Что общего у слов запятая запинка запинаться препинание препятствие
Что общего у слов ЗАПЯТАЯ, ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ?
Что общего у слов ЗАПЯТАЯ, ЗАПИНКА, ЗАПИНАТЬСЯ, ПРЕПИНАНИЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ?
Общее у слов это корни.
Общее у них кажется корни точно.
Помогиииитееее?
Дело в том, что у меня проблемы с запятыми!
Мне ПОСЛЕЗАВТРА сдавать ЕГЭ, а я не могу правильно расставлять знаки препинания (запятые).
Я нуждаюсь в вашей помощи!
Встречай гостей приветливо, с улыбкой?
Встречай гостей приветливо, с улыбкой.
Объясните постановку знаков препинания(запятых).
Где поставить запятые?
Где поставить запятые?
В искусстве как и в природе хорошо то, что является общим выражением гармонии и красоты.
Какие знаки препинания необходимо расставить в предложении?
Какие знаки препинания необходимо расставить в предложении?
Каждая мелочь (1) разбитый цветочный горшок (2) полузабытая фотография (3) поблескивающая в мусоре пуговица (4) рассыпанные фигурки шахмат (5) все напоминало о хозяевах.
1) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.
2) 1 – двоеточие, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.
3) 1 – запятая, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – двоеточие.
4) 1 – тире, 2 – запятая, 3 – запятая, 4 – запятая, 5 – тире.
Как правильно ставить запятые?
Как правильно ставить запятые?
И после каких слов надо ставить запятые?
Как правильно расставить запятую?
Как правильно расставить запятую?
Ну, в общем, вы поняли или Ну в общем, вы поняли?
Ставится ли запятая в выражении : …но_если…?
Ставится ли запятая в выражении : …но_если…?
Обособляться ли выражение «что ли» запятой?
Обособляться ли выражение «что ли» запятой?
Впишите в предложение пропущенные слова?
Впишите в предложение пропущенные слова.
, запятая, восклицательный и вопрасительный знаки это препинания.
Что означает объяснить постановку запятых?
Что означает объяснить постановку запятых.
Тепло зимой и лет холод может быть дома.
Лисьи следы оленьи рога волчьи зубы и птичье гнездо.
Карета, сани, телега. Это не все, но только эти вспомнила).
Орех, урожай, аист, осина, Ирина, урок.
Мы люди которые сами до сих пор не знают кто они? Зачем они существуют? И много много других вопросов связанных с их существованием. Но зачем искать смысл? Надо жить и не тратить свое время на раздумия что они тут делают в таком мире? Надо насла..
Урок русского языка в 5-м классе (по учебнику для 5-го класса общеобразовательных учреждений М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) «Пунктуация. Что может запятая»
2. Отгадывание темы урока (2 слайд).
1) Что изучает пунктуация? (3 слайд)
– Слово пунктуация – от латинского слова пункция (укол). Пункт – точка. В древности греки использовали для письма палочку – стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.
2) Зачем нужна пунктуация?
3) Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. На помощь приходят знаки препинания. Откройте любую книгу, сколько их на каждой странице! Вы так привыкли к ним, что иногда даже не замечаете. А когда сами пишете, то не всегда разумно пользуетесь ими. И уж совсем огорчаетесь, если из-за знаков препинания получаете «двойку». Может, они и не очень нужны? Решайте сами. А пока прочтите текст … если сможете (4 слайд):
Тоеосеникнязьсеменъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнему.ас
нимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодим
еръдаеиловичъгригореиволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.
(Московский летописный свод)
– Ну, как? Трудновато? А ведь именно так писали на Руси до конца XV века. Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.
– Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки (5 слайд).
– В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.
– У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий Ломоносов в своей «Российской грамматике»:
ЗНАКИ СТАВЯТСЯ ПО СИЛЕ РАЗУМА И ЕГО РАСПОЛОЖЕНИЮ И СОЮЗАМ.
– Запомните: чтобы поставить тот или иной знак препинания, необходимо прежде определить смысловую сторону предложения и затем его структуру, то есть действовать по формуле: смысл + структура = знак препинания.
– Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.
3. Сегодня мы поговорим о запятой. Посмотрим, что может запятая?
– Итак, запятая. Она неизменно присутствует там, где повествуется о перечислении предметов, каких-либо фактов, явлений, событий, помогая читающему легко ориентироваться в тексте, подсказывая, где границы между однородными членами, частями предложений (6 слайд).
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться
Дальше в путь.
Выйдет на дорожку –
Всем
Подставит ножку!
Для показа роли пунктуации, в частности роли маленькой «запятушечки», привожу следующие случаи:
1) Показываю отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков» – Помиловать нельзя казнить (7 слайд).
Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.
1. Поставить статую, золотую пику держащую.
2. Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дёшево обошлась бы им, но этот расход был бы в пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым.
– Есть такое шутливое выражение: «Вот тут-то и запятая». В нём слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторически однокоренные.
– Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного.
– Почему во втором предложении встреченных стало меньше? Куда делся товарищ Петра?
Данные предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их различен. Как вы думаете, отчего это зависит? (9 слайд)
1. Коля пел так, как пели все.
Коля пел, так как пели все.
2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.
Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.
3. Как он уехал?
Как, он уехал?
4. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
5. Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.
6. Грязь покрыла всё: окно, дверь, потолок, стены.
Грязь покрыла всё окно, дверь, потолок, стены.
7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.
8. Ребёнок играл, так как играли все дети.
Ребёнок играл так, как играли все дети.
Сочинения Незнайки (10 слайд).
Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки – Незнайка. Он написал:
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не было никакой нелепицы?
В другом Незнайкином сочинении была такая фраза:
Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.
Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
Где поставить запятую (11 слайд).
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Пёсик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку.
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
– Вот что значит
Запятая!
– Этот рассказ написан без знаков препинания. Запишите полученный текст. Для чего нам нужны знаки препинания? (12 слайд)
Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев ходили троллейбусы, автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их видно было издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку, огурцы, помидоры, виноград. Всё дышало густым ароматом осени, падающими золотыми листьями. Была засыпана земля, а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья, сучья, высохшие за лето. Трещали, рассыпались в воздухе мелкие искры.
О пользе знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.
Берегите знаки препинания!
4. Подведение итогов (13 слайд)
1) О чем мы сегодня говорили на уроке?
2) Что изучает пунктуация?
3) Зачем нужна пунктуация?
4) Что может запятая?
5. Домашнее задание: параграф 24, упражнение 120.
Что общего у слов запятая запинка запинаться препинание препятствие
Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим еще не значит делать произносимое понятным.
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!»
Для показа роли пунктуации, в частности роли маленькой «запя-тушечки», обычно приводят два случая (впрочем, их показательность ослабляется тем, что приводятся переводы с других языков, в которых пунктуация отличается от русской).
Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: «поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование?
1. Поставить статую, золотую пику держащую.
2. Поставить статую золотую, пику держащую.
Первое толкование вполне устраивало наследников, так как золотая пика хоть и не дешево обошлась бы им, но этот расход был в пределах их возможностей. Однако недруги наследников настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников (золотая статуя была бы им не по карману). Вопрос остался открытым.
Второй случай связан тоже с предложением, написанным без знаков препинания: «Помиловать нельзя казнить». От постановки запятой зависела человеческая жизнь.
1. Помиловать, нельзя казнить.
2. Помиловать нельзя, казнить.
Есть такое шутливое выражение: «Вот тут-то и запятая». В нем слово запятая означает затруднение, препятствие. Это не случайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторически однокоренные.
Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот какой случай произошел с одной девочкой. Она послала срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму: «Быть дома нельзя идти в поход». Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова дома или после слова нельзя. Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.
Точка всегда ставится в конце повествовательного предложения. Это сигнал: дочитали до точки – предложение закончилось (следующие за точкой слова – это уже другое предложение). Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается, глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь чередуется о и нуль звука, к и ч.
Исторически однокоренными являются также слова затыкать, затычка, ткать, приткнуть, соткать и др. К ним же относится слово сутки, которое осмысливалось как соединение дня и ночи (то есть они сотканы; надо помнить, что кроме приставки сов древности имелась однозначная приставка су-; она сохранилась в таких словах, как суглинок, сумерки, сумрак).
В современном русском языке имеются устойчивые сочетания, которые образованы со словом точка: в самую точку попасть; точка в точку (совершенно точно); до точки дойти (до крайности); ставить точку (закончить); ставить точку/точки над «и» (все уточнить, довести до конца; это выражение появилось тогда, когда в русской азбуке была буква i – «и» с точкой, отмененная реформой правописания 1918 г.); точка опоры – великий древнегреческий математик и механик Архимед Сиракузский (около 287 – 212 гг. до н. э.), установив законы рычага, гордо произнес: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».
В день выхода в свет своей новой книги Виктор Гюго, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?»
Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!»
Подумайте и ответьте, почему Гюго и издатель поняли друг друга? Что означают эти знаки препинания?
Как меняется смысл следующих предложений в зависимости от знаков препинания? (Ученики читают предложения, написанные без знаков препинания на доске или на карточках.)
1. У нас один путь – к победе.
У нас один путь к победе.
3. Я не видел брата товарища и его сестру.
Я не видел брата, товарища и его сестру.
4. Дома улицы залиты светом.
Дома, улицы залиты светом.
5. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.
Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.
6. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.
Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.
7. Ребенок играл, так как играли все дети.
Ребенок играл так, как играли все дети.
8. Мальчик, верно, меня понял.
Мальчик верно меня понял.
До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало, они ставились сравнительно редко. В печатных же текстах сразу стали употребляться почти все те знаки, какие имеются в настоящее время, и ставились они по определенным правилам. Постановка знаков препинания первоначально была по преимуществу делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст.
Действующая в настоящее время система русской пунктуации в главных своих чертах сложилась к тому периоду, когда закончилось формирование основ современного русского литературного языка, то есть в XVIII веке.
Ломоносов не только излагает пунктуационные правила, закрепившиеся в русской печатной литературе ко времени составления им «Российской грамматики», но и формулирует тот принцип, на котором основываются эти правила: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Это означает, что в основе употребления знаков препинания должна лежать смысловая сторона речи («разум» – мысль, выраженная в предложении, смысловое содержание его).
Задание на дом. Придумайте предложения, которые было бы трудно понять без знаков препинания, например: «Делегация выезжает утром встречайте».