Что общего между современной и классической музыкой
Урок 01. Классика и современность.
Классика (от лат. сlassicus – совершенный, образцовый, первоклассный) – это такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.
Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.
Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.
Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира.
Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.
может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.
Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.
Модест Петрович Мусоргский в исполнении оркестра Михайловского театра г. Санкт-Петербурга.
Бах и Леди Гага: как и что поп-артисты позаимствовали у классической музыки
В общественном сознании многие музыкальные стили чуть ли не противоречат друг другу.
Ценить некоторые — синоним высокого интеллекта и культурной утонченности, любить другие — признак плохого вкуса. Тем не менее, в музыке, как и во многих других направлениях творчества (литературе, изобразительном искусстве, даже кино) стили и жанры, порой даже максимально непохожие, часто заимствуют друг у друга многие приемы — от общих гармонических конструкций до прямых отсылок на целые произведения.
Сегодня мы начнем рассказывать о заимствованиях в музыке (некоторые, правда, оказываются самым настоящим плагиатом, но с точки зрения слушателя это не менее интересно). Наш первый материал — о том, чем поп-музыка обязана классическим композиторам.
Немного истории
Многим музыкальным принципам и устоявшимся паттернам, которыми пользуются современные поп-исполнители, они обязаны именно классическим композиторам — тем самым, которых часто противопоставляют современным поп-певцам. В 17-18 веках музыка в Европе, освобождаясь от господства церкви, бурно развивалась — появлялись новые жанры, формы и стили. Бах стал одним из самых виртуозных композиторов за всю музыкальную историю. Пришедший после него Моцарт поразил музыкой, которая была совершенно не похожа на сложные гармонические конструкции Баха — она (не всегда, но часто) кажется (именно «кажется») более простой для восприятия.
Как и у Гайдна и, например, у Глюка, в музыке Моцарта за основу часто берутся главные ступени лада: тоника, доминанта и субдоминанта, и построенные от них трезвучия. По тому же принципу написано много классического… рок-н-ролла. А большинство поп-композиций выстраиваются вокруг одних и тех же благозвучных последовательностей аккордов, ставших популярными еще в конце 18 века. Заимствование классической музыки может выглядеть по-разному — современные исполнители и композиторы вдохновляются гармонической конструкцией, используют похожую структуру аккордов или даже делают прямые отсылки.
Рассказываем о нескольких разных кейсах существования классической музыки в популярной.
I Can’t Help Falling In Love With You Элвиса Пресли и «Радость любви» Мартини
В 1784 году композитор Жан-Поль Эжид Мартини написал романс «Plaisir d’amour» («Радость любви») на стихи французского писателя Жана-Пьера Клари де Флориана. В 1858 Гектор Берлиоз сделал аранжировку для оркестра. Этот романс заинтересовал самых разных исполнителей.
Например, Бриджит Бардо (аудио). Или Аниту Картер (аудио). Эта мелодия вдохновила Элвиса Пресли на создание одной из самых узнаваемых его композиций:
Go West группы Pet Shop Boys и «Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля
«Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора для трёх скрипок и генерал-баса. Когда именно он написал эту музыку, неизвестно — скорее всего, где-то между 1680 и 1706 годами. Интересно, что эта композиция, будучи довольно популярной в своё время, быстро вышла из моды и забылась. В 1968 аранжировку этой мелодии сделал Камерный оркестр Жана Франсуа Пайяра, вернув ей популярность.
Мелодическая конструкция «Канона» стала очень популярной в 1970-е годы: она часто использовалась в инструментальных аранжировках, перешла и в поп-музыку, а потом — даже в композициях для похорон и свадеб. Пахельбель использовал строгую полифоническую форму, где три голоса играют одну и ту же мелодию (объединяются в канон) а четвертый голос, генерал-бас, исполняет отдельную тему — постоянно повторяющуюся двухтактную линию.
Вот традиционное барочное звучание «Канона» Пахельбеля (на инструментах той эпохи):
А вот песня Pet Shop Boys Go West, где есть та же последовательность аккордов:
Alejandro Леди Гаги и Csárdás Витторио Монти…
Не все артисты вдохновляются или «заимствуют» идеи у классиков — некоторые прямо ссылаются на них, используя композицию с минимальными изменениям или вообще «as is».
Например, так делает Леди Гага во вступлении к песне Alejandro, где она ссылается на чардаш итальянского скрипача и композитора Витторио Монти — композицию, написанную на основе традиционной венгерской танцевальной музыки, для скрипки в сопровождении фортепиано.
. Bad Romance Леди Гаги и «Хорошо темперированный клавир» Баха
Ещё одно интересное заимствование Леди Гаги из классиков (а их у неё на самом деле немало) — вступление клавикорда из цикла клавирных произведений Иоганна Себастьяна Баха в Bad Romance.
… и I Can Наса и «К Элизе» Бетховена
Казалось бы, рэп и классическая музыка не могут быть дальше друг от друга. Однако рэпер Нас доказал обратное — сделал отсылку к классической композиции Бетховена «К Элизе»:
Night On Disco Mountain Дэвида Шайра и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского
Иногда музыкальные заимствования решают иронические задачи. Например, аранжировка симфонической поэмы М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в стиле диско.
Дэвид Шайр написал эту аранжировку для оркестра в 1977 году для ставшего культовым фильма с Джоном Траволтой Saturday Night Fever. Интересно, что произведение Мусоргского осталось практически нетронутым — Шайр только изменил ритм и добавил барабаны и гитары.
Заимствования у классиков — богатая тема. Вопрос о том, насколько музыка, однажды кем-то написанная, реально «принадлежит» её автору, существовал ещё до принятия законов об авторском праве. Композиторы постоянно заимствовали идеи друг у друга, у народной музыки и других композиций — о других подобных случаях мы расскажем в следующем материале.
Еще больше интересного о звуке и музыке в нашем «Мире Hi-Fi»:
Погружение в классику: роль классической музыки в современном мире
В мире, где доставка сообщения, быстрее телефонного звонка, все еще сохранились ценности, которые никуда не исчезают. Классическая музыка о сих пор в эпицентре событий и вызывает интерес, причём – не только у профессионалов, но и рядовых слушателей и зрителей.
Времена изменились, поэтому нельзя говорить о том, что классическая музыка сегодня имеет армию поклонников среди детей и молодёжи. Дело в том, что любовь к классической музыке нужно прививать с детства. Я имею в виду не только уроки музыки в средней школе, но и семью, где с ранних лет следует формировать некие эстетические устои.
Погружение в классику
Конечно, восприятие классической музыки требует усилий и душевных затрат, а также эмоционального отклика, в отличие от той же «популярной музыки». Забавно, что когда-то Моцарт также считался представителем «лёгкой музыки».
Государство тоже должно не «стоять в стороне», а популяризировать классическую музыку. В моё время дети посещали музыкальные школы, осваивая музыкальные инструменты, и делалось это не для воспитания будущих музыкантов, а для развития. Единицы из этих детей потом становились профессионалами, однако и для остальных учёба в ДМШ тоже не проходила даром.
В России есть специальный фонд «Новые имена», который занимается поиском, отбором и поддержкой молодых музыкантов. Его президент – пианист с мировым уровнем – Денис Мацуев много для этого делает. Но у нас сегодня речь об ином. Печально, когда сегодня для молодёжи Бетховен – не великий немецкий композитор, а кличка собаки из знаменитой американской комедии, и некоторые музыкальные темы становятся рингтонами для мобильных телефонов.
По мнению знаменитого скрипача и дирижёра Дмитрия Ситковецкого, «музыка делится на две категории: хорошая и плохая». Существует джаз, рок-музыка и другие «смежные» жанры поэтому на мой взгляд, противостояние между классической и популярной музыкой априори не верно и ни к чему не приведёт.
Роль классической музыки
На Западе классическая музыка пользуется бóльшим уважением, но и там среди молодёжи нет повального интереса к этому виду музыки. В заключение этой статьи я бы хотел привести слова знаменитого советского и российского композитора Максима Дунаевского, с которым мне посчастливилось беседовать несколько лет назад:
Я считаю, что в России сейчас – «бум» на посещение концертов классической музыки: концертные залы полны, приезжает огромное количество артистов со всего мира, в том числе, из Германии. Раньше было не до этого, а сейчас все «проснулись» от долгой «спячки». Я поражаюсь переполненности залов, когда на хороших исполнителей порой невозможно достать билеты. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток стали «Меккой», с переполненными залами, это – очень серьёзная тема, но так было не везде. Например, Московская область в этом плане являлась отстающей, хотя она – огромная по территории – как среднеевропейская страна, но в то же время она очень разобщена. Через какой-то промежуток времени мне удалось получить собственное помещение и концертный зал, и мы за 2-3 года смогли привлечь население Московской области к серьёзным концертам и классической музыке. Я не сдавался, хотя меня просили, чтоб я дал в концерте «отдушину» в виде «попсы» или джаза, но я добился того, что Моцарт и Бах у нас стали популярными композиторами!
Ограничения классической музыки
Отрывок из готовящейся к публикации книги «Современная музыка. На пути к новой классике». Собираю отзывы для последних изменений в рукопись, ищу единомышленников для развития исследований.
Надо понимать, что классическая музыкальная традиция доминировала не случайно, а потому что оказалась непротиворечива с научно-философской и хозяйственной точки зрения. Она легко объясняла любые музыкальные проявления человека, адаптировала его и продолжает это делать для многих наших современников, но не выполняет этой функции лично для меня.
Современной музыкой я предлагаю считать те взаимосвязанные явления, которые очевидно эволюционируют и набирают силу среди музыкантов и слушателей, но при этом уже не могут существовать в рамках классических традиций, конфликтуют с ними. Речь пойдет в первую очередь о музыкальных аудиозаписях как искусстве и бизнесе.
У других исследователей вы можете увидеть термины «популярная» или «новая музыка», но мне по разным причинам больше нравится слово «современная». Да, существует понятие «современная академическая музыка», так говорят о работах композиторов, живущих в наши дни, но я предлагаю все это не смешивать. Пусть классика остаётся классикой, кто бы ею ни занимался.
На этих примерах мы видим, что свободной конвертации классической музыки в современную и обратно на технологическом уровне не происходит, а значит и их продукты (произведения) различаются существенно.
Многие музыканты с удовольствием проводят всю жизнь в турах, используя свои исполнительские навыки в оркестрах, театре, шоу-бизнесе; но перекос в сторону такой рутинной работы, как исполнение музыки вживую, на мой взгляд, ведет скорее к деградации, упрощению современного музыкального творчества. Возможно, композиторам-классикам ежедневное музицирование в церквях и на балах не мешало творить, но современные производственные процессы гораздо сложнее нотной записи. В качестве примера приведу «Beatles», которые в середине 60-х годов отказались от туровой активности, в результате чего появились их наиболее известные и востребованные произведения. А что бы произошло, если бы многие другие музыкальные продюсеры нашли в себе смелость снизить количество исполнения (экономику вопроса пока оставим в стороне), и посвятили освободившееся время творческому росту?
Кстати, обнадеживающие сообщения приходят из Москвы, где городской Департамент культуры задумал оснастить все музыкальные школы студиями звукозаписи и ввести в программу новый предмет, посвященный основам создания современной музыки. Давайте следить за этим экспериментом и надеяться на его успех.
Проследить разрыв в технологических укладах классической и современной традиций можно также и через инженерные специальности, связанные с музыкой. Разделим их на три типа:
Инженерных специальностей, которые сосредоточены на задачах современной музыки, гораздо больше, и основные из них встречаются в студийном процессе.
Многоэтапность процесса предполагает разделение труда, невозможное без функции музыкального продюсера, который отвечает за конечный результат. Он является одновременно и главным инженером, и художественным руководителем.
Подобное разделение труда приводит к появлению специалистов в этой области, а значит можно привести исторические примеры, упомянуть конкретных людей. С экономической точки зрения их труд может быть как наемным, так и самостоятельным; с юридических позиций они могут считаться авторами или нет, это не меняет их роли в производственном процессе. Путь большинства из них начинался со звукорежиссуры, их называли саунд-продюсерами (англ. sound producer, аudio еngineer, sound director), но мы их ценим и любим не за работу в кино или на телевидении, а за вклад в развитие музыкальной культуры.
Итак, в 2012-м году журнал NME представил список из 50 лучших продюсеров музыкальной звукозаписи всех времен, вот некоторые из них (в тех случаях, когда продюсер трудился не для себя, в скобках подписаны музыкальные проекты):
Процесс перестройки общественного мнения идет медленно, и «пока на наших премиях продолжают раздавать «тарелки» певцам», в то время как описание номинации на «Грэмми» выглядит таким образом:
«Запись года: «Uptown Funk» – Марк Ронсон при участии Бруно Марса. Продюсеры – Джефф Баскер, Бруно Марс & Марк Ронсон. Звукозапись – Josh Blair, Serban Ghenea, Wayne Gordon, John Hanes, Inaam Haq, Boo Mitchell, Charles Moniz & Марк Ронсон, мастеринг-инженер – Том Койн».
Кроме студийных инженеров, которые подчиняются музыкальным продюсерам, существуют и другие инженерные специальности музыкальной индустрии. Просто перечислим их (в скобках указаны популярные бренды оборудования и программного обеспечения).
Производители звукозаписывающей аппаратуры ставят себе целью перенос звука из внешней среды на носитель. Всё новые и новые модели производятся для нужд студийных инженеров (AKG, Neumann, Sennheiser, Zoom, Focusrite).
Производители акустических систем и программного обеспечения для воспроизведения аудиозаписей тестируют его на современной музыке самых разных направлений, решая задачи как студийных инженеров, так и слушателей (Yamaha, Adam, Genelec, Behringer, Pioneer).
Напоследок вспомним некоторых инженеров, которые находятся вне спора между классикой и современностью, они думают о природе звука и развитии музыки в целом.
Производители музыкальных инструментов создают универсальные приборы, которые могут использовать как исполнители, так и продюсеры. Любой источник звука может существовать в любой традиции, здесь рамок не существует (Yamaha, Gibson, Fender, Akai, Korg, Clavia).
Специалисты по акустике помещений с успехом решают задачи по проектированию как концертных залов, так и помещений для записи. Для них это скорее вопрос физики и требований заказчиков, а не искусства (хотя и не для всех).
Изучая эволюцию музыкальной инженерной культуры, можно найти много поводов для оптимизма. Возможно, именно инженеры внесут решающий вклад в объединение всех музыкальных традиций. Не удивлюсь, если это будут биоинженеры, которые обойдут нынешние ограничения человеческого тела.
В России, где мы с детства знакомы с институтом государственных музыкальных школ и консерваторий, об академической традиции долго говорить не нужно. Уверен, что вы имеете достаточно хорошее представление насчет того, кто такие ученый-музыковед, преподаватель музыкальной теории и учитель игры на музыкальном инструменте.
Вся современная музыка является потенциально «популярной» в силу простоты распространения аудиозаписей, поэтому логично, что мы надеемся на решение ее проблем в рамках музыкологии; но давайте посмотрим на темы американского издания «Journal of Popular Music Studies» за сентябрь 2017-го года. Центральной проблемой выпуска являются президентские выборы в США: около трети статей посвящена перспективам использования той или иной музыки в политических целях. Остальные публикации рассказывают о готической субкультуре, феномене K-Pop (корейского попа) и исследованиях на тему вроде «протестная музыка в Японии после аварии на Фукусиме».
Исследования современной музыки носят характер культурологических (социологических). Объектом изучения в них являются отдельные музыкальные культуры, а не тенденции развития музыкальной аудиозаписи как искусства.
Подробнее о том, как можно решить проблемы музыковедения, рассмотрим в Главе 5 (раздел “Научное обеспечение”).
Комментарий удален по просьбе пользователя
Спасибо, очень приятный анализ и верное чтение между строк, отличный вопрос по итогу! Не знаю, найдёте вы ответ на него в книге, или нет, надо вспомнить текст и погерменевтить немного для этого.
При этом невозможно спорить о том, что феномен современной музыки плохо изучен. Это действительно так.
Давайте примем это состояние как исходную точку и попробуем ответить на несколько вопросов:
— почему мы наблюдаем разрыв между классическими музыкальными традициями и современными;
— какие нерешенные проблемы современной музыки мешают ей обрести статус «новой классики» в искусстве;
какие у современной музыки есть союзники и противники среди культур и креативных индустрий экономики, откуда авторы черпают ресурсы и вдохновение;
— какие тенденции самого последнего времени открывают перед современной музыкой новые перспективы и таят в себе угрозы;
— что ждет современную музыку в ближайшем будущем как культурный проект и отрасль экономики.
Терминологию придется использовать на стыке нескольких наук: культурологии, музыковедения, экономики и менеджмента. Сложно найти рецензентов такого широкого профиля, именно поэтому сочинение не является научно-популярной монографией, хотя по ходу повествования я постараюсь опираться на энциклопедические данные и выводы других исследователей.
Кое-где придется пофилософствовать, вспомнив профессиональный опыт родных, друзей и знакомых, с которыми я нахожусь в постоянной дискуссии.
Тест по музыке для 8 класса, 1 четверть (программа Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. _________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? ________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? __________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
1. Классика (с лат. – образцовый) – музыкальные произведения, являющиеся образцовыми, достойными подражания, проверенные временем, сохраняющие свою актуальность и популярность.
2. Классика жанра – произведения популярной музыки, ставшие лучшими, образцовыми в своем сегменте.
4. Увертюра, ария, хоровая сцена, песня.
10. Ш. Гуно. Опера «Ромео и Джульетта»;
Ж. Пресгурвик. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви»;
П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;
С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»;
Д. Кабалевский. Музыкальные зарисовки к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»;
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история».
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. ___________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? _________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? ____________
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. ___________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? _________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? ____________
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. ___________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? _________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? ____________
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. ___________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? _________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? ____________
Тест по музыке 8 класс 1 четверть __________________________________________
1. Что такое «классика»? Дайте определение. ___________________________________________________
2. Дайте определение понятию «классика жанра»: _____________________________________________
3. Назовите, какие музыканты исполняют классическую музыку в современной обработке? _________
4. Какие музыкальные жанры представлены в опере:
а) увертюра; б) ария; в) вариация; г) хоровая сцена; д) кордебалет; е) песня; ж) дирижер.
5. Какое литературное произведение лежит в основе оперы А. Бородина «Князь Игорь»? ____________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
6. Ю. Григорович, М. Петипа, М. Фокин, Дж. Баланчин, А. Алонсо. Что общего между этими людьми?
7. Назовите автора балета «Ярославна»:________________________________________________________
8. Какой развлекательный музыкальный жанр появляется в США в 60-е гг. XX в.?
а) рок-опера; б) мюзикл; в) оперетта; г) опера; д) водевиль.
а) Э. Артемьев; б) А. Рыбников; в) Э.Л. Уэббер; г) У. Шекспир.
10. Какие музыкальные интерпретации трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» вы знаете? _____________________________________________________________________________________________
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-810660
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.