Что общего между опытом и наблюдением

Эксперимент и наблюдение – что это и отличия

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Всем известно, что научные исследования и открытия используют не только технические составляющие. Для того чтобы узнать нечто новое, сделать открытие или начать изучение применяются такие элементы, как эксперимент и наблюдение. Не многие люди способны сразу объяснить, в чем состоят отличия между этими двумя терминами. Для того чтобы устранить пробел в знаниях и дать в случае необходимости определение для каждого из них, требуется сравнить эти понятия между собой.

Определение понятий

Для того чтобы провести эксперимент или наблюдение, необходимо проявить любопытство. Именно стремление человека лучше узнать об особенностях окружающего мира легко в основу зарождения научных дисциплин. Любознательность заставляет людей находить новые методы исследования. В ходе поисков и изучений используются такие методы, как эксперимент и наблюдение. Может показаться, что эти термины являются идентичными между собой, но на самом деле между ними имеются существенные отличия. Для того чтобы понять основные особенности, нужно для каждого термина дать определение.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Эксперимент представляет собой метод научного познания. В ходе его проведения выделяются определенные объекты. Затем они погружаются в искусственно созданную для них среду. За всеми происходящими после этого изменениями следят экспериментаторы. Основная цель проведения эксперимента – проверка выдвинутой гипотезы, поиск новых доказательств и фактов, которые могут найти ответы на научные вопросы. Пример эксперимента – подключение приборов в цепь с целью выявления особенностей их работы в сложных климатических условиях.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Наблюдение – метод познания. В ходе процесса наблюдатель изучает и познает исследуемый объект. Все интересные и значимые для науки факты фиксируются и отмечаются. В ходе наблюдения не происходит вмешательства в естественную для объекта среду. Особенностью наблюдения является тот факт, что осуществлять его может любой желающий. Не потребуется иметь специального образования. В основе лежит визуальное восприятие, не предполагающее в большинстве случаев применения специального оборудования или технических средств. Пример наблюдения – изучение поведения птиц в осенний и летний период в лесах средней полосы.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят отличия между экспериментом и наблюдением, необходимо сравнить эти методики между собой. На основании приведенных определений становится понятно, что основное отличие связано со способом взаимодействия между человеком изучающим объект и самим предметом. В случае выбора наблюдения в качестве основного метода, наблюдатель будет находиться на некотором удалении от объекта, который старается узнать. Вмешательства в естественную среду не производится. Эксперимент предполагает, что объект будет извлечен из привычной для него среды и помещен в специально подготовленные для него условия, отвечающие поставленным целям и задачам науки. Экспериментатор в ходе осуществления мероприятий будет активно влиять на условия, вмешиваться в ход событий направлять их так, как требует того имеющаяся гипотеза. Процесс наблюдения может быть спонтанным или спланированным, эксперимент всегда заранее подготавливается специалистами в выбранном направлении.

Экспериментатор ставит своей основной целью подтверждение уже имеющегося научного правила, теории или заключения, которые были сформулированы до начала проведения эксперимента. Все получаемые в ходе эксперимента данные необходимо фиксировать. Наблюдатель же получает информацию непосредственно в момент визуального контакта с объектом и при желании может записывать ее. В ходе мероприятия собираются новые сведения или подтверждаются уже имеющиеся.

Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой для посторонних вмешательств среде. Она является ограниченной, искусственной, созданной специально под объект и те условия, которые потребуется изучить. Наблюдение же проводится в естественных условиях, они не будут изменены или подправлены под поставленные задачи. Экспериментаторы используют для работы специальные инструменты и оборудование. Они должны обладать определенными знаниями и умениями. Наблюдателю не потребуется быть специалистом в определенной научной дисциплине, чтобы получить интересующие его сведения.

Выводы

В ходе сравнения этих двух понятий удалось выяснить, что они имеют целый ряд отличий. Взаимодействие с объектом изучения в ходе наблюдения протекает без вмешательства. Человек находится на дистанции и не является непосредственным участником событий. Эксперимент предполагает, что ученый будет непосредственно влиять на условия, в которых находится объект. Наблюдение не ставит перед собой определенных целей и задач, является средством для получения новой информации или подтверждения уже имеющихся сведений. Для эксперимента требуется искусственно созданная среда, в которой объект будет находиться в тех условиях, которые предусмотрены специалистами для получения подтверждения теоретическим знаниям.

Специальное оборудование для проведения эксперимента является необходимым. Оно составляет базу для исследования. Техническое оснащение в ходе наблюдения не требуется. Инструменты и оборудование не используется. Наблюдение ставит своей целью фиксацию реальности, тех условий, в которых существует и развивается объект. В ходе эксперимента основной задачей является подтверждение тех знаний, которые были получены ранее в ходе теоретических исследований и изысканий.

Источник

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии: их виды и особенности.

Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека.

Он состоит в том, чтобы квалифицировать, маркировать, сравнивать различные виды поведения и тем самым описывать целостное поведение.

Наблюдение по существу дополняет информацию, полученную другими методами. Эти дополнения могут носить характер уточнения, объяснения, новизны фактов и т. Д.

Роль наблюдения в разработке и совершенствовании других методов психологии велика. Если проанализировать процесс составления анкет, анкет, то окажется, что одним из первых этапов в их разработке было наблюдение.

При разработке экспериментов также нельзя обойтись без предварительного наблюдения, которое часто составляет основу исследования высшего пилотажа. Наблюдение помогает в создании экспериментальной ситуации, в выборе содержания экспериментальных задач.

Основные характеристики эксперимента, определяющие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам запускает изучаемое им явление, а не ждет, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений не даст ему возможность наблюдать его.

2) Имея возможность вызвать изучаемое явление, экспериментатор может изменять условия, в которых происходит явление, вместо того, чтобы, как при простом наблюдении, воспринимать его так, как он обеспечивает его случаем.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них, в то время как другие остаются неизменными, эксперимент тем самым показывает важность каждого условия и устанавливает правовые отношения, определяющие процесс, который он исследует. Таким образом, эксперимент является очень мощным методологическим средством выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные отношения между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимента устанавливаются количественные закономерности, допускающие математическую формулировку. Прежде всего, благодаря эксперименту естественная наука пришла к открытию законов природы.

Основная задача психологического эксперимента состоит в том, чтобы сделать существенные особенности внутреннего психического процесса доступными для объективного внешнего наблюдения. Для этого необходимо, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, в которой внешнее течение акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального изменения условий в психологическом эксперименте состоит в том, чтобы выявить правильность одной психологической интерпретации одного действия или действия и исключить возможность всех остальных.

Эксперимент, возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии, начал продвигаться в психологии дальше от процессов элементарных ощущений к высшим психическим процессам; с этим прогрессом в других областях также было связано изменение характера эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического стимула или физиологического стимула и соответствующего психического процесса он пришел к изучению закономерностей протекания психических процессов даже при определенных условиях. По какой-то внешней причине физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент перешел к изучению его внутренних законов.

С тех пор и особенно в последние годы эксперимент имеет очень разнообразные формы и широкое применение в самых разных областях психологии – в психологии животных, в общей психологии и в психологии ребенка. При этом некоторые из недавних экспериментов отличаются большой строгостью методологии; по простоте, изяществу и точности результатов они порой не уступают лучшим образцам, созданным такими зрелыми экспериментальными науками, как, например, физика.

Краснов А.Н. считает, что «в отличие от неэкспериментальных и диагностических методов психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт»» Поэтому особенность экспериментальных методов заключается в том, что они предполагают:

1) организация особых условий, влияющих на изучаемые психологические особенности испытуемых;

2) измените эти условия во время исследования.

В то же время экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных и диагностических методов, включающих их непосредственно в качестве своих естественных моментов.

Наблюдение и эксперимент позволяют проводить эффективные психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в резюме.

Если необходимо изучить естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение людей во всей его полноте, наблюдение будет незаменимым методом. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, наглядно демонстрирующих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования.

Экспериментальные методы имеют много преимуществ, поэтому достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органического включения в условия жизни и деятельность испытуемых. Во время эксперимента по прототипированию испытуемый работает в соответствии с инструкциями экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; этот тип эксперимента позволяет выполнять разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент, обеспечивающий максимально возможную искусственность экспериментальных условий, применяется, как правило, при изучении элементарных психических функций (сенсорных и двигательных реакций, реакций выбора и т. д.) и гораздо реже – при исследовании сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т. д.).

К особой категории методов психологического исследования и воздействия относятся формирующие эксперименты. Благодаря этим свойствам такого рода методы исследования выявляют резервы психического развития и в то же время конструируют новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет целенаправленно формировать характеристики таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

Каждый из рассмотренных в резюме методов психологического исследования имеет свои недостатки, но, тем не менее, провести эксперимент без его использования невозможно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Чем психологический опыт отличается от эксперимента?

Основные задачи психологии решаются при помощи надежных методов познания.

Наиболее популярные из них: наблюдение, опыт и эксперимент.

Каждый метод познания имеет свои особенности.

Об основных методах исследования в психологии вы можете узнать из нашей статьи.

Понятия с примерами

Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные особенности, которые должен учитывать специалист при проведении исследования.

Эксперимент

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Их поведение контролируется специалистом, проводящим исследование.

Эксперимент является одним из самых популярных методов познания в психологии, но при этом целесообразность его применения вызывает немало споров.

Существуют следующие виды эксперимента:

Психологический эксперимент менее информативен, чем аналогичные исследования в других областях науки. Это объясняется сложностью и многогранностью человеческой психики, которую не всегда можно оценить объективно.

Одни и те же эксперименты в одной группе людей могут давать совершенно разные результаты в зависимости от эмоционального состояния испытуемых, влияния внешних факторов на них, индивидуальности самого исследователя.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Часто получаемые данные позволяют определить не характерные качества самой личности, а выраженность реакции этой личности на конкретный эксперимент.

Психика человека спонтанна, непостоянна и уникальна. Она является крайне сложным объектом изучения.

Тем не менее эксперимент пользуется популярностью у исследователей несмотря на все свои недочеты.

Психологи применяют метод для проверки своих гипотез, поскольку он позволяет получить конкретную информацию в установленный промежуток времени.

Пример:

Преподаватель в университете желает выявить, как влияет уровень освещения в аудитории на уровень восприятия информации студентами. С этой целью он проводит эксперимент, состоящий из двух этапов.

В один день лекция в аудитории зачитывается при завешенных окнах и минимальном искусственном освещении. Во второй день студенты слушают лекцию при ярко включенном свете и полностью открытых окнах.

После каждой лекции преподаватель проводит проверочную работу, содержащую вопросы по рассмотренной теме.

По результатам общей успеваемости группы испытуемых в обоих случаях можно делать выводы о том, насколько уровень освещения влияет на внимание и усидчивость аудитории.

Наблюдение

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

В результате такого наблюдения выявляется информация об основных свойствах объекта.

Предметом исследования выступают вербальные (содержание и интенсивность речи, тембр голоса и др.), невербальные (мимика, жесты и т.д.) особенности поведения.

Соответственно, он проводит свое исследование путем фиксации конкретного поведения, которое можно оценить со стороны.

Поскольку с точки зрения психологии именно поведение человека является отражением его личности, по результатам наблюдения можно делать выводы о психологических свойствах объекта.

Основные преимущества данного метода: минимальный уровень вмешательства в естественную для объекта ситуацию, отсутствие у психолога потребности в специальных инструментах или оборудовании.

Подобный метод может применяться в любом месте и в любое время. Спонтанность выгодно отличает его от эксперимента, который требует тщательной подготовки.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдениемПроводить наблюдение может любой человек, а не только профессиональный психолог.

Данный метод не требует специальных знаний и умений.

В повседневной жизни люди нередко осуществляют наблюдение за окружающими, выявляя характерные особенности их личности.

Наблюдение незаменимо в ситуации, когда специалист желает получить максимально достоверную информацию об объекте. Невмешательство в естественный процесс взаимодействия объекта со средой сводит к минимуму риск получения субъективных данных.

Ключевые особенности метода:

Например, если индивид вызывает неприятные эмоции, то его поведение будет рассматриваться в негативном ключе.

Пример:

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

В группе детского сада происходит распределение детей по дополнительным занятиям.

Педагогу важно выявить склонности каждого ребенка.

Это позволит определить подходящий для малыша вид деятельности, который будет вызывать у него положительные эмоции и способствовать развитию умений.

В процессе наблюдения воспитатель определяет, что одни дети часто выбирают подвижные игры с мячом и скакалкой, другие предпочитают посидеть за настольными играми, а третьи больше всего любят рисовать и лепить.

Опыт помогает подтвердить или опровергнуть имеющееся ранее предположение, которое было выдвинуто на основе проведенного наблюдения.

В процессе иногда возникает новое наблюдение, которое будет нуждаться в дальнейшей проверке. Соответственно, вначале выдвигается гипотеза, потом она подтверждается или опровергается опытом.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

В психологии под опытом часто понимают эксперимент, объединяя эти два метода.

Оба они направлены на исследование объекта в управляемых условиях с целью уточнения имеющихся предположений. Но некоторое различие между ними все же есть.

Эксперимент проводится впервые с целью подтверждения гипотезы. Опыт же выполняется исследователем, когда он располагает некоторыми данными, нуждающимися в уточнении.

Эксперимент преследует конечную цель, которая точно определяется исследователем.

Опыт может проводиться более спонтанно, когда перед учеными стоит задача, предполагающая различные варианты решения.

Пример:

Исследователи ставят опыт над группой людей с целью выявления закономерностей формирования определенных страхов. Группе испытуемых на большом экране демонстрируются изображения различных животных, которые не вызывают у них неприятных ассоциаций.

Каждый раз, когда на экране появляется изображение собаки, в помещении гаснет свет и раздаются неприятные, оглушающие звуки. По мере повторения демонстрации изображения собаки громкость и интенсивность неприятного звукового воздействия возрастает.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

По завершении эксперимента оцениваются реакции испытуемых на изображение собаки, которое появляется на экране уже без выключения света и неприятных звуков.

Проведение опытов над людьми сопряжено с множеством споров, поскольку этичность подобного метода исследования вызывает сомнения.

В чем сходство?

Все три метода познания обеспечивают практическое применение имеющихся психологических знаний и приращение новых знаний в результате исследований.

Все они направлены на получение специалистом информации об изучаемом объекте.

При помощи методов решаются следующие задачи:

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Исследования, осуществляемые при помощи данных методов, позволяют получить теоретические знания о свойствах, закономерностях, особенностях функционирования человеческой психики.

Добытые теоретические знания в дальнейшем применяются на практике в сфере межличностных отношений и трудовой деятельности, а также помогают формировать ключевые методики воспитания, образования.

В чем отличие?

Чем отличается опыт от эксперимента и наблюдения? Поскольку понятия эксперимента и опыта в психологии практически тождественны, то следует рассматривать их отличие от метода наблюдения.

Экспериментатор стремится подтвердить гипотезу, которую он выдвинул изначально. Он действует целенаправленно, активно вмешиваясь в ход событий и руководя ими.

Наблюдатель не делает никаких предположений, поскольку стремится получить новые знания при помощи оценки поведения объекта. Он часто действует спонтанно, никак не вмешиваясь в ситуацию.

Эксперимент или опыт проводятся обычно в искусственно созданной среде с применением специальных инструментов и оборудования. Наблюдение осуществляется в условиях, максимально приближенных к естественным, и не требует дополнительных приспособлений.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Эксперимент или опыт нацелены на выявление психических свойств объектов, которые невозможно определить внешне.

Наблюдение оценивает фактические действия людей, по которым можно судить об особенностях их психики.

Таким образом, данные методы позволяют получить информацию об объектах изучения и нарастить общие психологические знания.

Каждый подход имеет свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при проведении исследования.

Источник

Разница между экспериментом и наблюдением

Любознательность человека – основная причина бурного развития цивилизации. С древнейших времён познание проводилось с помощью двух основных методов: наблюдения и эксперимента. Несмотря на кажущуюся идентичность, данные понятия существенно отличаются друг от друга.

Определение

Эксперимент – это метод научного познания, при котором объекты погружаются в искусственно созданную среду, а их поведение управляется экспериментатором. Главная цель такого действия – проверка гипотезы, поиск новых фактов, которые могут ответить на важные для науки вопросы.

Наблюдение – это метод познания, при котором наблюдатель изучает свойства исследуемого объекта и фиксирует их. Вмешательство в естественную среду минимально, а проводить данные мероприятия может любое лицо, даже при отсутствии оборудования и техники, а также специальных познаний.

Сравнение

Итак, важнейшее отличие кроется в способе взаимодействия с изучаемым предметом. Если наблюдатель стоит в стороне и изучает объективные данные, то экспериментатор активно вмешивается в ход событий и направляет их. Наблюдение может быть спонтанным, а эксперимент – только целенаправленным.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

Экспериментатор занят подтверждением гипотезы, которую он сформулировал ранее. Наблюдатель просто получает новые данные, собирая ранее неизвестную информацию. Эксперимент проводится в специальных условиях и в закрытой (ограниченной) среде, как правило, искусственно созданной, наблюдение – в естественных условиях. Ещё один важный момент – наличие специального оборудования. Для эксперимента оно обязательно, в то время как наблюдение может обходиться и без него.

Источник

Разница между наблюдениями и опытами

Научный прогресс нельзя остановить, и методы изучения окружающей среды всегда совершенствовались и становились более сложными. Наблюдения и опыты известны в течение столетий, их не только сравнивают, но и отождествляют. В то же время, между указанными понятиями – колоссальная разница, которая отражает динамику развития научной мысли.

Определения

Наблюдения – это исследования, при которых учёный ведёт визуальный контроль за объектом, позволяя событиям развиваться естественным путём и отмечая любые изменения. Результат работы фиксируется на носителе информации для последующего анализа. Вести наблюдения можно без оборудования, а также с применением спецсредств.

Опыты – это исследования, при которых объекты помещаются в искусственно созданную или натуральную среду, а учёный входит с изучаемым предметом в активное взаимодействие. В процессе опытов подтверждается либо опровергается гипотеза, выстроенная на основе имеющихся теоретических данных.

Сравнение

Таким образом, наблюдения не предполагают активного взаимодействия с объектом. Исследователь дистанцируется от них, фиксируя полученные данные. Это и есть основная цель – сбор информации, которая затем будет проанализирована. При опыте учёный вступает с объектом в активное взаимодействие. Цель данного действия – проверить гипотезу, подтвердив её неограниченное количество раз.

Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть фото Что общего между опытом и наблюдением. Смотреть картинку Что общего между опытом и наблюдением. Картинка про Что общего между опытом и наблюдением. Фото Что общего между опытом и наблюдением

У опыта всегда есть план, у наблюдений он отсутствует. Для проведения эксперимента исследователю необходимо воссоздать определённые условия. Наблюдение ведётся в естественной среде, ведь вмешательство в жизнь изучаемых объектов будет означать начало опыта. Как первый, так и второй метод исследования крайне полезны для науки, они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *