Что общего у раскольникова и разумихина

Дружба Раскольникова и Разумихина в романе «Преступление и наказание», отношения героев

Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина
Раскольников (слева)
и Разумихин
(фильм 1969 г.)

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (Вразумихин) — один из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание». Это очень светлый и добрый образ, любимый большинством читателей. Разумихин является лучшим другом главного героя романа Родиона Раскольникова.

Дружба двух студентов Родиона Раскольникова и Дмитрия Разумихина представляет собой одну из основных сюжетных линий романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлена история дружбы Раскольникова и Разумихина в романе «Преступление и наказание», история отношений героев в цитатах.

Смотрите:
— Сравнительная характеристика Разумихина и Раскольникова
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Дружба Раскольникова и Разумихина в романе «Преступление и наказание», отношения героев

«Полтора года я Родиона знаю. » (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)

«Разумихин был одним из его прежних товарищей по университету.

Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело.

С Разумихиным же он почему-то сошелся, то есть не то что сошелся, а был с ним сообщительнее, откровеннее. Впрочем, с Разумихиным невозможно было и быть в других отношениях. Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты.» (о Разумихине, часть 1 глава IV)

«Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится. В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать.» (автор о Разумихине, часть 1 глава IV)

«Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает.» (Разумихин о Раскольникове, часть 3 глава II)

«Как: из-за того, что бедный студент, изуродованный нищетой и ипохондрией, накануне жестокой болезни с бредом, уже, может быть, начинавшейся в нем (заметь себе!), мнительный, самолюбивый, знающий себе цену. » (Разумихин о друге, часть 3 глава VI)

«Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются.» (Разумихин о друге, часть 3 глава II)

«. все вы, до единого, – болтунишки и фанфаронишки! Заведется у вас страданьице – вы с ним как курица с яйцом носитесь! Даже и тут воруете чужих авторов. Ни признака жизни в вас самостоятельной! Из спермацетной мази вы сделаны, а вместо крови сыворотка! Никому‑то из вас я не верю! Первое дело у вас, во всех обстоятельствах – как бы на человека не походить!» (Разумихин — Раскольникову, часть 2 глава VI)

Несмотря на все недостатки Раскольникова, Разумихин считает его отличнейшим человеком:

«А впрочем, ты отличнейший человек! Отличнейший человек. » (Разумихин о Раскольникове)

«— Я сказал ей, что ты очень хороший, честный и трудолюбивый человек. Говорю это, потому что совершенно знаю, как ты ее любишь, и убежден в чистоте твоего сердца.» (Раскольников — Разумихину, часть 6 глава I)

«— Слушай, Разумихин, — начал тихо и по-видимому совершенно спокойно Раскольников, — неужель ты не видишь, что я не хочу твоих благодеяний? И что за охота благодетельствовать тем, которые… плюют на это? Тем, наконец, которым это серьезно тяжело выносить?» (часть 2 глава VI)

«— Ну вот еще! Куда бы я ни отправился, что бы со мной ни случилось, — ты бы остался у них провидением. Я, так сказать, передаю их тебе, Разумихин. Говорю это, потому что совершенно знаю, как ты ее любишь, и убежден в чистоте твоего сердца. Знаю тоже, что и она тебя может любить, и даже, может быть, уж и любит. Теперь сам решай, как знаешь лучше, — надо иль не надо тебе запивать.» (часть 6 глава I)

«Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во всё последнее время Разумихин имел вид твердо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутно планы будущего; оба твердо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь. До той же поры надеялись там на Соню. » (эпилог глава 1)

Такова история дружбы Раскольникова и Разумихина в романе «Преступление и наказание» Достоевского, история отношений героев в цитатах.

Источник

Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина

Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина

Родион Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Его друг Дмитрий Разумихин – второстепенный, но очень колоритный и запоминающийся персонаж. Молодые люди подружились в университете, у них много общего, несмотря на разницу во взглядах и мировоззрении. Давайте сравним двух друзей.

Итак, сравнительная характеристика

Судя по всему, они ровесники: обоим двадцать три года. Приятели были вынуждены бросить университет из-за нехватки денег. Молодые люди умны и образованы: автор упоминает, что Раскольников знал немецкий язык, а Разумихин неплохо владел пером. Друзья одевались очень бедно: их одежда превратилась в лохмотья. Они жили в нищенских условиях, у них почти не было денег. Однако даже в бедственном положении оба сохранили чувство собственного достоинства: они знали себе цену и поэтому пользовались уважением окружающих.

Но несмотря на одинаковый возраст и похожие условия существования судьбы друзей сложились по-разному. Нищета обозлила Раскольникова, и он отчаялся: молодой человек забросил все свои занятия и даже не пытался найти себе заработок. Разумихин же, напротив, не терял надежду вернуться в университет и постоянно искал работу. Он брал в редакциях разные заказы и был готов поделиться последними грошами с Раскольниковым. Последний же из принципа ничем не занимался и целыми днями обдумывал свою теорию о преступлении.

Раскольников – очень гордый человек, можно даже назвать его заносчивым или высокомерным, в отличие от Разумихина. Дмитрий же, наоборот, прост, добродушен, дружелюбен. Раскольников мрачен, замкнут; он с трудом идет на контакт с людьми; Разумихин – чрезвычайно общителен: будучи дворянином по происхождению, он быстро находит язык со всеми, даже с трактирными слугами. Раскольников сутками сидит в своей каморке или бесцельно бродит по Петербургу; Разумихин же старается быть при деле: он не только работает, но и заводит полезные связи, в городе у него много знакомых.

Однако Раскольников не один: ему помогают мать и сестра Дуня, которые его обожают. Мать присылает ему последние деньги на учебу, а Дуня готова выйти замуж за нелюбимого и непорядочного человека, чтобы обеспечить его будущее. Разумихин живет независимо: у него нет близких родственников, кроме дяди, который иногда его навещает. Таким образом, Раскольников находился в более выгодном положении, чем Разумихин, однако он озлобился и возомнил себя сверхличностью, которая вправе переступить нравственную черту. Разумихин же, напротив, остался честным человеком, и в конце романа его жизнь наладилась: он женился на любимой девушке, сестре Раскольникова Дуне, и занялся издательской деятельностью. Он не бросил своего друга, и когда того сослали в Сибирь на каторгу, решился переехать к нему. Но Раскольников все-таки нашел в себе силы исправиться благодаря Соне, которая помогла ему осознать его преступные заблуждения.

Сравнительную характеристику Раскольникову и Разумихину давала Пашкова Людмила.

Источник

Раскольников и Разумихин

Раскольников и Разумихин

размышления о героях романа Достоевского «Преступление и наказание»

Противопоставление двух бедных студентов, оказавшихся в одинаковом положении в большом городе, лишенных связей, возможности достойного заработка, по сути одиноких, но по-разному воспринявших эту ситуацию, не навело меня на мысль, что Разумихина надо приводить в пример Раскольникову. Один озлобился и решился на преступление, а другой – нет. Но все не так просто.

В романе показано, как здоровый и крепкий физически и психически человек может вынести многое, а изначально хрупкий болезненный нервный сломаться. Сойти с ума, покончить с собой, зациклиться на навязчивой идее и перейти черту. Реакции Раскольникова на все, что с ним происходит, – это реакции человека больного. Он не помешанный. Но в результате испытаний бедностью и несправедливостью нервная система его приходит в состояние повышенной болезненной раздражительности на все и всех, а как следствие – опять же, болезненное озлобление. Достоевский, не будучи медиком, употребляет такие слова как «горячка», «бред», «лихорадка», а главное – «мономания».

Дни, ночи, недели, месяцы одинокого прозябания в этой комнате с невозможностью даже нормально поесть. И поговорить с кем-то.

Если о каторге в романе говорится так, что она не сильно отличалась от его обычной жизни студента, то можно представить, КАКОВА была эта жизнь длиной в целых три года, а для психики это огромный срок. Только в тюрьме не надо тратить столько денег и влезать в долги, мучаясь невозможностью заработать, теперь этот убогий жизненный минимум – за счет государства. А в бытность студентом у него и минимума иной раз не было.

А для людей от природы хилых, болезненных это весьма характерно. Они самолюбивы и не любят чувствовать себя ни на что не способными. По-настоящему сильному, могучему человеку таким нелепым образом доказывать ничего не надо. Больной с психологией Раскольникова не хочет ощущать себя никчемным существом, зависящим от милости других.

Поэтому на добродушного Разумихина с его желанием помочь он только злится. Лужина с его откровенным желанием выглядеть благодетелем семьи заранее ненавидит (хотя впоследствии и выяснилось, что в отношении него Раскольников оказался интуитивно прав). Сестра и мать с их желанием всем пожертвовать ради своего «Роденьки» его бесят. Он сам себя презирает за то, что не может, подобно Разумихину, легко относиться к временным неудобствам, недостатку средств, унизительности своего положения, и впадает в такое отчаяние, которое тому и не снилось, и заболевает по-настоящему.

Казалось бы, человек более рациональный, понимая свою природу, осознает еще до совершения преступления, что последствия этого ему не по плечу. С его-то болезненной чувствительностью выносить подозрения, допросы, шутки, намеки… и это еще не говоря об угрызениях совести. Раскольников, сравнивая себя с Наполеоном и прочими, легко, не задумываясь, лишающими других жизни, не мог ЗАРАНЕЕ не понимать, что ему при всем желании сравняться с ними все это не по силам. Но он мужчина. До крайности самолюбивый, как это и свойственно натурам одаренным, но лишенным мощи. Одна мысль о своей слабости должна была бы приводить его в отчаяние и озлоблять еще больше. Психологически это очень достоверно.

Я далека от того, чтобы осуждать Раскольникова и превозносить Разумихина. Если бы последний был главным героем романа, читать его было бы скучно. Натуры болезненные, изломанные, противоречивые интереснее для изучения. И именно таких Достоевский делал основными объектами исследования не случайно. Разумихину «повезло» родиться с устойчивой психикой и здоровым организмом. В нем, помимо природной доброты, есть «здоровая» толстокожесть – способность беспечно, легко, шутя воспринимать жизненные тяготы.

Соня – моя любимая из всех женских героинь Достоевского, потому что в ней есть абсолютно покоряющая и убеждающая простота и ясность. И отсутствие театральности. И только рядом с такой кроткой, смиренной, покорной и нежной, лишенной острых углов, женщиной мог смягчиться и почувствовать себя сильным Раскольников. Но понимание силы и смелости для религиозного человека – это не бунт, а публичное признание. И поняв, что если решится на это, будет выглядеть в глазах Сони героем, Раскольников уже не воспринимает такой шаг так, как будто он «сдался» и «струсил», напротив, это мученичество. При всем высказываемом публично презрении к общественному мнению Раскольникову важно, как он выглядит, и как воспринимают его поступки. Ему нужно удивление и восхищение, как, впрочем, и многим мужчинам.

Вплоть до последних страниц романа Раскольников высокомерен, раздражителен, зол, и в этом Достоевский не погрешил против психологической правды. И как бы сам автор ни хотел привести его к евангельской истине, он мог чувствовать, что это уже будет не Раскольников, а какой-то другой человек. О полнейшем раскаянии говорится так, как будто это, возможно, когда-нибудь будет.

Хотя для людей его типа простить себе преступление не так тяжело, как простить себе слабость. Но в ней нет его вины, это – природная данность.

Свидригайлов, возможно, выражает мнение автора, когда говорит: «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем».

Источник

Сравнительная характеристика Раскольникова и Разумихина

Ф.М. Достоевский – настоящий мастер своего дела, великий писатель, оставивший ценное достояние истории русской литературы. Одно из величайших его произведений – роман «Преступление и наказание». Его изучению уделяется время в школе, также и многие взрослые люди неоднократно перечитывают этот сложный философский роман.

Центральным персонажем произведения является бывший студент Родион Раскольников. К описанию его жизни и образа мыслей сводится весь сюжет романа. Но этот герой не является единственно интересным и занимательным образом. Наряду с образом Раскольникова Достоевский выделяет образ Разумихина, чья фигура привлекает читателей не меньше, чем жизнь главного героя.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Во многом Разумихин похож на Раскольникова, и в некотором роде его можно назвать двойником главного героя. Но вместе с этим молодые люди и различны между собой, различны и их судьбы. Схожесть героев, в первую очередь, определяется их финансовым положением. Они оба крайне бедны и почти не имеют средств к существованию.

«Я Родион Романович Раскольников, бывший студент…»– говорит про себя главный герой.
«Был он очень беден…» – пишет автор, описывая нынешнее положение дел Разумихина.

Кроме этого, молодые люди приблизительно одного возраста, оба «очень неглупы», образованы и великодушны. Родион Раскольников «великодушен и добр». А Дмитрий Разумихин «…парень, добрый до простоты». Оба они внешне весьма симпатичны: Родион «…замечательно хорош собою…», а Дмитрий «…сильный, как богатырь…», обладает выразительной внешностью.

На этом, пожалуй, их сходные черты заканчиваются. По образу мысли, темпераменту, отношению к жизни и многому другому Разумихин и Раскольников сильно различны. Так, например, финансовое состояние Родиона выбивает его из сил. У Раскольникова совершенно опущены руки и нет стимула к тому, чтобы преуспеть в жизни собственным трудом.

Перед читателями он предстает изнуренным, слабым, сильно измученным жизнью человеком. Произносит речь он слабо, находясь в постоянном бессилии. Разумихин, же, напротив, человек весьма волевой, энергичный и подвижный. Достоевский немало пишет о нем, что Дмитрий «…бодр и почти свеж, несмотря на ужасное количество выпитого в этот вечер вина…». Говорит он энергично, сильным голосом.

Кроме того, Раскольник совершенно бездеятелен. Больше он говорит, нежели занимается какой-либо деятельностью:

«Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает…»

В то время как Разумихин является деятельным человеком с железной волей. Скорее всего, это зависит от принадлежности того и другого к определенному типу темперамента. Например, Раскольников – угрюмый и весьма холодный меланхолик. Окружающие видят в нем угрюмого и мрачного человека. А вот Дмитрий Разумихин совершенной другой. «Никакие неудачи его никогда не смущали…», ведь по жизни он оптимист. Раскольников, несмотря на свое бедственное положение, продолжает оставаться гордым и высокомерным человеком, иначе бы он не смог придумать столь изощренную теорию о людях. Разумихин является человеком простым, горячим,

честным и весьма открытым. И, разумеется, он более общителен с людьми, чем Раскольников: «Ораторствовал Разумихин…».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при поверхностном изучении двух персонажей романа Достоевского Разумихин и Раскольников представляют собой схожих героев, даже двойников. Но при более детальном анализе выясняется, что молодые люди различны между собой по типу мышления, характеру и видению окружающего мира.

Источник

Разумихин Дмитрий Прокофьевич — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сходство и различие Разумихина и Раскольникова

Дмитрий Прокофьевич Разумихин, молодой студент, университетский друг Раскольникова, живёт тоже бедно, но не бросается из крайности в крайность, а пытается всеми возможными способами вытащить себя из нищеты. Он не вынашивает зловредные идеи, как это делает Раскольников. Разумихин является «светлым двойником» главного героя романа. Товарищи различны по характеру, но их положение в обществе одинаково. Они оба — бедные студенты, с разбитыми надеждами о счастливом будущем, но если Раскольников лишь плачется и рассуждает о своей жизни, то Разумихин старается хоть что-то делать.

«Преступление и наказание» (Ф. Достоевский)

Цитата: «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

История создания

Достоевский отмечал, что замысел этого романа пришёл к нему ещё в ту пору, когда писатель отбывал каторгу. И более десяти лет спустя, в 1865 г., Достоевский подписывает контракт с книгоиздателем. Условия контракта кабальные, но деньги очень нужны. Писатель обязуется к ноябрю 1866 г. предоставить рукопись романа, получает гонорар и… проигрывает его в рулетку.

Живёт он на тот момент в отеле. Хозяева отеля не выселяют Достоевского, но прекращают кормить и отключают в номере свет. В таких условиях Достоевский практически дописывает роман, а потом сжигает его и пишет другой. Именно этот второй роман и известен нам как «Преступление и наказание».

Проблематика:

Смысл названия: название заставляет осмысливать представленную нам историю в философском контексте: всякое преступление влечёт за собой наказание. Причём наказанием может быть как лишение свободы, так и муки совести.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: философский роман.

Время и место действия: действие романа происходит в Петербурге в середине XIX в. Сразу отметим, что Петербург в «Преступлении и наказании» — это тесные съёмные квартиры, похожие на гробы, тёмные переулки, трактиры, чёрные лестницы и всякие места, «где грязь и вонь, и всякая гадость».

Действующие лица

Родион Романович Раскольников — главный герой романа, бывший студент.

Алёна Ивановна — неприятная пожилая процентщица, которую убивает Родион Раскольников.

Лизавета Ивановна — сестра Алёны Ивановны, добрая простодушная женщина. Её Раскольников также убивает.

Порфирий Петрович — следователь; проницательный и умный мужчина.

Семён Захарович Мармеладов — опустившийся человек, пьяница, отец Сони Мармеладовой.

Катерина Ивановна Мармеладова — тяжело больная женщина, жена Семёна Захаровича Мармеладова, мать троих детей. Любит вспоминать о своём благородном прошлом.

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова — дочь Семёна Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны. Хрупкая маленькая блондинка. Продаёт своё тело, чтобы прокормить детей Катерины Ивановны. Жертвует собой во всём.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик. Дьявольски сильный и умный человек. Развратный мерзавец. Увлечён Дуней Раскольниковой.

Авдотья (Дуня) Романовна Раскольникова — сестра Раскольникова. Красивая и умная молодая женщина, склонная к самопожертвованию.

Пётр Петрович Лужин — корыстный и расчётливый мелкий тип, «богатый жених» Авдотьи Романовны.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин — приятель Раскольникова. Деятельный молодой человек, много трудится и не унывает.

Пульхерия Александровна Раскольникова — мать Родиона Романовича, скромная добрая женщина.

Андрей Семёнович Лебезятников — нерешительный молодой мужчина, знакомый Петра Лужина.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель — немка, арендодательница. Семейство Мармеладовых снимает у неё жилье.

Зосимов — приятель Дмитрия Разумихина, врач.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Дмитрия Разумихина, служит в полицейской конторе.

Настасья — кухарка в доме, где снимает комнату Раскольников. Микола — рабочий, сознавшийся в убийстве Алёны Ивановны.

Краткое содержание

Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает.

Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.

Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.

Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.

Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог.

Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление.

Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).

Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.

В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.

Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.

На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.

В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.

Экранизации

«Преступление и наказание» (Россия, 1913); «Преступление и наказание» (США, 1935); «Преступление и наказание» (Франция, 1956, в главных ролях — Робер Оссейн, Марина Влади, Жан Габен); «Преступление и наказание» (СССР, 1969, в главных ролях — Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский); «Преступление и наказание» (Великобритания, 1979, короткометражный фильм); «Потрясение» (США, 1988); «Преступление и наказание Достоевского» (США, 1998, телевизионный фильм); «Преступление и наказание» (Великобритания, 2002, двухсерийная адаптация BBC); «Преступление и наказание» (США, Россия, Польша, 2002); «Преступление и наказание» (Россия, 2007, в главных ролях — Владимир Кошевой, Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева).

Поступки

Настоящая фамилия героя, как он сам разъяснил, Вразумихин. Она является говорящей, ведь этот человек ко всему старается подходить разумно. На некоторое время герой оставляет учебу, чтобы получить небольшой заработок. Он переводит тексты, так как владеет тремя языками. Разумихин вопреки трудным обстоятельствам находит способы, чтобы содержать себя самостоятельно. Один раз он, чтобы сэкономить деньги, всю зиму не отапливал дом, утверждая, что так даже комфортнее. Его поведение отличается непостоянством: «Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить». Когда герой понимает, что делает что-то неразумное, что это уже доходит до пагубных последствий, он прекращает это делать. Разумихин обладает истинно богатырской силой, однажды он «одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту».

Внешность Разумихина

Студент имеет запоминающуюся внешность. Это высокий, крепкий, черноволосый молодой человек, имеющий значительную физическую силу. Несмотря на бедность, он старается опрятно и прилично одеваться. При этом аккуратность соседствует с неряшливостью. Это происходит из-за того, что Разумихин постоянно совершенствует себя. Он может ходить в изорванной одежде, быть небритым и всклокоченным, и в то же время, когда это необходимо, он приводит себя в порядок.

Неряшливый Разумихин напоминает трактирного пьяницу. Действительно, студент любит выпить и побуянить. Но это тоже ассоциируется с богатырскими сказками, в которых герои могут много выпивать, гулять и проказничать.

Отношение к Раскольникову и его идеям

Этот герой «необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты». После совершенного преступления Раскольников тянется, сам того не замечая, именно к Разумихину, как к источнику неисчерпаемой жизненной энергии, доброму, искреннему человеку. Разумихин, наблюдая плачевность положения товарища, на протяжении всего романа является для него некоторым телохранителем. Сначала он зовёт к Раскольникову Зосимова, врача. Затем находит место для проживания его семьи, Дуни и матери. После выгораживает героя перед следователем, основываясь на болезненном состоянии друга. Таким образом, Разумихин спасает Раскольникова во многих ситуациях.

Мировоззрения Разумихина и Раскольникова различаются кардинально. У первого есть мечта: он хочет создать собственное издательское предприятие, поэтому много трудится, пишет и переводит. Второй же бредит своей теорией и идёт на преступление ради её подтверждения. Идеи главного героя вызывают страх и удивление у его товарища. Разумихин восклицает: «Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать. Законное…» Разумихин в противовес взглядам Раскольникова считает, что никакой деловитости во всём происходящем в стране нет: «А мы чуть не двести лет как от всякого дела отучены…»

Вывод

В произведении «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский через образ Разумихина показал, каким образом некоторые люди того времени жили и выживали. Этот герой был необходим автору, чтобы провести параллель с Раскольниковым. Два студента, оказавшиеся в совершенно новой для них среде — Петербурге с его зловонием и нищетой — вынуждены жить в маленьких грязных каморках, в съёмных квартирах, влезая в долги и питаясь святым духом. Только Разумихин все эти трудности преодолевает и не даёт искушению и порокам овладеть им. Судьба этого человека доказывает, что можно победить тяжёлые обстоятельства, не сломиться под гнётом творящейся вокруг несправедливости.

Характеристика образа Разумихина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть фото Что общего у раскольникова и разумихина. Смотреть картинку Что общего у раскольникова и разумихина. Картинка про Что общего у раскольникова и разумихина. Фото Что общего у раскольникова и разумихина

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 3

В литературоведении мало внимания уделяется анализу образа матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Она переживает их неудачи как свои и стремится хоть что-нибудь сделать для них. Достоевского восхищает ее самоотверженная любовь к детям.

Родиона она уже отпустила в самостоятель­ную жизнь, но все равно пытается помочь ему деньгами, под­держать письмами. С болью смотрит она на судьбу дочери. Первоначально воспринимая Лужина как опору для Дуни, она никаких благ при этом не хочет от него для себя, сообщая Раскольникову, что после свадьбы будет жить отдельно от мо­лодоженов.

В то же время Пульхерия Александровна постоян­но наказывает Родиону любить сестру и подчеркивает, как та его любит. Ей хочется, чтобы дети поддерживали и помогали друг другу всю жизнь. Не случайно при виде примирения бра­та с сестрой лицо ее светится восторгом и счастьем. Чтобы чи­татель заметил и запомнил этот образ второго плана, Ф.М.

Достоевский выбирает для героини колоритное старинное имя — Пульхерия. Пульхерия Александровна поддержи­вает сына во всех начинаниях и уверена, что все, что он дела­ет, все прекрасно. Однако сердцем она чувствует боль и раз­лад в душе Родиона.

Не случайно она крестится перед очередной встречей с ним, а в разговоре с Дуней оценивает характеры детей более трезво и откровенно, чем при сыне: «Знаешь, Дуня, смотрела я на вас обоих, совершенный ты его портрет, и не столько лицом, сколько душою: оба вы меланхо­лики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные… Ведь не может быть, чтоб он эгоист был, Дунечка? А. А как подумаю, что у нас вечером будет сего­дня, так все сердце и отнимается!» Примечательно, что Пульхерия Александровна при первом же свидании с Соней понимает, что та в жизни ее сына главное.

Другой образ, важный для понимания материнской любви в романе, — это Катерина Ивановна. На ее примере Ф.М. Достоевский показывает, что самые сложные социаль­ные проблемы, трудности и лишения падают прежде всего на плечи женщины-матери. Воспитанная и образованная женщи­на, овдовев, оказывается без средств к существованию.

Она пытается любыми способами прокормить детей. Понимая, что жертва, которую принесла ради семьи Соня, неоплатная, Ка­терина Ивановна заставляет детей петь и плясать на улице ра­ди увеселения публики. Она восклицает: «О, подлые, подлые.

Да наплевать; теперь и этих сама кормить буду, никому не по­клонюсь! Довольно мы ее мучили! (Она указала на Соню)». Одной из самых трагических страниц романа является сцена смерти Катерины Ивановны от чахотки.

Перед смертью она отказывается от священника, понимая, что для Сони это лиш­ний целковый, что она оставляет на нее троих детей «с рук на руки». В бреду она выкрикивает немецкие песенки и слова из любимого романса, вспоминает молодость, первую любовь.

Последние ее слова: «Уездили клячу! Надорвала-а-ась!» — за­ставляют вспомнить сон Раскольникова, в котором тог видит истязаемую хозяином лошадь. Оба эпизода романа подчерки­вают, как не хватает в земном мире любви и доброты и как много в нем злобы, подлости и безжалостности.

Своих любимых героинь Ф.М. Достоевский наделяет кра­сотой. Прекрасна и стройна Авдотья Романовна. У нее гордые сверкающие глаза, иногда необыкновенно добрые. Сохранила остатки прежней красоты и Пульхерия Александровна. Ей 43 года.

Для человека XIX века это уже солидный возраст: «Лицо ее все еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что быва­ет почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный, чистый жар сердца до ста­рости». Помещая развернутый портрет Пульхерии Александ­ровны, Ф.М.

Достоевский тут же подкрепляет его психологи­ческой характеристикой, отмечая такие черты характера, как чувствительность, робость, уступчивость.

Пульхерия Александровна сердцем чувствует, что Разуми­хин надежный человек. Материнское сердце делает правиль­ный выбор. Пульхерия Александровна с первого взгляда по­нимает, с кем дочь будет счастлива в браке. Не случайно Дуня впоследствии выберет в мужья именно Разумихина.

Образы Сони и Дуни оттеняет в романе эпизодический об­раз молоденькой пьяной женщины на бульваре в шелковом платье, одетой небрежно и неумело, очевидно, мужскими рука­ми.

Раскольников видит, как за ней увивается какой-то франт, и хочет спасти ее: отдает последние деньги, чтобы городовой от­вез ее домой на извозчике.

Достоевский не раз показывает спо­собность Раскольникова на благородные душевные поступки.

В критической литературе при рассуждении о причинах преступления Раскольникова усиливается то социальный, то философский аспект. Правильнее всего рассматривать их в со­вокупности. Однако Ф.М. Достоевскому важнее показать не причины преступления Раскольникова и не само преступле­ние, а наказание во всем его ужасе и неотвратимости.

Доста­точно заметить, что описанию невыносимых мук и страданий убийцы уделено в романе центральное место. Существует множество дополнительных обстоятельств, подтолкнувших Раскольникова к преступлению. Это, например, случайно под­слушанный разговор в трактире.

Во время очередного визита к старушонке герой интересуется тем, с кем она живет, отмечает для себя, что на этаже все остальное квартиры свободны.

Ф.М. Достоевский ни в коей мере не оправдывает Родио­на. Писатель считает, что цель не оправдывает средства.

Совершив убийство, Раскольников словно заразился опас­ной душевной болезнью: он бредит, страдает, видит во сне кошмары. Единственное избавление для него — это признание и раскаяние. Но и то, и другое для гордою человека становит­ся тяжелым нравственным испытанием.

Признаки неврасте­нии проявляются у героя еще до преступления. Однако после убийства Раскольников вообще чувствует, что сходит с ума. Его охватывает страх, ужас и отвращение.

Полумертвый, он еле-еле добирается до дома и погружается даже не в сон, а в какое-то особое тяжелое психическое состояние: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, не­смотря даже на усилия».

Таким образом, наказанием для героя становится наказание через страдание. Важно понимать, что наказание наступает еще до объявления приговора: оно выра­жается в тех адских душевных муках, граничащих с безумием, которые испытывает герой.

Для того чтобы читатель понимал, что у Раскольникова есть иной путь, кроме преступления, чтобы помочь сестре и матери, Ф.М. Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина.

Это верный товарищ Родиона по университету, который, несмотря ни на что, продолжает под­держивать его. Это веселый и добрый до простоты парень. «Впрочем, под этою простотой таились и глубина и достоин­ство», — подчеркивает Ф.М. Достоевский.

Дружба Расколь­никова и Разумихина противопоставлена в романе показу ра­зобщенности людей в целом. Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни в це­лом. Разумихин относится к трудностям легко и просто.

Как и Раскольников, он очень беден, но знает массу способов найти себе заработок, причем сделать это честным путем: например, дает уроки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *