Что общего у публицистического стиля и языка художественной литературы
Что общего у публицистического стиля и языка художественной литературы?
Что общего у публицистического стиля и языка художественной литературы?
Особенность публицистического стиля в том, что он сочетает в себе практически все стили.
Язык художественной литературы также может сочетать в себе и другие стили, опять же зависит от темы произведения, хотя преобладает там конечно стиль художественный.
И в публицистическом стиле и в языке худ.
И в публицистическом стиле и в языке худ.
Литературы присутствует автор, т.
В публицистическом стиле так же нередко встречается критическая оценка.
Ее цель привлечь внимания читателей к актуальной проблеме.
Примеры слов с высокой эмоциональной окраской используемых в языке художественной литературы и публицистическом стиле помогите плиз?
Примеры слов с высокой эмоциональной окраской используемых в языке художественной литературы и публицистическом стиле помогите плиз!
Какому стилю речи относится частица пускай?
Какому стилю речи относится частица пускай?
В чём отличие художественного стиля от других стилей речи?
В чём отличие художественного стиля от других стилей речи?
Мне нужно 10 предложений с собирательными числительными из художественной или публицистической литературы, помогите пожалуйста, заранее спасибо)?
Мне нужно 10 предложений с собирательными числительными из художественной или публицистической литературы, помогите пожалуйста, заранее спасибо).
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СРОЧНО?
ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СРОЧНО!
Подберите 2 – 3 фразеологизма с различной стилистической окраской, объясните их значение и приведите примеры их употребления в художественной литературе или публицистическом стиле.
Помогите, пожалуйста?
Напишите медицинский термин в художественном стиле и статью в публицистическом стиле, тоже на медицинскую тематику.
Помогите пожалуйста?
Сначала просто списать текст, вставляя пропущенные буквы. Записать последнее четверостишие, подчеркнуть известные тебе части речи.
Здесь все предложения распространенные.
Нельзя критиковать родителей. Они нас кормят, одевают, учат жизни. Я никогда не критиковала моих родителей.
Тема: Публицистический стиль. Художественный стиль
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Публицистический стиль. Художественный стиль
Публицистический стиль — один из стилей литературного языка. Он используется в выступлениях и в сред ствах массовой информации: на радио, телевидении, в прессе. Публицистический стиль реализуется в газетных жанрах (репортаже, интервью, статье, заметке и др.).
Главная цель информационных данных — оперативно сообщать о фактах, событиях нашей жизни.
Публицистический стиль имеет свои особенности. В газетной лексике используются общественно-политические термины: диа лог, геноцид, консолидация.
Типичны для газеты профессионализмы: интервью, коррес понденция, информация, репортаж. Публицистика использует об щеязыковые фразеологизмы и рождает свою фразеологию: ша гать в ногу с веком, пустить утку, погреть руки. В передаче эмоциональности большую роль играет оценочная лексика: дос тойный (вклад), непоколебимое (стремление), определяющее (зна ние).
Репортаж — это рассказ о каком-либо событии, очевидцем которого был автор. В репортаже описывается обста новка, в которой происходило событие, с живыми деталями и разговорами, увиденными или услышанными автором на месте происшествия: В Узбекистане праздник Навруз отмечается всегда с огромной радостью. Никто не усидел дома — ни стар, ни млад; В махалле устроили конные состязания. Сотни зрителей собрало это зрелище.
В репортаже используются метафоры, эпитеты, сравнения: О хорошем, добром думает в этот день каждый, наполняя, как водой из родника, чистыми помыслами сердце.
Начало репортажа отличается быстрым переходом к действию: Сотни тысяч ликующих ташкентцев, несмотря на мелкий дождь, вышли на улицы для участия в народных гуляниях в честь весенне го Нового года.
В концовке репортажа даётся краткий вывод: Сегодня све тятся улыбками улицы городов и сёл. Ассалом, Навруз!
Интервью — это предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом. Обычно интервью строится в форме диалога: корреспондент задаёт вопросы — собеседник отвечает на них. Часто в начале интервью сообщаются необходимые сведения о собеседнике, теме и задаче беседы: На Востоке есть такая традиция: руководители всегда советовались с интеллигенцией. На таких встречах обсуждались положение в стране, перспективы развития. Президент встретился с группой писателей, и это напомнило традиции великих предков.
Собеседником может быть политический деятель, учёный, художник, известный спортсмен.
Интервью характеризуется документальностью (реальные со бытия и люди). Оно строится так, что читатель как бы слышит собеседника, ясно представляет обстановку беседы.
Заметка — основной информационный жанр газетной публицистики. Цель заметки — сообщение в кратчайший срок новостей, фактов, событий, которые имеют общественное зна чение. В публицистике наиболее часто используются следующие виды заметок: 1) хроникальная, 2) информационная.
Хроникальная заметка — один из видов информации. Обычно это короткое сообщение небольшого размера (от 2 до 15 строк). Она рассказывает только о самом новом факте, не давая при этом никаких подробностей. Такие инфор мации часто не имеют своего заголовка. Они отвечают только на три вопроса: что? где? когда? Хроникальные заметки строятся по определённому шаблону: Сегодня. по приглашению. с офици альным (дружеским) визитом прибыл. В аэропорту, украшенном государственными флагами. главу. государства встречали. и другие официальные лица.
Информационная заметка более подробно рассказывает о фактах, не просто сообщает о них, а даёт оценку.
Газетная статья — это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. В статье факты и явления являются материалом, на основе анализа которого автор делает обобщения и выводы. Задача автора статьи — привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме: Страшен тот человек, у которого нет убеждённости, искреннего чувства любви и верности чему-либо.
В статье могут встречаться:
1) общественно-политическая лексика: В нашей идеологии первоочередной должна быть идея любви к Родине, к Отчизне;
эмоционально окрашенные слова: важный (момент); упор ный, самоотверженный (труд), исторические (перемены): Люди всегда благодарны тем, кто нашёл в себе мужество и силы совер шить великое;
фразеологические обороты: Нельзя жить обособленно, ва рясь в собственном соку, ограничиваться только своим регионом.
Художественный стиль — это стиль художественной литерату ры. Цель — сообщение определённой информации и эмоционально-эстетическое воздействие на читателя. В своих произведениях писатели и поэты рассказывают о жизни народа. Они раскрывают духовный мир персонажей. Передают своеобразие их речи. Поэтому в художественных текстах широко используется разго ворный стиль.
Сфера употребления разговорного стиля — бытовые отноше ния. Функция — общение, обмен мыслями, информацией по бытовым вопросам. Основные черты разговорного стиля:
эмоциональность, образность, конкретность;
использование мимики и жестов.
В основе разговорного стиля лежит разговорная речь, которая имеет следующие особенности.
На лексическом и словообразовательном уровне:
— основной фонд лексики составляют нейтральные, общеупотребительные слова;
используются слова со сниженной стилистической окрас кой. Они даются в словарях с пометой «разг.» (разговорные). Они не нарушают нормы литературной речи, вызывают ощущение простоты: печка, застрять, хворь;
употребляются слова с ещё более сниженной стилистичес кой окраской. В словарях они имеют помету «прост.» (простореч ное). Просторечные слова из-за своей грубости являются нежела тельными даже в непринуждённой беседе, например: мыкаться — ходить, базарить — шуметь, ошпарить — обжечь;
— часто используются разговорные фразеологизмы: заморить червячка; подложить свинью; сколько лет, сколько зим; танце вать от печки;
— в словосочетаниях происходит сокращение слов, напри мер: участковый милиционер — участковый, медицинская сест ра — медсестра.
На морфологическом уровне:
наиболее часто употребляются личные местоимения (я, ты, он, мы и др.);
широко используются глаголы повелительного и сослага тельного наклонения. Употребляются все три времени глагола с преобладанием настоящего времени.
активно употребляются частицы (ну, значит, вот), междо метия (батюшки, вот тебе и на, фу ты), междометные глаголы (бах, бац, шмяк).
На синтаксическом уровне:
употребляются односоставные и прерванные предложения (недоговорённые);
неполные предложения (восполняются обстановкой речи);
повторы сказуемого (я жду, жду);
пропуск подлежащего и сказуемого (Чаю?);
— свободный, часто обратный порядок слов.
Замечательные образцы разговорной речи дал В. М. Шукшин. В его произведениях мы находим не только стилистически окрашенную лексику и грамматические средства. Писателю удаётся показать интонационные особенности разговорного стиля: значи мые паузы, эмоциональное напряжение.
Задание 221. Замените словами-синонимами из разговорной лек сики следующие словосочетания.
Образец: сгущённое молоко — сгущёнка.
Тушёное мясо, манная крупа, газированная вода, безопасная бритва, комиссионный магазин, зачётная книжка, медные монеты, маршрутное такси, временное помещение.
Задание 222. Из данных слов выделите слова разговорного стиля.
Тепло, работать, чистюля, миленький, частенько, север, задаром, брякнуть, похлебать, хвастун, слабак, крепыш, день.
Задание 223. Подберите к данным словам и словосочетаниям близкие по значению фразеологизмы. Определите стилистическую ок раску фразеологизмов.
Пешком, бездельничать, быстро, очень далеко, близко, неожиданно, стараться, засыпать, запомнить, болтать, скоро, удачи.
Для справки: клевать носом; зарубить на носу; бить баклуши; во весь дух; у чёрта на куличках; рукой подать; как снег на голову; из кожи вон лезть; на своих двоих; точить лясы; на носу; ни пуха ни пера.
Задание 224. Спишите фразеологизмы с разговорной окраской. В каких ситуациях вы их можете применить?
Очертя голову. Нечего терять. Была не была!
Без оглядки. Со всех ног. Изо всех сил. Сломя голову
Как часы. Слово в слово. Минута в минуту. Как раз
Водить за нос. Брать на пушку. Для отвода глаз
На одно лицо. Как две капли воды. Два сапога пара
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь, В саду шумел мокрый ветер. Был конец ноября — самое грустное время в деревне.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами до тех пор, пока не догадался о его причине. Просто за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мёртвой». Умер дождь, умер ветер, умер беспокойный сад.
Когда я открыл глаза, белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошёл к окну. За стёклами всё было снежно и безмолвно. В небе стояла одинокая луна, и вокруг неё переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошёл к часам. С тех пор как я уснул, прошло всего два часа. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля. Поля, леса и сады заворожила стужа.
Через окно я увидел, как серая птица села на ветку клёна. Ветка качалась, с неё сыпался снег. После того как птица улетела, снег перестал сыпаться. Всё стихло.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. Трудно было оставаться дома в первый зимний день. Утром мы ушли на лесные озёра. День как будто спал. Пока мы осторожно дышали на снежинки, они превращались в чистые капли воды.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели на рябинах. Мы сорвали несколько веток на память об осени.
Зима начала хозяйничать над землёй. Но мы знали, что под снегом ещё можно найти свежие лесные цветы. Знали, что с нами остались зимовать синицы. И зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
После текстовые задания
1. Ответьте на вопросы.
Какое время года описывается в рассказе?
Что случилось ночью, пока герой рассказа спал?
Как изменилась земля за ночь?
Куда отправился герой рассказа?
Где он побывал и что увидел?
Какой ему показалась зима?
Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
Составьте план текста.
От странного ощущения.
Белый и ровный свет.
Её-то и ждал он к лету — отдохнуть.
Задание 225. Преобразуйте предложения реально-потенциального условия в предложения нереального условия.
ОБРАЗЕЦ: Если страна твердо встанет на курс реформ, то она сможет выйти в лидеры. Если бы страна твердо встала на курс реформ, она бы смогла выйти в лидеры.
1. Если крупные промышленные предприятия будут работать эффективно, они не будут денационализированы. 2. Если ему принадлежит контрольный пакет акций, он может участвовать в управлении акционерным обществом. 3. Если вы хорошо знаете условия рынка, то можете экспортировать товары за рубеж. 4. Если предприятие сможет повысить производительность труда и улучшить качество товаров, то оно победит в конкурентной борьбе. 5. Если он владеет ситуацией на фондовом рынке, то он представляет для нас интерес как потенциальный сотрудник фирмы. 6. Если владелец журнала мод не разбирается в Образцом бизнесе, его изданию никогда не занять лидирующего положения на рынке периодических изданий. 7. Если главы государств согласятся с необходимостью проведения экстренных переговоров, можно будет избежать обострения ситуации. 8. Если будет доведена до конца реформа Вооружённых сил, страна получит мобильную и дееспособную армию.
Разница между публицистическим и художественным стилем
Вдумчивый читатель способен безошибочно определить ценность литературного произведения. Читательский вкус избирателен, и главный критерий, по которому среди огромного количества книг каждый определяет свой круг чтения, – это содержание и стиль, созвучные его душевному состоянию.
Публицистика воспринимается иначе. Очерки, репортажи, интервью, обзорные статьи, теледебаты и материалы интернет-сайтов интересны информационной насыщенностью, динамикой, экспрессивностью речи и актуальностью материала. Именно эти качества публицистического стиля используются в публичных выступлениях и составляют основу публикаций в периодической прессе.
Определение
Художественный стиль – функциональная разновидность литературной речи, сложившаяся как совокупность художественных приемов и способов словесного изложения, используемых в литературном творчестве.
Публицистический стиль – способ использования средств языка в целях воздействия на формирование общественного сознания через средства массовой информации и публичные выступления.
Сравнение
Художественный стиль характеризуется рядом общих признаков, свойственных произведениям всех литературных жанров. Прежде всего, это образность речи, которая достигается благодаря использованию особых языковых и синтаксических средств художественной выразительности. Они по-разному проявляются в эпических, лирических и драматических произведениях, но всегда служат главной цели литературного творчества: вызвать сопереживание читателя и пробудить в его душе эстетическое чувство.
В поэзии образность достигается благодаря широкому использованию сравнений, эпитетов, метафор и особой ритмической организации текста. Художественной прозе свойственно использование синонимических рядов, приемов гиперболизации и параллелизма, стилистически оправданных элементов просторечной лексики. Иносказание, ирония, олицетворение ярче всего проявляются в сатирических жанрах.
Публицистическому стилю свойственна другая важная функция речи – информационная. Лаконичность сжатой формы, точность, логичность, неординарность суждений в сочетании с остротой формулировок и оценочным содержанием неизбежно вызывают у читателя или слушателя ответную реакцию.
Публицистический стиль используется как тонкий инструмент идеологического воздействия на сознание и активно применяется для формирования устойчивых общественно-политических стереотипов.
Публицистический стиль
Основные признаки публицистического стиля речи
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).
Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1) посетители, зрители, слушатели;
2) люди, народ.
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны:
— логичность,
— образность,
— эмоциональность,
— оценочность,
— призывность
и соответствующие им языковые средства.
В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.
Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.
С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.
У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.
Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.
К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.
Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.
К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.
Лексические особенности публицистического стиля
Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.
Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи
Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.
Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.
К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.
Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не столько…, сколько).
Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).
Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.
В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.
Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.
Синтаксические особенности публицистического стиля речи
В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.
Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.
Жанры публицистического стиля
Жанры публицистического стиля – определенные «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы» произведений» (М.М. Бахтин), функционирующие в средствах массовой информации.
Обычно выделяют три группы жанров:
— информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);
— аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение) и
— художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).
Информационным жанрам в большей степени присуща функция сообщения, тогда как аналитическим – функция воздействия.
Модифицируется в жанрах выражение авторского начала. Например, жанр заметки не предполагает открытого проявления авторского присутствия, тогда как в жанре репортажа событие передается через восприятие его автором. Вариативно в разных жанрах действие конструктивного принципа. Так, например, экспрессия возрастает от информационных материалов к художественно-публицистическим, при этом, соответственно, стандарт сокращается.
Рассмотрим стилистические особенности наиболее распространенных жанров газетной публицистики.
Хроника – жанр новостной журналистики, вторичный текст, представляющий собой подборку сообщений, констатирующих наличие события в настоящем, ближайшем прошлом или ближайшем будущем. Хроникальное сообщение – текст объемом от одного до трех-четырех предложений с общим смыслом «где, когда, какое событие произошло, происходит, будет происходить». Основные показатели времени – наречия «сегодня», «вчера», «завтра», позволяющие соотнести событие с датой сообщения о нем. Временной сигнал может быть имплицитным: смысл «только что, сейчас, скоро» задается самим жанром, его констатирующим содержанием. Точно так же может быть имплицитным указание места, например, в хронике городских событий нет нужды в каждом сообщении упоминать название города (выражение типа «Сегодня состоится велопробег» будет однозначно понято как «состоится в нашем городе«, если в сообщении есть еще одно-два предложения, может появиться более конкретное указание на место действия). Наличие события фиксируется бытийным глаголом в разных формах (состоялось, состоится, открыт, запланировано, происходит, собирается, соберется, работает и т.д.). Типичные формулы в начале хроникального сообщения: «Вчера в Москве открылась выставка», «Сегодня в Екатеринбурге проходит собрание», «Завтра в Перми состоится открытие».
Подборка хроникальных сообщений составляется по тематическому или временному принципу, напр.: «Криминальная хроника», «Актуально», «Официальная хроника», «Новости в середине часа» и др. Заголовок очень часто представляет собой название рубрики и переходит из номера в номер, из выпуска в выпуск.
Жанр хроники используется во всех средствах массовой информации, т.е. в газетах, на радио и на телевидении. В форме этого жанра оформляются анонсы и заключения теле-, радионовостей. Констатирующие сообщения часто вводятся в заголовочный комплекс газетных материалов, поэтому газетная страница может быть прочитана как некая рассыпанная хроника, фиксирующая основные актуальные события.
Репортаж – в узком смысле слова это жанр новостной журналистики, в котором рассказ о событии ведется (в электронных СМИ) или как бы ведется (в прессе) одновременно с развертыванием действия. В радио- и телерепортаже при этом все средства, передающие присутствие говорящего на месте события, используются естественным образом, как единственно возможные, например: «мы находимся в зале областного музея», «сейчас спасатель прикрепляет лестницу», «прямо передо мной» и др. В письменной речи те же средства используются для имитации одновременности события и рассказа о нем: это наст. время глагола в сочетании с перфектом, типа «я вижу, что спасатель уже поднялся на третий этаж», эллиптические и односоставные предложения (мы на каменистом плато, сегодня пасмурно), авторское «я» или «мы» в значении «я и мои спутники».
Композиция репортажа предусматривает фиксацию естественного хода события. Однако очень мало событий, да и то только в электронных СМИ передаются в режиме реального времени от начала и до конца (футбольный матч, военный парад, инаугурация Президента). В других случаях время приходится сжимать за счет отбора эпизодов. При этом возникает проблема монтажа эпизодов. Сложное событие, состоящее из ряда параллельно протекающих действий типа Олимпиады в режиме реального времени передается как последовательность эпизодов разных действий, напр.: «сейчас у российских гимнасток вольные упражнения, на ковер выходит…», «а сейчас нам показывают выступления румынских гимнасток на брусьях». В записи событие также передается как последовательность смонтированных эпизодов, за счет монтажа здесь можно добиться четких акцентов на важных моментах события и расширить авторский комментарий. Письменный текст в принципе не способен отразить событие целиком, поэтому автору репортажа приходится излагать только самые яркие эпизоды события, стараясь эту яркость передать в слове за счет отбора самых значимых деталей. И чем больше роль монтажа, тем все более возрастает возможность включения в текст подробного и развернутого авторского комментария, в результате чего может появиться особая разновидность жанра – аналитический репортаж.
Такой текст представляет собой чередование по репортажному поданных фрагментов события и различного рода комментирующих вставок, рассуждений, которые, однако, не должны заслонять от читателя момент присутствия журналиста на месте события. Репортер может передоверить комментарий специалисту – участнику события, тогда в репортаже появляется элемент интервью по поводу текущего события в целом или по поводу отдельных его моментов. Это важный способ динамизации изложения, обогащения содержания и формы текста. С помощью языковых средств в изложение может вовлекаться адресат, напр.: «мы с вами сейчас…».
В современной журналистике репортажем часто называется такой текст аналитического характера, в котором подчеркнуты активные действия журналиста, предпринятые им для выяснения вопроса, – даже если нет никаких попыток языковыми средствами создать эффект присутствия говорящего на месте действия. Такое произведение включает интервью со специалистами, изложение и анализ документов, часто с сообщением о том, как автору удалось их получить, рассказы о поездке на место события, о встречах с очевидцами. Поскольку репортаж предполагает активные действия автора, композиционным стержнем оказываются событийные элементы, хотя содержательно текст направлен на анализ проблемы. Такой прием динамизации в подаче проблемы обогащает арсенал способов представления аналитического материала читателю.
Статья – аналитический жанр, в котором представлены результаты исследования события или проблемы. Основной стилистический признак жанра – логизированность изложения, рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку промежуточных тезисов с их аргументами или же от посылок к выводам, также через цепь второстепенных тезисов и их аргументов.
В языковом плане на уровне синтаксиса выделяется обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы, вводные слова логического характера, слова и предложения, обозначающие вид логической связи, типа «приведем пример«, «рассмотрим причины» и др. На уровне морфологии жанр характеризуется грамматическими средствами, позволяющими выразить формулировки закономерностей: настоящее абстрактное, единственное число с собирательным значением, абстрактные существительные. На уровне лексики наблюдается употребление терминов, в том числе и узкоспециальных с пояснениями, а также слов, называющих отвлеченные понятия. Используются, таким образом, средства языка, позволяющие оформить результат аналитической деятельности автора, который вскрывает закономерности развития явления, его причины и следствия, его значение для жизни общества.
Публицистические статьи – это произведения, форма которых разнообразна. Основные источники варьирования формы газетной статьи – композиция и стилевая ориентация текста. Статья может строиться как рассуждение от тезиса к доказательству или от посылок к выводам. Композиционно статью обогащают различные вставки в виде ярко выписанных эпизодов события, включаемых на правах фактологических аргументов и поводов для рассуждения, или в виде мини-интервью, также выполняющего аргументирующую функцию, ср., например, аргумент «к авторитету».
Особенно разнообразны статьи по стилевой ориентации. Статьи, ориентированные на научный стиль, выдерживают эту направленность чаще всего только в плане логизированности текста. Рассуждение в них может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.
Широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.
Аналитические статьи критического характера могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.).
Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.
Тематически очерки весьма разнообразны: они могут быть, напр., проблемными, портретными, путевыми, событийными. Поскольку очерк – это произведение с высокой степенью обобщения жизненного материала, герой и событие рисуются автором в процессе анализа актуальной общественной проблемы. В тексте очерка гармонично сочетаются ярко, выразительно переданные события, убедительно нарисованные образы героев и глубокие, доказательные рассуждения. Объединение событийных, предметных и логических элементов очеркового содержания зависит от ряда факторов. Прежде всего, оно определяется тем, какой тип композиции избран очеркистом. Если используется событийная композиция, тогда очерк строится как рассказ о событии, в изложении которого, как и в художественном рассказе, выделяются завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Авторские рассуждения, описание героев прерывают действие на какое-то время, но потом развертывание текста вновь подчиняется ходу события. Если используется логическая композиция, построение текста определяется развитием авторского рассуждения, эпизоды одного события или несколько разных событий включаются в изложение как повод для рассуждения, аргумент тезиса, ассоциация по сходству или контрасту и т.д. Изредка используется в очерке эссеистская композиция, при которой развертывание текста осуществляется за счет ассоциаций, резких переходов от одного предмета речи к другому. Надо, однако, учитывать, что внешне хаотичное изложение скрывает целеустремленное развитие авторской мысли, ход которой читатель должен уяснять за счет интерпретации ассоциативных связей текстовых элементов.
Помимо типа композиции на объединение, а также на языковое оформление содержательных элементов очерка влияет тип повествователя. Используется повествование в форме третьего и в форме первого лица. В форме третьего лица повествователь может выступать как закадровый наблюдатель или закадровый комментатор. В первом случае событие, о котором ведется рассказ, предстает перед читателем протекающим как бы само по себе, авторское присутствие обнаруживается только косвенно – в выборе слов, обозначающих детали очеркового мира и оценивающих их, в приостановке повествования для введения формулировок, раскрывающих журналистскую концепцию. Повествователь – закадровый комментатор более активен. Не раскрывая себя в форме «я», он может энергично вмешиваться в действие, прерывая его отступлениями в прошлое (ретроспекциями) или забеганием вперед (проспекцией, т.е. изложением будущих событий, о которых герой пока знать не может). Такой повествователь часто весьма пространно комментирует происходящее и выносит ему оценку.
Наиболее разнообразны функции повествователя в форме первого лица. Иногда журналист использует «я» героя, т.е. очерк строится как рассказ героя о самом себе. Но чаще всего используется авторское «я», при котором повествователь выступает как текстовое воплощение реальной личности журналиста. Функции такого повествователя разнообразны. Так, он может выступать как участник события, анализу которого и посвящен очерк. Больше же всего привлекает журналистов форма повествователя-исследователя. В этом случае в основу компоновки очеркового материала кладется рассказ об исследовании события, которое в результате развертывается перед читателем не так, как оно происходило на самом деле, а в том порядке, как о нем узнавал исследователь.
Таким образом, очерк может строиться, во-первых, как рассказ о реальном событии, которое развертывается в своей естественной последовательности или с ее нарушением в виде ретроспекций и проспекций и которое прерывается или обрамляется авторскими рассуждениями, доносящими до читателя журналистскую концепцию. Автор при этом может выступать как закадровый наблюдатель, закадровый комментатор, участник события, собеседник героя, рассказывающего о событии. Во-вторых, очерк может строиться как рассказ о журналистском расследовании, и в форме изложения бесед с героями, содержания прочитанных документов и соображений по поводу увиденного читатель узнает о событиях и людях, в них участвовавших, а также о проблеме, которую журналист усматривает в приводимых фактах. В-третьих, очерк может представлять собой эмоционально окрашенное рассуждение журналиста о проблеме. По ходу рассуждения излагаются события, описываются герои, что позволяет такому размышляющему повествователю раскрыть проблему на наглядном жизненном материале.
Очерк характеризуется изобразительным письмом: для представления героя и события требуются конкретные, яркие, наглядные детали, которые в ряде случаев и рисуются как реально наблюдаемые повествователем в ходе исследования, путешествия, встречи с героем и т.д.
И наблюдающий, и комментирующий, и участвующий в событии, и исследующий ситуацию повествователь не может быть бесстрастным. Актуальная общественная проблема, события и люди предстают перед читателем в свете эмоциональной авторской оценки, в результате чего очерковый текст бывает окрашен той или иной тональностью.
При разных типах повествователей по-разному строится общение с читателем. Изложение в форме третьего лица или в форме «я» героя обходится без прямого обращения к читателю. Напротив, авторское «я» чаще всего сочетается с активным общением с читателем, особенно в форме «мы» со значением «я, автор, и мой читатель».