Что общего между мушкенумами баирум редум и тамкарами
Что общего между мушкенумами баирум редум и тамкарами
Ксения Соболь запись закреплена
2.Социальная структура общества Вавилонии в Законах Хаммурапи:
а)РАБЫ. Во многих нормах ЗХ так или иначе затрагивается правовое положение раба, частично сходное с античным отношением к нему как к вещи, скоту: имеется в виду ответственность за его кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, а также вознаграждение при его поимке и т. д. (ст. 15—17). Вместе с тем говорить о всех категориях рабов в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишенных правоспособности, было бы неверным. (я тут не стала много писать, потому что про рабов подробнее будет под буквой в)
АВИЛУМЫ(«человек», «потомок человека»)
Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью к территориальной общине, во-вторых, с принадлежностью к большой патриархальной семье. О тесной связи правового статуса авилума с членством в общине свидетельствует ст. 136 ЗХ о человеке, «убежавшем из общины», «презревшем свое поселение», который терял свой статус («даже жена беглеца не должна вернуться к своему мужу»). Это характерная черта всех древневосточных обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как сводного обладателя прав и обязанностей (или «физическое лицо»).
МУШКЕНУМ(«падающий ниц», «бивший челом»)
Мушкенум — лицо зависимое, получающее за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, видимо, и определялась тем, что он не был потомком «своих», не имел корней в общине. Интересно в связи с этим отметить и такую особенность ЗХ: вопреки более строгому наказанию за преступления против личности авилума по сравнению с мушкенумом, имущественные права «царских людей» — мушкенумов (как и самого дворца или храма) защищались, напротив, более строго (ст. 8 и др.).
б)В ЗХ правовой статус авилума не совпадает с правовым положением «сына авилума», о зависимом положении и ограниченной дееспособности которого свидетельствует ст. 7, квалифицирующая как преступление (воровство), влекшее смертную казнь, получение вещи покупателем «из рук сына человека или раба человека» без свидетелей. Сделка, видимо, могла быть признана законной только в присутствии главы семьи, являвшегося непременным участником и организатором самой процедуры продажи прежде всего недвижимости. Сын авилума, как мы видим, ставился на одну доску с рабом по отношению к главе семьи — господину, распорядителю не только семейного имущества с правом его дарения, раздела, выделения приданого, лишения наследства и пр. (ст. 165—166), но и свободы своих детей и жены, если она в брачном договоре не оговорила отсутствие такого права у мужа. Правовое положение «сына авилума», видимо, значительно повышалось в результате прохождения воинской службы (ст. 98), с которой и связан целый блок статей, касающихся правового статуса воина: редума и баирума. ЗХ свидетельствуют о стремлении Хаммурапи создать боеспособную постоянную армию. С этой целью воин и его семья обеспечивались из царской казны необходимым имуществом (полем, садом и др.). Это имущество подлежало особой охране (ст. 34), оно было изъято из гражданского оборота (ст. 36—37), не могло быть потеряно даже при захвате воина в плен (ст. 27), не могло быть передано за долги или подарено жене или дочери (ст. 38) и т. д. О правовом статусе воина студент может составить представление из анализа и других статей ЗХ, в частности оправе пленного воина на выкуп, свое имущество, жену и детей после возвращение из плена и пр.
В значительной мере это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирующим в системе общественного производства. Он применялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наемных работников, издольщиков-арендаторов, положение которых было не намного лучше положения рабов. При выявлении различий в правовом статусе раба и свободного студенту необходимо учитывать то обстоятельство, что в вавилонском обществе античное противопоставление раба свободному заменялось противопоставлением раба господину, хозяину, полноправному члену общины, обладателю земли, рабов, зависимых членов семьи и пр. Не случайно раб в одних случаях приравнивался к членам семьи (ст. 7), а в других выступал как вещь, которую можно заложить, продать и т. д.Анализ ст. 176 и других дает возможность студенту выявить нехарактерные для рабовладельческого общества нормы, говорящие об определенной правоспособности дворцовых рабов и рабов мушкенумов, имеющих право на дом, добро, на брак со свободной женщиной, и о свободном статусе детей, родившихся от «смешанных» браков, и пр. (ст. 170—175).
(ПОСЛЕДНИЙ АБЗАЦ ЭТО КАК ПОЯСНЕНИЕ)
Законы Хаммурапи. Часть 1
Хаммурапи – царь, правивший древним государством Вавилония примерно в 1793-1750 годах до нашей эры.
Законы, или Кодекс Хаммурапи – свод законов, созданный царем примерно в 1750-х годах до нашей эры. Одних из старейших правовых документов в мире. Основной текст сохранился до наших дней на специальной стеле, обнаруженной археологами в городе Сузы в 1901-1902 годах.
Законы отличаются продуманностью и практически полным отсутствием религиозной трактовки тех или иных правил.
Хотя Законы Хаммурапи не всегда чётко различают отдельные отрасли права, в целом расположение их норм по-своему весьма логично и подчинено определённой системе. По своему содержанию положения Законов могут быть разделены на следующие группы:
I. Отправление правосудия (§§ 1—5).
II. Охрана собственности царя, храма, общинников и царских людей (§§ 6—25)
III. Охрана имущества, полученного от царя за службу (§§ 26—41).
IV. Операции с недвижимостью и деликты в отношении недвижимости (§§ 42—87).
V. Торговые и иные коммерческие операции, включая деликты в этой области (§§ 88—126).
VI. Семейное и наследственное право (§§ 127—194).
VII. Преступления против личности (§§ 195—214).
VIII. Операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем, а также деликты в этой области (§§ 215—282).
(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив
на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель
его должен быть убит.
(§ 2) Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве
и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в
колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;
если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.
Если же Река очистит этого человека и он останется невредим,
тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть
убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его
(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о
преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело —
дело о жизни 64, то человек этот должен быть убит.
(§ 4) Если же он выступил для свидетельства по поводу зерна
или серебра, то он должен нести наказание этого дела.
(§ 5) Если судья 66 разобрал дело, вынес решение и изготовил
документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью
следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и
исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в
двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны
согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и
заседать вместе с судьями в суде.
(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то
этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его
рук краденое, должен быть убит.
(§ 7) Если человек купил из рук сына человека или раба
человека либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо
вола, либо овцу, либо осла, либо же что бы то ни было без
свидетелей или договора 73 или же принял на хранение, то этот
человек — вор, он должен быть убит.
(§ 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла,
либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или
дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это
принадлежит мушкенуму, он должен возместить в десятикратном
размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит.
(§ 9) Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою
пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была
обнаружена пропавшая вещь, сказал: «Продавец-де мне ее продал,
при свидетелях-де я ее купил», а хозяин пропавшей вещи сказал: «Я
приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь», затем покупатель
привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при
которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей,
знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело,
а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели,
знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они
знают, и тогда продавец — вор, он должен быть убит. Хозяин
пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель
может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.
(§ 10) Если покупатель не привел продавца, продавшего ему
эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин
пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь,
тогда покупатель — вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей
вещи может свою пропавшую вещь забрать.
(§ 11) Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей,
знающих его пропавшую вещь, то он — лжец, он возвел напраслину и
(§ 12) Если продавец умер, то покупатель может взять в доме
продавца сумму иска этого дела в пятикратном размере.
(§ 13) Если свидетелей этого человека нет поблизости, то
судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в
течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот
человек — лжец; он должен нести наказание по этому делу.
(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого
человека, то он должен быть убит.
(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо
дворцового раба, либо дворцовую рабыню, либо раба мушкенума, либо
рабыню мушкенума, то он должен быть убит.
(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или
рабыню, принадлежащих дворцу или же мушкенуму, и не вывел их на
клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.
(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и
привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два
(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик
должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено,
а затем его должны вернуть его хозяину.
(§ 19) Если же поимщик этого раба задержал в своем доме, а
затем раб был схвачен в его руках, то этот человек должен быть
(§ 20) Если раб убежал из рук поймавшего его, то этот
человек должен произнести клятву вo имя бога хозяину раба, и он
будет свободно отпущен 78.
(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека,
(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то
этот человек должен быть убит.
(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек
может показать перед богом все свое пропавшее, а община 80 и
староста, на земле и территории которых было совершено
ограбление, должны ему возместить все его пропавшее 82.
(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и
староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.
(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой
человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на
добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек
должен быть брошен в этот огонь.
(§ 26)84 Если редум или же баирум, которому было приказано
идти в царский поход, не пошел или нанял наемника и послал его
взамен себя, то этот редум или баирум должен быть казнен, а его
наемник может забрать его дом.
(§ 27) Если редум или баирум в крепости царя был взят в
плен, и после него его поле и его сад отдали другому, и тот нес
его службу, то если он вернулся и достиг своего поселения, ему
должны вернуть его поле и его сад; только он сам должен нести
(§ 28) Если сын редума или баирума, который был взят в плен
в крепости царя, в состоянии нести службу, то поле и сад должны
быть отданы ему, пусть несет службу своего отца.
(§ 29) Если сын его мал и он не в состоянии нести службу
своего отца, то третья часть поля и сада должны быть отданы его
матери, и пусть его мать растит его.
(§ 30) Если либо редум, либо баирум из-за дел службы
бросил свое поле, свой сад и свой дом и удалился, а после него
другой принял его поле, его сад и его дом и в течение трех лет
нес его службу, то если он вернется и потребует свое поле, свой
сад и свой дом, они не должны быть ему даны: только тот, который
принял их и нес его службу, может нести ее и впредь.
(§ 31) Если он удалился только на один год, затем он
вернулся, то ему должны быть отданы его поле, его сад и его дом;
пусть он сам несет свою службу.
(§ 32) Если тамкар выкупил редума или баирума, угнанного в
плен при походе царя, и доставил его в его поселение, то если в
его доме имеются средства для выкупа, он сам должен себя
выкупить; если в его доме нет средств для выкупа, он должен быть
выкуплен храмом своего поселения; если в храме его поселения нет
средств для выкупа, его должен выкупить дворец; его поле, его
сад и его дом не могут быть отданы за выкуп.
(§ 33) Если сотник или десятник взял человека, не
подлежащего призыву, или же он принял для царского похода
наемника и послал его в качестве замены, то этот сотник или
десятник должен быть убит.
(§ 34) Если сотник или десятник забрал добро редума,
притеснил редума, отдал редума в наем, предал редума сильному в
суде или забрал подарок, который царь дал редуму, то этот сотник
или десятник должен быть убит.
(§ 35) Если человек купил из рук редума волов или овец,
которых царь дал редуму, то он теряет свое серебро.
(§ 36) Поле, дом и сад, принадлежащие редуму, баируму или
несущему подать, не могут быть проданы за серебро.
(§ 37) Если человек купил поле, сад или дом, принадлежащие
редуму, баируму или несущему подать, то его документ должен быть
разбит, а свое серебро он теряет; поле же, сад или дом он обязан
вернуть их прежнему владельцу.
(§ 38) Редум, баирум и несущий подать не может отписать
своей жене или дочери ничего из поля, сада или дома, которые
входят в состав его илька, а также не может отдавать их за свою
(§ 39) Из поля, сада и дома, которые он покупал и
приобретал, он может отписать своей жене или своей дочери, а
также отдавать за свою долговую расписку.
(§ 40) Надитум, тамкар и несущий другую службу может
продавать за серебро свое поле, свой сад и свой дом; покупатель.
же должен будет нести службу за поле, сад и дом, которые он
(§ 41) Если человек обменял поле, сад и дом, принадлежащие
редуму, баируму или несущему подать и дал приплату, то редум,
баирум или несущий подать возвращается к своему полю, своему саду
и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет
(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не
вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении
необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать
хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то
он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у
его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить,
вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.
(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для
распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом
году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем
вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10
гуров зерна за каждый бур поля.
(§ 45) Если человек отдал свое поле пахарю за арендную плату
и получил арендную плату за свое поле, а затем Адад побил поле
или же половодье унесло урожай, то убыток — на пахаре.
(§ 46) Если он не получил арендную плату за свое поле, то
отдал ли он поле из половины или из третьей доли урожая, поделить
зерно, которое будет собрано на поле, в соответствии (?) с
(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не
оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю»,
то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может
обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим
(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад
побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья
зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть
зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и
проценты за этот год не платить.
(§ 49) Если человек взял у тамкара 105 серебро и отдал
тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему:
«Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и
возьми», то если землепашец 106 вырастит на поле зерно или сезам,
только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут
на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое
он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару
издержки по обработке поля.
(§ 50) Если он отдал обработанное зерновое поле или же
обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может забрать
зерно или сезам, которые будут на поле, а тамкару он должен
вернуть серебро с его процентами.
(§ 51) Если он не имеет серебра для возврата, то он может
отдать тамкару зерно или сезам соответственно его серебру с
процентами, которые он взял у тамкара, согласно царскому
(§ 52) Если землепашец не вырастил на поле зерна или сезама,
то его обязательства не должны быть изменены.
(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления
плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его
плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то
человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить
зерно, которое он погубил.
(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его
самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы
полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро
(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был
нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить
зерно в соответствии с урожаем его соседей.
(§ 56) Если человек открыл воду, и вода затопила работу,
произведенную на поле его соседа, то он должен отмерить по 10
гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 57) Если пастух не испросил согласия у хозяина поля для
скармливания травы овцам, а скормил поле овцам без разрешения
хозяина поля, то хозяин поля может сжать свое поле, а пастух,
который без разрешения хозяина поля скормил поле овцам, сверх
того должен отдать хозяину поля по 20 гуров зерна за каждый бур
(§ 58) Если пастух после того, как овцы поднялись с луга и
знак окончания пастьбы был вывешен на городских воротах, пустил
овец на поле и скормил поле овцам, то пастух должен охранять
поле, которое он скормил, и во время жатвы он должен отмерить
хозяину поля по 60 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома
хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.
(§ 60) Если человек отдал поле садовнику для насаждения сада
и садовник насадил сад, то четыре года он должен сад растить. А
на пятом году хозяин сада и садовник разделят сад поровну; хозяин
сада может свою долю выбрать и взять.
(§ 61) Если садовник не закончил насаждения сада на поле и
оставил пустошь, то пустошь должны ему включить в состав его
(§ 62) Если на поле, которое ему было дано, он не насадил
сада, то, если это возделываемая земля, садовник должен отмерить
хозяину поля доход от поля за годы, в которые оно было заброшено,
как его соседи, а на поле он должен произвести работы и затем
вернуть хозяину поля.
(§ 63) Если это залежная земля, то он должен произвести
работу на поле и вернуть его хозяину поля, а. за один год он
должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур площади.
(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для
возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода
отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.
(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то
садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.
(§ 66) Если человек взял деньги у тамкара и тамкар этот
прижимает его, а ему нечем заплатить долг, и он отдал тамкару
свой сад после опыления и сказал ему: «Финики, сколько их будет в
саду, ты заберешь за свое серебро», то тамкар не должен
согласиться; только хозяин сада должен забрать финики, сколько их
будет в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу,
он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в
саду, должен забрать только хозяин сада.
(§ 71) Если он человек отдает зерно, серебро или другое
добро за дом повинности, принадлежащий дому его соседа, который
он купил, то все, что он отдал, он теряет, а дом он должен
вернуть его хозяину. Если же это не дом повинности, то он может
его купить: за этот дом он может отдавать зерно, серебро или
(§ 73) Если. жилец полностью заплатил хозяину дома
арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до
истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из
своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро,
которое жилец дал ему, он теряет.
(§ 88) Если тамкар дал зерно как процентный долг, то он
может взять за один гур 1/5 зерна как проценты, если он дал
серебро как процентный долг, то за один сикль серебра он может
взять 1/б сикля и 5 ше как проценты 110.
(§ 89) Если человек, взявший в долг под проценты, не имеет
серебра для возвращения долга, а имеет только зерно, то, следуя
царскому уставу 111, тамкар должен взять в качестве процента 100
ка на 1 гур одним зерном.
(§ 90) Если тамкар откажется и превысит процент в 100 ка
зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет
повышенный процент, то он теряет все, что дал в долг.
(§ 93) (Если тамкар, давший в долг под проценты и получивший
часть суммы долга зерном, в соответствии с тем)112, сколько он
взял, не указал уменьшения долга и не написал дополнительного
документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот
тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного
(§ 94) Если тамкар дал в долг под проценты зерно или
серебро, и, когда он давал в долг, он дал серебро малой гирей и
зерно малой мерой, а когда получил назад долг, он принял серебро
большой гирей и зерно большой мерой, то этот тамкар теряет все,
(§ 95) Если тамкар дал хлеб или серебро в долг под проценты
без государственного контролера, то он теряет, что дал.
(§ 96) Если человек взял у тамкара зерно или серебро и не
имеет зерна или серебра, чтобы вернуть, а имеет только другое
движимое имущество, то все, что он имеет в своих руках, он может
отдать своему тамкару, как только он это принесет при свидетелях;
тамкар не может отказываться, он должен принять.
(§ 99)113 Если человек дал человеку серебро в порядке
«товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны
Государство и право Древнего Вавилона
АНУ – по Законам царя Хаммурапи бог неба.
авилум (Авилу) (по-аккад. «человек», «сын человека») – представитель свободного полноправного населения, стоящий на высшей ступеньке социальной лестницы.
АККАД – государство, существовавшее в XXIV–XXII вв. до н. э., а также древняя область в средней части Месопотамии, на территории современного Ирака. Столица – город Аккаде (шумер. «Агаде»). Аккадское государство возникло в результате завоевательных походов Саргона Древнего, который объединил под своей властью земли шумеров и восточных семитов (впоследствии аккадцев), включив в свои владения все номы Древней Месопотамии и ряд соседних территорий.
Амореи – семитические кочевые племена, выходцы из Аравии, около 1894 г. до н. э. покорили шумеров и основали крупное царство, столицей которого стал Вавилон.
баирум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.
библум (Библу) – брачный дар. Сумма, вносимая отцу невесты женихом при сговоре. Сумма меньшая, чем терхатум.
ВАВИЛОН (по-аккад. «Врата бога») – столица государства Древнего Вавилона.
вардум – низший класс вавилонского общества – раб.
ДЕКУМ(лубуттум) – командные чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения).
Достояние бога– храмовое имущество.
ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ – законодательный памятник рабовладельческого права Древнего Вавилона. Составлен около 1760 г. до н. э. в конце царствования царя Хаммурапи. Состоял из 3 частей, включающих 282 статьи.
илкум(илку, ильк) – надел из царской земли, предоставляемый царем за несение повинности (в основном военной службы).
ИСАККУ – наместник и правитель группы городов.
ИШТАР– богиня войны, госпожа битвы.
Композиция– возмещение вреда за причиненный ущерб. Появилась в период разложения родового строя, когда кровная месть, первоначально ничем не ограниченная, была заменена талионом, а позднее взысканием штрафа в пользу потерпевшего или его родственников. Это возмещение выплачивал виновный и его родственники.
лугаль(Энси) – «большой человек», «хозяин», «господин», «возглавляющий род», «закладывающий храм» – правитель, царь в Древнем Вавилоне. Имея неограниченную власть, много внимания уделял организации общественных работ, военному строительству. Имя царя писалось вместе со словом «бог», но царь не был в Вавилоне ни божеством, ни верховным жрецом. Царскую власть он получал ежегодно в день празднования Нового года от бога Мардука.
МАРДУК– один из множества богов Месопотамии, покровитель Вавилона.
МИНА – денежная мера, равная 60 сиклям.
мишарум – «указ справедливости», периодически издававшийся в связи с прощением долгов и безвозмездным возвращением заложенного имущества.
мушкенум (Мушкену) (по-аккад. «маленький люд» или «преклоняющий лик») – неполноправный свободный человек в Древнем Вавилоне. Считается, что мушкенумы были или покоренным населением, или коренными жителями, работавшими на царских землях.
нубанда (Нубанду)– высший царский чиновник, управитель дворца лугаля, функции которого во многом совпадали с древнеегипетским джати. Под его руководством находился огромный штат чиновников.
ордалии (Ордалий) (по-аккад. «суд божий») – вид испытания (огнем или водой), за которым признавалось особое, магическое значение: с помощью него якобы устанавливалась судебная истина.
патеси – глава древнешумерийского государства и главный жрец местного бога.
ПИСЦЫ («дуб-cap», что означает «пишущий таблетку») – чиновники, составляющие всякого рода документы. В государственном управлении играли важную роль.
рабианум – староста земельной общины, глава общинного совета в Древнем Вавилоне, назначаемый царем; царский чиновник, осуществлявший административную и судебную власть в общине.
редум – нижние чины в вавилонской армии, получавшие от царя имущество (землю и скот) в пожизненное пользование (без права отчуждения) и обязанные отправляться на войну по первому зову.
СИКЛЬ– денежная мера Древнего Вавилона, равная 8,4 г. серебра.
талион (по-аккад. «равное за равное») – принцип наказания, основанный на том, что наказание есть возмездие, равное по силе преступлению. Заключался в причинении виновному такого же вреда, который нанесен им («око за око, зуб за зуб»). Существовало два вида талиона – материальный и символический. При материальном у ответчика повреждался тот же орган тела, что и у потерпевшего; при символическом повреждалось орудие преступления: так, за разглашение государственной тайны у преступника отрезался язык.
тамкар – наиболее богатая часть вавилонского купечества; государственный торговый агент и сборщик податей.
терхатум(Тирхату) – выкупная плата за невесту, уплачиваемая женихом отцу невесты. Равнялась 4–60 сиклей серебра, что соответствовало средней цене рабыни-работницы.
«ТРИ ВЕДОМСТВА УПРАВЛЕНИЯ» – государственный аппарат древневосточной деспотии, состоящий из военного, финансового ведомств и ведомства общественных работ.
Управитель реки– чиновник в Древнем Вавилоне, ведавший водным хозяйством, которому подчинялись надзиратели за людьми, несшими повинности в пользу царя.
Хаммурапи – царь Вавилонии в 1792–1750 гг. до н. э. Политик, полководец, реформатор и законодатель. Подчинил большую часть Месопотамии, Ассирию. При нем составлен ценный памятник древневосточного права – Законы Хаммурапи.
шакканаку – правитель подчиненных царю областей.
ШАМАЛЛУ – особые торговые агенты, которые вели торговые операции тамкаров.
ШАМАШ – бог солнца и правосудия.
шериктУМ(Шерикта) – приданое, выдававшееся девушке, выходившей замуж и покидавшей отцовский дом, как резервный фонд для содержания ее самой и ее детей.
шумеры – древний народ, населявший Южное Двуречье.Шумерийцы являются создателями древнейшей системы письменности в Двуречье – клинописи.
ЭА – один из важнейших богов Двуречья, божество земных вод и мудрости.
|
Государство и право Древней Индии
АБХИШЕКС – особая церемония вступления царей на престол.
агамЫ – разновидность древнеиндийских сочинений религиозно-философского характера. Обычно состояли из кратких изречений – сутр, написанных на санскрите.
адХьякша – специальная категория чиновников, регулировавших экономическую жизнь государства.
анулома – допускавшаяся, но не поощрявшаяся форма брака в Древней Индии, по которой муж принадлежал к более высокой варне, чем жена.
арии –народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой группе. Завоеватели Индии. По индоиранским памятникам, ариями назывались полноправные люди в отличие от соседских или покоренных народов.
артхашастра – древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) – главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321–297 гг. до н. э.).
АТХАРВАВЕДА – четвертый сборник Ведов, или Веда жрецов (20 книг, 160 гимнов, около 600 стихов), состоящий из заклинаний против вредоносных божеств, болезней, вражеских козней, диких зверей, заговоров целебного свойства.
ашрамы – четыре ступени духовного развития человека в индуизме. Человеческая жизнь делится на четыре равных периода. Средняя продолжительность жизни принимается как 100 лет и, соответственно, каждый жизненный период составляет 25 лет. Целью на каждой ступени является духовное развитие через выполнение предписанных обязанностей определенного ашрама. 1 ашрам – Брахмачарья (жизнь ученика). 2 ашрам – Грихастха (семейная жизнь). 3 ашрам – Ванапрастха (уход от дел). 4 ашрам – Санньяса (жизнь в отречении). В индуизме принято считать, что система ашрамов ведет к осуществлению основных целей жизни.
БАЛИ – натуральный налог с сельскохозяйственных продуктов, который шел на содержание брахманов и кшатриев.
буддизм – одна из мировых религий. Стала распространяться среди индоариев с VI в. до н. э. и способствовала их политической централизации и новым взглядам на отношение к власти и правителям. Основные положения учения буддизма – спасение в неземной жизни, обоснование и утверждение путей этого спасения.
Брахма – Боготворец, создатель Вселенной и всех живых существ на Земле. По религиозно-философским представлениям брахманизма и индуизма, Брахма – душа Вселенной, вечная и бескачественная субстанция.
брахманЫ – высшая индийская варна, состоявшая из жреческих родов. Только они могли заниматься управлением, изучать, толковать и проповедовать религиозное учение. Исполняли жертвоприношения, а впоследствии служили в аппарате управления и суде. Составители законов Ману.Занимая особое положение в обществе, они освобождались от всех видов налогов, повинностей и телесных наказаний. Даже цари должны были считаться с их мнением.
вайшии, ВАЙШЬИ(от «виш» «народ») – члены третьей варны. Свободные, полноправные общинники, в основном земледельцы, скотоводы, а позже торговцы и некоторые ремесленники.
Варна (букв. «качество», «категория», «цвета») – самое широкое социальное подразделение древнеиндийского общества. Существовали четыре варны: брахманы (жрецы, священнослужители), кшатрии (войны, знать), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (лица, обслуживающие первые три варны, слуги). Принадлежность к ним определялась рождением и освящалась религией.
веды (от санскр. «знание») – священные книги, состоящие из собраний гимнов, богослужебных формул и объяснений различных особенностей ритуалов, регулировавшие различные стороны общественных отношений и устанавливающие правила поведения. Состояли из четырех сборников: «Ригведа», «Атхарваведа», «Самоведа» и «Яджурведа». Веды складывались во II – нач. I тыс. до н. э.
Гана(сангха) (др.-инд. gana, «толпа», «община») – общинный коллектив как основная единица общественного устройства, позже – государственные образования республиканского типа.
ганапати –родоплеменной вождь, руководил общиной, деревней.
грама– низшая единица территориального управления (деревня-община), объединяющая несколько поселков и насчитывающая до 1000 семей.
грамика – выборный староста деревни-общины, в обязанности которого входили наблюдение за порядком, сбор налога.
даса – в законах Ману раб или лицо, находящееся в услужении.
«ДВАЖДЫ РОЖДЕННЫЕ»– по законам Ману, три первые варны (брахманы, кшатрии и вайшьи). Их второе рождение связывалось с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Шудрам это запрещалось делать, потому их и называли «единожды рожденными».
деваражди – политико-религиозная концепция «богоугодного царя», обязанного выполнять особую дхарму по охране мира и порядка.
Дравиды– древнее (доарийское) население Индии.
дхарма – совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны в Древней Индии, их права и обязанности. Дхарма как свод правил и норм поведения – основной регулятор общественных отношений – являлась обязательной для каждого индуса. Выполнение дхармы якобы приводило человека к вечному счастью и загробной жизни.
дхармасутры – «законники», относящиеся к ведийской литературе. Представляли собой универсальный кодекс поведения для всего индийского общества от высших до низших его элементов. Написаны стихами и прозой. Составлены примерно в V–VI вв. до н. э.
дхармашастры (Наставление в дхарме) – сборники религиозно-правовых предписаний, составленные брахманами в I–IV вв. до н. э. Дхармашастры состоят из трех частей: «Общие правила доброго поведения»; «Судопроизводство»; «Устав о наказаниях».Важнейшим из таких сборников являются Законы Ману.
законы Ману (от санскр. «Манавадхармашастра») – древнеиндийский сборник законов, составленный брахманами в период II в. до н. э. – I в. н. э. Названы в честь прародителя человечества – Ману. В 12 главах говорится о происхождении Вселенной, человечества, варн; излагаются правила жизни людей, отшельников, наставления об обязанностях царя по управлению государством, нормы уголовного права и судопроизводства; говорится о браке и семье и т. п.
каста (от санскр. «род») – замкнутая, часто эндогамная социальная группа с одной или несколькими наследуемыми профессиями. В средневековой Индии насчитывалось более тысячи каст.
КАУТИЛЬЕ – советник царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н. э.). Ему приписывается авторство «Артхашастры».
кшатрий (кшатрии) (вероятно, от санскр. «ранить») – представители второй варны – цари, военно-племенная аристократия. Законы Ману устанавливали для них «охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и неприверженность к мирским утехам».
мантрины – высшие сановники, советники царя.
мантрипаришад – совещательный коллегиальный орган царя, состоявший из его советников и представляющий собой своеобразный пережиток племенной демократии.
Ману – мифический прародитель людей в индуизме.
МАУРЬЯ (Маурьи) – индийская династия, правившая в государстве Маурьев (322(314)–187(185) гг. до н. э.). Впервые объединила в одно государство значительную часть Индостана. Одна из крупнейших империй Древнего Востока, основанная Чандрагуптой.
Махараджа(раджа) – царь, представитель высшей знати в Древней Индии. В отличие от других государств Древнего Востока, несмотря на то, что царь считался представителем бога на земле, обожествлялась лишь его власть, а не он сам. Поэтому его власть не была деспотичной. Например, религия исключала законодательные функции царя. С помощью опытных брахманов ему вверялось осуществление правосудия, он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов, на него возлагалась организация общественных работ, освоение и заселение царских земель. В его компетенцию также входило назначение и увольнение должностных лиц государства, он являлся главой административного аппарата. Наряду с этим ему предписывалось почитать брахманов – поступать по их совету.
махатмы – специальные смотрители за соблюдением людьми дхармы.
ньяя– закон, обозначающий более узкое понятие, чем дхарма. Нарушение ньяя каралось государством.
паришад – совет царских сановников при царе, состоявший из глав администрации, военной и жреческой знати.
праман (прамана) (санскр. pramаna – измерение) – первая из 16 категорий ньяя и важнейшая категория всей индийской эпистемологии, означающая конкретные источники знания.
пратилома – браки, когда мужчина из более низкой варны или касты женился на женщине более высокой варны или касты.
пурохита – царский жрец, его первый советник, главный астролог и предсказатель.
раджа (от санскр. «царь», «правитель») – военный вождь племени в Древней Индии, княжеский титул. Главная его функция – защита подданных.
РИГВЕДА (от санскр. «Веда гимнов», «знание гимнов») – древнейший памятник религиозной индийской литературы, написанный на ведийском языке. Состоит из 1028 гимнов, разделенных на 10 циклов. Предположительно записан не ранее первых веков н. э. Основной источник сведений по истории эпохи арийского завоевания Индии.
сабха(самити) – собрание (коллегия) представителей знати, городского и сельского населения.
САМАВЕДА («Веда песнопений») – третий ведийский сборник священных песен, использовавшихся во время жертвоприношения. Состоял из двух книг и 1549 стихов.
САМАСКАРЫ– религиозные ритуалы.
сенапати– главнокомандующий армией, главный казначей и сборщик налогов.
смрити – правовое знание, передаваемое по памяти и впоследствии оформленное в сборники религиозных, моральных и правовых предписаний.
химса – общее понятие для обозначения обиды, нанесенной другому лицу, или повреждения его имущества.
чандалы(«неприкасаемые») – члены низшей, «неприкасаемой» касты. Ими становились отлученные из варн за различные проступки люди.Им не разрешалось жить вместе со всеми в селении, пользоваться новой или целой домашней утварью. Их главным занятием являлась подготовка покойников к погребению, оказание помощи палачам. Они носили одежду казненных преступников.
ШАСТРЫ – трактаты по разнообразным отраслям знаний, являются важнейшим источником по истории общественно-экономических отношений, культуры. Законы, содержащие правовое предписание или запрет. Важнейшие из них Артхашастра и Дхармашастры.
шудра (шудры) – представители четвертой варны. В основном состояли из неполноправных, зависимых земледельцев и ремесленников. По законам Ману, им предписывалось лишь одно занятие – служение трем высшим варнам.
ЯДЖУРВЕДА («Веда жертвенных формул») – ведийский сборник, состоящий из 1984 стихов, составленный в I тыс. до н. э. Содержит изречения и стихи, произносившиеся жрецами при совершении жертв, объяснение ритуалов, толкование легенд.
|
Государство и право Древнего Китая
БАО – воздаяние за совершенное преступление по принципу обычая кровной мести.
БУЦУЙ– домашний раб, приравненный к скоту или иному имуществу. Основная категория буцуй рассматривалась в качестве младших членов семьи.
ВАН – племенной вождь, правитель страны. В VIII–XVII вв. до н. э. этот термин применялся не только к царю, но и к подчиненным ему правителям отдельных царств. Со II в. до н. э. – нач. III в. н. э. данное понятие обозначало титул высшей знати.
Ван Ман (45 г. до н. э. – 23 г. н. э.) – император Китая с 9 г. н. э. (в результате дворцового переворота). Пытался провести реформы (ликвидация частной собственности на землю, запрет купли-продажи рабов и др.).
ДИ – титул императора в правлении династии Цинь, при которой в III в. до н. э. создалось первое централизованное государство в Китае.
ДУШУЙЯ – в ведомстве императорского двора (Ханьская империя – III в. до н. э.) должность особого чиновника, отвечавшего за строительство и эксплуатацию оросительных каналов и сооружений.
Колодезные поля – определенная внутренняя организация древнекитайской общины, связанная с системой землепользования, при которой вся земля общины делилась на две части: урожай с «общего» поля шел вану или другому правителю, а с индивидуального поля – общиннику. Эта система ликвидирована реформами Шан Яна в 350 г. до н. э.
Конфуцианство – этико-политическое учение, разработанное в Китае в VI в. до н. э. Конфуцием. Объявляло власть правителя (императора) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Со II в. до н. э. и до начала XX века н. э. являлось официальной государственной идеологией.
КОНФУЦИЙ (551–479 гг. до н. э.) – величайший китайский философ, педагог и государственный деятель. Основоположник этико-политического учения – конфуцианства. Проповедовал идеи гармонии и справедливости, которые должны поддерживаться не законом, а соблюдением традиций, моральных норм (ли).
ЛЕГИСТЫ («законники») – представители учения об управлении государством и народом. Сторонники сильного централизованного государства, наличия в нем строгих обязательных законов, лежащих в основе государственного управления. Виднейший представитель легистов Шан Ян отстаивал абсолютную власть правителя, проповедовал жесткие наказания за нарушение предписаний государя, выступал за «равенство» всех перед законами.Учение возникло в период Чжаньго (V–III вв. до н. э.) в Китае.
ЛИ– моральные нормы идеального поведения, зиждившиеся на соблюдении людьми «меры» во всем.
ОБОЗРЕНИЕ ЗАКОНОВ– один из первых писанных китайских законов (536 г. до н. э.), вводивший пять видов наказания за правонарушения: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОЛЯ– система обработки общинных земель, при которой 1/9 часть обрабатывалась всеми общинниками. Члены общины платили натуральный налог, который шел на содержание как правителя и знати, так и на государственные и общественные нужды.
САНЬЛАО– совет старейшин в городском самоуправлении.
СИН – наказание.
СЯН – символическое наказание за преступление (отрубание ноги заменялось раскраской тушью колена, смертная казнь – ношением холщовой рубахи; татуировка как вид наказания).
Сянь – первый и ближайший помощник китайскогована в период Чжоу по управлению и руководству чиновничьим аппаратом.
СЯО – по Конфуцию, идея сыновней любви, почитания старших и вышестоящих по иерархической лестнице.
ТАЙВЭЕЙ – название военного министра в Циньской и Ханьской империях, входившего в состав наиболее привилегированной категории чиновников – «трех гунов».
ТИНВЭЙ – глава судебного ведомства в империи Цинь.
«ТРИ ГУНА»– категория привилегированных чиновников в империи Хань. В нее входили: тайвэей, чэнсян и гойшидафу.
ФА – закон.
Фацзин («Книга законов») – сборник древнекитайских законов, подготовленный в царстве Вэй Ли Куем (424–387 гг. до н. э.), излагавший в 6 главах действовавшее уголовное и уголовно-про-цессуальное законодательство.
ФУ («отец») – глава семейства, властитель, хозяин имущества.
ХУАНДИ – в империи Цинь титул правителя страны (император). Впервые данный титул установил в 22 г. до н. э. основатель китайской династии Ин – Чжэн, известный в истории под именем Цинь Шихуанди.
ЦЗАЙ– ближайший военный управитель, который ведал дворцом правителя, дворцовыми ремесленниками, наблюдал за храмами.
ЧЭНСЯН – первый министр в Ханьской империи, управлял финансами страны. Сначала канцлеров было два – «левый» и «правый».
ШАН(инь) – период царствования первой китайской династии (XV–XI вв. до н. э.).
ШАН ЯН– китайский философ и государственный деятель Циньской империи (IV в. до н. э.). Один из идеологов легизма. Осуществил реформы: сословную, земельную, военную, административную и др., согласно которым было введено новое положение о рангах знатности (всего 20 рангов, которые разрешалось покупать), разрешена свободная купля-продажа земель, установлен новый земельный налог, новое административное деление, запрещена кровная месть, установлена единая система мер и весов. Реформы привели к централизации царства Цинь и созданию Циньской империи.
ШАНЬФУ – стольник при дворе вана, обслуживавший не только личные нужды правителя, но и выполнявший различные административные и военные поручения.
ЮЙШИДАФУ – верховный цензор в Ханьской империи.