Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Соединительные о и е в сложных словах.

Сложносокращённые слова, их род

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Условия выбора соединительных о и е в сложных словах.

2. Род сложносокращённых слов.

4. Произношение аббревиатур.

Сложение – способ образования новых слов сложением двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

Сложные слова – слова, состоящие из двух и более корней: новостройка, водоканал.

Соединительные гласные – это соединительные морфемы для образования сложных слов: мореплаватель, лесозаготовки.

Аббревиатура – сложносокращённое слово: БелАЗ, завхоз, СОШ.

Звуковая аббревиатура – аббревиатура, которая произносится как слово: МИД [м҆ит].

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 19 – 23; 191 с.

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2019

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2019

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019

5. Бондаренко М. А. Русский язык. 6 класс. Методические рекомендации и поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2019

6. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016

7. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010

8. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М: Просвещение, 2019

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются из основ исходных слов, например: снег, кос → снегокос; пар, возить → паровоз. Или из целых слов, например: диван, кровать → диван-кровать.

Чаще всего при образовании сложных слов используют соединительные гласные о и е.

Соединительные гласные могут и отсутствовать, как, например, в слове пластмасса.

Рассмотрим примеры сложных слов верхолаз, пешеход, птицелов.

Почему в одних случаях используется для соединения буква о, а в других – буква е? Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных? Какая после мягких согласных, шипящих и ц?

В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о, а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

Образуем сложные слова с применением правила.

От слов вода и падать образуется слово водопад. Первая часть вод- оканчивается на твёрдый согласный, значит, нужно использовать соединительную гласную о.

От слов каша, варить образуется слово кашевар, в котором после шипящей пишется соединительная гласная е.

Прочитайте примеры: лесоруб, газопровод, пулемёт, птицелов, путешественник, атомоход, бурелом.

В русском языке есть особый способ образования слов, характерный только для существительных: в образовании нового слова участвуют не полные, а сокращённые части основ слов. Такие слова называются сложносокращёнными, или аббревиатурами (от латинского «сокращённый»). Сложное слово, состоящее из сокращённых основ слова, называется сложносокращённым. Например, слово завуч образовано из сокращённых частей слов заведующий учебной частью. Слово универмаг образовано от сокращённых частей слов универсальный магазин.

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных букв каждого слова: МГУ – Московский государственный университет. В этом случае нужно правильно произнести каждую букву: [эмгэу].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных звуков каждого слова: СМУ – строительное монтажное управление. Произносим как одно слово: [сму].

Сложносокращённые слова могут образоваться из сочетания начальных букв и звуков: ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии. Сначала произносятся буквы, а потом звуки: [цээска].

Сложносокращённые слова могут образоваться из начальных частей слов и начальных звуков: КамАЗ – Камский автомобилестроительный завод. Произносим как одно слово: [камас].

Как определить род сложносокращённого слова? Как правильно сказать: МХАТ выехал, выехала или выехало на гастроли за рубеж? Для выбора правильной формы глагола необходимо расшифровать аббревиатуру и найти в ней главное слово: МХАТ – Московский художественный академический театр. Главное слово – театр, оно мужского рода. Следовательно, аббревиатура МХАТ – мужского рода. Правильно сказать: МХАТ выехал на гастроли за рубеж.

Потренируемся в расшифровке аббревиатур и определении ключевых слов.

ТЮЗ – Театр юного зрителя.

НЛО – неопознанный летающий объект.

КПД – коэффициент полезного действия.

Прилагательные и глаголы необходимо согласовывать с аббревиатурами, ориентируясь на род ключевого слова. ТЮЗ показал новый спектакль. ГЭС начала вырабатывать электрическую энергию. НЛО был замечен во время бури. Высокий КПД.

Есть особенность в определении рода некоторых аббревиатур: если они оканчиваются на согласный, то могут относиться к существительным мужского рода. Такими являются слова вуз, МИД, ЗАГС. Правильно говорить: технический вуз, МИД сделал заявление, открылся новый ЗАГС. Такие аббревиатуры называются звуковыми.

Трудные случаи определения рода сложносокращённых слов

по фонетическому облику (нулевое окончание, как у сущ. м. рода 2 скл.), звучит [м҆ит].

Источник

Вопрос

1. Выберите из данных утверждений верные.

1) Существительное — это часть речи, которая не просто обозначает предмет, но выражает грамматическое значение предметности (бег, белизна, свобода), в отличие, например, от прилагательных и глаголов, которые выражают грамматические значения признака (белый, свободный) или действия (бежать).
2) Грамматический признак одушевлённости существительных определяется только по смыслу.
3) Все существительные в русском языке можно разделить на существительные мужского, женского и среднего рода.
4) Разносклоняемые существительные имеют окончания разных склонений.
5) Все существительные иноязычного происхождения в русском языке являются несклоняемыми.
6) Существительные общего рода — это слова, которые в разных предложениях могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола.
7) Правила написания сложных слов во многом зависят от того, с помощью каких морфем и от каких частей речи образованы эти слова.

Подсказка

Ответ

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выполните задания.

1) чучело
2) туннель
3) фасоль
4) жалюзи

1) лекарь
2) тюль
3) мышь
4) путь

1) примерка
2) разделение
3) содружество
4) насыпь

1) (гидро)костюм
2) (вице)председатель
3) (видео)клип
4) (мото)гонки

Подсказка

Ответ

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

3. Прочитайте текст. О чём он? Как его можно озаглавить?

Как ещё в школьные годы научиться видеть и слышать мир, как научиться развивать в себе бережное чувство прекрасного? Обязательно ли для этого совершать, к примеру, дальние путешествия? Нет, не обязательно. Сначала следует научиться смотреть вокруг себя, выработать умение видеть в малом, повседневном большое, необыкновенное. Без этого, я думаю, никакие, даже самые экзотические путешествия не принесут вам полной и глубокой радости познания, а будет лишь удовлетворено простое бесплодное сорочье любопытство. Какое-нибудь неприметное озерцо тут же, за городом, полно жизни, но какова эта жизнь — для большинства горожан, такая же загадка, как тайна планеты Марс. Вот они, дальние неведомые страны, — вокруг тебя! Поля, луга, рощицы, овражки. Вооружайся терпением, вниманием к родной природе и выходи читать увлекательную книгу её жизни. (По Е. Носову)

1. Выпишите существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и сделайте их словообразовательный разбор.

2. Сделайте морфологический и словообразовательный разбор выделенных существительных.

3. Письменно ответьте на вопросы: какова основная мысль текста? Согласны ли вы с автором?

Источник

Как образовано каждое существительное. Почему слова разделены на две группы? 1) Пылесос, птицелов, листопад. 2) Физкультура, сбе

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Глаза как вишни. Глаза, как вишни, смотрели на меня.
Листья как чайки. Листья, как чайки, кружились над водой.
Знания как море. Знания, как море, бездонны.
Роса как слёзы. Роса, как слёзы, скатывалась с листа.
Тополиный пух как снег. Тополиный пух, как снег, летел со всех сторон.

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.

Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

Источник

Как образовано каждое существительное. Почему слова разделены на две группы? 1) Пылесос, птицелов, листопад. 2) Физкультура, сбе

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Глаза как вишни. Глаза, как вишни, смотрели на меня.
Листья как чайки. Листья, как чайки, кружились над водой.
Знания как море. Знания, как море, бездонны.
Роса как слёзы. Роса, как слёзы, скатывалась с листа.
Тополиный пух как снег. Тополиный пух, как снег, летел со всех сторон.

Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Смотреть картинку Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Картинка про Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык. Фото Что общего у пылесоса и птицелова 6 класс русский язык

Жизненный опыт… Из чего он складывается? Из совершённых поступков, сказанных слов, принятых решений, как верных, так и неверных. Зачастую опыт – это те выводы, которые мы делаем, допуская ошибки. Есть вопрос: чем жизнь отличается от школы? Ответ звучит так: жизнь дает контрольную прежде урока. И действительно, человек порой неожиданно для себя оказывается в сложной ситуации и может принять неверное решение, совершить опрометчивый поступок. Иногда его действия ведут к трагическим последствиям. И лишь позже он осознаёт, что допустил ошибку, и усваивает урок, преподанный ему жизнью.

Обратимся к литературным примерам. В рассказе В.Осеевой «Рыжий кот» мы видим двух мальчиков, которые извлекли жизненный урок из собственной ошибки. Случайно разбив окно, они были уверены, что хозяйка, пожилая одинокая женщина, непременно пожалуется их родителям и тогда наказания не избежать. В отместку они украли у нее ее любимца, рыжего кота, и отдали того незнакомой старушке. Однако вскоре мальчики поняли, что своим поступком причинили невыразимое горе Марье Павловне, ведь кот был единственным напоминанием о рано умершем единственном сыне женщины. Видя, как она страдает, мальчики прониклись сочувствием к ней, поняли, что совершили ужасную ошибку, и попытались исправить ее. Они отыскали кота и вернули его хозяйке. Мы видим, как они меняются на протяжении рассказа. Если в начале рассказа ими руководят эгоистические побуждения, страх, желание избежать ответственности, то в конце герои уже не думают о себе, их поступки продиктованы состраданием, желанием помочь. Жизнь преподала им важный урок, и ребята усвоили его.

Вспомним рассказ А.Масс «Ловушка». В нем описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! Теперь ей придется жить с непреходящим чувством вины. Совершив, возможно, непоправимую ошибку, героиня приобрела хотя и горький, но ценный жизненный опыт, который в будущем, возможно, убережет ее от неверных шагов, изменит отношение к людям и к себе, заставит задуматься над последствиями своих действий.

Подводя итоги сказанному, хочется добавить, что опыт, будучи часто следствием «ошибок трудных», оказывает большое влияние на нашу дальнейшую жизнь. С опытом приходит понимание многих важных истин, меняется мировоззрение, наши решения становятся более взвешенными. И в этом его главная ценность.

Источник

Вопрос

Прочитайте фрагмент известной книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». О каком недуге, поразившем автора,
идёт речь в тексте?

Мною и другими наблюдателями неоднократно было замечено, что человек, вдоволь испивший солёной влаги из бездонной чаши океана, поражается странной болезнью, в результате которой со временем наполовину теряет бесценный дар человеческой речи. Такой человек вместо слов родного языка, вполне точно обозначающих тот или иной предмет, применяет вокабулы столь затейливые, что порой с личностью, не заражённой этой болезнью, уже и объясниться не может.
В ранней молодости недуг этот поразил меня. И сколь настойчиво ни пытался я излечиться, меры, принятые мною, не принесли желанного исцеления. По сей день беседка для меня не уютная садовая постройка, а весьма неудобное, шаткое висячее сиденье; кошка в моём представлении хоть и имеет от трёх до четырех лап, отнюдь не домашнее животное, но маленький шлюпочный якорь. С другой стороны, если, выходя из дому, я спускаюсь по лестнице, на бульваре отдыхаю на скамейке, а придя домой, разогреваю чай на плите, то, стоит мне попасть на судно (хотя бы мысленно), эти предметы сразу превращаются в трап, банку и камбуз соответственно.

1. Найдите и выпишите профессионализмы. Объясните их значения с помощью синонимов и синонимических выражений из текста и запишите.

2. Знаете ли вы специальные слова, употребляемые в разговорной речи представителями других профессий?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *