Что общего у базарова и одинцовой

Урок в 10 классе по литературе «Базаров и Одинцова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Базаров и Одинцова. И.С.Тургенев «Отцы и дети» .

I . Любовь в жизни героев

Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь она в юношеском возрасте или в более зрелом. Она не стареет никогда.

В романе четыре любовных сюжета, 4 взгляда на эту проблему : любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке.

Вывод: Через его переживания Тургенев пытался рассказать о своей трагической, безответной любви к Полине Виардо. Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

II . Базаров и Одинцова

Какова же любовь Базарова и Одинцовой в произведении И.Тургенева «Отцы и дети»? Столкнулись две одинаково сильные личности. Их общие интересы, разговоры в итоге переросли в любовь. Но любящим оказался только Базаров. Любовь для него становится сильным потрясением, которого он не ожидал. Вообще, для Тургенева любовь – это сила, способная изменить человека. Одна из целей нашего урока – выяснить изменился ли Базаров, полюбив Анну Сергеевну Одинцову?

В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

Мы уже встречались с высказываниями Базарова о любви.

— Как же он подходит к этому чувству? Зачитайте (гл. 7).

(У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека. Но это пока теоретические рассуждения.)

Базаров считал, что любовь никак не должна влиять на жизнь.

— Как вы считаете, в чем Базаров прав, а в чем заблуждается?

Прав в том, что, несмотря на неудачи, нельзя раскисать и падать духом, как П.П.Кирсанов, но совсем отрицать любовь тоже нельзя, т.к. любовь – это светлое чувство, которое очищает душу. Базаров отрицал любовь, т.к. до встречи с Одинцовой никогда не испытывал этого чувства, никогда не любил по-настоящему.

Видео 1 Одинцова на балу

II. Беседа. Комментирование

— Каковы ваши первые впечатления об Анне Сергеевне Одинцовой? (глава 14)

(Впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой: «обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». К тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны — спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга — закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.)

— Какие чувства испытывают Базаров и Аркадий, находясь рядом с Одинцовой?

(Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «. холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини — ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)

— Какое впечатление произвели друг на друга Базаров и Одинцова?

Базаров увидел не только красоту, но и отличие Одинцовой от остальных женщин дворянского круга. Это все и пробудило интерес Базарова к Анне Сергеевне.

— А Анна Сергеевна почувствовала непохожесть и необычность Базарова? () Да, т.к. она внимательна и наблюдательна. Ею движет любопытство, желание узнать, что это за человек, как он себя поведет, что будет говорить.

Расскажите о жизни Анны Сергеевны) ().

— В чем же особенность её жизни до встречи с Базаровым?

Основа её жизни – обеспеченность. Ей свойственны ум и самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие друзей и интересных людей.

— Как вы думаете, что объединяет этих героев?

1. Оба неординарные личности.

2. Оба не испытали любви.

— Различия? Базаров не верит в любовь, а Одинцова стремится к ней.

— Что же увидела Одинцова в Базарове?

Ум, силу, отсутствие пошлости. Затем любопытство переросло в заинтересованность. Поэтому она пригласила его навестить её в имении.

— Как Базаров отреагировал на приглашение?

Поклонился и, как отметил Аркадий, покраснел.

— Что ведет Базарова в дом Одинцовой?

Её красота, новое возникшее чувство, которое он еще для себя не обозначил. Таким образом, после свидания в гостинице интерес Базарова и Одинцовой друг к другу усилился.

Итак, Базаров и Аркадий приезжают в Никольское.

— Какая мысль промелькнула у Базарова во время разговора с Аркадием у портрета мужа Одинцовой? («Аль удрать?») Чего испугался Базаров? Зачитайте.

Он познакомился с порядками, царящими в Никольском, и понимает, что приехал в чуждый для него мир и боится погрузиться в этот мир Одинцовой.

Сколько дней проведет Базаров в Никольском?

Изменилось ли за эти дни поведение Базарова? Зачитайте.

Да, он много говорит, перестает работать. Стал легко раздражаться. Говорил нехотя, глядел сердито. Базарова и тянет к ней, и раздражается, и в то же время испытывает чувство злобы.

В чем причина такого поведения Базарова?

Чувство, внушенное Базарову Одинцовой. Чувство, которое его мучило и бесило. Одинцова ему нравилась, но он скоро понял, что с ней «не добьешься толку», а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил.

Как он ведет себя с Одинцовой, а как думает наедине?

В разговорах с Анной Сергеевной он высказывал равнодушие ко всему романтическому, а, оставшись наедине, с негодованием сознавал романтика в самом себе.

Он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. (тетрадь)

Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством.

А что чувствует Одинцова?

В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но появление Базарова тотчас её оживляло. Базаров, конечно, поразил её воображение и она думала о нем, но «она хотела чего-то, сама не зная чего именно».

Что лежит в основе её отношения к Базарову?

Интерес к чему-то новому и боязнь этого нового.

Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность – в увлечение, которое может вырасти в любовь. Но Одинцовой надо знать, что представляет собой Базаров как человек.

— Какой эпизод является кульминацией любовной истории?

Прочитайте объяснение Базарова и Одинцовой по ролям (18 гл.)

— Как ведет себя в этой сцене Одинцова и почему?

Она не может разобраться в своих чувствах и провоцирует Базарова на признание в любви.

Почему она останавливается «то перед окном, то перед зеркалом»?

(Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л.Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни.

Что же выбирает Одинцова?

— Почему Анна Сергеевна решила «не шутить этим»?

Она испугалась, поняв, что приключение для неё опасно, т.к. она в конце концов может влюбиться в Базарова. А любовь-страсть Базарова разрушительна, потому что своей злобой на себя Базаров всё равно уничтожит эти отношения.

По социальному положению Базаров – выходец из низов, бедняк, будущий лекарь. Даже если бы полюбила, она не пошла бы за ним в горькую жизнь.

Найдите в тексте и зачитайте внутренний монолог Анны Сергеевны. Что же она выбирает.

Как описывает Тургенев поведение Базарова в момент объяснения?

Чем же это признание в любви стало для Базарова?

Поражением. К его сожалению, он оказался тонко организованной натурой; испытывает трепет, муки, страсть. Ведь он всю жизнь ломал себя, отказывался от традиционного, и вдруг всё, как у всех.

— Какие новые черты характера героя открываются в этих сценах?

Он стал лучше, сердечнее, человечнее.

— Так выдержал ли Базаров испытание любовью?

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

— Могли ли иначе сложиться отношения Базарова и Одинцовой?

— Почему Одинцова решила «не шутить этим»?

(Основа ее жизни — спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия).

— Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

(Базаров — нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении — бедняк, будущий лекарь. Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

Видео 2 Одинцова у умирающегоБазарова

— Как вы думаете, почему Анна Сергеевна пришла к умирающему Базарову?

(Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

— Как же Базаров изменился за это время?

(Ему тяжело в этом конфликте. Он по положению в нем побежденный, но насколько сильным и глубже сердцем он выглядит в этой истории. Базаров отрицал романтику, но она в нем появилась и украсила его).

— Зачем Тургенев испытывает Базарова любовью?

Он хочет показать, что все теории его терпят крах перед вечным чувством.

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Базаров пережил поражение и в своих убеждениях, и в их несоответствии жизни.

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

1. Сочинение-рассуждение «Сумел ли Базаров раскрыть недоступную тайну любви?»

Источник

Одинцова и Базаров

Образ Одинцовой никак не связан с проблемой женской эмансипации, и его назначение в романе другое. Он нужен был автору, главным образом, для того, чтобы помочь более глубокому раскрытию образа Базарова. Подобно Павлу Петровичу, у Базарова тоже были свои принципы, свои убеждения, доставшиеся ему, очевидно, немалой ценой. Многие из них имели положительное значение в то время, они были оправданы жизнью — и это подтвердил спор Базарова с Павлом Петровичем. Некоторые же нуждались в серьезной проверке, в частности, нигилистическое отрицание эстетической силы искусства, любви и т.д. Базаров считает, что для изучения людей существует жизненный опыт, но его замечания — «достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельно березой» — вызвали недоумение со стороны Одинцовой и ее сестры. Если разговор с Одинцовой о художестве никак не заинтересовал Базарова, то сама встреча с Анной Сергеевной не прошла для него бесследно. Она пробудила в нем самые интимные, самые сокровенные человеческие чувства, и то, чему он старался не придавать никакого значения. Умный Базаров вскоре убедился сам, что с Одинцовой «не добьешься толку», но и отвернуться от нее не имел сил. «Кровь его загоралась, — рассказывал автор, — как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Базаров с первого взгляда на балу у губернатора сумел увидеть в Одинцовой что-то особенное. Она привлекла его внимание своей внешностью, как «герцогиня, владетельная особа». У себя в усадьбе во время «ботанических» прогулок Анна Сергеевна охотно поддерживала разговоры с Евгением на разные темы. Ей нравились его резкие, смелые суждения. Недаром она признавалась, что с ним разговариваешь, словно по краю обрыва идешь. Базаров для нее был человеком «не из числа обыкновенных». Именно поэтому она и спрашивала его о том, кто он, что он, какие у него планы, какое будущее его ждёт. Ответы на них могли бы раскрыть сокровенные думы Базарова. Но он прекрасно понимал, что все они заданы только ради одного любопытства. Он знал, что она не разделит его вспыхнувшей любви, ничем не пожертвует для него, ибо больше всего сама любит свободу, покой, независимость.

Базаров и Одинцова — это два совершенно противоположных по мировоззрению человека, хотя в них, по словам автора, «было слишком много … однородного». Одинцова обострила, усилила назревание внутренних противоречий в Базарове. Если поэзия, живопись, музыка могли и не
возбудить в нем глубоких чувств, то встреча с женщиной, неразделенное чувство принесли ему много душевных мук и страданий. Общение с Одинцовой поставило Базарова в острое противоречие сего нигилистическим отрицанием любви. Сознание этого противоречия вело его к переоценке своих взглядов, к нарастанию духовного кризиса. Что же касается Одинцовой, то она осталась холодной и равнодушной к нему. Эгоизм и практический расчет овладели ею; она и вышла замуж не по любви, а по убеждению за делового человека, «холодного, как лед».

И все же знакомство с Базаровым расшевелило, наполнило «внезапной смелостью» ее душу, заставило «закипеть благородным стремлением» ее сердце, в ее глазах зажглись «ярче обыкновенного» радужные краски. Но дальше этого благородного кипения чувств Одинцова не пошла. Она была слишком расчетлива и холодна и ясно сознавала, что между ею и Базаровым непроходимая бездна. После отъезда Евгения она говорила: «Видно, прав Базаров — любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *