Что общего у всех народов
Существует такой научный термин, когда некое явление возникает в разных культурах на совершенно разных континентах одновременно. Или какое-то изобретение совершается сразу в нескольких народах. Причем, эти народы между собой никоим образом не соприкасаются, не торгуют, не контактируют, вообще не имеют никакого сообщения.
Или, например, барабан. Барабан используется многими Коренными народами, как Священный Инструмент. Наличие барабана не говорит о родственных связях этих народов. Они могли вообще не соприкасаться друг с другом, но иметь нечто общее.
Общаясь с индейцами, мы заметили вот еще какое сходство: Речь идет об отношении к крови. Древние Культуры придают большое значение крови. Лакота проливают свою кровь на Солнечном Танце в качестве жертвования себя и очищения. Отдавание своей крови считается очищением. Женщины не должны делать это, потому что женщина проходит очищение каждый месяц через месячные. Поэтому женщина считается у Лакотов более чистым существом, чем мужчина. Мужчина же должен пройти обряд Солнечного Танца не менее 4-х раз за свою жизнь, если он хочет стать более Священным человеком.
Женщина во время месячных не должна касаться Священной Трубки, потому что она в этот момент очень сильна и может забрать у Трубки ее силу. Женщина может быть и хейокой, но только в пол-силы, до тех пор пока у нее совершенно закончатся менстуальные циклы, только в пожилом возрасте она может совершать эту церемонию на том же уровне, что и мужчина. Женщина во время месячных не должна быть в Светладж.
Христиане имеют точно такие же признаки: женщина не допускается в алтарь, только пожилая женщина может быть прислужницей в алтаре. Женщина не должна прикасаться к святыням во время месячных. Вот только объясняют это христиане иначе: они считают женщину нечистой, и особенно женщину во время месячных.
Другие культуры имеют только некие признаки похожести на это, но ничего не объясняют.
Но, как я уже и говорила, это сходство другого порядка: оно доказывает родственность всех индейцев Америки.
Но есть и такие сходства, которые не доказывают родственности, но тем не менее, сходство есть.
Есть еще вот, какое сходство: во многих Культурах к Священным Предметам не положено прикасаться голыми руками.
Такое встречалось в Ветхом Завете: к Ковчегу Завета нельзя было прикасаться голыми руками.
Такое встречается в Православии и даже это можно увидеть на иконах: когда святой держит, скажем, Евангелие через плат, а не голыми руками.
Такое встречается и у Лакотов: Священная Трубка перевязана травой Сейдж, чтобы к Ней не прикасались голыми руками.
Если такое встречается в культурах, никогда не соприкасавшихся друг с другом, то это должно быть Вакан.
Еще один пример такого сходства: «могила змея» на берегах Миссисипи (на фото).
Странное древнее сооружение на берегах Миссисипи, предназначения которого ученые так и не выяснили,похоже на огромный вал, изогнутый в виде меандра (волнистой линии). Ничего умнее не придумав, «ученые» назвали его «могилой змея».
Но знаете. Это сооружение напомнило мне одну весьма рациональную вещь: высокую гряду Зеппа Хольцера, фермера из Австрийских Альп. Он точно таким же образом строит свои биотопные высокие грядки.
Принцип их работы таков: каким бы образом ни менялся ветер, под ними и между ними всегда будет безветренный мягкий и влажный микроклимат: идеальное место для выращивания теплолюбивых культур. Вот на сад Зеппа Хольцера это похоже значительно больше, чем на «могилу змея».
Я написала икону пророка Илии в пустыне. Ванбли посмотрел и спросил:
Существует ли «славянское единство», или В чем славяне похожи между собой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Пресловутый славянский тип с оговорками
В научных кругах славянами считают народы, издавна использующие в качестве родных языки славянской группы. Естественно, что носители родственных языков обладают антропологическими сходствами. Западные славяне генетически похожи на восточных. Русские, населяющие центральные и южные регионы, формируют с украинцами и белорусами общую восточную группу. При этом северные русские сильно выделяются на фоне остальных представителей. В генетическом контексте им роднее финно-угорские народы.
Что касается западной группы, то наибольшее родство наблюдается у восточных славян с поляками. Имея ряд общих черт между собой, западные и восточные братья во многом схожи с неславянскими соседями.
Речь идет о балтоязычных народах – латышах, литовцах. Это явление ученые логично поясняют взаимной ассимиляцией в силу территориальной близости.
Особый генофонд представляют южные славяне. Максимально тяготея к типажу географических соседей, они сходны на генетическом уровне с другими балканскими народами. К примеру, болгар, хорватов и сербов внешне порой сложно отличить от живущих рядом греков, румын и албанцев.
Даже с учетом того, что все эти представители общаются посредством разных неславянских языков. А вот чехи со словаками генетически смещаются к западноевропейской популяции, в частности, к немцам.
Отдельно стоит отметить популярную сегодня украинскую тему. Все чаще звучат предположения, основывающиеся скорее на политизированных источниках. Если судить по результатам многолетних исследований международной генетико-лингвистической группы ученых во главе с доктором биологических наук О. Балановским, то ответ один. Украинские популяции максимально схожи с русскими.
Языковые сходства или немного о лингвистике
Славянская группа языков является частью индоевропейской семьи, имея массу схожего с балтской. Славянские языки условно подразделяют на восточнославянскую ветвь (русский, белорусский, украинский), южнославянскую подгруппу (болгарский, сербо-хорватский, словенский,), западнославянское ответвление (польский, чешский, словацкий). Разговорные формы языков сильно между собой похожи, отличаясь в грамматическом и фонетическом аспектах. Письменная разность, к примеру, в польском, чешском и словацком заключена в латинском алфавите. Это легко объяснить влиянием католичества.
Соответственно, кириллицу в русский, болгарский, македонский языки принесла Православная Церковь. На их фоне выделяется сербохорватская письменность, опирающаяся на два алфавита. Еще один отличительный критерий славянских языков – позиции ударений в словах. Например, чехи делают акцент на первый слог, поляки – предпоследний, а болгары и русские в этом плане максимально вариативны. Грамматически отличаются от других славянских македонский и болгарский языки, использующие особую систему употребления существительных и артикли.
Существенные межязыковые различия обусловлены во многом территориальным положением. Ученые сходятся во мнении, что, размещаясь по европейским землям, славяне приносили с собой язык, одновременно впитывая и чужой генофонд.
Общее в народной культуре
Основным культурным отображением тех или иных особенностей народа считается фольклор. Что касается устного творчества, общие черты без труда прослеживаются у восточных славян, западных и даже южных. Множество вековых болгарских сказок очень похожи на русские. Ведь фольклорная общность заключена не только в смысловой идентичности. Исследователи делают упор на схожесть стилей изложения, сравнительных образах, эпитетах.
Другими словами, славянское творчество отличается схожим принципом мировосприятия и мышления. Кроме этого, на сходство культур не могло не влиять общее географическое положение и виды деятельности. Славяне жили земледелием и скотоводством, что отражено в обрядовой поэзии всех представителей подгрупп. Древние славяне считаются солнцепоклонниками, так что образы земли и солнца наполняют мифологию и русских, и белорусов, и сербов, и болгар.
О единой общности свидетельствуют герои сказок.
Тесные межславянские связи располагали к объединению и противостоянию врагам общими усилиями. Некоторые классические сказочные персонажи являются собирательными в устном творчестве восточных, южных, западных славян. То же самое касается сюжетов эпосов, народных песен и танцев, явственно свидетельствующих о единстве славян.
Ментальность и общеславянский психотип
Славянофил 19 века Н. Данилевский в своей работе «Россия и Европа» выразил основные черты национального славянского характера. По его убеждению, этот психотип резко отличается от тех же романо-германских народов. На основании результатов долгих исследований ученый выделил особый славянский культурно-исторический тип. Первая указанная им особенность — генетически обусловленное миролюбие и отсутствие тяги к насилию.
Вторым отличительным признаком славянства в целом назван приоритет внутреннего глубинного образа жизни. Другими словами, славяне являются созерцательными интровертами, пренебрегая прагматичностью, активностью, обращению к внешнему миру и экспансии. В основе жизнедеятельности славян, по Данилевскому, лежит духовная созерцательность, размеренный поиск истины. Ученый брался утверждать, что характер славян преисполнен мягкости, почтительности, покорности, что само собой исходит из христианских идеалов.
Помимо имён, от славянской традиции у русских сегодня используют отчество, чего нет в Центральной и Западной Европе.
А в России оно есть у всех.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Конспект занятия в подготовительной группе «Общее и различное в культуре разных народов»
Анна Нелаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Общее и различное в культуре разных народов»
Общее и различное в культуре разных народов.
Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре своего и других народов.
Задачи:
Уточнить знания детей о России, ее большой территории. Закрепить представление о том, что в России живет много разных народов. Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России.
— обогащать первоначальные представления о сходстве и различиях в культуре своего и других народов;
— воспитывать познавательный интерес к культуре своего и других народов;
— формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и говорить любому ребенку, что у меня сегодня хорошее или прекрасное настроение, потому что …». Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает кусочек нитки на свой палец». Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.
Воспитатель. «Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое». Молодцы, присаживайтесь на свои стульчики.
Воспитатель. Сегодня, мы поговорим о нас с вами, о том, какие мы разные., вспомним о разных народах и их обычаях.
Воспитатель. Как же огромна и красива наша страна.
Мы с вами живём в стране, у которой очень красивое имя – Россия. Россия – многонациональная страна. Давайте мы с вами поиграем в игру «Наши соседи» и вспомним люди каких национальностей живут в России. (Показываем картинку с костюмом- ребенок называет национальность).
-А вы знаете, что каждый народ отличается друг от друга своей культурой, правилами поведения, едой, языками, жилищем. См. фото с жилищем.
Ребята, а хотели бы вы узнать, что у разных народов считалось признаком красоты, достатка и достоинства? См картинки
(Динамическая пауза)
Воспитатель. Ребята, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», так говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок. Поиграем мы в русскую народную игру «Колечко». Это игра старинная. Еще ваши бабушки и дедушки любили в нее играть. Сегодня мы поиграем в эту игру так, как играли на Руси. Встаньте в круг. Приготовьте свои ладошки. Кому колечко достанется, тому нужно выбежать из круга, чтобы ребята не успели задержать. А я водить буду, да считалку приговаривать.
Вот по кругу я иду,
Всем колечко вам кладу,
Ручки крепче зажимайте
Да следите, не зевайте!
А теперь все вместе: «Колечко, колечко, выходи на крылечко!»
– А в Японии в эту игру по-другому играют. Хотите узнать, как? Я вам сейчас расскажу. Спрячьте свои ручки за спину и откройте одну ладошку. Вот так. А я пройду. И камешек кому-нибудь положу. Кому достанется камешек, тот после слова «беги» должен быстро выбежать на середину круга. А остальные ребятки его должны удержать.
Вот по кругу я иду,
Всем вам камешек кладу.
Крепче камешек держи
И быстрее в круг беги (играют).
Воспитатель. Продолжим наш разговор о культуре разных народов. Ребята, кто из вас знает сказку «Колобок»?
Воспитатель. От кого вы ее услышали?
Воспитатель. Мама услышала эту сказку от своей мамы — бабушки, бабушка могла прочитать эту сказку в книге. А вот когда не было книг, как люди могли узнать, что было давным-давно?
Дети. Люди рассказывали друг другу об этом.
Воспитатель. Да, люди рассказывали друг другу о том, как нужно прилежно трудиться, помогать старшим, как нужно девочке уметь все делать по дому: шить, готовить, прибирать, вязать, вышивать. Что говорили о таких прилежных девочках?
Дети. Что они рукодельницы, хозяюшки, умницы.
Воспитатель. Вспомните сказки разных народов, в которых рассказывается о таких девочках.
Дети. Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица», эстонская сказка «Каждый свое получил», болгарская сказка «Благословенные орехи».
Воспитатель. У каждого народа есть свои сказки, они написаны на разных языках, их герои носят разную национальную одежду. Однако если сказки читать внимательно, можно заметить сходство сюжетов, а самое главное — схожесть по смыслу. Что прославляется и осуждается в сказках, которые вы назвали?
Дети. Прославляются добро, прилежание, умение трудиться, осуждаются лень, грубость.
Воспитатель. Да, ребята, и в русских, и в эстонских, и в болгарских сказках говорится о торжестве труда, презрении к лентяям и лежебокам, справедливости и чести. Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, что содержание сказок разных народов во много
На свете живут разноцветные дети,
Живут на одной разноцветной планете,
И эта планета на все времена
У всех разноцветных всего лишь одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи и дым.
В обиду ее никому не дадим!
Наше занятие мне хочется закончить замечательной песней.
Дети поют песню «Если все вокруг подружатся» (муз. Е. Архиповой, сл. П. Синявского).
Вечер детского чтения сказок разных народов Ведущая: Добрый вечер, уважаемые участники проектов, ребята и гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем вечере. Наши знатоки вместе со.
Конспект занятия «Дома разных народов» Данную тему мы взяли совершенно неслучайно. В канун дня рождения детского сада, которому в марте 2019 года исполнилось уже 60 лет, мы с.
Фотоотчет об открытом занятии «Семейные обычаи разных народов» В апреле на базе нашего Детского сада «Колосок» проходило РМО, на котором я показывала открытое занятие на тему: «Семейные обычаи разных.
Конспект занятия для подготовительной группы с использованием ИКТ «Танцы Народов Мира» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИКТ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ С ЗОНТОМ МЕРРИ ПОПИНС» ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА Муз. рук: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет.
Конспект занятия по физической культуре в подготовительной группе Задачи: Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием колен; повторить упражнения ведения мяча; ползании; упражнять в сохранении равновесия.
Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Игрушки народов России» Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Игрушки народов России.»Воспитатель: Борисова Ирина Олеговна. г. Москва.
НОД по социально-коммуникативному и познавательному развитию в подготовительной группе «Дружба народов разных рас» Непрерывная образовательная деятельность по социально-коммуникативному и познавательному развитию с обучающимися подготовительной к школе.
Конспект занятия по формированию толерантности «Мы — дети разных национальностей» в подготовительной группе Цели: Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное.
Един ли русский народ и что определяет единство?
ЕДИН ЛИ РУССКИЙ НАРОД И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДОВ?
Существует у людей поверхностно знакомых с историей и этнологией некое «идеальное» представление о народах: Один народ (этнос) = один язык = один антропологический тип = одна культура, а в целом этнос как образование монолитен и един.
От реальности такое представление весьма далеко.
Приведу лишь наиболее яркие примеры:
1) Есть народы говорящие на двух и более языках:
— марийцы также говорят на двух языках (марийском горном и марийском луговом), и это также не диалекты, а языки.
— на испанском языке говорят не только испанцы, но большинство жителей Латинской Америки,
— на португальском говорят португальцы и бразильцы;
— на английском (в качестве родного, а не языка международного общения) говорят англичане, американцы и австралийцы- не-аборигены.
Внешность разных представителей одного народа порой сильно отличается друг от друга.
— русские также неоднородны в антропологическом отношении (брюнеты, шатены, блондины, рыжие, с цветом глаз от зелёно-карих до серо-голубых).
Различаются также и данные краниологии (строения и размеров черепа).
Всё это касается не только одних русских, но также и других восточных славян (украинцев, белорусов).
Данные генетики, бурно развивающейся в последнее время науки, подтверждают, что славяноязычные народы, как русские, так и все остальные, казалось бы единые, на самом деле, по происхождению неоднородны.
Само по себе понятие многозначно и понимается учёными по разному. В одной только этнологии это понятие усложняют (и не зря), выделяя духовную, социальную, материальную.
Так что у немцев даже общей «бабы-яги» нет.
Источник этой информации: (Потебня А. Баба-Яга. // Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, кн. 3, вып. 1865г. – С. 85-221).
Для русских различия в культуре внутри самого народа характерны, например, следующие:
— различаются северо- и южно-русские жилища (соответственно: на высоком подклете и вообще без фундамента, построенные прямо на земле и даже без подполья).
— самым ярким примером этнографических различий русских является народный женский костюм (в 19 веке по костюму русской крестьянки можно было определить из какой она губернии).
Итак, внутри народа, как русского, так и любого другого, существуют значительные лингвистические, антропологические, генетические и культурные отличия.
Что же тогда объединяет народ в народ (или этнос в этнос)?
Что позволяет нам быть русскими (и кареглазым брюнетам, и сероглазым блондинам)?
Что позволяет марийцам, мордве, евреям и чуванцам быть едиными и быть самими собой без общего для всех языка?
А как вообще ощущать себя единым и неповторимым этносом испанцам, португальцам и англичанам, «давшим напрокат» свои языки другим народам?
Единство народа существует, как это не странно звучит, само по себе, т.е. в сознании людей. Сознание это, хоть и связано с «бытиём» (традициями, фольклором, бытом, речью, родителями, от которых мы получаем свою национальность), по сути же, в этнической реальности первично.
Вот так в науке о народах, а в конечном счёте и о людях решается основной вопрос философии.
marafonec
Марафонец
Бег на месте к горизонту
«Возникает вопрос: народы России такие разные, а что нас объединяет?»
У славянских народов особое отношение к хлебу — эти культуры издревле были земледельческими — хлеб нельзя выкидывать, а гостей встречают хлебом-солью. У кочевых скотоводческих народов (буряты, тувинцы и хакасы) такое же почтительное отношение к «священной белой пище» — молоку и продуктам, полученным из него: соленому молочному чаю, сыру, кумысу, молочной водке.
Очень часто расходится и этикет. К примеру, есть русский обычай приходить в гости не с пустыми руками — мы с порога протягиваем конфеты или бутылку вина. А в ряде культур это может быть расценено хозяином как оскорбление — намек на то, что он не может накормить своих гостей.
На культурную разницу между народами накладываются различные негативные стереотипы.
При этом самые неприятные стереотипы у человека складываются о тех народах, с которыми он ни разу не контактировал.
В свое время проводился эксперимент — людей просили дать краткую характеристику ряду народов, и в этом списке присутствовали народы, никогда не существовавшие. Так вот, они «удостаивались» самой негативной характеристики.
Здесь уместно вспомнить о чукчах, про которых рассказывают много анекдотов, но «чукчу из анекдота» вам не найти. Чукотка до сих пор — одно из самых суровых мест не земле (а не только в России) — очень низкие температуры, постоянные бураны (Чукотка расположена между двумя океанами), нет дерева, которое могло бы служить топливом. И в таких условиях чукчи на протяжении многих поколений не просто выживают (что уже не тривиальная задача), но живут — кочуют в тундре с оленями, охотятся в море, занимаются искусством — очень интересны чукотские танцевальная, песенная традиции и искусство резьбы по кости.
Все мы проходили в школе историю России, но вы вряд ли знаете о русско-чукотских войнах. А ведь они продолжались сто лет, и чукчи одержали победу — русские срыли Анадырьский острог и ушли с Чукотки. Лишь позже Чукотка была мирно присоединена к Российскому государству.
Рассказать в одном тексте, пусть даже коротко, про каждый народ, живущий на территории России, невозможно. Изучать культуры довольно увлекательно.
Часто возникает вопрос — если народы нашей страны настолько разные — то что же нас все-таки объединяет?
Ответ очень простой — Россия и объединяет.
Представители всех народов, проживающих на территории нашей страны — помимо этнической идентичности, имеют еще и российскую идентичность, которая проявляется в моменты внешних вызовов. Таким образом этническая идентичность не противоречит российской, скорее наоборот — борьба против этнической идентичности приводит к тому, что, делая выбор между идентичностями малой этнической группы и страны, когда человека этот выбор делать заставляют, он выбирает первую.
Поэтому нужно с уважением относиться друг к другу и культуре своих соседей — только так мы сохраним наше единство. Как во время одной из экспедиций представитель одного из малых народов сказал очень простую, но мудрую фразу: «все люди — люди».