Что общего в понятиях эпос лирика драматургия

Роды и жанры литературы

Содержание:

Жанр – вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Что общего в понятиях эпос лирика драматургия

Эпос — это

Лирика — это

Драма — это

Лиро-эпос — это

Эпические жанры литературы

Что общего в понятиях эпос лирика драматургия

Рассказ– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

Что общего в понятиях эпос лирика драматургия

Лирическое стихотворениеН. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев. Главная черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).
Элегия– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А. Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).
Сонет– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).
Послание– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

Что общего в понятиях эпос лирика драматургия

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

Источник

Что такое Эпос, лирика и драма

Эпос, лирика и драма

Любое литературное произве­дение принадлежит к одному из трех литературных родов: эпосу, лирике или драме.

Эпосом в Древней Греции называли повествование, рассказ. Автор эпического произведения, как говорил Аристотель, рассказывает “о событии, как о чем-то отдельном от себя”. В эпическом произведении, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь. В произведениях больших эпических форм несколько сюжетных линий, рассказывается о событиях, про­исходящих одновременно в разных местах (“Повесть временных

Действие, о котором повествуется, может разыгрываться на протяжении десятков лет, включать в себя множество эпизодов. В начале XVI в. создан самый замечательный памятник жанра хожде­ний – “Хождение за три моря” Афанасия Никитина.

Эпические произведения написаны в определен­ных жанрах. Эпические жанры делятся на три груп­пы: большая форма – героическая песнь, былина, эпопея, роман, летопись; средняя – повесть, поуче­ние; малая – рассказ, новелла, басня и др.

Эпосом также называют героическое повествова­ние о прошлом, потому что основные события здесь разворачиваются

Крупным эпическим письменным жанром считается летопись – историче­ское повествование, которое велось по годам (“Повесть временных лет”).

Если былины и легенды существовали как в уст­ной, так и в письменной формах, то предания были повествованиями, которые передавались из уст в уста и отображали не последовательную цепь событий, а один яркий и малоизвестный эпизод истории.

К средним письменным жанрам можно отнести поучение – завет, наставление старшего младшим (“Поучение” Владимира Мономаха).

Еще один распространенный эпический жанр – повесть. Она посвящена нескольким эпизодам из жиз­ни главного персонажа (Н. В. Гоголь “Тарас Бульба”), тогда как рассказ – только одному яркому случаю или моменту (А.

П. Чехов “Хамелеон”). В России рас­сказ, прежде чем стать самостоятельным жанром, считался краткой разновидностью повести.

Лирика – род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли. Выражает их лири­ческий герой – тот, от лица которого пишется произ­ведение. В отличие от эпоса, лирическое произведение не имеет сюжета или он едва намечен.

Самыми распространенными лирическими жанра­ми считаются ода, элегия, послание. Одой называет­ся стихотворение в торжественном тоне с постоянным кругом тем – прославление монарха, государственно­го величия (оды М. В. Ломоносова).

В лирических произведениях важны каждое сло­во, интонация, ритм. Поэтому лирика тяготеет к сти­хотворной форме. Но стихи не обязательный признак лирики.

Есть стихотворения у И. С. Тургенева в прозе (“Русский язык” и др.), в которых писатель выразил мысли и чувства, владевшие им на протяжении всего творческого пути.

Произведения, которые можно отнести и к эпосу, и к лирике, называются лиро-эпическими. В них сю­жет неотделим от переживаний повествователя.

Крупный лиро-эпический жанр – поэма. В поэме повествуется о различных событиях сквозь призму ав­торского восприятия.

Другой лиро-эпический жанр – баллада. В ней повествуется о каких-либо исключительных событи­ях – исторических или легендарных. Главная тема баллады – столкновение героя с роком и судьбой.

Глоссарий:

– что такое эпос лирика драма

– что такое лирика и эпос

– заполните таблицу и укажите какие черты баллада взяла у эпоса лирики драмы

– отличие лирики от эпоса

Related posts:

Источник

Литературные роды. Эпос. Лирика. Драма. Общая характеристика

Произведения художественной словесности принято объединять в три большие группы, получившие название литературных родов, — эпос, драма и лирика.

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающих их от лирики. В эпических и драматических произведениях воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени! Здесь изображаются отдельные лица (персонажи), их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение жизни в эпосе и драме неизменно выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, читателям нередко кажется, что изображенные события произошли независимо от воли автора. Иначе говоря, произведения эпические, и в особенности драматические, могут создавать иллюзию своей полной объективности.

Драма и в особенности эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Свободно осваивая жизнь в ее пространственной и временной протяженности авторы эпических и драматических произведений могут рисовать яркие, детализированные разнообразные картины бытия’в его изменчивости, конфликтности, многоплановости»» и одновременно проникать в глубины сознания людей, воссоздавать их внутреннюю жизнь. При этом оба литературных рода способны запечатлевать самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Драма и эпос, говоря иначе, «действуют» в бескрайне широкой содержательной сфере: им доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Эпические и драматические произведения вместе с тем резко отличаются друг от друга. Организующее формальное начало эпоса — повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках. Отсюда название этого рода литературы. Средства предметной изобразительности здесь используются наиболее свободно и широко.

В драме повествование в сколько-нибудь развитой форме отсутствует. Текст произведения состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к так называемым ремаркам (фр. remarquer — замечать), имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого названия музыкального инструмента лиры, под аккомпанемент которой исполнялись (пелись) словесные произведения. Лирика отличается от эпоса и драмы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает преимущественно внутренний мир человека как таковой: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощается субъективное начало человеческой жизни. Однако ощущение полной, «абсолютной» субъективности лирики, возникающее порой при ее чтении, является иллюзорным: лирическое творчество содержит глубокие познавательные обобщения.

Речь в лирике выступает прежде всего в ее выразительной (экспрессивной) функции, она непосредственно и активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося (носителя речи) — так называемого лирического героя. Поэтому речевой строй лирического произведения — его важнейшее формальное начало: нюансы словоупотребления и построения фраз, а также ритмическая упорядоченность текста здесь особенно существенны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Комедия