Что общего у творчества юнга фрейда
Вопрос. Сравнить теории Фрейда и Юнга. Сходство и различие.
По мнению Юнга – средний возраст – это отправная точка в психологическом развитии человека.
По мнению Фрейда – детство самый значимый период, откуда исходят все причины дальнейшего психологического развития человека. Известное выражение Фрейда гласит: «Все мы травмированы нашими родителями».
Юнг верил в единство всего сущего, он придавал большое значение духовным составляющим личности. Фрейд делал упор больше на физической сущности человека. И в этом тоже заключается противоречие их взглядов. (Это дополнительная инфа, просто почитайте, чтобы быть в курсе дела)
2. — Фрейд выдвинул теорию либидо. Либидо – желание или влечение к половой близости в различных ее формах. Позже Фрейд расширил понятие либидо: наряду с функцией сохранения рода и вида он сообщил ему также функцию самосохранения. Фрейд объединил эти две функции общим названием – Эрос( левое полушарие ID ), или инстинкт влечения к жизни. Следующий шаг в развитии учения о влечениях Фрейд сделал в работе «По ту сторону принципа удовольствия». В ней он выдвинул идею о том, что, наряду с влечением к жизни, Эросом, индивиду присуще влечение к смерти, которое порождается инстинктом смерти – Танатосом(правое полушарие ID ). Энергию смерти он назвал мортидо. Стремление к смерти, по теории Фрейда, – это стремление к абсолютному покою. Жизнь, явившись возмущением покоя, стремится вернуться к исходному состоянию, к покою, к смерти. Эти два инстинкта проявляются в человеке одновременно и создают равновесие человеческого бытия. (Человек всегда стремится к смерти, поэтому чем больше мы хаваем, тем быстрее умираем, так как наши органы изнашиваются и спать нам хочется, потому что мы стремимся к смерти).
— У Юнга все просто – тут почему-то либидо движет человеком. Для Юнга либидо – всё то, что вызывает напряжение.( т.е. человеком движет напряжение(неважно какое)).
· Оно (Id)* – единственная психическая субстанция, с которой рождается ребенок. Область Id, которая приблизительно соответствует тому, что Фрейд ранее называл бессознательным, представляет собой наиболее примитивную и наименее доступную часть личности. Мощнейшие силы Id включают в себя сексуальный инстинкт и агрессию. Стимулы Id требуют немедленного удовлетворения, не считаясь ни с какими обстоятельствами реальности.
· Посредником между Id и внешним миром является структура Ego* или Я. Оно существует для того, чтобы помогать Id. Ego направлено на то, чтобы способствовать осуществлению вожделений Id. Ego не существует отдельно от Id. Более того, не имея собственной энергии, Ego заимствует свою силу в Id.
· Третий компонент структуры личности, по Фрейду, – Super-ego, Сверх-Я*. Это образование возникает еще в раннем возрасте, когда ребенок усваивает правила поведения, внушаемые ему родителями и воспитателями при помощи системы поощрений и наказаний. Super-ego представлено нашими усвоенными от родителей и воспитателей морально-нравственными и этически-эстетическими принципами. Это социальная часть психики, выполняющая функцию морально-нравственного контроля за действиями и мыслями человека. Именно поэтому Super-ego находится в постоянном конфликте с Id.
ВСЁ ЭТО ЛИШНЕЕ, НО НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ (НЕ ТО НАПИСАЛА) ЭТО 1 ВОПРОС.
— Юнгианская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у
Фрейда. Юнг сделал упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы,
или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных
индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта.
Как говорил сам Юнг, в коллективном бессознательном содержится все духовное
наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуу-
ма. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря
наследственности и одинаково для всего человечества. Концепция коллективного бессоз-
нательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом. (Всё заложено предками).
Архетипы. Коллективное бессознательное, по мысли Юнга, состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (первомоделей). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на архетипические символы и события ярко, эмоционально.
К основным архетипам, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию узнавания, относятся архетип «матери» (бессмертная бессознательная стихия земли, рода и т. п.); архетип «дитя» (символ невинности, нового, жертвенного); мудреца (символ учителя, колдуна и пр.); трикстера (символ пройдохи, хитреца, черта и т. п.);
Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:07, доклад
Краткое описание
Прежде всего стоит сказать, что Юнг не являлся прямым учеником Фрейда, в отличии от Адлера, например. Он пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. Вот как он описывает в своей книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне путь и помогли как в моих последующих исследованиях, так и в понимании каждого конкретного случая. Фрейд подошел к психиатрии именно как психолог, хотя сам был вовсе не психологом, а невропатологом».
Файлы: 1 файл
сравнительный анализ.docx
Юнг и Фрейд: сравнительный анализ теорий личности
Изучение личности c разных точек зрения даёт нам в итоге сложную и необычайно интересную картину, исследовать которую можно до бесконечности. Это сфера научного знания, которая никогда не будет исчерпана, ведь личность представляет собой океан неизученного. Поэтому работ, касающихся вопросов личности и разных взглядов на нее будет много.
Для сравнительного анализа я взяла таких авторов как Фрейд и Юнг. Мой интерес к этим авторам был вызван, прежде всего, их отношениями между собой, чем было вызвано расхождение во мнениях и как это повлияло на основные положения теорий.
Прежде всего стоит сказать, что Юнг не являлся прямым учеником Фрейда, в отличии от Адлера, например. Он пришел к нему как психиатр в поиске психологических подходов к лечению нервно-психических заболеваний. Вот как он описывает в своей книге преданности теории Фрейда: «Его концепции указали мне путь и помогли как в моих последующих исследованиях, так и в понимании каждого конкретного случая. Фрейд подошел к психиатрии именно как психолог, хотя сам был вовсе не психологом, а невропатологом».
Фрейд оценил его талант, предложил проводить вместе определенные исследования. Какое-то время их взгляды на психоанализ как таковой совпадали, но постепенно во взглядах ученых накапливались противоречия, и, в конце концов, Юнг пошел своим путем, отойдя от классической концепции психоанализа по Фрейду. Главное отличие теорий этих авторов в том, что Фрейд видел причины вытеснения только в сексуальных травмах. Однако в своей практике Юнг нередко наблюдал неврозы, в которых вопросы секса играли далеко не главную роль, а на передний план выдвигались совсем другие факторы: трудности социальной адаптации, угнетенность из-за трагических обстоятельств, понятия престижа и т. д. Впоследствии Юнг не раз приводил Фрейду в пример подобные случаи, но он предпочитал не замечать никаких иных причин, кроме сексуальных. Юнг же был в корне не согласен с этим».
Что касается самих теорий личности, то здесь Юнгом была изменена сама первоначальная структура, созданная Фрейдом. В основе теории личности, созданной Фрейдом, лежит понятие о внутреннем личностном конфликте. Фрейд выделил три структурных части личности :
Фрейд считал, что все три грани внутреннего мира человека постоянно взаимодействуют друг с другом: «Ид» воспринимает окружающую среду, «Эго» анализирует ситуацию и выбирает оптимальный план действия, «Супер-Эго» корректирует это решения с точки зрения моральных убеждений личности.
Фрейд утверждал, что существует механизм смягчения внутренних противоречий, который позволяют человеку не загнать себя в угол и принять оптимальное для него решение. Итак, рассмотрим эти механизмы:
1. Сублимация. При этом сексуальная энергия, которая находится внутри человека, воплощается в общественной деятельности.
2. Вытеснение. При этом личность нейтрализует проблему путем потери мотивов к деятельности.
3. Регрессия. Личность меняет свое поведение на более простое и отстраненное.
4. Проекция. Сравнения себя с другим человеком и анализ собственны впечатлений: а если бы так поступил мой друг, что бы я о нем думал?
5. Рационализм. Заключается в желании человека увидеть ситуацию максимально объективно и выбрать наиболее логичный вариант решения.
6. Реактивное образование. Перемена направления мыслей и поведения человека.
7. Фиксация поведения. При этом личность действует, опираясь на изученные ею стереотипы и усвоенные на протяжении развития нормы морали.
Фрейд отождествлял бессознательное с психобиологической свалкой отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, в то время как Юнг считал бессознательное его творческим, разумным принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой и космосом. Исходя из этого Юнг создал новую структуру личности на базе Фрейдовской.
Архетипы Юнга – символические образы, на основе которых формируется сознательная деятельность человека. Шесть основных архетипов: Персона(принятие самого себя), Эго(центр нашего сознания, который контролирует нас, наши цели и т.д), Тень(центр индивидуального бессознательного, который был вытеснен из сознания), Анима (настоящая женщина) и Анимус и Самость(организует и защищает целостность и упорядоченность личности).
На основании всего изученного выше мы можем со всей ответственностью заявить, что Юнг стал чуть ли не создателем абсолютно новой концепции психоанализа, шагнув, быть может, даже так же далеко, как и Фрейд.
ВЫВОД: В отличие от Фрейда Юнг не сводил всю человеческую деятельность к инстинктам, вместо этого он ввёл понятие архетипов. Юнг проводит четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным. По его мнению, индивидуальное бессознательное призвано отражать личностный опыт конкретного человека. Оно состоит из переживаний, бывших ранее сознательными, но утратившими свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт. Аналитическая психология Юнга и психоанализ Фрейда это совершенно разные вещи. Психоаналитик пытается помочь человеку выделить его собственную душу. Аналитический психолог пытается помочь человеку выделить описание собственной души, карту для нахождения собственной самости.
Доклад Идеи К. Г. Юнга и З. Фрейда
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Сопоставление идей З. Фрейда и К. Г. Юнга. Философия К. Юнга: учение о коллективном бессознательном»
1. Сопоставление идей З. Фрейда и К. Г. Юнга………………………………5
2. Философия К. Юнга: учение о коллективном бессознательном…………. 7
Швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг (1875–1961) в 1906–1913 гг. работал с З. Фрейдом, в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию.
К. Юнг выступил против постулата З. Фрейда об определяющей роли сексуальных влечений в психической регуляции жизнедеятельности. Под либидо у Юнга понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия.
Юнг оспаривал позицию Фрейда, выводившего бессознательное из сознания (путем вытеснения из сознания неприемлемых для него влечений и травмирующих переживаний). Он считал, что все, что возникает в сознании, сначала с очевидностью не осознается и осознание возникает из неосознанного состояния. Бессознательное перерабатывает информацию, поступающую от органов чувств, и лишь незначительная часть этой информации доходит до сознания.
Он разработал одну из методик ассоциативного эксперимента, ввел понятие «комплекс». В результате многолетних клинических исследований пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков.
Также К.Г.Юнг разработал сложную (малоизвестную в настоящее время) структуру личности, включающую «я», «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе), «самость» (самопознание смысла жизни), «анима» (источник ласки и влечений), «анимус» (источник непререкаемых суждений).
Структуру психического бытия Юнг представлял в виде двух фундаментальных сфер – сознания и психического бессознательного. Бессознательное – это структурный компонент психики. Это неосознаваемые
действия и психические явления (привычки, навыки, установки). Сознание позволяет нам понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Сознание это процесс развития ответственности, умения предвидеть последствия своих действий, общаться, осуществлять самовоспитание.
К тому же К.Г.Юнг предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия – интроверсия) – общие типы и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция) – специальные типы. Общие типы отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту.
1. Сопоставление идей З. Фрейда и К. Г. Юнга.
Среди выдающихся мыслителей ХХ века мы можем с уверенностью назвать швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга. К. Юнг был одним из первых учеников З. Фрейда, отмежевавшихся от своего учителя.
Встреча с З. Фрейдом обозначила важную веху в научном развитии Юнга. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны, Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что, наконец-то, нашел своего духовного «сына» и последователя. В этой глубокой символической связи «отец – сын» росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущего взаимоотречения и размолвки.
Основной причиной разногласий между ними была идея пансексуализма Фрейда. Но, прежде всего, разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента. Юнг же считал, что «….контакт с внешним миром поддерживается и иными способами, кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением»*. Поэтому Юнг стал использовать понятие либидо для обозначения всей психической энергии, не ограничиваясь её сексуальной формой.
В дальнейшем расхождения во взглядах выявились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главными его факторами являются кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом.
* Юнг К.Г. Психологические типы. – Мн., 1998. С. 605.
Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне, и все детские фантазии – явление второго порядка.
Фрейд полагал, что «…наши сновидения – это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом»*. Зримое содержание сна – это всего лишь покрывало на скрытом содержании, которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга же сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком. В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути.
* Юнг К. Г. Психологические типы. – Мн., 1998. С. 613.
** Юнг К. Г. Психологические типы. – Мн., 1998. С. 621.
2. Философия К. Юнга: учение о коллективном бессознательном.
Свою систему Юнг назвал «аналитической психологией». Основа его теории – учение о коллективном бессознательном, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений.
Особое место в аналитической психологии занимает индивидуация – процесс поиска человеком душевной гармонии, целостности, осмысленности. Душа, по К. Юнгу, представляет некую нефизическую реальность, наполненную энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами. Душа наполнена противоположностями (сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное и др.).
Проблема заключается в том, что в силу ряда причин, прежде всего социокультурного плана, человек видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, непринятой. В процессе индивидуации человек должен «открыть себя» и принять. Главным ориентиром является архетип «самости», своего рода образ Бога в себе. Эта инстанция недостижима, но путь к ней во внутреннем странствии продолжается вечно, потому что, по Юнгу, душа бессмертна.
По Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Сознание – это выражение психических процессов, позволяющее понимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Благодаря сознанию человек выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. Сознание позволяет воспринимать мир в его объективных формах. На основе сознания развивается и самосознание. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.
Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное носит всеобщий характер. Оно оказывает влияние на личность человека и предопределяет его поведение с момента рождения. По Юнгу, «…содержания коллективного бессознательного несут на себе сильный отпечаток сотен тысяч лет архаичной жизни, когда человечество пребывало в состоянии разрозненных орд, воюющих между собой»*. Сознание, письменность, передача опыта от поколения к поколению были неразвиты. Условием выживания племени, сохранения потомства была готовность взрослых особей к самопожертвованию во имя интересов племени.
Требования этого периода существования человечества отражаются и в поведении современных людей. Юнг очень настороженно относился ко всем проявлениям одержимости, воинственной нетерпимости по отношению к представителям других групп. Такое поведение в современных условиях толкает человека к гибели, не принося пользы никому. С этими явлениями Юнг связывал появление фашизма в Германии.
Но со временем в первобытных ордах стали появляться люди, наделенные сознанием. Это было полезно для племени: стал передаваться опыт, текущие задачи решались не только с помощью отваги и самопожертвования, но и с помощью анализа ситуации, размышления.
Значит, в современном человеке, как и в современном обществе, происходит борьба между этими полюсами – коллективными и индивидуальными формами жизни. Одна часть нашего бессознательного старается помочь сознанию, другая стремится захлестнуть сознание, вернуть человека к состоянию члена первобытной орды.
Коллективное бессознательное состоит из разных уровней. Оно определяется национальным, расовым и общечеловеческим наследием.
* Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 494.
Самый глубокий уровень складывается из следов дочеловеческого прошлого, то есть из опыта животных предков человека.
Таким образом, по определению К. Юнга, «…коллективное бессознательное – это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа»*. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов, которые обнаруживаются не только в сновидениях, но и в реальном творчестве. Архетипы присущи отдельным людям, но в них отражается коллективное бессознательное. Это некие общие формы мысленных представлений, включающие в себя значительный элемент эмоциональности. Например, архетип матери – это всеобщая идея матери с чувственным и образным содержанием собственной матери. Ребенок получает этот архетип уже в готовом виде по наследству и на его основании создает конкретный образ своей реальной матери.
Значит, архетип у Юнга можно понимать как отпечаток, развившийся в результате уплотнения бесчисленных вновь и вновь повторяющихся психических переживаний, т.е. продукт постоянных влияний извне. В форме архетипов передается по наследству опыт предшествующих поколений. Можно указать на следующие архетипы: мать, отец, девушка, врач, учитель, роковая женщина, романтический мужчина и др.
Кроме коллективного бессознательного существует, по мнению Юнга, личное бессознательное, но оно не отделено от сознания. Личное бессознательное состоит из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых или вытесненных из сознания. Они при известных условиях становятся осознанными. Структурные единицы личного бессознательного представляют собой констелляции чувств, мыслей и воспоминаний. К. Юнг называл эти констелляции комплексами (например, стремление человека обладать большой властью у Юнга называется комплексом власти).
* Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. С. 495.
К. Юнг ввел также понятие «Я». За этим понятием скрывается стремление человека к целостности, единству, к неповторимости своей личности. Благодаря ему достигается равновесие между сознательным и бессознательным. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. Может быть «Я» реальное и «Я» идеальное. «Я» идеальное – совокупность представлений, отражающих то, чем человек хотел бы быть, или то, чем, по его мнению, он может быть в силу присущих ему качеств. «Я» реальное – представление, которое складывается у человека о самом себе на основании личного опыта.
«Юнг и Фрейд. История отношений, сходство и различия взглядов. Оценка Карлом Густавом Юнгом творчества Зигмунда Фрейда»
Тему данной заметки я выбрала неспроста. Именно этот вопрос мне хотелось бы изучить более подробно, понять и разобраться в нём. В чём всё-таки были сходства и различия во взглядах двух великих психологов и людей. И взять для своей практики самое лучшее из обеих школ.
История отношений, сходство и различия взглядов. В 1900 году Юнг знакомится с книгой Фрейда «Толкование сновидений».
В этом же году началась карьера Юнга в клинике Бургхёльцли в должности ассистента психиатра Эйгена Блейлера. Юнг писал диссертацию и проводил большую работу, применяя тест словесных ассоциаций. Основной работой Юнга была практика с пациентами-психотиками и основным предметом диссертации и экспериментальных исследований – случаи шизофрении. В отличие от Юнга, Фрейд в сущности не имел опыта работы с психотиками [3].
Благодаря большой экспериментальной работе Юнга, которую он проводил в рамках написания своей диссертации на степень доктора медицины, было впервые проиллюстрировано эскпериментально понятие «подавления», которое ввёл Фрейд.
В 1907 году Юнг опубликовал работу по шизофрении и послал её Фрейду. Именно, это привело к встрече двух учёных. И сотрудничество продлилось до 1913 года [3].
«Хотя Юнг всегда признавал, что он многим обязан Фрейду, он всегда воспринимал своего учителя с немалой долей критики»[3, с.9].
Когда Фрейд и Юнг разошлись, Юнгу было 38 лет. Основной вклад Юнга в психологию состоит из изучения им взрослого человека и его процесса индивидуации, то есть проблемы человека в зрелом возрасте, у которого происходит «застревание» (вид невроза, когда человек останавливается в своём развитии). У Фрейда причиной невроза являются детские психотравмы.
По мнению Юнга – средний возраст – это отправная точка в психологическом развитии человека.
По мнению Фрейд – детство самый значимый период, откуда исходят все причины дальнейшего психологического развития человека. Известное выражение Фрейда гласит: «Все мы травмированы нашими родителями».
Юнг верил в единство всего сущего, он придавал большое значение
духовным составляющим личности. Фрейд делал упор больше на физической сущности человека. И в этом тоже заключается противоречие их взглядов.
Юнг рассматривал пациента – не как отдельно изолированную личность, а как связанного с обществом, социумом. И писал, о том, что разум и тело помимо индивидуальных характеристик обладают ещё и коллективными общими для какой-либо нации, народа, всего общества и человечества.
Юнг писал о том, что великие достижения человечества – это всегда личные достижения отдельной личности, цель его самореализации, чем возвышал личность над государством, и делал вызов общественным политическим системам.
Юнг открыл надперсональный слой в нашей психике, наблюдая за пациентами разных расс, и в клиниках разных стран.
Говоря о расхождении во взглядах Юнга и Фрейда, мы будем опираться на семь следующих отправных пунктов:
6. Причина неврозов.
В книге юнгианский психоаналитик Мария Луиза Фон Франц «Прорицание и синхрония. Психология значимого случая» в лекции № 1 пишет: «Нам известно, что благодаря исследованиям современных физиков доказано, что на микрофизическом уровне этот принцип уже не является полностью достоверным. Каузальность нельзя больше считать абсолютным законом – ее следует рассматривать лишь в качестве тенденции или преобладающей вероятности. Доказано, что каузальность является способом мышления, позволяющим мысленно охватить некоторую совокупность физических явлений, но не дающим доступа к глубинным основам законов природы. Она лишь очерчивает общие тенденции или возможности» (фон франц)
У Фрейда бессознательное – личное, у Юнга – коллективное. У Юнга бессознательное – это ресурс, а не только часть айсберга подавленных желаний.
Ниже я хочу привести пример проявления бессознательного пациентки Юнга, который он сам описал из книги (Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип К.Г.Юнга). Доктор Юнг пишет о том, проблема синхронистичности занимала его с середины двадцатых годов. Изучая феномены коллективного бессознательного он все время на-талкивался на связи, которые просто не мог объяснить случайностными группами или «сериями». Например, доктор обнаруживал «совпа¬дения», настолько многозначительно связанные, а вероятность их «случайности» выражалась такой астрономической цифрой, что они явно были «смысловыми». Далее Юнг приводит нам случай из своей практики. В одном из пассажей своей книги Юнг пишет: «Я лечил одну молодую женщину и в критический момент ее посетило сновидение, в котором ей вручили золотого скарабея. Когда она мне расска¬зывала это свое сновидение, я сидел спиной к закрытому окну. Неожиданно я услышал за собой какой-то звук, напоминавший тихий стук. Я обернулся и увидел какое-то летучее насекомое, которое билось о наружную сторону оконного стекла. Я открыл окно и поймал создание на лету, как только оно залетело в комнату. Оно представляло собой самый близкий аналог скара¬бея, который только можно найти в наших широтах. То был скарабеидный жук, хрущ обыкновенный (Cetonia aurata), ко¬торый, вопреки свои привычкам, явно именно в этот момент хотел проникнуть в темную комнату. Должен признаться, что ничего подобного не случалось со мной ни до того, ни потом, и что сновидение пациентки осталось уникальным в моей практике» [4].
Синхронистичное мышление противоположно каузальному или линейному типу мышления.
Синхронистическое мышление – это способность наблюдать за своими внутренними субъективными переживаниями и состояниями, видениями, фантазмами, снами, чувствами, предчувствиями и интуитивно связывать их с событиями. Поэтому синхронистичность носит индивидуальный, нуминозный для каждой отдельной личности характер. То есть, это способность интуитивно воспринимать лежащие в глубине паттерны и действовать в соответствии с ними [4], [9].
2. Природа либидо. Теперь рассмотрим более пристально расхождение взглядов двух великих аналитиков в отношении природы либидо. У Фрейда сублимация – это разрядка либидо. Либидо – сексуальная энергия.
У Юнга – вся психическая энергия. У Юнга – энергия физическая, энергия конфликта, все, что вызывает напряжение (голод, жажда, противоречия).
По Юнгу символы являются великими организаторами либидо, основным источником символов являются архетипы, которые притягивают энергию и ведут её к возникновению цивилизации и культуры. Символ притягивает к себе большое количество энергии, и формирует пути по которым канализируется и расходуется энергия. Архетип – это врожденный потенциальный паттерн поведения, воображения или мышления. Можно сказать, что архетипический слой психики отвечает за (синхронистический) или интуитивный образ мышления – это определенный паттерн поведения человека.
3. Комплекс. Мы перешли к понятию «комплекса». И сейчас, давайте рассмотрим понятие «комплекса» с различных точек зрения двух школ. Итак, появлению термина «комплекс»* предшествовала работа Юнга с тестом словесных ассоциаций, в который он «внес в тест небольшое, но значимое изменение: когда происходила задержка реакции, он спрашивал тестируемого, почему он ответил не сразу. К своему удивлению, он обнаружил, что тестируемый не замечал этой задержки и поэтому не мог объяснить ее. Он знал, что у этого должна быть какая-то причина, и часто с помощью определенных вопросов ему удавалось найти ее» [3, с.23].
Как отмечает Беннет «В то время в психологии и в её применении в психиатрической практики основное внимание уделялось сознанию. Это касалось и психологического исследования результатов теста словесных ассоциаций. Однако Юнг считал, что здесь было задействовано что-то кроме сознания и силы воли. Он ввёл термин чувственный комплекс, которое позднее стали называть просто комплекс – так он назвал группу идей в бессознательном, характеризующуюся определенным, возможно, болезненным ощущением, вызывающим задержку реакции. Многочисленные результаты тестов подтвердили этот вывод, и комплекс, а также связанные с ним моменты, такие как эмоциональное воздействие на человека различных факторов, его личностные качества, стали основой системы мышления Юнга. Изначально его учение, которое сейчас называется аналитическая психология, называлось психология комплекса. Термин комплекс впоследствии переняли все так называемые психологические школы, включая последователей Фрейда (психоанализ) и Адлера (индивидуальная психология). Так как термин стал широко использоваться в повседневном общении, он был внесен в Краткий Оксфордский словарь английского языка как термин Юнга, обозначающий группу идей, связанных с определенным предметом» [3, стр.24 ].
У Юнга в комплексе есть и позитивный аспект. Например: «комплекс Наполеона», «комплекс власти». Комплекс по Юнгу – это также скрытая группа идей, которая напоминает невроз – нервное расстройство. Человек может оказаться во власти компульсий и иррациональных страхов, вопреки своему разуму. Комплексы проявляются в наших снах, они персонифицируются в них. И порой нам становится жаль от того, что сон закончился, и в реальности мы не можем вести себя, так как хочется, а во сне вполне можем себе это позволить.
«В своем письме Юнг писал об автономной природе комплекса, Фрейд принял это к сведению, однако впоследствии никак не воспользовался этой идеей» [3, с.30].
4. Символ. У фрейда символы – это знаки (по мнению Юнга), которые указывают на половые органы, либо сексуальный акт (например, бревно, карандаш, сигара, жезл у полицейского– это фаллос; сумочка, цветок, пещера – влагалище; желание сосать грудь – влезть на гору, желание полового акта – наблюдение за движением поршня). То есть замена, разрядка действительности во сне. У Фрейда вытесненные комплексы – знаки бессознательного в сновидениях.
У Юнга символ – многогранен, это то посредством чего разрешается конфликт в бессознательном. Даже геометрические фигуры могут быть символами (симметричные – гармония, ассиметричные – дисгармония). В снах клиент может видеть мандалы (круги, красивые очертания – это целостность, стремление к целостности).
«Фрейд не рассматривал символ подобным образом, он предпочитал наделять его тем, что называют материальным значением, то есть обращаться с ним так, как буд-то он относится к реальным объектам или людям, и, таким образом, он исключал любые нематериальные или абстрактные идеи» [3, с. 36].
По Фрейду символы происходят из опыта личности и взаимодействия её со средой и окружающим где он находится. Фрейд наделял символ материальным значением, так как он вроде бы относится к реальным людям и объектам. Фрейд исключал какие либо нематериальные или абстрактные идеи относительно символа. В этом их взгляды с Юнгом относительно символа сильно расходились.
«…Юнг использовал термин «символ» семиотически, как знак (sema по-гречески обозначает «знак»), обозначающий что-то хорошо известное, хотя и не воспринимаемое сознанием. Юнг понимал термин по-другому: для него символ — это некий неопределенный, неустановленный материальный либо нематериальный объект, о котором мы не обладаем точными знаниями, но осознаем его существование» [3, с. 36].
По Юнгу символ – это выражение интуитивного восприятия.
5. Сновидения. Мы подошли к очень интересному аспекту, в котором мнения представителей разных школ также расходились.
«Юнг считал, что психика – это саморегулирующаяся система. Изучая мир сна и фантазии, пациент может войти в контакт с бессознательным, пытающимся исправить его однобокое сознательное отношение к миру» [3, с.10-11].
У Юнга сны – инициальны, индивидуальны. Носят предсказательный характер. Они подсказывают и клиенту и психотерапевту на проблему не только в прошлом но и на то что будет в будущем после. Что будет лучше для «Самости» клиента. У Юнга сны архетипичны. Они носят социокультурный аспект. Юнг использовал общекультурные ассоциации в толковании сновидений. Не только личный контекст, но и то, что было когда-то. То, что заложено в коллективном бессознательном, его архетипическом слое. Например, архетипические сновидения могут выражать коллективные образы извечных человеческих проблем, и они не связаны с нарушением только индивидуального равновесия. По Юнгу уникальная и субъективная психика человека в глубине своей коллективна и объективна.
По Юнгу, в снах указывается человеку на проблему, что он отходит от процесса индивидуации и своего развития и правильного пути. Они символически выражают бессознательное, которое трудно для понимания, и необязательно выражает что-то недозволенное.
У Фрейда сны – выход энергии запретных желаний. Например, сумочка – женский половой орган, карандаш – фаллос. Либо, как в фильме «Опасный метод», Фрейд истолковал сон Юнга так, где бревно – символизирует пенис, а тросы и канаты, которые связывали несчастного коня в сне Юнга, истолковал как сознательное подавление непокорного сексуального желания.
Юнг подчеркнул, что – бревно символизирует бессознательный страх перед бесконечными беременностями жены, и я стараюсь ограничить себя сексуально. В этом толковании тоже видна разница, у Юнга толкование направлено на будущее (на разрешение проблемы), а у Фрейда на факт подавления (прошлое).
На место свободных ассоциаций Фрейда, Юнг ставит амплификацию, и только сновидец может знать, что означает сон. То есть для каждого пациента символы сновидения несут ему своё уникальное нуминозное значение, имеют свой язык, с которым бессознательное говорит с пациентом.
У Фрейда и у Юнга совпадают взгляды в проявлении комплексных механизмов в сновидениях.
6. Причина неврозов. В те времена в работах медиков и психиатров было мало изучен феномен умственных отклонений, врачи мало знали об этом, но Фрейд был исключением, в его работах было хорошо изложено понимание психологических особенностей неврозов, хотя конечно причиной, которых он считал и связывал её с детской сексуальностью, и её подавлением, не обращая внимания на другие причины.
Эдипов треугольник у Фрейда – причина неврозов в раннем возрасте. Эдипов комплекс*** у мальчиков, комплекс Электры у девочек. У Фрейда причина невроза лежит в детских сексуальных травмах.
У Юнга конфликт сознательной и бессознательной установок является причиной неврозов в зрелом возрасте. Утрата смысла и ценности жизни – невроз.
Термин «невротическое развитие», «невротическая личность» у Фрейда.
У Юнга невроз – несбалансированность. Опасность невроза во второй половине жизни. Но, по Юнгу, невроз также необходим для дальнейшей трансформации и развития личности, а также для индивидуации.
И у Юнга и у Фрейда совпадают взгляды на то, что причиной неврозов, личностных расстройств, нервных расстройств могут быть комплексы.
Но, само понятие комплекса имеет некоторое различие в толковании и значении разных школ.
У Фрейда – пациент на кушетке. Психоаналитик – экран для пациента. Он лишь отзеркаливает проблемы пациента. Отстранённость.
У Юнга – «глаза в глаза». Юнг применял методики, которые тесно связаны с творчеством – лепка, рисунок, танец, всё это возвращает к проблеме. Он читал художественные произведения с пациентами. Для него были важны цели, к которым идёт человек, а не причины в прошлом. Взаимодействие между двумя личностями. Он часами мог вести беседу с пациентами, причём не важно было, что у пациента диагноз – шизофрения.
Юнг говорил, что пациент для меня в первую очередь личность, и я хочу понять историю возникновения его болезни.
«Психоанализ Юнга больше ориентирован на будущее, чем на прошлое» [3, с.11].
Расхождение в методах применения психотерапии: «Прежде чем продолжать обзор терапии, необходимо рассмотреть религиозную проблему. Юнг утверждает, что среди его пациентов, успевших перевалить во вторую половину жизни, нет ни одного, у кого бы основная его проблема не была так или иначе связана с его отношением к религии167. Не приходится и говорить, что не дело психотерапевта вмешиваться в эти проблемы, но он имеет право указать своему пациенту, что если тот действительно верующий, то не исключено, что он мог бы излечиться от своего невроза, просто всерьез возобновив практику своей религии…» [1, с. 363-364].
Расхождения взглядов в переносе и контрпереносе можно найти в книге ученика Юнга Генри Фредерика Элленбергера (Henri F. Ellenberger, 1905-1993) – швейцарский психиатр, психотерапевт. Ученик Карла Густава Юнга «Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии. Часть II»
Трансцендентная функция представляет собой прогрессивный синтез сознательных и бессознательных данных, ведущий к индивидуации. Сознательная и бессознательная жизнь редко текут параллельно друг другу, и для пациента небезопасно, если между ними возникает резкий разрыв, потому что это ведет к образованию сильных оппозиций в бессознательном, что приводит к серьезным расстройствам психики. Психиатр должен помочь пациенту сопоставить сознательное с бессознательным так, чтобы мог произойти желательный синтез…»[] (генри эленберг с.365-366).
Оценка К.Г. Юнгом творчества Зигмунда Фрейда. Ниже я хочу проиллюстрировать оценку Юнгом творчества Фрейда примером из интервью с Карлом Густавом Юнгом, 1959 года [5].
На вопрос, каким человеком был Фрейд, Юнг ответил: «Фрейд был сложным человеком. Он мне очень нравился, но ещё я обнаружил, если он что-то решил, то никогда не менял своего решения, тогда как я постоянно всё ставил под сомнение. Невозможно было вести с ним диспут».
Юнг, говорил о том, что у Фрейда не было философского образования. Из-за этого были разногласия в самом начале. Подход Фрейда отличался от подхода Юнга из-за того, что личности были разными, со слов Юнга. Впоследствии, это натолкнуло его Юнга написать работу и исследовать «психологические типы». Были разными типы личности Фрейда и Юнга, о чём говорит Юнг в своем интервью. Фрейд был экстравертом, тогда как Юнг был интровертом.
Причина окончательного разрыва с Фрейдом была публикация книги «Психология бессознательного». Но, Юнг, говорит о том, что к этому всё долго шло.
На просьбу привести в пример хотя бы одну, Юнг ответил: «Ну, главным образом это связано с его личным подходом, и пренебрежением исторических условий жизни человека. Понимаете, мы во многом зависим от нашей истории. Нас формирует образование, влияние родителей, которое во всех смыслах не всегда личное. В нём есть предвзятость, на него влияли исторические идеи и то, что я называю доминантами. И это самый решающий фактор психологии. Мы не принадлежим сегодняшнему или вчерашнему дню. В нас вся история человечества».
Анализируя слова Юнга из книги Беннета: «. начинал я не с Фрейдом, а с Эйгеном Блейлером и Пьером Жане, которые были моими непосредственными учителями. К тому моменту, как я начал публично защищать Фрейда, у меня уже была научная позиция, широко известная благодаря моим экспериментам с ассоциациями, которые я проводил независимо от Фрейда, и благодаря основанной на этих экспериментах теории комплексов. Нашему сотрудничеству [с Фрейдом] препятствовало мое принципиальное несогласие с его теорией сексуальности, и продолжалось это сотрудничество до тех пор, пока Фрейд не начал идентифицировать теорию сексуальности со своим научным методом» [3, с.30].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том, что одним ещё расхождением во взглядах двух великих людей послужила теория сексуальности Фрейда, позже с которой Фрейд стал идентифицировать свой научный метод, с чем Юнг не соглашался.
Юнг говорил о том, что после первой встречи, которая продлилась 13 часов, Фрейд произвёл на него большое впечатление, однако поняв точку зрения Фрейда, Юнг сразу примерно понял, с какими идеями не сможет согласиться, и какие взгляды принять безоговорочно, догматично. Юнг отзывался о Фрейде как о человеке умном, проницательном, видном, неординарном, важном для него, с которым никто не мог сравниться из окружения Юнга на тот момент. При этом он для него остался не понятым до конца, то есть его впечатления были неоднозначны (амбиваленты).
«Юнг высоко ценил интеллект Фрейда и его работу, как уже проведенную, так и проводившуюся в то время, и это в некоторой степени компенсировало его разочарование, вызванное тем, что Фрейд придавал основное значение психологии детской сексуальности. Хотя Юнг не разделял этой точки зрения, он принял многие идеи Фрейда и чувствовал, что идеи психоанализа могли развиваться и дальше. Поэтому он был рад сотрудничать с Фрейдом, и это сотрудничество продолжалось более шести лет» [3, с. 33].
Но, Юнга всегда настораживала, как Фрейд относился к проявлению духовного в человеке или в произведениях искусства, он всегда это трактовал как психосексуальность, если не мог напрямую отнести и трактовать как сексуальность.
Выводы. К счастью, на сегодняшний день существует школа, которая объединяет и примирила обе школы (психоанализа и юнгианской психологии) – школа развития Майкла Фордхама. Как и юнгианцы не могут обойтись без теории драйвов и психоанализа, так и современные психоаналитики сегодня расширили свою сферу деятельности и прикладных методов юнгианскими методами и их модификациями.
Вот что пишет Ханс Дикманн в одном из пассажей своей книги относительно методов психоанализа и аналитической психологии: «Давайте сперва кратко рассмотрим конкретную физическую дистанцию. Первоначально классический психоанализ задавал очень значительную реальную дистанцию, помещая аналитика позади пациента. Пациент не мог видеть аналитика и говорил, в другом направлении, что несколько напоминало футболиста, забивающего гол в свои собственные ворота. От аналитика требовалось избегать любого личного контакта с пациентом и, насколько возможно, полностью исключить влияние своих собственных переживаний. Это гарантировало пациенту возникновение проекций. Если строго следовать этим принципам, то создается значительная дистанция, В течение такого лечения, а иногда даже после него, аналитик остается призраком очень дистанцированного отца (или матери), никогда не существовавших в реальности, но которых пациент, конечно, всегда мог себе представить. Сегодня аналитики вряд ли работают, используя такую суровую классическую дистанцию. Понимание ошибочности принципа аналитической нейтральности и идеи чистого экрана для проекций, а также современные изменения во фрейдистском психоанализе при применении его к терапии психозов, пограничных расстройств, групп, семей и т.п., весьма смягчили строгость первоначальных правил и в теории, и в практике. С самого начала понимание Юнгом анализа, как диалектического процесса между аналитиком и пациентом, делало аналитика видимым и прозрачным для пациента, что предотвращало появление подобной почти шизоидной дистанции между двумя людьми. Безусловно, взгляды юнгианских аналитиков на оптимальную дистанцию между терапевтом и пациентом сильно менялись, и единственным общим правилом (consensusomnium) остается избегать слишком сильного слияния. Больше никаких общих правил не было найдено» [2, с. 159-160].
То есть мы видим, что сегодня произошла интеграция некоторых методов, и психоанализ стал менее строгим в отношении более ранних правил.
Разница во взглядах существует и относительно: кушетка или кресло? Количества сессий: 5 – 6 в неделю как в классическом психоанализе или 2 – 4 встречи с психоаналитиком как в юнгианской школе, и до раза в неделю или даже раза в две недели (поддерживающая терапия)? Метод амплификации в толковании сновидений в юнгинаской школе, или метод свободных ассоциаций в классическом психоанализе?
Фрейд проводил психоанализ 6 раз в неделю. После перехода в Европе на пятидневную рабочую неделю – стандартом для психоанализа стало 5 сессий в неделю. На такое готово весьма ограниченное количество пациентов, поэтому в США пошли на компромисс, допустив считать настоящим психоанализом, если пациент посещает психоаналитика 4 раза в неделю. Французы например разрешили своим пациентам посещать психоаналитика всего три раза в неделю, называя это тоже психоанализом.
Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Комплексы, возникающие как осколки после ударов психотравмирующих ситуаций, несут не только ночные кошмары, ошибочные действия, забывание необходимой информации, но и являются проводниками творчества. Следовательно, объединить их можно посредством арт-терапии («активного воображения») — своего рода совместной деятельности между человеком и его чертами, несовместимыми с его сознанием в других формах деятельности.
Из-за разницы в содержании и тенденциях сознательного и бессознательного их конечного сращивания не происходит. Вместо этого происходит появление «трансцендентальной функции», делающей переход от одной установки к другой органически возможным без утраты бессознательного. Её появление является высоко эффективным событием — обретением новой установки.
Сегодня мы применяем интегрированный психодинамический подход в своей практике, который ориентирован на клиента. И применяем все методы, концепции, которые подходят пациенту. Берём что-то и из психоанализа классического и современного, также и разных школ юнгианских аналитиков, а их на сегодня три: классическая (Эрих Нойманн), архетипическая школа (Джеймс Хиллман) и школа развития (Майкл Фордхамм).
2. Дикманн Ханс. Методы в аналитической психологии: Введение. – М.: ИД «Городец», 2017. – 264 с.
3. Е.-А. Беннет Что на самом деле сказал Юнг / Е.-А. Беннет; пер. с англ. А. Галактионова. М.: ACT: Астрель, 2009. – 160 с.(Философия);
4. К. Г. Юнг «Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип».
5. https://vk.com/topic-171754046_38715818 (Интервью с Карлом Густавом Юнгом, 1959 г. Перевод: http://alexorcisto.rutube.ru/
Закадровый текст читает: http://demyanoff.spb.ru/).
6. Полный справочник психоаналитика. – М.: Эксмо, 2008. – 608с.;
8. Сибилл Биркхойзер-Оэри. Мать: Архетипический образ в волшебных сказках / Пер. с англ. – М.: Когито – Центр, 2006. – 225с. (Юнгианская психология).
9. Фон Франц М.Л. «Прорицание и синхрония. Психология значимого случая».
*Термин «комплекс». Ко́мплекс (лат. Complex — связь, сочетание) – в психологии (прежде всего в психоанализе) понятие, обозначающее «формирующуюся в бессознательном (или вытесненную в него) эмоционально окрашенную совокупность представлений, мотивов и установок, оказывающую существенное влияние на развитие и функционирование психики, личности и поведение человека». Введено Карлом Густавом Юнгом.
Понятие ввёл в психоанализ Карл Густав Юнг. Ещё до него Зигмунд Фрейд характеризовал комплекс как «группу представлений, связанных одним аффектом»[2], однако он, по всей видимости, не давал таким образом определения психологического комплекса и не пытался ввести новое понятие, а лишь пользовался в определённом контексте уже существовавшим понятием комплекса вообще. В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в психике человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя. Также часто понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности. Следует понимать, что используемое в науке понятие значительно шире — комплекс может формироваться вокруг любого аффекта, в том числе и вокруг положительного, от чего реакции, связанные с этим комплексом, будут также позитивного характера. В качестве примера можно привести реакции влюблённого человека на всё, что связано с объектом его влюблённости — это тоже комплекс. Появление негативного подтекста, возможно, связано с тем, что психология у большинства людей ассоциируется только с решением психологических проблем. Источник (https://ru.wikipedia.org/wiki/ 23.10.2018г., 13-20).
В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя. Источник (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/976942 23.10.18г. 14-40).
***Эди́пов ко́мплекс (нем. Ödipuskomplex) – понятие, введённое в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное или сознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и амбивалентные (двойственные) чувства к родителю того же пола. В общем же смысле эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее биполярному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребёнка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории.
Эдипов комплекс у мальчиков. Процесс развития эдипова комплекса в случае с лицами мужского пола, согласно классическому направлению психоанализа, состоит в следующем. Мальчик, испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно испытывает враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Ребёнок пытается скрыть эти побуждения, поскольку ожидает наказания от своего отца в форме кастрации. Вследствие страха кастрации в психической жизни ребёнка формируется особая инстанция – Сверх-Я, под воздействием которой ребёнок подавляет инцестуозные побуждения по отношению к своей матери и начинает идентифицировать себя с отцом.