Что общего у слов непоседа неряха невежда ненависть
Урок по теме «Правописание НЕ с существительными»
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, Д.Н. Ушаков. «Толковый словарь». М.: Альта-Принт, 2005, картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
Ход урока
— Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1)
Вы помните, что родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.
I. Повторение и закрепление знаний
Класс работает по вариантам.
Сыночек дисциплины
Совсем (не) признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед! (Слайд 2)
(Два человека у доски.)
1. Синтаксический разбор первого предложения.
2. Выписать словосочетания по схеме: глагол + сущест. Первый вариант – в тетрадях.
Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать (не) следует
Взрослого медведя! (Слайд 3)
(Синтаксический разбор второго предложения, морфемный разбор глаголов. Два человека у доски.) Второй вариант – в тетрадях.
3) Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1
Определите склонение имен существительных, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены как члены предложения.
Пр. ветливость доброта делают человека красивее.
Карточка №2
Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.
Не причиняй людям зла обиды тревоги беспокойства.
Карточка №3
Просклоняйте по падежам существительное приветливость.
4) Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.
А) Коллективная работа с классом. Синтаксический разбор предложения на доске и в тетрадях.
Пятиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл., распр., простое, осложнено однородными дополнениями.)
— Ребята, давайте вспомним, как пишется НЕ с глаголами?
Б) Выпишите слово ненавидят и подберите однокоренной ряд, произведите морфемный разбор данных слов. (Справочные материалы – с. 5.)
Ненавидят, ненависть, ненавистный.
— Сделайте вывод, как будет писаться НЕ в слове ненависть?
II. Работа по новой теме
— Запишем тему урока в справочник. Составляем опорный конспект.
Не с существительными пишется слитно, если:
1) слово без НЕ не употребляется. Неряха, невежда, невежа, ненависть. (Слайд 4)
— Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».
НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА – необразованный, малознающий человек.
— Итак, во-первых, НЕ пишется слитно с существительными, если слово без НЕ не употребляется.
— А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!
Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растет невежей! (Слайд 5)
— Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.
Нелады – ссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ – ссоры.)
— Записываем второй пункт опорного конспекта.
2) Замена синонимом. Недруг – враг. (Слайд 6)
— Ребята, откройте с. 80 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?
Нелады в семье медвежьей.
Не лады в семье медвежьей, а ссоры.
— Молодцы! Записываем в опорный конспект.
3) Противопоставление с союзом а. Неправда, а лож. (Слайд 7)
III. Закрепление изученного
— А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.
— Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, неряха, непоседа, недотрога.
— Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)
— Составьте предложение, используя любое из данных существительных, так, чтобы у I варианта было жен. р., а у II варианта – муж. рода.
— Проведем конкурс на самое смешное предложение.
— Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными. (Использование сигнальных карточек. Синие – слитно, красные – раздельно.)
Ум определяется не возрастом, а головой.
Неправдой не проживешь.
Каждая неудача прибавляет ума.
Не боги горшки обжигают, а люди. (Слайд 8)
— Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем задание.)
— Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь.
1. Низкий урожай – неурожай.
2. Отсутствие внимания – невнимание.
3. Отсутствие вежливости – невежливость.
4. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств – несчастье, неудача.
5. Отсутствие самостоятельности – несамостоятельность.
6. Недостаток организованности – неорганизованность.
7. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков – неблагозвучие.
— Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 9)
IV. Самостоятельная работа
— Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. Запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик. Какая орфографическая особенность объединяет эти слова? (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно, сдаем на проверку.)
Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи. (Слайд 10)
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)
V. Итоги урока
— Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?
Итоги урока, оценки.
VI. Домашнее задание
1. Упражнение 783 (устное высказывание).
2. Сочинение-миниатюра по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору». (Слайд 11)
Определи значение данных слов?
Определи значение данных слов.
Почему эти существительные относятся к общему роду?
В чем их особенность?
Неряха это тот кто неопрятен или неаккуратен, недоучка это тот кто не имеет хорошох знаний, непоседа это тот кто не может усидеть на месте, нейзнайка это тот кто ничего не знает, невежа это тот кто не культурен или не умеет себя вести в обществе, невежда это тот кто владеет знаниями в какой то области.
Объясните их значение.
Найдите существительные общего рода к какому роду они относятся в данных предложениях как вы это определили?
Найдите существительные общего рода к какому роду они относятся в данных предложениях как вы это определили.
Непоседа : это тот, кто.
; Незнайка : это тот, кто.
. Надеюсь на вас, ребят = ).
Определи значение данных слов допиши предложения
Какие слова являются общего рода : недотрога, невежда, недоучка, недостатки, непоседа?
Какие слова являются общего рода : недотрога, невежда, недоучка, недостатки, непоседа.
Срочно нужно?
Составьте словосочетание из этих слов пожалуйста.
Забияка, сирота, растяпа, задира, непоседа, чистюля, белоручка, разиня, неряха, невежа, невежда.
Найдите слова общего рода?
Найдите слова общего рода.
К какому роду они относятся в данных предложениях?
Как вы это определили?
Составьте пожалуйста предложения со словами : неразбериха, незабудки, неряха, невежа, недотепа, недоучки и Несмеянна?
Составьте пожалуйста предложения со словами : неразбериха, незабудки, неряха, невежа, недотепа, недоучки и Несмеянна.
Тепло зимой и лет холод может быть дома.
Лисьи следы оленьи рога волчьи зубы и птичье гнездо.
Карета, сани, телега. Это не все, но только эти вспомнила).
Орех, урожай, аист, осина, Ирина, урок.
Мы люди которые сами до сих пор не знают кто они? Зачем они существуют? И много много других вопросов связанных с их существованием. Но зачем искать смысл? Надо жить и не тратить свое время на раздумия что они тут делают в таком мире? Надо насла..
Презентация к уроку «Не с существительными»
Презентация поможет учителю построить урок по ФГОС с применением технологии проблемного обучения
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку «Не с существительными»»
Тринадцатое октября Классная работа Работа над ошибками
правописание не с существительными
Не с существительными
если не является частью корня (существительное без не не употребляется),
если в предложении есть противопоставление с союзом а,
если не является приставкой (существительное с не можно заменить синонимом).
если в предложении подразумевается противопоставление с союзом а.
Не с существительными
Если не является частью корня (существительное без не не употребляется)
Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
Если не является приставкой (существительное с не можно заменить синонимом)
Если в предложении подразумевается противопоставление с союзом а.
Не с существительными
Если не является частью корня (существительное без не не употребляется)
Если в предложении есть противопоставление с союзом а.
Если не является приставкой (существительное с не можно заменить синонимом)
Если в предложении подразумевается противопоставление с союзом а.
1. выберите группу существительных, которые пишутся с не всегда слитно
а) невежда, недруг, ненастье
б) невежда, негодование, несчастье
в) невежда, невольник, непоседа
г) невежда, неряха, неправда
2. как нужно писать не с существительными в следующих предложениях?
А. В обоих случаях слитно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м – слитно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м – раздельно.
Д. В обоих случаях раздельно.
3. Укажите правильный разбор слова по составу
1. выберите группу существительных, которые пишутся с не всегда слитно
а) невежда, недруг, ненастье
б) невежда, негодование, несчастье
в) невежда, невольник, непоседа
г) невежда, неряха, неправда
2. как нужно писать не с существительными в следующих предложениях?
А. В обоих случаях слитно.
Б. В 1-м случае раздельно, во 2-м – слитно.
Г. В 1-м случае слитно, во 2-м – раздельно.
Д. В обоих случаях раздельно.
3. Укажите правильный разбор слова по составу
Выучить правило «Не с существительными»
«Не» с именами существительными — правило, примеры
Существительное, как и слова разных частей речи, пишется с «не» как слитно, так и раздельно. «Не» с именами существительными пишется слитно, если является словообразовательной приставкой или частью корня. Раздельное написание «не» с существительными зависит от грамматических условий в контексте.
Слитное написание «не» с существительными
Выясним, от чего зависит слитное написание «не» с существительными.
1. Существительные без начального «не» в современном русском языке не употребляются:
В большинстве этих слов элемент не- является частью корня:
2. Частица «не» в сочетании с существительными используется в качестве словообразовательной приставки.
Приставка не- образует новое слово с противоположным значением. К нему зачастую можно подобрать синоним:
Подобные образования пополняют синонимичные ряды слов. Заметно, что существительные с приставкой не- обладают смягчённым лексическим значением по сравнению с синонимом без приставки.
Сравним:
3. Слитно пишутся слова с противоположным значением «неспециалист», «нерусский», к которым в русском языке нет синонимов. Хотя в определенном контексте субстантивированное прилагательное «нерусский» значит «иностранец», «чужеземец».
4. Некоторые слова-термины пишутся слитно с приставкой не-:
Раздельное написание существительных с «не»
В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. В высказывании она имеет чисто отрицательное значение:
Этот артист, поющий с акцентом, не француз.
В приведенных примерах присутствует логически подчеркнутое отрицание.
Раздельное написание существительных с отрицательной частицей «не» отметим при определенных условиях в предложении:
1. наличие противопоставления с союзом «а»
В этой ситуации он проявил не смелость, а трусость.
2. в присутствии слов «далеко», «вовсе», «отнюдь»
Мне кажется, такое жесткое отношение — это вовсе не любовь к животным.
Критик отметил, что это был далеко не успех у зрителя.
Отнюдь не собака зарычала около сторожки лесника.
3. Отрицательные местоимения и наречия подчеркивают отрицание, обозначенное частицей «не»
Оказалось, что это нисколько не успех.
Алгоритм определения правописания «не» с существительными
Видеоурок
Определи значение данных слов?
Определи значение данных слов.
Почему эти существительные относятся к общему роду?
В чем их особенность?
Объясните их значение.
Определи значение данных слов допиши предложения
Сочинение про слова Невежа и Невежда?
Сочинение про слова Невежа и Невежда.
Срочно нужно?
Составьте словосочетание из этих слов пожалуйста.
Забияка, сирота, растяпа, задира, непоседа, чистюля, белоручка, разиня, неряха, невежа, невежда.
Составить предложение со словом невежда и невежа?
Составить предложение со словом невежда и невежа.
Составить словосочетания с существительными :недоумение, ненависть, незабудка, небрежность, неприязнь, небылица?
Составить словосочетания с существительными :
недоумение, ненависть, незабудка, небрежность, неприязнь, небылица.
Подберите к данным существительным однокоренные глаголы?
Подберите к данным существительным однокоренные глаголы.
Недоумение, негодование, ненависть.
Тепло зимой и лет холод может быть дома.
Лисьи следы оленьи рога волчьи зубы и птичье гнездо.
Карета, сани, телега. Это не все, но только эти вспомнила).
Орех, урожай, аист, осина, Ирина, урок.
Мы люди которые сами до сих пор не знают кто они? Зачем они существуют? И много много других вопросов связанных с их существованием. Но зачем искать смысл? Надо жить и не тратить свое время на раздумия что они тут делают в таком мире? Надо насла..