Что общего у одноклеточных животных и чем отличаются 7 класс
Общая характеристика одноклеточных животных
Урок 4. Беспозвоночные животные [биология 7 класс]
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общая характеристика одноклеточных животных»
В 1675 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, рассматривая с помощью микроскопа каплю воды, увидел одноклеточных животных. Размеры большинства простейших очень малы, поэтому их можно рассмотреть только с помощью микроскопа. Существуют и довольно крупные виды, длиной до нескольких сантиметров.
Одноклеточных животных иначе называют простейшими. К одноклеточным, или простейшим, относятся животные, тело которых состоит только из одной клетки. Эта клетка представляет собой целый организм, который способен самостоятельно существовать, т.е. передвигаться, дышать, питаться, размножаться.
Рассмотрим общее строение одноклеточных организмов.
Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной. Основные компоненты клетки одноклеточных – ядро и цитоплазма. В цитоплазме содержатся все органоиды, характерные для животной клетки – это митохондрии, рибосомы, лизосомы, комплекс Гольджи, эндоплазматическая сеть. Кроме этого, у простейших имеются органоиды специального назначения. Функцию пищеварения выполняет пищеварительная вакуоль, функцию выделения – сократительные вакуоли. Органоидами движения у простейших могут быть ложноножки (они представляют собой выросты цитоплазмы), жгутики (движение тела происходит благодаря вращению жгутика), реснички (движение происходит благодаря гребным движениям ресничек).
Большинство простейших имеет гетеротрофный тип питания – они используют готовые органические вещества, но некоторые способны к фотосинтезу и являются автотрофами.
Рассмотрим способы питания простейших. Простейшие, не имеющие постоянной формы тела, способны захватывать пищу всей его поверхностью с помощью фагоцитоза и пиноцитоза. Фагоцитоз – захват пищевых частичек, а пиноцитоз – захват капелек жидкости с помощью ложноножек.
Одноклеточные с постоянной формой тела имеют клеточный рот, клеточную глотку, а также орган выделения – порошицу. Питаются одноклеточные другими простейшими, бактериями и водорослями.
Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. В организм простейшего постоянно поступает вода, содержащая кислород, и она удаляется вместе с углекислым газом через сократительную вакуоль.
Простейшие способны к раздражимости – они воспринимают изменения окружающей среды и реагируют на температурные, световые и химические раздражители. Например, они отплывают от кристаллов поваренной соли или приближаются к группе бактерий, которыми питаются. Кристаллы поваренной соли и бактерии – это раздражители. Такие передвижения называются таксисами. Движение к источнику раздражения называется положительным таксисом, движение от раздражителя – отрицательным таксисом. Например, эвглены зелёные всегда плывут к освещённой части водоёма, т.е. они обладают положительным фототаксисом.
Размножение простейших происходит преимущественно бесполым способом. Сначала надвое делится ядро, затем делится цитоплазма. Однако часто встречается и половой процесс.
Внешне они весьма разнообразны. Обитают одноклеточные животные преимущественно в морской и пресной воде, влажной почве. Известно много паразитических форм, обитающих в телах других животных или растений и питающихся за их счет.
При наступлении неблагоприятных условий, например, при высыхании водоемов, повышении или понижении температуры, простейшие превращаются в цисту. Клетка теряет органоиды движения, из цитоплазмы удаляется вода и клетка покрывается толстой защитной оболочкой и переходит в состояние покоя. В цистах процессы жизнедеятельности клетки практически прекращаются, они могут оставаться жизнеспособными в течении десятков и даже сотен лет. В состоянии цисты они могут перемещаться на большие расстояния и при наступлении благоприятных условий оболочка цисты растворяется, и клетка переходит в активное состояние.
В систематике Одноклеточные составляют подцарство в царстве животных. В подцарстве выделяют следующие типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории и Споровики.
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 3 Общая характеристика одноклеточных Корненожки
Стр. 18. Вспомните
№ 1. Из каких частей состоит клетка?
Клетка состоит из таких частей: клеточная мембрана, ядро, вакуоля и цитоплазма.
№ 2. Каковы общие признаки животных?
К общим признакам животных относится:
Отсутствие клеточной стенки, пластид, вакуоль в составе клетки, а также расположение в ядра по центру;
Наличие органов передвижения, благодаря которым животные могут перемещаться в своей среде обитания;
Наличие системы органов (нервная, пищеварительная и т.д.);
Гетеротрофный тип питания (неспособность к синтезированию органических веществ из неорганических);
Ограниченность роста наследственными признаками и особенностями вида;
Симметрия тела и деление его на отделы (голова, туловище, конечности и т.д.). При этом симметрия может быть лучевой или радиальной (через одну точку или ось проходит несколько плоскостей симметрии – встречается у простейших, кишечнополостных) и двусторонней (плоскость делит тело на две симметричные половины – встречается у большинства животных).
Стр. 21. Лабораторная работа. Разведение и изучение амеб в лаборатории
Подготавливаем питательную среду для амеб. Для этого в чашку Петри наливаем охлажденную кипяченую воду, кладем несколько неочищенных зерен риса. Закрываем чашку Петри и ставим в теплое темное место.
Через несколько дней вокруг зерен риса образуются мутные облачка – это скопления бактерий, которые будут служить пищей амеб в культуре.
В приготовленную питательную среду с помощью пипетки вносим культуру амеб. Закрываем чашку Петри и ставим в теплое темное место. Амебы очень чувствительны к температуре, которая должна поддерживаться на уровне +20…+30℃.
Примерно через две недели мы можем рассмотреть амеб с помощью лупы под микроскопом.
Амеба – простейшее, которое является представителем царства Одноклеточные. Живет в воде. Поверхность ее тела нежная и без воды практически мгновенно высыхает. Внешне амеба похожа на маленький комочек серого цвета без постоянной формы. Для передвижения у нее постоянно образуются ложноножки – выросты, которые меняют форму.
Стр. 21. Вопросы после параграфа
№ 1. Каковы общие признаки простейших?
К подцарству Простейшие относят животных, тело которых состоит только из одной клетки. Их размеры достигают в среднем 0,1 – 0,5 мм, но также известны особи, чья величина составляет около 0,01 мм и чуть более 1 см. Еще один признак простейших – наличие жгутиков, ресничек или ложноножек, позволяющих этим организмам передвигаться.
В составе тела у них есть ядро (одно или несколько). По типу питания их различают как миксотрофы, так и гетеротрофы. Размножаются простейшие бесполым или половым путем. Могут реагировать на раздражители окружающей среды и поддерживать постоянство своей внутренней среды.
№ 2. Назовите органеллы корненожек. Какие функции они выполняют?
Корненожки – это одноклеточные организмы, которые передвигаются при помощи псевдоподий (ложноножек). У корненожек органеллами являются: ядро, эктоплазма (внутренний слой), эндоплазма (наружный слой), ложноножка, митохондрии, пищеварительная и сократительная вакуоли.
Ядро содержит в себе генетическую информацию. Эктоплазма участвует в механизме движения клетки. Эндоплазма является средой, в которой содержится ядро, органеллы, пластиды, вакуоли и т.д. Ложноножка в строении корненожек служит для передвижения и захвата пищи. Функция митохондрий заключается в окислении органических соединений и дальнейшем синтезе АТФ с использованием энергии окисленных соединений.
Пищеварительные вакуоли выполняют функцию переваривания пищи, поступающей в клетку. Непереваренные ее остатки у одних организмов выводятся в разных местах на поверхности клетки, а у других – через специальные органеллы. Эти специальные органеллы – сократительные вакуоли, которые отвечают за выведение из организмов корненожек избыток воды и продукты обмена, которые вредны для их организмов.
№ 3. В какой среде живут и как передвигаются амебы?
Обитают амебы на дне пресноводных водоемов со стоячей водой. Наиболее благоприятной средой для них являются гниющие пруды и болота, где есть много бактерий. При наступлении плохих условий обитания амеба округляется, образует цисту – прочную оболочку и прекращает потребление пищи. При улучшении условий она выходит из цисты и возвращается к обычному образу жизни.
Передвигается амеба со скоростью около 0,2 мм в минуту, выпуская ложноножки в определенном направлении. Она уползает от механического раздражения, яркого света, повышенных концентраций растворенных в воде веществ. Под микроскопом амеба выглядит, как капелька воды, размером до 0,5 мм. В процессе движения можно видеть, как ее цитоплазма перетекает от одного полюса клетки к другому. По направлению потока цитоплазмы и формируется ложноножка.
№ 4. В чем заключается внутриклеточное пищеварение?
Внутриклеточное пищеварение – это процесс переваривания пиши, который протекает внутри клеток и наблюдается у простейших, например, у амебы. С помощью ложноножек они захватывают пищу (бактерию, водоросль), обтекают ее своим телом вокруг и захватывают внутрь своей цитоплазмы вместе с небольшим объемом жидкости. В результате в цитоплазме образуется пищеварительная вакуоль – пузырек с пищевыми включениями.
Стр. 21. Задание
Сравните одноклеточных животных с бактериями, одноклеточными водорослями и грибами. Составьте таблицу «Сходство и различия одноклеточных организмов».
Одноклеточные животные | Бактерии | Одноклеточные водоросли | Грибы |
---|---|---|---|
Сходство | |||
Основной структурной единицей является клетка, которая содержит ядро (генетический аппарат), цитоплазму, клеточную мембрану, рибосомы. | |||
Различия | |||
Подвижные | В строении ядро отсутствует. | Наличие целлюлозной оболочки и хлорофилла. | Наличие хитиновой оболочки; питаются готовыми веществами. |
Стр. 21. Подумайте
Почему в современном животном мире одноклеточные животные являются многообразной группой?
Одноклеточные животные являются многообразной группой в современном мире, потому что считаются неприхотливыми к условиям обитания организмами и отличаются высокой скоростью размножения, благодаря чему смогли освоить все среды жизни.
Урок Общая характеристика одноклеточных животных типа Простейшие. Классификация типа Простейшие». «.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зайцева Елена Владимировна
МБОУ СШ №40 города Смоленска
Тема урока: Общая характеристика одноклеточных животных типа Простейшие. Классификация типа Простейшие.
Цель урока: формирование у учащихся представление о типе простейшие или одноклеточные, об особенностях их жизнедеятельности в связи с одноклеточностью, о классификации и основных представителя данного типа
Предметные результаты : н аходить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетки организма. Знать основные классы животных их систематику.
Личностные результаты : воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Познавательные : осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные : самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели..Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Оборудование и материалы: таблицы «Простейшие», «Инфузория туфелька», «Размножение простейших», микроскопы, микропрепараты
Учитель: Подумайте над следующими вопросами и дайте ответы на следующие вопросы:
— Относятся они к живой или неживой природе?
— Чем они отличаются от других живых организмов?
— Много ли их в мире?
— Приносят они вред или пользу?
(все высказывания записываются на доске в « Корзине идей» и остаются до конца урока для осмысления и рефлексии)
Учитель: Какая тема сегодняшнего нашего урока? Зачем нам нужно изучать данные объекты?
Какие отличительные черты можно выделить для данных организмов?
( учитель предлагает одному из учеников подчеркнуть их в « Корзине идей»)
Учитель : Давайте ознакомимся с научными сведениями об этих организмах.
ПРИЁМ «ИНСЕРТ» по ходу чтения ставятся значки:
«?»-не понятно, хочу разобраться (эти места в тексте нужно подчеркнуть)
Подведение итогов (фронтально)
-Что нового узнали из текста?
-Что было непонятно (возможно какие – либо термины)?
Учитель предлагает учащимся выписать непонятные слова себе в тетрадь и дома найти их значение в словарях.
Лабораторная работа « Строение и жизнедеятельность простейших»
Цель: изучение строение простейших (амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки) под микроскопом.
Рассмотрите под микроскопом микропрепараты простейших.
Зарисуйте амебу обыкновенную, сделайте обозначения.
Зарисуйте эвглену зеленую, сделайте обозначения.
Зарисуйте инфузорию-туфельку, сделайте обозначения.
«Сходство и различие простейших»
-Почему эти животные получили название простейшие?
-Докажите, что, несмотря на простоту строения простейшие настоящие живые организмы.
Учитель: Ребята, давайте обсудим содержание нашей «Корзины». Учащиеся решают, какие слова оставить в корзине, а какие нет. С оставшимися словами учитель предлагает составить синквейн.
2-я строка- 2 прилагательных
3-я строка-3 глагола
5-я строка завершающее слово.
Учащиеся составляют в паре и выносят их на всеобщее обсуждение.
3. Двигаются, размножаются, питаются
4. Простейшие представляют собой целый организм.
5.Организм
5. Подведение итогов урока и домашнее задание поработать с непонятными словами, найти их значение в словарях и записать их в тетрадь.
Найти следующую информ ацию: «Простейшие – наши враги или друзья?»
Bio-Lessons
Образовательный сайт по биологии
Одноклеточные животные (Простейшие)
Простейшие — одноклеточные организмы, строение которых можно изучить только с помощью микроскопа. В клетке такого организма располагается цитоплазма с одним или несколькими ядрами. В настоящее время науке известно около 70 тыс. видов простейших.
Одноклеточные беспозвоночные имеют простое строение, несмотря на это, такие процессы как обмен веществ, процессы пищеварения, дыхания, размножения и движения осуществляются так же как на уровне многоклеточного организма.
Следовательно, эта самостоятельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Одна единственная клетка выполняет у них функции всего организма. Движутся они с помощью ложноножек, жгутиков или ресничек. Обитают в пресной и соленой воде, почве, а также ведут паразитический образ жизни в теле человека и животных. Определенные виды простейших живут колониями.
Впервые одноклеточных рассмотрел под микроскопом голландский ученый Антони ван Левенгук.
Немаловажную роль играют большая численность и широкое распространение простейших в природе. Питаются они бактериями, одноклеточными водорослями или другими простейшими. В свою очередь, сами они служат пищей для множества животных. Особое внимание им уделяется при исследовании периодов возникновения и развития живых организмов на Земле, деталей возникновения мира многоклеточных беспозвоночных.
По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Наиболее изучены саркомастигофоры, ресничные и споровики (рис.1).
Рис.1 Классификация простейших
Многие саркодовые обитают в морях и пресных водах (амеба) (рис.2), есть и паразитирующие виды (дизентерийная амеба).
Рис.2 Строение амебы обыкновенной
Некоторые саркодовые живут в почве и моховых подушках болот и лесов. Многие имеют внутренний или наружный (в виде раковинки: арцелла, радиолярия, диффлюгия) скелет (рис.3).
Рис.3 Раковинные саркодовые
У представителей корненожек форма клетки, постоянно меняясь, образует ложноножки. Это их органеллы захвата пищи и движения (рис.4).
Рис.4 Схема питания амебы обыкновенной
Размножаются корненожки простым делением клетки пополам (рис.5)
Рис.5 Деление амебы обыкновенной
При наступлении неблагоприятных условий (высыхание водоема, низкие температуры и т.п.) простейшие образуют защитную оболочку — цисту.
Представители жгутиковых имеют постоянную форму тела и передвигаются с помощью специальных выростов — жгутиков.
Трипаносома, лямблии и трихомонада являются паразитами и вызывают заболевания как у людей так и у животных. Лейшмания вызывает лейшманиозы, поражая кожу животных и человека. Переносчиком лейшмании является москит.
К колониальным формам жгутиковых относится вольвокс, который образует колонию в виде катящегося шара.
Представители имеющие хлоропласты (эвглена зеленая), питаются за счет фотосинтеза. Красный светочувствительный глазок позволяет им находить освещенные участки водоема (рис. 6).
Рис.6 Многообразие жгутиковых
У ресничных простейших (рис. 7) клетка устроена более сложно: имеются 2 ядра, клеточный рот, глотка. Сократительные вакуоли служат для удаления избытка воды из клетки.
Рис.7 Строение инфузории-туфельки
Размножаются ресничные как простым делением клетки, так и обменом ядрами. В частности в ходе сближения простейшие обмениваются малыми (генеративными) ядрами. Данный процесс представляет собой форму полового размножения — конъюгация (рис.8).
Рис.8 Конъюгация инфузории
Органом передвижения являются реснички. (инфузория-туфелька.) Форма тела у нее постоянная. Снаружи оно покрыто плотной тонкой защитной оболочкой.
Сувойки — одиночные или колониальные формы ресничных одноклеточных, ведущие прикрепленный образ жизни (рис.9).
Споровики — это класс паразитических простейших (рис. 10). У них нет органов захвата пищи и передвижения. В организм хозяина они попадают при кровососании (малярийный плазмодий) или с недоброкачественной пищей. Паразитируют в клетках, тканях и органах животных и человека.
Малярию переносят комары из рода Анофелес.
Рис.10 Схема развития малярийного плазмодия
1 — укус малярийного комара
2 — проникновение плазмодия в клетки печени
3 — первая стадия деления
4 — выход плазмодия из клеток печени с дальнейшим проникновением в кровяные тельца (цикличная стадия второго деления)
5 — зрелая стадия плазмодия (вновь попадает в тело комара)
У одноклеточных беспозвоночных простое строение. Эта самостоятельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Они питаются одноклеточными водорослями, бактериями или другими простейшими. По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Рассмотрены 3 из них: саркомастигофоры, ресничные и споровики.
Одноклеточных животных — простейших изучает раздел зоологии протозоология.