Что общего у загадки с пословицей и поговоркой

Загадки. Пословицы и поговорки

Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Смотреть фото Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Смотреть картинку Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Картинка про Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Фото Что общего у загадки с пословицей и поговоркой

5 класс

Урок № 5.

Тема. Загадки. Пословицы и поговорки.

Цель:

Оборудование: слайдовые презентации.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала с опорой на выполненное домашнее задание.

1.Составление таблицы по статьям учебника, прочитанным дома.

Устное народное творчество

От английских слов folk – народ, lore мудрость.

Фольклором называют искусство народа.

Пестушки, потешки, скороговорки, прибаутки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песни. (Слайдовая презентация).

Загадки

Загадки – свод знаний и понятий народа о мире и о себе в своеобразной, «зашифрованной» форме.

Что выражается в загадках?

Стремление древних людей познать мир, открыть неизвестные его стороны.

При помощи каких художественных средств «сделаны» загадки?

Сравнение. «Голубой шатёр весь мир накрыл».

Отрицание. «Не вода, а жидкое, не снег, а белое». (Молоко).

Загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-шутки и загадки с числами.

Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и это нашло отражение в загадках. Для первобытного человека природа одушевлена, разумна и враждебна. Поэтому её нужно задобрить, обмануть. А для этого необходима тайная, условная речь, которая не будет понятна природе. Без этого знания представитель племени не мог стать равноправным членом общины.

В Древней Греции и у германских племён существовали состязания между мужчинами по разгадыванию загадок и задач.

Ритуальные истоки загадок сохраняются в запретах, касающихся времени и условий загадывания загадок. Загадки принято было загадывать зимой, в праздничные дни, после Рождества, в мясоед и особенно – на Масленицу. Однако строго запрещалось загадывать загадки в период Великого поста, во время появления приплода у скота, ибо это якобы грозило ему болезнями и хромотой.

Отмечена тесная связь загадок с обрядами, магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и достижение успеха в скотоводстве. Отгадывая загадки о явлениях природы, животных и растениях, человек стремился воздействовать на силы природы, покорить их.

3. Отгадывание загадок, определение их тем.

Тема загадок

Примеры

Тонок, долог, в траве не видать (волос).

Пять чуланов, одна дверь (перчатка).

Два братца глядятся, а вместе не сойдутся (пол и потолок).

Одну меня не едят, а без меня мало едят (соль).

Кто родился с усами? (Котёнок).

Алый сапог в земле горит (свёкла).

Щука хвостом махнула, лес погнула (вихрь).

Красна девушка по небу ходит (солнце).

Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят (месяцы).

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

-Загадки каких видов не прозвучали? Приведите примеры.

5. Обращение к домашнему заданию.

— Какие пословицы и поговорки вы записали? Объясните их значение.

— Как вы думаете, чем пословицы отличаются от поговорок?

6. Знакомство с определениями пословиц и поговорок, с. 25 учебника. (Слайдовая презентация «Пословицы и поговорки»)

Пословицы и поговорки – жанры фольклора.

Пословица – народное изречение, которое отражает духовный облик народа, его мудрость и жизненный опыт, его стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, формировали духовный и нравственный облик народа. Это своего рода заповеди.

Пословицы в народном быту служат руководящими принципами деятельности, на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения и обличения других.

Первоначально пословицы и поговорки входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чём шла речь в произведении.

Например, «Нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки «Журавль и цапля»), «Битый небитого везёт» (из сказки «Лисичка-сестричка и волк»).

III. Закрепление изученного.

1.Виды пословиц и поговорок.

— Определите вид пословиц, т.е. их тему.

Вид пословиц

Примеры

Пословицы, отразившие исторические события

Не вовремя гость хуже татарина.

Пословицы, отразившие представления народа о крестьянском труде

Мужик умирать собирайся, а земельку паши.

Пословицы, отразившие христианские верования

Бог не в силе, а в правде.

Пословицы, отразившие семейный быт.

Хозяин в дому, как хан в Крыму.

Пословицы, отразившие старинное судопроизводство

Не бойся суда – бойся судьи.

Пословицы о богатстве и бедности

В чужих руках ломоть велик кажется, а как нам достанется, так и мал покажется.

Пословицы, отразившие представления народа о нравственности

Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

Пословицы, отразившие качества характера людей

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

2.Слово учителя о В.И.Дале и его сборнике «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль был морским офицером, прилежным студентом университета, отважным воином и талантливым хирургом, добросовестным государственным чиновником, популярным писателем и учёным.

Литературное наследие В.И.Даля включает 145 повестей, 62 короткие истории, статьи и очерки. Гоголь отмечал: «Всё у него правда, каждая его строка меня учит, продвигая ближе к познанию русского быта и народной жизни».

Трудом всей его жизни является «Толковый словарь живого великорусского языка», содержащий более 200 000 слов о жилищах, хозяйстве, утвари, религии, обычаях.

Работа над сборником «Пословицы русского народа» велась В.И.Далем почти пятьдесят лет! Это уникальный по объёму и разнообразию материал – более 36 000 пословиц, поговорок, скороговорок, пустобаек, примет, загадок.

3.Работа со статьёй учебника «Для вас, любознательные!», с. 27-28, часть 1.

IV. Подведение итогов урока.

— Почему необходимо изучать пословицы и поговорки?

V. Домашнее задание.

1. Прочитать сказку «Царевна-лягушка», с. 31-41, часть 1.

Источник

Конспект занятия по литературному чтению к открытому уроку «Загадки, пословицы и поговорки» во 2 классе

Конспект к уроку литературного чтения во 2 классе

по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Учитель : Героева О. А.

-вызвать интерес к загадкам, пословицам и поговоркам, как малой жанровой форме народного творчества.

-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, с пословицами народов ханты и манси; отрабатывать навыки чтения;

— развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки, обогащать словарный запас, речь обучающихся, логическое мышление;

-воспитывать умение высказывать своё мнение.

Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают развернутый ответ на вопросы по содержанию прочитанного ; учатся загадывать загадки, запоминают пословицы и поговорки.

Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: учатся высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками

Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают загадки, пословицы и поговорки.

Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. учебник для 2 класса под ред. Л. Ф. Климановой,

Ход УРОКА

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица

I. Организационный момент.

— Добрый день ребята. Слайд 3

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение считалки на странице 22 учебника (читают 2-3 ученика).

III. Актуализация знаний. Знакомство с целями урока.

– Давайте вспомним, что такое УНТ что к нему относится к устному народному творчеству? Проверка по слайду 4-5

1. Работа по изученным малым жанрам УНТ.

— Сегодня на уроке продолжим знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества.

— Чтобы узнать с какими малыми жанрами познакомимся, мы совершим сегодня путешествие, поэтому мы должны разделиться на две группы. А чтобы узнать в какое путешествие отправимся, мы должны немного поработать.

-Перед вами лежат листочки, на которых под номерами написаны предложения. Вы должны прочитать эти предложения и, обсудив друг с другом, сказать, что в этих листочках написано. А я вам буду помогать.

Проверка по слайду 6.

Номер 1. Загадка.

-Как вы думаете, что за текст перед вами? (Это загадка.)

— Обе группы будете загадывать друг другу загадки, которые также даны на листочках.

Номер 2. Пословицы.

-Теперь читаем предложение под номером два. Обе группы должны из слов собрать предложение. Что получилось у вас? (Предложение)

-За правильное составление предложения каждая группа сможет заработать баллы.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

Прочитав это предложение, что мы узнали? Чему учит она нас? (Заставляет размышлять)

-Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)

Номер 3. Поговорки.

2. Постановка целей урока.

Поляна «Начальная». Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? загадках, пословицах и поговорках).

– Да, ребята. Сегодня на урокемы продолжим знакомство с малыми жанрами УНТ: загадками, пословицами и поговорками. Научимся различать их, распределять их по группам.

-Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, об их мудрости поучающем смысле.

— А какие загадки вы знаете? (Ответы детей)

— Чем загадка отличается от пословицы и поговорки? (Загадка учит отгадывать, а пословица учит)

-Чему должны научиться на уроке? (Научиться читать выразительно и

отвечать на вопросы)

IV. Физминутка. Слайд 7.

v. Работа по теме урока.

1. Поляна «Загадка». Работа по учебнику на стр. 24-25.

-Вот и дошли мы с вами до поляны «Загадка». На этой поляне мы постараемся правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их. Ребята, не забываем зарабатывать баллы. (Чтение и отгадывание загадок учащимися по учебнику)

2. Поляна «Пословица и поговорка». Работа по учебнику стр. 26-27.

– Скажите, какие пословицы и поговорки знаете? (Ответы детей)

Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

— Давайте прочтем пословицы и поговорки из учебника выразительно и постараемся ответить на вопросы. (Работа по учебнику)

-Ребята, пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

VI. Закрепление пройденного материала.

1. Поляна «Конечная». Работа по презентации «Малые жанры устного народного творчества», слайды 8-10.

-Ребята, на слайде №8 вы видите загадки.

— Как вы понимаете, что такое загадка? (Ответы детей).

-Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

— А вы любите разгадывать загадки? (Ответы детей)

Давайте попробуем их отгадать. Группа, отгадавшая первой загадку, получит красный кружок.

-Теперь на слайде 9 прочитаем пословицы. Что

2. Разделить на группы данные пословицы и поговорки. Слайд 11

• Что посеешь, то и пожнешь.

• Семь пятниц на неделе.

• Цени по заслугам, а не по услугам.

• Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

• Седьмая вода на киселе.

-Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

— Ребята, мы с вами живем в ХМАО-Югра. Кто являются коренными жителями нашего края? (Ответы детей)

— Слайд 12. Давайте вместе прочитаем пословицы и поговорки ханты и манси. Чему учат нас эти пословицы? (Чтение пословиц детьми)

VIII. Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?

– Что нового вы для себя узнали?

– Испытали ли вы какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

IX.Домашнее задание: в школьной библиотеке найти сборник загадок и выписать в тетрадь понравившиеся три загадки.

1. Загадки 1-я группа.

На носу сидим, На мир глядим, За уши держимся. (Очки)

1. Загадки 2-я группа.

Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла. (Зима)

Источник

Пословицы, поговорки, загадки. Их идейная направленность и тематическое значение

Здесь в основу загадки положены три признака знакомого всем предмета. Отгадывающий должен мысленно их соеди­нить, сопоставить, зрительно представить описываемый пред­мет — клубок ниток.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Составление загадок, как и их разгадывание — полезное упражнение для развития образного мышления.

Загадка чаще всего ритмически организована, нередко в ней встречаются рифмы, созвучия, звукоподражания, и это делает её подлинным произведением искусства. Высокая поэзия открывается в самых прозаических вещах и предметах. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

Бела как снег, черна как уголь, зелена как лук, вертится как бес и дорога в лес.

Над матушкиной избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, достать не могут.

Красное коромысло над рекой повисло.

Два брюшка, четыре ушка.

Висит груша, нельзя скушать.

У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе.

Маленький-удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл.

Множество загадок иронических, шутливых: “Стоит Федосья, растрепаны волосья” (стог).

Народные загадки как опоэтизированная игра в вопросы и ответы занимательны для детей всех возрастов. Для дошкольников целесообразно отбирать наиболее простые и элементарные: “Зубасты, а не кусаются” (грабли), “Два брюшка, четыре ушка” (подушка), “Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька” (кошка), “Зимой и летом одним цветом” (ель, сосна) и др.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками.

Пословицы и поговорки

Пословица — короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни, которое жи­вет в разговорной речи, украшает, уплотняет ее смысл: «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится».

Обычно пословицы состоят из двух частей, которые рифмуются между собой. Ярким примером такой пословицы является фраза «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда».

Известный собиратель фольклора и составитель сборни­ка «Пословицы русского народа» В.И.Даль называл посло­вицу «коротенькой притчей». В русской пословице он видел «цвет народного ума, самобытной стати», «житейскую народную мудрость». О народности пословицы он выразился так: «Кто ее сочинил, неведомо никому; но все ее знают и все ей покоряются». Пословицы удивляют глубиной и чет­костью мысли, выраженной предельно кратко и просто:

«Друзья познаются в беде».

Как правило, пословичные суждения имеют и прямой, буквальный смысл, и переносный, образный одновременно:

«Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь, дальше будешь».

К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания. В “Родном слове” помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: “Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь”, “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”, “Береги нос в большой мороз”.

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. “И грибка не поднять, если не нагнешься”: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц, их многозначность открывается ребенку не сразу, а по мере обретения жизненного опыта. Каждую посло­вицу можно привести во множестве случаев: «В гостях хорошо, а дома лучше», «С кем поведешься, от того и наберешься».

Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Источник

что общего и в чём различия между придчей,басней,поговоркой,сказкой,пословицей и загадкой. прошу умаляю помагите

Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.

Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений. Таково выражение «свинью подложить», то есть устроить кому-нибудь неприятность. Происхождение этой поговорки связывают с военным строем древних славян. Дружина становилась «клином», наподобие кабаньей головы, или «свиньей», как называли этот строй русские летописи. Со временем был утрачен смысл, вкладываемый в это выражение в древности.

Сказка – произведение, содержащее вымысел и имеющее, в традиционном понимании, развитие некоторого сюжета, как правило, со счастливым концом. Исторически первыми стали складываться фольклорные сказки, переходившие из уст в уста. Многие из них имеют несколько вариантов. Поздней сказки появились и в литературном творчестве. Их особенности: принадлежность конкретному автору и обретение известности только после публикации (до этого момента литературные сказки не бытуют в устной форме).

Загадка — это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказатель­ное описание предмета, предлагаемое для разгадки». В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Но тем не менее загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкрет­ном предмете, потому что иначе загадку невозможно разгадать. Конкретность является главным признаком загадки. Загадки — очень древний жанр фольклора, но в наши дни создаются все новые и новые загадки.

Источник

Внеурочное занятие на тему «Русские народные пословицы, загадки, поговорки».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

Краснодарского края специальная (коррекционная)

школа-интернат ст-цы Тенгинской

«Русские народные пословицы, поговорки, загадки».

Воспитатель: Дьяченко А.И

Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Смотреть фото Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Смотреть картинку Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Картинка про Что общего у загадки с пословицей и поговоркой. Фото Что общего у загадки с пословицей и поговоркой

Цель : познакомить детей с русскими пословицами, загадками и поговорками; дать представление об отличии пословиц от поговорок; развивать внимание, память, мышление, артистические способности, расширять лексический запас обучающихся.

Оборудование: картинки зашифрованными пословицами и поговорками.

Воспитатель. Глубока кладовая народной мудрости — не вычерпать ее до дна. Русский язык особенно богат пословицами, загадками и поговорками. Меткие, выразительные, они сами приходят на ум в той или иной жизненной ситуации. Они сопровождают нас всю жизнь, хотя, если подумать, мы как будто и не читали их нигде, только в разговоре их слышали и сразу же запомнили.

Многие пословицы, загадки и поговорки живут в народе уже сотни лет, а некоторые придуманы недавно.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с пословицами и поговорками, прикоснуться к кладовой народной мудрости, почувствовать ее очарование.

Начнем с разминки. Многие пословицы вам уже знакомы. Я буду произносить фразу, а ваша задача — закончить ее.

➢ В тихом омуте черти. (водятся).

Попробуйте вспомнить пословицы.

(Готовь сани летом, а телегу зимой.)

➢ Мал городок, да дорог.

(Мал золотник, да дорог.)

➢ Цыплят считают и зимой.

(Цыплят по осени считают.)

➢ Посадка в чужие сани уже объявлена.

(Не садись не в свои сани.)

➢ Когда в соседях согласья нет.

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

➢ А Васька продолжает есть.

(А Васька слушает да ест.)

➢ Проводили по одежке.

(Встречают по одежке, а провожают по уму.)

А теперь узнайте пословицу по двум предметам.

1) Каша, масло. (Кашу маслом, не испортишь.)

2) Муха, слон. (Не делай из мухи слона.)

3) Яблоко, яблоня. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

4) Перо, топор. (Что написано пером, то не вырубишь топором.)

Пословицу довольно трудно отличить от поговорки. Народная мудрость гласит: поговорка — цветочек, пословица — ягодка.

Пословицы очень похожи на мудрые высказывания знаменитых людей, это коротенькие притчи. Можно сказать, что пословица не сочиняется, а рождается в результате каких-либо жизненных обстоятельств как крик, сорвавшийся с души. Всякая пословица содержит поучение.

Поговорка — это меткое образное выражение, складная короткая речь, которая не составляет полной пословицы и в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Найдите «ключик» и расшифруйте следующие поговорки.

1. ЕЛЕДЕН АН ЦИНТЯП ЬМЕС (Семь пятниц на неделе.)

ЕРГ (После дождичка в четверг.)

➢ Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

➢ У него не все дома. (Поговорка)

➢ Одного поля ягоды. (Поговорка)

➢ Жизнь дана на добрые дела. (Пословица)

➢ Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. (Пословица)

➢ Слезами горю не поможешь. (Пословица)

➢ Друг познается в беде. (Пословица)

➢ Закатил за воротник. (Поговорка)

➢ Один, как медведь в берлоге. (Поговорка)

➢ На чужой сторонушке рад своей воронушке. (Пословица)

➢ Голодный, как волк. (Поговорка)

➢ Хороша веревка длинная, а речь. (короткая).

➢ Не торопись отвечать, торопись. (слушать).

➢ Мягко стелет, да жестко. (спать).

➢ Молодец против овец, а против молодца и сама. (овца).

➢ Лучше хорошо поступать, чем хорошо. (говорить).

Воспитатель. Предлагаю желающим изобразить пословицы и поговорки с помощью жестов и мимики. (Желающие получают карточки, изображают записанные в них пословицы и поговорки, а остальные — угадывают)

➢ Заблудиться в трех соснах.

➢ От горшка три вершка.

➢ Семеро одного не ждут.

1. Пчела мала, а и та работает.

2. От скуки дело бери в руки.

3. И Москва не вдруг строилась.

4. Собирай по ягодке — наберешь кузовок

5. Утопающий хватается за соломинку.

1. Каковы сами, таковы и сани.

2. Дыма без огня не бывает.

3. Большому кораблю — большое плаванье.

4. Всякий молодец на свой образец.

5. По Сеньке и шапка.

1. Не бей Фому за Еремину вину.

2. Лежачего не бьют.

3. Отольются кошке мышкины слезки.

4. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5. Не дорог подарок, дорога любовь.

1. Ученье — свет, а не ученье — тьма.

2. Зелен виноград не сладок, а млад ум не крепок.

3. Как аукнется, так и откликнется.

4. У дурака не спрашивай ума.

5. За ученого трех неученых дают.

Воспитатель. Загадки – один из древнейших жанров устной поэзии. Невольно возникает вопрос: что такое загадка?

Загадки – это изображение предметов и явлений действительности или их описание, которые предлагаю разгадать.

Остроумны и разнообразны русские загадки о доме, людях, животных, предметах, которые окружают человека. Одним словом, обо всём, что мы видим, слышим, знаем. Отгадаем некоторые из них.

Где четыре брата под одной крышей стоят? (Стол).

Кто всегда идёт и с места не сходит? (Часы).

Днём спит, ночью летает, мышек собирает. (Сова).

Растёт она вниз головой,

Не летом растёт, а зимой,

Но солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатки).

Без рук, без топорёнка построена избёнка. (Гнездо).

Заключительное слово воспитателя.

С загадками мы начинаем знакомиться с раннего детства – в детском саду, в семье, мы встречаемся с загадками и в школьных учебниках, и на уроках математики.

Разумеется, загадки в нашей жизни занимают не столь важное место, как это было в древности, но роль их остается весьма значительной.

Я бы очень хотела, чтобы вы не забывали о нашем разговоре, и думали, прежде чем что-то сказать или сделать. Ведь не зря говорят: «Семь раз отмерь –один раз отрежь» или так «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *