Что общего между устным народным творчеством и народными промыслами
Что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством?
Задание по литературе для 3 класса 10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)?
В устном народном творчестве, сказках, пословицах, песнях, народ выражает свое представление о том, каким должен быть наш мир, о том, что добро должно всегда побеждать и торжествовать справедливость, выражает свой накопленный веками опыт.
В народных промыслах народ выражает свое представление о красоте, и опять же о добре и это еще один общий момент между фольклором и прикладным искусством.
Произведения устного народного творчества и произведения прикладного искусства принадлежат народу. Их придумывает и делает народ и хотя в народных промыслах есть некий первичный автор, который может выполнять чудесные произведения искусства, но воспринимаются они как часть целого, как часть творчества всего народа.
Сестрица Аленушка главная героиня сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Это очень хорошая и добрая девушка, на плечи которой очень рано легла забота о маленьком брате.
Аленушка очень красивая, ведь не просто так ее сразу полюбил купец, только увидев в поле и даже согласился, чтобы козленок жил с ними. Конечно Аленушка также и добрая и ласковая, ведь злых не любят.
Аленушка очень доверчивая, она почему-то поверила незнакомой женщине, которая ласково звала ее купаться, а оказалась ведьмой.
Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?
Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.
Главный герой сказки «Иван царевич и серый волк» Иван Царевич персонаж конечно положительный, но очень легкомысленный.
Он настойчивый и может быть ответственным. Именно таким он проявил себя, когда в отличии от братьев не заснул карауля похитителя золотых яблок.
Ивана царевича можно также назвать бесхитростным, простодушным и доверчивым. Это положительные качества, но они не могли помочь Ивану царевичу в его путешествии.
А тут и сравнивать нечего.
Братья отправились в разные стороны в поисках жар-птицы. но такого помощника как у Ивана они не нашли и возвращаясь с пустыми руками увидели спящего Ивана.
Тут они решили, что проще всего добыть жар-птицу просто убив Ивана царевича и забрав все его трофеи. То есть если Иван царевич все-таки пытался что-то делать, то его братья пришли на все готовое и завладели добычей нечестным путем. Поэтому справедливо то наказание, которое их потом постигло.
Проверим себя и оценим свои достижения стр. 51-57
1. Народное искусство слова — песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как ещё называют народное творчество (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость, знание»).
1. Кто был хозяином Жар-птицы? — Афрон.
2. В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? — Козлёночек.
3. Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? — Алёнушка.
4. О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? — Конь.
5. К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? — Уздечка.
6. Как звали невесту Иванушки-дурачка? – Елена.
7. Какие яблоки росли в саду царя Берендея? — Золотые.
8. Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? – Перстень.
Загаданное слово – фольклор.
2. Найди виды устного народного творчества. Обоснуй свой выбор.
К указанному виду творчества относятся произведения, которые не имеют одного определённого автора.
Они передаются из поколения в поколение, от родителей к детям.
Как правило, народ сочинял такие произведения по причине какого-то события, действия в жизни либо же они могли быть полностью плодами фантазии.
Среди указанного списка к такому виду творчества относится песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.
3. Объясни, что такое песня? Чем песня отличается от стихотворения?
Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку либо какой-то мотив.
Но рифмы в песне не всегда так созвучны, как в стихотворении.
К тому же стихотворение не требует напевания и наличия музыкального сопровождения.
Этим и различаются данные жанры литературы.
4. Прислушайся к звучанию каждой песни, её ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Указанные особенности песни всегда зависят от её содержания.
Если в песне описываются радостные, весёлые события, то и поётся она поднесено, в достаточно быстром темпе.
Исполнитель передаёт поднесённое настроение, улыбку.
Если же в песне говорится о грустных событиях, трагедии, то исполняется она в замедленном ритме, протяжно.
При этом исполнитель передаёт все душевные переживания, что описаны в произведении: горечь, слёзы, тоску, уныние.
5. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна. »
6. Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Мой выбор обусловлен тем, что пословицы и поговорки являются отображением моральных взглядов народа, их повседневных наблюдений.
Всё это складывалось ещё до появления письма и передавалось с уст в уста.
А сейчас появилась возможность ещё и фиксировать народное достояние на письме, в литературе.
7. Почему так говорят: «Пословица недаром молвится», «Пословица всем делам помощница»?
Дело в том, что пословицы помогают нам во многих делах, подталкивают к правильному решению в той или иной ситуации, учат разбираться в людях и поступать по совести.
8. Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Была бы охота — будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал — навек лгуном встал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело — гуляй смело.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
9. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?
Видит Грека: в реке — рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека — цап!
«Г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение.
Благодаря подобным скороговоркам, речевой аппарат становится более подвижным, усовершенствованным.
Мы учимся говорить чётко, красиво и выразительно.
10. Как ты думаешь, что общего между устным народным творчеством и прикладным искусством (народными промыслами)? Рассмотри рисунки. Назови другие виды народного творчества.
Общее то, что их создаёт народ, нет одного известного автора.
А вдохновляет народ на такие творения окружающий мир, их быт и наблюдения за природой.
Все знания, мудрости, накопленные годами, люди передавали детям, затем внукам, правнукам.
Так они и дошли до наших времён.
И теперь мы имеем возможность увековечивать их с помощью письма и компьютерных технологий.
Другие виды: изготовление керамики, кружевоплетение, ковроткачество, резьба по дереву, вязание, вышивание, пошив одежды и обуви, изготовление орудий труда, изготовление игрушек, ковка, ювелирное искусство, архитектура.
11. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
Придумай свои загадки к этим отгадкам.
В огне не горит, в воде не тонет. — Лёд
Зимой лежал, весной побежал. — Снег
Одетый летом, зимой раздетый. — Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. — Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. — Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. — Дождь.
Пример своих загадок к отгадкам:
С морозом играет, под солнцем убегает. – Лёд
Падает пушистый, белый и игристый. – Снег
Зелёная стена на горизонте. – Лес
Было зёрнышко, стало солнышко. – Подсолнух
То зеленеют, то золотеют, то улетают в далёкую даль. – Листья
В окно стучит, но в дом не заходит. – Дождь
12. Какими качествами наделены главные герои прочитанных тобой сказок? Почему именно они одерживают в сказках победу над злом?
Герои сказок, что размещены в этом разделе обладают такими чертами, как храбрость, доброта, сила.
То есть все они были воплощением добра.
Именно благодаря таким качествам герои побеждали зло. Народ всегда прославлял позитивных героев и наказывал отрицательных.
Поэтому другого финала в сказках быть не могло.
13. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Сказка об Иванушке и Алёнушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был».
То есть у них начало одинаковое. Конец также схож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев либо свадьбе.
Ещё сказки часто начинаются со слов:
«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».
С тех сказок, что я читал, самый распространённые концы:
«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
14. Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло и все позитивные герои счастливы.
Наличие концовки – одно из основных моментов народных творений.
15. Определи, где зачины и концовки.
Зачины:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
Концовки:
«Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
16. Что могло бы произойти, если бы Иван-царевич сам пошёл похищать Елену Прекрасную?
Он бы потерпел поражение.
Ведь для того, чтоб его не схватили, нужна была скорость.
А ею обладал именно Серый Волк.
17. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Определение по опорным словам:
Сказка – это произведение фольклора, в котором изображаются чудесные, необычные события.
Раньше они передавались из уст в уста, а сейчас получили своё отражение и на письме.
18. Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Причина в том, что в них задействовано волшебство.
Это могут быть различные чудесные события, перевоплощения, наличие волшебных объектов.
19. Какие ты знаешь волшебные предметы?
Правильный ответ: волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.
Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
«Золушка или Хрустальная туфелька»:
Жила себе красивая, добрая и трудолюбивая девочка — Золушка.
Её отец женился на злой женщине, у которой уже было две дочери.
Мачеха не любила Золушку и заставляла её делать самую грязную работу.
Однажды принц устраивал бал.
Золушка тоже захотела его посетить.
И благодаря крёстной фее и её волшебной палочке, ей это удалось.
Крёстная превратила одежду Золушки в прекрасный наряд и наказала ей вернуться до полуночи.
На второй день бала девочка еле успела вовремя, но из-за спешки потеряла туфельку.
Принц, который влюбился в прекрасную незнакомку, взял туфельку и отправился на поиски.
Так он отыскал Золушку, и они сыграли свадьбу.
20. Рассмотри рисунок. Расскажи, что ты видишь. Обрати внимание на то, как одевались русские люди в старину.
Я вижу русский народ и их различные наряды.
Они значительно отличаются от современной одежды.
21. Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова. Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников. Составь рассказ об одном из них.
Иллюстрации к этому разделу очень красивые, впечатляющие.
Каждая из них особенна по-своему, поэтому не могу выделить одну.
Произведения Билибина и Васнецова хорошо отображают события сказок.
Хотя подача художников различается.
У Билибина более контрастные иллюстрации, все объекты на них чётко выделены, между собой не сливаются, хорошо прослеживается динамика.
У Васнецова более реалистичные иллюстрации, цвета приглушённые, неяркие.
Пример рассказа об Иване Яковлевиче Билибине для 3 класса:
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) — русский художник, график.
Он создал много произведений к русским сказкам и былинам.
Обучался Билибин в студии живописи, которая находилась в Мюнхене.
Затем посещал школу-мастерскую княгини.
Большое влияние на творчество художника произвело одно из творческих заданий.
Ему предстояло изучить различные памятники.
Впечатления от них Билибин и начал отображать на полотнах.
Во время большевистской революции Иван Яковлевич отметился в агитпропагандистской деятельности.
Стиль художника отличается некой броскостью, своеобразной узорчатой манерой.
Больше всего мне понравилась иллюстрация «Красный всадник» к сказке «Василиса Прекрасная».
На ней изображён всадник на коне в лесу.
Художник использует яркие, контрастные элементы, что выгодно выделяются на фоне объектов тёмных оттенков.
Например, всадник и его конь изображены в красно-оранжевых цветах.
Поэтому взгляд сразу падает на них.
Ещё достаточно заметны цветы на траве, ведь их розово-бордовый цвет ярко выделяется на фоне зелёного.
Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить
В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.
На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.
В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.
Гжель
Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода
Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.
Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.
Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р
Хохлома
Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»
Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.
Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.
Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.
Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р
Городецкая роспись
Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»
Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.
Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.
Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.
Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р
Как победить выгорание
Федоскинская миниатюра
Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи
Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.
Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.
На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.
Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р
Жостовская роспись
Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики
Устное народное творчество
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.
К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.
Особенности русского фольклора
На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.
Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.
Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.
В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.
Жанры устного народного творчества
Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.
С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.
Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.
Произведения устного народного творчества
Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.
Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.
Камень на развилке дорог
Устное народное творчество России
Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.
Песни
В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.
Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.
Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.
В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.
Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.
Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.
Былины
Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.
Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.
В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.
Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.
Сказки
Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.
Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.
Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.
Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.
Легенды
В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.
Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.
Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.
Загадки
Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.
На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.
На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.
Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.
Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.
Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.
Колыбельные песни
В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».
С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.
Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.
Прибаутки
Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».
Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.
Игровые приговоры и припевы
С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.
Виды устного народного творчества
Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.