Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Сходство и различие между литературной и музыкальной речью

Образ Родины в русской музыке и литературе

Россия, Россия, нет слова красивей.

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и композиторы образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам

почувст­ вовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру своего народа.

Прочитай отрывок из рассказа В. Белова.

Тихая моя родина, ты врачуешь душу своей зеленой ти­ шиной.

Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом

моя тропа затерялась в траве, а я выхожу не к моло дым березам,

а белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо

по­ лощут ветками, приглушая двухнотный, непонят но откуда слышимый

Я сажусь у теплого стога и думаю,

что вот от­ машет время еще

какие то полстолетия и березы понадобятся

песням, а песни тоже ведь умирают,

И мне чудится в шеле сте берёз укор вечных свидетельниц человеческо го горя и радости.

Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья,

копили певучесть для па­ стушьих рожков.

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту

Взаимосвязь музыки, литературы, живописи.

Какими чувствами наполнена эта музыка?

Рассмотри картину «Стога. Сумерки» И. Левитана

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

3. Задание: Найди музыкальные терми­ ны в его тексте. Созвучен ли этому литературному фраг­ менту живописный пейзаж «Стога. Сумерки» И. Левитана?

Литературная и музыкальная речь

Самый распространённый жанр музыкально – литературного творчества – песня.

Именно на примере песни становятся очевидным сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Ответь на вопрос: Что является более значимым в вокальных произведениях: музыка или поэзия?

Прочитай стихотворение в прозе И.Тургенева «Деревня» так, чтобы тот, кто слушает тебя, почувствовал настроение, увидел всё то, о чём говорится. Подумай, почему свой маленький рассказ писатель назвал «стихотворение в прозе».

Послушай и напой мелодии народных песен:

Наравне с образцами высокой классической музыки и старинных народных песен мысль о Родине находит своё воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. Послушай и спой вместе с записью песню о Родине «Красно солнышко» муз,П.Аедоницкого сл..Шаферана.

Источник

Урок музыки в 5 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель : Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе и искусстве;

Развитие слушательской и исполнительской культуры, умений наблюдать за отдельными явлениями жизни и искусства, участвовать в коллективной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты изучения:

Знать основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вокализ»; В. Локтев «Песня о России».

Художественный материал: В. Белов «Тихая моя родина»; И. Левитан «Стога. Сумерки».

I. Организационная часть.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: Что роднит музыку с литературой? Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

1. Актуализация знаний

Вступительная беседа: слайд 1

— «Россия, какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

— Так о России писал С. Есенин.

— Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?

Ответы уч-ся: «Моя Россия» муз. Струве, «Вниз по матушке по Волге» рус.нар.п., «С чего начинается Родина» В. Баснер.

Слайд 2 Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родины нашей. Родная земля и в горсти мила.

— Писатели, композиторы, художники трепетно воспевают образ Отчизны, Родины-матери. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, сохранять культуру своего народа.

— А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

— Ответы уч-ся : наша страна, столица России – Москва, родной дом, двор, улица, город, поля, леса родители, друзья…

2. Формулирование темы урока.

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

— Ответы уч-ся: Россия – наша родина.

— Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…» Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет. (Слайд 3)

— Кто может объяснить, что такое вокальная музыка?

Ответы уч-ся: Вокальная музыка — это музыка для голоса, предназначенная для пения.

— Запишите определение: Вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы. (Слайд 4)

— Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

— А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось. (Слайд 5) В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки»;

Послушать произведение русского композитора;

Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

3. Работа над новым материалом.

Задание 1: Прочитать отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»;

Прочитайте отрывок из рассказа В. Белова «Тихая моя родина…»

Чтение отрывка. (учебник стр. 10)

Задание 2: Выяснить в чем проявляется музыкальность лирического размышления;

— В чем же проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Найдите музыкальные термины в его тексте.

Ответы уч-ся: Этот рассказ о природе, она наделена человеческими свойствами – близка музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь все звучит, дышит музыкой.

— Писатель создает такой художественный образ, который раскрывает его чувство Родины, высокое и бережное отношение к ней (тихая моя родина). Рассказ о березе, которая является символом родины – всего красивого, что связано с образом матери, земли, природы России, и несёт в себе патриотическую идею.

Задание 3: Сравнить литературное произведение с пейзажем И.Левитана «Стога. Сумерки». (Слайд 6)

— Рассмотрите, пожалуйста, картину И. Левитана и определите её эмоциональное содержание. Созвучна ли эта картина с отрывком из рассказа Василия Белова?

Ответы уч-ся: Картина изображает тишину и покой, как и в рассказе Белова, но чувствуется некоторая тревожность.

— И. Левитан за полчаса на листе картона набросал пейзаж с полем, стогами сена, полоской леса на горизонте и луной в ночном небе. Картина “ Стога. Сумерки ”, относится к последнему периоду жизни художника, и принадлежит к числу его лучших творений. Однако добиться нужного эффекта было не так просто. Художнику пришлось долго работать, чтобы придать этому, казалось бы, незамысловатому сюжету большую выразительность. И, в конце концов, Левитан блистательно справился с задачей. Картина безупречна во всех отношениях — по композиции, колориту, богатой и сложной фактуре.

Задание 4: Послушать произведение русского композитора ;

— Как вы считаете, музыкой какого русского композитора можно озвучить этот литературный фрагмент и картину? (предположения детей). (Слайд 6) Звучит фрагмент знакомого произведения С. Рахманинова «Концерт №3» ( Учащиеся называют композитора ).

— Максим Горький о нем говорил: «Как хорошо он слышит тишину!” С. Рахманинов родился 1 апреля 1873г. в имении Онега Новгородской губернии, умер 28 марта 1943 года в Беверли Хилс, США. Русский композитор, пианист-виртуоз, дирижер. С 4-х лет обучался музыке. Занималась с ним его мама. Успешно Рахманинов окончил Московскую консерваторию. Много выступал с концертами. Горячо поддерживал революцию 1917 года, но не понял ее, поэтому уехал за границу. Жил в Париже, Швейцарии, Нью-Йорке. С 1935г. окончательно поселился в США. Он завоевал славу величайшего пианиста мира.

Свой «Вокализ» Рахманинов посвятил великой русской певице Антонине Васильевне Неждановой. (Слайд 8) Сама певица вспоминала: «Все его произведения отличаются глубиной чувств, а также проникновенностью. Слушая их, всегда испытываешь необычайно сильный душевный трепет. В его романсах много лирики, подлинного чувства поэзии, правды и искренности, равнодушно петь их нельзя…

Он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это произведение, написанное с большим художественным вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: «Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами».

Давайте послушаем выразительные интонации голоса исполнительницы, и вы поделитесь своими впечатлениями о произведении, какие чувства и мысли вызывает у вас музыка, и как развивается содержание музыки?

После обсуждения учащиеся приходят к выводу: произведение исполняется без слов, но понятно, что это рассказ о чем-то близком и дорогом, музыка наполнена трепетным чувством любви человека к миру, к Родине.

III. Осмысление и закрепление знаний.

Задание 5: Повторить и дать определение песне (жанру вокальной музыки).

-Ребята, а какой самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества?

— Запишите определение: (Слайд 9) Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации.

— На примере этого жанра можно найти сходство и отличительные особенности между литературной речью и речью музыкальной.

Мысль о Родине находит свое воплощение и в песенном творчестве современных композиторов. (Слайд 10) Давайте познакомимся с песней В. Локтева на слова О. Высоцкой «Песня о России». Прочтите ее и скажите, если бы вы были композиторами, то какую музыку вы написали бы на эти слова?

Ответы уч-ся: мелодичную, напевную, светлую, задушевную, плавную, свободолюбивую…

(Рассуждения учащихся и разучивание слов песни)

— У каждого свое понимание Родины: это и милые сердцу уголки природы, и отчий дом, и колыбельные песни мамы, место, где человек родился и вырос.

Все проходит. Остается Родина.

То, что не изменит никогда.

С ней живут любя, страдая, радуясь,

Падая и поднимаясь ввысь…

И еще немало будет пройдено,

Коль зовут грядущие пути,

Но светлей и чище слова “Родина”,

Людям никогда не обрести.

IV . Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд 11)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).

Выбранный для просмотра документ музыкальный 8.pptx

Источник

Разработка урока по музыке на тему «Россия, Россия, нет слова красивей»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА УРОКОВ: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Тема урока: «Россия, Россия, нет слова красивей»

добиться освоения учащимися понятия вокальная музыка;

— обеспечить усвоения учащимися особенностей и характерного образного строя таких вокальных жанров как вокализ, песня, романс ;

— отработать навыки вокально-хоровой работы;

— расширить представление учащихся о взаимодействии музыки и литературы на образцах вокальной музыки.

Воспитательные цели: воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства.

развитие слушательской и исполнительской культуры;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие умений контролировать и анализировать свои действия;

— развитие умения планировать, оценивать свои действия.

Тип урока: комбинированный урок.

Используемая на уроке технология: Системно-деятельностный подход.

Образовательные задачи УЗ

Музыкальное приветствие, проверка подготовленности, организация внимания.

Этап актуализации и целеполагания

Обеспечить мотивацию, актуализировать субъектный опыт.

Содействовать постановке
и пониманию цели урока.

На первом уроке музыки мы обобщили ваши знания, приобретенные музыкально-жизненным опытом, о том, что роднит музыку и литературу. Теперь от общего мы перейдем к частному.
С сегодняшнего урока мы будем расширять ваши знания о тесном взаимодействии этих двух видов искусств.

Тема нескольких уроков звучит так…

Какова цель этих уроков?

Тема сегодняшнего урока…

Какие произведения искусства будут основой нашего урока?

Записывают тему уроков.

Записывают тему урока.

Художественные произведения о России.

Этап изучения и осмысления нового материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала.

Содействовать усвоению способов, средств, которые приведут к определенному выбору.

Какие чувства у вас вызвал отрывок из рассказа

В чем, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя? Подтвердите свой ответ музыкальными терминами из текста.

Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка к музыке, в которой мы не видим человека, но чувствуем его присутствие.

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем Исаака Левитана «Стога. Сумерки»?

Сейчас вы услышите два музыкальных произведения – это музыка Г. Свиридова «Пастораль».

Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский) – зарисовка деревенской жизни

Второе произведение В. Гаврилина «Вечерняя музыка»

Подумайте, каким можно озвучить фрагмент рассказа,
а каким картину И. Левитана.

Какой музыкой можно озвучить картину?

Как называется коллектив музыкантов, которые исполняют «Пастораль» Г. Свиридова?

Как называется коллектив музыкантов, которые исполняют «Вечернюю музыку»
В. Гаврилина?

Как называется хор, в котором поют и мужчины и женщины?

Как вы думаете, какое произведение можно отнести к вокальной музыке?

Еще раз вслушайтесь в музыку В. Гаврилина.

Можем ли мы сказать, о чем поют певцы?

Есть ли солист в этом произведении?

На какие слоги поет солистка, а на какой хор?

Вот такой прием исполнения называется вокализом.

Какой самый распространенный жанр вокальной музыки вы знаете?

Вслушайтесь в русскую народную песню, рисующую деревенский пейзаж.

Как бы вы назвали эту песню?

Как бы вы назвали эту песню? Почему?

Кто исполняет песню?

Какой певческий голос у солиста?

Какой прием используют певцы хора для создания аккомпанемента солирующей партии?

На фоне слайда «Стога» И. Левитана ученик читает отрывок рассказа В. Белова.

Анализируют текст. Формулируют ответ.

И фрагмент и картина наполнены тишиной, спокойствием. Хотя некоторые видят в картине некую тревожность.

Записывают название произведения.

Записывают новый термин.

Записывают название произведения.

Слушают «Пастораль» Г. Свиридова, «Вечернюю музыку» В. Гаврилина.

Музыка Г. Свиридова рисует деревенский пейзаж. В рассказе не пишется утро или вечер описывается. Но музыка такая же размеренная, спокойная, певучая.

Можно озвучить музыкой В. Гаврилина, т.к. в музыке слышны спокойствие с элементами тревоги, как в картине.

К вокальной музыке можно отнести «Вечернюю музыку» В. Гаврилина.

Повторное слушание «Вечерней музыки».

В музыке нет текста, певцы поют на слоги.

В этом произведении есть солистка.

Формулируют и записывают понятие вокализ.

Самый распространенный жанр вокальной музыки – песня.

Слушают р.н.п. «Вечерний звон»

Записывают название песни.

Хор поет, используя вокализ.

Этап обобщения и систематизации

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний обучающихся.

Обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Сформулируйте сами, что же такое вокальная музыка?

Какие вокальные сочинения вы сегодня слышали?

Что объединяет все эти произведения?

Вокальная музыка – это музыка для голоса.

«Пастораль» Г. Свиридова, «Вечернюю музыку»

В. Гаврилина и р.н.п. «Вечерний звон».

Все эти произведения о России, о природе России.

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способах действия

Разучить дома с родителями народные песни своего края. Собственное исполнение – «5», аудиозапись – «4».

Записывают домашнее задание

Инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Вспомните, какие цели вы ставили для себя на сегодняшний урок. Выполнены ли они?

Как вы оцените свою работу на уроке?

Этап подведения итогов

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Номер материала: ДВ-437500

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи

Время чтения: 2 минуты

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ

Время чтения: 1 минута

Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Смотреть картинку Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Картинка про Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка. Фото Что общего между литературным фрагментом и живописным пейзажем стога сумерки левитана музыка

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урока 2 музыки в 5 классе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

урока 2 музыки в 5 классе

по теме: «Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей…»

Цель : обогатить музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения русских народных и композиторских произведений; обобщение представлений школьников о выразительных возможностях фольклора в музыкальной культуре; знакомство с известными исполнителями музыки народной традиции; поиск информации в Интернете о современных исполнителях фольклора, фестивалях этнической музыки, умение собирать материал к проекту «Русская музыка».

Оборудование : мультимедийный проектор, фотографии русской природы, репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки»; звукозапись песни Г. Струве, Н. Соловьевой «Моя Россия», текст песни, минусовка.

Оргмомент. Приветствие. Опрос по материалу прошлого урока.

— Что объединяет литературную речь и музыкальную? (интонация)

2. Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа:

«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то » ( С. Есенин)

Так о России писал С.Есенин.

— Какие стихи, песни, пословицы о России вы знаете?

— Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

Дети дают ответы: Москва, Россия, березы, родной дом, природа, люди.

— Какие выводы вы можете сделать из сказанного?

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

— Чем мы будем заниматься?

— Как можем достичь цели?

Тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»

Рассмотрим пейзаж И.Левитана «Стога. Сумерки». Как вы считаете пейзаж, какой страны изобразил художник? Почему? ( На картине Левитана «Сумерки. Стога» художник изобразил широкое поле со стогами сена. По полю расстилается туман, медленно покрывая весь пейзаж. Вечернее небо заслуживает особого внимания: еще светлое, голубое у горизонта, оно постепенно темнеет, предвещая наступление темноты. )

2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.

Давайте сейчас прочитаем в учебнике отрывок из рассказа В.Белова «Тихая моя Родина» и найдём в нём слова, связанные с музыкой.

Отрывок из рассказа В. Белова

Тихая моя родина, врачуешь душу своей зеленой тишиной. Но будет ли предел тишине!

Я сажусь у теплого стога и думаю, что вот отмашет время еще какие-то полстолетия и березы понадобятся одним лишь песням, а песни тоже ведь умирают, как люди. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушьих рожков…

Я обнимаю родную землю, слышу теплоту родимой травы…

— В чём, по-вашему, проявляется музыкальность лирического размышления писателя?

Содержание этого прозаического отрывка многозначно. Вся природа одушевлена, наделена человеческими свойствами – близка музыке. Весь текст о тишине, и в то же время он наполнен звуками. Здесь всё звучит, дышит музыкой.

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

«Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве

1а. Во поле березка стояла.

1е. Во поле березка стояла

В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.

— Какие русские народные инструменты вы знаете?

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Камаринская»

-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

3) Проецирование нового задания на другие ситуации. Закрепление нового знания.

Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.

Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского

Финал симфонии №4 П. И. Чайковского

-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?

-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

-Какую картину рисует?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? (динамика, регистр, тембр)

-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)

3.Что такое песня? ( Песня наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.)

4. Слушание песни Г.Струве, Н. Соловьевой «Моя Россия».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

Нет земли красивей!

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Как ты думаешь, почему композиторы, художники, поэты с таким искренним и глубоким чувством воспевают в своих произведениях родную природу?

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает.

Разучивание песни. Текст выведен на экран.

5. Называет основные жанры русских народных песен.

Жанры русских народных песен

Лирические (песни о природе, любви, женской доле и т.д.)

Исторические (связаны с историей России)

Трудовые (помогали в труде, описывают определённые действия)

Обрядовые (связаны с праздниками на Руси)

Солдатские (лирические и шуточные)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок, запись домашнего задания. Д/З.

А домашним заданием будет – изобразить на бумаге образ, который вы представили, слушая музыку. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?

Рефлексия . Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Что интересного вы узнали?

-Достигли ли цели урока?

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *