Что общего между музыкальной и разговорной речью
Музыка и речь: сходства и отличия
Крылова Елена Викторовна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, 30kel01@mail.ru
Саладухина Алёна Борисовна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, alensaladukhina@yandex.ru
Аннотация: Статья раскрывает некоторые теоретические аспекты общности музыки и речи; представлен анализ теории данного вопроса с разных научных позиций; выделен ряд критериев, на основании которых сопоставляются две формы творчества (музыка и речь). Авторами приведены доказательства возможности дополнения речевого материала музыкальным, в качестве средства расширения научно-теоретической и практической базы.
Ключевые слова: музыка, речь, музыкальные произведения, музыкальное искусство, творчество, интонация, развитие, сходство, различие
Music and speech: similarities and differences
Krylova Elena Viktorovna
PhD in Pedagogy, Docent Associate professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Saladukhina Alyona Borisovna
Student of psychological and pedagogical faculty, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Abstract: The article reveals some theoretical aspects of the generality of music and speech; the authors present an analysis of the theory of this issue from different scientific positions; the article highlights a number of criteria on the basis of two forms of creativity (music and speech) are compared. The authors provide evidence for adding musical material to speech. Research shows the possibility of expanding the scientific, theoretical and practical base.
Keywords: music, speech, musical works, musical art, creativity, intonation, development, similarity, difference.
Крылова Е.В., Саладухина А.Б. Музыка и речь: сходства и отличия / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/muzyka-i-rech-skhodstva-i-otlichiya.html (Дата обращения: 17.04.2020)
Музыка и речь – это две наиболее распространенные формы творчества. Музыка, и речь могут быть основой, как общения, так и мышления. Эти два вида деятельности, их синтез, взаимообмен знаниями, функциями и средствами является необходимой базой для воспитания творческой, всесторонне развитой личности.
Современной науке известны многие имена исследователей в этой области. Например, эмоциональную окраску языка и музыки изучал В.П. Морозов – знаменитый физиолог, исследователь певческого голоса и речи. Вопросами закономерностей музыкальных и речевых интонаций занимались музыковед Б.В. Асафьев, лингвист Н.В. Черемисина-Ениколопова. Феномен воздействия музыки на психику, а также психологию музыкантов-исполнителей изучал психолог, музыкальный терапевт А.Н. Леонтьев, педагог В.И. Петрушин.
В области музыкальной психологии наиболее изученным является направление выявления особенностей восприятия музыки человеком. Изучением этой проблемы занимались музыковеды Ю.Н. Тюлин, Л.А. Мазель, а также психологи Б.М. Теплов, и М.В. Блинова. Особый интерес представляют исследования таких ученых как В.М. Бехтерева и И.М. Сеченова. Именно они экспериментально доказали влияние музыки на нервную систему человека [1, с. 114].
Как видно из представленной информации, проблемами взаимодействия музыки и речи занимались ученые, являющиеся специалистами в совершенно разных научных областях – музыковеды, лингвисты, физиологи, философы, искусствоведы, нейролингвисты, психологи, педагоги и др. Огромный интерес представляет музыка для специалистов в области патологии речи – логопедов. Это является еще одним доказательством того, что музыка и речь тесно связаны между собой и представляют неразрывный синтез знаний.
Критерии общности музыкального языка и речи были проанализированы многими авторами с различных точек зрения. Но есть некие общие ключевые позиции.
Например, общим является то, что в процессе восприятия как музыки, так и внешней речи ключевую роль играет слуховой анализатор. И в том и в другом случае единицей, воспринимаемой на слух, является звук.
В двух рассматриваемых сферах творческого мышления общим является наличие системы знаков для письменной фиксации. В случае с письменной речью – алфавит и знаки пунктуации. В музыке же данную роль играют ноты и своеобразные знаки препинания – паузы. Так же существуют знаки для исполняющего, обозначающие штрихи, особенности выразительной интонации, динамику. С их помощью исполнитель более полно понимает и передаёт замысел композитора. В речи с такой функцией справляется логическое ударение, а само интонирование зависит от авторского прочтения текста.
Наличие комплекса выразительных и структурообразующих средств также характеризует общность музыки и речи. Ритм, темп, паузация, размер – обязательные составляющие любой из изучаемых форм творчества. Однако в музыке существует знаковая система для обозначения данных средств.
Наличие замысла – ключевой фактор в появлении, как высказывания, так и музыкального произведения. Таким образом, интерес представляет процесс порождения «высказывания» как музыкального, так и речевого. В речи все начинается с намерения [2, с. 159]. Аналогично происходит и в музыке. Намерение перерастает и оформляется в замысел. На данном этапе, писатель и композитор уже представляют, какие средства будут использовать для выражения замысла. Различия появляются на последующих этапах. В речи – это внутреннее программирование, лексико-грамматическое конструирование и реализация высказывания. В музыке же следующий этап – это длительная работа по грамотному построению, подбору выразительных средств, необходимых для передачи замысла. Данный этап может длиться несколько месяцев, прежде чем наступит финальная стадия реализации.
Интонационный комплекс как смыслообразующий фактор является еще одним критерием общности двух форм творчества. Данное положение применимо лишь к устной речи и вокальным жанрам музыки. В речи используется комплекс экстралингвистических средств [5, с. 6]. Они являются источником информации об эмоциональной составляющей высказывания. Аналогично и в вокальной музыке, ведь здесь в основе произведения, прежде всего – текст.
Общим для музыки и речи является наличие общих акустических показателей. Сюда относятся сила звука, высота, длительность, тембровая окраска звука. Причем, работая с музыкальными произведениями, тембровая палитра значительно расширяется.
Наличие иерархических единиц построения – еще один критерий общности. В речи – фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. В музыке же все несколько сложнее, так как основное тематическое зерно может быть воплощено в разных структурах, начиная от группировки в несколько нот, заканчивая периодом. Но, если говорить о структурных единицах, то, по аналогии, иерархия будет выглядеть следующим образом – нота, группировка нот, такт, предложение, период, часть, произведение.
Музыка и речевое развитие оказывают огромное влияние на формирование личности. При чем как на умственное развитие, когнитивные процессы, высшие психические функции, так и на формирование характерологических особенностей [3, с. 76].
Но речь и музыка, при всей их схожести, имеют и ряд отличий, обусловленных их особенностями.
Отличие заключается в претворении замысла и его восприятии слушателями. Если смысл речи понятен сразу, то смысловая нагрузка музыки иногда не столь очевидна.
Что бы достичь более четкого понимания слушателями замысла произведения, многие композиторы прибегают к литературно-программному или вокальному жанру, где слово и музыка воспринимаются как единое целое, дополняя друг друга. Благодаря наличию литературных подлинников, смысл произведения становится более очевидным, но не всегда передаёт всего замысла композитора.
Пожалуй, самым весомым отличием является процесс обучения речи и музыке. Речь в норме во всех трех аспектах развивается спонтанно, но для этого необходимо речевое окружение[4, с. 3].
Лишь в школе происходит структурирование знаний по родному языку и их обогащение, углубление. В то время как музыкальное развитие возможно лишь на базе специального обучения. В настоящее время ведутся дискуссии о музыкальной одаренности как основополагающем факторе музыкальности и способности к обучению музыке. Противники этой теории утверждают, что ключевым положением является благоприятная социальная среда, способствующая развитию музыкальных способностей ребенка [7, с. 40].
Но в одном ученые сходятся: без специального обучения, даже будучи музыкально одаренным, освоение музыкальной грамоты в полном объёме невозможно.
Еще одним принципиально важным различием между музыкой и речью является интонационное оформление произведений. Хотя есть общие черты в наличии интонационных компонентов, кардинально различны средства оформления их в музыке и речи. Интересно то, что в музыкальных произведениях, особенно вокальных, уже с начала XX века композиторы используют так называемую «интонацию–жест». Примеры этого можно найти в романсах А.С. Даргомыжского, опере М.И. Глинки и других произведениях. Это средство музыкальной выразительности максимально приближает действующие лица произведения к слушателю. Происходит своеобразный «разговор» между композитором, исполнителем и слушателем. Именно речевые интонации делают произведения романтиков столь чуткими и близкими сердцу любого человека. У многих композиторов существуют целые системы звуковых комплексов, соответствующие речевым интонациям в произведениях. Например, это терпкие секунды – чаще всего использующиеся классиками и романтиками как интонации жалобы, тоски, душевной боли. А широкие секстовые ходы, так любимые Ф. Шопеном, и являющиеся характерной чертой русских романсов XIX века, до сих пор воспринимаются как интонации светлой грусти, душевных переживаний. Как видно из приведенных примеров, музыкальный интонационный язык не уступает по богатству речевому.
Отдельного разговора заслуживает такой компонент просодики как тембр. Речевые тембры достаточно разнообразны, и на их основе можно вести коррекционную работу. Например, отличить голос ребенка от голоса взрослого, реплику мальчика от высказывания девочки. Но, при использовании музыкальных средств, база материалов для воспитания тембрового слуха намного обогащается. На ранних этапах обучения можно различать музыку инструментальную от вокальной, затем постепенно вводить понятие тембра музыкальных инструментов – сначала на материале разных групп (например, отличить скрипку от фортепиано), затем в одной группе (отличить скрипку от контрабаса). Широкий спектр работы можно осуществлять на материале вокальных тембров женских и мужских певческих голосов.
Однако, функции музыкальной интонации весьма близки к функциям, выполняемым речевой интонацией. Интонация в музыке – тот же спектр выразительных средств, он играет эмоциональную и смыслообразующую роль. Интонация в речи относится к экстралингвистическим средствам и помимо других функций, выполняет еще и эстетическую, которая заключается в выразительном оформлении лексико-грамматических конструкций [6, с. 157].
Рассмотренные связи между музыкальным искусством и речью позволяют констатировать, что музыка и речь – это звуковые процессы с характерными для них общими законами, структурой, иерархичностью. Все средства выразительности: тембр, динамика, темп, ритм, звук, интонация, ударение, форма, особенности композиционной структуры, служат для выражения образа и интерпретации того замысла, который вкладывает автор музыкального произведения или речи. Такой подход позволяет создавать педагогам интегрированные занятия, составные элементы которых взаимодополняют и обогащают друг друга.
1.Буцкая Ж. Н. Музыкальная деятельность как средство коррекции в развитии детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Молодой ученый. 2019. №30. с. 114-115.
2.Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
3.Кирнарская Д.К. Заметки. «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу» // «Музыкальная психология и психотерапия». 2009. № 6. с.75-79.
4.Логопедия. Основы теории и практики / Под ред. Н.С. Жуковой. М.: Эксмо, 2016. 288 с.
5.Морозов В. П.Язык эмоций и эмоциональный слух. Избранные труды 1964-2016. ФГБУН Институт психологии РАН, 2017. 124 с.
6.Прохватилова О.А. Дискуссии. «К вопросу о функциях интонации»// Вестник ВолГу 2003-2004. № 3. с. 156-161.
7.Таллибулина М.Т. «Психологические основы музыкальной одаренности. Значение обучения для развития музыкальности.» // «Музыкальная психология и психотерапия». 2009. № 6. с.36-54.
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И МУЗЫКИ КАК ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЧИ И МУЗЫКИ КАК ФОРМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Сопоставляются параметры сходства и различия между речью и музыкой как наиболее важными формами человеческого общения. Основное внимание уделяется интонационным особенностям речевой коммуникации и музыкального исполнения.
Ключевые слова: интонационные особенности речевой коммуникации и музыкального исполнения.
Проблема взаимосвязей речи и музыки издавна интересует представителей разных областей знаний. Обзор посвященных ей трудов показывает, что музыковеды и филологи, этнографы и фольклористы, педагоги и психологи неизменно обращаются к их сравнительному изучению: анализу восприятия музыкальных и речевых звуков, их воздействия на психику человека (А.Н.Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер, О.В.Овчинникова); выделению эмоционально значимой окраски звуков музыки и речи (В.П.Морозов); поиску общих и специальных закономерностей музыкальных и речевых интонаций (Б.В.Асафьев, Е.В.Назайкинский, В.В.Медушевский, Б.А.Яворский); исследованию музыкальных эмоций, идущих от человеческой речи (В.Н.Холопова); определению основ музыкальности речевого интонирования (Л.П.Рабустова, Р.А.Рубцов, Н.В.Черемисина).
Смысловым «кирпичиком «, элементарной частицей музыки является интонация, и именно интонация, даже в масштабах целого, определяет степень » «общительности » музыки. Сопоставляя то, что подразумевается под интонацией в языкознании, и истолкование этого термина в музыкознании, отметим, что в языкознании интонация в широком смысле понимается как звуковое воплощение речевого высказывания. Речевую интонацию характеризуют звуковысотная кривая ( «мелодия » речи), изменения динамики и тембра во времени, ритмика, которая проявляется в длительности и соотношении элементов речи, темп. Под понятием «интонация » в узком смысле подразумевают ее мелодику.
Интонация не имеет предметности, она передает все бесконечное множество эмоциональных движений (в речи такой функцией наделены слова). В качестве звуковой модели эмоций интонация структурно подобна таким психофизиологическим реакциям человека, как нервномышечное напряжение, эмоциональные фазы подъема, кульминации и спада.
Генетически связанная с речевой, музыкальная интонация существенно от нее отлична. Речевая интонация вносит дополнительный эмоциональный смысл в речевое сообщение (хотя во многих случаях этот смысл оказывается основным, порой и противоречащим словам). Эмоциональное содержание привносится в речевую интонацию спонтанно, под влиянием наплыва чувств, выражая, демонстрируя позицию, отношение. Музыкальная интонация представляет собой обобщение, несущее в себе некую музыкальную информацию. Она является «зерном «, импульсом в тематическом развитии, в ней кроется выразительность музыкальной темы, определяющей общую структуру, форму произведения.
Музыка как один из самых эмоциональных видов искусства характеризуется широким спектром выражения различных эмоций.
Согласно исследованиям В.Н.Холоповой, музыкальные эмоции в плане содержания представляют собой иерархию художественных реакций человека на разных уровнях: от преходящего настроения, локального аффекта, внушения музыкальным материалом (ритм, мелос) до элементов мироощущения, мировосприятия, воспитываемых музыкальным искусством.
К речевой и музыкальной интонациям можно подходить с позиций как различия, так и сходства. Близость функций, родство принципов интонационного процесса делает возможным перенесение речевого опыта на восприятие музыки. Не случайно возникли вокальные жанры и другие формы синтеза музыки и речи, в чем отразился опыт различных форм общения. Как отмечают многие исследователи, все, что может человек выразить в речи, он может использовать в музыке, а некоторые речевые аффекты, привносимые в музыку (в фольклоре, например, речевые восклицания типа «эх «, «гей » и т.д.), могут быть и позитивными, и негативными, однако из-за своей кратковременности и нестабильности не образуют в музыкальном произведении глубокого эмоционального течения.
Общность обнаруживается в самих способах воспроизведения звуков, в артикуляции, а также в том, как их слышат, т.е. акустических характеристиках. Человек воспринимает и оценивает речь, невольно сравнивая со своими артикуляционными эталонами (поэтому мы можем судить об акценте). В музыке, как и в речи, подчеркивает Е.В.Назайкинский, артикуляционный опыт играет большую роль при восприятии. Артикуляция придает осмысленность и особую выразительность исполнению. Музыкальная артикуляция сходна с речевой, при этом наиболее важным общим принципом является принцип членораздельности. Изменения в плане тембра и звуковысотности в артикуляции (и той, и другой) ведут к изменениям в интенсивности звучания. В то же время отсутствие тембровых и звуковысотных изменений во всякой артикуляции не предполагает отсутствия изменений в интенсивности звучания, скорее, наоборот.
Различия в артикуляции речи и музыкального звука преодолеваются при восприятии. Музыка изначально воспринималась как определенного рода речь, как нечто коммуникативное. В связи с этим в практике закрепилось многообразие музыкальных и речевых интонационных жанров, в которых просматриваются постепенные переходы от опыта «чистой » речи к практике «чистого » пения.
При пении речевая артикуляция накладывается на музыкальное звуковедение. В результате происходит изменение артикуляции, синтез артикуляции речевой и музыкальной. Для музыкального мышления, музыкального восприятия и его развития и исторического, и онтогенетического, как пишет Е.В.Назайкинский, речевая артикуляция при пении чрезвычайно важна. Она облегчает развитие музыкального слуха.
Огромную роль здесь играет и синтаксический речевой опыт. Диапазоны речи обычно совпадают по центру с музыкальными
Интонации речи при восприятии требуют от слушателя большой творческой работы, но далеко не каждый утруждает себя этим при общении; в результате часто возникает непонимание между людьми: человек цепляется за слова, не вдумываясь, не вслушиваясь в интонации, корректирующие их смысл. Навыки речевого общения в целом, не только артикуляционный опыт, больше чем чтолибо иное переносятся на музыкальное восприятие.
Есть и другие параметры сходства между речью и музыкой. Речевая интонация в содержании, эмоциональной выразительности и характеристичности зависит от конкретной речевой ситуации, которая обусловливает порождение речевых жанров. Аналогично им в музыке жанрами являются типы произведений, объединяемых по содержанию, условиям и средствам исполнения и своему социальному предназначению.
Речевые и музыкальные жанры опираются на некоторые общие коммуникативные законы. Наиболее важным специфическим признаком живой разговорной речи является ее диалогичность. Лингвисты сопоставляют структурные особенности различных видов диалога (конфиденциальное объяснение, эмоциональный конфликт, диалогспор, диалогунисон), форм монологической речи (выступление оратора, научный доклад, разговор с самим собой). Анализ инструментальных музыкальных произведений делает очевидным тот факт, что общие принципы подачи «реплик » в многоголосии поступают из речевых форм диалогического и монологического плана.
Проникновение риторических аспектов в самую суть музыки и на основе этого развитие классической сонатной формы является еще одним убедительным свидетельством родства музыкальных и речевых принципов организации. Становление сонатной формы было бы невозможно без оформившегося музыкального тематизма с его характеристичностью, которая является функцией речевой интонации и выражается в способности создавать слуховые представления о личности говорящего, о его характере, темпераменте, возрасте, о его голосе. Собственно звуковая сторона речи, тембр и сила голоса, темпоритм, поразному сочетаясь, создают образ говорящего.
Разработка урока по музыке для начальных классов на тему «Сходство и различие между разговорной речью и речью музыкальной»
Описание разработки
Цели:
План:
Вход учащихся под музыку И. О. Дунаевского «Спой нам, ветер».
а) Игра «Гости» (Д. Кабалевского)
б) «Кузнец» (И. Арсеева)
в) «Кто дежурные?» (Д. Кабалевского)
Произведения для слушания:
а) Стихотворение «Болтунья» (А. Барто)
б) Песня «Болтунья» (С. Прокофьева)
в) Песня «Антошка» (В. Шаинского)
Вывод: что такое «Интонация»?
Ход урока.
Эпиграф: «Музыка, прежде всего, искусств человеческого общения».
Учащиеся заходят под музыку И. Дунаевского «Спой нам, ветер»
Учитель: Сегодня мы на уроке рассмотрим сходство и различия между разговорной речью и речью музыкальной. Обратим внимание на то, что наша обычная разговорная речь и речь музыкальная хотя и вполне самостоятельны (мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим), но тем не менее имеют много общего.
а) (учащиеся применяют разговорную речь-диалог)
«Здрасте, здрасте! Мы вас ждем!
— Промочило нас дождем.
— Мы промокли до костей.
Это, гости, не беда, заезжайте в ворота.
Поднимайтесь на порог. К нам на яблочный пирог!»
Учитель: Какая речь прозвучала?
Учитель: Как можно назвать еще такую речь, когда участвуют и «хозяева», и «гости»?
Учитель: А можно спеть этот диалог?
Учитель: Что для такой речи нужно использовать?
Ответ: Высоту, ноты, длительности, пение…
Учитель: Как такая речь будет называться?
Ответ: Музыкальная (музыкальный диалог)
Учащиеся исполняют музыкальную игру «Гости» (Д. Кабалевского), используя нотную грамоту.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с биографией детской писательницы А. Л. Барто (учащиеся читают биографию с помощью мультимедиа на экране)
Учитель: Вы знакомы с творчеством А. Барто? А кто бы мог рассказать выразительно стихотворение? (учащиеся рассказывают стихи, приготовленные на уроке динамического чтения).
Содержимое разработки
Разработка открытого урока
по музыке в 3 «Г» классе
учителя музыки школы №8 МО РФ
Тема 2 четверти: «Интонация»
Вход учащихся под музыку И. О. Дунаевского «Спой нам, ветер».
а) Игра «Гости» (Д. Кабалевского)
б) «Кузнец» (И. Арсеева)
в) «Кто дежурные?» (Д. Кабалевского)
Произведения для слушания:
а) Стихотворение «Болтунья» (А. Барто)
б) Песня «Болтунья» (С. Прокофьева)
в) Песня «Антошка» (В. Шаинского)
Вывод: что такое «Интонация»?
Эпиграф: «Музыка, прежде всего, искусств человеческого общения».
Учащиеся заходят под музыку И. Дунаевского «Спой нам, ветер»
а) (учащиеся применяют разговорную речь-диалог)
«Здрасте, здрасте! Мы вас ждем!
-Промочило нас дождем.
-Мы промокли до костей.
Это, гости, не беда, заезжайте в ворота.
Поднимайтесь на порог. К нам на яблочный пирог!»
Учитель: Какая речь прозвучала?
Учитель: Как можно назвать еще такую речь, когда участвуют и «хозяева», и «гости»?
Учитель: А можно спеть этот диалог?
Учитель: Что для такой речи нужно использовать?
Ответ: Высоту, ноты, длительности, пение…
Учитель: Как такая речь будет называться?
Ответ: Музыкальная (музыкальный диалог)
Учащиеся исполняют музыкальную игру «Гости» (Д. Кабалевского), используя нотную грамоту.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с биографией детской писательницы А. Л. Барто (учащиеся читают биографию с помощью мультимедиа на экране)
Учитель: Вы знакомы с творчеством А. Барто? А кто бы мог рассказать выразительно стихотворение? (учащиеся рассказывают стихи, приготовленные на уроке динамического чтения).
Учитель: С. Прокофьев сочинил на стихотворение А. Барто «Болтунья» остроумную музыкальную песню «Болтунья», где для изобразительной интонации он использовал смену темпов: медленно и быстро, показывая этим: «степенность», «рассудительность» и «болтливость». Музыка усиливает выразительность текста в песне. (с помощью компьютера учащиеся слушают фрагмент песни, следят за выразительностью соло- сопрано высокого женского голоса и изобразительностью интонации. Учитель: Речь разговорная и речь музыкальная становится осмысленной лишь при наличие знаков препинания. А в музыкальной речи они есть? Учащиеся при ответе используют музыкальную таблицу графическую запись.
Ответ учащихся у доски: Если мелодия движется вверх (восходящая), то такое предложение называется вопросительное.
Как и в разговорной речи, так и в музыкальной речи предложения делятся на фразы. Учащиеся отвечают по таблице – деление фраз при помощи знаков дыхания (v), пауз ( ), лиг ( ).
Музыкальная фраза, мелодия вырастает из одного или нескольких «зерен». Каждое такое зерно мы называем интонацией. В зерне интонации содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем или узнаем. Интонации бывают очень разные: одни выражают настроение, характер, другие изображают движение.
Рассмотрим некоторые примеры: (по зерну интонации определить знакомые мелодии)
«Три подружки» (Д. Кабалевский)
Учитель : Ощущение и понимание знаков препинания в музыке очень важно для ее осмысления.
Учитель: Слабые и сильные доли в разговорной и музыкальной речи играют важную роль. Мы сегодня с вами рассмотрим предложения:
Рассказ учителя о значении знаков препинания, например «запятой». При помощи фрагмента из мультфильма мы попадем с вами в «Страну невыученных уроков». Рассмотрим предложение «Казнить нельзя помиловать», где король будто бы забыл поставить запятую и судьи не знали, что им делать с осужденным – казнить или помиловать…. (учащиеся разобрались, где поставить знак препинания «запятую» и сделали вывод, что надо осмысленно относиться к расстановке знаков препинания.
Учитель: В музыке,как и в обычной человеческой речи, есть свои знаки препинания. Понимание знаков препинания в музыке важно для ее осмысленного, выразительного исполнения. От яркости интонации зависит яркость музыки.
(Учащиеся исполняют песню: «На большой планете!»)
1. Интонация- основа музыкальной и разговорной речи.
2. От яркости интонации зависит яркость музыки.
3. Мелодия – осмысленная музыкальная речь.
4. Красивая выразительная речь человека словно стремится приблизиться
к музыке, а музыка в свою очередь во многом стремиться приблизиться к
разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Методические рекомендации для учителей.
Результаты исследовательской работы на уроке музыки в 3-Г классе на тему: «Интонация» позволили мне сформулировать методические рекомендации для учителей:
Работа над структурой урока музыки требует дальнейшего изучения темы: «Сходство и различие между разговорной речью и речью музыкальной».
Показать учителю путь реализации учебной программы: закрепления нового материала на уроках музыки в процессе творческих занятий вокально-хоровой работы с учащимися.
Использовать индивидуальную и групповую формы работ с учащимися на уроках.
Тщательный отбор материала (репертуара) при изучении закрепления нового материала.
Постановка проблемы на основе изученного материала.
Обобщение темы: «Интонация» при помощи графической записи в музыкальной таблице, где сравниваются, анализируются, обобщаются выразительные и изобразительные интонации в разговорной и музыкальной речи исследовательской работе на уроках музыки.