Что общего у христианства и иудаизма
Иудаизм и христианство: сходство и различия
Общая характеристика иудаизма
Какие сходства и различия имеют иудаизм и христианство? Чтобы это понять, необходима общая характеристика иудаизма. Это не только религиозное, но и национальное, этическое мировоззрение. Его носителем является еврейский народ.
Иудеи – это этно-религиозный термин. Им обозначают приверженцев иудаизма и всех, кто является евреем по матери. В древности же так обозначали израильтян из рода Иуды. Однако после Вавилонского пленения Израиля они стали единственными представителями своего народа. Центром религиозной жизни древних иудеев являлся Иерусалимский храм. Он был разрушен в 1 веке н.э. в ходе подавления восстания иудеев против римской власти. После этого евреи в очередной раз рассеялись по всей земле.
Предыдущие еврейские рассеяния периодически происходили на протяжении первого тысячелетия до нашей эры. Они были вызваны неоднократными завоеваниями евреев другими народами. Например, в 8 веке до н.э. произошло Ассирийское завоевание, в 6 веке – Вавилонское. А с 1 века до н.э. Иудея была под контролем Рима и евреи расселялись по всей империи. Важнейшую роль в их самосохранении как этноса сыграла именно национальная религия.
Современные иудеи
Толкователи иудейского закона и главы общин называются раввинами. Молитвенные собрания иудеев именуются синагогами. Символом иудаизма в последние столетия является шестиконечная Звезда Давида. С древних же времён используется символ Менора – семисвечник из разрушенного Иерусалимского храма.
Разрушенный в 1 веке н.э. храм был уже вторым по счёту в истории иудейского народа. На его месте стоял Первый храм, построенный царём Соломоном за тысячу лет до рождения Христа. Он был разрушен 6 веке до н.э во время нашествия вавилонян. Однако вскоре культовое сооружение было восстановлено и просуществовало более 500 лет. Сегодня на его месте находится мусульманская мечеть. От Второго храма до наших времён сохранилось лишь несколько руин (“Стена Плача”). Иудеи верят в возрождение своей главной святыни. Они считают, что Третий храм станет духовным центром не только для евреев, но и для всего человечества.
Иудаизм и христианство: родом из Ветхого Завета
Танах – священная книга иудаизма, в основном соответствующая христианскому Ветхому Завету, а также ставшая основой для зарождения ислама. Она повествует о создании Всевышним мира и людей, о Божественном законе, а также о судьбе богоизбранного иудейского народа.
Важнейшей частью Танаха является Тора (Пятикнижие Моисея). Она включает книги Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, полученные пророком от Всевышнего на горе Синай. Пятикнижие повествует о событиях от начала времён до кончины Моисея.
В 3 веке нашей эры иудейские богословы составили Мишну – книгу комментариев к Торе. Позднее была создана книга Гемара, которая является глубоким комментированием Мишны. Эти два текста вместе составляют Талмуд. Все стороны жизни набожного еврея, в том числе и светские, регламентируются Торой и Талмудом. Например, иудей должен иметь бороду, пряди волос на висках (пейсы), носить небольшой круглый головной убор (кипу), а также пройти через обряд обрезания.
Талмуд учит, что грехи могут быть изглажены через строгое следование всем религиозным предписаниям. Обряды в иудаизме возведены до степени догматов. Поэтому иудеи уделяют исключительное внимание их исполнению.
Иудаизм и христианство: общие черты
У этих религий общая ветхозаветная основа. В связи с этим многие хотят разобраться в теме «иудаизм и христианство: сходства и различия». Необходимо понимать, что христианство возникло в контексте иудаизма. Спаситель и апостолы и по рождению, и воспитанию были иудеями. Христианство воспринимались другими евреями как одна из иудейских сект.
Эти религии монотеистичны. Они учат о едином Боге, который создал человека по своему образу и подобию. Всевышний – не только Творец, но также любящий и помогающий Отец для людей. Диалог человека и Бога ведётся на протяжении всей жизни как на индивидуальном уровне, так и на уровне всего народа и человечества целиком.
Иудаизм и христианство учат о человеке как о свободном бессмертном духовном существе, призванном к духовному совершенствованию, Богопознанию и спасению. Также иудеи и христиане верят во всеобщее воскресение мёртвых в конце времён.
Иудаизм и христианство имеют общую концепцию церковного служения Богу. Христианское богослужение во многом испытало влияние иудаизма. Например, заимствовано церковное чтение Священного Писания, псалмов, а также некоторые молитвы («Отче наш») и молитвенные формулы (Аминь, аллилуйя, осанна).
Иудейские истоки имеют Таинства Крещения и Евхаристии. Так, у иудеев издревле существует обряд ритуального очищения путём омовения, называющийся твила. Евхаристия же включает такие традиционные иудейские элементы, как преломление хлеба и чаша с вином. Они используются при праздновании иудейского Песаха (день памяти об Исходе евреев из Египта). Таинство Евхаристии было установлено Иисусом на праздничном ужине с апостолами (Тайная Вечеря), который состоялся именно по случаю дня Песаха.
Иудеи и христиане: в чем разница?
Чем отличается христианство от иудаизма? Иудеи считают себя богоизбранной нацией, у которой есть священная миссия – научить Божественным истинам все остальные народы. Иудеи верят в приход Машиаха, то есть Мессии, Божьего помазанника из рода царя Давида. Считается, что он нравственно возродит человечество, избавит еврейский народ от власти язычников и установит своё великое царство на благо всего мира.
Христианство же стоит на том, что ветхозаветные пророчества о приходе Спасителя уже свершились. Непорочно зачатый Святым Духом и рождённый Девой Марией богочеловек Иисус Христос своей жертвой искупил грехи человечества и вознёсся к Богу Отцу. Иудеи же не признали Иисуса Мессией и до сих пор ждут прихода Божьего помазанника.
Христианство учит, что все мы рождаемся с печатью первородного греха и очищаемся от него Христом (Рим. 5:12, 18-19). Первородный грех был совершён нашими прародителями Адамом и Евой. Они отпали от Бога, нарушив Его волю, и были изгнаны из Рая. Согласно же иудейской вере, каждый человек рождается чистым и невинным. В течение жизни он сам делает нравственный выбор – грешить или нет.
Понятие человека в двух религиях
Христианство утверждает, что прийти к Богу можно только следованием за Христом. Согласно же иудаизму, человек самостоятельно может приблизиться к Богу. Глубокая иудейская вера для этого требуется лишь от евреев, на которых возложена бо́льшая ответственность в связи с их избранностью. Также отличительной чертой иудаизма является замкнутый национальный характер этой религии. Христианство же всемирно и универсально. По словам апостола Павла, в нём
«нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11).
Христианство – самостоятельная религия или иудейская секта?
Иудаизм считает христианство своей производной религией, призванной познакомить другие народы с базовыми элементами иудейской веры. Христианство же рассматривает ветхозаветное иудейство как богооткровенную подготовительную ступень к учению Христа:
«Закон, данный чрез Моисея, есть символическое, состоящее из намеков, сокращение будущей благодати, возвещающее образами исполнение будущей истины» (святитель Иоанн Златоуст, «Слово на Пасху»).
Почему евреи не приняли христианство? Такой вопрос не является вполне корректным. Ведь некоторые иудеи приняли Спасителя и стали христианами. Но были и те, кто уклонился Истины. Вместо того, чтобы пойти за долгожданным Мессией, они распяли Его. Почему некоторые иудеи не увидели в Иисусе Мессию? Вот, что об этом говорит митрополит Антоний (Храповицкий):
«Ветхозаветные священные писатели, предсказывая Израилю и даже всему человечеству светлое будущее, имели в виду блага духовные, а не физические вопреки толкованию позднейших иудеев… Однако современные Спасителю иудеи не желали стать на такую точку зрения и напряжённо жаждали себе, своему племени, внешнего довольства и славы, и только лучшие из них понимали пророчества правильно».
Как иудеи не узнали Мессию
Спаситель обличал некоторых иудейских первосвященников за их лицемерие, гордыню и следование только лишь внешнему обрядовому закону, а не главному нравственному:
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).
Иисус Христос указывал на то, что фарисеи отменяли Божьи заповеди и отдавали предпочтение заповедям человеческим:
«Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное… Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? (Мф. 7:8-9).
Спаситель говорил людям:
«Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их (фарисеев) не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:2).
Итак, именно духовная скудость и гордыня не позволили многим служителям Моисеева закона увидеть во Христе Мессию.
Таким образом новая иудейская вера не является в полной мере именно той, которая была дана израильтянам через ветхозаветных пророков. Современный иудаизм в изрядной степени является плодом человеческих измышлений и влияния различных магических и суеверных течений (Каббала и прочее).
Первые евреи-христиане продолжали исполнять требования Закона Моисеева. Однако эти две религии стремительно отдалялись друг от друга. Формально окончательный разрыв иудейства и христианства был зафиксирован на I Никейском соборе в 325 году.
Иудаизм и христианство — Один ли у них Бог?
Приведём слова протоиерея Всеволода Чаплина:
«Истинный Бог только один. Это Бог, который в полноте явил Себя в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Истинный Бог – это Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Те, кто не исповедуют веру в Троицу могут обладать какими-то отдельными элементами истины, но не всей её полнотой. И часто они эту истину смешивают с заблуждениями. Истина же должна быть целостной и совершенной. Мы можем дружить с другими конфессиями, однако нельзя уступать в вопросах истины. А она только во Христе».
Современный иудаизм отвергает Христа, Святую Троицу и учит об унитаризме, то есть единстве Бога. Он вечен, всемогущий, всеведущий и любящий. Но без принятия Христа это уже не истинная вера. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечал, что
«уклонение от Ветхого Завета до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога (Полное собрание сочинений, том 2).
Иисус Христос не заменил собой ветхозаветного Творца. В Спасителе открылся всё тот же Бог Авраама, Исаака и Иакова. Люди и их представления о Всевышнем менялись, но Он оставался и остаётся неизменным: «человеколюбивым и милосердым, долготерпеливым, многомилостивым и истинным» (Исх. 34:6).
Протоиерей Димитрий Смирнов объясняет:
«Ветхий Завет – это не другой Бог. Это была подготовка к Новому Завету. Ветхий Завет – это детство человечества. Ребёнку не дают заданий, которые выше его возможностей. Ветхий Завет был дан древнему, не готовому к Евангелию человеку. И когда человек стал готовым, появился Христос».
Христианство и иудаизм. Сходство и различия
Христианство и иудаизм тесно связаны. И фактически христианство развилось из иудаизма. Из всех основных мировых религий христианство и иудаизм обычно считаются наиболее близкими. Каковы же их сходства и различия? Так ли это? Сегодня насчитывается около 2,2 миллиарда последователей христианской веры и 14 миллионов последователей иудейской веры.
Будучи крупнейшей религией в мире, христианство имеет приверженцев по всему земному шару. В большинстве своем это Австралия и Новая Зеландия, Европа, Северная и Южную Америка, Россия.
Первоначально еврейский народ существовал только в Израиле, а теперь рассеялся по всему миру. Сегодня большинство из них проживает в Израиле, США, Канаде, России, Франции и Англии. Таким образом, обе религии имеют сходное происхождение и много общего. Но есть несколько ключевых различий как в практике, так и в вере. Давайте рассмотрим их в этой заметке.
Христианство и Иудаизм. Авраамические религии
Во-первых, и иудаизм, и христианство, наряду с исламом, являются авраамическими религиями. Авраамические религии – это религиозные общины семитского происхождения, которые утверждают, что происходят от иудаизма древних израильтян. И термин “авраамический” происходит от фигуры в Библии, известной как “Авраам”, который является общим патриархом трех авраамических религий. В иудаизме он считается отцом-основателем Завета, то есть особых отношений между еврейским народом и Богом, в то время как в христианстве он представляет собой прототип всех верующих.
Универсальность религий
Сегодня и иудаизм, и христианство являются универсальными религиями.
Иудаизм, однако, всегда оставался наследием одного конкретного народа. Еврейское понимание мира основано на их вере в то, что израильтяне – это избранный Богом народ. И что Бог заключил с ними Завет, закрепив их статус избранного народа и право собственности на их землю, землю обетованную. Божий Завет требует, чтобы еврейский народ следовал Божьим правилам, изложенным в Десяти Заповедях, Торе и позже Талмуде. В ответ на то, что Бог прежде всего любит Израиль, еврейский народ должен любить Бога безоговорочно. Должен служить Ему и повиноваться закону, а также соблюдать многие еврейские ритуалы и обычаи.
В отличие от иудаизма, христианство никогда не было религией только одного конкретного народа. Она традиционно была прозелитической религией и стала религией многих народов с различными корнями и обычаями.
Прозелитическая религия – та религия, которая старается обратить других в свою веру.
Христианство возникло в Иерусалиме, который всегда считался еврейским народом своей столицей. Но ранние христиане отказались от физического Иерусалима и говорили только о духовном Иерусалиме.
Хотя иудаизм принимает новообращенных, он не активно поощряет обращение в иудаизм. Вера иудеев не имеет миссионеров как таковых. Это разительный контраст с Христианством, которое поощряет попытки убедить других принять христианскую веру. Многие христианские организации посылают миссионеров в нехристианские общины по всему миру. А насильственное обращение в христианство было задокументировано на протяжении всей истории.
Христианство и Иудаизм. Ветхий Завет
С точки зрения священных писаний, иудаизм и христианство принимают Ветхий Завет, который в иудаизме также упоминается как еврейская Библия и считается ключевым писанием.
Иудаизм, однако, отвергает Новый Завет, который содержит учения и рассказы об Иисусе и его первых последователях. Новый Завет имеет центральное значение для христианской веры. Таким образом, христианство верит в авторитет как Ветхого, так и Нового заветов. Они оба включены в Священное Писание.
Христианство и Иудаизм. Один Бог
Еще одно сходство между иудаизмом и христианством заключается в том, что и Иудеи, и христиане занимаются богослужением и молятся одному и тому же богу, Яхве. Авторы Нового Завета считали само собой разумеющимся существование Бога Ветхого Завета и верили в Яхве как в Бога Авраама, Исаака и Иакова, которому евреи поклонялись как Единому Истинному Богу.
Места для поклонений
Обе религии имеют специальные места поклонения, а именно церкви в христианстве и синагоги в иудаизме. Кроме того, обе религии назначили религиозных лидеров, которые обычно являются священниками в христианстве и раввинами в иудаизме.
Монотеистические религии
Кроме того, и христианство, и иудаизм являются монотеистическими религиями, то есть они верят в Единого Бога. А также в то, что Бог является творцом Вселенной. Тем не менее есть различие в вере между обеими религиями в этом отношении.
Иудаизм верит в строго одного Бога. А догмат христианства – это вера в учение о Троице, которая видит Бога в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Понятие Троицы отвергается иудаизмом, так как оно несовместимо с еврейской теологией.
Преданная Вера
Наконец, идеология, сопоставимая как в Христианстве, так и в Иудаизме, – это концепция преданной веры. Для обеих религий это описано в Книге Исход, которая является второй книгой еврейской Торы (еврейской Библии) и христианского Ветхого Завета. Здесь Бог требует полного подчинения и недвусмысленно заявляет, что у людей не должно быть других богов, потому что “Я, Господь Бог ваш, Бог ревнитель” (Исход 20:5). Отсюда следует: если люди не верят исключительно в этого единственного бога, они будут наказаны.
Рассмотрев ключевые сходства обеих религий, в следующем разделе мы обсудим некоторые различия в верованиях между иудаизмом и христианством.
Роль Иисуса
И Иудеи, и христиане верят, что слово Божье передавалось через пророков, причем особое значение придавалось Моисею иудаизмом, а Иисусу – христианством. Для христиан Иисус является Сыном Божьим, рожденным от Девы Марии и воплощением самого Бога. Убеждение в том, что Иисус был мессией, является центральным принципом христианства.
Иудаизм, с другой стороны, не принимает эту роль, приписываемую Иисусу христианской верой. И вместо этого верит, что он родился обычным человеком, а не пророком или мессией.
На самом деле, еврейский народ верит, что Мессия еще не пришел в будущем. Они надеются, что избранная Богом фигура Мессии в конце концов появится на Земле и положит начало его царствованию.
Следовательно, важно, что они полностью отвергают христианское представление об Иисусе как мессии.
Согласно же христианской вере, Иисус был тем самым мессией, которого ждет еврейский народ.
Поэтому христиане верят, что Иисус умер на кресте за их грехи и впоследствии он воскрес.
Евреи отвергают эту идею, потому что, как уже говорилось, они не принимают Иисуса как мессию или пророка Божьего. В частности, люди иудейской веры не верят в воскресение. И некоторые утверждали, что ученики Иисуса просто сняли его тело, чтобы обмануть людей, заставив их поверить в воскресение.
Таким образом, общепринятая иудейская вера состоит в том, что Иисус был обычным человеком, а не Сыном Божьим или мессией.
Моральные кодексы и законы
И христианство, и иудаизм связаны моральными кодексами и законами.
Еврейский народ в основном связан Талмудом – учениями и комментариями раввинов, и десятью заповедями, продиктованными Богом непосредственно Моисею на горе Синай. Иудеи считают Десять Заповедей основой для остальных заповедей.
Важно отметить! Десять Заповедей связаны с Богом и предписывают моральные принципы в обеих религиях. Они были первоначально установлены в иудаизме и продолжены в христианской традиции.
Христианство выходит за рамки Десяти Заповедей и также придает большое значение учению Иисуса. Оно сосредоточено на любви к Богу и любви к ближнему. Это считается величайшей заповедью и центральным догматом христианской веры.
Христианство и Иудаизм. Первородный грех
Кроме того, христианство верит в концепцию первородного греха, которую иудаизм полностью отвергает.
Согласно христианским доктринам, каждый рождается грешным. Первородный грех был совершен Адамом и Евой в Эдемском саду. Там они ослушались Бога, и впоследствии первородный грех был передан всем остальным людям.
В иудаизме, напротив, люди не рассматриваются как фундаментально греховные по своему рождению.
Вместо этого люди считаются ответственными за свои собственные действия и выбор. Ответственными за страдание от последствий, хороших или плохих.
Загробная жизнь
Кроме того, иудаизм и христианство также имеют различные представления о загробной жизни.
Христиане верят в воскресение души и тела, а также в вечное небо или ад.
С другой стороны, в иудаизме основное внимание уделяется времени на Земле сейчас, а не потенциальной загробной жизни. Понятие загробной жизни не имеет особого значения в иудаизме. Существует множество различных взглядов на загробную жизнь среди еврейского народа.
В дополнение к этим различиям в верованиях, между иудаизмом и христианством существует также несколько различий в практике, которые мы рассмотрим ниже.
Христианство и Иудаизм. Ритуалы
Обе религии имеют свои собственные важные обряды и ритуалы. Прежде всего, святым днем в иудаизме является суббота, а в христианстве – воскресенье.
В христианстве центральные обряды включают молитву, изучение Библии по воскресеньям и несколько таинств, включая крещение, причастие/конфирмацию, евхаристию, покаяние, помазание больных, брак и священный сан.
Для еврейского народа основными обрядами являются соблюдение субботы, обрезание новорожденных еврейских мужчин, ношение талита и тефилина, посещение молитвенных служб и бар/бат-мицва для 13-летних мальчиков/девочек, которые должны читать Тору перед собранием, чтобы официально вступить во взрослую жизнь.
Примечательно также, что в христианстве нет религиозных диетических законов. А значит, нет никаких ограничений на виды пищи и, в частности, животных, которые можно употреблять.
Иудейская вера, напротив, имеет ряд строгих диетических законов, известных как кашурат, которые должны соблюдаться. Они предусматривают, например, что нельзя есть свинину, а молоко и мясо всегда должны быть разделены.
Млекопитающие и птицы должны быть убиты в соответствии с ритуальным процессом убоя, известным как шхита. Это делает мясо кошерным, что является единственным разрешенным способом для еврейского народа потреблять мясо и птицу. Центральный постулат иудаизма состоит в том, что законы шхиты были даны Богом Моисею на горе Синай и поэтому имеют огромное значение.
В заключение
В заключение следует отметить, что, несмотря на их общее происхождение и значительное совпадение во многих областях, между религиями Христианства и Иудаизма существует ряд значимых различий как в верованиях, так и в практике.
Хотя христианство действительно считает иудаизм истинной религией, оно считает его неполным. Потому что ему не хватает принятия Нового Завета и веры в Иисуса как мессию.
В свою очередь, иудаизм считает, что христиане ошибаются, полагая, что Иисус был мессией.
Несмотря на свое еврейское происхождение, христианство явно должно рассматриваться как отдельная религия, а не просто ветвь иудаизма. Как мы уже видели, обе религии тесно связаны и имеют общее происхождение. Но при этом они придерживаются ряда весьма различных верований и практик.
Религия
Вряд ли в истории найдется конфликт столь продолжительный, запутанный и драматичный, как между христианством и иудаизмом.
Непримиримо и неистово христиане вели спор с религией, из лона которой вышли, даже когда загнанные в гетто евреи полностью замкнулись в себе, отрешенно и безучастно снося укоры и поношения.
Так о чём же шёл спор более двух тысяч лет?
Однозначного ответа видимо не существует.
Но возможно, что дальше всех продвинулся в своих догадках американский историк, специалист по средневековью Гэвин И. Лангмьюир, когда предположил: не евреям хотели христиане доказать правоту своей религии — они хотели ее доказать самим себе.
Отношение христианства к иудаизму нельзя сравнить с его отношениями с любой другой религией.
В сущности христианство и иудаизм — две ветви одной и той же религии — библейской религии, на что указывает как минимум то, что у христиан и иудеев одно и то же Писание.
И, конечно, больше: Израиль, Б-гоизбранный народ — неустранимый элемент христианской теологии.
Иисус был благочестивым иудеем.
Очевидно, что нет ничего более противопоказанного христианству, чем антисемитизм: «семитизм» вписан в христианство, так сказать, «вечно»; но почему тогда антисемитизм — такая застарелая болезнь христиан?
Ведь христианство, с точки зрения христиан, есть не отмена, а завершение иудаизма, такой иудаизм, где уже не ждут Мессию, а верят, что Он пришел.
И тут возникает, конечно, самый главный вопрос: почему Б-гоизбранный народ в большинстве своем не принял Мессию? Что означают тогда слова Павла, о том, что «весь Израиль спасется»?
Что произойдёт с Заветами Б-га после Воскресения Иисуса? Второй Храм разрушен, жертвоприношения не совершаются уже две тысячи лет — иудаизм «проиграл»?
При этом Тора распространена среди всех народов мира — иудаизм «выигрывает»?
Разве это не принципиально важно и для христианского, и для иудейского богословия?
> При этом Тора распространена среди всех народов мира — иудаизм «выигрывает»?
>
> Разве это не принципиально важно и для христианского, и для иудейского богословия?
quoted1
но хитрые языки поговаривают, что евреи сами создали эти религии чтобы завладеть миром
и хотя бог у всех — один Элох — Аллах
но самоназвание у всех разное
в иудаизме — верующий — сын божий
в христианстве — раб божий
в исламе воин божий… Аллаха
можно много размышлять по этому поводу
но я убеждена — атеизм спасет мир
Моисей получает Тору. Иллюстрация к манускрипту (Франция, предположительно между 834 и 843 гг.). В верхней части рисунка: Моисей на горе Синай, окруженный языками пламени, получает от Б-га Тору. Снизу: Моисей передает Тору народу Израиля. (The British Library, Ms. ADD 10546 f25)
Хотя период еврейско — русских контактов длился всего двести лет — история еврейско — христианских взаимоотношений, внутри которых и в контексте которых существует еврейско — русское пространство, составляет период ровно в десять раз более длинный, целых два тысячелетия.
В этих взаимоотношениях есть «классическая часть» — то, как эти отношения устанавливались в начальный период после отделения христианства от иудаизма и как они продолжались в течение многих веков, и современная часть — то, как за последнее столетие, буквально на наших глазах, меняются и ортодоксальный иудаизм, и ортодоксальное христианство.
Сегодня пересматриваются и исправляются концепции, казавшиеся незыблемыми в течение тысячелетий, причем это происходит не в результате реформы или образования новых сект, а в ходе «ортодоксальной модернизации», когда новое направление развития данной религии полностью сохраняет свою ортодоксальность и при этом модернизируется.
В течение всего «классического периода» открытый диалог между христианством и иудаизмом был невозможен, т. к. цели христианства в этом «диалоге» были чисто миссионерскими: где проповедью, а где давлением вынудить евреев отказаться от иудаизма и обратиться в христианство.
В такой обстановке естественной защитной реакцией иудаизма было воздвижение стены между еврейским и христианским духовными мирами.
Однако в наше время это положение вещей стало меняться. Во второй половине XX века наметились серьезные положительные сдвиги в теологической позиции христианства по отношению к иудаизму.
В большинстве западных христианских деноминаций (католики и большая часть протестантов) начался процесс переосмысления иудаизма и принципиального отказа от миссионерства по отношению к евреям, — признания того, что даже с точки зрения христианства «Первый („Ветхий“) Завет», исходный Завет Б-га с евреями, продолжает действовать, ибо слово Бога вечно и не может «обветшать», устареть или «отмениться»; а поэтому евреи (в отличие от других народов мира) «спасаются через свой Завет с Б-гом и не нуждаются для этого в крещении». (Некоторые христианские теологи даже подчеркивают, что «христианское миссионерство по отношению к евреям, основанное на отрицании действенности Первого Завета, оскорбляет Б-га».)
Это наметившееся серьезное изменение позиции христианства (пока что только его части) дает возможность иудаизму также занять более открытую позицию, что вместе создает надежду на то, что стороны, впервые за много сотен лет, могут начать действительный диалог, направленный на взаимопонимание, а не на переубеждение оппонента.
Изменение позиций, как христианства, так и иудаизма, было вызвано теологическим осмыслением Катастрофы и особенно теологическим осмыслением создания Государства Израиля — этого поразительного факта возвращения евреев в свою Страну после двухтысячелетнего отсутствия.
А это возвращение имеет — никак не меньшую мировую духовную и религиозную значимость, чем произошедшее две тысячи лет назад разрушение иерусалимского Храма и начало изгнания евреев из Святой Земли, исторически (и неслучайно) совпадающее с началом распространения христианства.
И если мы действительно верим в Б-га и воспринимаем историю не просто как рутинную смесь интриг, экономики и политики, но как Диалог Б-га с человечеством — мы должны постараться понять, что же Б-г сегодня, текущим ходом истории, хочет нам сказать.