) Под цифрой «5» на карте отмечен Ташкент.

№ 18-19. Рассмотрите изображение и выполните задания 18-19.

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

№ 18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920–1930-х гг.

2) Карикатура посвящена событиям, происходившим в рамках борьбы И.В. Сталина с «троцкистской оппозицией».

3) Автор карикатуры поддерживает социально-экономическую модель советского общества, сложившуюся в период нэпа.

4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

5) Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н.С. Хрущёва в 1964 г.

№ 19. Укажите почтовые марки, выпущенные в период руководства СССР политического деятеля, при котором была создана данная карикатура.

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Смотреть картинку Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Картинка про Что общего между индустриализацией и коллективизацией. Фото Что общего между индустриализацией и коллективизацией

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи политического деятеля:

«Задачей второго трёхлетия существования Советского государства и было показать, как эта вооружённая организация победы революционных масс сложится в новый общественный порядок, как начнёт складываться новый строй общественных отношений, несущий в самом себе начала длительной, фундаментальной устойчивости, покоящийся не только на подъёме революционной энергии в течение нескольких месяцев или пары лет, но обеспечивающий победу в длительной революционной борьбе. Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что нащупаны те формы сосуществования крупного, государственно-общественного и мелкого частного (крестьянского, ремесленного) хозяйства, которые позволяют им сосуществовать очень долгий период, на протяжении которого роль этого мелкого частного хозяйства ещё будет очень значительной.

…Переход на новый этап развития советских финансов позволяет нам сегодня осуществить и столь сложную операцию, как организация крестьянского займа. Крестьянский заём имеет и важное значение для экономики всей советской страны и для крестьянского хозяйства: он играет крупнейшую роль как один из способов поддержания хлебных цен на правильном уровне. Если крестьянство заблаговременно запасётся облигациями Крестьянского займа, уплата сельскохозяйственного налога осенью, после нового урожая сможет пройти без резкого снижения хлебных цен, которое легко может наступить при выбрасывании единовременно громадных масс хлеба для уплаты налога. Чем больше сможет крестьянское хозяйство использовать остатки хлеба старого урожая или другие ресурсы для закупки облигаций государственного займа, тем меньше надобности будет в спешной продаже осенью хлеба и т.п. по менее выгодным ценам, тем легче удастся крестьянству и советскому правительству удержать осенью хлебные цены на должной высоте. Перевод налога в текущем году полностью на деньги даёт возможность советскому правительству и государственным и кооперативным организациям заблаговременно подготовиться к закупке хлеба осенью в достаточных размерах, но и крестьянство имеет все основания подготовиться в меру возможности уже с весны к уплате денежного налога осенью».

№ 20. Укажите десятилетие, когда была написана данная статья. Укажите название социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Укажите Председателя Совета Народных Комиссаров в год, когда был осуществлён переход к этой социально-экономической политике.

№ 21. Укажите упомянутое автором статьи изменение в налогообложении. Почему, по мнению автора, осенью может наступить резкое снижение хлебных цен? Назовите способ, с помощью которого, по мнению автора, можно не допустить резкого снижения хлебных цен.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите название политики большевиков по отношению к крестьянству, пришедшей на смену политике, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке. Назовите любые две причины (предпосылки) отказа большевиков от проведения социально-экономической политики, в рамках которой были предприняты меры, описанные в отрывке.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи политического деятеля:

«За последние годы в ряде производственных отраслей, в первую очередь промышленных, мы уже подошли к серьезным техническим сдвигам: наша нефтяная промышленность, черное гнездо которой прочно слажено в Бакинском районе, пережила настоящую техническую революцию и почти переоборудована на американский лад; наше машиностроение, основной рычаг дальнейшего переворота и индустриальной переделки страны, двинулось большими шагами вперед; его особый ряд, сельскохозяйственное машиностроение, втрое превысил цифры довоенного уровня; выросла целая новая ветвь промышленности – электротехническая промышленность; заложен фундамент нашей химической промышленности, и впервые на нашей территории мы приступаем к добыче азота из воздуха; электрификация, постройка электростанций неуклонно завоевывают все новые и новые позиции; хозяйственно-техническая революция выбрасывает свои щупальцы и в деревню; мощно поддерживая и развивая кооперативные объединения крестьян, она уже выслала около 30 000 тракторов в поля и степи нашей страны, и тракторные колонны, как боевые дружины технического переворота, появляются уже нередко гостями на самых отсталых, поистине варварских участках нашего Союза – впервые ножи тракторных плугов поднимают целину сельских, украинских, заволжских, казахских степей, и вольный ковыль в последний раз поет свою предсмертную песнь.

Реконструктивный период требует от хозяйственного руководства самого тщательного продумывания проблем текущей политики. Здесь прежде всего вновь ставится все тот же «проклятый» вопрос о соотношении города и деревни, и вновь разогреваются старые «рецепты», долженствующие якобы спасти нас от всяких зол и напастей; троцкистские чревовещатели, эти садовники, дергающие растение за верхушку, чтобы оно «скорее росло», и мелкобуржуазные рыцари крепкого хозяина, которые скорбят и хнычут по поводу «форсированного наступления на кулачество», – все они загомозились на фоне затруднений в связи с хлебозаготовками, ожили, возобновили продукцию своих панацей, выступили – в который раз! – со своими пожеланиями, требованиями, предостережениями, угрозами. Рассмотрим и мы эту «проблему проблем», еще раз критически проверив свою линию.

Мы провели историческую борозду между капиталистическим миром и миром пролетарской диктатуры, но нам полезно использовать исторический опыт капитализма.

Хлебозаготовительный кризис явился выражением вовсе не изобилия хлеба при голоде на промтовары. Это «объяснение» не выдерживает никакой критики. Он подготовлялся в обстановке измельчания крестьянского хозяйства стабильностью или даже падением зернового хозяйства и проявился: 1) при выросшей диспропорции цен на зерно, с одной стороны, техкультур – с другой; 2) при росте добавочных доходов от неземледельческого труда; 3) при недостаточном повышении налоговых ставок на кулацкие хозяйства; 4) при недостаточном снабжении деревни промтоварами; 5) при возросшем хозяйственном влиянии кулачества в деревне.

В своем существе кризис этот связан был с неправильной политикой цен, с огромным разрывом цен на зерно и на другие продукты сельского хозяйства. В результате этого происходило перераспределение производительных сил в сторону от зернового хозяйства, их (относительное) бегство из области зерновой продукции »

№ 20. Укажите десятилетие, когда была написана эта статья. Назовите политического руководителя СССР в этот период. Укажите название политики в области сельского хозяйства, избранной политическим руководством страны после упомянутого в тексте хлебозаготовительного кризиса.

№ 21. Какие достижения в социально-экономическом развитии страны отмечал автор статьи? Назовите три достижения.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трех характеристик политики в области сельского хозяйства, избранной политическим руководством страны после упомянутого в тексте хлебозаготовительного кризиса.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из письма политического деятеля:

«Вот в чём суть и основной смысл того лозунга, того курса на индустриализацию страны, который был провозглашён XIV партсъездом и который проводится ныне в жизнь.

Некоторые товарищи думают, что индустриализация представляет вообще развитие всякой промышленности. Есть даже такие чудаки, которые полагают, что ещё Иван Грозный, который когда-то создавал некоторый зародыш промышленности, был индустриалистом. Если идти по этому пути, тогда Петра Великого надо назвать первым индустриалистом. Это, конечно, неверно. Не всякое развитие промышленности представляет собой индустриализацию. Центр индустриализации, основа её состоит в развитии тяжёлой промышленности, в развитии, в конце концов, производства средств производства… Индустриализация имеет своей задачей не только то, чтобы вести наше народное хозяйство в целом к увеличению в нём доли промышленности, но она имеет ещё ту задачу, чтобы в этом развитии обеспечить за нашей страной, окружённой капиталистическими государствами, хозяйственную самостоятельность, уберечь её от превращения в придаток мирового капитализма. Не может страна диктатуры пролетариата, находящаяся в капиталистическом окружении, остаться хозяйственно самостоятельной, если она сама не производит у себя дома орудий и средств производства, если она застревает на той ступени развития, где ей приходится держать народное хозяйство на привязи у капиталистически развитых стран, производящих и вывозящих орудия и средства производства. Застрять на этой ступени – значит отдать себя на подчинение мировому капиталу.

…Из этого следует, что индустриализация нашей страны не может исчерпываться развитием всякой промышленности, развитием, скажем, лёгкой промышленности, хотя лёгкая промышленность и её развитие нам абсолютно необходимы. Из этого следует, что индустриализация должна пониматься прежде всего как развитие у нас тяжёлой промышленности и особенно как развитие нашего собственного машиностроения, этого основного нерва индустрии вообще. Без этого нечего и говорить об обеспечении экономической самостоятельности нашей страны».

№ 20. Укажите десятилетие, когда в СССР был провозглашён курс, о котором идёт речь в данном письме. Укажите руководителя СССР в этот период. Укажите название социально-экономической политики большевиков, непосредственно предшествовавшей курсу, о котором идёт речь в письме.

№ 21. Каких целей (задач), по мнению автора, необходимо достичь в результате реализации курса, о котором идёт речь в письме? Назовите три задачи.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Укажите период, на который составлялись планы развития народного хозяйства во время проведения курса, о котором идёт речь в данном письме. Укажите не менее двух промышленных объектов, построенных в ходе реализации этого курса.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний участника строительства Сталинградского тракторного завода С.З. Гинзбурга:

«Рассказывая о стройках тех лет, хочу засвидетельствовать, что недаром говорят и пишут: в годы первой пятилетки вся наша страна превратилась в громаднейшую строительную площадку. … Каждый коллектив, каждая партийная, комсомольская, профсоюзная организация на своем участке работы делала все возможное, чтобы выполнить вовремя заказы для ударных строек…

Страна была охвачена пафосом строительства. Поразителен героизм строителей в годы первой пятилетки. Тысячи и тысячи людей отдавали революции, социализму все силы и саму жизнь…

Сейчас уже трудно представить условия, в которых начинались эти гигантские работы. Ведь механизации не существовало почти никакой. Имелись лишь краны-укосины, бетономешалки и некоторые другие простые устройства. Земляные работы по планировке площадок, рытью котлованов под фундаменты цехов выполнялись артелями грабарей. … И вся их «техника» состояла из телег-грабарок, в которые впрягали лошадей, и обыкновенной совковой лопаты. …

С развертыванием широкого фронта работ основной политической задачей партийная организация строительства считала борьбу за высокие темпы. Лозунгом дня стало: «Догнать и перегнать американские темпы в строительстве». Вот тут и началось социалистическое соревнование.

На стройку пришло много молодежи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым ее шагом было введение непрерывной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отдыхали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки – не могли смириться с нарушением «завета отцов»».

№ 20. Назовите десятилетие, когда началась реализация первой пятилетки. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

№ 21. В каких условиях начинались работы в ходе реализации первой пятилетки? Опираясь на текст, назовите три условия.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Какие не названные в тексте черты, специфические особенности были присущи описанному в источнике процессу в СССР? Укажите не менее трех черт, особенностей.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из рассказов советских рабочих:

«Рабочий, не ударник, 26 лет, из крестьян, на заводе работает 9 месяцев, раньше был ломовым извозчиком:

А я и понятия не имею о соцсоревновании. Да я и не слыхал таких вопросов, не задавали мне этого вопроса. Не было собрания по этому вопросу. А может быть, и было, а мне время не позволяет быть. Я не могу больше ничего объяснить, зачем и к чему. Прихожу и работаю, и на этом я себя исчерпал.

Рабочий листопрокатного цеха завода «Серп и молот»:

Социалистическое соревнование – это не есть конкуренция просто. И оно тогда пойдет, если все будут работать заедино и сознательно, как в одной семье родные братья, тогда мы дойдем до сплоченности всего рабочего класса земного мира.

Бывший бригадир рессорного цеха завода АМО, сейчас пионервожатый, комсомолец, 18 лет:

Вот у отсталых рабочих, у них взгляды мелкособственные. Все взгляды на то, чтобы сколотить мошну, а на остальное ему наплевать. Вот у нас один такой подкулачник. «Я, ребята, за власть», – а между прочим наутро затевает разговор на разные темы: о китайских событиях, о продовольственных затруднениях, почему раньше было всего вдоволь, а теперь затруднения; начинает доказывать, почему раньше все было, а теперь все не хватает. Во время работы дурачит инженера, старается представить перед рабочими его, что он ни черта не знает. Вырабатывает больше нормы, рубль в час. Излишки припрятывает на следующую получку, если работа будет плохая. Сознательно не снижает себе расценков, у него всегда чем у всех больше.

Рабочий-обрубщик сталелитейного цеха завода «Серп и молот», 30 лет; 7 лет работает здесь, а раньше – у Эйнема, кондитером. Числит себя крестьянином. «Не хочу ударять, не к чему. Торопиться мне некуда. Я свое заработал, мне хватит»:

Я назначил свидание себе с ударницей и спросил, как у нее насчет производства. Она за ударничество получила две простыни, 12 носовых платков, радио с одним наушником, который молчит. Работает она на производстве 16 лет, и вот трудно другим, которые пришли с биржи, за ней тянуться. А другие работницы на этой работе зарабатывают рубль с четвертью. А вот она зарабатывает 140-160 в месяц. Хожу к ней и критикую ее на 100%, потому что она неправильную линию ведет. В общем: пожиже бы немножко надо бы напирать на соревнование.

Сверловщик механического отдела завода АМО, 26 лет. Сюда прибыл из армии чернорабочим и здесь поднял квалификацию:

В недалеком будущем будут построены коллективы, делящие поровну общий заработок. Они будут объединять людей не только производственной установки, но и товарищеской. Они будут подбираться не случайно, и бригады будут по своему характеру подбирать людей.

Я мыслю себе весь завод состоящим из таких коллективов – бригад, и результаты от этого будут колоссальные и в производстве, и в классовом отношении. Ибо, бесспорно, пойдет это и к бытовому объединению и переходу от производственных коллективов на бытовые. По-моему, это уже и будет социализм.

Я люблю завод. С какой радостью слежу, как растут новые цеха.

И работая у станка, я горжусь, что являюсь мелкой гайкой в этом большом механизме. И мне всячески хочется не быть последней гайкой, а хочется лучше работать. Добросовестное отношение к своей работе – это еще меня мало удовлетворяет, мне хочется, чтобы все рабочие так кипели. Мне хочется, чтобы как можно скорей пришло то время, когда завод будет выпускать тысячами машины».

№ 20. Назовите десятилетие, в которое были собраны эти рассказы рабочих. Назовите руководителя страны в этот период. Назовите фамилию любого известного вам передовика производства – участника социалистического соревнования, о котором идет речь в тексте.

№ 21. Как, согласно тексту источника, поощряли передовиков производства? Приведите два любых упомянутых в рассказах рабочих поощрения для передовиков производства. Какой недостаток политики социалистического соревнования выделяют некоторые рабочие? Пользуясь источником, назовите один любой недостаток.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трех советских индустриальных объектов, построенных в то десятилетие, к которому относятся приведенные в тексте рассказы рабочих.

№ 20-22. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний сына репрессированного политического деятеля:

«…Волна репрессий сталинской инквизиции поднялась до шторма

В ________ г. в Москве появилось новое внесудебное ведомство для ускоренного принятия карающих решений в отношении многих тысяч «врагов народа», не заслуживающих рассмотрения в высоких судебных инстанциях, с участием Вышинского и пр[очих] высокопоставленных «Деятелей правосудия».

Этот карающий меч для «мелкой сошки» назывался «Особым совещанием» (и не только для мелкой), куда входили: представитель ЦК, представители Верховной прокуратуры и НКВД. «Дела» стряпались стремительными темпами. Без этих темпов невозможно было в сжатые сроки переварить многие тысячи заключенных хотя бы по вместимости тюрем Москвы, республиканских, краевых, областных и районных центров страны. В Москве была, например, известная всем, подследственная внутренняя тюрьма «Лубянка» на пл. Дзержинского, военная – Лефортово, еще какая-то тюряга за пределами города. Пересыльная «Бутырка» была переполнена до краев, с трехъярусными нарами. «Таганка» обслуживала друзей народа – уголовников. Вот и все возможности тюремного фонда столицы.

«Особым совещанием» была разработана совершенно новая, «прогрессивная» форма внесудебного разбирательства по каждому «делу». Скоростной допрос или лучше «дознание» (как при Малюте Скуратове) и скоростное заочное, без свидетельских показаний, решение «совещания» укладывалось, в общей сложности, в две-три недели, максимум в месяц, и осужденный был «готов» для пересыльной тюрьмы и лагеря. На отправке в пересылку роль «совещания» завершалась. »

№ 20. Запишите десятилетие, к которому относится год, пропущенный в тексте источника. Напишите имя руководителя СССР в этот год. Укажите руководителя НКВД, при котором волна репрессий, упоминаемая в тексте, достигла наивысших масштабов.

№ 21. С какой целью, согласно тексту источника, появилось Особое совещание? О каких грубых нарушениях законности в ходе работы Особого совещания говорит автор? Назовите два нарушения.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

№ 22. Привлекая исторические знания, назовите не менее трех судебных процессов, репрессивных кампаний или «дел», осуществленных в СССР в десятилетие, к которому относится пропущенный в тексте источника год.

№ 23. 2 марта 1930 г. в газете «Правда» была опубликована статья И. В. Сталина, посвящённая коллективизации сельского хозяйства в СССР. Укажите название статьи. В чём причины появления этой статьи? Укажите одну причину. Каковы были последствия её появления? Укажите одно любое последствие.

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Процесс коллективизации в СССР положительно сказался на жизни советской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Стахановское движение, развернувшееся в СССР в 1930-х гг., способствовало социально-экономическому развитию страны»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Политика индустриализации способствовала прогрессивному развитию советской экономики во второй половине 1920–1930-х годов»

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

№ 24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Преобразования 1920–1930-х гг. в сфере духовной жизни создали условия для успешного культурного развития широких слоёв общества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *