Что общего между восприятием и мышлением

2. Различие между восприятием и мышлением

Восприятие и мышление представляют собой различные ступени познания. Именно на этом основывается самое существенное различие между ними. Поэтому представляется необходимым несколько подробнее остановиться на этом вопросе.

Восприятие подразумевает воздействие актуальных раздражителей, то есть воспринять можно лишь то, что непосредственно воздействует на субъект. Однако этот последний в качестве субъекта восприятия всегда строго ограничен как условиями времени, так и пространства. Восприятие непременно протекает когда-то, то есть в определенном временном интервале, и где-то, то есть в определенной точке пространства. Поэтому оно дает отражение только лишь узкого, ограниченного отрезка объективной реальности, отражение того, что непосредственно воздействует на субъекта на определенном отрезке времени и пространства. Восприятие представляет собой непосредственное отражение действительности, затрагивая лишь те предметы и явления, те качества и соотношения, которые воздействуют на нас в каждом конкретном случае, а потому имеющие случайный и частный характер.

Разумеется, объективная действительность далеко не исчерпывается только этим, представляя собой необозримый мир предметов и явлений, связанных в одну целостную систему. Восприятие дает лишь то, что находится перед нашим взором, но то, что находится за пределами видимого мира, для него недосягаемо. Восприятие лишь показывает нам то, что непосредственно действует на нас в определенный момент и в определенном месте, ограничиваясь этим. На большее оно не способно. Аналогичное можно сказать о представлении, которое также не может выйти за пределы того, что было когда-то получено путем восприятия. Представление лишь собирает то, что было дано в восприятии, причем собирает, к сожалению, плохо, поскольку оно является гораздо менее отчетливым, ясным и точным, нежели восприятие.

Таким образом, восприятие дает непосредственное отражение объективной действительности, позволяя учитывать лишь то, что дано нам непосредственно перед; этим его возможности ограничиваются.

Однако подобное отражение неудовлетворительно не только в силу того, что оно всегда касается лишь узко ограниченной части действительности, но главным образом потому, что оно не дает истинного отражения даже этой ограниченной части. Восприятие не может нам сказать даже того, чем является то, что мы воспринимаем; оно дает лишь его образ, картину. Что касается истинной сущности воспринимаемого, то для чистого восприятия она остается совершенно недосягаемой.

Какую ценность может иметь отражение действительности путем восприятия? Может ли живое существо удовлетвориться отражением действительности, данным через восприятие? Возможно ли жить, целесообразно взаимодействовать со средой, если она дана только путем восприятия?

Разумеется, на эти вопросы можно ответить положительно. Безусловно, что животные в процессе взаимодействия с внешней средой обычно довольствуются восприятием. Когда мы имеем дело с поведением чисто рефлекторного характера, то очевидно, что для его нормального протекания восприятия вполне достаточно — рефлекс связан с определенными стимулами, а потому для проявления соответствующего рефлекса нужно лишь восприятие стимула.

Аналогичное можно сказать как о так называемом инстинктивном, так и о любого рода импульсивном поведении. Известно, что при данных формах поведения между движениями живого существа и воздействующими извне стимулами либо существует наследственно закрепленная связь, как это имеет место при инстинктивном поведении, либо связь, возникающая на основе импульса, вытекающего из самого стимула, как это бывает при импульсивном поведении. Какое отражение объективной реальности является достаточным при таком типе поведения? Ответ очевиден: непосредственное отражение через восприятие, поскольку и инстинктивное, и импульсивное поведение связаны с конкретными, наглядными стимулами. Что нужно, например, для того, чтобы голодный грудной ребенок начал сосать грудь? Для этого достаточно, чтобы он губами прикоснулся к груди. Что нужно для того, чтобы человек утолил жажду? И здесь только одно — восприятие сосуда с водой в соответствующих условиях.

Одним словом, очевидно, что во всех тех случаях, когда между поведением и стимулом существует непосредственная связь, как это происходит в случае рефлекса, инстинкта и импульсивного поведения, для начала поведения достаточно только восприятия.

Однако допустим, что между внешней средой и нашим поведением такой прямой связи нет; допустим, что на нас извне действует такой стимул, что мы не знаем, каким движением на него следует ответить, то есть мы оказались в ситуации, в которой не знаем, что нужно предпринять. Несомненно, что здесь решающее значение в первую очередь имеет понимание стимула. Для того, чтобы целесообразно ответить на стимул, нам, прежде всего, нужно понять, что он собой представляет. Поэтому в таком случае у нас в ответ на воспринятый стимул возникает не мгновенная реакция, а некое чувство удивления: что это такое? Мы как бы задаем себе этот вопрос, и наше внимание направляется на воспринятый стимул. Таким образом, восприятие стимула вызывает не ответное действие, а превращается в предмет удивления. Удивление возникает вследствие новизны действующего стимула, и понятно, что психика, движимая познавательной целью, останавливается на нем. Это означает, что в этом случае данные, полученные при восприятии стимула, оказались недостаточными и поэтому возникла необходимость повторного отражения этого стимула, но, конечно, не путем повторного восприятия, ведь мы почувствовали удивление отнюдь не потому, что не сумели ясно воспринять стимул. Нет, наоборот, удивление было вызвано как раз точным восприятием стимула, поскольку оно указывало на незнакомый предмет.

Следовательно, удивление требует не повторного восприятия, а отражения иным путем. Оно требует ответа на свой вопрос: что это такое? Для ответа на подобный вопрос необходимо сопоставить незнакомый стимул с уже знакомыми, учесть существующие между ними соотношения, взаимосвязи и таким путем найти его место в ряду других, ранее воспринятых предметов и явлений объективной действительности. Подобный процесс познания, разумеется, не есть восприятие. Это — особый познавательный процесс, тот самый, который называется мышлением.

Таким образом, самый главный признак, отличающий мышление от восприятия, заключается в том, что в случае мышления процесс познания уже подразумевает факт восприятия. Прежде, чем начать мыслить, необходимо воспринять какую-то часть действительности. Мышление всегда связано с тем, что так или иначе было предметом нашего восприятия, ведь невозможно размышлять о том, что мы не видели, никогда не воспринимали. Материалом мышления всегда служит воспринятая действительность.

Следовательно, в познавательном процессе действительность отражается дважды: вначале непосредственно — в виде образа, возникающего в процессе восприятия, а затем, основываясь на данном образе, — посредством объективации восприятия, то есть косвенно и опосредованно. Поэтому, если восприятие дает непосредственное отражение действительности, то мышление является ее опосредованным отражением.

Теперь же, рассматривая с этой точки зрения различие между мышлением и восприятием, становится понятно, что имеют в виду, говоря о них, как о разных ступенях познания. И в самом деле, как видим, восприятие представляет собой первую ступень познавательного процесса, а мышление, поскольку оно строится на базе восприятия, можно считать второй ступенью познавательного процесса.

Таким образом, мы убеждаемся, что восприятие дает непосредственное отражение действительности. Оно показывает нам не только предметы и явления, но и их некоторые качества и определенные соотношения между ними. Однако восприятие дает только внешний образ действительности, ее картину. Поэтому оно является достаточным только для таких случаев поведения организма, где исходящий из окружающей среды тот или иной стимул играет лишь роль сигнала для соответствующей реакции, то есть в случаях рефлекса, инстинкта и, наверное, импульсивного поведения. Но там, где стимул незнаком, вместо реакции возникает чувство удивления и наряду с ним — объективация восприятия. Начинается психическая переработка воспринятого, новый познавательный процесс, именуемый мышлением.

Стало быть, для мышления в первую очередь характерно то, что оно, движимое импульсом удивления, начинает объективировать воспринятое, достигая своей цели — отражения существенных характеристик действительности — на основе переработки воспринятого материала. Таким образом, если восприятие как непосредственное отражение действительности является первичным познавательным процессом, то главной характеристикой мышления следует считать то, что оно представляет собой вторичный познавательный процесс.

Источник

Восприятие и мышление.

Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.

Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.

Воображение и мышление.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее. Что общего и к чему сводятся различия между воображением и мышлением?

Общее заключается в следующем:

воображение и мышление возникают в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение;

воображение и мышление мотивируются потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены.

Различия заключаются в следующем:

опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах воображения, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать мир;

в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется неопределенностью проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. В проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов и представлений и организованная система понятий. В основе воображения лежит возможность выбора образа. В основе мышления — возможность новой комбинации понятий. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны — например, выбор способа действия осуществляется путем логических рассуждений, с которыми органически слиты яркие представления о том, как будет осуществляться действие. Рассматривая сходство и различие воображения и мышления, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью:

а) если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления;

б) если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действует механизм воображения

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.

Источник

Мышление и восприятие. Является ли восприятие интеллектуальной деятельностью? Возможно ли визуальное мышление? В чём разница между мышлением и восприятием?

Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением

Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением

Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением

Мышление — процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. Мышление предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование и дополнение.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания, в нем на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.

Итог восприятие – образ. Итог мышления – мысль, идея, понятие.

Мышление делится на: теоретическое (понятийное, образное) и практическое (наглядно-образное, наглядно-действенное). Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М.Теплова, состоит лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач. тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей»

Восприятие — чувственное познание, субъективно представляющееся непосредственным, предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). Для восприятия характерно специфическое переживание прямого контакта с реальным миром (чувство реальности воспринимаемого).

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает. Т. о., восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Одна из основных его черт – осмысленность.

Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие – значит выявить предметное значение его сенсорных данных. В процессе осмысливания чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Таким образом, мышление включается в само восприятие, подготовляя вместе с тем изнутри переход от восприятия к представлению и от него к мышлению. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого восприятия.

Исторически восприятие отличалось от ощущения, которое характеризует не целостный предмет, а лишь отдельные качества, свойства, а также от мышления как сознательного размышления, анализа, как интерпретации, поскольку мышление выступает как опосредованная деятельность, а его результаты (абстракции, понятия, идеализации, теоретические объекты, идеи, теории и т.д.) могут и не восприниматься.

Является ли восприятие интеллектуальной деятельностью?

Хотя традиционно В. относят к числу познавательных процессов, в его порождение включаются состояния (установки, эмоции, внимание, волевой компонент), психические образования (перцептивный опыт, умения, навыки) и свойства личности (перцептивные способности, черты характера, направленность). В. тесно связывают с представлениями, мышлением и речью. Совокупность внутренних условий В. образует апперцептивный комплекс.

Согласно традициям психологии сознания, В. рассматривается как квазиинтеллектуальный процесс построения чувственной картины действительности. Он опирается на основания двоякого рода: на «сенсорное» (констелляции ощущений,которые вызываются раздражением органов чувств) и «интеллектуальное» (формы организации чувственности, предметные значения, предварительное знание о мире).

Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением

Восприятие, будучи знанием, не может вместе с тем рассматриваться в качестве просто «низшей ступени познания», как об говорилось во многих учебниках по философии, изданных в советский период. Конечно, мышление, выходящее за рамки восприятия, может иметь дело с таким содержанием, которое непосредственно не воспринимается (хотя, как следует из вышеизложенного, восприятие тоже является видом мыслительной деятельности). Вместе с тем в восприятии сознанию презентировано такое содержание, которое отсутствует в том мышлении, которое не включено в состав восприятия. Восприятие обеспечивает наиболее прямой контакт с окружающим реальным миром и возможность его непосредственного обследования.

//В общем, нигде этот вопрос отдельно не рассматривается, но везде пишется, что интеллект как (у которого тоже нет точного одного определения) включает в себя восприятие. Вот его определения: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способность; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Таким образом, скорее всего, да, является. //

Источник

Интеграция психических процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психические процессы — это группа психических явлений, которые объединяется по своим функциям в структуре психики личности. Выделение психических процессов является условным. На самом деле все психические процессы взаимосвязаны и не могут существовать и функционировать друг без друга. Все психические процессы принимают участие в одном большом самом главном процессе, который называется человеческая психика. Ученые все еще делят психику на психические процессы чисто в педагогических целях, для удобства восприятия, хотя в науке уже давно господствуют интегральные подходы к изучению психики.

Все психические процессы подразделяются на:

Взаимодействие восприятия и памяти

Процесс восприятия человеком окружающего мира не является бесследным. Образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Если человек осознанного воспринимает какие-то предметы, которые он видел ранее, то этот процесс построен на узнавании. В этом процессе большая роль принадлежит памяти.

Если по каким-то причинам человек перестает запоминать или забывает полученную в течении жизни необходимую информацию, то происходит и нарушение в восприятии мира, нарушается сознательная жизнедеятельность человека, по сути жизнь рушится.

Восприятие неразрывно связано с опытом человека. Опыт возникает в нашем сознании из воспоминаний.

Взаимодействие восприятия, речи и мышления

Процесс декодирования речевого кода возможен при соблюдении трех условий:

Готовые работы на аналогичную тему

На основе понимания каждой смысловой единицы человек делает умозаключение о смысле, затем о связях между единицами смысла, затем происходит формулирование смысла, то есть обобщение результата проделанной мыслительной работы. В конце слушающий имеет общий смысл услышанного им сообщения.

Эти процессы можно иначе описать системой уровней. Всего выделяют шесть основных уровней.

Взаимодействие мышления и воображения

Воображение имеет ряд характеристик:

В воображении очень часто появляются некие теоретические представления, мысли. Например, писатель, который пишет сове произведение или художник, который рисует картину с помощью образов хочет передать свою мысль.

Ученые неоднократно упоминали о том, что развитие воображение имеет место только при хорошо развитом интеллекте.

Мышление и воображение стоят на одной ступени и являются высшими мыслительными процессами.

Воображение и мышление взаимодействую, в результате чего воображение может брать на себя функцию мышления, тем самым человек может совершать процесс понимания и познания.

Существует три основные связи между мышлением и воображением:

Взаимодействие внимания и памяти

Без таких важных психологических процессов как память и внимание практически не возможна нормальная человеческая жизнь. Эти процессы помогают получать информацию из окружающего мира и сохранять ее в течении длительного времени.

На память опирается вся психическая деятельность человека. Память помогает нам оживить в сознании прошлый опыт, знания, явления, образы. Самое динамичное развитие памяти происходит в школьном возрасте.

Проблема взаимодействия памяти и внимания одна из самых актуальных в современной психологии. Насколько хорошо человек запоминает информацию, зависит от того насколько он внимателен. Внимание позволяет человеку успешно выполнять свою работу, контролировать внешние условия.

Следует отметить что при снижении одной из этих функций вторая также начинает страдать.

Взаимодействие памяти и речи

Речь и память тесно связаны между собой. Если память и речь функционируют должным образом, человек может делится опытом и воспроизводить накопленные знания и навыки. Речь является мыслительным процессом, высшая мыслительная функция, которая обеспечивает общение людей между собой. Память в свою очередь накапливает, хранит, а затем воспроизводит полученную ранее информацию. Следует отметить тот факт, что именно речь и наряду с ней память активно развиваются в дошкольном возрасте.

Следует отметить что в большей степени речь связана с логической памятью. Запомнить легче то что было выражено в языковой форме.

Речь помогает сенсорной памяти, которая чаще всего не долговременна.

Когда человек воспринимает или порождает речь он обращается к своей памяти. Не имея памяти человек бы не мог общаться, так как не помнил бы значения слов.

Взаимодействие воображения и восприятия

Так как и процесс восприятия и процесс воображения начинают свою работу в мозге, то может произойти ситуация когда одно перейдет в другое. Восприятие дает целостность объекта, разрываются смысловые характеристики объекта. В процессе восприятия образы могут усложняться. Воображение проявляет себя тогда, когда сознание начинает достраивать образы самостоятельно не зависимо от внешних факторов. Человек, не видя полной картины может достраивать отсутствующие ее части. Эта способность свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Человек сознательно продуцирует недостающие образы. Воображение развивается в сознании человека. А это значит, что человек переносит свои установки, мотивы и желания на недостающие элементы.

Источник

Взаимосвязь мышления и восприятия

Восприятие – процесс психического отражения явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств. Физиологические основы, классификация и механизм восприятия. Мышление как высшая форма творческой деятельности человека. Фазы мыслительного процесса.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления30.10.2012
Размер файла35,5 K

Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть фото Что общего между восприятием и мышлением. Смотреть картинку Что общего между восприятием и мышлением. Картинка про Что общего между восприятием и мышлением. Фото Что общего между восприятием и мышлением

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а, следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д.

Цель работы: рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия. Для достижения поставленной цели мной выдвинуты следующие задачи:

1. Дать общую характеристику процессу восприятии, изучить виды и свойства восприятии.

2. Изучить механизм процесса восприятия.

3. Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

Глоссарий основных понятий:

1.1 Физиологические основы восприятия

В основе восприятия лежит более сложная, чем при ощущении, аналитико-синтетическая работа центральных отделов анализаторов и их комплексное взаимодействие. В случае действия сложного, но одномодального раздражителя нервные связи возникают в пределах одного анализатора. Примером такого раздражителя может служить мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков. Нервные связи при этом возникают не только на сами отдельные звуки, но и на их соотношения. Песня или ария воспринимается как знакомые не зависимо от вокальных особенностей исполнителя, если верно сохранены гармонические отношения между звуками. При действии многомодального раздражителя временные нервные связи образуются между различными анализаторами. Например, образ котлеты формируется через взаимодействие вкусовых, зрительных, обонятельных и кинестетических анализаторов. И.М. Сеченов писал: «У человека к таким ассоциациям ощущений очень часто присоединяется и слуховой образ слова, которым обозначается данный предмет».

Особое значение при восприятии имеют двигательные ощущения (кинестезии). Они сопутствуют практически всем видам восприятия. С их помощью производится выделение наблюдаемого объекта из окружающей среды. Так, зрительное восприятие всегда сопровождается макро- и микродвижениями глаз. Многочисленные исследования показали, что если бы глаза были абсолютно неподвижны, то мир воспринимался бы как некое расплывчатое световое пятно, а не многообразная совокупность предметов. Слуховое и обонятельное восприятия сопровождаются локализацией раздражителя путем наивыгоднейшего поворота соответствующего анализатора к источнику звука или запаха. Осязание определяется слаженностью работы тактильных, температурных и двигательных (а иногда и болевых) анализаторов, формирование вкусового образа немыслимо без движений языка. Как отмечал И.М. Сеченов, в процессе приобретения опыта сенсорный и двигательный аппараты соединяется в единую воспринимающую систему.

1.2 Классификация восприятий

Как и ощущения, восприятия можно сгруппировать по модальностям. Хотя в отличие от ощущений перцептивные образы обычно полимодальны, комплексны, все-таки ведущую модальность или ведущий анализатор, определить возможно. Поэтому традиционно выделяют следующие виды восприятия:

Естественно по этим же модальностям различаются и перцептивные образы.

По уровню психической активации различают два уровня восприятия:

По скорости процесса формирования перцептивного образа и емкости единиц восприятия различают две формы восприятия:

— сукцессивное (развернутое, последовательное);

— симультанное (свернутое, одномоментное).

По положению объекта восприятия, а следовательно, по направленности различают два рода восприятия:

В основе еще одной классификации восприятий лежит различие в условиях существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют три типа восприятия: пространство, время, движение.

Суть первой классификации аналогична существу классификации ощущений по критерию «модальность» и отражает качественный (информационный) аспект восприятий. Однако, как показано чуть выше, построить классификацию восприятий по аналогии с классификацией ощущений по критерию модальности довольно непросто, поскольку эти процессы друг от друга по уровню своей организации.

Третья классификация отражает преимущественно временной аспект перцептивного процесса. Сукцессивное восприятие происходит при наблюдении: 1) незнакомых; 2) сложных или 3) очень больших объектов. Построение образа идет через последовательное ознакомление с частями и деталями предмета и их постепенным суммированием, объединением в целое. Время формирования образа может измеряться от долей секунды до десятков секунд и минут.

Примеры сложных объектов: технические чертежи, схемы, многофигурные картины и тому подобное. Для создания общего представления о них необходимо рассмотреть все детали, соотнести их друг с другом, наконец, понять смысл изображенного на чертеже или картине. Только после этого мы получим полный образ воспринимаемого объекта.

Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.

2. Механизм восприятия

Механизмы восприятия предполагают сложную работу головного мозга по созданию целостного образа. Они зависят от различных взаимодействий между различными ощущениями, но не сводится к их сумме.

В отличие от ощущений, где индивид приобретает знания об отдельных качествах, свойствах предмета (форма, цвет, вес), восприятие дает единую картину объектов, явлений.

Например, стол, стул мы воспринимаем как целостный предмет, а не как сумма отдельных свойств (гладкость, твердость).

В воспринимаемом объекте психологические механизмы восприятия выделяют то его свойство, которое показывает наибольшую биологическую значимость для организма. От природы этого свойства зависит, информация какого анализатора окажется приоритетной.

На основе этого выделяют зрительное, осязательное, слуховое, вкусовое и обонятельное восприятие.

К закономерностям восприятия следует отнести его субъективность. Дело в том, что различные люди одну и туже информацию воспринимаю по-разному. Происходит это по ряду причин: обладание разными психологическими наклонностями, способностями, интересами, влияние прошлого опыта и т.п.

В психологические механизмы восприятия входят также узнавание образа, его сопоставление с нашей памятью, осмысление и понимание. Все это берется из нашего прошлого опыта.

В четком и осознанном восприятии всего, что нас окружает, принимают непосредственное участие мышление и память.

Термин «мышление» знаком каждому из нас. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: «многие жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Мышление включает различные процессы:

* анализ (мысленное разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон); и синтез (мысленное соединение частей). Эти процессы возникли из практических действий, реального разложения предметов на части и их соединения. Несмотря на их противоположность, анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Хотя эти мыслительные процессы присущи всем и большинство людей относятся к аналитико-синтетическому типу, некоторые из них проявляют склонность к дроблению или соединению, являясь яркими представителями крайних типов. Это необходимо учитывать при проведении допроса, когда допрашиваемому задаются уточняющие или обобщающие вопросы.

* обобщение (мысленное выделение общего в предметах или явлениях и объединения их на этой основе). Предпосылкой обобщения является сравнение, только путем него можно установить общее.

* классификация (мысленное разделение предметов или явлений по группам в зависимости от их сходства и различия).

* абстрагирование (мысленное отвлечение от каких либо свойств предметов или явлений).

3.1 Фазы мыслительного процесса

В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различить несколько основных этапов или фаз.

Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начинаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.

По мере протекания мыслительной деятельности, строение мыслительных процессов и их динамика изменяются.

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи.

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней.

В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем выполняет обобщающую функцию. В силу того что образ в художественном мышлении выполняет обобщающую функцию, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Образное мышление является, таким образом, специфическим видом мышления.

Протекание мыслительного процесса в действенной ситуации, непосредственная связь ее с практическим действием накладывают на нее специфический отпечаток. В тех случаях, когда действие не входит в течение самой мыслительной операции, все решение задачи должно быть целиком продумано субъектом, все звенья его от начала и до конца должны быть проверены и учтены мысленно.

Специфические особенности различных видов мышления обусловлены у разных людей прежде всего специфичностью задач, которые им приходится разрешать, они связаны так же с индивидуальными особенностями, которые у них складываются в зависимости от характера их деятельности.

4. Влияние мышления на восприятие

восприятие мышление психический физиологический

Восприятие и мышление представляют собой различные ступени познания. Именно на этом основывается самое существенное различие между ними. Поэтому представляется необходимым несколько подробнее остановиться на этом вопросе.

Восприятие подразумевает воздействие актуальных раздражителей, то есть воспринять можно лишь то, что непосредственно воздействует на субъект. Однако этот последний в качестве субъекта восприятия всегда строго ограничен как условиями времени, так и пространства. Восприятие непременно протекает когда-то, то есть в определенном временном интервале, и где-то, то есть в определенной точке пространства. Поэтому оно дает отражение только лишь узкого, ограниченного отрезка объективной реальности, отражение того, что непосредственно воздействует на субъекта на определенном отрезке времени и пространства. Восприятие представляет собой непосредственное отражение действительности, затрагивая лишь те предметы и явления, те качества и соотношения, которые воздействуют на нас в каждом конкретном случае, а потому имеющие случайный и частный характер.

Разумеется, объективная действительность далеко не исчерпывается только этим, представляя собой необозримый мир предметов и явлений, связанных в одну целостную систему. Восприятие дает лишь то, что находится перед нашим взором, но то, что находится за пределами видимого мира, для него недосягаемо. Восприятие лишь показывает нам то, что непосредственно действует на нас в определенный момент и в определенном месте, ограничиваясь этим. На большее оно не способно. Аналогичное можно сказать о представлении, которое также не может выйти за пределы того, что было когда-то получено путем восприятия. Представление лишь собирает то, что было дано в восприятии, причем собирает, к сожалению, плохо, поскольку оно является гораздо менее отчетливым, ясным и точным, нежели восприятие.

Таким образом, восприятие дает непосредственное отражение объективной действительности, позволяя учитывать лишь то, что дано нам непосредственно перед; этим его возможности ограничиваются.

Однако подобное отражение неудовлетворительно не только в силу того, что оно всегда касается лишь узко ограниченной части действительности, но главным образом потому, что оно не дает истинного отражения даже этой ограниченной части. Восприятие не может нам сказать даже того, чем является то, что мы воспринимаем; оно дает лишь его образ, картину. Что касается истинной сущности воспринимаемого, то для чистого восприятия она остается совершенно недосягаемой.

Какую ценность может иметь отражение действительности путем восприятия? Может ли живое существо удовлетвориться отражением действительности, данным через восприятие? Возможно ли жить, целесообразно взаимодействовать со средой, если она дана только путем восприятия?

Аналогичное можно сказать как о так называемом инстинктивном, так и о любого рода импульсивном поведении. Известно, что при данных формах поведения между движениями живого существа и воздействующими извне стимулами либо существует наследственно закрепленная связь, как это имеет место при инстинктивном поведении, либо связь, возникающая на основе импульса, вытекающего из самого стимула, как это бывает при импульсивном поведении.

Одним словом, очевидно, что во всех тех случаях, когда между поведением и стимулом существует непосредственная связь, как это происходит в случае рефлекса, инстинкта и импульсивного поведения, для начала поведения достаточно только восприятия.

Однако допустим, что между внешней средой и нашим поведением такой прямой связи нет; допустим, что на нас извне действует такой стимул, что мы не знаем, каким движением на него следует ответить, то есть мы оказались в ситуации, в которой не знаем, что нужно предпринять. Несомненно, что здесь решающее значение в первую очередь имеет понимание стимула. Для того, чтобы целесообразно ответить на стимул, нам, прежде всего, нужно понять, что он собой представляет. Поэтому в таком случае у нас в ответ на воспринятый стимул возникает не мгновенная реакция, а некое чувство удивления: что это такое? Мы как бы задаем себе этот вопрос, и наше внимание направляется на воспринятый стимул. Таким образом, восприятие стимула вызывает не ответное действие, а превращается в предмет удивления. Удивление возникает вследствие новизны действующего стимула, и понятно, что психика, движимая познавательной целью, останавливается на нем. Это означает, что в этом случае данные, полученные при восприятии стимула, оказались недостаточными и поэтому возникла необходимость повторного отражения этого стимула, но, конечно, не путем повторного восприятия, ведь мы почувствовали удивление отнюдь не потому, что не сумели ясно воспринять стимул. Нет, наоборот, удивление было вызвано как раз точным восприятием стимула, поскольку оно указывало на незнакомый предмет.

Таким образом, самый главный признак, отличающий мышление от восприятия, заключается в том, что в случае мышления процесс познания уже подразумевает факт восприятия. Прежде, чем начать мыслить, необходимо воспринять какую-то часть действительности. Мышление всегда связано с тем, что так или иначе было предметом нашего восприятия, ведь невозможно размышлять о том, что мы не видели, никогда не воспринимали. Материалом мышления всегда служит воспринятая действительность.

Теперь же, рассматривая с этой точки зрения различие между мышлением и восприятием, становится понятно, что имеют в виду, говоря о них, как о разных ступенях познания. И в самом деле, как видим, восприятие представляет собой первую ступень познавательного процесса, а мышление, поскольку оно строится на базе восприятия, можно считать второй ступенью познавательного процесса.

Психология изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания, отличия мышления от восприятия.

Восприятие отражает окружающий мир в образах, предметы мира предстают в восприятии со стороны своих внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи и явления, их свойства даны в своих единичных проявлениях, которые «соединены, но не связаны».

Возникающие в процессе воображения образы могут создаваться различными способами.

1. Количественное изменение образа реального предмета в сторону увеличения или уменьшения: изменение может относиться к величине предмета (гиганты, гномы), размеру одной части, а также к количеству частей (циклопы, многорукие существа)

6. Перенос признаков с одних предметов на другие, которые ими не обладают.

Особенно велико значение воображения в деятельности следователя, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить правильные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий.

Ощущение, восприятие, представление и мышление представляют собой познавательные процессы. Следовательно, каждый из них служит отражению действительности, и в этом плане между ними существенной разницы нет. Различие состоит лишь в том, какую сторону действительности отражает каждый из них. Обычно отмечается, что ощущение и восприятие дают непосредственное отражение предметов, явлений и их качеств; представление служит этой цели, но только применительно не к актуальным, а действующим в прошлом объектам. Следовательно, подразумевается, что все эти три функции по своему содержанию в сущности служат по сути одному и тому же делу, создавая возможность непосредственного отражения предметов, явлений и их качеств.

Однако действительность отнюдь не исчерпывается только предметами и явлениями. Она содержит также многообразные связи, отношения и соотношения, существующие между этими предметами и явлениями. Поэтому несомненно, что без отражения этих последних говорить о правильном и полном познании действительности невозможно. Именно эту задачу, то есть отражение соотношений, и возлагают обычно на мышление. Соответственно, определение данного понятия выглядит следующим образом: мышление является отражением объективного мира в его связях и отношениях, а восприятие представляет собой отражение предметов и процессов.

Мое исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *