Что общего между растениями
Что общего у разных растений?
Урок 6. Окружающий мир 1 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Что общего у разных растений?»
Я долго наблюдаю за вашей планетой, и мне очень нравится, что она синего цвета. Но на ней есть и пятна очень красивого зелёного цвета. Что это за зелень? Пора мне полететь на Землю и разобраться в том, что же то такое.
И вот я на Земле. Я уже не первый раз здесь, и мне на Земле так хорошо дышится.
Особенно там, где вот этот мягкий зелёный ковёр с разноцветными пятнышками и высокие столбы с зелёными причёсками.
Так-так. Этот зелёный ковёр называется «трава». Разноцветные пятнышки – цветы. А эти столбы – деревья. Но совершенно непонятно, почему всё это можно назвать одним и тем же словом – «растения»? Если эти предметы можно назвать одним и тем же словом, значит у них есть что-то общее. Необходимо срочно изучить растения и понять, что же их объединяет.
Возьмём, к примеру, этот красивый ярко-красный цветок. Он называется «мак».
На длинном тонком стебле, который тянется к солнцу, расположился яркий цветок с крупными шелковистыми лепестками. А вот на ответвлении стебля зелёный бутон. Он тоже скоро раскроется и превратится в цветок. А вот ещё одно ответвление. На нём тоже был цветок, но он завял. И на месте цветка появилась круглая коробочка. Раскроем эту коробочку, и из неё высыплются маленькие чёрные крупинки. Это семена мака. Я слышал, что многие дети любят мягкие ароматные булочки с маком. Это и есть семена вот такого красивого растения.
И ещё у мака есть нежно-зелёные резные листочки, которые крепятся к стеблю.
Маки крепко держатся за землю корнями. Корни их не видны, ведь они находятся в земле. Корни не только держат растения, не давая им улететь. Они, как насосы, вытягивают из земли воду с растворёнными в ней питательными веществами. А потом вместе с водой эти вещества поднимаются по стеблю и доходят до листьев и цветов.
Итак, у мака есть корень, стебель, листья, цветы и плоды.
А из каких частей он состоит? Давайте сравним с маком. У мака есть корень, и у кабачка тоже. У мака есть стебель, и у кабачка есть. Только стебель кабачка толстый и сочный. Есть у кабачка и листья, но они крепятся не к самому стеблю, а при помощи черешка. И форма листьев другая – они шире, чем у мака.
А цветы есть у кабачка? Конечно, есть – крупные, жёлтые. Но, в отличие от мака, цветы кабачка находятся не на верхушке стебля, а по его длине на черешках.
Есть у кабачка и плоды – крупные, продолговатые. Они бывают нежно-зеленоватого, жёлтого, тёмно-зелёного цвета. Разрежешь кабачок, а внутри у него сочная мякоть и много-много семян.
А вот это что? А-а-а, это куст шиповника. Рассмотрим и его строение.
Корни? Есть. Стебель? О, да тут не один стебель – их очень много! И они такие колючие, покрыты шипами. Листья? Есть. Небольшие. Цветы? Тоже есть. Плоды? И плоды есть. Плод шиповника похож на ягоду с сочными стенками, а внутри – мелкие волосистые семена.
А теперь, наверное, стоит приглядеться вот к этому дереву. Это берёза.
Ого, какие мощные у неё корни. И стебель довольно толстый, крепкий, покрытый корой.
Ой, кажется, я ошибся. Про деревья говорят, что у них не стебель, а ствол. А от ствола отходят ветки, а которых крепятся листочки. Вы, наверное, думаете, что у берёзы-то цветов точно нет! Но нет, тут вы ошибаетесь. Оказывается, и у берёзы есть цветочки. Но они очень мелкие, неяркие. Зато их очень много, и они собраны вместе в виде свисающих серёжек. А когда закончится цветение берёзы, на месте мелких цветочков появятся малюсенькие плоды, похожие на чешуйки. Дунет ветер, и разлетятся они далеко-далеко от матери-берёзы.
Однако. Посмотрите! Что за странное дерево?
Ну, теперь я знаю, что растения бывают такими разными. Корни у них могут быть тоненькими, похожими на ниточки, или крупными, мощными. У некоторых растений корни толстенькие и сочные, как, например, у моркови или у свёклы. В таких корнях растение создаёт запас питательных веществ.
Очень разными бывают и стебли. У некоторых растений, как, например, у травы или многих цветов, стебли тонкие. А у деревьев стебли толстые, прочные, покрытые корой. Они называются стволами.
И листья у растений тоже очень разные – маленькие или большие, резные или с гладкими краями, похожие на сердечко или вытянутые. Просто на любой вкус.
Вы видели, какие цветы у мака? Яркие, крупные, красивые! А у берёзы? Едва заметные. Они собраны в соцветия – «серёжки». Можно увидеть много мелких цветочков, собранных в соцветия, и у других растений, например, у клевера, одуванчика, подсолнуха или у тысячелистника. Я уже понял, что цветки у растений не только для красоты. После того, как цветки отцветут, на их месте появляются плоды и семена.
Правда, не у всех растений есть цветки. Некоторые прекрасно обходятся и без них. Но таких растений немного.
А какими бывают плоды? Я уже говорил про плоды мака, кабачка, шиповника. У мака и кабачка внутри очень много семечек.
Говорил и про маленькие крылатые плоды берёзы, про семена ели, спрятанные под чешуйками шишек.
Плоды чаще всего образуются после цветения растений. Некоторые плоды съедобны.
Вы все знаете, какой плод у яблони? Ну конечно! Круглый, сочный. А внутри него – небольшие коричневые косточки сливы и вишни тоже сочные плоды, но у них только одна довольно крупная косточка. У сливы – продолговатая, заострённая с двух концов. А у вишни – кругленькая.
Одна большущая косточка у авокадо.
Плод орешника – орех с твёрдой скорлупой.
Семена растений могут переноситься с одного места в другое ветром, животными или насекомыми, и из них появляются новые растения.
Теперь я понял, что же общего есть у растений – большинство растений имеет корни, стебель (или ствол), листья, цветы и плоды с семенами – и могу вернуться на свою планету.
Ответ или решение 2
Растения, несмотря на их биологическое разнообразие, различие в размерах, методах размножения и средах обитания, имеют много общих черт, которые и объединяют их в одно царство живого мира.
Общие черты растений
Несмотря на то, что растения обитают в разных средах (например, бывают сухопутными или водными), размножаются спорами или семенами, все они автотрофные. Эта черта является основным отличием растений от остальных царств живого мира. Автотрофность означает, что растения могут синтезировать органические вещества из неорганических. Все растения обладают возможностью фотосинтеза, что является одним из методов вышеуказанного процесса (из неорганического углекислого газа создаются органические питательные вещества).
Все растения нуждаются в воде, поскольку их образ жизни и автотрофность подразумевают, что питательные вещества доступны им только в растворенном виде. Причем если некоторые виды животных могут получать воду вместе с пищей, растения нуждаются именно в жидкой воде.
Отличительные черты разных отделов растений
Несмотря на перечисленные сходства, огромное растительное царство делится более чем на десять отделов, представители которых сильно отличаются друг от друга по разным признакам. Например, существует несколько отделов водорослей, такие как красные, бурые, зеленые водоросли и так далее. Все они живут в воде, но отличаются по химическому составу и жизненным циклам.
Наземные растения по строению и методом размножения принято делить на следующие отделы:
Папоротники, хвощи и плауны объединяют в высшие споровые растения, поскольку они имеют сосуды и споры являются их основным органом размножения.
Голосеменные и цветковые уже производят семена. Различие лишь в том, что у цветковых семена покрыты плодом, поэтому их также называют покрытосеменными.
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 4. «Что общего у разных растений?
Какие растения растут дома и на клумбе?»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Растение – организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.
Цветник – место, где посажены цветы.
Клумба – приподнятый над газоном, дорожками садовый цветник в виде замкнутой фигуры.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Растения бывают разные по высоте, по цвету и запаху, по месту обитания. Деревья, кустарники, цветы, овощи и фрукты, колючие неприметные кактусы – всё это называется одним словом: растения.
А есть ли у них что-то общее?
Какие части растений вы знаете?
Что растёт на подоконнике? Какие растения растут на клумбе? Строение растений мы будем изучать на примере огурца. Давайте найдём листья на этом изображении. Здесь их два. Вот первый лист, а вот второй. Они зелёного цвета. Листья прикреплены к стеблю. Стебель тоже зелёный. А теперь пройдёмся вниз по стеблю. Что изменилось? Цвет стал темней. Это корень. Он находится под землёй. Теперь пройдёмся вверх по стеблю. Это цветок огурца. Со временем цветок высыхает и опадает. На его месте появляется плод. Внутри плода находятся семена. А теперь найдём эти же части у других растений: корень, стебель, листья, цветы, плоды, семена.
Рассмотрим соцветие на примере подсолнуха. На первый взгляд это один большой цветок, но если присмотреться, мы увидим, что внутри подсолнуха много маленьких цветков. Их словно собрали в корзину. Это и есть соцветие.
Цветки ландыша тоже собраны в группу. Они расположились на одном стебле дружной семейкой. Это соцветие похоже на кисточку.
А вот у мака или у розы на стебле расположен один большой цветок. Это одиночные цветы.
А теперь давайте выясним, какие растения выращивают в комнате, как они называются и откуда они родом?
Почти в каждом доме встречаются растения, заботливо посаженные в горшочки. Это комнатные цветы. Разводят их для уюта и красоты. Поселившись в доме, цветы приносят большую пользу: они увлажняют воздух, насыщают его кислородом. А если ухаживать за ними и поливать, ещё долгое время они будут радовать нас.
Давайте познакомимся с некоторыми из них поближе.
Это бегония. Её листья бывают разных цветов. Родина бегонии – влажные леса жарких стран.
А это кактус. Он зелёного цвета. Напоминает ёжика. Его так и называют зелёный ёжик. Родина этого растения – пустыни.
Сансевьера. Второе название этого растения – «щучий хвост». Назвали его так, потому что рисунок на листьях напоминает чешую щуки. Родина этого растения – Африка.
Гиппеаструм – во время цветения на нём появляются очень красивые крупные цветы. Его родина – жаркие районы Америки.
Калла. Растение с крупными листьями и цветами, напоминающими кораблики. Родом калла из Африки.
Фиалка домашняя – одно из самых распространённых комнатных растений. Это красивое растение радует разнообразием цветов и форм. Родом фиалка из Африки.
Растения создают красоту и уют не только в доме, но и во дворе, в парке, в сквере. Это клумбовые цветы. Что же растет на клумбе?
Клумба – это цветник, на котором выращивают декоративные растения. Клумбы бывают разных форм и размеров. На клумбах обычно высаживают яркие, красивые цветы. Они создают хорошее настроение.
Рассмотрим некоторые из них.
Космея. В переводе означает «украшение». Цветки у космеи бывают разнообразной окраски.
Астра. В переводе с греческого означает «звезда». Есть легенда, в которой рассказывается о том, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Астра цветёт до поздней осени. У неё очень красивые цветки розового, белого, голубого, малинового цвета, похожие на ромашки, помпончики. Родом этот цветок из Китая и Японии.
Гладиолус – многолетнее растение. Это значит, что оно цветёт и растёт много лет! Листья длинные, похожи на мечи. Цветки у гладиолуса нежные, большие, разной окраски – от белой до почти чёрной. Цветут они почти до самого снега.
Бархатцы – яркие цветы, поэтому и клумба, на которой они растут, выглядит очень ярко. Само растение обладает не очень приятным запахом, который отпугивает вредных насекомых.
Календула (или ноготки) – растение с овальными или удлиненными листьями. Цветки у календулы жёлтые, оранжевые или красноватые.
Петуния – это цветок с лепестками, сросшимися в трубку у основания и затем расширяющимися, как шляпа. Родина петунии – Южная Америка.
Итак, сегодня мы выяснили, что у разных растений есть общие части – корень, стебель, цветок, плод с семенами.
Цветки бывают одиночные и собранные в соцветия.
Мир растений богат и разнообразен. Растения можно выращивать дома на подоконнике или на клумбе. Они приносят пользу и радость. Ухаживая за ними, мы становимся добрее.
Соедините растение и его название
Второй столбец: названия:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): картинка 1 – фиалка; картинка 2 – бегония; картинка 3 – кактус; картинка 4 – сансевьера.
Перенесите картинки в соответствующие столбцы.
Название файла с изображением к вопросу:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов)
Конспект урока по теме «Что общего у разных растений».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Что общего у растений?»
Предмет: окружающий мир
Цель: учить различать части растений.
-образовательные: дать представление о соцветиях;
-развивающие: развивать умение работать в группе;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
н аучиться находить у растений их части, показывать и называть их.
Регулятивные- ф ормулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
Познавательные- осознанно и произвольно высказываться в устной форме о том, из каких частей состоит растение; осуществлять поиск существенной информации.
Коммуникативные- задавать вопросы, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков «Школа России», рабочая тетрадь, таблица «Части растений», гербарий с образцами разных растений.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
-Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!
2. Актуализация знаний.
-Любопытный Муравьишка просит напомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке.
-Соедините название камней с их характеристикой.
Кто узнал что-нибудь об этих камнях?
-Выполним тест в КИМах №3, с.8.
О том, что у нас под ногами.
Кремень- используется при строительстве.
Гранит — можно высекать искры.
Известняк- состоит из раковин морских животных.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Мудрая Черепаха хочет загадать вам загадку. Отгадайте, что это.
— А Муравьишка опять приготовил для нас хитрый вопрос: дерево и цветок — это растения. А есть ли что-то общее между ними?
-Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
-Прочитайте тему нашего урока на с.22 учебника.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
-Проверьте по учебнику, правильно ли вы назвали задачи урока.
-Рассмотрите рисунок на с.22. Кто узнал это длинное растение?
-Давайте рассмотрим, из каких частей он состоит.
-Теперь давайте эти же части покажем у других растений: крыжовника и яблони.
Практическая работа в группах.
-Рассмотрите гербарий. Что общего у всех растений?
-Найдите, назовите и покажите части растений.
-Какой вывод мы сделаем?
Ветер дует нам в лицо.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
Да, есть. На деревьях как и на цветке растут листья. У дерева есть корень. У цветка он тоже есть.
Что общего у разных растений?
1.Узнаем, из каких частей состоит растение.
2.Научимся находить, показывать и называть эти части.
Читают название части и показывают её на рисунке.
Показывают части в учебнике, сверяя свой ответ с ответом соседа.
Растения имеют одинаковые части.
Каждый член группы выполняет задание. Далее выполняют задание в РТ с.12, №1.
У разных растений есть общие части.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Ребята, посмотрите на с.23 учебника. Мудрая Черепаха к нам пришла с цветами. Что она хочет нам сказать? Прочитайте новую информацию об этом самостоятельно.
-Рассмотрите рисунок на с.23. У каких растений есть соцветия?
-Рассмотрите изображение яблока, арбуза, гороха. Как вы думаете, к какой части растений относятся эти предметы?
-А что бывает в плодах у растений?
-Что вы можете рассказать о семенах и плодах разных растений?
-А для чего растению нужны семена?
Читают предложение о соцветиях.
Многие цветки имеют соцветия.
У подсолнечника, клевера, календулы, георгина.
Плоды и семена растений разнообразны.
Чтобы появлялись новые растения.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Рассмотрите рисунок. Это растение? Почему?
-Какая часть растения изображена?
-А каких частей не хватает?
-Найдите в приложении на с.61 части этого растения. Выполните задание.
-Какое растение у вас получилось?
Нет, не хватает некоторых частей.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторения
-Перечислите части растения?
-Какая часть растений находится под землёй?
-Что образуется на месте цветка, когда он отцветёт?
Лист, стебель, корень, цветок, плод с семенами.
На месте цветка образуется плод
7. Рефлексия учебной деятельности.
-Вернёмся к учебной задаче урока. Вы узнали, из каких частей состоит растение?
-Кто может показать самостоятельно эти части?
Домашнее задание: учебник с.22-23, РТ №3,с.13.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-724504
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.