Что общего между рынком и отраслью
Понятие отрасли. Отрасль и рынок.
Истоки формирования отраслей народного хозяйства
Экономика любого государства имеет сложный динамичный характер, охватывающий большой круг процессов….
Отрасль – это совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Отрасль – выделяемая и обобщаемая структура предприятий, корпораций, организаций по принципу единства экономического назначения производимой продукции, работ, услуг. Отрасль характеризуется также единством и однородностью потребляемого сырья; общностью технологической базы и технологических процессов; однородным профессиональным составом кадров.
Чем больше совпадение признаков, характеризующих отрасль, тем она «чище». В статистике «чистой» называется отрасль, в рамках которой сосредоточены предприятия наиболее однородной по экономическому предназначению продукции. Если же признаки экономического назначения продукции расширяются, то их организационное единство характеризуется термином «крупная отрасль». Совокупность крупных отраслей образует отраслевые комплексы или комплексные отрасли.
Совокупность «чистых» и крупных комплексных отраслей образуют отраслевую структуру народного хозяйства. Управление отраслевой структурой народного хозяйства должно обеспечиваться государством в целях сбережения ресурсов от нерационального использования, повышения степени удовлетворения потребностей населения, повышения выгоды изготовителя от производства продуктов труда и выгоды потребителя от использования этих продуктов.
Рынок – это совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена и передаче прав собственности.
Отраслевой рынок – это предприятия подотрасли, объединенные выпуском заменяемых продуктов и одновременно конкурирующих друг с другом в сфере реализации этих продуктов.
Различие между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль характером используемых технологий. Понятие отрасли значительно шире понятия рынка. Например, отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.
— рынок рабочей силы;
— рынок средств производства;
— рынок духовных благ.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, определяющие соотношения и характер взаимосвязи между субъектами рынка. К числу таких характеристик относятся: количество и размер фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.
В основу классификации рынков могут быть положены различные критерии.
Термины, используемые для обозначения разных типов строения рынка, образованы из слов греческого происхождения, характеризующих принадлежность субъекта к одной из двух сторон рынка:
— продавцам или покупателям – poleo (продаю) и psoneo (покупаю);
— и их численность – mono (один), oli-gos (несколько) и poly (много).
Комбинируя их по парно, можно получить наиболее общую и простую классификацию типов строения рынка.
Наиболее распространенный критерий – число участников рынка.
Ключевые характеристики рынка, определяющие тип рыночной структуры – это:
— число продавцов и распределение их рыночных долей (уровень концентрации);
— эластичность спроса и предложения;
— условия вхождения на рынок и ухода с него;
— информативность и мобильность рыночных агентов;
— природа продукта и производственного процесса.
Разница между рынком и отраслью
Разница между рынком и отраслью становится очевидной, когда вы понимаете, что означает каждый термин. Однако между ними есть определенные сходства, которые создают путаницу. Тем не менее, мы можем ска
Содержание:
Рынок против промышленности
Разница между рынком и отраслью становится очевидной, когда вы понимаете, что означает каждый термин. Однако между ними есть определенные сходства, которые создают путаницу. Тем не менее, мы можем сказать, что, хотя слова «рынок» и «промышленность» имеют много общего, они не являются синонимами. Теперь вы идете на рынок, чтобы купить вещи или предметы, которые вам нужны для различных нужд, не так ли? То же самое нельзя сказать об индустрии, не так ли? Между рынком и отраслью существует множество различий, которые будут понятны всем, кто не понимает и иногда использует эти термины как синонимы. Прежде чем мы углубимся в детали различий между рынком и отраслью, давайте обсудим эти два термина отдельно.
Что такое рынок?
Интересно отметить, что рынок также относится к совокупность покупателей или потребителей определенного товара. Рынок лучше всего иллюстрирует золотое правило спроса и предложения. Это место, где продавцы (поставщики) и покупатели (те, кто создает спрос) обмениваются товарами и деньгами. Продавцы получают деньги за товары, а покупатели получают товары за деньги.
Что такое промышленность?
В чем разница между рынком и промышленностью?
• Определение рынка и отрасли:
• Другие значения:
• Рынок также относится к группе покупателей или потребителей определенного товара.
• Промышленность другого значения не имеет.
• Ощутимость:
• Рынок может быть точным географическим местом, например торговым центром или магазином, который вы можете посетить. Однако это может быть и нематериальное место, такое как интернет-рынок. На такой рынок нельзя попасть физически.
• Промышленность обычно существует физически, поскольку эти компании производят какой-то продукт.
• Разнообразие товаров и услуг:
• На рынке есть множество разных товаров.
• Промышленность производит один вид товаров. Например, текстильная промышленность означает, что все компании в этой отрасли производят текстиль.
• Спрос и предложение:
• Рынок существует после спроса и предложения. Рынок демонстрирует возможности как спроса, так и предложения.
• Промышленность также существует благодаря спросу и предложению. Однако они показывают только мощность питания.
• Конкуренция:
• Конкуренция на рынке идет между разными продавцами и разными покупателями. Каждый продавец пытается продать свой товар лучше, чем другой продавец. Каждый покупатель настроен покупать лучший продукт, доступный в пределах его или ее покупательной способности.
• В отрасли существует конкуренция между компаниями, которые создают отрасль для производства лучшего продукта.
Изображения любезно предоставлены:
Отрасль и рынок
Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Имени на рынке взаимодействуют фирмы, а параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя.
Существует огромное множество определений рынка. Жан Тироль предложил следующее определение рынка: «. рынок хорошо определен и включает в себя либо однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, которые представляют собой довольно хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействуют с другой экономикой».
Идентификация рынка, очевидно, будет зависеть от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
Один из важных вопросов — о соотношении рынка и отрасли. Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими субститутами в производстве (производятся близкие товары, используя однородные ресурсы и схожие технологии). Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характеромиспользуемых технологий. Рынки объединяют товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей. Показателем близости замещения является положительный коэффициент эластичности спроса.
Понятие жеотрасли значительно шире понятия рынка.
Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.
Используются следующие критерии выделения рынка:
1) показатель изменения выручки при изменении цены. Динамика выручки и прибыли фирм- производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка.Этот критерий основывается на использовании показателя прямой ценовой эластичности. В этом случае рост цены продавцов приводит к увеличению их выручки;
2) географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие, как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения. Отраслевое пространство складывается из самостоятельных и связанных между собой рынков. Однако отдельные рынки не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства.
Это происходит в рамках определенной технологии (варианта производства), которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке — рынке технологий. Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Финансовый рынок обеспечиваетподвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, а, следовательно, наиболее важные, перспективные отрасли производства.
Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается наденежный рынок и рынок капиталов.Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата засамые различные услуги.
Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая вобъект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируяматериально их рождение, распространение, использование.
Тесное взаимодействие каждого элемента рынка в любой отрасли приводит к эффективному функционированию всего рыночного хозяйства.
Понятие «отрасль» и «рынок» и их различие
Объект и предмет теории отраслевых рынков.
Отраслевой рынок – это рынок взаимозаменяемой товарной продукции, который, как правило, рассматривается в пределах государственного социально-экономического комплекса, обладающего законченным циклом воспроизводства.
Экономика отраслевых рынков изучает функционирование рыночных структур на основе практического опыта и построения теоретических моделей, изучение стратегий конкурентного взаимодействия фирм (позиционирование продукции, рекламу, НИОКР и т.д.).
Основным объектом теории экономики отраслевых рынков выступает исследование механизма, приводящего производственную деятельность в возможно более полное соответствие со спросом на товары и услуги.
Предмет теории экономики отраслевых рынков связан с рыночным подходом, в соответствии с которым потребители и производители действуют на основе ценовых сигналов, порожденных спросом и предложением. Впрочем, это не исключает того, что многие положения теории экономики отраслевых рынков могут относиться и к системе централизованно управляемых экономик.
Основное внимание теория экономики отраслевых рынков уделяет состоянию добывающих и обрабатывающих отраслей, которые создают материальную основу жизни общества в индустриально развитых экономических системах.
Понятие «отрасль» и «рынок» и их различие.
Рынок – это совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок. Именно на рынке взаимодействуют фирмы. Параметры рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для исследователя. Однако на практике определить границы рынка непросто. Рынком товара Х является совокупность продавцов и покупателей товара Х. Говоря о «товаре Х», мы можем иметь в виду как единственный продукт, так и группу товаров-заменителей.Определение рынка связано с целью исследования. Например, если добыча угля рассматривается для исследования эффективности политики в области энергетики, тогда следует определить рынок электроэнергии широко, т. е. рассматривать одновременно добычу угля, газа, нефти и производство атомной энергии. Если анализируются слияния двух компаний, добывающих уголь, то здесь угольная промышленность должна трактоваться в наиболее узком смысле.
Соотношение рынка и отрасли, критерии выделения рынка
Рынок – базовое понятие экономики, т.к. именно на рынке взаимодействуют фирмы. Рынок в широком и более точном смысле – это всеобщая форма экономических связей между людьми и рыночной экономикой в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Рынок в более узком смысле – сфера товарного обращения, вся совокупность сделок купли-продажи.
«. Рынок хорошо определен и включает в себя либо однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, которые представляют собой довольно хорошие заменители (иди дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействуют с другой экономикой» (Жан Тироль).
Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков: рынок рабочей силы, финансовый рынок, потребительский рынок, рынок услуг, рынок средств производства, рынок технологий, рынок духовных благ.
Принципиальное значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные и перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.
Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Рынок распространяется и на духовную сферу, стимулируя рождение, распространение, использование духовных идей.
Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и др.
Исследуя соотношение между рынком и отраслью, предварительно выявляют границы рынка и определяют фирмы, производящие товар на этом рынке.
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: 1) продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, 2) временные границы (длительность периода потребления, наличие барьеров входа), локальные границы (острота конкуренции, наличие барьеров входа). Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
Для выделения границ рынка применяют следующие критерии:
1. Показатель изменения выручки при изменении цены. Этот критерий основывается на использовании показателя прямой ценовой эластичности. Например, если при росте цены товара А выручка возросла (или, соответственно, дополнительная прибыль продавцов положительна), рынок ограничен только товаром А. Если же выручка сократилась, то существует близкий заменитель, товар В. Поэтому неправомерно говорить о рынке товара А, надо искать товар В и проверять снова по предложенной методике рынок товара А+В. Таким образом, динамика выручки и прибыли фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка;
3. Географическая ограниченность рынка. В качестве критерия принадлежности разных территорий к одному географическому рынку выделяют одинаковые условия конкуренции, такие как взаимосвязанность спроса, наличие таможенных барьеров, национальные (местные) предпочтения, различия (существенные/несущественные) в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения.
Определение круга предприятий, действующих на выбранном рынке, осуществляют по показателям специализации и охвата (рис. 1.2.).
Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль — характером используемых технологий. Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары, являющиеся близкими субститутами в производстве. Рынки объединяют товары, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей (рис. 1.2). Отрасль включает производителей, которые могут обслуживать несколько рынков или их сегментов, различающихся по типам и классам производимого товара. Поэтому понятие отрасли значительно шире понятия рынка по объему предложения. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию разного типа.
Следующее различие понятий «рынок» и «отрасль» связано с тем, что часть продукции отрасли страны продается на внешних рынках, а на внутреннем рынке присутствует продукция, произведенная отраслями других стран.
Отождествление отрасли и рынка неправомерно. В свою очередь, рынок и подотрасль, объединяемая в рамках конкретной отрасли производством близких товаров, иногда могут рассматриваться в качестве связанных между собой понятий (рис. 1.2). Такое упрощение тем более допустимо, чем более специализированы предприятия подотрасли.