Что общего у предлога и окончания
«Роль окончания и предлога в предложении». Урок русского русского языка в 3-м классе
Доска, учебник “Русский язык” 3 класс Т.Г. Рамзаева, картинки, бумага для изготовления поделок.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
2. Словарная работа.
На доске записано предложение: Котик в комн..ту зашёл, Рыбку в комн..те нашёл.
Слова котик, рыбка заменены фигурками из бумаги.
Записать это предложение по памяти.
— Найти словарные слова и выделить корень.
— Какую ещё часть слова можно выделить?
-Что такое окончание? Для чего служит?
3. Составление предложения.
Рыбка, аквариуме, плавает, красивая
— Что надо сделать, чтобы получилось предложение?
— Добавьте в предложение подходящий по смыслу предлог.
— Какое получилось предложение?
— Что же ещё, кроме окончаний, служит для связи слов в предложении? ( предлог)
5. Вставьте нужный предлог.
Используется поделка. (Ученик работает у доски)
Словосочетания записываются в тетрадь.
6. Работа над правилом по учебнику: страница 53.
(Упражнения для ступней: плавное движение с носка на пятку – на 2 счёта.
Жёлтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла
9. Самостоятельная работа.
Упражнение в определении способа связи слов в предложении.
ребята, лисёнка, на дороге, подобрали
у него, передние, были, лапы, перебиты
девочки, долго, за, ухаживали, лисёнком
наконец, поправился, и, больной, подрос
дети, в лес, лисёнка, отнесли
— Какую роль в предложении играет окончание и предлог?
Роль окончания и предлога в предложении
Прочитайте. Понятно ли вам, какая мысль выражена в этом предложении?
Добавим к словам части.
Дочка слушает маму.
Дочку слушает мама.
Дочки слушают маму.
Это часть слова, которая внесла своё значение, называется окончанием.
Чтобы в речи связывать слова друг с другом, мы изменяем их.
Часть слова, которая изменяется, – это окончание.
Окончание, как правило, находится в конце слова после корня или суффикса. Выделяется значком, похожим на прямоугольную рамочку.
Итак, окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
Так как окончание – это изменяемая часть слова, слово нужно изменить.
Возьмём слово стол.
Его можно изменить по числам и по командам вопросов (падежам). Будем выделять часть слова, которая изменилась.
В слове стол окончание сначала «невидимка», а потом появляется; окончание-«невидимку» выделяй пустой рамкой. Его называют нулевым окончанием.
Итак, чтобы найти окончание, слово нужно изменить по числам или по команде одного-двух вопросов.
Найдём окончания в словах: дом, большой, красят. Для этого изменим слова по числам и по команде одного-двух вопросов.
Мы изменяли слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы. О значении, которое передаётся окончанием, говорят: значение окончания.
Значение окончания учёные назвали грамматическим (от греческого «грамма» – «буква»)
Представь, что ты лепишь из пластилина. Можешь из одного кусочка сначала сделать одну фигурку, а потом смять его и слепить другую. В твоих руках кусочек пластилина каждый раз менял свою форму.
Так же мы поступаем и со словами, когда используем их в речи. Слово может изменяться, или, как говорят учёные, изменять свою форму.
Каждое изменение слова – это его форма. Формы одного слова чаще всего различаются окончаниями.
Понаблюдаем за словами: красишь, покрасишь, перекрасишь, выкрасишь.
Это изменения одного слова или разные слова?
Эти слова различаются основами. Это разные слова.
Часть слова без окончания называется основой слова. Основа отделяется от окончания на письме значком.
Понять это название (основа) поможет слово основное.
У каждого слова есть свой смысл, своё значение. Оно хранится прежде всего в корне. Значение корня может дополняться значением приставок и суффиксов.
Смысл слова – это основное, что отличает его от других слов. Поэтому ту его часть, которая передаёт смысл, называют основой слова.
Значение слова, которое передаётся его основой, так и называют: значение основы слова. Значение основы учёные назвали лексическим (от греческого «лексис» – «слово, речь»).
Сравним слова. В каком столбике собраны разные слова, а в каком изменения, формы одного слова?
1. берёза
2. берёза
В первом столбике слова отличаются окончаниями.
Основа слов одинаковая (берёз-).
Когда различны окончания – это формы одного слова.
Во втором столбике у слов различны основы (берёз-, березняк-, берёзк-, подберёзовик-).
Когда у слов различны основы – это разные слова.
Эти слова однокоренные, так как у них одинаковый корень (-берёз-) и слова близки по смыслу.
Начальная форма слова:
Прочитайте текст и найдите формы одного слова.
Журавль – самая высокая птица. Ноги длинные, шея длинная. Нос и тот длинный. А голос зычный – за три километра слыхать. (По Н. Сладкову)
длинные (какие?)
длинная (какая?)
длинный(какой?)
Это формы одного слова, так как различны окончания.
Одна их форм слова является начальной.
У каждого слова есть первая, начальная форма, с которой начинаются его изменения. По ней обычно слово и называют.
Начальная форма имени прилагательногоотвечает на вопрос какой?
Какой? – длинный, зычный. Эти прилагательные в начальной форме.
Начальная форма имени существительного – это форма ед. числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов.
Кто? – журавль, птица, что? – шея, нос, голос
Начальная форма глагола отвечает на вопрос: что делать? или что сделать? Чтобы поставить глагол в начальную форму, нужно выполнить команду одного из этих вопросов.
Что делать? – слыхать.
Ставим слова в начальную форму:
Поставим слова в начальную форму. Сначала зададим вопрос и определим часть речи.
За крыльцом – за чем?, имя сущ., что? – крыльцо.
Синяя – какая?, имя прил., какой? – синий.
Придумывает – что делает?, глагол, что делать? – придумывать.
Придумает – что сделает?, глагол, что сделать? – придумать.
Вам, наверное, интересно узнать, что не все слова имеют окончания.
Например, не имеют окончаний существительные, которые не изменяются: метро, пальто, кино, пианино, шоссе и другие.
Не имеют окончаний глаголы в начальной форме. Что делать? прыгать, нести, печь. Что сделать? написать, принести, испечь.
И другие слова, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Чему служат в предложении предлоги и окончания?
Предлоги осуществляют грамматически правильную связь между словами в предложении. Они уточняют, дополняют и разнообразят значения косвенных падежей существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Окончание служит для изменения слова, его спряжения и склонения. Изменение слова нужно для правильной связи слов в предложении. Это главные функции окончания
Окончания имеют только грамматическую функцию. Они изменяются в слове, чтобы отрегулировать его грамматическое значение. В предложении с помощью окончаний слова встают в нужную падежную форму, род, число, лицо.
Предлоги имеют не только грамматическое, но и лексическое значение. В предложениях они нужны для связи слов в предложении, которая наблюдается при управлении. Предлоги помогают поставить зависимое слово в нужный падеж.
Двумя разными способами можно понять предложение под номером три (3).
Что ты смотришь?
Например, в ютубе или на телевидении.
Несколько предложений со словом «поезд».
Вот примеры его употребления:
Связь предлогов с окончаниями падежных форм
Связь предлогов с окончаниями падежных форм
Однозначные с одним падежом
Р. без, для, до детей, учеников, стульев
из, из-за, из-под детей, учеников, стульев кроме, от, ради, у детей, учеников, стульев
Д. к детям, ученикам, стульям
В. про детей, учеников, стулья
через детей, учеников, стулья
Тв. над детьми, учениками, стульями
перед детьми, учениками, стульями
Пр. при детях, учениках, при стульях
Многозначные
с двумя падежами
Р. между детей,стульев
Д.
В. в детей, на детей, об детей, за стулья, под стулья
Тв. за детьми,
под стульями,
между детьми
Пр. в детях,
на детях,
о стульях
с тремя падежами
Р. бери пример с детей, чехлы со стульев
Д. по детям
В. пришельцы ростом с детей,
по воду
по твою душу
Тв. с детьми, со стульями
Пр. по истечении срока
Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами.
Предлог к употребляется только с существительными в Д.п., и производный предлог благодаря употребляется только с существительными в Д.п.: благодаря помощи, благодаря отцу.
Предлог в — с существительными в двух падежах: В.п. и П.п.
Предлоги с, со, по употребляются с тремя падежами.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест гп тему Употребление предлогов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Служебные ЧР», “Морфология в таблицах“, “Разбор служебных ЧР”
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Виды связей в словосочетаниях
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия: