Что общего у науки и обыденного сознания
Тестовые задания в формате ЕГЭ по теме «Научное познание» для 10 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тест по теме «Научное познание общества» для 10 класса
1.Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется :
а) истина б) сознание в) мнение г) познание
а) относительной истиной б) абсолютной истиной в) объективной истиной г) теорией
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
4.Высшей формой теоретического познания является:
А) философия б) религия в) искусство г) обществознание
5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог « Государство», автором которого является:
а) Гомер б) Платон в) Аристотель г) Геродот
6.Верны ли суждения о познании:
Б.Ложные знания являются издержками процесса познания
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) дает истинные знания о предмете б) опирается на ощущения в) расширяет представления о мире
г) использует логические умозаключения
8.. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит:
а) непосредственное восприятие предмета б) систематизация информации в) классификация полученных данных г) формирование понятий
9. Верны ли суждения об истине:
Б.Основным критерием истинности является практика
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
10.Что общего у науки и обыденного сознания
а) язык описания явлений окружающего мира б) методы познания
в) являются результатами познания г) критически относятся к полученному знанию
11.Представителей философского направления, отрицающих возможность познания мира называют:
а) скептиками б) агностиками в) сенсуалистами г) оптимистами
12.Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?
а) философская антропология б ) экономика в) социология г) социальная психология
13.Вставь слово, пропущенное в схеме « Формы чувственного познания»:
а) ощущение б) ………. в) представление
Б) математическое моделирование
2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием
« истина»: отражение действительности, знание, конкретность, зависимость от человека, процесс. Найдите лишний термин и укажите его.
3. Установите соответствие:
2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная
3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны
4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений
4.Прчитайте текст и вставьте слова из списка :
Свои выводы наука формулирует в …….(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего….(2) к изучаемым явлениям. Всё, что наука делает своим …..(3), она исследует со стороны закономерностей и …..(4). Научное познание опирается на систему……(5) и вырабатывает свой собственный …..(6), отличный от обычного.
А) вопрос б) предмет в) проблема г) метод д) схема е) теория ж) язык з) субъект и) причина
6.Соотнесите понятие и определение:
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « познание»? Составь 2 предложения, которые содержат информацию о познании.
Ответы к тесту: часть А
2. зависимость от человека
1.А.И.Кравченко Учебник «Обществознание» для 10 класса, Москва, «Русское слово» 2010
2.С.В.Агафонов Рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание» Москва, «Русское слово» 2009
3.П.А. Баранов и др. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-984128
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Новое в блогах
Наука и обыденное сознание
Обыденное знание отличается от научного по нескольким параметрам.
Обыденное сознание интересуют только те объекты, которые могут быть непосредственно в его практической деятельности. Наука изучает и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего; она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности. Отсюда проистекает различие средств, которыми пользуются при освоении действительности наука и обыденное сознание: если первая выработала всевозможные формы материального, компьютерного и мысленного эксперимента, то второе полагается в основном на метод «проб и ошибок». Обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику человека (а язык науки выходит за ее рамки). Понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не освоенными в обыденной практической деятельности. Чтобы описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения.
Выработка наукой специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, является необходимым условием научного исследования. Язык науки развивается по мере проникновения во все новые области окружающего мира. Причем он способен оказывать воздействие на повседневный язык. Так, термины «электричество», «холодильник» были когда-то специфическими научными понятиями, а затем прочно вошли в повседневный язык.
Есть существенные отличия и по характеру организации собственно самого знания. Так, обыденные познания чаще всего не систематизированы. Они представляют собой конгломерат сведений, предписаний, рецептур деятельности и поведения. Их достоверность подтверждается благодаря успешности нашей повседневной практики. Что же касается науки, то нужны специфические способы обоснования истинности ее знания. Ими являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и логическая выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. В свою очередь, процедуры выводимости обеспечивают перенос истинности с одних фрагментов знания на другие, благодаря чему они становятся связанными между собой и организованными в систему.
Поэтому в науке изучение объектов, выявление их свойств и связей всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Любое исследование в науке должно начинаться с построения определенного метода.
При всем различии науки и обыденного сознания необходимо отметить, что они всегда тесно связаны друг с другом по всем выделенным параметрам.
Тест по теме «Научное познание общества» для 10 класса к учебнику А. И. Кравченко
Тест по теме «Научное познание общества» для 10 класса к учебнику А. И. Кравченко
Часть А
1. Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется :
а) истина б) сознание в) мнение г) познание
2. Полное, исчерпывающее знание называется:
а) относительной истиной б) абсолютной истиной в) объективной истиной г) теорией
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
4. Высшей формой теоретического познания является:
А) философия б) религия в) искусство г) обществознание
5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог « Государство», автором которого является:
а) Гомер б) Платон в) Аристотель г) Геродот
6. Верны ли суждения о познании:
А. Цель познания – приобретение любых знаний об окружающем мире
Б. Ложные знания являются издержками процесса познания
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) дает истинные знания о предмете б) опирается на ощущения в) расширяет представления о мире
г) использует логические умозаключения
а) непосредственное восприятие предмета б) систематизация информации в) классификация полученных данных г) формирование понятий
9. Верны ли суждения об истине:
Б. Основным критерием истинности является практика
а) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
10. Что общего у науки и обыденного сознания
а) язык описания явлений окружающего мира б) методы познания
в) являются результатами познания г) критически относятся к полученному знанию
11. Представителей философского направления, отрицающих возможность познания мира называют:
а) скептиками б) агностиками в) сенсуалистами г) оптимистами
12. Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?
а) философская антропология б ) экономика в) социология г) социальная психология
13. Вставь слово, пропущенное в схеме « Формы чувственного познания»:
а) ощущение б) ___. в) представление
Часть В
1. Установите соответствие:
Метод научного познания | Уровень научного познания |
А) эксперимент | |
Б) математическое моделирование | 2. Эмпирический |
В) наблюдение | |
Г) анализ |
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием
« истина»: отражение действительности, знание, конкретность, зависимость от человека, процесс. Найдите лишний термин и укажите его.
3. Установите соответствие:
Положение | Вид познания |
1. общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность | |
2. для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная | Б) обыденное |
3. общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны | В) художественное |
4. одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений |
4. Прчитайте текст и вставьте слова из списка :
А) вопрос б) предмет в) проблема г) метод д) схема е) теория ж) язык з) субъект и) причина
6. Соотнесите понятие и определение:
понятие | определение |
1. Проблема | А) высшая, самая развитая форма организации научных знаний, систематизированное обобщенное знание |
2. Гипотеза | Б) форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать, вопрос, требующий ответа |
3. Теория | В) предполагаемое решение проблемы, предположение, догадка |
Часть С
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « познание»? Составь 2 предложения, которые содержат информацию о познании.
Ответы к тесту: часть А
1-г | 2-б | 3-а | 4-а | 5-б |
6-в | 7-г | 8-а | 9-в | 10-в |
11-б | 12-б | 13-восприятие |
2. зависимость от человека
Использованная литература:
1. А. И. Кравченко Учебник «Обществознание» для 10 класса, Москва, «Русское слово» 2010
2. С. В. Агафонов Рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание» Москва, «Русское слово» 2009
3. П. А. Баранов и др. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва,
Л. Н. Майорова, МБОУ » Берёзовская СОШ», Нижнеингашский район, Красноярский край
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Тест по обществознанию «Научное познание общества»
Описание разработки
Тест состоит из 3 частей, задания подобраны с учетом сдачи ЕГЭ по предмету. Ответы прилагаются. Тест может быть использован при текущей проверке знаний.
Задания:
Часть А
1. Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется :
а) истина б) сознание в) мнение г) познание
2. Полное, исчерпывающее знание называется:
а) относительной истиной б) абсолютной истиной в) объективной истиной г) теорией
3. Верны ли следующие суждения о социальном знании?
А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.
Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов.
А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
4. Высшей формой теоретического познания является:
А) философия б) религия в) искусство г) обществознание
5. Первым трудом по обществознанию считается философский диалог « Государство», автором которого является:
А) Гомер б) Платон в) Аристотель г) Геродот
6. Верны ли суждения о познании:
Б. Ложные знания являются издержками процесса познания
А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
7. Рациональное познание, в отличие от чувственного:
а) дает истинные знания о предмете б) опирается на ощущения в) расширяет представления о мире
г) использует логические умозаключения
А) непосредственное восприятие предмета б) систематизация информации в) классификация полученных данных г) формирование понятий
9. Верны ли суждения об истине:
Б. Основным критерием истинности является практика
А) верно только б) верно только Б в) верно А и б г) оба суждения неверны
10. Что общего у науки и обыденного сознания
А) язык описания явлений окружающего мира б) методы познания
в) являются результатами познания г) критически относятся к полученному знанию
11. Представителей философского направления, отрицающих возможность познания мира называют:
А) скептиками б) агностиками в) сенсуалистами г) оптимистами
12. Какая наука является лишней в перечне наук, изучающих проблемы человека?
А) философская антропология б ) экономика в) социология г) социальная психология
13. Вставь слово, пропущенное в схеме « Формы чувственного познания»:
Обыденное сознание и наука
«Повседневное познание в чем-то похоже на науку, но в чем-то и отлично. Говорить о рождении науки можно тогда, когда здравый смысл, обыденное сознание преодолеваются, исчерпывают себя, и разум высвобождается из-под власти привычки, утилитарнорассудочного мышления, переходя к объективному и беспристрастному анализу и синтезу.
«Особенностью современного обыденного сознания выступает паранаучная символика страха. Материал для последнего черпается в науке, которая рассматривается как причина страха или, что почти одно и то же, как источник информации о нем. Невидимая радиоактивность вошла в нашу жизнь в основном после Чернобыля, и индикаторы радиоактивности повседневно используются отныне при покупке как клюквы на рынке, так и пиломатериалов для строительства дачи. Страх перед СПИДом или холестерином расслаивает общество, входя в повседневность значительной его части. И здесь же двойственность, которой оказывается чревата как неумеренность в сексе, так и неумеренность в пище, заставляет обращать внимание на конфликт повседневного сознания с наукой. Еще вчера вполне невинное удовольствие сегодня проблематизируется.
познания. Если истина в какой-то степени «свободна» от эмоциональных переживаний, является в знании как бы идеальным фоном, то знание невозможно без таких компонентов, которые обеспечивают ему более эффективные, чем у истины, практическую, ценностную, регулирующую и другие функции. Эта мысль содержится во многих историко-философских концепциям, в которых даны примеры прямого свидетельства различия истины и знания. Именно при сопоставлении истины с личностным знанием можно высветить действительные достоинства, отличительные признаки знания вообще. Нельзя смешивать личное и личностное знание, это не одно и то же. Личные — все знания, накопленные индивидом в течение его жизни, личностные — ставшие для него внутренними органически вплетенные в духовность человека личные знания.
познания, различение первичного и повторного вариантов,
«Как писали представители школы социологии знания, реальность повседневной жизни есть реальность упорядоченная. Ее феномены уже систематизированы в образцах, которые кажутся независимыми от субъективного понимания и которые налагаются на него. Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение и эти объективации, и сама повседневная жизнь. Реальность повседневной жизни представляется как интерсубъективный мир, который разделяется с другими людьми. Именно благодаря интерсубъективности повседневная жизнь резко отличается от других осознаваемых человеком реальностей. «Повседневное знание — это знание, которое разделяется с другими людьми в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. Значительная часть социального запаса знания представляет собой рецепты решения повседневных проблем. Обычно человек мало заинтересован
в том, чтобы выходить за рамки этого практически необходимого знания, посредством которого можно решать его проблемы. Социальный запас знания дифференцирует реальность по степени знакомства. Он дает сложную и подробную информацию о тех секторах повседневной жизни, с которыми часто сталкиваются, и гораздо более общую и неточную — об удаленных секторах. Так, знание собственной профессии и ее мира — очень специальное, глубокое и полное, тогда как о профессиональных мирах других людей знание довольно поверхностно.
Некоторым преувеличением воможностей обыденного сонания представляется позиция С.Г.Кара-Мурзы: «Принимать
«Для того чтобы понять познание во всем разнообразии его форм и типов, необходимо изучать эти до-научные и вне-научные формы и типы знания. Самое важное при этом то, что научное знание не просто предполагает эти формы» но и взаимодействует с ними. Это было хорошо показано, в частности, при изучении обыденного языка в философии позднего Витгенштейна и его последователей. Напр., сама идентиикация предметов исследования в научной психологии предполагает обращение к тем явлениям, которые были выделены здравым смыслом и зафиксированы в обыденном языке: восприятие, мышление, воля, желание и т. д. То же самое в принципе относится и ко всем другим наукам о человеке: социологии, филологии и др. Подобные идеи развивал и Э. Гуссерль в своих поздних работах, когда он пытался показать, что ряд проблем в современной науке и европейской культуре являются следствием забвения факта укорененности исходных абстракций научного познания в обыденном «жизненном мире». Наука не обязана следовать тем разграничениям, которые осуществляет здравый смысл. Но она не может не считаться с ними. В этой связи взаимодействие обыденного и научного знания может быть уподоблено отношениям между разными познавательными традициями, которые взаимно критикуют друг друга и в этой критике