Что общего между живописью и музыкой и литературой

Что общего между живописью и музыкой и литературой

Изобразительное искусство, живопись и скульптура тесно взаимосвязаны между собой.

Если всматриваешься в скульптуру или картину то можно услышать музыку, а слушая музыку можно увидеть живописные картины.

В литературе, музыке и живописи весь мир отражается в художественных образах с помощью выразительных средств. В словах, которые определяют эти виды искусства, есть много общего. Это ритм, темп, окраска, динамика, колорит, темп. Рассматривая на уроке взаимодействие трёх вдов искусства, учащиеся должны понять, почувствовать, что у них есть внутренний слух и внутреннее зрение, т.е. можно мысленно внутри себя услышать то, что на самом деле не слышно, или увидеть то, что в действительности они не видят. Развитие этих чувств формирует у учащихся умение мысленно представить живописный образ слушая музыкальное произведение, или услышать музыку, всматриваясь в живописное произведение изобразительного искусства. Уметь выявлять в музыке, литературе и живописи отличительные и сходные черты в средствах выразительности.

В творчестве многих композиторов отразились картины природы. Такие произведения называют музыкальными пейзажами, наполненные характером чувством и настроением.

Взаимосвязь трех видов искусства наблюдается в таких жанрах, как опера, балет, мюзикл и в произведениях религиозного искусства. Интегрированные уроки помогают учащимся выявить многостороннюю связь между музыкой литературой и изобразительным искусством.

Источник

Литература — музыка — живопись. Опыт прикосновения к проблеме интегрирования школьных предметов

Разделы: Литература

«В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры». [6]

В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

Литература – один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника – выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

Решению этих задач во многом поможет интеграция учебных предметов: это и создание различных спецкурсов, это и рождение новых предметов, это и интегрированные уроки.

« Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся». [1]

Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны. «В далёком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошёл процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Художественное слово более всего музыкально в лирике, передающей движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. У неё есть ритм, внутренняя мелодия» [5]. Возникла необходимость интегрирования этих предметов. Слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Такие уроки развивают нравственную культуру, творческие способности учащихся. Выявляется интерес детей к искусству в целом. Ученики становятся более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и умеют аргументированно её отстаивать.

Самое главное – у ребёнка развивается эмоциональная сфера, его чувства, душа. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира. В своей работе попытаюсь обобщить опыт интеграции на уроках литературы.

Не секрет, что с каждым годом дети всё меньше и меньше читают. Отсюда и безграмотность, и бедная речь. Нужно постараться сделать всё, чтобы урок литературы был интересным, чтобы ребятам захотелось встретиться с произведениями писателей и поэтов и после урока. Для этого необходимо создать творческую атмосферу. Каждый ученик должен почувствовать нужность на уроке. Тот, кто рисует, готовит оформление класса, создаёт декорации, эскизы. Тот, кто занимается в музыкальной школе, делает музыкальное сопровождение (играет на инструменте). Каждый учащийся может проявить свою активность, способности, интересы.

Родители стремятся воспитать гармонически развитых, творчески одарённых детей. Привить чувство прекрасного способно искусство (литература, музыка, живопись). Литература – единственный школьный предмет, который изучается до 11 класса. На мой взгляд, возникла необходимость интегрирования таких предметов, как литература, музыка и живопись. Мне интересен синтез искусств. Чем богаче и разнообразнее мир, окружающий ребёнка, тем богаче и разнообразнее его личность.

Актуальность и перспективность

Литература – нравственно-этический и эстетический курс. Она позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей. Не секрет, какое место в нашей жизни занимает музыка: кто-то любит рок, кому-то ближе лёгкая музыка. Но есть «вечная» музыка, которую называют классической. Ребята, слушая произведения Бетховена, Моцарта, параллельно с темой урока усваивают и музыкальные ценности. Музыка должна быть неотъемлемой частью урока литературы. Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин. Интеграция позволит разнообразить анализ произведения, приобщить школьников к тайнам творческого процесса, активизировать познавательную деятельность учащихся. Мне кажется, что за интеграцией – будущее. Школа призвана развивать творческие способности учеников, а этого можно достичь путём интеграции предметов гуманитарного цикла.

Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. На этом пути возможны и открытия, и ошибки. Как словесника, прежде всего меня заинтересовали два понятия: интеграция и межпредметная связь. Долгое время считала, что это одно и то же. Но, как оказалось, разница всё-таки есть. Ответ нахожу в словаре Ожегова: «Интегрировать – объединять в одно целое». Следовательно, интеграция – объединение всех частей в единое целое, качественно новое. Межпредметные связи показывают связь между предметами, но видны и чёткие разграничения между ними.

В последнее время много говорят о слиянии русского языка и литературы в единый предмет – русскую словесность. Но нельзя согласиться с тем, что нужно эти предметы объединить. Цель обучения русскому языку – научить грамотно писать и разбираться в грамматических категориях. Цель уроков литературы – воспитать внимательного читателя, пробудить любовь к художественному слову. Часто на уроках литературы мы работаем над синтаксисом, стилями речи, лексикой, фонетикой. Но свести урок литературы к грамматическому разбору текста? Исчезнет эмоциональный настрой, чувство сопричастности. Поэтому уместно говорить о межпредметных связях русского языка и литературы. Они сближают два предмета, но и сохраняют их самобытность.

Литература – 1) произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение; 2) письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма )[7]. Выяснили, что литература – это искусство слова. В данной работе попытаюсь рассмотреть интеграцию трёх предметов: литературы – живописи – музыки. Интеграция позволяет учащимся иметь целостную картину мира. Необходимо «перейти от развития интеллекта в отдельных предметах к всестороннему и целостному развитию личности». [6] Органическая связь литературы и смежных искусств представляет собой основу для интегрирования таких предметов, как живопись, музыка и литература. Использую на уроках записи музыкальных произведений, иногда играю на пианино. Часто привлекаю к уроку самих ребят. Они играют на музыкальных инструментах, создают эскизы декораций, костюмов, сами подбирают музыку к произведениям. Каждый урок – творческий поиск. Главное – интегрированные уроки оставят яркий след в памяти детей, им захочется вновь пережить чувства, разбуженные искусством звучащего слова, чудесной музыкой, запоминающимися образами. Такой урок побуждает к мыслительной деятельности, учит понимать язык искусства, развивает потребность в чтении.

Особенности интегрирования на уроках литературы

Интеграция осуществляет сопоставление произведений смежных искусств с литературными произведениями. Иллюстрации являются своеобразным комментарием к тексту художественного произведения. Они ведут читателя к углубленному пониманию особенностей языка того или иного писателя, помогают увидеть героев глазами художников-иллюстраторов, обогащают возможности изучения литературы в историко-функциональном освещении. Живопись и музыка на уроках литературы помогают постичь идейно-художественное своеобразие произведений.

Современному уроку литературы необходимы новые формы и методы обучения, которые, опираясь на искусство, способны воспитать людей высокодуховных, нравственных, эстетически грамотных. Во многом этому способствует интеграция музыки, живописи и литературы.

В энциклопедии книжного клуба XXI века нахожу определение. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись стремится и к раскрытию сущности исторических процессов, и к постижению внутреннего мира человека, и к выражению отвлечённых понятий. Литература «при всех своих изобразительно-выразительных возможностях, не в состоянии представить портрет так зримо, как это делает живопись». [3]

Далеко не каждый может описать картину. Как не позавидовать горожанам, которые имеют возможность посетить музей, услышать живую речь экскурсовода. Ученикам, посетившим выставку, будет легче составить рассказ по картине. Задача учителя – научить делиться своими впечатлениями о картине, подмечать оттенки цветов, прочувствовать настроение картины.

В начале урока необходимо провести словарную работу: натюрморт, пейзаж, портрет, репродукция. Постараемся вспомнить, что такое синонимы: художник (автор, живописец, создатель картины), картина (репродукция, произведение живописи), изобразил (показал, передал, запечатлел, нарисовал).

Музыка на уроках литературы

Наиболее часто использую этот вид интеграции на своих уроках. Иногда можно подолгу говорить о композиторе, о характере музыки. Временами не следует перегружать детей вопросами, и тогда музыка будет только фоном, придающим задушевный тон уроку, ведь «во многие эпохи проявилось стремление к гармоническому развитию личности средствами музыки и искусства в целом». [4] Обращаем внимание на музыку, выясняем, каков её характер, какие чувства передаёт мелодия. Музыку можно использовать на уроках изучения биографии писателя. Мы знаем Грибоедова как умного дипломата, мы узнаем его как талантливого писателя, но лишь немногие знают его как музыканта (звучит вальс).

А.И.Куприн «Гранатовый браслет» (11-й класс). В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями Веры. В этих нежных звуках – жизнь, гимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой.

Разговор о С.Есенине уместно будет начать с музыкальности его произведений. Многое поэт берёт от песни, даже частушки, всё пронизано духом народной песни. Его стихи словно созданы для музыки. Некоторые стихи Есенина стали песнями. Вместе с учащимися вспоминаем, можно даже напеть их.

Басни Крылова (5-й класс). Класс разбиваем на группы. Каждая команда готовит инсценировку басни, изготавливает костюмы, самостоятельно подбирает музыкальное сопровождение.

Ход урока. Выступление команд. Обсуждение.

1. Чьё выступление понравилось больше всего?

2. Кого можно назвать лучшим актёром?

3. Какой группе удалось наиболее точно уловить настроение басни и правильно подобрать музыку?

Как показывает опыт, такие уроки не пропадают бесследно. Они эмоционально насыщены, помогают погрузиться в атмосферу художественного произведения. И литература, и музыка имеют много общего в настроении, в передаче чувств человека.

Цикл интегрированных уроков

Интегрированные уроки позволяют изучить тему на основе нескольких учебных предметов.

Рассмотрим данный опыт на примере первой темы.

К уроку литературы дети читают былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко». Даём понятие о былине. Выясняем, каковы отличительные черты былин. Знакомимся с элементами композиции. Делаем вывод: в чём особенность былин? Кто мог быть героем былины? Какими чертами обладают Садко, Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня? Итог работы – сочинение «Илья Муромец в селе Михайловском».

После урока литературы дети идут на урок музыки, где прослушивают музыкальные произведения: Римский-Корсаков «Садко», Мусоргский «Как во городе было во Казани» (Из оперы «Борис Годунов»). Ребята обращают внимание на мелодию, выясняют, какой темп, определяют характер музыки, знакомятся с Баяном – певцом-сказителем.

Затем учащиеся идут на урок ИЗО. Здесь ребята рассматривают репродукцию картины Васнецова «Богатыри»: анализируют образы богатырей, подчёркивая их мощь. Учащиеся работают над эпитетами, дают характеристику героям, учатся их описывать, слушают песню-былину «Про Добрыню». Далее следует практическая работа: сюжетный рисунок.

Такие уроки доставляют учащимся истинное удовольствие. В течение трёх уроков изучается одна тема. На уроке литературы говорим о художественных особенностях произведения. На ИЗО дети знакомятся с особенностями картин, выявляют связь между словесным и изобразительным произведениями. Урок музыки помогает создать эмоциональный настрой, учит умению выразить музыкальные впечатления. В результате у ребят создаётся целостное представление о мире, поддерживается интерес к искусству в целом.

Проблему интегрирования школьных предметов считаю основополагающей в своей педагогической деятельности. Думаю, что опыт очень актуален и перспективен.

Результаты работы частично сказываются уже сегодня. На таких уроках даже пассивные ребята пытаются подключиться к общему разговору. Пусть не всегда их ответы бывают точными и правильными. Иногда детям не хватает слов для выражения нужной мысли. Главное – удалось заставить говорить, вызвать на откровенный разговор. На уроках поэзии учащиеся охотно сочиняют стихи, используя предложенные рифмы. Учителю необходимо помнить, что дети – душа класса. Нужно в полную силу использовать детские дарования, постараться найти применение знаниям и умениям, полученным ребятами в детской школе искусств.

Интегрированные уроки требуют большой подготовки, но ребята работают с удовольствием. Дети чувствуют себя творцами. Не берусь утверждать, что все учащиеся станут в будущем композиторами и художниками, но данный опыт существенно расширит кругозор учащихся, воспитает интерес к живописи и музыке, заставит больше читать и вдумываться в текст художественного произведения.

Маленькие трагедии.

Гений и злодейство – две вещи несовместные…

Цель каждой трагедии – развенчать какое-либо отрицательное человеческое качество.

«Маленькие трагедии – вещь непостижимая. И сколько бы ни читал их, остаётся ощущение недосказанности, неразгаданности, ускользающей сложности. Нам с вами предстоит знакомство с трагедией «Моцарт и Сальери». Постараемся понять, что движет поступками героев, в чём заключаются трагедии двух великих людей.

Сообщения о Моцарте и Сальери (заранее готовят ученики).

А давайте перенесёмся в другую эпоху, в другую страну и выслушаем самих героев.

Сальери, Моцарт – величайшие творцы.
И в этом убедились я и ты.
Пусть это был один урок,
Наука пригодится в срок:
Не будь завистлив никогда,
Будь смел и дерзок ты всегда.

Не бойся трудностей, держись,
За правду-матушку борись!
И пусть пройдут года, всегда
Ты помни – музыка нужна.
Она придаст вам настроенье,
Наполнит шумом и весельем!

Мне очень хочется, чтобы вы надолго запомнили этот урок и узнавали музыку Моцарта. Не всегда, слушая её, мы испытываем печаль и скорбь. Музыку Моцарта узнаёшь по какой-то особой чистоте, ясности, прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность (звучит «Симфония № 40»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *