Что общего у живого и неживого
Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ
Помните, в детстве была такая игра: «Живое—неживое«?
Биология — это наука о живых организмах «науку о живых организмах», поэтому прежде всего надо определить такие понятия, как «живое» и «неживое».
Вообще, граница между живым и неживым достаточно условна..на эту тему есть много теорий и мнений…
Для начала определимся, что такое “организм”.
Это просто. Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!
А “неживой”? Это скалы, камни, вода…
А вирусы? Вирусы могут быть в активной — живой форме, а могут в виде кристаллов находиться под землей или в ледниках сотни лет…
Уже надо определить, что такое “жизнь”.
Отличие живого от неживого
К аковы признаки живых организмов, каковы основные признаки живого? В каком случае мы четко можем определить, к какому типу отнести систему?
Одна моя знакомая писательница считает, что признак живого — душа. Красиво, конечно, но не научно, а биология — это наука.
Основные признаки живого
1. Клеточное строение.
Почти все организмы состоят из клеток. Каждая клетка — “кирпичик” живого организма, и то как организм живет — скоординированные функции всех его клеток.
Организмы могут быть одноклеточные — некоторые водоросли или бактерии, или многоклеточные — человек, например.
А вот вирусы не считаются клеточной формой жизни. Они легко встраиваются в чужие клетки, а могут вообще кристаллизоваться и веками в таком состоянии находиться.
2. Обмен веществ и энергии ( метаболизм)
Во всех живых организмах происходит обмен веществ.
Метаболизм — набор химических реакций, которые возникают в живом организме для поддержания жизни. Эти процессы позволяют организмам расти и размножаться, сохранять свои структуры и отвечать на воздействия окружающей среды
В животных и растениях — само собой; у вирусов, когда они в активной форме, обмен веществ тоже есть; а вот у воды и камней — нет. (Есть гипотеза, что у камней тоже есть обмен веществ, но оооочень медленный)
3. Способность к самостоятельному самовоспроизведению
Все живое размножатеся тем или иным способом ( половым или бесполым). Вмрусы не способны размножаться самостоятельно, т.е. вне клетки носителя.
4. Наследственность и изменчивость
Наследственность — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству
Изменчивость — разнообразие признаков среди представителей данного вида, а также свойство потомков приобретать отличия от родительских форм
Это ключевые понятия генетики и эволюции. Наследственность бывает разных видов (хромосомная и внехромосомная), но она характерна даже для вирусов. Для живых организмов изменчивость определяет способность к адаптации.
Вирусы, кстати, способны к мутациям гораздо в бóльшей степени, чем другие организмы, которых биология относит к живым клеточным системам.
5. Раздражимость
Это способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств, фундаментальное свойство живых систем: её наличие — классический критерий, по которому отличают живое от неживого
Ни в коем случае не путать с рефлексом! Рефлекс характерен для многоклеточных — у них это ответ нервной системы.
6. Саморегуляция (гомеостаз)
Это свойство систем в результате реакций, компенсирующих влияние внешнего воздействия, сохранять внутреннюю стабильность на определённом, относительно постоянном уровне.
Считается, что это свой ство присуще клеточным структурам. Самый классический пример саморегуляции — поддержание постоянной температуры тела теплокровными животными.
6. Рост и развитие
У растений рост считается неограниченным, в отличие от животных и человека, развитие — онтогенез — это преобразования организма от момента рождения и до смерти, изменения организма, причем не только морфологические, но и физиологические, и биохимические.
7. Открытость
В экологии часто говорят об открытости экосистемы. Здесь то же самое, но на клеточном и организменном уровне. Все живое получает питательные вещества и энергию извне. В процессе обмена веществ, роста и развития организмы выделяют в окружающую среду продукты своего обмена веществ и тепло.
8. Общий химический состав
Все живое ( идаже системы, которые не относят к клеточным) имеет генетический материал ( нуклеиновые кислоты) и другие органические вещества: белки, липиды и углеводы.
9. Гомогенность (однородность)
Живые организмы не гомогенны, они состоят из различных частей, выполняющих различные функции; т.е. сложно организованны.
У неживых систем есть гомогенность — у воды, например, состав не меняется.
Давайте подведем итог:
Основные признаки клеточных живых организмов
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
наталия марунь
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) и познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Научить учащихся различать объекты живой и неживой природы и познакомить учащихся с понятиями “природные богатства”.
Развивать умение наблюдать и выделять главное, классифицировать природных богатств разделив их на живые, неживые, творчески мыслить, обобщать и анализировать знания.
Развивать навыки наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
Воспитывать бережное отношение к богатствам живой и неживой природы, к окружающей среде.
Материал к занятию:
б) Слон, автобус, велосипед, светофор, дерево – для загадок.
2.Эталоны по признакам живых предметов: РОЖДАЮТСЯ, ДЫШАТ, ПИТАЮТСЯ, РАСТУТ, ДВИГАЮТСЯ, ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТКИ, УМИРАЮТ.
6.Эталоны: живые природные богатства, неживые природные богатства.
1. Конверты с картинками живой и неживой природы;
2. Карточки с заданием для работы, на которых нарисованы живая и неживая природа.
3. Солнышко для этапа рефлексии.
Ход занятия
I. Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
— Добрый день, дорогие ребята.
– Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение поможет нам подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года.
Это всё вокруг… (природа)
1. С чего мы начнем свою работу?
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа.Приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Да, это природа. Почему вы относите эти предметы природе?
А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека.)
Давайте подумаем вместе. Сравните дом и дерево. Которая из них природа и почему?
Кто построил дом? – строитель, т. е. человек. Какие предметы делает человек своими руками? (книги, машины, дома,).
А природные объекты дерево, солнце, звезды, горы, облака – человек может сделать своими руками? (Нет)
ПРИРОДА – это все то, что существует без помощи человека. Все то, что сделано и создано руками человека не относится к природе.
Может человек сделать солнце? – Нет.
– Природа и вещи, которые сделал человек, связаны между собой? (Ответы)
— Да, все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.
Мы природу создать не можем, а пользуемся ею.
Ребята, а сейчас поработаем в парах. Вспомним, какие правила мы знаем, когда работаем в парах, чтобы работать быстро и, главное, результативно.
Мы внимательно выслушаем мнение товарища, друг – другу не мешаем, высказываем свое мнение товарищу, работаем сообща.
Как мы выполняем работу? Сами.
А если возникнет вопрос, что мы делаем? Руку поднимаем.
У вас на партах лежат конверты. В конвертах картинки. Их надо распределить на 2 группы.
Какая цель этой работы – надо распределить на 2 группы.
А двоих я приглашу к доске. Они будут работать у доски. Но одно условие. На доску никто не смотрит, а работаем самостоятельно в паре.
На доске рисунки, их нужно разделить на 2 группы. Гриб, машина, одуванчик, книга, белка, стол, Луна. Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое выполняют на доске. Выполненное задание будет эталоном и по данному эталону дети проверяют свою работу.
Итак, посмотрим, что у нас получилось, все ли у нас правильно. Посмотрите на доску, там для вас эталон – образец для проверки. Проверяйте.
Какие группы вы выделили? Ответы детей, работающих у доски.
III. Выявление места и причины затруднения.
— Вы работали в парах и зафиксировали совпадения и расхождения с образцом. Поднимите руки, у кого все ответы совпали с эталоном – образцом. У какой пары есть ошибки, исправляем по данному эталону.
1. А что у вас вызвало затруднение?
-не смогли разделить на 2 группы;
– мы не знали, на какие 2 группы надо было разделить.
Теперь картинки убрали обратно в конверт и положили на край стола.
Ребята, это что? – Луна.
А как вы думаете, она относится к природе? Да.
На Луне кто- то живет?
Мы точно не знаем, кто- то живет или нет.
А вот сегодня к нам с Луны свалился гость. Его зовут Лунтик. Посмотрите, Лунтик почему – то задумчивый. У него в руке письмо, какое – то послание. Наверное, это нам. Давайте, вместе прочитаем. (Письмо на экране.)
ПИСЬМО: Здравствуйте дорогие ребята. Меня зовут Лунтик. Я прибыл на вашу планету, чтобы лучше с ней познакомиться. Шёл я по тропинке и увидел, высоко в небе летит железная птица, но крыльями не машет и ещё птица, которая крыльями машет. И я задумался, который из них живой? Помогите разобраться. (на экране самолет и птица)
— Ребята, о каких птицах идет речь? Ответы детей
Постараемся помочь Лунтику? Да.
А как вы думаете, ребята железная птица – это что? – самолет.
Он живой или нет? Как же отличить живых предметов от «неживых?» (ответы детей)
IV. Проблемное объяснение нового знания.
Давайте проверим на примере. Вывожу девочку к доске (девочка).
Рождается – да, рождается – мама родила её. (День рождение есть)
Дышит – да, дышит, показывай, как ты дышишь;
Растет (рост) – да, растет. Сначала была маленькой, а потом станет девушкой, тётя.
Движение – да, она двигается;
Детки будут? (Размножение) – когда она будет большая и у нее будут детки.
Умирает – рано или поздно все живое умирает.
Ребята, о какой природе идет речь? (О живой).
И значит, так бывает со всеми живыми существами. Они все рождаются, дышат, питаются, растут, двигаются, у всех появляются детки, рано или поздно все живое умирает.
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
А теперь давайте вернемся к нашей птице и рассмотрим по эталону (слайд птицы).Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается – да, из яиц.
Питается? – да, клюет зерна;
Двигается? – да, летит и прыгает с ветки на ветку;
Детки есть? – да, из яйца вылупливаются детки.
Умирает? – да. Значит, птица относится какой природе? К живой природе.
А теперь посмотрим на самолет (слайд самолета)
Показываю на таблички и спрашиваю:
Рождается? – нет, его делает человек, т. е. сделан руками человека.
Двигается? – ДА, летит; при помощи чего? Двигателя.
ВЫВОД: Значит на какие 2 группы можно разделить природу?
ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ.
Живая природа – это животные, растения;
Неживая природа – это солнце, воздух, вода, горы.
Игра «Живая и неживая природа»
1. Применение знаний на практике.
Я называю предметы природы. Если это предмет живой природы, то вы показываете, как оно двигается, а если предмет неживой природы – стоите на месте.
Учитель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. Ворона, снег, дождь, белка, гора, берёзовый листочек, гром, солнце, медведь, обезьяна, облако, цапля, кенгуру, кузнечик, ДЕНЬГИ. Молодцы. Вы справились с заданием и отдохнули.
Деньги – давайте подумаем, это природа или нет?
Нет, деньги не относится к природе, они сделаны руками человека.
Как мы скажем деньги по- другому? Богатство, ценность, бумага.
А у кого есть много денег, какие они люди? Богатые.
Значит, деньги – это богатство. У девочек, у ваших мам кольца, сережки есть? Эти вещи можно отнести к богатству? Да. А здоровье можно отнести к богатству? Здоровье – это самое главное, огромное богатство человека. А кто следит за нашим здоровьем? Мы САМИ! Богатство – это то, что мы ценим, храним и бережём.
А что у меня в руках? (Стакан воды)
А вода — это богатство? (да, нет – если они ответили так)
Без колец, без золота прожить мы сможем?
А без ВОДЫ мы сможем?
Нет. Ни растения, ни животные, ни одна живая душа не сможет прожить без воды. Вода для всех является природным богатством.
Наша природа очень богата. Природа – наш щедрый друг, у нее есть разнообразные богатства. Она дарит нам свои богатства.
На какие 2 группы разделили природу? Живая и неживая. Значит, все природныебогатства можно разделить на следующие группы:Эталон на доске:
— живые природные богатства
— неживые природные богатства
Давайте проверим ПО ЭТАЛОНУ:
Солнце, к какой природе относится? (рисунок солнца повесила на доску)
Давайте разберем по признакам живых организмов: солнце растет? Нет. Детки появляются? Нет. Значит, какое богатство? Солнце – неживое природное богатство.
А без солнца мы сможем?
Нет. Оно греет землю, дает нам свет и тепло.
А к какой природе относится Дерево? (рисунок дерева повесила на доску)
В чём затруднение? (Мы не знаем, куда относится дерево.)
Какое задание вы должны были выполнить?Надо разбирать по признакам:
Дерево – живое или «неживое» природное богатство? Давайте посмотрим на эталон.Давайте разберем по признакам:
Дерево рождается – да, из семян кустик, потом дерево.
Дерево дышит – листья деревьев дышат, если их закроем под пленкой, то дерево погибнет;
Дерево питается – да мы их поливаем, вносим удобрения;
Дерево растет – да, сначала оно маленькое потом большое;
Дерево двигается – да, не ходит, но все растения могут свои листья поворачивать в нужную сторону. Если солнце слева, то они в левую сторону смотрят, если справа, то в правую сторону поворачиваются. Вот это и называется движением.
Дерево (размножается) – у него детки есть? – да, семена упали, и появились новые деревья;
Дерево умирает? – да, если не ухаживать.
Хорошо, вы смогли определить своё затруднение? Да
Значит, мы доказали, что дерево живое, а солнце неживое природное богатство.
Значит, какой вывод делаем? И живая и неживая природа является нашим природным богатством!
А как вы думаете, что для нас важнее богатство живой природы или богатство неживой природы?
Неживая природа тоже является нашим богатством. Без солнца, без ветра, без облаков, без звезд не будет жизни. Нам нужно и то и другое богатство, так как в природе все взаимосвязано. Все природные богатства человек использует в своей жизни и получает полезные вещи.
Сейчас я вам загадаю загадки. А отгадки вы найдете у меня на столе.Вам нужно найти ответ и определить: это – живое природное богатство или неживое природное богатство и поместите их на нужное место.
2. Загадки. (рисунки вывешиваем на доске)
Проживает
У него рука – во лбу
Так похож он на трубу! (Слон – живое природное богатство)
2. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус – неживое природное богатство)
3. Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед – неживое природное богатство)
4. Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трёхглазое на одной ноге.
Где машины движутся, где сошлись пути,
Помогает улицу людям перейти. (Светофор – неживое природное богатство)
Зимой согревает. (Дерево – живое природное богатство)
Итог занятия:
1. Мы узнали, что такое ПРИРОДА? По эталону
2. На какие 2 группы можно разделить природу?
3. Какие признаки живой природы мы знаем?
4. Назовите богатство живой природы;
5. Назовите богатство неживой природы;
6. Является ли живая и неживая природа нашим богатством? (ответы детей)
-В чем было затруднение и почему оно возникло?
Какова была цель? (узнать богатства живой и неживой природы и различать объекты живой и неживой природы.)
Мы достигли цели? (да)—
Вот мы и помогли Лунтику разобраться, что такое живое и неживое. Он теперь никогда не ошибется.
приложение: (текст к презентации)
посмотри мой милый друг
что находится вокруг
небо светло голубое
солнце светит золотое
ветер листьями играет
тучка в небе проплывает
поле, речка и трава
горы, воздух и листва,
птицы, звери и леса
гром, туманы и роса
человек и время года это все вокруг природа!
Всю природу на земле можно разделить на два огромных мира, мир живой природы и мир неживой природы.
Ребята давайте немножко с вами отдохнем: у меня на картинке перепуталась живая и неживая природа, нам нужно расставить все по своим местам!
Ребята природа живая и неживаятесно связаны друг с другом и помогают друг другу:
снег укроет как одеялом,
а лучи солнца согревают все живое на земле!
Давайте представим что мы с вами оказались на берегу небольшой реки
Ребята все в природе взаимосвязанно, в ней нет ничего лишнего и ненужного
в природе все имеет свое место и значение.
ГДЗ биология 5 класс Пасечник С бабочкой Дрофа 2020 Линейный курс Задание: 1 Живая и неживая природа – единое целое
Стр. 8. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что такое вещество и физическое тело?
Веществом называют форму материи определенного состава, которая состоит из атомов, молекул, ионов и других частиц. Например, вода, алюминий, углекислый газ.
Физическим телом называют все то, что имеет форму, массу, занимает определённый объем и отделено от других тел внешней границей. Например, вода в стакане – это жидкое физическое тело, а воздух в шарике – это газообразное физическое тело. Кристаллики сахара – это твёрдые физические тела.
№ 2. Что такое химический элемент? Что такое атомы и молекулы?
Химическим элементом называют совокупность атомов, которые имеют одинаковый заряд ядра и число протонов, совпадающее с порядковым номером в таблице Менделеева.
Атомы – это мельчайшие химически неделимые частички вещества. Это частички химического элемента, которые являются носителями его свойств.
Молекулы – это наименышие частицы вещества, которые определяют его свойства и способны к самостоятельному существованию. Молекулы строятся из атомов.
№ 3. Какие оболочки Земли вам известны?
Мне известны такие оболочки Земли:
Земная кора – это твердая, каменная оболочка, которая состоит из горных пород и минералов;
Биосфера – это оболочка, которая является средой обитания всех живых организмов, «сфера жизни»;
Гидросфера – это водная оболочка;
Атмосфера – это воздушная оболочка.
Стр. 12. Вопросы после параграфа
№ 1. Почему сложно дать определение понятия «жизнь»?
Определение понятию «жизнь» дать довольно сложно, потому что для всех живых организмов на нашей планете характерным является наличие конкретных признаков, которые несвойственны неживым системам. Но в то же время среди всех этих признаков нельзя выделить один, который бы отмечался только у живых организмов. К примеру, рост характерен как для растений и животных, так и для минералов, являющихся неживыми предметами. Поэтому грань между живым и неживым условна, а потому более точно понятие «жизнь» можно определить перечислением качеств, которые отличают его от понятия «нежизни».
№ 2. В чем заключается различие химической организации тел живой и неживой природы?
Различие химической организации тел живой и неживой природы состоит в том, что тела живой природы почти на 98% состоят из таких элементов, как кислород, азот, углерод и водород. А вот тела неживой природы могут состоять как из других веществ, так и из одного из перечисленных – тех, что есть в составе тел живой природы. Более того, все вещества, свойственные телам живой природы, могут отсутствовать в составе тел неживой природы.
Кроме того, практически все тела живой природы, за исключением вирусов, имеют клеточное строение.
№ 3. Каковы основные свойства живых тел природы (признаки живого)?
К основным свойствам живых тел природы относятся: движение, рост и развитие, обмен вещество, размножение.
№ 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
У живых организмов обмен веществ осуществляется благодаря питанию, дыханию и выделению продуктов обмена. В неживой природе также есть подобные процессы, но происходят они по иным причинам. Например, горение дров обеспечивается благодаря кислороду из воздуха. Результат горения – образуется тепло или энергия, а выделяется углекислый газ и прочие вещества.
№ 5. Какова роль живого в природе?
Все живые организмы на нашей планете участвуют в обмене веществ и потоке энергии. Они испытывают на себе воздействие, как внешней среды, так и других организмов, а также сами оказывают влияние на окружающую их среду и другие организмы. В результате таких взаимосвязей формируются природные сообщества живых организмов, которые состоят из разных видов. Образование таких сообществ происходит постепенно, а виды, составляющие их, определяются разными закономерностями.
В биогеоценозе виды между собой вступают в территориальные и пищевые связи, конкурируют друг с другом. Например, растения являются пищей для насекомых, травоядных животных, птиц. Они также извлекают воду и минеральные вещества из почвы, синтезируя органические вещества и выделяя пары воды и кислород, который жизненно необходим всем остальным живым организмам. Помимо пополнения атмосферы кислородом, растения оказывают влияние на водный режим, образование почвы, состояние климата и создают органику нашей планеты.
Грибы, бактерии и животные, потребляя органические вещества, перерабатывают их, разлагают и возвращают в окружающую среду. Таким образом, они участвуют в биологическом круговороте веществ.
Стр. 12. Подумайте
№ 1. Почему мы можем утверждать, что живая и неживая природа представляет собой единое целое?
Потому что существование живой природы отдельно от неживой невозможно. Во-первых, неживая природа является средой обитания для организмов живой природы. Например, растения растут из почвы, обогреваются солнцем, получают углекислый газ, который не только запускает процесс питания в них, но и наполняет его жизненной силой. При помощи воды или ветра разносятся семена растения, которые нужны для размножения.
Еще один пример – утка, которая живёт в зарослях камышей, строит там гнездо, а значит, связана не только с объектами неживой природы, но и с объектами живой природы – растениями. Она добывает пищу в воде, что подтверждает еще раз ее связь с неживой природой. Летает при помощи ветра, а определяет путь благодаря солнцу и звездам. Это является прямым доказательством того, что живая и неживая природа – это единое целое.
№ 2. Как раздражимость проявляется у человека? Приведите примеры.
Раздражимость – это способность живого организма реагировать на воздействия факторов окружающей среды изменением своих физиологических и физико-химических свойств.
У человека раздражимость проявляется по-разному, в зависимости от силы раздражителя. Например, если человек дотрагивается до горячей посуды пальцем, то через мгновение он отдергивает руку к себе. При резком воздействии света человек прищуривает глаза. А при появлении слишком громкого звука он может испугаться, стараться закрыть уши. Также раздражимость у человека может проявляться агрессией, страхом и т.д.
Стр. 14. Задание для любознательных. Выращивание кристаллов
В насыщенном растворе поваренной соли образуются и растут кристаллы. Чтобы убедиться в этом, проведите опыт.
Необходимое оборудование: поваренная соль без добавок, вода (дистиллированная или бутилированная), чистая стеклянная ёмкость (стакан или банка), ложка или деревянная палочка для перемешивания раствора, леска, бумажные салфетки, фильтровальная бумага или марля, лак для покрытия готового соляного кристалла.
Ход работы
1. В стеклянной ёмкости приготовим насыщенный солевой раствор из 100 мл горячей воды и 40 г соли (рис. 4, А). Даем жидкости остыть и отфильтруем её с помощью фильтровальной бумаги или свёрнутой в несколько слоёв марли.
2. К леске прикрепляем кристаллик соли и опускаем в приготовленный соляной раствор так, чтобы он не касался дна. Если кристаллика соли нет, используем небольшой пластмассовый предмет. Другой конец лески привязываем к перекладине, которая шире горлышка стеклянной ёмкости. Роль перекладины может выполнять карандаш, ручка или деревянная палочка. Перекладина будет фиксироваться на ёмкости с раствором, чтобы кристаллик на леске был в подвешенном состоянии (рис.4,Б).
3. Накрываем полученную конструкцию салфеткой или тканью и ставим в тёмное место при комнатной температуре. Исключаем встряхивание и передвижение ёмкости.
4. По мере роста кристалла содержание соли в окружающей его жидкости будет уменьшаться. Для того, чтобы вырастить крупный кристалл, то раз в неделю нужно добавлять в ёмкость крепкий соляной раствор.
5. Когда кристалл вырастет до необходимых размеров, вынимаем его из жидкости и осторожно промокнем мягкой тканью. Покрываем хрупкий кристалл бесцветным лаком для придания дополнительной прочности (рис.4,В).
6. Регулярно записываем и фотографируем свои наблюдения. Оформляем их и представляем в классе. Примерно через 3 недели кристалл увеличился до размера фасоли. А еще через 4 недели диаметр камня достиг 4 см. Выращенный кристалл из соли полупрозрачный, твердый, отличается повышенной прочностью:
Вывод:
В результате проведенного опыта можно сделать вывод, что поваренная соль состоит из мелких кристаллов. При соприкосновении с водой они постепенно растворяются в ней. Но, когда вода начинает испаряться, кристаллы снова образуются, формируя камень необычной формы. Чем лучше отфильтрован солевой раствор, тем выше вероятность вырастить кристалл большого размера.