Что общего между шпаргалкой и пеленкой

Что общего между шпаргалкой и пеленкой

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой

Новинки «Школы 2100»: как помочь ребёнку стать здоровым, сильным, умным и любознательным

Предлагаем вам познакомиться с очередными новинками издательства «Баласс», подготовленными для обучения в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Прежде всего представляем вам сборник материалов «Основная образовательная программа дошкольного образования “Детский сад 2100”» под научной редакцией координатора направления «Дошкольное образование» в ОС «Школа 2100», доктора пед. наук О.В. Чиндиловой.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» опирается на лучшие традиции отечественной педагогики и представляет Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкойсобой переработанный вариант Комплексной программы развития и воспитания детей дошкольного возраста «Детский сад 2100». Она полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Часть 1 сборника включает в себя две отдельные образовательные программы: развития и воспитания детей младенческого и раннего возраста; развития и воспитания детей дошкольного возраста. Часть 2 содержит парциальные программы по всем направлениям развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Вторая новинка – тетрадь для учащихся 5–7 классов «Мои первые исследования» (авторы – Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан, О.В. Чиндилова). Пособие разработано в соответствии с ФГОС основного общего образования и поможет учащимся не только понять, что представляет собой исследовательская деятельность, но и самостоятельно провести первые исследования. Тетрадь можно использовать и на уроках русского языка, литературы, биологии, географии, и во внеурочной деятельности.

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкойИнтересно и доступно, на конкретных примерах авторы тетради объясняют, в чём разница между любопытством и любознательностью, почему так важно задавать вопросы и где искать на них ответы, как правильно подбирать необходимую информацию в Интернете и каковы этапы учебно-исследовательской работы.

С помощью этой тетради учащиеся 5–7 классов научатся строить предположения, формулировать гипотезы, планировать и проводить исследования, создавать презентации. Авторы пособия предлагают школьникам сначала провести исследования на различные темы прямо в тетради. Можно изучить, например, экологические условия вокруг школы и дома, или взять тему «Моё имя», или «Историю Руси в волшебных сказках»… Вариантов много – самых разных и интересных. Для расширения кругозора учащихся, а также с целью научить их правильно формулировать промежуточные гипотезы в тетради предлагаются, например, вопросы из разных школьных предметов – русского языка, литературы, биологии, географии: «Может ли зарождаться живое из неживого в условиях современной Земли?», «Как при помощи весов измерить силу мышц?», «Как с помощью радиоактивного распада определяют возраст горных пород?», «Что общего между шпаргалкой и пелёнкой? А между капором, капюшоном и капустой?» и др.

Ещё одна новинка – комплект, состоящий из книги для совместного чтения старших дошкольников, младших школьников и родителей, а также тетради для совместных занятий под общим названием «Я – человек, ты – человек» (авторы – З.И. Тюмасева, А.А. Вахрушев).Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой

Цель книги и тетради – научить детей азам здорового образа жизни, правилам гигиены и безопасного поведения. Авторы в увлекательной и доступной форме рассказывают о самых разных вещах: о том, из чего «сделаны» люди; что представляет собой человеческая кожа; как ухаживать за собой; что такое «язык» запахов; почему так важно правильно и регулярно чистить зубы… Зрение и слух, вкусовые и тактильные ощущения – в книге много самой разнообразной и полезной информации, касающейся гигиены человеческого тела.

Но не только о гигиене и «секретах» человеческого тела рассказывает книга «Я – человек, ты – человек». Авторы стремятся поведать школьникам о самых разных элементах, составляющих окружающий нас мир. К примеру, как предсказывать погоду по поведению животных и растений. Или о том, откуда возникает дождь и как рождается радуга. Стоит ли бояться молнии… В процессе совместного чтения дети и родители могут поговорить и о дружбе, и о любви, и о том, как вырасти здоровым, сильным и умным. А после чтения ребёнок может выполнить задания в иллюстрированной тетради.

Все названные пособия уже поступили в продажу. Не пропустите!

Источник

p_i_f

ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ

Ответы на самые простые вопросы могут многое рассказать о человеке и о том, что творится у него в голове. Психологи всего мира используют эту технику, чтобы понять: этот человек — гений или ему необходимо лечение.

1. Что общего у чайника и парохода?

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой

[ Spoiler (click to open) ] Пар.

2. Что общего у гоночного болида и торнадо?

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой
[ Spoiler (click to open) ]
Болид и торнадо движутся по кругу.

3. Что общего у ботинка и карандаша?

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой
[ Spoiler (click to open) ]
Оба оставляют след.

А теперь — самое интересное: кто же вы?

Если вы не смогли ответить на эти вопросы, не переживайте: у вас абсолютно здоровое мышление. Ну а если же сделать это оказалось проще простого, то у вас есть предрасположенность к психическим заболеваниям и, возможно, стоит обратиться к компетентному специалисту с негромким голосом и проницательным взглядом.

Этот тест называют «методом противопоставлений» и используют для выявления расширенного сознания. Если обычному человеку зададут вопрос: «Что общего между вороном и письменным столом?», он ответит: «Да ничего». И будет в какой-то степени прав. По общим признакам это совершенно несопоставимые вещи. Шизофреники же сразу ищут более мелкие и глубокие варианты: они сходу могут сказать, что на столе пишут письма, а у ворона есть перо, которым можно писать.

Но как отличить шизофреника от настоящего гения? Разница в том, что первые отвечают так сразу, а гениальным личностям нужно напрячься, отбросить лобовые, неинтересные варианты и выдать по-настоящему уникальный результат.

Источник

Доклад на заседании МО учителей русского языка

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методы, приемы, средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка

ведущий к знанию – деятельность»

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учиться, без которой он далеко не уйдет.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый учитель-предметник должен сначала заинтересовать учеников, суметь подать материал так, чтобы на уроке была активная, увлеченная обстановка. В основу урока заложить системно-деятельностный подход. Только в этом случае он может рассчитывать на успех.

На мой взгляд, чтобы ребенок был заинтересован на уроках русского языка и литературы и, следовательно, чтобы работа была продуктивной, нужно использовать в течение урока различные виды деятельности. Мной представлены наиболее эффективные виды деятельности на уроках русского языка и литературы, направленные на формирование познавательных УУД. Их грамотное и гармоничное использование позволит сделать урок ярким и насыщенным.

Как средство формирования познавательных УУД обучающихся может быть использование нестандартных заданий, вызывающих интерес самими формами работы.

Нестандартное задание – понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий – их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой. Например, вместо оценки авторской предложить ученику оценить ситуацию самому.

Задание 1. Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести?

Свое мнение объясни. (Литература, 8 класс)

Порядок выполнения продуктивного задания

Осмыслить задание (что надо сделать?)

Найти нужную информацию (текст, рисунок…)

Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку…)

Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что, во-первых, …, во-вторых, … и т.д.».)

Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя

Задание 2. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.)

Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?

Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, основа, остов, остров, острый, осёл?

Задание 3. Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучшего языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?

Задание 4 . Статья журналистки О.Чегодаевой в «Комсомольской правде» называется «Чем отличается линер от роллера, знает каждый лицеист». «Переведите» название статьи, предварительно прочитав отрывки из нее. Какие слова из этой области вам еще известны? Объясните их значение, «проэкзаменовав» друг друга.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, «расследования»).

Приведу несколько примеров из практики.

Задание 1. Игра «Кто быстрее». Подобрать по десять (можно и больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным).

Человек с головой; морочить голову (кому-нибудь); вскружить голову; потерять голову; не сносить головы; отвечать головой (за что-нибудь, перед кем-нибудь); как снег на голову; голова идёт кругом; свалить с больной головы на здоровую; постоять головой (за что-нибудь).

Унести ноги; встать на ноги; вставать с левой ноги; потерять почву под ногами; падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами; ног под собой не чуять; одна нога здесь, другая там.

Задание 2. «Алфавитные кольцовки»

Назвать слова, начинающиеся и оканчивающиеся буквой «а» (арка, акробатика, Анапа).

Назвать слова, в которых всего две гласные и обе «е» (секрет, берет, лететь).

Назвать слова, в которых буква «з» находится посередине слова (бизон, позор, базар).

Назвать слова, в которых три гласные и все три «о» (молоко, золото, долото).

Написать как можно больше слов, в которых обязательно должны находиться 3 последовательно расположенных буквы. Например: ОРТ (спорт, кортеж, торт, порт).

Из исходного слова составить за определенное время как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лето, отлёт, тело, рёв, вол…

Задание 3. «Рассуждалки» нужно угадать слово как можно быстрее, чтобы набрать больше баллов. С первой попытки – 3 балла, со второй – 2, с третьей – 1 балл.

Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.

Так называют всё удивительное, необычное, волшебное.

Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся.

Она должна быть у каждого человека, но некоторые про нее давно забыли.

— Она помогает стать настоящим человеком.

— Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она должна тебя очень мучить.

— Она бывает часто и во многих местах, из-за нее приходится тратить время.

— Но если тебе что-то очень необходимо, то придется смириться с ней.

-Постоишь, сколько надо и получишь, что хотел.

Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами занимательности.

Приведенные формы опроса успешно использую на уроках и русского языка, и литературы в 5-9 классах.

Проблемные вопросы я использую и на уроках повторения, обобщения изученного. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме, можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений:

-Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения? Нож хорошо режет. У меня в глазах режет.

-Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Данные глаголы в зависимости от контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения.)

-У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов? (Возвратные глаголы всегда непереходные.)

Созданию чувства новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, в наибольшей степени способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.

Например, при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» использую проблемную ситуацию: записываю глаголы в три столбика

поешь- говоришь- хочешь-

поет- поют говорит- говорят хочет- хотят

Обучающиеся определяют тип спряжения глаголов в первом и втором столбиках и затем разрешают проблемную ситуацию между имеющимися у них знаниями о спряжении глагола и новыми сведениями о нем:

-По какому типу спряжения изменяется глагол хотеть?

(ученики отвечают по 1 или 2 типу спр.)

-Правы и те и другие, но в то же время ответы неверны. Почему?

Обучающиеся отвечают, что глагол хотеть при изменении по лицам имеет в одних случаях окончание 1 спряжения, а в других 2 спряжения. Далее этот материал закрепляется на других разноспрягаемых глаголах.

Использование проблемности в обучении позволяет поднимать обучающихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности, активизируя в ней творческий элемент.

Лингвистические «угадайки». Это

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ» и др.

Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля. «Свежезамороженный» дождь. «Слово» регулировщика. «Архитектурное строение» пчел.

Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость.

Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном. 6. Мельник, работающий неделями.

Мышка в босоножках («Кот в сапогах»)

Континент мусора («Остров сокровищ»)

Счастье от глупости («Горе от ума»)

Прекрасный лебедь («Гадкий утенок»)

Закон и поощрение («Преступление и наказание»)

Задание 4. Вопросы занимательного характера (в их основе – внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

4.1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика – за их сына?

Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете – стукните. Вырастешь – вырастишь. В пенье птиц – в пении птиц. В «Песне о Соколе» – в «Песни о вещем Олеге».

4.2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1.Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану?

4.3. Шуточные вопросы по сказкам:

Фермер вырастил рекордный урожай, но не может справиться с уборкой и приглашает ещё пятерых помощников. Кто они? («Репка»: бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

Разбойника, убивающего людей одним звуком своего голоса, побеждает человек, только что научившийся ходить. О ком идёт речь? (Илья Муромец и Соловей-разбойник)

Простая работница сельского хозяйства создает изделия из драгоценного металла. Её хозяева, пожилые супруги, начинают испытывать изделия на прочность. Внезапно появляется некто и разбивает ценное изделие. Что это за сказка? («Курочка Ряба»)

Голова, отделенная от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Убийца – Черномор; «Руслан и Людмила»)

Это вопросы, целью которых является активизация познавательной деятельности обучающихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и не шаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты обучающиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

1) Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).

Так, начиная тему «Глагол», я предлагаю ситуацию, опираясь на имеющиеся у детей представления о существительном и его признаках. Они должны сопоставить однокоренные глагол и существительное зеленеть и зелень в предложениях:

Я любовался яркой зеленью молодой травы.

На лугу зеленеет трава.

Задаю вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»

При изучении употребления деепричастия в речи предлагаю следующие предложения:

Расчищая от снега двор, мне сделалось жарко.

Расчищая от снега двор, я устал.

Ученик должен не только найти неправильно составленное предложение, но и выявить закономерность употребления русских деепричастий: они не только отвечают на вопрос, поставленный от глагола-сказуемого, но и обозначают действие, производимое тем, же лицом, что и действие глагола-сказуемого.

2) Задания, связаннее с анализом жизненных ситуаций.

Прочитайте отрывок из книги Л.Успенского «Слово о словах», ответьте на вопрос: «Почему важно грамотно писать?»

Очень ли трудно русское правописание?

… Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».

Прочитайте рассказ, опубликованный в газете «Пионерская правда». Ответьте, какую ошибку сделала Вера.

— Ошибку сделала Вера! сказала Наташа.

/Вера ошиблась в написании частицы: надо было употребить частицу не, которая придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Надо было писать: «Сегодня у Наташи не буду. Как к ней не придёшь, она недовольна»./

Докажите необходимость изучения пунктуации на примере предложений:

— Казнить нельзя помиловать.

— Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем.

(1. «Этот человек, — не раз говорил брату Антон, — никогда не был учителем».

2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем»).

— Бежать нельзя стоять на месте.

— Лететь невозможно ждать.

— Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.

Подберите собственные примеры, аргументы.

Приём “Зигзаг”. Класс делится на четвёрки, у каждого обучающегося номер от 1 до 4. Четвёркам достаётся часть учебного текста. Каждый должен понять сначала свою часть, а, остальные части ему помогут понять другие. В классе 4 группы и каждая работает над своей частью текста. Каждому надо освоить текст, выработать своё собственное мнение, выразить его ясно, понятно. Роль учителя – координирующая и консультирующая.

Синквейны это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по-другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний .

Повествует, побуждает, спрашивает.

В нем скрыта грамматическая основа.

Сложносочиненное и сложноподчиненное.

Объединяет, подчиняет, требует.

Состоит из предикативных частей.

Но лучше всего получаются они на уроках литературы, потому что есть более широкое поле для творчества. Примеры:

Ласкает, манит, угождает

Как хорошо было бы, если бы…”

Припрятывает, следит, боится

Ну, баба, кажется, крепколобая”

Продавал, грубил, обманывал

У меня, что ядреный орех, все на подбор”

Приём « фишбоун» в работе над литературным произведением

Слово «фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. В учебном процессе этот прием позволяет обучающимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на рыбную кость, рыбий скелет (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально.

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы

Согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Смотреть картинку Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Картинка про Что общего между шпаргалкой и пеленкой. Фото Что общего между шпаргалкой и пеленкой

При обсуждении повести В.К.Железникова «Чучело» возникли вопросы: «А что такое коллектив? Можно ли одноклассников Лены Бессольцевой назвать коллективом?» В ходе работы со словарями и Интернет-источниками обучающиеся проанализировали определение коллектива и пришли к выводу, что коллективом считается группа лиц, объединённых общей работой на благо общества, общими интересами. Для ответа на второй вопрос был использован приём «фишбоун». В голове зафиксировали вопрос: «Можно ли о…». На верхних косточках записывали совместные мероприятия, на нижних – наблюдения над тем, приносит ли совместная деятельность благо обществу и все ли согласны принимать участие в этих мероприятиях. Получили следующий результат:

Самостоятельное зарабатывание на поездку в Москву – это желание быть самостоятельными, не зависеть от родителей, но работать не хотят Шмакова («А мне родители вообще запретили работать…»), Рыжий («Какая ещё работа, завтра же каникулы!»), Лохматый («У нас слабый организм!»), Валька («Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно вкалывать. У нас государство богатое»), но подчиняются лидеру (Димке Сомову)

Побег с урока в кино – прямой срыв учебного процесса! Миронова и Васильев против, Шмакова и Попов отсиживаются под партой в классе, но Петька (брат Вальки) произносит: «…меньшинство должно уступить – таков закон коллектива». Лохматый восторженно заявляет, что «сила – это главное» и взяв на руки Железную Кнопку под общий хохот выносит из класса…

«Наказание» предателя (Лены Б.) – Миронова объявляет бойкот предателю, и начинается травля… Такое «мероприятие» никак не назовёшь положительным, то есть приносящим благо обществу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, именно в этом «мероприятии» участвуют с удовольствием все, в нём также обнаруживаются «пробелы»: Васильев приходит к Лене домой, чтобы поговорить; Димка Сомов несколько раз встречается с Леной за спиной у одноклассников и обещает ей во всём признаться, но не находит в себе силы сделать это…

День рождения Сомова… и т. д.

Проанализировав таким образом текст повести, ребята приходят к выводу, что одноклассники Лены живут, руководствуясь девизом: «Сила – это главное», а значит, они – не коллектив, так как их деятельность не приносит пользу обществу.

В своей работе особое внимание уделяю изобразительным возможностям русского языка, тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы, цель которой – пробудить интерес к слову.

Изобразительные возможности русского языка раскрываются перед обучающимися наиболее полно, когда для анализа или иллюстрации приводятся строки из произведений великих мастеров слова.

Например, на одном из уроков по теме «Фонетика», где говорилось о выразительных возможностях фонетического строя речи, читаем стихотворение А. Прокофьева, в котором наполнено смыслом, обыграно само звучание отдельных слов:

Да, есть слова глухие,

Но есть слова такие,

Что посильней огня!

Они других красивей-

С могучей буквой «Р».

Ну, например, Россия,

И гимном слово это

Гремит в стихе моем!

На уроке по лексике, чтобы вызвать интерес к вопросу о прямом и переносном значении слов, читаем примеры детской речи, записанные К. Чуковским:

Мальчика спрашивают о сестре:

-Что же это твоя Иришка с петухами ложится?

Возможно и такое задание:

Ветерок спросил, пролетая:

-Отчего ты, рожь, золотая!

А в ответ колоски шелестят:

-Золотые руки растят.

При изучении темы «Словообразование» очень важно создать ощущение новизны, ибо основные понятия и навыки разбора слова по составу школьники усвоили в начальных классах. Поэтому использую такие, например, задания:

Вот он блещет у тропы,

Ярко-красный и зеленый.

Он глаза мои слепит

Он костер напоминает.

Он шиповник. Он шипит.

Установив значение слов, обучающиеся приходят к выводу, что однокоренными будут только шиповник и шипы.

Изучая приставки, обучающиеся вдумываются в смысл слов К.И.Чуковского: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Выясняем значение приставок, анализируя примеры:

Вот затрещали барабаны-

И отступили басурманы.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось. (Лермонтов)

Задание: образовать глаголы с помощью приставок и составить с ними словосочетания.

Ученики узнают, что приставка может изменить до неузнаваемости смысл однокоренных слов: взнос, поднос, перенос, донос. Таким образом, решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

Мала пчела да стоять не велит.

Обычай бычий а дров не видал.

Лесом шел да струны тонки.

Мороз невелик а загрызет.

Ехал в Казань а ум телячий.

Гусли звонки а оба черны.

Совесть без зубов да и та работает.

Чугун чугуна дразнит а попал в Рязань.

Отрабатывая умение ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, можно использовать на уроке предложения из произведений наших классиков:

1)Прием его был очень прост: он начисто отгрыз ей хвост.2) Обычай мой: с волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой.

3) Воспитанный под барабаном,

Наш царь лихим был капитаном:

Под Австерлицем он бежал,

В двенадцатом году дрожал,

Зато был фрунтовой профессор! (Пушкин).

4) У советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока.

5) Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим. ( Маяковский)

Все эти методы, приемы, средства помогают мне формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках русского языка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *