Что общего у изергиль и ларры
Карточка-информатор. В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?
В чём сходство и различие Ларры, старухи Изергиль и Данко?
Композиционно рассказ строится таким образом, что повествование старухи Изергиль о своей жизни оказывается между двух легенд, рассказанных ею. Словно два полюса, две противоположности возникают перед нами образы Данко и Ларры.
Данко, как и Ларра, красив и смел, «но в очах его светилось много силы и живого огня». Он тоже мечтает о свободе, но о свободе не только для себя, но, прежде всего, для людей. Поэтому-то он и ведёт их, жертвуя счобой из тёмного леса, из смрада страшных болот на простор степей, к «золотой сияющей» реке.
Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего, и это, по его представлениям, даёт ему право презирать остальных и властвовать над ними.
Данко – «лучший из всех», и именно поэтому он берёт ответственность за жизнь соплеменников. («Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»)
Но перед тем, как умереть, Данко смеётся «гордо»; Ларра же перед тем, как уйти от людей навсегда, смеётся 2громко». От Ларры осталась лишь тень, бродящая по степи; от «гордого сердца Данко» остались искры, появляющиеся перед грозой.
Судьба старухи Изергиль во многом сходна с судьбами Ларры и Данко. Во-первых, так же, как и они, она прожила «мятежную» жизнь и «не была никогда рабой, ничьей». Подобно Ларре, она жила «жадно», беря от людей всё, что они могли ей дать, но, в отличие от него, она платила за это собой, «тратила» себя, не жалея, отдавая себя без остатка. А это уже делает её жизнь похожей на жизнь Данко.
Кроме того, итог её жизни – одиночество, она «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век. Но всё-таки жизнь её не прошла бесследно: она приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать жизнью (вспомните, как она спасает от гибели Аркадэка).
И она, и Ларра, и Данко свои судьбы творили сами, и, каким бы горестным ни был итог их жизни, они всё-таки жили, а «не примерялись».
1. Дайте краткую характеристику раннего периода творчества М. Горького.
2.Какое место занимает в творчестве Горького рассказ «Старуха Изергиль»?
3. Заполните сопоставительную таблицу.
В чём исключительность героев?
За что наказаны герои легенд?
Почему героев постигло наказание?
Каков итог их жизни?
Что оставили после себя герои легенд на земле?
4. Почему композиционно автор поместил рассказ о жизни старухи Изергиль между двух легенд?
5. Чем теперешнее поколение отличается от Ларры, Данко, Изергиль?
6. Сделайте вывод о том в чём сходство и различие Данко, Ларры, Изергиль.
Есть ли в пьесе основания для веры Сатина в огромные возможности человека?
И всё-таки даже в этих опустившихся людях осталось что-то человеческое, что даёт основание для веры в их возрождение. Вот умирает Анна, жена Клеща. Своим постоянным кашлем она давно мешает всем, но всё-таки некоторые из ночлежников заботятся о ней: Квашня угощает пельменями, Актёр выводит её подышать свежим воздухом. Значит, сердца этих людей ещё не совсем зачерствели, остались в них доброта и сострадание. А у Актёра есть мечта: он хочет вылечиться от алкогализма. Согласитесь, когда человек способен о чём-то мечтать, это уже немало.
Мечтает и Настя, мечтает о любви. По её представлениям, любовь непременно должна быть роковой, как в книгах, которые она читала. Настя отстаивает своё право на то, чтобы у неё было прошлое, а в этом прошлом – любовь к Раулю или Гастону. И когда озлобленный Барон бросает ей в лицо: «Не было! Не было у тебя никакой любви!», она кричит: «Была!». В этой готовности бороться за своё выдуманное прошлое, за свою мечту, ощущается сила, а сильные многое могут.
Васька Пепел, «вор и воров сын», искренне любит Наташу. Он ещё способен чувствовать. Клещ, уверен, что вырвется со дна, что для этого нужно только работать, и он постоянно твердит о себе: «Я – рабочий человек!» Как видно, во многих обитателях ночлежки ещё не утеряно до конца то, что должно быть присуще людям.
И вот в ночлежку приходит удивительный человек – Лука. Он странник, много ходил по земле, много видел. Лука искренне любит людей, желает им добра, для него важен каждый человек. До появления Луки в ночлежке никому не приходило в голову задумываться над смыслом своего существования: жили люди, словно «озябшие», а появился Лука и немножко их отогрел. После первого разговора со стариком Актёр, например, чувствует, что в его душе пробуждается что-то забытое. Горький показывает это скупыми ремарками: «задумавшись», «улыбается», смеётся», говорит «как бы проснувшись». Актёр вспоминает своё имя, потом своё любимое стихотворение, а ведь «в любимом – вся душа». И, может быть то, что он добровольно уходит из жизни, означает, что проснувшийся в нём Человек ужаснулся тому, как живёт Актёр, и не захотел больше жить так.
1. Дайте общую характеристику обитателей ночлежки.
2. Что в них осталось человеческого и как это проявляется?
3. Каковы мечты ночлежников?
4. Чем в своих мечтах отличается Настя от остальных?
5. Как Автор статьи оценивает образ Луки? Согласны ли вы с такой трактовкой?
Данко и Ларра
сочинение по литературе 11 класса
В легендах, рассказанных старухой Изергиль, противопоставляются два героя. Они оба принадлежат к сильным и красивым представителям человеческого рода, но один из них живёт только в своё удовольствие, а другой – жертвует собственной жизнью ради счастья других людей.
Данко и Ларра
Данко и Ларра. Иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль».
Данко и Ларра – особенные люди, обладающие небывалой душевной силой, широтой взглядов, несгибаемой волей и уверенностью в себе. Но одно их разделят кардинальным образом: Ларра использует свою уникальность только на благо себе, а Данко пользуется этим ради счастья других людей.
Ларра, ослеплённый своей гордыней, презирает и ненавидит весь мир, считает свои желания неподвластными закону, он думает, что вправе самостоятельно решать, имеет ли он право лишить другого человека жизни.
Именно благодаря использованному в рассказе автором приёму противопоставления, образ Данко на фоне жестокого Ларры вызывает только один восторг. Несмотря на обвинения и нападки своего племени, он продолжает вести их сквозь непроглядные заросли леса навстречу солнцу и свободе. Ради спасения других людей Данко жертвует собственной жизнью, он умирает для того, чтобы остальные смогли жить. Образ пылающего сердца, вырванного из груди Данко, наилучшим образом характеризует его любовь к своему народу.
М. Горький надеялся, что в скором времени появится такой же самоотверженный человек, который выведет всю Россию из поглотившей её тьмы.
Общее и противоположное
Схожесть между Ларрой и Данко состоит в том, что они оба молодые, красивые, смелые и решительные юноши. Каждый из них, так или иначе, противопоставляет себя всему обществу, и решает стать лидером. Вот только Ларра делает всё это для себя одного, и его высокомерие не знает границ. Он почему-то стал считать, что все окружающие ему чем-то обязаны. Он думал, что люди, покоренные его величием, должны угождать сыну орла, и исполнять его малейшие прихоти. Именно эта глупая уверенность привела к гибели молодой девушки, посмевшей отказать ему. После совершенного преступления Ларре был вынесен безжалостный приговор – ему подарили долгожданную свободу, но в комплекте с ней шло беспросветное одиночество. Лишь через долгие годы сын орла осознал бессмысленность своего существования. Тогда он отправился к людям искать своей смерти, но избежать наказания ему не позволили, поэтому по сей день в небе скитается одинокая тень Ларры, напоминая о его гордыни.
Смелый и отважный Данко является полной противоположностью герою первой легенды. Вся его жизнь посвящена служению на благо народа. Не испугавшись трудного пути, Данко повёл всё своё племя навстречу свободе. Он продолжал любить их и жалеть даже тогда, когда люди готовы были растерзать своего вожака, обвиняя его во всех своих бедах. Именно поэтому Данко с готовностью вырывал сердце из собственной груди, чтобы помочь своему племени. Пылающее ярче солнца сердце разогнало тьму и указало верный путь сквозь непроглядные лесные заросли.
И вот, спустя некоторое время, когда всё тёмное и безрадостное осталось позади, Данко умер, но он был счастлив, пожертвовав собственной жизнью ради светлого будущего других людей.
Таким образом, выходит, что Ларра – это олицетворение самовлюблённого и эгоистичного человека, который живёт только себе во благо, не считаясь ни с чьими интересами. В то время как Данко – это настоящий герой своего времени, готовый на всё, лишь бы спасти свой народ от неминуемой гибели.
Исследователи считают, что легенды о Данко и Ларре не случайно упоминаются в одном произведении. Эти герои дополняют друг друга, как чёрное и белое. Они не могут существовать друг без друга, как без зла не бывает добра, и наоборот. На фоне Ларры, считающего всех, кроме себя самого, недостойными, Данко выглядит истинным примером милосердия и самоотверженности. Причём все его качества при помощи созданного контраста только усиливаются. А история с Ларрой – весьма поучительна, в ней говорится о том, что нет худшего наказания для любого человека, чем одиночество.
Смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы понять, что наличие каких-либо особенностей у человека не гарантируют того, что он хороший. Без достойных целей, любви и нравственности эти качества не приведут ни к чему хорошему. Поэтому каждому человеку с раннего детства должны прививаться правильные приоритеты в жизни, которые научат людей быть добрыми, отзывчивыми и благородными.
1. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра?
1. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра?
в) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными
Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко?
А) стремились к богатству
б) нашли счастье в любви
в) их жизнь посвящена любви к людям
Что значит имя Ларра?
На какую кару был обречен Ларра?
А) Его убили скотоводы
б) Он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти
в) Его никто не мог полюбить.
Насчёт первого не уверена, ведь Ларру предали не просто так, а он этого заслуживал.
И ответ б тоже не подходит.
Фразеологизмы в легенде о Ларре «Старуха Изергиль», найдите пжл?
Фразеологизмы в легенде о Ларре «Старуха Изергиль», найдите пжл.
Макси Горький «Старуха Изергиль»За что наказан Ларра?
Макси Горький «Старуха Изергиль»
За что наказан Ларра?
Почему Ларра искал смерти?
Максим Горький «Старуха Изергиль»Охарактеризуйте образ Ларры?
Максим Горький «Старуха Изергиль»
Охарактеризуйте образ Ларры.
Раскройте, что означает свобода в понимании героя.
Почему люди племени с радостью восприняли Факт бессмертия Ларры?
Как это их характеризует?
Как Ларра относится к людям?
Как Ларра относится к людям?
(М. Горький «Старуха Изергиль».
Какая жизненная позиция у Ларры, Данко и старухи Изергиль?
Какая жизненная позиция у Ларры, Данко и старухи Изергиль?
СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ : СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАРРЫ И ДАНКО ИЗ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» ПРОШУ ВАС ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ((((40Б?
СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ : СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛАРРЫ И ДАНКО ИЗ РАССКАЗА «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» ПРОШУ ВАС ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ((((
Эссе на тему : Являются ли Данко и Ларра антиподами?
Эссе на тему : Являются ли Данко и Ларра антиподами?
Какой поступок сделал Ларри из «Старуха Изергиль»?
Какой поступок сделал Ларри из «Старуха Изергиль»?
Сочинение рассуждение «Ларра и Данко» по поэме «Старуха изергель»?
Сочинение рассуждение «Ларра и Данко» по поэме «Старуха изергель».
Какой нравственный закон иллюстрирует легенды о Ларре и Данко в рассказе М?
Какой нравственный закон иллюстрирует легенды о Ларре и Данко в рассказе М.
Горького «Старуха Изергиль»?
Капитан 2. Отважний, решительный 3. Приказывает, контролирует, предусматривает 4. Хорошо знает свое дело 5. Руководитель.
Вот эти подвиги просто поищите в интернете их там много.
Можно нарисовать чедовека на берегу моря при закате.
1)И. С. Тургенев 2)В. В. Набоков 3)К. И. Чуковский.
Джим вёл себя спокойно, Ливси был слегка напряжен, но предусмотрителен. Сильвер же метался, как сраный веник, между двух огней. Джим был обычным неприметным юнгой, Ливси имел вес в обществе. Сильвер считал, что быть джентельменом, это быть предусм..
Сравнительная характеристика
Общая черта персонажей — гордость. Каждый хочет быть лидером, из-за чего они прибегают к противопоставлению себя обществу и толпе. Внешность Ларры:
Данко в этом плане отличается. Он тоже красив, но его взгляд «полон живого огня».
Разница жизненных позиций героев заключается в том, что Ларра высокомерен и эгоистичен. У него потребительское отношение к окружающим. Парень уверен, что ему каждый должен угождать и выполнять прихоти.
Ларра жестоко убивает девушку, которая ему не покорилась. После этого самый мудрый человек выносит персонажу приговор: парень останется свободен, но будет всегда одинок.
Ларра многие годы был один. Отвергнутый, он понял всю бессмысленность своей жизни, поэтому отправился к людям выпрашивать смерти. Но парню отказали и в этом из-за его жестокого поступка. В качестве наказания за свою гордость Ларра превратился в тень.
При сопоставлении образов видно, что Данко является его противоположностью. Он храбрый, мужественный и решительный. Всю свою жизнь посвящает служению народу.
Данко стал проводником людей к свету, всегда поддерживал их и ободрял во время тяжёлого пути. Но в итоге они пришли в тупик, после чего эти люди обвинили юношу во всех своих неприятностях и захотели растерзать его.
Данко было их жалко, так как он любил людей всем своим сердцем. Поэтому он решился на отчаянный поступок: герой сам себе разорвал грудь и достал горящее как солнце сердце. Оно озарило своим светом мрачный лес. После этого Данко снова позвал людей за собой, подняв сердце над головой.
В итоге всё плохое и мрачное они оставили позади. В будущем людей был только свет. Данко умер лишь тогда, когда увидел свободную землю. Он самоотверженно собой пожертвовал ради будущего людей.
Гордость Ларры привела парня только к бесконечному одиночеству. Даже после смерти ему пришлось существовать в тяжких муках в виде тени.
Анализ поступков
О том, что эти образы абсолютно противоположны, можно увидеть и по их наружности. Орлиный взгляд был горд и очень холоден, а Данко был воплощением «живого огня». Это является прямым противопоставлением.
Характеристика образов, таблица
Образ | Данко | Ларра |
Что символизирует | Желание помогать, самопожертвование, гуманизм, смелость, жизнь в согласии с ближними | Высокомерие, нежелание обращать внимание на окружающих, одиночество |
Отношение к людям | Безграничная любовь, стремление помогать | Презрение |
Поступки героя | Вывел своё племя из дремучих зарослей и темноты. Пожертвовал собой ради блага других | Убил дочь старейшины за то, что та его отвергла. Ларра не думает о том, что человеческая жизнь ценна. Не считается с мнением других. Обрёк себя на бесконечное одиночество и презрение |
Смысл жизни | Помочь людям, чтобы вывести из мрака | Брать всё, что пожелает, получать удовольствие от жизни |
Судьба героя | Умер ради благополучного будущего своего народа | За свой поступок его приговорили к вечным мукам в одиночестве. Самое главное наказание — невозможность умереть |
Противоположность образов прослеживается в этой таблице. Её можно использовать во время написания сочинения по похожей теме.
Обоих персонажей не поняли окружающие. Но Ларра совершал безнравственные поступки. Племя ополчилось на Данко из-за того, что тот не мог признать своё бессилие. Из-за этого возник конфликт с толпой. Его жизнь закончилась трагически. Данко и Ларра были символами противоположных качеств человека.
Сочинение: Образ Старухи Изергиль (по одноименному рассказу М. Горького)
Легенда о Ларре
Мудрость старухи Изергиль
Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.
“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”
“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”
“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”
Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.
История Изергиль
В этой части произведения нет вымышленных событий, лишь реальная история жизни старой женщины, прошедшей много испытаний, немало увидевшей в жизни. Образ старухи Изергиль очень противоречив. В ее жизни было так много мужчин, что ее легко можно осудить. Однако автор с удовольствием слушает ее рассказ, ведь в нем столько жизни и энергии. Она работала пряхой в юности, но такая жизнь не могла понравиться подвижной девушке. В итоге она убежала из дома со своим возлюбленным, но потом от него ушла к другому. Она жила с гуцулом, военным, русскими и поляками, с молоденьким турецким мальчиком… Всех она любила, но никого не хотела видеть после расставания. Простодушие героини подкупает, она ни на секунду не задумывается о морали, говоря лишь о том, что человек должен узнать жизнь, быть открытым для нее. Поэтому жизнь современной молодежи ей кажется неправильной.
Внешность Изергиль
Как ни странно, Изергиль не стесняется рассказывать о своем прошлом, в частности любовном прошлом – ее не смущает ни один из фактов ее биографии, хотя многие из них можно было оспорить и с точки зрения закона, и с точки зрения морали.
Богатая событиями жизнь старухи дает возможность ей занять центральное место в рассказе.
Жизнь старухи сложилась таким образом, что ей удалось побывать во многих местах и встретиться с разными людьми. На момент повествования Изергиль живет недалеко от Аккермана, на побережье Черного моря и вряд ли уже поменяет свое место жительства – ее возраст и физическое состояние не дадут возможности это сделать.
Старость согнула ее некогда красивый стан пополам, черные глаза потеряли свой цвет и часто слезились. Черты лица обострились – крючкообразный нос стал похож на клюв совы, щеки запали, образовав глубокие впадины на лице. Волосы поседели, а зубы выпали.
Кожа стала сухой, на ней появились морщины, казалось, что вот, вот и она рассыплется на кусочки и перед нами будет только скелет старухи.
Несмотря на такой непривлекательный вид, Изергиль – любимица молодежи. Она знает много сказок, легенд и преданий – они вызывают живой интерес у молодых людей. Порой старуха рассказывает что-то из своей жизни – эти рассказы звучат не менее интересно и завораживающее. Голос у нее специфический, его нельзя назвать приятным, он больше похож на скрипение – создается впечатление, что старуха говорит «самими костями».
По ночам Изергиль часто выходит к молодежи, ее рассказы при свете луны еще более эфектны – в лунном свете лицо ее обретает черты таинственности, на нем заметна жалость о быстро прошедших годах. Это не чувство раскаяния о содеянном, а сожаление о том, что ее молодые годы прошли слишком быстро, и она не успела сполна насладиться поцелуями и ласками, страстью и молодостью.
Жизненный путь Изергиль
Изергиль нравится общаться с молодыми людьми. Однажды некому молодому человеку представилась возможность узнать подробности личной жизни старухи. Несмотря на то, что по количеству участников их беседа должна была носить характер диалога, в реальности этого не происходит – все время занимает речь старухи, рассказы об ее личной жизни и любовных романах переплетаются с двумя легендами – о Данко и о Ларре. Эти легенды гармонично становятся вступлением и эпилогом рассказа – это не случайность. Содержимое их позволяет сделать более существенный акцент на деталях жизни старухи.
Свои юные годы Изегиль провела на берегу Бырлада в городе Фальчи. Из рассказа мы узнаем, что жила она с матерью и их заработок состоял из количества проданных и сотканных собственноручно ковров. В то время Изергиль была очень красивой. Она отвечала на комплименты солнечной улыбкой. Ее молодость, веселый нрав и, естественно, внешние данные не были не замеченными молодыми людьми разных положений в обществе и достатка – ней восхищались и в нее влюблялись. Девушка была очень эмоциональна и очень влюбчива.
В 15 лет она влюбилась по- настоящему. Ее возлюбленный был рыбаком, родом из Молдавии. Через четыре дня после их знакомства девушка отдалась возлюбленному. Молодой человек влюбился в нее до беспамятства и звал с собой за Дунай, но пыл Изергиль быстро иссяк – молодой рыбак уже не вызывал и нее ни страсти, ни интереса. Она отказалась от его предложения и начала встречаться с рыжим гуцулом, принеся немало горя и страданий рыбаку. Со временем он полюбил другую девушку, влюбленные решили уйти жить в Карпаты, но их мечта не осуществилась. По дороге, они решили зайти в гости к знакомому румыну, где были схвачены, а позже повешены. Старуха уже не любила рыбака, но случившееся значительно всколыхнуло ее сознание. Она сожгла дом обидчика – об этом она не говорит прямым текстом, утверждая, что у румына было много врагов, но и свою участь в пожаре не особо и отвергает.
Не долгой оказалась любовь девушки с гуцулом – она с легкостью его меняет на богатого, но немолодого турка. Изергиль поддерживает связь с турком не ради денег, ней, скорее всего, движет чувство интереса – она даже неделю живет в его гареме, оказавшись там девятой по счету. Однако общество женщин ей быстро наскучивает, к тому же у нее появляется новая любовь – шестнадцатилетний сын турка (самой Изергиль тогда было около 30). Влюбленные решаются на побег. Осуществить это действие им удалось сполна, но дальнейшая их судьба была не столь радужной. Юному человеку жизнь в бегах была не по силе – он умирает. Со временем она понимает, что судьба молодого турка была предсказуема – ошибочно было полагать, что столь молодой человек сможет выжить в сложных условиях, но мук раскаяния женщина не испытывает. Изергиль вспоминает, что на тот момент она была в расцвете сил. Чувствует ли его возлюбленная горе или раскаяние от понимания, что по ее прихоти умер молодой мальчик? Это скорее можно назвать легким сожалением, она слишком жизнерадостна, чтобы столь долго горевать. Горечь утраты детей ей также не знакома, поэтому сознание всей тяжести своего поступка она не видит.
Новая любовь сглаживает окончательно отрицательные воспоминания о смерти юноши. На этот раз объектом ее любви замужний болгарин. Его жена (или девушка, время стерло из памяти Изергиль этот факт) оказалась довольно решительной – она поранила любовницу в отместку за любовную связь с ее возлюбленным ножом. Долгое время эту рану пришлось залечивать, но и эта история Изергиль ничему не научила. На этот раз она убегает из монастыря, где ей оказали помощь, с молодым монахом – братом лечащей ее монахини. По пути в Польшу Изергиль разлюбила и бросила этого юношу. Тот факт, что она оказалась сама в чужом краю ее не пугает – она соглашается на предложение жида торговать собой. И делает это довольно успешно – не для одного пана девушка стала камнем преткновения. Из-за нее дрались и спорили. Один из панов даже решился осыпать ее золотом, лишь бы она была его, но гордая девушка отторгает его – она влюблена в другого, а к богатству она не стремится. В этом эпизоде Изергиль показывает себя бескорыстной и искренней – если бы она согласилась на предложение, то смогла бы отдать деньги за выкуп жиду и вернутся домой. Но женщина предпочитает правду – притворятся любимой в корыстных целях ей кажется немыслимым.
Ее новым возлюбленным был пан «с изрубленным лицом». Их любовь длилась недолго – предположительно его убили во время бунта. Изергиль эта версия кажется достоверной – пан слишком любил подвиги. После гибели пана женщина, несмотря на то, что чувства любви было взаимное горевать долго не стала – и влюбилась в венгра.
Последняя любовь
Горький след после этого события еще долгое время был у нее на душе. Изергиль осознает, что ее красота бесследно исчезает – ей пора остепениться. Под Аккерманом она «оседает» и даже выходит замуж. Муж ее уже год как умер.
Изергиль прожила здесь уже 30 лет, мы не знаем были ли у нее дети, вполне вероятно, что нет. Изергиль сейчас часто выходит к молодежи. Она это делает не потому, чтобы не чувствовать себя одинокой, а потому, что такое времяпровождение ей нравится. Молодые люди также не против, чтобы женщина приходила – ее рассказы их очень увлекают.
Чему нас учит Изергиль
Первое впечатление, после прочтение этого рассказа всегда неоднозначное – на первый взгляд, кажется, что автор в некой мере поощряет такой распутный, по нашим меркам, образ жизни – Изергиль не выносит уроков после очередной влюбленности (даже если она закончилась трагично по ее вине) и опять бросается в омут страстей и любви. Любовь женщины всегда была взаимной, но наказание в результате получают только ее возлюбленные – большинство их них трагически погибло. Предположительно, Горький использовал этот прием, чтобы донести до читателя, что все наши поступки имеют влияние на течение жизни других людей – мы не имеем права поступать безрассудно, ведь для других людей это может быть губительно. Значительная череда таких событий напрямую или косвенно связанная с Изергиль еще раз подтверждает эту мысль.
Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-подёнщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия — описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница людей из прошлого, с которыми судьба сталкивала рассказчицу. Третья сюжетная линия — легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки. Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.
Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в её жизни была любовь к людям. Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признаётся: «Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками» (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике. В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берёт верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко — идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.
Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, её незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, — это научить молодых, чтобы они не повторяли её ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою — молодому человеку — свои легенды. То есть героиня берёт на себя роль учителя, что можно считать четвёртой функцией образа Изергиль. Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по её мнению, не живут, а всё только примеряются жить, а когда пройдёт их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чём: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: «В жизни всегда есть место подвигам. Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно» (II).
Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль — главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает ещё в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя. Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.
Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещённая между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности. Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Всё это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.
Рассказ Горького «Старуха Изергиль» — рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая — легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко. Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, — люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень. Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
И лишь легенда воспевает имя Данко.
Значение образа
Образ старухи Изергиль значим для понимания идейного замысла рассказа. Горький стремился найти в человеке что-то особенное, он не был доволен тем, как живут его современники. Его огорчала некая инертность, сопряженная с желанием добиться выгоды, устроить себе «теплое» местечко и спокойную жизнь. Свою мысль он вкладывает в уста старухи, которая говорит, что нет больше прежнего героизма и силы духа. Кроме того, русских старуха не понимает из-за их угрюмости и серьезности. Неслучайно писатель не просто пересказывает легенду, а вводит образ старухи Изергиль. В рассказах М. Горького раннего периода такие герои не были редкостью. Макар Чудра, герой одноименного рассказа, выражает схожее мнение по поводу жизни современной молодежи. Он тоже стар, много повидал на своем веку и составил свое представление о смысле человеческой жизни.
Нетипичность образа
Автор вложил большое значение в образ и символы в рассказе «Старуха Изергиль». Для русской литературы XX столетия портрет главной героини был нетипичным. Несмотря на это, Максим Горький всегда воспевал в своих произведениях сильных людей. В описании образа центрального женского персонажа есть все те черты, которые ценятся писателем:
Все эти человеческие качества должны играть важную роль в становлении личности с самоценностью. Такие люди заслуживают уважения.
Несомненно, образ главной героини далек от высокой морали. Ей пришлось несладко. Нужно было проходить через массу трудностей. Значит, ей не чуждо понимание ценности труда, заработка денег, обретения товарищей, верности.
Художественное своеобразие рассказа
Образ старухи Изергиль значим и для структуры, и для формы произведения. Ведь благодаря этой героине повествование становится разнородным, многослойным. Сначала мы слышим голос автора-повествователя, который общается с Изергиль. При этом используется художественный стиль речи. Но когда вступает в дело героиня, все меняется. Новая стилистика, иные речевые обороты. Горькому удивительно точно удается копировать манеру разговора старой простой женщины. Именно потому, что легенды рассказывает сама Изергиль, они становятся еще более интересными. Не стоит забывать о том, что в рассказе соблюдены практически все принципы романтизма. Пейзаж, который открывает произведение, — это море и степь, место, где есть разгуляться сильной натуре, они символизируют свободу. Ночь, тени, искры придают ситуации некую загадочность. А главный признак романтизма — три необычных героя. Изергиль — воплощение жизненной энергии. Ларра совместил в себе все человеческие пороки. А Данко — это олицетворение смелости, добра и человеколюбия.
Итак, какую роль играет образ старухи Изергиль в одноименном рассказе? Самое главное — то, что в ее уста вложена идея Горького о правильной человеческой жизни, в которой нет места узким рамкам, ограниченности, скуке и безделью.