Что общего между считалкой и небылицей 2 класс
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 23 июня 2021 г.
Ответы на вопросы учебника по теме «Считалки и небылицы» для 2 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 22-23.
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
Считалки используются в играх, чтобы выбрать водящего. Поэтому обладают чётким ритмом.
Считалка тоже является устным народным творчеством, но предназначена для выбора кого-либо. Чаще всего считалки используют в играх.
Считалки читаются отчетливо, каждое слово выговаривается отдельно. При этом указывается на одного человека.
1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Правильней всего будет заменить слово небылица словом выдумка.
Потому что фантазия не обязательно говорит о совершенно невозможных вещах, а сказка содержит элементы реальной жизни, какой-то урок.
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
Фантастичное в этой небылице следующее:
3. Что общего между считалкой и небылицей?
Эти жанры объединяет то, что написаны они стихами, короткие, придуманы народом. В них используются выдуманные сюжеты не из реальной жизни.
В небылице рассказывается о выдуманных вещах, о том, чего нет в реальном мире. В сказке тоже говорится о волшебстве, которого не существует. Животные в произведениях этих жанров ведут себя как люди.
Небылица и считалка: сравниваем жанры детского фольклора
Художественная литература играет огромную роль в развитии ребёнка с раннего возраста. Причём это касается даже самых малых жанров, которые кажутся очень простыми: потешки, считалки, загадки. К подобным произведениям также относятся небылицы. Эти короткие истории отчасти схожи со считалками и так же чрезвычайно притягательны для детей.
Небылица как литературный жанр
Небылица (небывальщина, нелепица) — это фольклорный жанр, который представляет собой небольшое произведение комического содержания чаще всего в стихотворной форме. Его сюжет нарочито искажает действительность, меняет в ней всё местами (например, ворон одет в красные сапоги, играет на трубе и рассказывает сказки). Причём это несоответствие, абсурдность утрируется, подчёркивается, за счёт чего и создаётся комический эффект. На Руси этот жанр активно использовали скоморохи, которые разъезжали по деревням и развлекали народ.
На Руси жанр небылиц был очень популярен в репертуаре скоморохов, которые развлекали публику
В небылице активно используется литературный приём оксюморона — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан низенького роста». В. Я. Пропп, известный литературовед-фольклорист, относит небылицу к разновидности сказки, в которой действительность выворачивается наизнанку.
Зато несомненно особый вид сказочного творчества составляют небылицы, т. е. рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д. На таких небылицах основаны всемирно известные рассказы о похождениях Мюнхгаузена, в значительной части восходящие к фольклору.
В. Пропп «Поэтика Фольклора»
https://studfiles.net/preview/1621582/
Сходства и отличия считалки и небылицы
Небылица как жанр чем-то напоминает считалку:
В считалках, как и в небылицах, часто случаются различные курьёзы с животными
Существует ряд считалок, которые можно отнести и к нелепицам, например «Плыл по морю чемодан», «Свиньи в лодке танцевали…» и др.
Однако необходимо выделить и существенные отличия:
В небылицах обычно всё перевёрнуто с ног на голову
Значение небылиц для детского развития
Небылица не просто излагает бессмысленные фантастические события. Знакомство с такими произведениями полезно для развития детей:
В основе небылицы — отступление от логической нормы, его понимание развивает интеллект ребёнка
Примеры считалок
Считалки — это шуточные стихотворения, помогающие распределить роли участников игры.
С помощью считалок дети договариваются, кто первым будет водить
Примеры небылиц
Основными действующими персонажами небылиц выступают как люди, так и разнообразные животные. Последние, как правило, являются главными героями русских народных нелепиц:
Сюжет небылицы полностью вымышленный и до смешного абсурдный
Небылицы — прежде всего фольклорный жанр. Однако встречаются и литературные небылицы (часто они основаны на различных народных сюжетах). Ярким примером являются широко известные произведения К. Чуковского «Путаница», «Тараканище», «Чудо-дерево», а также Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».
«Путаница» К. Чуковского почти вся состоит из перевёртышей
Небылицы Виктора Полянских:
Видео: Виктор Полянских читает небылицы
Можно выделить и другие авторские небылицы:
Школьникам вполне по силам придумать собственные небылицы и иллюстрации к ним
Много небылиц существует в английском и немецком фольклоре. Такие «бессмысленные» песенки стали известны маленьким русским читателям, в частности, благодаря переводам С. Маршака («Птицы в пироге», «В страну Джамблей» и др.) и К. Чуковского («Робин Бобин Барабек», «Скрюченная песня» и др.):
Многие известные литературные небылицы являются переводами произведений зарубежного фольклора
Небылица С. Маршака «Птицы в пироге» является литературным переводом английского шуточного стихотворения для детей «Sing a song of six реnсе».
«Ехала деревня мимо мужика…»: русские народные небылицы для детей
«Чепуха, чепуха, это просто враки!» Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность.
Мы собрали 20 народных небылиц — коротких и подлиннее. Может быть, ваши школьники уже сочинили свою?
Небылица и считалка: сходства и различия
Что общего у небылицы и считалки:
Как придумать небылицу
В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:
Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.
***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!
Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.
На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
— Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Конспект урока по чтению для 2 класса на тему: Считалки и небылицы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по чтению для 2 класса на тему: Считалки и небылицы
1. Продолжить знакомство обучающихся с устным народным творчеством: считалками и небылицами. 2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, работать в группе, находить в тексте непонятные слова и выражения и выяснять их смысл. 3. Воспитание интереса к жанрам устного народного творчества, потребности больше читать, пробовать самим сочинять считалки и небылицы.
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
II. Актуализация знаний
— Прочитайте слово записанное на доске
-Какие буквы пропущены?
-Что обозначает это слово?
— Какие произведения фольклора вам знакомы?
Слайд 1 (жанры устного народного творчества)
— Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?
а) «Кто, угадай-ка, седая хозяйка: тряхнет перинки, над миром пушинки». (Загадка).
б) «Проворонила ворона вороненка». (Скороговорка).
в) «Нет друга – ищи, а нашел – береги». ( Пословица).
г) «Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом». ( Потешка).
д) «Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели. Иван и говорит:
– Пойдем, Марьюшка, слепим бабу из снега.
– Пойдем, только давай не бабу, а дитя малое из снега вылепим – доченьку… (Сказка).
Фронтальная проверка выполненной работы.
– Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества? Где кроме уроков литературы вы ещё встречались с этими произведениями?
Слайд 2 (фольклор в нашей жизни)
–Ребята, вы любите играть? Что нужно сделать, чтобы выбрать водящего в игре? Откуда вы знаете считалки? Можно ли их назвать произведениями устного народного творчества.
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.
Слайд 3 (тема урока)
1. Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучение темы.
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела учебника. Как вы думаете о чем пойдет речь в этом разделе? Что люди могут назвать «самым великим чудом на свете»? обратите внимание, какой предмет изображен справа от названия раздела;
— Вспомните, что для вас формулируют авторы на предваряющей тему страничке?;
— Как вы понимаете первую цель, то есть то, о чем вы узнаете в этом разделе?;
— Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?;
— Объясните каждую запись третьего блока;
— Переверните страницу, рассмотрев материал по теме урока до с. 5. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке?;
— Правильно. Сегодня на уроке вы будете говорить о книге и узнаете, почему книгу называют «самым великим чудом на свете»?;
— Попробуйте составить план изучения темы.
(учитель фиксирует пункты плана на доске).
Мы листики осенние,
Дунул ветер – полетели.
И летим, летим, летим.
Мы на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
Нас, красивые листочки
Он с земли легко поднял.
И на землю снова сели.
IV. Работа над новым материалом.
— Сейчас я прочитаю текст, из которого вы узнаете, почему книгу называют чудом, а авторов произведения – волшебниками.
1. Чтение текста детьми про себя;
2. Беседа с учащимися по содержанию текста.
— В какой форме была представлена нам информация?;
— Кто с кем здесь вступает в диалог. Обрати внимание на иллюстрацию сверху;
— О чем нам повествует воображаемый рассказчик? Какую мысль он хочет до нас донести;
— Почему писателей и читателей называют в статье волшебниками? Какое чудо творят писатели? А в чем состоит волшебство читателя? Подтвердите свои слова текстом;
— Какую роль играет воображение для писателя и читателя? Подтвердите свой ответ текстом;
— А как вы понимаете, что такое воображение? Отличается ли оно от фантазии? Вспомните Н. Носова «Фантазеры». ( Фантазия – это основа воображения, в ней много вымысла, воображение читателя всегда идет за мыслью автора, достраивая образы – воссоздающее воображение).
Писатель пользуется творческим воображением, способностью создавать нечто новое.
3. Чтение текста в парах по ролям.
— Прочитает этот текст по ролям. Сколько собеседников принимают участие в диалоге?
— С какой интонацией будете передавать мысли рассказчика? ( с интонацией убеждения и восхищения, так как рассказчик убеждает нас в том, что писатель и читатель обладают особым талантом);
— А с какой интонацией будете читать вопросы ребят? (с любопытством и удивлением)
Солнечные зайчики играют на стене.
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
И забился в уголок.
V. Выполнение заданий учебника.
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?
«Ой ты, зоренька-заря» и «Ой, люля, та-ра-ра »- небылицы, остальные – считалки. Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.
«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23
1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
На горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, играет в трубу и рассказывает сказки.
3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?
Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию. Небылицу со сказкой роднит то, что в них есть вымышленные герои, что сюжет фантастический, вымышленный.
4. Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
На холме сидят тюлени,
Съели торта полкило.
Лень тюленям в тундру ехать,
Им и в Африке тепло.
— Какое настроение было у вас в процессе урока?
— Какое ценное знание об отношении к учебной книге вы должны зафиксировать на сегодняшний день? ( Бережное и аккуратное отношение к учебной книге)
VII. Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
VI I I. Оценивание результатов и знакомство с новыми формами оценивания.
— Вспомните, как вы оценивали себя и других в первом классе. С помощью каких условных знаков? Что обозначал каждый цвет фишки?
— Сегодня мы познакомимся с новой формой оценивания – «Лесенкой достижений». У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке вы мало потрудились, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что вы потрудились вполсилы, могли бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что вы потрудились на славу, заняли самое высокое и почётное место, честь вам и хвала!
— Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки достижений», поставив на одну из лесенок треугольник.
— Расскажите родителям о том, какие ценные знания вы получили на уроке.
— Выполните третье задание на с. 5.
— Подберите обложку и закладку к учебнику.
— Принести книгу, прочитанную летом.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по литературному чтению «Считалки и небылицы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дата _________ Класс _____ Учитель _______________________ Номер урока по КТП ____
Тема: «Считалки и небылицы».
закрепить понятия об устном народном творчестве;
получить представление о жанрах: «небылицы», «считалки»;
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Планируемые образовательные результаты :
предметные: научатся читать, выражая настроение произведения, учитывая ритм текста; получат возможность научиться контролировать свое чтение, самостоятельно оценивать свои достижения; исправлять свои ошибки при повторном чтении; планировать работу с произведениями в соответствии с условными обозначениями видов деятельности; метапредметные: познавательные: обобщают собственные представления; регулятивные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, оценивают свои достижения на уроке; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, отвечают на вопросы;
личностные: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы : фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Начнем наш урок с решения головоломки (ребуса), а решив, узнаем тему урока.
Работа над головоломкой.
Давайте вспомним другие жанры устного народного творчества, с которыми мы уже знакомы. Проверим, как вы хорошо ориентируетесь в жанрах.
Как мы можем сформулировать тему нашего урока?
«Малые жанры устного народного творчества»
2. Речевая разминка
Живут у меня кукушки —
— Как вы считаете, для чего нужны скороговорки? (Примерным ответ. Для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих звуков, которые трудно произносит!, друг за другом, все время путаешься.)
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
3. Подготовка к основному этапу занятия
— Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
-Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.
4. Работа по основной теме урока
Работа по теме урока
— Играя в разные игры, как выбираете водящего? (Считаемся.)
Считалки — это тоже жанр устного народного творчества.
Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
— Прочитайте считалки в учебнике на с. 22.
(Учитель обращает внимание детей на их четкий ритм.)
— А сейчас познакомимся с текстом на с. 23. Как вы думаете, что мы прочитали? Это небылица. Как вы понимаете это слово, каким словом его можно заменить? (Фантазия, сказка, выдумка.)
Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.
1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.
Очень я себя люблю, себя ручкой обниму!
Я хорошенький, я пригоженький.
Исходное положение: стоя, руки перед собой.
На счет 1 – руки в стороны, вдох.
2 – ребенок обхватывает руками свои плечи, выдох.
Дыхательная гимнастика. «Потягуши»
Потягуши, потягуши! Тянем заиньку за уши.
Был зайка маленький, стал зайка удаленький»(Какой жанр?)
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 – руки вверх, вдох.
2 – руки опустить, выдох.
5. Работа с учебником
-Откройте учебник на стр.
Прочитайте предложения. Какой жанр? (Какое определение скороговорке дает толковый словарь?)
Зачем нужны скороговорки?
-Проговорите друг другу шепотом в парах.
Назовите малые жанры устного народного творчества.
Вам когда-нибудь приходилось придумывать невероятные истории? С раннего детства малыши рассказывают друг другу забавные истории, «переворачивая» обычные истории, получаются смешные небылицы. Такие небылицы присутствуют в устном народном творчестве.
Сегодня мы будем говорить не только о небылицах, но и о считалках.
Для любознательных «Из истории считалок».
В те далекие времена люди, не умели объяснять законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества, считали что она может делать людям добро или зло. Человек верил, что животные понимают его речь, и, собираясь на охоту, боялся употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать.
Поэтому охотники изобретали специальные «тайные» слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Так что в древности считалка играла серьёзную роль: люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка к заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру. Она стала помогать детям распределять роли в игре, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже «детских» считалок.
Прочитайте считалки. Постарайтесь передать четкий ритм. Вспомните свои считалки. Помогают ли они в ваших играх?
Клуб знатоков «Что такое небылицы?»
Этот веселый жанр о весёлых нелепицах на Руси известен издавна. Были скоморохи, которые ходили по городам, играли на праздниках и ярмарках на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках. Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Сейчас небылицы очень нравятся детям.
Подготовьте выразительное чтение малых народных жанров. Попробуйте придумать свои небылицы, запишите их в книжку-малышку, сделайте к ним иллюстрации.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Лает кошка из лукошка, На березе сидит заяц,
На сосне растёт картошка, Книжку вслух читает.
Море по небу летит, Прилетел к нему медведь,
Волки съели аппетит. Слушает, вздыхает.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Заболела наша кошка Ехала деревня мимо мужика,
У нее чихает ножка. Вдруг из-под собаки лают ворота.
Со стола возьми редиску Дубина выбегает с мальчиком в руках,
Полечи больную киску. А за ним тулупчик с бабой на плечах.