Что общего между печориным и онегиным какая разница
«Чего же боле: свет решил,
Что он умен и очень мил»
Но эта жизнь, которая в «Евгении Онегине» была содержанием романа, для Печорина осталась лишь в воспоминаниях. Можно сказать, что Печорин когда-то был Онегиным, но в романе он уже другой, и эта разница является самым интересным моментом сравнительного анализа этих образов, поскольку позволяет оценить тенденции движения общества, постепенное смещение его идеалов.
В Онегине мы еще находим, если не сострадание и раскаяние, то хотя бы холодное, умственное осознание того, что они должны быть. Онегин еще способен, если не на любовь, то хотя бы на страсть, пусть предельно эгоистичную, но пылкую.
Печорин же не способен даже на такие проявления человеческих чувств. Он силится пробудить их в себе и не может:
«Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны»
В его душе даже любовь к жизни (а значит и к себе) отсутствует. Если Онегин всё-таки жил, «томясь в бездействии досуга», то Печорин живет просто «из любопытства: ожидаешь чего-то нового…»
Однако, Печорин, в отличие от Онегина, способен мыслить духовными категориями, его равнодушие близко к отчаянию (не случайно он ищет смерти). Он страдает от своего равнодушия, он видит его!
Онегин же в этом смысле совершенно слеп, и при этом он не замечает своей слепоты. В его равнодушии нет отчаяния. Его страсть к Татьяне насыщена эгоизмом, но он не замечает этого и принимает её за любовь.
По выражению Белинского, «Печорин Лермонтова – это Онегин нашего времени». Но не в смысле того, что они похожи, а в смысле того, что один является логическим продолжением второго.
Светское общество стремительно теряет последние идеалы: уже не ценится ни любовь, ни сострадание, ни честь. Остается только одно любопытство: а вдруг найдется что-нибудь «остренькое», «щекочущее» нервы, что может позабавить и отвлечь хоть на время…
Сопоставляя образы Онегина и Печорина, мы видим, какой страшный конец у таких невинных увлечений, как праздность, эгоизм, погоня за модой, и как они могут перерождаться в такое страшное состояние души, которое принято называть духовной смертью.
Всё это не чуждо, к сожалению, и нашему обществу. И страшно, если мы не способны, как Онегин, разглядеть свою ущербность, и свысока взираем на Онегина: уж мы-то не такие – ходим в театры, на дискотеки, сидим в интернете, в общем, живем полноценной культурной жизнью. И не замечаем, как эта самоуспокоенность неминуемо ведет к такому же опустошенному равнодушию ко всему, кроме себя, к которому пришел Онегин, и к такому же нераскаянному ожесточению сердца, к которому пришел Печорин.
Воистину, образы Печорина и Онегина – это образы героев и нашего времени.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Чтобы понять характер типа «лишнего человека» в полной мере, необходима сравнительная характеристика Онегина и Печорина. Данные герои имеют общие черты, принадлежавшие представителям «лишних людей», однако есть и различия в этих образах.
Сходства
Герой пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» и герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» при сравнении имеют множество схожих черт характера и образа жизни.
Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.
Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.
Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.
По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними».
Печорин и Онегин действительно похожи друг на друга, именно поэтому В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Различия
Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.
М. Ю. Лермонтов использует прием психологизма в своем романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основой излияний Печорина является его дневник. В «Евгении Онегине» отсутствуют дневниковые записи, но есть книги с замечаниями Онегина, которые находит Татьяна, однако читатель не может увидеть истинные мысли героя из этих карандашных набросков.
Таблица
Чтобы наиболее ярко показать общие и различные черты Печорина и Онегина, приведем таблицу.
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина
Сходство
Фамилии Онегина и Печорина близки семантически, так как происходят от названий рек. Оба главных героя этих романов по происхождению дворяне, оба молоды, умны. В юности они были увлечены светской жизнью, но затем разочаровались в свете, увидев его косность, бездеятельность, пошлость. Онегин и Печорин — «лишние люди», потому что они пытались найти применение своим силам, но не смогли понять своего истинного предназначения и разочаровались не только в людях, но и в самой жизни. Герои схожи тем, что стали скучать, так как светские удовольствия им надоели, а цели в жизни они не нашли. Семейная жизнь их тоже не привлекала, так как обоим героям присущ индивидуализм, кроме того, они не хотели потерять свою свободу.
В. Г. Белинский назвал Печорина «Онегиным нашего времени». Он утверждал, что «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». А. И. Герцен писал, что Печорин — «младший брат Онегина».
Различия
Герои принадлежат к разным поколениям, между которыми было восстание декабристов:
Известно, что Лермонтов решил создать образ своего современника в противовес характеру главного героя романа «Евгений Онегин». Белинский писал, что «как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Несмотря на то, что обоих героев одолевает скука, авторы показали, что они ведут себя по-разному. Онегин всецело покорился своей «тоскующей лени»:
Печорин отличается от Онегина тем, что у него нет такого равнодушия и апатии, он мечется в поисках смысла жизни, но не находит его. Это сделало его скептиком, холодно относившимся к людям. Он склонен к рефлексии, анализирует свои чувства и поступки.
Белинский писал о Печорине: «…бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду». Герой Лермонтова осознаёт свои силы, но не знает, где их применять. Он стремится к деятельности, но, чтобы развеять скуку, занят какими-то мелочными, бесполезными делами.
У героев Пушкина и Лермонтова различны не только черты характера, но и отношение к людям. Онегин не ищет намеренных столкновений с окружающими, так как он уважает чувства других людей, старается не вмешиваться в их жизнь, в «его сердце была и гордость и прямая честь». Печорин играет чувствами окружающих, любит манипулировать людьми, что часто ведёт к их страданиям, разочарованиям и даже гибели.
Для Печорина в большей мере, чем для Онегина, характерны следующие черты характера:
Этот герой разделил пороки своего времени. Неся страдания другим людям, Печорин при этом тоже несчастлив.
В отношениях с женщинами Печорин проявляет эгоизм, ему нужны их чувства и волнения для того, чтобы ему не было скучно. Он специально влюбляет в себя молоденькую княжну Мери, играет на её чувствах. Когда она стала считать, что он хочет жениться на ней, Печорин холодно сообщил ей, что не любит её. Онегину же любовь Татьяны была неожиданна. Он не воспользовался неопытностью этой молодой девушки, а честно сказал, что не создан для семейной жизни, и деликатно предупредил, чтобы, когда она полюбит кого-нибудь другого, не признавалась первой в любви, так как это может привести к беде.
Различия героев проявились и в том, что, когда им «наскучил света шум», Онегин уехал, надеясь развеять скуку, в деревню, а Печорин — на Кавказ в действующую армию искать острых ощущений и подвергать свою жизнь опасности.
Отношение к природе у них тоже различно:
Характеры героев различны: у Онегина он более ровный, спокойный, у Печорина противоречивый, демонический (на демоничность натуры Печорина указывал Белинский).
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина (таблица)
Евгений Онегин | Григорий Печорин |
По происхождению оба героя дворяне. Они скучают, так как разочарованы в светских людях и удовольствиях, не нашли цели в жизни. Онегин и Печорин ценят свою свободу, считают, что не созданы для семейной жизни. | |
Представитель людей, живших во время ожидания перемен в обществе (в 20-е годы 19 века). | Живёт в другую эпоху — после разгрома восстания декабристов в 1825 году. |
Нигде не служит, бездеятелен. | Служит офицером в действующей армии на Кавказе. |
Онегин — «пасмурный чудак»: «… угрюмый, томный //В гостиных появлялся он…» | Бывает весел. Максим Максимыч говорит о нём: «…иногда начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха…». Для своих целей может «увеселять публику», шутить. |
Убив на дуэли Ленского, сожалеет об этом, считает его «несчастной жертвой». Не смог оставаться там, «Где окровавленная тень //Ему являлась каждый день». Поэтому он уехал странствовать и больше не приносил никому вреда и страданий. | Разрушает судьбу других людей для того, чтобы избавиться от скуки. Об убитом Грушницком не сожалеет. |
Старается не вмешиваться в жизнь других людей, уважает их чувства. | Манипулирует окружающими, многих людей презирает. |
В юности был увлечён светскими красавицами, умел добиваться их расположения, но юной Татьяне сочувствует и не хочет пользоваться её неопытностью и молодостью. | Украл Бэлу, этим погубив её. Играет чувствами молоденькой княжны Мери. Веру, любящую его всей душою, не очень ценит. |
На природе в деревне скучает. | На природе отвлекается от беспокойных мыслей, проблем. Тонко чувствует красоту природы. |
Вывод
Сравнительная характеристика Онегина и Печорина показывает основное различие в их характерах и будет полезна при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.
Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина: сходство и различия, сравнение, сопоставление в таблицах
Онегин (художник Е. Самокиш-Судковская) и Печорин (художник П. Боклевский) |
Евгений Онегин и Григорий Печорин являются одними из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.
Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина
Сходство Онегина и Печорина
Различия Евгения Онегина и Григория Печорина: таблица с цитатами
Критика о Печорине и Онегине:
Как Онегин Пушкина, так и Печорин Лермонтова походили друг на друга: оба они получили поверхностное воспитание, оба скоро успели пресытиться жизнью, оба томились тоской, происходящей от пустоты души, от безверия, от отсутствия разумного идеала. Печорин отличается от Онегина тем, что сознает причины своего положения и своих недостатков.»
(Н. Невзорова, статья «М. Ю. Лермонтов», «Сборник статей из образцовых произведений русской словесности. «, 1906 г.)
Это была сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина: анализ сходств и различий героев.
Онегин и Печорин: сходства и различия, сравнительная характеристика
Содержание:
Печорин – главный персонаж произведения «Герой нашего времени», действие которого происходит в период восстания декабристов. В то время существовал один глагол для народа – бороться за свободу. Однако молодое поколение разочаровалось в правительстве, потеряло интерес к жизни из-за сложившейся обстановки в стране. Люди пресытились, перестали стремиться защищать родину, добиваться своих целей. Деятельные, прогрессивные личности были уничтожены государством.
Онегин – главное действующее лицо романа Пушкина «Евгений Онегин», тема которого – моральные ценности, духовность, характеры людей. На создание произведения у Александра Сергеевича ушло почти восемь лет. Это самый большой художественный опус автора, повлиявший на русскую литературу. Только через два года после окончания работы роман был опубликован.
Несмотря на различия произведений, в главных персонажах есть много общих черт. Задание: определить, что сближает Онегина и Печорина, – достаточно сложное. Рассмотрим сходства и различия между Печориным и Онегиным.
Онегин и Печорин – сходства и различия
Главных героев объединяет место рождения, возраст, социальный класс. Оба молодых человека обеспеченные, привыкли к роскошной жизни. В тяжелые для народа времена они могут позволить себе любые удовольствия. Несмотря на богатство персонажей, их съедает банальная скука, переходящая в тоску. Образ одинокого человека знаком обоим персонажам.
Онегин и Печорин весьма нравились женщинам, им не требовалось прикладывать особых усилий, чтобы завоевать сердце красавицы. Однако женское общество также быстро приедалось мужчинам. Они ценили свою свободу, боясь связать жизнь браком. Одновременно страдали от одиночества, отрешенности от мира. Сходство дворян также и в том, что жизнь преподнесла им обоим урок – они остались несчастны. Другие общие черты персонажей:
Ключевые отличия Печорина и Онегина базируются на их отношении к жизни. Евгению проще скучать, страдать в душе, чем разобраться с причинами своих проблем. Печорин подчеркивает, что сам выбирает такую жизнь. Ему сложно осознать, почему у него не получается строить отношения с людьми, но герой постоянно ищет себя. Онегин флегматичен, спокоен. Даже перед дуэлью он прекрасно спал ночью.