Что общего между законом убывающей предельной полезности и законом спроса
Предельная полезность и закон убывающей предельной полезности. Примеры
Что такое общая и предельная полезность
Зачем нужна теория предельной полезности
Теория предельной полезности возникла в XIX веке как альтернатива трудовой теории стоимости. Трудовая теория объясняет ценность товара вложенным в его создание трудом. Теория предельной полезности предлагает иной взгляд: покупателю не важно, сколько сил в него вложено. Покупателю важно, какую пользу получит от товара он сам. Это субъективная оценка, но именно на ее основе принимается решение о покупке.
Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Это и есть главный вопрос экономики как науки.
Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса на уровне микроэкономики.
Закон убывающей предельной полезности
Закон убывающей предельной полезности гласит, что с ростом потребления блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но скорость роста замедляется. То есть каждая новая единица блага приносит меньше удовлетворения, чем предыдущая.
Из закона убывающей предельной полезности следует, что продавцу придется снижать цену, чтобы убедить покупателя приобрести больше конкретного продукта. Именно поэтому в магазинах проводят акции «три по цене двух», а стиральный порошок в большой упаковке оказывается дешевле, чем такое же количество порошка в маленьких пачках.
В каких случаях закон убывающей предельной полезности не работает
Закон убывающей предельной полезности нельзя использовать с неоднородными единицами. Например, сравнивать предельную полезность большого и маленького яблока, вкусной и невкусной котлеты.
Закон убывающей предельной полезности и закон спроса
ТЕМА 9: Теория поведения потребителя
Эффект дохода и эффект замещения и объяснение закона спроса
Напомним, закон спроса гласит, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены блага ведет к возрастанию величины спроса на него. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к уменьшению величины спроса. Одно из объяснений закона спроса основывается на здравом смысле потребителя. При совершении покупки цена блага оказывается своеобразным препятствием, затрудняющим реализацию сделки. Причем, чем выше эта цена, тем серьезнее препятствие и меньше вероятность приобретения блага. И наоборот. Нисходящую форму кривой спроса также можно объяснить, используя эффекты дохода и замещения или концепцию полезности.
Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ – это совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Следовательно, при неизменном номинальном доходе потребителя данное благо оказывается относительно дешевле (или дороже) всех прочих благ. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены – большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.
К появлению эффектов дохода и замещения приводит любое изменение цены, т.к. оно меняет объем доступных благ и их относительные цены. Названные эффекты являются реакцией потребителя на изменение относительных цен и реального дохода. Эффект замещения – это изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменений реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.
Закон убывающей предельной полезности и закон спроса
TU MU
TU MU
А Q 0 б Q
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом: TU=MU1+MU2+···+MUn, где TU – совокупная полезность, MU – предельная полезность. Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага: , где TU1 и TU2 – первоначальная и новая величина совокупной полезности, Q1 и Q2 – первоначальное и новое количество блага.
Приведенный выше закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса и объясняет, почему кривая спроса является нисходящей. Чем большим запасом блага обладает потребитель, тем меньшую ценность для него имеет каждая следующая дополнительная его единица. Если каждая последующая единица блага обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то потребитель станет покупать дополнительные единицы блага лишь при условии падения их цены.
В теории полезности существуют два ее направления: кардиналистское и ординалистское. В рамках первого подхода предполагается возможным измерение полезности в каких-либо условно-субъективных единицах, в рамках второго – возможность ее ранжирования. Исторически и методологически Кардиналистская теория потребительского поведения предшествовала ординалистской.
Что общего между законом убывающей предельной полезности и законом спроса
Закон убывающей предельной полезности: понятие и наглядный пример
Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере того, как мы потребляем все больше и больше товара, вклад каждой дополнительной единицы в нашу общую полезность меньше, чем вклад единицы, потребленной до этого.
Полезность — это центральное понятие в экономике, которое относится к удовлетворению или ценности, которую мы получаем от потребления продукта. Это абстрактная количественная оценка выгод.
Предельная полезность — это увеличение общей полезности в результате потребления каждой дополнительной единицы.
Предельная полезность n-ой единицы (MUn) равна общей полезности, полученной от потребления n единиц (Un), за вычетом общей полезности, полученной от потребления n-1 единиц (Un-1), как показано ниже:
Закон убывающей предельной полезности предполагает, что по мере того, как n становится больше, MU будет становиться меньше, и эта закономерность имеет интуитивный смысл.
Если вы изучили четыре предмета в текущем семестре, вы будете распределять свое время и усилия по разным предметам в зависимости от того, насколько интересным вы находите каждый предмет, сколько баллов он несет на вашем выпускном экзамене и так далее.
Делая одиннадцатичасовую ревизию, рациональный студент распределял бы свое драгоценное время между предметами в порядке убывания потенциального улучшения оценки по предмету за час обучения. Было бы неразумно тратить все время на практику только одного предмета.
Все это согласуется с законом убывающей предельной полезности, то есть улучшение знания (то есть полезности) уменьшается по мере того, как все больше и больше времени отводится одному предмету.
Пример
Ваня — умный и методичный ученик. Он провел опрос своих одноклассников, спрашивая их, сколько дней в последний месяц их каникул по подготовке к экзаменам они выделили на экономику, их оценки и насколько хорошо они себя чувствовали во время учебы.
Он определил полезность путем взвешивания баллов на экзамене и рейтинга внутренней удовлетворенности и заполнил следующую таблицу:
Дни | Полезность | Предельная полезность |
1 | 20,00 | 20,00 |
2 | 31,00 | 11,00 |
3 | 41,00 | 10,00 |
4 | 50,00 | 9,00 |
5 | 58,00 | 8,00 |
6 | 65,00 | 7,00 |
7 | 71,00 | 6,00 |
8 | 76,00 | 5,00 |
9 | 80,00 | 4,00 |
10 | 83,00 | 3,00 |
11 | 85,00 | 2,00 |
12 | 86,00 | 1,00 |
13 | 86,50 | 0,50 |
14 | 86,75 | 0,25 |
15 | 86,75 | 0,00 |
Данные из таблицы показывают, что первый день, проведенный за учебой, является наиболее полезным, а каждый дополнительный день — менее. Данные строятся следующим образом:
Оранжевая линия — это кривая общей полезности, то есть она отображает общую полезность, соответствующую общему времени. Она растет, но скорость ее изменения падает, пока кривая не выравнивается. Сглаживание кривой соответствует уменьшению предельной полезности.
То же самое можно проиллюстрировать серой кривой, которая показывает предельную полезность.
Теория потребительского поведения
Теория потребительского поведения
Поведение потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес в теории экономического развития.
Чтобы его понять, необходимо проанализировать факторы, влияющие на поведение потребителя.
Два объяснения закона спроса
Первое объяснение: закон спроса можно объяснить при помощи эффектов дохода и замещения.
Эффект дохода указывает на то, что если цена продукта падает, например, цена куриных ножек, то покупательная способность человека растет. Он может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо других товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене, скажем, на куриные ножки, у потребителя появляется стимул приобрести данный дешевый товар вместо товаров-заменителей (например, говядины), которые относительно дороже. Таким образом, потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми.
Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникают способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
Второе объяснение: закон спроса можно объяснить при помощи закона убывающей предельной полезности.
Чтобы понять закон убывающей предельной полезности, его точный смысл, необходимо рассмотреть составные части этого закона.
Правило максимизации полезности. Предельная полезность и кривая спроса
Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.
На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:
Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Например, потребитель располагает 12 долларами. Давайте предположим, что комбинация из 6 ед. товара А (по цене 1,5 дол.) и 3 ед. товара Б (по цене 1 долл.) отвечает требованиям максимизации полезности. Вследствие этого 12-долларовый доход потребителя будет истрачен полностью.
Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом.
Общая и предельная полезность
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.
Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.
Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:
По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г.)