Что общего между живописью и графикой
Живопись или графика
Живопись — это один из видов изобразительного искусства, передающий зрительные образы посредством нанесения красок на поверхность (холст, картон, дерево и т.п.)
К основным видам художественных красок относятся:
Существует пять основных видов живописи:
Графика — это тоже вид изобразительного искусства. В классической графике в качестве основных изобразительных средств используются линии, штрихи, пятна и точки. Цвет чаще всего играет вспомогательную роль.
Кроме контурной линии, в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги. Поэтому для графических работ очень часто применяют цветную тонированную бумагу.
По способу создания изображения принято разделять печатную (тиражную) графику и уникальную. Уникальная графика – включает в себя произведения, созданные в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. п.), а печатная – работы созданные с использованием авторских печатных форм, с которых печатают тираж (от 2 и более экземпляров).
В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
Итак, наличие цветов в художественной работе не является основным признаком классификации работ на живописные и графические. Более важным является то, какие материалы использовались для передачи образов. Например, если работа написана темперными красками, то это живопись, если пастелью – графика.
Предугадывая ваши вопросы относительно акварели и акварельных карандашей: в общепринятой классификации акварельные краски – это живописный материал, а акварельные карандаши – графический. Но некоторые коллекционеры предметов искусства относят акварельные работы к графике.
Надеюсь, что данный материал будет полезен вам в работе.
Свои вопросы вы можете задавать в комментариях.
Разница между графикой и живописью
Графика и живопись – родственные виды искусства. Общим для них является, например, нанесение изображения на какую-либо плоскость. Но в каждом случае имеются и свои особенности. Выясним, чем отличается графика от живописи.
Определение
Графика – искусство создания изображений путем нанесения на рабочую поверхность линий, штрихов, а также элементов в виде точек и пятен.
Графика
Живопись – искусство написания полотен, наиболее полно изображающих действительность. При создании произведения живописец чаще всего наносит на поверхность жидкие краски.
Живопись к содержанию ↑
Сравнение
В первую очередь два вида искусства можно различить по применяемым изобразительным средствам. В графике огромную силу приобретает линия. В природе она сама по себе не существует. Но линии, проводимые по поверхности карандашом или мелком, позволяют создавать многочисленные эффектные образы. Штрих в графике также очень важен. Штриховка может быть разной по характеру и расположению элементов. Кроме того, в арсенале графических средств присутствуют пятно, заполняющее определенную часть плоскости, и точка.
Очень заметно отличие графики от живописи в плане использования цвета. Как таковой он не играет в графике первостепенной роли. Ценность изображения в данном случае заключается именно в рисунке. Однако тон поверхности, преимущественно это бумага, выбирается мастером тщательно. Также художнику вовсе не безразлично, какой использовать оттенок красящего материала. Часто композиция является черно-белой. Иногда для выразительности автор привлекает к основному еще один или два цвета, редко больше двух.
Живопись же основана на игре цветов и оттенков. С этим искусством по колористическим возможностям не сравнится никакое другое. Смешивая краски, включая в картину разные тональности, художник делает изображение словно живым. Работа традиционно выполняется на холсте при помощи кисти и жидких красок (но могут применяться и другие материалы и поверхность). При этом важен характер мазка. Живопись более гибкая, чем графика. В ней широко используются плавные цветовые переходы. Фон в живописных творениях является лишь вспомогательным компонентом, а часто вовсе отсутствует. В то же время продукты графики отличаются контрастностью, а фон в таких композициях становится полноправным участником.
Графический рисунок в целом очень лаконичен. Каждая его деталь значима и выразительна. Следует отметить, что для создания подобной работы зачастую требуется не так много времени, как для написания картины. Поэтому именно графика первой откликается на происходящие в жизни события. На обозрение публики почти моментально выносятся актуальные рисунки, плакаты и карикатуры. А их распространению способствует существующая возможность печатать и тиражировать такие произведения. Живописное полотно, в свою очередь, может быть представлено зрителям в подлиннике только в каком-то определенном месте.
Разобраться, в чем разница между графикой и живописью, можно, и обратив внимание на производные понятия «графичность» и «живописность». Так, о графичности картины, написанной красками, говорят при содержании в произведении резких контрастов, скупой цветовой палитры, четком разграничении изображенных деталей. А графический рисунок называют живописным, если он отличается разнообразием цветов и определенной художественной гибкостью.
Живопись и рисование? Одно ли это и то же, и в чем разница?
— Вау, классно нарисовал картину! – сделал комплимент работе и тут же обидел художника неправильной терминологией
Наверное, вы знаете, друзья, что хорошего, но впечатлительного художника можно обидеть, если сказать ему, что он «рисует» свою картину. Это все равно, если сказать, что корабли в море плавают,… но все мы знаем, что корабли в море ходят!
Всё-таки, человек, далекий от изобразительного искусства, зачастую не может точно сказать, что такое живопись, что такое рисование и чем они отличаются друг от друга. Потому и «рисовать», и «писать» для него — одно и то же. Но попробуйте сказать мэтру, что у него хороший «рисунок» на холсте!
Нет более легкого способа ранить чувствительную творческую натуру, хоть простой зритель и не сразу поймет, что тут неправильного и обидного.
Живопись и рисование — понятия близкие и даже родственные, но четко разделяющиеся между собой. Равно, как и хорошо известно, когда картины пишут, а когда рисуют.
Давайте попробуем разобраться с этой терминологией в изобразительном искусстве. Поверьте, это не только важно для тех, кто занимается творчеством, но ещё и интересно.
Разница между живописью и рисованием
Говоря строгим формальным языком, рисование — это изображение любых образов, предметов и явлений на плоскости. Рисовать можно мелом, ручкой, карандашом, красками — всем, что оставляет следы на той или иной поверхности.
В общем случае даже царапание алмазом по стеклу или, например, графика ручкой на уроке и нанесение татуировки — это тоже рисование.
А вот живопись — это тоже изображение предметов и явлений, но только с использованием красок. То есть, говоря сухим и формальным языком, живопись — это один из вариантов рисования, при котором в качестве инструмента используется кисть, а средством, создающим изображение, являются краски.
Другими словами, рисование это графика и считается официально графикой всё то, что выполнено на бумаге, и как не странно, акварель считается тоже графикой. Хотя многие работы рассматриваются как живописные и на бумаге тоже
Так что, все что на бумаге — графика, а все остальное — живопись… на холсте, дереве, стекле, стене
Помните уроки рисования в школе? Там весь предмет так и назывался: изобразительное искусство. Не было отдельных уроков по живописи или по рисованию, просто сегодня учили работать с маслом, а в другой день — с карандашами.
Отсюда и распространенное мнение, что живопись — это лишь вариант рисования. Формально это так, в действительности — иначе.
Изобразительное искусство — Искусство Запечатления Образов = ИЗО, объединение различных видов живописи, графики, скульптуры
На самом деле такая иерархия является настоящей канцелярщиной. В изобразительном искусстве сегодня имеется четкое разделение: живопись — это работа с кистью и красками на плотных материалах, рисование — это использование всех остальных материалов на бумаге.
Пусть это не так строго и научно, но мир искусства потому и любим многими, что он неподвластен науке, а потому законы его не обязательно должны соответствовать строгой классификации и терминологии.
Есть и другой нюанс: подумайте над самим словом «живопись» — оно состоит из двух частей: «живое» и «писать». Интерпретировать это можно по-разному, но многие художники говорят, что работа с красками является живой именно потому, что сами краски после нанесения на холст высыхают и несколько меняют свои свойства, то есть живут своей жизнью.
И у самого изображения появляется своя динамичная жизнь, картина оказывается живой. Или живописание — писать по живому.… Вообще же, слово живописание, звучит высоко и красиво, на мой взгляд
Разглядывая и размышляя над живыми картинами
Значит, с этой частью мы разобрались: живопись — это работа с красками, рисование — использование других средств. Причем и станковая живопись, и монументальная, и декоративная так же отличаются от аналогичных форм рисования.
Наносят на стены краски — речь идет о живописи, разукрашивают их мелками — это уже рисование.
Пишут картины, или рисуют?
Другой, не менее острый вопрос — как именовать сам процесс создания картины. Вроде бы, если создаётся изображение, значит, его рисуют. А если говорят про письмо, то подразумевают обычно текст.
Здесь терминология имеет глубокие исторические корни. Живопись на Руси постепенно развилась из иконописи, когда мастера начали пытаться оживить, делать более яркими библейские мотивы, используя те же техники, а затем и вовсе перешли на картины, никак не связанные с религией.
Но поскольку иконы изначально «писали», то это слово перекочевало в живопись и сегодня картины маслом тоже пишут.
Я часто грешу и обычно «рисую» свои картины
Если же речь идёт про рисование, то все произведения здесь рисуют, сколь бы значительны они ни были. Можно, конечно, сказать, что художник «написал» карандашом эпичное полотно, но это — не более, чем вольность.
Можно ли рисовать на холсте?
Вообще принято говорить, что на холсте пишут маслом, а, например, просто на бумаге рисуют. Но это не абсолютные правила.
Например, перед письмом красками художник может сделать набросок карандашом на холсте. Это рисунок, его автор рисует. И только когда на этот рисунок наносятся краски, начинает писаться картина.
Хотя, никто не запрещал рисовать карандашами, углем на холсте… вопрос только в том, что рисовать на тканевом полотне не совсем удобно для сухих техник, если конечно, это не смешанная техника, где возможно использовать все.
То же актуально для любых других основ, не только станковая живопись позволяет писать картины. Например, монументальная живопись подразумевает написание картин красками на различных архитектурных объектах фасада, декоративная живопись — это письмо на различных предметах и деталях интерьера, альфрейная живопись — это росписи стен внутри помещения различными фресками и росписями — обманками
В то же время, если мы возьмём стакан или кувшин и распишем его, например, тушью, это уже будет декоративное рисование. А значит, от основы никак не зависит, живописью мы занимаемся, или рисованием. Всё дело только в материалах, с помощью которых создаётся картина.
И напоследок: не стоит считать, что живопись — это для профессионалов, а рисование — для любителей. Вовсе нет! Зачастую карандашами, пастелью или мелками создаются произведения, не менее грандиозные и великолепные, чем картины маслом или акрилом.
Да и сложность создания работы, например, только карандашами, очень велика. Поэтому если вам нравится рисовать, вовсе не обязательно мучить себя и заставлять писать непременно красками — вполне можно создавать шедевры тем, что вам больше всего нравится.
Мастера портретов в графике
Только в этом случае, кстати, вы сможете в полной мере выразить себя и свои эмоции в вашей работе, будь то на холсте, бумаге, стекле или на стене! Именно они — первичны, а материалы и техники — это лишь инструменты, среди которых вы выбираете самые удобные для вас.
Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.
Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы
Живопись или графика? Критерии. 04/02/2013
В связи с отделением спецразделов, появилась задача начертить чёткую понятную черту между этими понятиями. Это нужно всем, и модераторам и участникам для устранения непонимания. Давайте разберёмся в чём ключевые отличия, которые могут лечь в основу наших гайдлайнов.
КОММЕНТАРИИ: 100 Написать Ответы
Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику – в скульптуре, цвет – в живописи).
Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho – пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
Даже, если попытаться живописную работу перевести в черно-белый вариант, убрав в «Фотошопе» цвет, то сохраниться должен рисунок работы, если рисунок не сохранен, то работа не решена в рисунке, а только в цвете. Одним словом, решена без помощи линии и тона. Но если работа смотрится в цвете, но не смотрится в тоне, её тем не менее, можно считать живописной.
Работа должна иметь решение графическое, плюс решение в цвете, то есть живописное Важно разложить композицию по тону, от светлого к тёмному и наоборот учитывая движение линий, не забывая сквозное построение композиции, как это явно мы наблюдаем в зарисовках Леонардо Живопись решает задачи цвета от тёплых цветов к холодным сохраняя общую гамму работы! Плюс размер и глубина мазка! Цвет может переходить плавно один в другой либо звучать контрастно, это зависит от создания атмосферы которую пытаешься передать Художники классики сохраняли в единстве графический рисунок и живописность мазка!
акварель и гуашевые работы:живопись или графика? по технике исполнения близка к живописи (можно нарисовать что угодно), но ее относят к графике. здесь вперед выступает вперед оформление работ, как ни странно. акварель, гуашь садят в паспарту, в раму, за стекло. картины маслом, темперой, акрилом можно представлять на подрамниках, без рам. я делаю аппликации (гуашью) и коллажи (из глянца), их относят к графическим работам: и по размерй и по оформлению.
masterdetski пишет: Само слово “графика” ведет свое начало от греческого grapho – пишу, рисую. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Язык графики основан, главным образом, на выразительных возможностях линии, штриха, пятна (иногда цветового), фона основы (обычно листа бумаги – белой или тонированной) с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи. Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительнось из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента). мне кажется много ошибочных суждений: например, «Не смотря на то, что цвет в графике имеет большое значение, но используется все же более ограниченно, чем в живописи.» – в графике могут присутствовать теже цвета, выбор зависит от от мастера (работы Кустодиева). в графике могут быть задействована вся палитра цвета.
В моём городе меня все художники считают художником реалистом, но сам я отношу себя к художникам РОМАНТИКАМ тут как повернёшь так и будет! Важно, чтоб сам художник правильно давал обозначения своим работам! Одно время я рисовал тушью тонким пером, это считается графикой, но после покрывал акварелью довольно живописно получалось, но это творение я обозначал всё же графикой!
Хорошо, что подняли этот вопрос. Я тоже всегда путаюсь. Понятно, что карандашный рисунок или угольный, к примеру, это графика. А когда смешанная техника в цвете? Мне как-то мой преподаватель сказал, когда я на занятии стала портрет пастелью рисовать, что либо я делаю рисунок максимум тремя материалами (уголь, сепия, мел), «либо уж тогда делайте полноцветную живопись». Из чего я сделала вывод, что все-таки в графике должно быть минимум цвета. Это так? А если гризайль маслом? Тоже графика?
ГРАФИКА (от греч. grapho – пишу, рисую) – один из видов изобразительных искусств. Графикой называют рисунок и отпечаток на листе бумаги (в древности – на папирусе, на пергаменте). Существует станковая графика (рисунок, эстамп, лубок), книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, титул, авантитул, переплет, обложка, суперобложка), журнальная и газетная графика, миниатюра (вариант книжной графики), промышленная графика, экслибрис, плакат, шелкография, линогравюра.
Графика связана с изображением на плоскости. Белая или цветная бумага, являющаяся основой графики, играет роль фона, на котором большую выразительность обретают линия, штрих, пятно.
По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графику делят на уникальную и печатную.
Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь, монотипия, коллаж, аппликация, фотомонтаж.
С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями. Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.
К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируются в электронных системах.
Выделяется современный графический дизайн.
Самостоятельную область образует графика письма (эпиграфика, искусство шрифта, каллиграфия), имевшая большое художественное значение в эстетических системах древности и Востока (арабская вязь, китайские и японские иероглифы, индийские шрифты и др.).
Продолжение:
Графика (вид изобразит. искусства)
Графика (вид изобразит. искусства) Графика (греч. graphike, от grapho — пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «Г.» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 — начале 20 вв. в связи с бурным развитием полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда Г. определилась как искусство, в основе которого лежит линия, или как искусство чёрного и белого. Такое понимание Г. в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, Г. использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги — основного материала Г. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Г. не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак Г. — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, «воздух белого листа», по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит и в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, Г. с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Г. могут быть свойственны тщательность объёмно-пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельность штудирования натуры, выявления структуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя; незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. Ёмкость образа в Г. часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать Г. с поэзией. Поэтому в Г. наряду с завершенными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции). Способность Г. к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Активную роль в Г. играют фактура используемых материалов, специфика графической техник и приёмов. Особое место занимают в Г. неизобразительные элементы — чисто декоративные мотивы, орнамент, текст, представляющий собой систему графических знаков. Г. обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями Г. — от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюрных произведений Г., требующих внимательного рассматривания вблизи. Важными особенностями Г. являются её способность быстро откликаться на актуальные события, удобство тиражирования во многих экземплярах, возможность последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, литографий А. Ф. Пахомова, рисунков Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова). Эти качества были широко использованы в агитационной и сатирической политической Г., бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий («летучие листки» Крестьянской войны 1524—26 в Германии, гравюры Великой французской революции, лубки Отечественной войны 1812, плакаты Гражданской и Великой Отечественной войн). В 20 в. Г. развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращенное к массовому зрителю; вместе с тем в Г. определилась тенденция индивидуалистического эстетизма, узко формальных и технических экспериментов.
По технике Г. разделяют на рисунок и печатную Г. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства — рисунок, истоки которого можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляют линия и силуэт. В задачах рисунка много общего с живописью, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как графических, так и живописных по характеру и стилю произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной Г. — гравюры и литографии — могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с 6—7 вв. в Китае, с 14—15 вв. в Европе, литография возникла лишь к 19 в. До появления фотомеханической репродукции печатная Г. служила для воспроизведения картин и рисунков.
По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная Г. и плакат. Станковая Г. распространена в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства — к тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Ж. Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, К. Кольвиц в Германии, литографии Э. Делакруа, Т. Стейнлена во Франции, рисунки И. Е. Репина, В. А. Серова в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, гравюры Н. И. Уткина в России, литографии Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры японца Хокусая, сов. художника А. П. Остроумовой-Лебедевой, рисунки П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной Г. (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств, обусловленных работой в материале (дерево, металл, линолеум в гравюре, камень в литографии), широко используются для украшения современного интерьера. Специфическими массовыми видами являются в станковой печатной графике лубок, а в газетно-журнальной — карикатура. Одна из основных областей применения Г. — книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связана история рисунка, с печатной книгой — развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к Г., поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Англии, В. А. Фаворский, Е. Е. Лансере, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР) включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкования литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область Г. — плакат, который в современных формах сложился в 19 в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше). Кроме рисунка, плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, Г. (Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление предметов утилитарного характера (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки и др.). Связь Г. с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.
Лит.: Клингер М. Живопись и рисунок, [пер. с нем.], СПБ. 1908: Русская графика, М., 1949—52 (серия монографий); Левитин Е. С., Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. [Альбом], М., 1959; Фаворский В. А., О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, 1956—1957, М., 1961: Радлов Н. Э., Современная русская графика и рисунок, [статья 1913], в кн.: Избр. сочинения, М., 1964; Сидоров А. А., Графика первого десятилетия. 1917—1927, М., 1967; его же, Русская графика начала XX века, М., 1969; 50 лет советского искусства. Графика. [Альбом], М., 1969; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, М., 1970; Crane W., Line and form. L., 1900; Bock Е., Geschichte der graphischen Kunst von ihren Anfangen bis гиг Gegenwart, B., 1930: Чегодаев А. Д., Русская графика. 1928√1940, М., 1971.
Ю. А. Молок.
ЖИВОПИСЬ:
Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т.п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров (исторический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, портрет, пейзаж, натюрморт). Различают живопись: монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки; станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру. К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись. Живопись красками на воде по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т.п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.
Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит). Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определенное колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь существенной частью его художественной структуры. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени. Важную роль в живописи играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, передаче её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т.п.) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии; в древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов, которые раскрывают зрителю смысловую логику изображения, размещение предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. Возникшее в античном искусстве стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек, вызвало появление в живописи объёмно-пространственных изображений. В живописи такого типа могут воспроизводиться цветом пространственные соотношения, создаваться иллюзия глубокого трёхмерного пространства, зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В объёмно-пространственном и линейно-плоскостном изображении используются выразительность линии и цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в чётко ограниченном цветовом пятне; при этом колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Тональная живопись (см. Тон) с помощью сложной и динамической разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валер), а также от взаимодействия рядом лежащих цветов (см. Рефлекс); общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством. В живописи Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, в котором возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается главным образом соотношением тонов.
Произведение живописи состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищённого предохранительной плёнкой лака. Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник, от применяемых им разбавителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведений живописи, а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении. Поверхность красочного слоя произведения живописи, то есть его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками. Процесс создания картины или настенной росписи может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописи (рисунок на грунте, подмалёвок, лессировки). Существует живопись и более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом (см. Алла прима).
Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40-8 тысяч лет назад). Сохранились наскальные росписи (в Южной Франции, Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (охрами), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев (изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен). В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка объёмов, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, абстрактно обобщённые представления о мире отразились в живописи неолита, в которой изображения связываются в повествовательные циклы, появляется образ человека (см. Первобытное искусство).
Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системой, богатыми техническими средствами. В Древнем Египте, а также в древней Америке существовала монументальная живопись, выступавшая в синтезе с архитектурой (см. Синтез искусств; роспись гробниц, реже зданий). Связанная главным образом с заупокойным культом, она носила развёрнуто-повествовательный характер; главное место занимало в ней обобщённое и нередко схематическое изображение человека. Строгая канонизация изображений, проявлявшаяся в особенностях композиции, соотношении фигур и отражавшая господствовавшую в обществе жёсткую иерархию, сочеталась со смелыми и меткими жизненными наблюдениями и обилием деталей, почерпнутых из окружающего мира (пейзаж, бытовая утварь, изображения зверей и птиц). Древняя живопись главными художественно-выразительными средствами которой были контурная линия и цветовое пятно, обладала декоративными качествами, её плоскостность подчёркивала гладь стены.
В античную эпоху живопись, выступавшая в художественном единстве с архитектурой и скульптурой и украшавшая храмы, жилища, гробницы и др. сооружения (см. Помпеи, Геркуланум, Пестум, Казанлыкская гробница), служила не только культовым, но и светским целям. Раскрылись новые, специфические возможности живописи, дающей широкое по тематике отображение действительности. В античности зародились принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции возникла почти не сохранившаяся станковая живопись (на досках, реже на холсте) главным образом в технике энкаустики (см. Восковая живопись); некоторое представление об античной станковой живописи дают файюмские портреты.
В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку), иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Средневековой живописи присущи экспрессия звучного, преимущественно локального цвета и ритмичной линии, выразительность контуров; формы обычно плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на лишённой глубины живописной плоскости. Значительную роль играла символика композиции и цвета. В 1-м тысячелетии н. э. высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство миниатюры, для которого характерны тонкая красочность, изящество орнаментального ритма, яркость жизненных наблюдений. Поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги – в Китае, Корее, Японии.
В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Возросла роль живописи, выработавшей систему средств реалистического изображения действительности. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в XIV в. итальянским живописцем Джотто. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали раскрытию заложенных в природе живописи возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. Новый расцвет пережила фреска; важное значение приобрела и станковая картина, сохранявшая декоративное единство с окружающей предметной средой. Ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм живописи и духовная активность её образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен, изображений обнажённой натуры. Постепенно темперу вытеснила комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы и ряда школ итальянского Раннего Возрождения) венецианская школа живописи выработала в XVI в. приёмы свободной, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами. Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная живопись Крупнейшие живописцы Возрождения – Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др.
В XVII-XVIII вв. процесс развития европейской живописи усложнялся. Складывались Национальные школы во Франции (Ж. де Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. С. Шарден, Ж. О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Йорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Халс, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Великобритании (Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углублялась психологическая проблематика, воплощалось ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. В XVII в. расширилась и чётко оформилась система жанров. В XVII-XVIII вв. наряду с переживавшей расцвет монументально-декоративной живописью (особенно в стиле барокко), существовавшей в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создававшей активно действующую на человека эмоциональную среду, большую роль играла станковая живопись. Формировались различные живописные системы, как обладавшие общностью стилевых признаков (динамичная живопись барокко с характерной для неё незамкнутой, спиралевидной композицией; живопись классицизма с чётким, строгим и ясным рисунком; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшиеся в какие-либо определенные стилевые рамки. Стремясь к воспроизведению красочности мира, световоздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной живописи. Это вызвало индивидуализацию технических приёмов многослойной масляной живописи. Рост станковизма, усиление потребности в произведениях, рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие и камерных, тонких и лёгких, техник живописи – пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.
В XIX в. складывались новые национальные школы реалистической. живописи в Европе и Америке. Расширялись связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах); европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости. В XIX в. живопись решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играла активную роль в общественной жизни; важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности. На протяжении XIX в. в живописи культивировались также и далёкие от жизни каноны академизма, отвлеченная идеализация образов; возникли тенденции натурализма. В борьбе с отвлечённостью позднего классицизма и салонного академизма сложилась живопись романтизма с её активным интересом к драматическим событиям истории и современности, энергией живописного языка, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; Ф. О. Рунге и К. Д. Фридрих в Германии; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Реалистическая живопись, основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности, приходит к более полному, конкретно-достоверному, зрительно – убедительному изображению жизни (Дж. Констебл в Великобритании; К. Коро, мастера барбизонской школы, О. Домье во Франции; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). В период подъёма революционного и национально-освободительного движения в Европе живопись демократического реализма (Г. Курбе, Ж. Ф. Милле во Франции; М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, и др.) показывала быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращалась к важнейшим событиям национальной истории, создала яркие образы простых людей и передовых общественных деятелей; во многих странах возникли школы национального реалистического пейзажа. Социально-критической остротой отличалась тесно связанная с эстетикой русских революционных демократов живопись передвижников и близких к ним художников – В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.
К художественному воплощению окружающего мира в его естественности и постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х гг. живопись импрессионизма (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей, Э. Дега во Франции), обновившая технику и приёмы организации живописной поверхности, выявившая красоту чистого цвета и фактурных эффектов. В XIX в. в Европе господствовала станковая живопись маслом, её техника во многих случаях приобретала индивидуальный, свободный характер, постепенно утрачивая присущие ей строгую систематичность (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства); палитра расширялась (создавались новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветовых грунтов в начале XIX в. вновь внедрялись белые грунты. Монументально – декоративная живопись, использовавшая в XIX в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходила в упадок. В конце XIX – начале XX вв. делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна»); обновляются технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.
В конце XIX – XX вв. развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым; сосуществуют и борются различные реалистические и модернистские течения. Вдохновлённая идеалами Октябрьской революции 1917, вооружённая методом социалистического реализма, интенсивно развивается живопись в СССР и других социалистических странах. Возникают новые школы живописи в странах Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки.
Реалистическая живопись конца XIX – XX вв. отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, не имеющих порой достаточно наглядного облика; отражение и истолкование многих явлений реальности приобретало часто субъективный, символический характер. Живопись XX в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира. Уже в живописи постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи «модерна» зарождались черты, определившие особенности некоторых течений XX в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естественными красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). По-новому осмыслялся мир в искусстве русских живописцев конца XIX – начала XX вв.- в картинах В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина.
В XX в. действительность противоречиво, а нередко и глубоко субъективно осознаётся и претворяется в живописи крупнейших художников капиталистических стран: П. Пикассо, А. Матисса, Ф. Леже, А. Марке, А. Дерена во Франции; Д. Риверы, Х. К. Ороско, Д. Сикейроса в Мексике; Р. Гуттузо в Италии; Дж. Беллоуза, Р. Кента в США. В картинах, настенных росписях, живописных панно нашло выражение правдивое осмысление трагических противоречий действительности, часто переходящее в обличение уродств капиталистического строя. С эстетическим осмыслением новой, «технической» эры связано отражение пафоса индустриализации жизни, проникновение в живопись геометричных, «машинных» форм, к которым нередко сводятся формы органические, поиски отвечающих мироощущению современного человека новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Широкое распространение в живописи, главным образом капиталистических стран, с начала XX в. получили различные модернистские течения, отражающие общий кризис культуры буржуазного общества; однако и в модернистской живописи находят косвенное отражение «больные» проблемы современности. В живописи многих модернистских течений (фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, позднее – сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных, иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются с чисто абстрактными формами. Дальнейшая эволюция многих из этих течений привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной живописи (см. Абстрактное искусство), что ознаменовало распад живописи как средства отражения и познания действительности. С середины 60-х гг. в странах Западной Европы и Америки живопись порой становится одним из элементов поп-арта.
В XX в. возрастает роль монументально-декоративной живописи как изобразительной (например, революционно – демократическая монументальная живопись в Мексике), так и неизобразительной, обычно плоскостной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры.
В XX в. растёт интерес к поискам в области техники живописи (в том числе восковой и темперной; для монументальной живописи изобретаются новые краски – силиконовые, на кремнийорганических смолах и др.), однако по-прежнему преобладает масляная живопись.
Многонациональная советская живопись тесно связана с коммунистической идеологией, с принципами партийности и народности искусства, она представляет качественно новый этап развития живописи, который определяется торжеством метода социалистического реализма. В СССР живопись развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые национальные школы живописи. Советской живописи присущи острое чувство реальности, материальности мира, духовная насыщенность образов. Стремление охватить социалистическую действительность во всей её сложности и полноте привело к использованию многих жанровых форм, которые наполняются новым содержанием. Уже с 20-х гг. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Далее появляются патриотические полотна, повествующие о героическом прошлом России, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941-45, духовную стойкость советского человека.
Большую роль в развитии советской живописи играет портрет: собирательные образы людей из народа, участников революционного переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Рижский и др.); психологические портреты, показывающие внутренний мир, духовный склад советского человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.).
Типичный уклад жизни советских людей отражается в жанровой живописи, дающей поэтически-яркое изображение новых людей и нового быта. Для советской живописи характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистического строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.). Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской живописи национальных школ (М. С. Сарьян, Л. Гудиашвили, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко, Г. Айтиев и др.), представляющих составные части единой художественной культуры советского социалистического общества.
В пейзажной живописи, как и в других жанрах, национальные художественные традиции сочетаются с поисками нового, с современным чувством природы. Лирическая линия русский пейзажной живописи (В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов, Н. М. Ромадин и др.) дополняется развитием индустриального пейзажа с его стремительными ритмами, с мотивами преображённой природы (Б. Н. Яковлев, Г. Г. Нисский). Высокого уровня достигла натюрмортная живопись (И. И Машков, П. П. Кончаловский, М. С. Сарьян).
Эволюция социальных функций живописи сопровождается общим развитием живописной культуры. В границах единого реалистического метода советская живопись добивается многообразия художественных форм, приёмов, индивидуальных стилей. Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально – декоративной живописи (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. В 60-х – начале 80-х гг. усилилось взаимовлияние монументальный и станковой живописи, возросло стремление максимально использовать и обогащать выразительные средства живописи (см. также Союз Советских Социалистических Республик и статьи о советский союзных республиках).
жи́вопись один из видов изобразительного искусства. Живописное произведение создаётся с помощью красок, нанесённых на поверхность стены, доски, холста, металла и др. Само название «живопись» говорит о том, что художник «пишет жизнь» во всём её богатстве, многообразии и красочном блеске. В этом её отличие от чёрно-белой графики. Как никакой другой вид искусства, живопись способна воплотить всю гамму чувств, переживаний, отношений между людьми; точные наблюдения натуры и полёт фантазии, великие идеи и мгновенные впечатления, трепет жизни, воздуха и света. Литература: ВИИ, т. 1-6, М., 1956-66; ИРИ, т. 1-13, М., 1953-69; К. Юон, О живописи, (М.-Л.), 1937; Д. И. Киплик, Техника живописи, (6 изд.), М.-Л., 1950; А. Каменский, Зрителю о живописи, М., 1959; Б. Сланский, Техника живописи, пер. с чеш., М., 1962; Г. А. Недошивин, Беседы о живописи, (2 изд.), М., 1964; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970; Ward J., History and methods of ancient and modern painting, v. 1-4, L., 1913-21; Fosca F., La peinture, qu»est-ce que c»est, Porrentruy-Brux.-P., 1947; Venturi L., Painting and painters, Cleveland, 1963; Cogniat R., Histoire de la peinture, t. 1-2, P., 1964; Barron J. N., The language of painting, Cleveland, (1967); Nicolaus K., DuMont»s Handbuch der Gemaldekunde, Koln, 1979. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)