Что общего между общественным и индивидуальным сознанием
Общественное и индивидуальное сознание
Общественное сознание и его роль в обществе. Формы общественного сознания
1. Общественное и индивидуальное сознание
2. Относительная самостоятельность общественного сознания от общественного бытия
3. Структура общественного сознания
4. Формы общественного сознания:
1) политическое сознание;
2) правовое сознание;
3) моральное сознание;
4) эстетичное сознание;
5) религиозное сознание;
6) экономическое сознание;
7) экологическое сознание.
5. Проблема формирования ценностных ориентаций
Общественное и индивидуальное сознание
Сознание – это самодеятельный, самосоздаваемый процесс вписывания отдельных событий, явлений, впечатлений, ощущений в тотальное (единое, всеохватывающее) поле интеллектуального, предметного конструирования.
Сознание– это не просто образ действительности, а особая форма психической деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности.
Общественное сознание – это совокупность идеальных форм (понятий, суждений, взглядов, чувств, идей, представлений, теорий), которые охватывают и воссоздают общественное бытие, которые произведены человечеством в процессе освоения природы и социальной истории.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в диалектическом единстве, поскольку у них общий источник – бытие людей, в основе которого лежит практика. Вместе с тем диалектическое единство общественного и индивидуального сознания не означает их абсолютной идентичности.
Индивидуальное сознание конкретнее, богаче, чем общественное. Оно включает в себя неповторимые, присущие только данному человеку особенности, которые формируются на основе специфических особенностей его конкретного бытия. Важным является учет того обстоятельства, что сознание индивида есть не только знание, а и отношение к бытию, к деятельности и к самому себе. С другой стороны, общественное сознание – это не просто арифметическая сумма индивидуальных сознаний, а новое качество.
Общественное сознание, сравнительно с индивидуальным, отображает объективную действительность глубже, полнее, богаче. Оно абстрагируется от тех или других конкретных характеристик, свойств индивидуального сознания, вбирая у себя наиболее значимое, существенное. Тем самым общественное сознание будто поднимается над сознанием индивидов. Однако указанное не означает нивелирования сознания индивида. Наоборот, учет специфики индивидуального сознания, его многогранность, неповторимость представляет сущность духовности личности, является чрезвычайно важным условием формирования и развития ценностей духовной культуры, сознания человека.
Индивидуальное сознание включает в себя:
Ø самостоятельность:
Ø эмоции и чувство:
– интеллектуальные,
– моральные,
– эстетичные,
Индивидуальное и общественное сознание, их специфика
Индивидуальное сознание — сознание личности, формирующееся путем социализации (воспитание, образование, общение, самовоспитание и самообразование).
Индивидуальное сознание не может постичь всего объема общественного сознания, усваиваивается только его часть. Оно содержит в себе групповые, национальные, классовые и общечеловеческие составляющие.
Между общественным и индивидуальным сознанием есть сходство и различие.
К числу первых особенностей относятся такие:
— отражают общественное бытие;
— у них одна основа: общественно-историческая практика;
— общий способ существования в нормах, образах, понятиях и т.д.;
— язык как средство выражения процесса мышления;
— относительно самостоятельны по отношению к общественному бытию;
— имеют своей целью удовлетворение потребностей людей;
— преемственность знаний, норм в большей мере присуща общественному сознанию. Оно в значительной мере более объемно, чем индивидуальное;
— могут выступать как противоположности и между ними образуются противоречия;
— ведущую роль в их целостности играет общественное сознание;
— индивидуальное сознание отдельных личностей может существенно обогащать общественное (Ч. Дарвин, А. Эйнштейн и т.д.). В него входит не все из индивидуального сознания, а только общезначимое;
— подвижность индивидуального сознания значительно большая, чем у общественного сознания;
— индивидуальное сознание частично и более фрагментарно отражает общественное бытие, нежели общественное;
— индивидуальное сознание в большей мере угасает со смертью своего носителя, чем общественное, где имеется ярко выраженная преемственность положений.
Таким образом, их отличие носит не количественный, а качественный характер.
Выводы: Общественное сознание – высшая форма отражения действительности, вне взаимодействия с общественным бытием оно не существует.
Общественное сознание – не сумма индивидуальных сознаний, а их синтез.
В итоге: в философском аспекте общество рассматривается как полиструктурное и полифункциональное образование, где определяющими являются системы потребностей, деятельности, отношений, материального производства. Духовная сфера – система, создающая высшие ценности и удовлетворяющая духовные потребности.
31. Понятие общества. Основные концепции общественного развития. Материальные и идеальные факторы в жизни общества. Социальная структура (касты, сословия, классы и страты).
Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов. Общество выстроено на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов.
Общество — открытая материальная система, развивающаяся на основе объективных социальных законов, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации.
В социальной философии исторически сложились следующие основные концепции общественного развития:
1) социологический идеализм (сознание, дух, идея определяют общественное бытие людей)
2) географический детерминизм (географические условия являются определяющим фактором общественного развития)
4)биологический детерминизм (основой общественного развития является биологическая природа человека);
5)психологизм в понимании общественной жизни (объяснение социальных процессов исходя из психологии больших социальных групп);
6)техницизм (абсолютизация роли техники в развитии общества).
Материальные факторы — это материальное производство, воспроизводство самих людей, их отношение к природе, материальная сторона тех отношений, которые складываются между людьми — классовых, национальных, семейно-бытовых и др. Они составляют основу и содержание духовных процессов и потому являются первичными по отношению к последним.
Идеальные факторы в обществе — это его субъективная сторона, отражение объективных процессов в головах людей, осознание ими общественно-необходимых потребностей. Они вторичны по отношению к факторам материальным.
В социологии известны четыре главных типа социальные структуры общества — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип — открытые.
Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный.
Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией. Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне).
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий.
Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.
В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.
32.Наука как социальный институт. Структура научного познания, его методы и формы (рациональное и эмпирическое познание). Псевдонаука и дилетантизм. Верификация, фальсификация и демаркация. Понятие научной революции.
Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире. В этом смысле существенно различие между наукой и технологией. Если наука может быть определена в качестве системы логических методов, посредством которых приобретается знание о мире, то технология представляет собой практическое применение этих знаний.
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов.
Псевдонаука (также, лженаука) — это любая методология или система взглядов, которая претендует на научность, но которая не в состоянии соблюдать стандарты методологии и доказательств, являющихся отличительной характеристикой действительной науки. Хотя псевдонаука и рассчитывает на получение научного статуса, в ней нет ничего научного.
Дилетантизм — занятие какой-либо деятельностью, например, наукой, искусством, ремеслом — без должных знаний и профессиональной подготовки. В современном понимании нередко исходят из приблизительно такого понимания: дилетант не имеет глубоких знаний о предмете своих занятий, поэтому допускает ошибки. Как правило, это человек, ограничивающий масштаб познаний собственным опытом, или суждения которого в отношении чего-либо основаны на поверхностных познаниях.
Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения с помощью доказательств каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком.
Верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.
Верификация — методика распознавания лжи (укрывательства, искажения).
ФАЛЬСИФИКА́ЦИЯ-подделанная вещь, выдаваемая за настоящую.
ДЕМАРКА́ЦИЯ-Разграничение, установление, определение границ знаками.
Революция в науке — период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
33. Политическая жизнь общества (политическая система; личность и политика). Философское осмысление государства и права. Правовой нигилизм и инфантилизм.
Политическая система общества отражает многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают определенное давление на политическую власть. В случае соответствующего признания эти интересы реализуются при помощи политико-управленческих структур через политический процесс, через принятие и осуществление политических решений.
Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.
Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
Традиция философского осмысления права является очень древней. Многие великие философы (Аристотель, Фома Аквинский, Эммануил Кант и др.) в своих произведениях большое место отводили философии права. Основа философского подхода к осмыслению права заключается в попытке постигнуть основополагающую идею права, абстрагируясь от национальных и исторических различий внешних форм проявления права.
Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении человека к окружающему миру.
Философия исследует право и государство, чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом.
Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций. Большая часть населения России слабо осведомлена даже о тех правах, свободах и способах их защиты, которые провозглашены Основным Законом страны.
Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.
Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. Глубокие корни правовой нигилизм пустил и в условиях российской действительности. Существенную роль при этом сыграли многовековые традиции всевластия деспотических правителей, от царей до большевиков, и бесправия народа.
Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы
Приветствую Вас, друзья!
Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.
Что такое общественное сознание?
Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.
Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.
Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.
Формы общественного сознания
Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:
Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.
Уровни общественного сознания
В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.
Обыденный уровень
Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.
Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.
Теоретический уровень
Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.
Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.
Элементы общественного сознания
В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.
Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.
Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.
Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.
Связь между общественным и индивидуальным мышлением
Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.
Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.
Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.
Заключение
Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.