Что общего в понятиях мораль и мировоззрение в чем их различие таблица
Что общего в понятиях мораль и мировоззрение в чем их различие таблица
Подробное решение параграф § 11 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?
Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.
2. Какова сущность категорического императива?
3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.
4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?
Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить «опыт добрых дел», следовательно, стать нравственно богатым.
5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?
Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.
6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?
7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?
8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?
Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.
1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.
Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.
2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.
Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.
У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.
4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».
Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.
Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.
Мораль и нравственность – сходства и различия в таблице
Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями.
Понятие морали и нравственности
Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют ввиду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.
Мораль контролирует отношение человека:
Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.
Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.
Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.
Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.
Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни.
Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.
Мораль
Нравственность
Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.
Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.
Проявляйте уважение к старшим.
Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.
Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.
Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).
В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.
Что мы узнали?
Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.
Мировоззрение человека
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие мировоззрения
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?
Мировоззрение и мораль взаимосвязаны, потому что большинство людей имеют мировоззрение, основанное на определенных моральных принципах.
Однако эти понятия отнюдь не являются тождественными. Например, некая социальная группа следуют одному и тому же набору моральных норм, но члены этой группы могут не только совершенно по-разному расставлять приоритеты, но и иметь абсолютно различные убеждения касательно того или иного вопроса.
Несомненно мораль, моральные принципы принятые в обществе, оказывает влияние на мировоззрение любого человека, но точно также и справедливо обратное утверждение, что мировоззрение, которое разделяется большим количеством людей оказывает влияние на моральные нормы такого общества.
Мораль обязательно в своей основе имеет мировоззрение. Без мировоззрения не может быть морали. Моральные принципы прямо диктуют религии, они требую обязательного следования им своим адептам. Без веры в Бога нет морали, но это уже несколько отвлечение от ответа на данный вопрос.
учение о нефизических, неприродных и нематериальных началах бытия,
дающее истинное знание.
Он отрицал материальные причины (я касался этого сегодня).
Психосоматика включает
изучение влияния негативных переживаний на здоровье человека,
методы вычищения этого негатива и
собственно практику освобождения страдающих от этих завалов прошлого.
Основательно начал этим заниматься Фрейд.
Как видите, тут нет абсолютно ничего запредельного, потустороннего и метафизического.
Да. С гуманизмом всё может пересекаться.
Агностицизм может выглядеть как атеизм внешне, однако они не пересекаются.
Агностицизм вообще напоминает мне топтание на месте, хождение вокруг до окола.
Но агностики честнее атеистов.
Многие философы агностики искали истину, пытались примирить науку и религию, пытались найти доказательства научные, что есть Бог.
Но этот подход сам по себе был их ошибкой.
Не может человек быть наблюдателем, когда речь идёт о Создателе.
Персонаж компьютерной игры может пользоваться инструментами игры в игре, и не может быть наблюдателем программиста,написавшего программу и вложившего персонаж в игру.
Значит ли это, что программиста нет? Докажи будучи персонажем, что программист всё таки есть.
Дальше игры не видишь. И топтаешься на месте. Топ.топ.
Но, если бы персонаж мог задуматься как бы он рассуждал?
Есть я, есть игра, она включается и выключается, сохраняется и обновляется, значит кто то это делает. Кто-то включает и играет.
Кто-то делает это всё. Даёт ему быть.
Разум способен доказать. Интрументы игры нет. Они там для иной цели.
Презентация по обществознанию «Мораль» (10 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
Описание слайда:
Мораль
Система социальных норм, ценностей, принципов и правил, регулирующих человеческие отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Описание слайда:
Описание слайда:
Десять заповедей
Не делай себе кумира
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно
Соблюдай день субботний
Почитай отца твоего и матерь твою
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его и т.д.
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Мораль в контексте всемирной истории
Описание слайда:
Нравственность
Принципы реального практического поведения людей.
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Примеры соотношения морали и нравственности
Описание слайда:
Задание
на стр. 122-123
Наука о морали – это
Назовите основные теории появления морали
Описание слайда:
Функции морали
Познавательная – отражает действительность, определенные потребности
Регулирующая – регулирует все сферы на основе норм и принципов
Воспитательная – способствует развитию личности
Оценочная – задает критерии оценки поведения людей
Описание слайда:
Подумаем
Кого можно считать нравственным человеком?
Почему один и тот же поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
Может ли школа оказать реальное влияние на улучшение нравов в обществе?
Почему моральные нормы могут по форме совпадать с религиозными и правовыми?
Может ли мораль выступать судьей по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т.д.)?
Описание слайда:
Является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше?
Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной?
Что такое моральный выбор?
Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личном и групповом уровнях?
Описание слайда:
Моральный выбор
способность человека выбирать между добром и злом
Описание слайда:
Мораль
Категории (механизмы): долг, совесть, честь, достоинство
Принципы: гуманизм, альтруизм, коллективизм
Нормы: не лги, не укради и т.д.
Качества: справедливость, доброжелательность
Ценности: свобода, счастье, смысл жизни
Описание слайда:
Категории
Долг – осознанная человеком необходимость выполнения моральных норм.
Честь и достоинство – наличие у человека определенных качеств: благородства, ответственности и т.д.
Совесть – внутренний самоконтроль поведения человека.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности морали
Отсутствие границ (она есть в любых отношениях)
Возникают стихийно (никто не придумывает)
Самоконтроль и мотивация – это основа
Отсутствие специальных организаций
Не формализована (не записаны)
Описание слайда:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма
2) санкции
3) эксперимент
4) гипотеза
5) добрый поступок
6) свободный выбор
Описание слайда:
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
социальные нормы;
санкции;
государственное принуждение;
формальная определенность;
5) ответственность;
6) свободный выбор
Описание слайда:
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «духовная культура»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о потребностях, которые удовлетворяет духовная культура;
− одно предложение, раскрывающее содержание духовной культуры.
Описание слайда:
1. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Моральные нормы отражают потребности общества.
2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.
3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.
4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.
5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.
Описание слайда:
2. Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль изучает одна из философских дисциплин — эстетика.
2) Способность человека выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
3) Нормы морали являются разновидностью социальных норм.
4) Познавательная функция отражает действительность, определенные потребности
5) Воспитательная функция морали обеспечивает регуляцию общественных отношений.
Описание слайда:
3. Выберите верные суждения о морали и моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мораль — это совокупность поддержанных общественным мнением социальных норм, которые регулируют разнообразные отношения людей на основе сложившихся в обществе представлений о добре и зле.
2) К функциям морали относят оценочную, воспитательную и контролирующую.
3) Моральные нормы устойчивы и неизменны.
4) Мораль — это компонент духовной культуры общества и форма общественного сознания.
5) Нарушение моральных норм всегда влечет за собой государственные санкции.
Описание слайда:
2.Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Описание слайда:
3.Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.
2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.
3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.
4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.
5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.
Описание слайда:
Проблема урока
Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом?
В чем заключается сила воздействия средств морали на людей?
Как она взаимодействует с такими соц. институтами, как полиция, суд, прокуратура?
Описание слайда:
Домашнее задание
§ 12, вопросы в конце §
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Адаптированная рабочая программа по обществознанию для детей с задержкой психического развития (6-9 класс)
Термины по праву для 10 класса
Способы защиты прав человека в России
Общественная жизнь и общественное развитие
Рабочая программа «Обществознание 8 класс»
Рабочая программа «Обществознание 7 класс»
Презентация по обществознанию «Роль государства в экономике
План-конспект урока «Предпринимательство в РФ»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5389149 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.