Что общего у университета xii века и современного

5 древнейших университетов

Которые действуют до сих пор

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Историю университетов принято начинать с XII века и связывать с Западноевропейской традицией. Однако, многие специалисты указывают, что первое учебное заведение, которое полностью соответствует университетскому статусу, возникло раньше. Это так называемая Магнаврская школа, или Константинопольский университет, который появился в середине IX века и действовал до захвата Константинополя турками.

Он был основан византийским регентом Византийского престола Вандой и ученым Львом Математиком на базе еще более ранней школы. Основными учебными дисциплинами там были философия, риторика, медицина и юриспруденция. Однако история этого учебного заведения обрывается в 1453 году. В этот момент в Западной Европе уже существовало большинство тех университетов, которые действуют и поныне.

Изначально западноевропейские университеты не имели непосредственного отношения к образованию и представляли собой сообщества преподавателей и студентов, магистров и школяров, связанных взаимной присягой. По своему устройству они напоминали городские коммуны, религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии.

Эти учебные корпорации получили название studium generale («всеобщая школа»), что отделяло и отличало их от studium particulare («местная школа»). «Всеобщая школа» обладала правом присуждать ученые степени, которые признавались в университетах по всему миру. Высокий статус таких школ гарантировался, прежде всего, авторитетом и поддержкой главы Папы Римского, а также покровительством королевской и императорской власти. Учебные корпорации были независимы от местной светской и духовной власти. Право преподавать утверждал непосредственно Папа.

Со временем название «studium generale» было вытеснено названием «universitas», что в переводе с латинского означает «совокупность, общность». Средневековый университет являлся «хранителем знаний», научные изыскания не входили в число его задач. Процесс обучения состоял главным образом из лекций и диспутов, большой популярностью пользовались словесные поединки.

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру.

Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты.

Болонский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Фото Hector Garcia, www.flickr.com

Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет.

Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов.

На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

Однако только в 1565 году университет обрел собственное помещение, и все прежде разрозненные школы и корпорации были объединены под одной крышей. Достоянием Болонского университета считается его библиотека, основанная в 1605 году профессором Альдрованди. В ней хранится около 250 тысяч книг и 1350 периодических изданий.

Среди тех, кто учился в Болонском Университете, были поэты Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник, папа римский Александр VI, врач и оккультист Парацельс, а также писатель Умберто Эко и премьер-министр Италии в 1996-1998 и 2006-2008 годах Романо Проди.

Современное положение дел

Сегодня Болонский университет входит в число 200 лучших вузов мира и является не только старейшим, но и вторым по величине университетом Италии. Здесь учится около ста тысяч студентов на 23 факультетах, самым знаменитым из которых является, конечно, факультет права.

Оксфордский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Это сегодня для поступления в Оксфорд необходимо иметь внушительную сумму денег для оплаты обучения и проживания, а в Средние века в университете обучались только священнослужители, которые зачастую были очень бедны.

Оксфорд представляет собой настоящий студенческий город. В него входит 38 колледжей. Самые старые из них – Мертон (1260) и Баллиоль (1264) — были названы в честь своих основателей (Джона Баллиоля и Уолтера де Мертона). Самым красивым и большим колледжем считается Колледж Церкви Христа, а самым роскошным — колледж Магдалины, расположенный на побережье реки Червелл.

В Оксфорде учились богослов и первый переводчик Библии на среднеанглийский язык Джон Уиклиф, кардинал Томас Уолси, протестантский реформатор и переводчик Библии Уильям Тиндейл, философ Джон Локк, кардинал Джон Генри Ньюмен, известный также как блаженный Джон Генри Ньюмен в католической Церкви; преподавали Эразм Роттердамский и философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон. Tor здесь получали образование 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходили обучение и преподавали такие знаменитые люди, как Маргарит Тетчер, Льюис Кэрролл, Джон Толкин, Клайв Степл Льюис, Тони Блэр, Феликс Юсупов и многие другие. Почетные степени университета получили и русские литераторы: Василий Жуковский, Иван Тургенев, Константин Чуковский, Анна Ахматова и Иосиф Бродский.

Современное положение дел

Сегодня Оксфорд считается одним из самых престижных университетов мира. Хотя обучение в нем платное и стоит немало, в университете действует гибкая система различного рода грантов и стипендий, частично или полностью покрывающих стоимость образования. Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранцы. Штат преподавателей Оксфорда составляет почти 4 тысячи человек, из них 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской Академии. В Оксфорде используется и система тьюторства, которая заключается в том, что над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом в выбранной сфере.

Основные направления подготовки — гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Кембриджский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Фото PROWilliam Murphy, www.flickr.com, «Яблоки и Атомы» Eilís О’Коннелл Р

История Кембриджа тесно связана с Оксфордским университетом. Второй по старшинству университет Великобритании был создан в 1209 году группой преподавателей и студентов, бежавших из Оксфорда из-за конфликта с местной общиной. Новый приют они нашли в маленьком рыночном городке неподалеку от судоходной реки. К 1226 уже была создана организация во главе с ректором и устроены регулярные курсы. Интересно, что со временем Кембридж разросся до такой степени, что почти все жители того городка стали либо преподавателями, либо студентами.

В 1231 году студентов Кембриджа под свою опеку взял сам король Генрих ІІІ. С этого времени началось активное развитие и становление университета.

Кембридж является коллегиальным университетом, состоит из автономных колледжей, которые обладают собственным имуществом и доходами. Сегодня Кембриджский университет насчитывает 31 колледж, которые неофициально делятся на 16 «старых» (с датой основания между 1284 и 1596 гг.) и 15 «новых» (дата основания между 1800 и 1977 гг.).

Кембридж университет особенно славится своими успехами в сфере точных наук и медицины. 88 выпускников и преподавателей Кембриджа получили Нобелевскую премию: 29 из них получили премии в физике, 25 – в медицине, 21 – в химии, 9 – в экономике, 2 – в литературе и один – премию мира. Здесь обучались знаменитые ученые Средневековья Исаак Ньютон и Френсис Бекон. В Кембридже преподавали и занимались научной деятельностью создатели современной нуклеарной физики – лорд Э. Резерфорд, Н. Бор и Дж. Р. Оппенгеймер.

Славен Кембридж и достижениями своих выпускников на политической арене: обучение в Кембридже прошли 15 премьер-министров Великобритании и 25 глав правительств других стран. Среди выпускников и преподавателей Кембриджа можно найти и знаменитых литераторов, таких как А. А. Милн, Л. Стерн, Дж. Б. Пристли, В. М. Теккерей, К. Эмис и Кл. Ст. Льюис. В Кембридже получил образование выпускник Тринити колледжа Владимир Набоков.

Современное положение дел

Университет Саламанки

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

О существовании школы при соборе в городе Саламанке, неподалеку от Мадрида, упоминается еще в 1130 году. Но официальной датой для отсчета истории одного из древнейших университетов Европы считается 1218 год, когда король Альфонс IX издал указ создании«Studium Generale» или «всеобщей школы» в Саламанке, объединив сеть школ, специализировавшихся на изучении Святого Писания и канонического права. Уже тогда здесь существовали кафедры канонического и гражданского права, медицины, логики, грамматики и музыки.

При короле Альфонсо X учреждение превратилось из «всеобщей школы» в «университет». В 1255 году Папа Римский Александр IV признал университетский статус Саламанки, а также предоставил университету право собственной печати, а за его выпускникам утвердил право преподавать во всех существующих университетах.

Университет Саламанки первым в Европе получил статус «университета». Также он стал первым европейским образовательным учреждением с собственной публичной библиотекой.

Именно в Саламанском университета был рассмотрен Трансатлантический проект Христофора Колумба. Здесь же после открытия Америки были признаны во всей полноте права местного населения.

Университет оставался папским вплоть до 21 мая 1852 года, когда церковные факультеты в нем были упразднены.

Интересно то, какие разные люди учились в Университете Саламанки: Эрнан Кортес, испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков, и Франсиско де Витория, один из зачинателей международного права, который первым выступил в защиту индейцев. Здесь же изучал науки основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола, а доктором теологии при этом был крайне «неблагонадежный» философ и поэт-мистик Луис де Леон. Именно во время преподавания в Саламанском университете Антонио Небриха, профессор риторики и автор первой в мире грамматики «народного» романского языка, легко получил высочайшее благословение на публикацию своего труда.

Современное положение дел

Сегодня университет Саламанки лучшим местом для изучения испанской филологии и Латинской Америки. Именно преподаватели из этого вуза создают и проверяют экзамены DELE (экзамены по испанскому языку для иностранцев). Университет объединяет целый ряд научных центров: Центр мультимедийных технологий, Центр по исследованию поведенческих реакций и Центр лингвистических исследований.

Обучаются здесь около 30 тысяч студентов.

Падуанский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

В 1545 году при Падуанском университете был создан ботанический сад. Он является вторым по старшинству после Пизанского, однако претендует на звание старейшего из непрерывно действующих, так как его конкурент неоднократно переезжал с места на место.

Современное положение дел

Сегодня в университете учится 65 тысяч студентов на 13 факультетах. Среди них такие, как факультет гуманитарных наук и философии, инженерный, юридический, психологический, физико-математический, естественный, медицинско-хирургический и другие.

Источник

Зачем средневековой Европе понадобились университеты

Первые университеты никто не основывал. Они возникли сами собой на рубе­же XII–XIII веков. Затем эту уже готовую форму заимствовали, открывая новые университеты, в разных европейских землях, а позднее — и в других регионах. Причем даже в Новое и Новейшее время основатели университетов иногда неосознанно, а иногда и вполне преднамеренно копировали традиционные европейские формы.

За последние сто лет написано много книг о «миссии университета», о «духе университета», о «конце университета», о «перерождении университета». В спорах о роли и месте университетов в современном мире авторов становится все больше, а согласия между ними — все меньше. Но если признать средневе­ковое происхождение университетов, то, может быть, стоит сперва разобраться в том, зачем они вообще возникли на средневековом Западе и каковы были их функции?

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Тезисы

Неразрывность традиции создает эффект узнавания: «Они были почти такими же, как мы сейчас!» И действительно, многое кажется знако­мым: там, как и у нас, были ректор, декан, факультет, лекции, курсы, экзамены, бакалавры, магистры, доктора, профессора. Студенты посту­пали в университет, слушали лекции, практиковались в отстаивании своего мнения, сдавали экзамены и в случае успеха получали степени. Достигнув степени бакалавра, они могли покинуть университет, а могли, добившись звания магистра, перейти к более продвинутым уровням обучения на высших факультетах. Человек с университетской степенью ценился в обществе достаточно высоко, хотя далеко не так высоко, как ему бы хотелось. Университетские должности были выбор­ными, важнейшие вопросы решали советы факультетов или всего уни­верситета. Среди магистров были великие ученые, но были и тупые ретрограды. Последних, как правило, больше — и тем не менее универ­ситеты часто становились катализаторами перемен, генерируя мятеж­ный дух. Студенты вечно жаловались на безденежье, на то, что они недоедают и недосыпают, но демонстрировали буйный нрав, склон­ность к веселью, проделкам и розыгрышам. Студенческий фольклор, например поэзия вагантов, неизменно интересует наших современни­ков, особенно если они знакомы с ней лишь по переводам Льва Гинзбурга.

Но ничего этого вы от профессиональных исследователей университе­тов не услышите: чем глубже человек погружается в материал, тем сильнее изменяется картина. Вагантами были вовсе не нищие студенты, а весьма солидные прелаты — то есть высокопоставленные духовные лица, кардиналы, архиепископы, епископы и проч. Ректора хотя и ува­жали, но избирали всего на три месяца. Средневековые университеты вовсе не ставили перед собой задачу развития науки или подготовки нужных обществу специалистов. Мотивации студентов и магистров, их источники финансирования и условия существования были совсем не похожи на современные.

Более того, линия преемственности между средневековыми и современ­ными университетами если и существует (в чем уверены далеко не все специалисты), то лишь в виде пунктира. «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов» — эта арабская пословица относится и к ис­тории университетов, которые в полной мере зависели от окружающего их мира и менялись вместе с ним. Порой университеты сознательно пы­тались отвергнуть собственное прошлое. Ренессанс, Реформация, Про­свещение — каждая эпоха стремилась установить свой, принципиально новый тип образования.

И тем не менее университетская история обладает некоторым един­ством. Университеты выработали особую культуру, способную само­воспроизводиться. Как бы хорошо ни были они укоренены в своей соб­ственной эпохе и собственной стране, будь то императорские универси­теты России или университеты Мадагаскара, университетские люди обладают особым культурным кодом, который проявляется в их поведе­нии и в особенностях мышления. «сами собой» воспроизводятся университетские традиции, прослеживается внутренняя логика, отлич­ная от окружающего мира, вновь и вновь проявляются константы уни­верситетской культуры. Одна из таких констант — утверждение о кри­зисе университета. Речь об этом кризисе часто заходит в XXI веке, а впервые о нем заговорили в начале XIII века. Университетская куль­тура все-таки удивительно постоянна. И в этом ее вечная загадка.

Интервью с лектором

— Расскажите, пожалуйста, почему и как вы занялись историей университетов.

Сейчас я вхожу в состав Международной комиссии по истории универ­ситетов. Время от времени продолжаю совершать экскурсы в универси­тетскую историю. это парадокс. Я ведь в университете не учился. Может быть, мой выбор — это психологическая компенсация? Возможно. Но скорее я просто использую более выгод­ную позицию стороннего наблюдателя по отношению к университет­ской культуре.

— Если бы вам было нужно быстро заинтересовать человека в вашем сюжете, что бы вы ему рассказали или показали?

— Начать можно с чего угодно. Наверное, со «страшилок» — двухднев­ного экзаменационного диспута в Сорбонне; ритуалов посвящения новичков в студенты; сидения на соломе вместо лавок, «дабы возвы­шенные седалища не внушали студентам неподобающей гордыни»; пародийных диспутов на свободную тему (например, о том, что луч­ше — вино или пиво, или «о верности проституток клирикам»). А затем все-таки показать, что изменилось не так много, как кажется.

— Что самое интересное вы узнали, работая со своим материа­лом?

— С XVI столетием я работаю «с лупой в ру­ках». Поэтому у меня масса самых забавных наблюдений и неожи­дан­ных совпа­дений. Вот узнал недавно, что внучатый племянник одного из моих персона­жей — суро­вого теолога Николя Леклерка середины XVI века — не кто иной, как Леклерк дю Трамбле, знаменитый отец Жозеф, «серый кардинал», в чьих руках сходились нити всей тайной политики Европы периода Тридцатилетней вой­ны. Или что род­ствен­ник адвоката Рауля Спифама, автора фантастически интересного проекта переустройства Француз­ского королевства, через много лет будет посланником французского короля в Лондоне и оттуда в 1613 году донесет, что при дворе Якова I Стюарта обсуждается проект некоего француза. Этот французский протестант обращался к Якову Стюарту со смелым планом: он предла­гал быстро оккупировать Русский Север, от Архангельска до Ярослав­ля, чтобы помешать «папистам», польским католикам, завладеть Россией, вос­пользоваться ее богатствами и погу­бить души несчастных москови­тов. Ано­нимным французом, как выяс­нилось, был капитан Жак Марже­рет, чьим твор­чеством мне также пришлось долго заниматься.

Такой уровень погружения в эпоху XI–XIII веков мне недоступен, я не настоль­ко владею здесь источниками. Но меня не покидает чувство удивления от того, что, хотя в каждой области и в каждом городе скла­дывалась своя неповторимая ситуация, свой баланс сил, в итоге ситуа­ция везде развивалась примерно в од­ном направлении. Первые универ­ситеты в Болонье, Париже, Монпелье, Окс­форде возникли спонтанно, в силу уникального стечения сугубо местных об­стоятельств, но в целом мы можем говорить об общих чертах процесса обра­зования университе­тов. Вот это непостижимое сочетание частного и уникального с общим и закономерным не перестает волновать меня.

Какое место занимает предмет вашего изучения в мире?

А вот если говорить о конкретной истории университетов, то тут дело обстоит несколько иначе. Но это также сфера, весьма динамично разви­вающаяся, причем с некоторых пор даже в нашей стране. Главное, что от прославления своего родного университета авторы переходят к си­стематическому изучению социально-культурных процессов, к плодо­творному поиску новых ракурсов, что не может не радовать. Вот только работ по истории средневековых университетов на русском языке больше не становится.

— Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем дру­гой темой, что бы вы выбрали и почему?

— Занялся бы компаративной историей. «Ковер королевы Матильды» из Нормандии, сделанный в начале XI века, лучше рассматривать в паре с современной ему китайской панорамой на шелковом свитке «По реке в день поминовения усопших» Чжан Цзэдуаня. А «Кентерберийские рассказы» — вместе с романом «Речные заводи» китайского писателя Ши Найаня, совре­менника Джеффри Чосера. Попробуйте сами — убе­дитесь.

Где узнать больше

Николай Суворов. «Средневековые университеты» (2012)

Эта книга впервые была издана 120 лет назад, и долгое время это изда­ние оставалось единственным. К счастью, пять лет назад его перепеча­тали. Николай Сергеевич Суворов был замечательным русским истори­ком права. Он тщательно проштудировал всю имевшуюся на тот мо­мент литературу по истории университетов. Чутье правоведа, знатока канонического права позволило ему выделить очень важные вопросы в положении университетов. Я начинал свое вхождение в тему именно с этой книги.

Увы, с тех пор на нашем языке так и не появилось подобных обобщаю­щих работ.

Жак Ле Гофф. «Интеллектуалы в Средние века» (2003)

Хорошая книга, главное — маленькая. Хотя и написана 60 лет назад, но как введение в тему университетов и университетской культуры подходит как нельзя лучше. Медиевист Жак Ле Гофф почитаем во Франции, но еще больше — в нашей стране.

Ален де Либера. «Средневековое мышление» (2004)

Ален де Либера — философ и историк философии. Отталкиваясь от «Интеллектуалов» Жака Ле Гоффа и кое в чем с этой книгой поле­мизируя, автор совмещает экскурсы в университетский быт с ориги­нальным анализом основных философских течений, характерных для золотого века университетской науки — XIII столетия.

Гарольд Джон Берман. «Западная традиция права: эпоха форми­рования» (1998)

«Universities in the Middle Ages» («A History of the University in Europe». Vol. 1, 2003)

Англоязычных обобщающих работ по истории средневековых универ­ситетов немало. Но я выбрал эту из чувства корпоративной солидар­ности. Это издание вышло под эгидой упомянутой мной Междуна­родной комиссии по истории университетов. В степени оно может считаться наиболее авторитетным в этой области — и вместе с тем написано в общедоступной форме.

Назову также и справочные издания, где можно найти сведения об университетах:

«Словарь средневековой культуры» под редакцией А. Я. Гуревича (2003);

«Православная энциклопедия» (в особенности хороша подробная статья о Болонском университете);

«Жизнь города и деятельность горожан» («Город в средневековой цивилизации Западной Европы». Т. 2, 1999. Ответственный редактор А. А. Сванидзе).

Выставка к лекции

К лекции сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки и научно-исследовательского отдела редких книг РГБ подготовили мини-выставку. На ней будет представлен астрономиче­ский сборник первой четверти XV века с таблицами, которыми руковод­ствовались все европейские ученые вплоть до XVI века; пособие по ла­тинской грамматике конца XV века; а также философское сочинение Цицерона «Об обязанностях», служившее учебной книгой.

Источник

Православная Жизнь

Историю университетов принято начинать с XII века и связывать с Западноевропейской традицией. Однако, многие специалисты указывают, что первое учебное заведение, которое полностью соответствует университетскому статусу, возникло раньше. Это так называемая Магнаврская школа, или Константинопольский университет, который появился в середине IX века и действовал до захвата Константинополя турками.

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Он был основан византийским регентом Византийского престола Вандой и ученым Львом Математиком на базе еще более ранней школы. Основными учебными дисциплинами там были философия, риторика, медицина и юриспруденция. Однако история этого учебного заведения обрывается в 1453 году. В этот момент в Западной Европе уже существовало большинство тех университетов, которые действуют и поныне.

Изначально западноевропейские университеты не имели непосредственного отношения к образованию и представляли собой сообщества преподавателей и студентов, магистров и школяров, связанных взаимной присягой. По своему устройству они напоминали городские коммуны, религиозные братства, ремесленные и купеческие гильдии.

Эти учебные корпорации получили название studium generale («всеобщая школа»), что отделяло и отличало их от studium particulare («местная школа»). «Всеобщая школа» обладала правом присуждать ученые степени, которые признавались в университетах по всему миру. Высокий статус таких школ гарантировался, прежде всего, авторитетом и поддержкой главы Папы Римского, а также покровительством королевской и императорской власти. Учебные корпорации были независимы от местной светской и духовной власти. Право преподавать утверждал непосредственно Папа.

Со временем название «studium generale» было вытеснено названием «universitas», что в переводе с латинского означает «совокупность, общность». Средневековый университет являлся «хранителем знаний», научные изыскания не входили в число его задач. Процесс обучения состоял главным образом из лекций и диспутов, большой популярностью пользовались словесные поединки.

Постепенно сформировалась особая университетская культура, которая оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры в целом. Университеты же распространились по всему миру.

Предлагаем вам окунуться в историю и узнать побольше о том, что представляли из себя самые старые университеты.

Болонский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Год основания — 1088

Однако на тот момент университета в современном понимании этого слова еще не существовало. Профессора читали лекции у себя дома, в арендованных помещениях, а чаще — на городских площадях. Популярность и известность болонских профессоров была обусловлена научным подходом к преподаванию и покровительством императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы. В 1154 году он официально признал университет.

Со всех концов Европы сюда стекались и образовывали свои корпорации. Собрание всех студенческих корпораций под общим статутом и составило к концу XII века Болонский университет.

Отличительной чертой университета в Болонье считается то, что изначально он был создан не как корпорация профессоров (universitas magistrorum), которым должны были подчиняться ученики, но как корпорация студентов (universitas scholarium). Студенты сами избирали ректора, руководителей и лекторов.

На протяжении XIII столетия знаменитые профессора читали здесь лекции по философии и свободным искусствам, помимо юриспруденции, в Болонье стали процветать такие науки, как философия, латинская и греческая литература, а затем и медицина.

Однако только в 1565 году университет обрел собственное помещение, и все прежде разрозненные школы и корпорации были объединены под одной крышей. Достоянием Болонского университета считается его библиотека, основанная в 1605 году профессором Альдрованди. В ней хранится около 250 тысяч книг и 1350 периодических изданий.

Среди тех, кто учился в Болонском Университете, были поэты Франческо Петрарка и Данте Алигьери, астроном Николай Коперник, папа римский Александр VI, врач и оккультист Парацельс, а также писатель Умберто Эко и премьер-министр Италии в 1996-1998 и 2006-2008 годах Романо Проди.

Современное положение дел

Сегодня Болонский университет входит в число 200 лучших вузов мира и является не только старейшим, но и вторым по величине университетом Италии. Здесь учится около ста тысяч студентов на 23 факультетах, самым знаменитым из которых является, конечно, факультет права.

Оксфордский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Год основания — 1096 или 1167

Это сегодня для поступления в Оксфорд необходимо иметь внушительную сумму денег для оплаты обучения и проживания, а в Средние века в университете обучались только священнослужители, которые зачастую были очень бедны.

Оксфорд представляет собой настоящий студенческий город. В него входит 38 колледжей. Самые старые из них – Мертон (1260) и Баллиоль (1264) — были названы в честь своих основателей (Джона Баллиоля и Уолтера де Мертона). Самым красивым и большим колледжем считается Колледж Церкви Христа, а самым роскошным — колледж Магдалины, расположенный на побережье реки Червелл.

В Оксфорде учились богослов и первый переводчик Библии на среднеанглийский язык Джон Уиклиф, кардинал Томас Уолси, протестантский реформатор и переводчик Библии Уильям Тиндейл, философ Джон Локк, кардинал Джон Генри Ньюмен, известный также как блаженный Джон Генри Ньюмен в католической Церкви; преподавали Эразм Роттердамский и философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон. Tor здесь получали образование 40 нобелевских лауреатов, 25 британских премьер-министров, 6 королей, около 50 олимпийских медалистов, около 20 управляющих 100 крупнейших бизнесов мира (FTSE 100), тысячи ведущих политиков, ученых, людей литературы и искусства. Здесь проходили обучение и преподавали такие знаменитые люди, как Маргарит Тетчер, Льюис Кэрролл, Джон Толкин, Клайв Степл Льюис, Тони Блэр, Феликс Юсупов и многие другие. Почетные степени университета получили и русские литераторы: Василий Жуковский, Иван Тургенев, Константин Чуковский, Анна Ахматова и Иосиф Бродский.

Современное положение дел

Сегодня Оксфорд считается одним из самых престижных университетов мира. Хотя обучение в нем платное и стоит немало, в университете действует гибкая система различного рода грантов и стипендий, частично или полностью покрывающих стоимость образования. Сейчас в Оксфорде учится 18,5 тысяч студентов, около четверти из них — иностранцы. Штат преподавателей Оксфорда составляет почти 4 тысячи человек, из них 70 — члены Королевского общества, более 100 — члены Британской Академии. В Оксфорде используется и система тьюторства, которая заключается в том, что над каждым студентом учреждается персональная опека специалистом в выбранной сфере.

Основные направления подготовки — гуманитарные, математические, физические, социальные науки, медицина, науки о жизни и окружающей среде.

Кембриджский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Фото PROWilliam Murphy, www.flickr.com, «Яблоки и Атомы» Eilís О’Коннелл Р

Год основания — 1209

История Кембриджа тесно связана с Оксфордским университетом. Второй по старшинству университет Великобритании был создан в 1209 году группой преподавателей и студентов, бежавших из Оксфорда из-за конфликта с местной общиной. Новый приют они нашли в маленьком рыночном городке неподалеку от судоходной реки. К 1226 уже была создана организация во главе с ректором и устроены регулярные курсы. Интересно, что со временем Кембридж разросся до такой степени, что почти все жители того городка стали либо преподавателями, либо студентами.

В 1231 году студентов Кембриджа под свою опеку взял сам король Генрих ІІІ. С этого времени началось активное развитие и становление университета.

Кембридж является коллегиальным университетом, состоит из автономных колледжей, которые обладают собственным имуществом и доходами. Сегодня Кембриджский университет насчитывает 31 колледж, которые неофициально делятся на 16 «старых» (с датой основания между 1284 и 1596 гг.) и 15 «новых» (дата основания между 1800 и 1977 гг.).

Кембридж университет особенно славится своими успехами в сфере точных наук и медицины. 88 выпускников и преподавателей Кембриджа получили Нобелевскую премию: 29 из них получили премии в физике, 25 – в медицине, 21 – в химии, 9 – в экономике, 2 – в литературе и один – премию мира. Здесь обучались знаменитые ученые Средневековья Исаак Ньютон и Френсис Бекон. В Кембридже преподавали и занимались научной деятельностью создатели современной нуклеарной физики – лорд Э. Резерфорд, Н. Бор и Дж. Р. Оппенгеймер.

Славен Кембридж и достижениями своих выпускников на политической арене: обучение в Кембридже прошли 15 премьер-министров Великобритании и 25 глав правительств других стран. Среди выпускников и преподавателей Кембриджа можно найти и знаменитых литераторов, таких как А. А. Милн, Л. Стерн, Дж. Б. Пристли, В. М. Теккерей, К. Эмис и Кл. Ст. Льюис. В Кембридже получил образование выпускник Тринити колледжа Владимир Набоков.

Современное положение дел

Сегодня в Кембриджском университете — более 150 факультетов, кафедр, научных центров и институтов, объединенных в 6 отдельных школ, ведется обучение по 28 курсам. На настоящий момент в Кембридже учится около 18,5 тысяч студентов. Как и в случае с Оксфордом, обучение платное, но возможно получение гранта.

Университет Саламанки

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Год основания — 1218

О существовании школы при соборе в городе Саламанке, неподалеку от Мадрида, упоминается еще в 1130 году. Но официальной датой для отсчета истории одного из древнейших университетов Европы считается 1218 год, когда король Альфонс IX издал указ создании«Studium Generale» или «всеобщей школы» в Саламанке, объединив сеть школ, специализировавшихся на изучении Святого Писания и канонического права. Уже тогда здесь существовали кафедры канонического и гражданского права, медицины, логики, грамматики и музыки.

При короле Альфонсо X учреждение превратилось из «всеобщей школы» в «университет». В 1255 году Папа Римский Александр IV признал университетский статус Саламанки, а также предоставил университету право собственной печати, а за его выпускникам утвердил право преподавать во всех существующих университетах.

Университет Саламанки первым в Европе получил статус «университета». Также он стал первым европейским образовательным учреждением с собственной публичной библиотекой.

Именно в Саламанском университета был рассмотрен Трансатлантический проект Христофора Колумба. Здесь же после открытия Америки были признаны во всей полноте права местного населения.

Университет оставался папским вплоть до 21 мая 1852 года, когда церковные факультеты в нем были упразднены.

В состав Университета Саламанки входит 16 факультетов и 10 университетских центров. Некоторые из кампусов расположены в историческом центре, некоторые — в современной части города, поэтому складывается впечатление, что в городе живут одни студенты.

Интересно то, какие разные люди учились в Университете Саламанки: Эрнан Кортес, испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков, и Франсиско де Витория, один из зачинателей международного права, который первым выступил в защиту индейцев. Здесь же изучал науки основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола, а доктором теологии при этом был крайне «неблагонадежный» философ и поэт-мистик Луис де Леон. Именно во время преподавания в Саламанском университете Антонио Небриха, профессор риторики и автор первой в мире грамматики «народного» романского языка, легко получил высочайшее благословение на публикацию своего труда.

Современное положение дел

Сегодня университет Саламанки лучшим местом для изучения испанской филологии и Латинской Америки. Именно преподаватели из этого вуза создают и проверяют экзамены DELE (экзамены по испанскому языку для иностранцев). Университет объединяет целый ряд научных центров: Центр мультимедийных технологий, Центр по исследованию поведенческих реакций и Центр лингвистических исследований.

В университете также регулярно проходя симпозиумы и конференции по самой различной тематике — от Теории перевода до Кардиологии. В отдельном здании на трех этажах находятся девять научных лабораторий, оборудованных по последнему слову техники. В университете действует собственное радио и телевидение.

Обучаются здесь около 30 тысяч студентов.

Падуанский университет

Что общего у университета xii века и современного. Смотреть фото Что общего у университета xii века и современного. Смотреть картинку Что общего у университета xii века и современного. Картинка про Что общего у университета xii века и современного. Фото Что общего у университета xii века и современного

Год основания — предположительно 1222

В 1545 году при Падуанском университете был создан ботанический сад. Он является вторым по старшинству после Пизанского, однако претендует на звание старейшего из непрерывно действующих, так как его конкурент неоднократно переезжал с места на место.

В Падуанском университете учились или работали такие деятели Возрождения и раннего Нового времени, как Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Коперник, один из основателей итальянского литературного языка Пьетро Бембо, Торквато Тассо, Галилей, Везалий, белорусский первопечатник Франциск Скорина. В 1678 году степень доктора философии впервые получила женщина — Елена Корнаро Пископия. В начале XVIII века в Падуанском университете доктором медицины и философии был русский ученый — Пётр Васильевич Постников.

Современное положение дел

Сегодня в университете учится 65 тысяч студентов на 13 факультетах. Среди них такие, как факультет гуманитарных наук и философии, инженерный, юридический, психологический, физико-математический, естественный, медицинско-хирургический и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *