Что общего у оттепели хрущевского времени и политики гласности горбачева
Что общего у оттепели хрущевского времени и политики гласности горбачева
Подробное решение Параграфы § 44 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. Что общего у «оттепели» хрущёвского времени и политики гласности М.С. Горбачёва? Чем они отличаются? Определите критерии для сравнения.
Ответ. Различия (и совсем немного сходств):
1) в период «оттепели» начались реабилитации жертв репрессий, но они коснулись далеко не всех их категории, в «перестройку» началась поголовная реабилитация (Вопросы возникали только по отдельным личностям, вроде Л.П. Берии);
2) в период «оттепели» развенчан культ личности И.В. Сталина, но рамки критики его режима жёстко ограничивались партией, в «перестройку» было опубликовано огромное количество воспоминаний и исследований, раскрывавших правду об этом тёмном периоде во всей полноте;
3) в период «оттепели» опубликованы были лишь некоторые ранее запрещённые произведения, другие оставались под запретом, появились также запреты новые, в то время как «перестройка» все запреты сняла, опубликовано то, что десятилетиями перепечатывалось тайно на машинках, появились издания творений эмигрантов и издания на русском языке ранее не переводившихся произведений;
4) в период «перестройки» появилась критика действующего руководства, в то время как во время «оттепели» она была не возможна.
Вопрос 02. Охарактеризуйте основные направления, наметившиеся в СМИ изучаемого периода. Интересы каких социальных сил были в них представлены? Что их разделяло? Было ли что-то, объединявшее все названные направления?
Ответ. Общим во всех этих направлениях была критика существующего положения дел, а разделял их круг затронутых проблем. Обсуждали следующее:
1) статус и привилегии номенклатуры – тема отвечала интересам всех слоёв общества, кроме номенклатуры;
2) причины и последствия пренебрежения интересами экологии – обсуждение велось в интересах всего общества, но понимала это небольшая его часть;
3) проблемы здоровья людей – обсуждение велось в интересах всего общества;
4) права военнослужащих и «дедовщина» в армии – в интересах подлежащих призыву, то есть почти всего мужского населения определённого возраста;
5) возможности отказаться от милитаризации экономики – обсуждение велось в интересах всего общества.
Вопрос 03. Как вы думаете, почему в условиях поиска новых путей развития страны внимание общества оказалось привлечено к анализу исторического прошлого России, СССР?
Ответ. Потому что именно в прошлом надеялись найти ответ на Вопросы, почему современность так безрадостна и по какому пути развития лучше пойти.
Вопрос 04. В чём состояли идеи демократической трансформации общества, высказываемые в изучаемое время? Насколько они совпадали с первоначальными планами реформирования жизни страны, провозглашёнными М.С. Горбачёвым?
Ответ. В самом начале М.С. Горбачёв хотел всего лишь увеличить эффективность экономики, не меняя систему управления страной. А идеи в разгар «перестройки»:
1) введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
2) правовое закрепление гражданских прав и свобод;
3) признание эффективности рыночной экономики и целесообразности её полного господства;
4) утверждение гарантий защиты независимости СМИ.
Вопрос 05. Как вы считаете, был ли неизбежен политический раскол общества, произошедший в период руководства М.С. Горбачёвым КПСС и Советским государством?
Ответ. В стране, где было живо и вполне активно поколение, в сталинское время делившееся на жертв и палачей раскол общества был неизбежен при любой степени гласности, тем более что другие поколения считались приемниками либо одних, либо других. Раскола можно было избежать только продолжением идеологической политики времён «застоя», что имело бы гораздо более негативные последствия.
Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политики гласности М?
Что общего у «оттепели» хрущевского времени и политики гласности М.
Чем они отличаются?
Определить критерий для сравнения.
НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА плюсы Хрущевской оттепели?
НАПИШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА плюсы Хрущевской оттепели.
Внутренняя политика М?
Внутренняя политика М.
Украина в годы Хрущевской «оттепели «?
Украина в годы Хрущевской «оттепели «.
Что означала хрущевская «оттепель» в духовной сфере?
Что означала хрущевская «оттепель» в духовной сфере?
Плюсы и минусы политики Горбачева?
Плюсы и минусы политики Горбачева.
СРОЧНО?
Можно ли называть хрущевское десятилетие «оттепелью»?
Аргументируйте свой ответ.
Политика перестройки и гласности М?
Политика перестройки и гласности М.
С. Горбачева и ее результаты и последствия.
Сложности и противоречия в политике гласности объясняются?
Сложности и противоречия в политике гласности объясняются?
Написать сочинение размышление на тему уроки хрущевской оттепели?
Написать сочинение размышление на тему уроки хрущевской оттепели.
Подскажите плюсы и минусы политики гласности)?
Подскажите плюсы и минусы политики гласности).
Возвращаяс я заметил маленького детеныша. Он был очень слабый. Его маму убили соплеменники. Мне стало жалко малыша и решил взять его дамой. Там я его покормил одел так прошло время пока он не вырос и не помогал мне.
1990 ма наложила Нью осшлдсгазлю очщрж оч.
В римской истории III в. Н. э. Стал временем болезненных, но важных перемен, затронувших все сферы общественной жизни. В течение всего века происходили заметные изменения в экономике империи. Существенные изменения происходили и в социальной стру..
В римской истории III в. Н. э. Стал временем болезненных, но важных перемен, затронувших все сферы общественной жизни. В течение всего века происходили заметные изменения в экономике империи. Существенные изменения происходили и в социальной стру..
Потому что Вавилонское царство существовало на тех же землях, что и Шумеры и вобрало в себя многое от них : письменность, систему организации общества, религиозные верования и др.
Всё было так : При виде фараона обычный египтянин скорее всего упал в обморок. Они ведь даже не мечтали о таком) С вельможей тоже самое но чуть поспокойнее. Вельможи бывали в шоке, теряли дар речи, а иногда даже в обморок падали) фараон для них был..
Сравните политику, вошедшую в историю как «хрущевская оттепель» и «перестройка». Установите сходства и различия в механизмах реализации этой политики
Памятка-алгоритм сравнения исторических событий и явлений:
1. Проанализируйте события или явления, выделите критерии сравнения.
2. Определите черты сходства и различия.
3. Если возможно, выделите этапы явления, определите, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
4. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.
Ответ:
Критерии для сравнения | «Хрущевская оттепель» | Перестройка |
Период проведения | 1953 – 1964 гг. | 1985 – 1991 гг. |
Руководитель СССР/ БССР | Хрущев / Патоличев (1950 – 1956); Мазуров (1956 – 1965) | Горбачев / Соколов (1987 – 1990) |
Суть политики | Неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина. Характеризовался осуждением культа личности Сталина, репрессий 1930-х годов. Проводилась относительная либерализация аппарата государственной власти. Были освобождены политические заключенные, ликвидирован ГУЛАГ, проведена частичная реабилитация невинно осужденных. Появилась относительная свобода слова | Общее название реформ и новой идеологии советского руководства, используемое для обозначения больших перемен в экономической и политической структуре СССР. |
Основные мероприятия | Десталинизация, демократизация, повышение роли советов | Ускорение темпов экономического развития. Политика гласности. Новое мышление |
Отличия | Политика не была направлена на изменения основ общественного строя СССР. Нельзя утверждать, что «оттепель» – это целенаправленная деятельность государства, скорее связана с личностью Хрущева и желанием закрепить свою власть в партии и государстве | Перестройка – это общее название ряда отдельных реформ в разных сферах жизни общества. Цель – изменить основы общественного устройства, отойти от основ марксизма-ленинизма и построить социализм с человеческим лицом |
Вывод | Свернута с отстранением Хрущева от власти | Привела к обострению социально-экономического и политического кризиса, что и привело к развалу СССР в 1991 году |
2. Дайте сравнительную характеристику событий истории Беларуси по предложенным или самостоятельно определенным признакам:
«Социально- экономическая политика 1920-х гг.»
Признаки для сравнения | Политика «Военного коммунизма» | Новая экономическая политика |
Время проведения | Период гражданской войны | |
Основные мероприятия | 1.бесплатность всех услуг, 2.всеобщая трудовая повинность 3. 4. 5. | 1.разрешили частную собственность, 2.наем рабочей силы 3. 4. 5. 6. |
Особенности проведения | ||
Основные итоги | Выстояли в период гражданской войны | Смогли восстановить экономику страны |
Вывод о эффективности предлагаемых политик | Помогла … | Была эффективна так как … |
Ответ:
Признаки для сравнения | Политика «Военного коммунизма» | Новая экономическая политика |
Время проведения | Период гражданской войны | Окончание гражданской войны |
Основные мероприятия | Продразверстка, бесплатность всех услуг, уравниловка в зарплате, всеобщая трудовая повинность | Продналог, разрешили частную собственность, кооперацию, коммерческую деятельность, наем рабочей силы, денежная реформа |
Особенности проведения | Гражданская война нужны деньги для армии и фронта, продразверстка | Война закончилась, люди хотели послабления, продналог был в два раза меньше продразверстки и доводился накануне сева |
Основные итоги | Выстояли в период гражданской войны, сохранили Советскую власть | Смогли восстановить экономику страны |
Вывод о эффективности предлагаемых политик | Помогла выстоять и победить в гражданской войне | Была эффективна так как очень быстро смогли восстановить экономику |
3.Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом:Определите, о каком общественно-политическом процессе свидетельствует участие БССР в основании Организации Объединенных Наций.
Ответ:
1. На Тегеранской конференции в ноябре – декабре 1943 г. Руководители СССР и США, Великобритании обсуждали вопрос о создании международной организации, способной решать глобальные проблемы человечества, быть гарантом мира и безопасности во всем мире.
2.СССР предложили включить в комиссию Объединенных наций по военным преступления семи советским республикам. Но страны запада заявили, что республики как члены СССР не имеют конституционного права для международной деятельности. В связи с этим в начале 1944 г. В Конституцию СССР было внесено положение о том, что союзные республики имеют право «вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатическими представителями». В марте 1944 г. Верховный Совет БССР принял Закон об образовании Народного комиссариата иностранных дел БССР.
3. 27 апреля 1945 года Международная конференция в Сан-Франциско, созванная для образования Организации Объединенных Наций, приняла решение о включении БССР и УССР в число стран – основательниц этой организации. Делегация БССР во главе с наркомом иностранных дел К.Киселевым 26 июня 1945 г. Подписала Устав Всеобщей международной организации по поддержанию мира и безопасности. БССР выступила с вопросом о выдаче и наказании военных преступников. Она участвовала в работе 70 международных организаций и их органов.
4. Этот процесс свидетельствует о возросшем авторитете СССР на мировой арене после победы в Великой Отечественной войне, а так же о выходе БССР на международную арену.
4.Соотнесение исторического события в Беларуси с общественно-историческим процессом:Характеристика общественно-исторического процесса, свидетельствующая о пути национально-государственного строительства советских республик.
Ответ:
Идея объединения широко и активно пропагандировала среди населения республики. Она была воплощена в жизни на VI Всебелорусском съезде советов, состоявшемся 14-18 декабря 1922 г. в Минске. Делегаты съезда единогласно одобрили идею создания Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз рассматривался как единое государство, в котором добровольно на свободной и равноправной основе объединялись все советские республики. Была выбрана делегация для поездки в Москву, чтобы выразить свое отношение к образованию Союза ССР.
30 декабря 1922г. делегации, которые собирались на IВсесоюзном съезде Советов, подписали Декларацию од образовании СССР и Договор об образовании СССР.
Билет № 6
Соотнесите историческое событие в Беларуси с общественно-историческим процессом: