Что общего между лужиным и свидригайловым

Образ Свидригайлова и Лужина

Для полного раскрытия специфики теории Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» Федор Михайлович Достоевский помещает образы Свидригайлова и Лужина, которые являются двойниками главного героя.

Двойничество

Ф. М. Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание» использовал прием двойничества. Сделал это автор для того, чтобы подчеркнуть важные черты характера Раскольникова, акцентировать внимание на них, показав их в преувеличенном виде в образах двойников. Причем у главного героя не один двойник, а двое: Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Каждый из них имеет свою теорию, согласно которой и проживает свою жизнь.

Герои являются двойниками Раскольникова, потому что так или иначе отражают теорию о «тварях дрожащих» и о «право имеющих». Все трое придерживаются собственных теорий, которые влияют и на образ жизни героев. И теория Лужина, и теория Свидригайлова схожи с теорией главного героя.

Свидригайлов считает, что цель всегда оправдывает средства, что ради результата можно совершать злодеяния. Теория «вседозволенности» позволяет герою переступать через все нравственные границы.

Лужину же принадлежит теория «целого кафтана», которая гласит, что нужно сохранять свой кафтан и ни с кем не делиться им. Только забота о себе и собственной жизни, по мнению героя, принесет благополучие каждому человеку.

Сходства

Лужин и Свидригайлов похожи происхождением и положением в обществе. Оба ценят богатство и привыкли платить за все, даже за человеческие чувства. Здесь общим является образ Дуни, с которой оба планировали брак. Однако о любви здесь речи не может и идти. Брак с Дуней нужен был и Лужину, и Свидригайлову ради корыстных целей.

Так как теории Лужина и Свидригайлова похожи – говорят о жизни ради собственного блага и удовольствия – схож и образ жизни персонажей. Оба они совершают нравственные и физические преступления. Совершают они такие поступки из-за своего эгоизма, бесчеловечности, индивидуализма и самоутверждения за счет других. Оба персонажа лишены каких-либо нравственных принципов, перейти границу дозволенного для них не проблема.

Лужин и Свидригайлов живут по собственным теориям, согласно которым они считают себя людьми особенными, которым позволено абсолютно все. Их образ жизни – это теория Раскольникова в наивысшей степени ее проявления в реальной жизни. Жизнь героев бесчеловечна, пуста и ничтожна.

Сходство персонажей также заключается в том, что Раскольников негативно относится и к Лужину, и к Свидригайлову. Он не ценит их как личностей, а также ему противны их теории. Родион не хочет признавать, что они «одного поля ягоды». Теории персонажей помогают главному герою убедиться в несостоятельности своей теории.

Различия

Лужин и Свидригайлов – разные стороны характера Родиона Раскольникова.

Лужин же продолжает жить так, как ему хочется. Он не задумывается о своем перерождении. Герой продолжает совершать злые поступки, ничего доброго в нем нет. Свидригайлов же хотя бы в конце жизни решает сделать что-то благородное для других. Он пытается искупить свою вину за такой образ жизни.

Источник

Что общего между лужиным и свидригайловым

Что общего между лужиным и свидригайловым. Смотреть фото Что общего между лужиным и свидригайловым. Смотреть картинку Что общего между лужиным и свидригайловым. Картинка про Что общего между лужиным и свидригайловым. Фото Что общего между лужиным и свидригайловым

Feb 10, 2016 · 2 min read

11. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова.

В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина — прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Образ Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти Раскольников, постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапартизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия образа Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

Источник

Двойники Раскольникова: Свидригайлов и Лужин

В основе жестокой теории Раскольникова лежат вполне гуманные намерения, но насколько они оправданны?

На этот вопрос мы получим ответ через сопоставление Раскольникова с его двойниками — Лужиным и Свидригайловым.

Поставив этот проблемный вопрос, переходим непосредственно к сопоставительному анализу образов. Выявив сущность Лужина и Свидригайлова, мы должны сравнить их, отмечая имеющиеся признаки двойничества.

Лужин и Свидригайлов связаны с Раскольниковым взглядами, выраженными в его теории. Именно в этом идеологическом сходстве и будет состоять внутренняя суть для обоснования двойничества этих образов.

Двойничество Лужина и Раскольникова выражено неявно, и сами персонажи открыто не признаются в сходстве друг с другом. Попробуем обнаружить его.

— Носителем какой идеи является Лужин? Когда он впервые высказывает свои взгляды?

Пётр Петрович Лужин поясняет свою идеюпри первой встрече с Раскольниковым (ч. 2, гл. V). Лужин является носителем идеи «целого кафтана»: «Если мне, например, до сих пор говорили: «возлюби», и я возлюблял, то что из того выходило? выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба оставались наполовину голы, по русской пословице: «Пойдёшь за несколькими зайцами разом и ни одного не достигнешь».

Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои
обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твёрцых оснований и тем более устраивается в нём и общее дело.

Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния» [4, с. 157].

— В чём различия между теориями Лужина и Раскольникова?

Лужин не делит людей на особенных и обыкновенных: он провозглашает принцип абсолютного эгоизма. Он не ставит перед собой задачу спасения людей, как Раскольников.

гоизм сам по себе оправдывает все средства к достижению цели, хотя сам Лужин
отрицает возможность убийства.

В его идее отсутствует принцип гуманизма. Однако и Лужин, и Раскольников провозглашают всеобщее благоустройство в том, чтобы прежде всего любой ценой устроить собственное
благополучие: убивая процентщицу, Раскольников присваивает себе её «целый кафтан».

Он нужен ему ради совершения блага для других людей (при этом не следует забывать, что ведущим мотивом в убийстве для Раскольникова является идейный мотив). Следовательно, Раскольников хочет отдать этот целый кафтан ближним, не оставляя себе ничего, он альтруист, а эгоист Лужин забирает целый кафтан только себе, не желая им ни с кем делиться.

— А осознаёт ли Раскольников своё сходство с Лужиным? Как это проявляется?

Герои нигде прямо не выражают мыслей о сходстве друг с другом. Однако сам Раскольников отмечает общее в теории Лужина со своей: «А доведите до последствий; что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать … ».

— Каким образом Раскольников и Лужин претворяют свои теории в жизнь? Приведите примеры.

И Раскольников, и Лужин нуждаются в самоутверждении, но происходит оно у них по-разному. Раскольников сознательно проверяет действие своей идеи: он убивает, чтобы понять, принадлежит ли к категории необыкновенных людей; ему нужно признание многих (ведь он хочет облагодетельствовать челове-
чество).

Лужин и не думает ставить подобных идеологических экспериментов, он поверхностно, неглубоко мыслит: ему достаточно
собственного благополучия, эгоизм и хищничество составляют его сущность и, следовательно, естественны для него.

Лужину тоже нужно признание окружающих, только не хватает рядом человека, который был бы не просто всегда рядом с ним, но и, как преданный раб, благоговел бы перед своим хозяином.

Лужин выбирает Дуню не только потому, что она хорошая девушка: для него важен тот факт, что она унижена жизнью, загнана нищетой в угол; при подобных обстоятельствах он считает себя её благодетелем. Следовательно, по его расчётам, Дуня будет ему всю жизнь обязана, что предполагает власть Лужина над ней, её полную покорность этой власти.

Подвести итоги беседы поможет обращение к следующему высказыванию: «Лужин маниакально служит «миллиону», а Раскольникову надо лишь «мысли разрешить», но «мысль» эта и «миллион» покупаются, в сущности, одной и той же ценой: платят за них одни и те же — «слабенькие».

Лужи н Раскольникова с Соней в «материал» зачислил, а Раскольников — его, но опять с Соней. Раскольников — абсолютно бескорыстен в смысле погони за «комфортом».

Раскольников — безгранично корыстен в своём стремлении попасть в «высший разряд». И Лужин … самим фактом своего существования карикатурит теорию Раскольникова, выявляя её сущность. Это-то больше всего и бесит Раскольникова».

— Согласны ли вы с этим утверждением?
— Что позволяет назвать Лужина двойником Раскольникова?

Мы наблюдаем сходство теории Раскольникова и идеи «целого кафтана» Лужина, и состоит оно прежде всего в готовности пойти на преступление ради самоутверждения, причём возможность преступления допускают обе теории.

Кроме того, мы нашли подтверждение тому, что Раскольников сам видит общее между своей теорией и идеей Лужина, что говорит о частичном признании героем сходства с другим. Однако вопреки этому подобию, герои противопоставлены друг другу.

Свидригайлов — более сложная личность, нежели Лужин. Он, безусловно, гадок, но не так однозначно отрицателен, каким кажется на первый взгляд.

Осмысливая этот образ, привлечём литературоведческий материал, что подчеркнёт сложность оценки Свидригайлова.

— Кто такой Свидригайлов? Как мы можем его охарактеризовать?

Свидригайлов — муж Марфы Петровны, у которой сестра Раскольникова служила гувернанткой. Став вдовцом, он приехал в Петербург, чтобы помешать Дуне, в которую влюблён, выйти замуж за Лужина.

Поведение Свидригайлова противоречиво: с одной стороны, он сделал очень много зла (попытка соблазнить Дуню, которая была опозорена из-за него; шулер; довёл до смерти Марфу Петровну; довёл до самоубийства своего слугу и т. д.), с другой стороны, не все его поступки можно назвать низкими (помогает семье Мармеладовых: пристроил сирот в приют, оказал финансовую помощь; избавил Дуню от позора; старается спасти Дуню от брака с Лужиным,
предлагает ей деньги и др.).

В литературоведении нет однозначной трактовки образа Свидригайлова, и мотивы его поведения объясняются по-разному.

-Какая точка зрения кажется вам правильной? Почему?

Точки зрения на образ Свидригайлова в литературоведении:
Ф.И.Евнин: Свидригайлов нравственно атрофирован, подвластен хищным, зверским инстинктам; безнадёжный злодей.

В.Я.Кирпотин: Свидригайлова нельзя назвать обыкновенный злодеем: он потенциально внутренне богатый человек, который не может жить пошлой духовной жизнью; он разочарован, и от морального бессилия им овладело равнодушие, отчаяние и презрение ко всему.

Л.Д.Волкова: И добро и зло Свидригайлов делает от «скуки», от ничем не заполненной душевной и духовной пустоты. У него нет привязанности ни к добру, ни к злу. Без веры в истину и добро жить нельзя. Настоящий человек без убеждений, без деятельности, освещённой идеалом, жить не может. Свидригайлов это понял и сам себя казнил.

— Пожалуй, литературовед В.Г. Одиноков наиболее точно сказал о связи Раскольникова и Свидригайлова: «Жизнь Раскольникова
отразилась, как в зеркале, в Свидригайлове»

-Так что же общего между этими персонажами? Осознают ли герои сходство между собой?

Свидригайлов сам замечает своё сходство с Раскольниковым, о чём говорит в первую же с ним встречу: «Ну, не сказал ли я, что между
нами есть какая-то точка общая, а?»

Оба героя являются преступниками, и оба испытывают угрызения совести. Чем больше Свидригайлов пытается не слышать внутренний голос добра, тем больше его сознание раздваивается, о чём свидетельствуют его загадочные видения (например, ему является покойная Марфа Петровна).

Как и сны Раскольникова, сны Свидригайлова занимают важное место в романе: автору важно приоткрыть завесу внутреннего мира своих героев.

В жизни этих героев есть общее: оба позволили себе перешагнуть через нравственные принципы. Следовательно, собственная теория приведёт Раскольникова к тому же, к чему пришёл Свидригайлов через вседозволенность (а именно к ней и склоняет идея «право имеющих») — к духовной гибели, пустоте, отсутствию идеалов.

Единственный путь спасения для Родиона — освободиться от своей теории.

— Есть ли различия между Раскольниковым и Свидригайловым?

Между Раскольниковым и Свидригайловым есть ряд существенных различий: Свидригайлов совершает как преступления, так и добрые дела с равнодушием, а Раскольников — по идейным соображениям, по своему желанию; Свидригайлов преступает закон свободно, не задумываясь, а Раскольников долго мучается, сомневается перед совершением преступления; если Свидригайлов практически игнорирует моральные принципы, то для Раскольникова имеют большое значение гуманистические начала.

— Почему можно назвать Свидригайлова двойником Раскольникова?

Мы наблюдаем сходство Раскольникова и Свидригайлова, и состоит оно прежде всего во вседозволенности. Свидригайлов, по теории Раскольникова, ведёт себя как «правоимеющий»: он добро и зло делает с одинаковым равнодушием, как нечто должное, само
собой разумеющееся. Его поступки спонтанны, он ничем себя не ограничивает как в положительных, так и в отрицательных поступках.

Свидригайлов сам отмечает своё сходство с Раскольниковым. Однако, вопреки такой общности, герои противопоставлены друг другу.

Раскольников питает к Свидригайлову неменьшую неприязнь, чем к Лужину.

— Как двойники Раскольникова помогают нам понять авторскую позицию?

Мы видим, что двойники Раскольникова принципиально отличаются от него. Однако близость их мировоззрений с теорией о «тварях дрожащих» и «право имеющих» говорит о ложном пути Родиона Раскольникова.

Сталкивая Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым, автор опровергает теорию Раскольникова, показывая читателю её чудовищный антигуманный смысл. Чем более уверен Раскольников в своей теории, тем больше он становится ближе к своим аморальным, циничным двойникам.

Герой невольно сравнивает себя с ними, и пусть это не приводит его к разочарованию в своей идее и отказу от неё, Раскольников думает и сомневается. Чем больше он вынужден взаимодействовать с Лужиным и Свидригайловым, тем больше отвращения он питает не только к ним, но и к самому злу, которое они с лёгкостью творят.

Таким образом, роль двойников Раскольникова в раскрытии авторской позиции очень важна. Сопоставляя образы Раскольникова, Лужина и Свидригайлова, проникая в их внутренний мир, автор подводит читателя к пониманию ложности теории Раскольникова. Это одно из средств утверждения авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Источник

Образы Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»

Ф. М. Достоевский был гениальным писателем, и многие его произведения пользуются популярностью до сих пор. «Преступление и наказание» — это настоящая классика, вызывающая споры и разногласия. Все дело в использовании автором двойников главного персонажа. Ведь только изучив образы Лужина и Свидригайлова, можно понять глубинную суть идеи автора и расшифровать его основную задумку.

Общие сведения

В центре романа Достоевского находится персонаж — Родион Раскольников, студент, ищущий себя. Этот человек разработал теорию, согласно которой все люди подразделяются на два типа:

Автор построил повествование так, что все герои произведения иллюстрируют данную теорию. К первой категории относятся Мармеладовы, мать Родиона, Дуня и сестра старухи. Именно они заслуживают сочувствие читателя, поскольку в этих персонажах нет подлости, они способны на самопожертвование и постоянно находятся под гнетом личностей второй категории.

Федор Михайлович постоянно сопоставляет всех участников сюжета с Родионом, кратко проводит их сравнение, позволяя читателю лучше понять персонажа. Он показывает, что хоть Раскольников и опускается до уровня преступников и подлых людей, но он не потерял свою чистую и светлую душу.

Цель использования дополнительных действующих лиц — помочь герою понять несостоятельность и ошибочность собственной теории. Хоть она и основывается на мировой практике, но на деле является фикцией и самообманом. Самые явные двойники Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, они смогли переступить через других на пути к намеченным целям, не обращая внимания на причиненные страдания и боль.

Образ Лужина

Петр Петрович является родственником жены Свидригайлова. Это очень тщеславная и самовлюбленная личность, с неприятной и отталкивающей внешностью. В жизни он ценит только деньги, поскольку они могут приблизить его к людям более высокого социального положения. У этого персонажа есть своя собственная теория построения мира, он называет ее «целым кафтаном». По его мнению, делиться с другими значит разрывать собственную одежду, и в итоге оба человека остаются наполовину голыми. Схожесть этих персонажей заключается в следующем:

Образ Лужина хорошо показывает, к чему мог бы прийти Раскольников, придерживайся он своей теории до конца. Но он доведен до абсурда, и читателю легко понять неправильность мышления этого героя.

Характеристика Свидригайлова

Аркадий Иванович является представителем дворянского общества, он несколько лет служил в кавалерии, проживал в Петербурге. Его внешность неприятная, хоть мужчина и хорошо сохранился для своих пятидесяти лет. Достоевский уточняет описание: у Свидригайлова очень тяжелый и неподвижный взгляд, голубые глаза. Этот человек импульсивен и непредсказуем, некоторые его поступки не характерны для злодея.

Главный жизненный принцип Свидригайлова — зло допустимо ради благой цели. От других героев романа его отличают:

Рядом с Раскольниковым он раскрывает философскую сторону теории главного персонажа: под воздействием внешних факторов человек может потерять чувство нравственности, но закон от этого не исчезает. В отличие от Родиона он не испытывает мук совести, Аркадию даже в голову не приходит, что его поступки безнравственные. Родиона раздражает, что их может что-то объединять.

В итоге вседозволенность пугает не только главного героя, но и самого персонажа, из-за чего тот лишает себя жизни.

Достоевский пытался показать, что даже сильная личность, имеющая возможность помогать слабым, способна на ужасные поступки. Вот почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова. Сравнительный анализ между темными и светлыми действующими лицами произведения поможет написать сочинение и составить таблицу сопоставления двойников Родиона. Важно понять, что хоть главный персонаж и похож на своих двойников, но он смог прийти к раскаянию и прощению.

Источник

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Что общего между лужиным и свидригайловым. Смотреть фото Что общего между лужиным и свидригайловым. Смотреть картинку Что общего между лужиным и свидригайловым. Картинка про Что общего между лужиным и свидригайловым. Фото Что общего между лужиным и свидригайловым
Свидригайлов и
Раскольников
(фильм 1969 г.)

Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:

1. Три похожих теории

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.

Теория Раскольникова

Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.» (часть 3 глава V)

«. я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» (часть 5 глава IV)

Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. » (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)

«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно рeзaть…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)

Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:

«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)

Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

2. Все трое — преступники

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.

Из этих троих персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:

«То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. » (часть 5 глава III)

«. мерзкий, преступный вы человек. » (Лебезятников о Лужине, часть 5 глава III)

«. затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. » (часть 4 глава II)

«. об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. » (часть 4 глава II)

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.

«. сладострастного развратника и подлеца. » (Раскольников о Свидригайлове, часть 6 глава V)

«. я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *