Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика

Психологическая и педагогическая диагностика: сходства и отличия.

Педагогическая диагностика – это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это также процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики – распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров. Выявленные параметры соотносят с известными законами и тенденциями педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Педагогический диагноз – это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

Педагог (учитель, воспитатель, преподаватель) всегда в какой-то мере исследователь – и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учеников – каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Он постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование» (от англ. to – can – просматривать, просвечивать) педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, искусству и культуре вообще, технике, политике и даже хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее, т. е. анализирует, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и оценивает как средство профессиональной деятельности, с тем чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодно использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет ему достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости подсказывает пути их коррекции.

Профессиональные педагоги имеют дело не только с методикой учебной работы. Их интересуют и физическое развитие, и состояние здоровья ученика, и социальная среда, в которой формируется личность. Значит, учитель и воспитатель наряду с педагогической диагностикой, в тесной взаимосвязи с нею обращаются и к психодиагностике, и к диагностике социальной, медицинской. Данные об учащихся, получаемые с их помощью, педагог также учитывает и использует для успешного решения практических учебно-воспитательных задач.

Педагогическая диагностика относится к различным разделам учебно-воспитательного процесса: к изучению личности индивида, группы и коллектива, учебной и воспитательной деятельности, системе управления образованием. Ее применяют во всех типах дошкольных и внешкольных учреждений и учебных заведений.

Термины “диагноз” (от греч. diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч. diagnostikos — способный распознавать)

Для того чтобы понять сущность и особенности педагогической диагностики, следует провести сравнение между работой врача и педагога. Как известно, врач начинает свою деятельность с выяснения причин болезненных симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного и с учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение. Аналогично педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности (неблагополучия).

КРАТКО. Сходство:

ü психолог начинает свою деят с выяснения причин симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного и с учетом психологич диагноза назначает лечение.

ü педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно изучает соц-пед условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их хар-тер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него.

Отличия:

ü Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к к-л отдельно взятому психологическому св-ву.Психол. диагностика выступает как совокупность способов и ср-тв определения индивид-психол характеристик личности.

ü Пед диагн направленане только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников пед процесса, но и на рез-ты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих рез-тов. Под пед диагностикой понимают сложный и специфический вид пед деят-ти, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 5166 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Отличие педагогической и психологической диагностики

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отличия педагогической и психологической диагностики

Изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы

Между педагогической диагностикой и психодиагностикой существует ряд различий.

Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. ”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей”.

— Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к отдельно взятому психологическому свойству. Психологическая диагностика выступает как совокупность способов и средств определения индивидуально-психологической характеристик личности.

-Педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но и на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов. Под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

отличия педагогической и психологической диагностики

2. Обосновать значение результатов диагностического изучения ребенка с ОВЗ для разработки индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута

В схему построения индивидуального образовательного маршрута входит этап диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.

Результаты диагностики оказывают влияние на составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырѐх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях еѐ решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения.

3. Входная педагогическая диагностика 1 класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

В то же время нельзя ограничиться только групповой работой, так как некоторые параметры готовности к обучению выясняются лишь в личной беседе с ребенком. Индивидуальное обследование лучше проводить на следующий день после группового.

При проведении группового обследования следует придерживаться следующих правил:

1. Если Вы работаете без ассистента, число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

Заранее разложите на каждой парте необходимые для обследо­вания детей анкетные листы.

Пригласите детей в класс без родителей. Заранее предупредите родителей, каким образом будет проходить работа.

Предложите детям сесть за парты по одному, обратите особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

Приготовьте каждому ребенку набор карандашей: красный, си­ний, зеленый, желтый и простой.

Перед каждым заданием делайте необходимые объяснения в точном соответствии с инструкцией. Никаких слов «от себя», кроме текста задания, изложенного в инструкции, добавлять не нужно, так как это может нарушить равенство условий, возможность сопоставле­ния результатов проводимых обследований.

Задание читайте громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторять текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняйтесь от текста.

Работу начните кратким объяснением: «Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить задание, а я приступила к чтению друго­го, не расстраивайтесь, спокойно приступайте к работе над новым за­данием. Будьте внимательны. Слушайте 1-е задание».

Переходите к чтению следующего задания только тогда, когда убедитесь, что большинство детей (более 75 %) закончили выполне­ние предыдущего.

10. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более
3минут. При переходе к чтению следующего задания предупредите
об этом словами: «Слушайте следующее задание».

П. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 15-20 минут.

12. Поддерживайте во время работы доверительную, доброжела­тельную атмосферу, не высказывайте своего недовольства непра­вильными действиями детей, не указывайте на ошибки, не выносите оценочных суждений, почаще говорите слова «очень хорошо», «вы молодцы», «я вижу, у вас все замечательно получается».

При проведении индивидуального обследования постарайтесь выполнить следующие условия:

Заранее познакомьтесь с медицинской картой и с результатами группового обследования ребенка. При наличии в выполнении зада­ний ошибок, неточностей обратитесь к этим заданиям еще раз при индивидуальном обследовании, чтобы выяснить причины происхож­дения ошибок и степень обучаемости ребенка.

Индивидуальное обследование проводите с каждым ребенком таким образом, чтобы его ответы не могли слышать другие дети.

Данные наблюдений и результаты выполнения ребенком зада­ний сразу же заносите в карту.

Обследование лучше проводить без родителей. Только в случае беседы с особо застенчивым и робким ребенком можно предложить кому-либо из родителей присутствовать в помещении, но лучше не рядом с ребенком.

На своем столе заранее в определенном порядке расположите необходимые для обследования материалы (карточки-задания, набо­ры фигур, предметов и др.).

Пригласите ребенка в класс, назвав его по имени, предложите удобно расположиться около своего стола. До начала беседы дайте ребенку возможность освоиться в новой обстановке и постарайтесь определить его состояние (тревожность, заторможенность, перевоз­бужденность )

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 10-15 минут.

Предлагаемое экспресс-обследование включает следующие разделы:

— обследование состояния пространственного восприятия;

выявление уровня зрительного восприятия (умения передавать форму предмета);

проверка уровня овладения представлениями, лежащими в ос­нове счета, самим счетом (в пределах 6), представлениями об опера­циях сложения и вычитания;

— выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;

— выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;

— обследование фонематического слуха и восприятия;

обследование сформированности предпосылок к успешному ов­ладению звуковым анализом и синтезом;

обследование состояния моторики и зрительно-моторных коор­динации

ДИАГНОСТИКА
( проводится в начале сентября)
Задание
1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:
3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;
2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;
1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;
0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.
В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок «–» в дополнение к баллу.

Задание 2
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки.
Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).
1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.
2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.
4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета);
0 баллов – задание не выполнено.
В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится «–».

Задание 3
Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).
Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.
1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)
2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)
Оценка выполнения задания:
3 балла – выполнены верно обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4
Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов «внутри», «вне»; выявление способности правильно понимать высказывание, наприм
·ер: «Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга».
Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.
1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата».
Оценка выполнения задания:
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания;
0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5
Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).
Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка выполнения задания:
3 балла – сравнение проведено верно;
0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 6
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка выполнения задания:
3 балла – линия проведена правильно (к зверям);
2 балла – линия проведена к птицам;
0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7
Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.
Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 8
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком.
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – наличие ошибок в один звук;
0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек».

Источник

Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика. Смотреть фото Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика. Смотреть картинку Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика. Картинка про Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика. Фото Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика Надежда Голдинова
Педагогическая и психологическая диагностика детей в ДОО

Охрана и укрепление психологического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач дошкольного развития. Она рассматривается в качестве условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте и помощь в становлении тех психологических новообразований, которые сформируют основу развития в последующие периоды, является приоритетным направлением в профессиональной деятельности специалистов дошкольных организаций.

Систематический контроль над ходом психического развития детей осуществлять крайне необходимо, это обусловлено тем, что в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, непосредственно зависящее от социальных условий, в которых он находится. В связи с этим, необходимо разностороннее изучение особенностей развития детей дошкольного возраста, основных видов нормального и аномального развития.

Особенности педагогической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

Общее понятие педагогической диагностики

Каждый современный педагог, оценивая результативность своей деятельности, анализируя эффективность учебных программ и методов воспитания, опирается на диагностику.

Педагогическая диагностика имеет три взаимосвязанных значения:

1) Это самостоятельный вид аналитической деятельности педагога.

2) Прикладная область педагогики, изучающая закономерности постановки педагогического диагноза.

3) Процесс изучения педагогом актуального состояния объекта и его соотношение с нормой.

Педагогическая диагностика – это не столько изучение детей, их личностных особенностей, сколько возможности и ресурсы системы воспитания, педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении и в семье воспитанника.

В дошкольной организации педагогическая диагностика направлена также на изучение педагогов и родителей, выявление у них сложностей в организации педагогического процесса и уровня их компетенции. Полученные данные диагностики применяются для активного развития всех участников педагогического процесса, для правильного подбора методов и средств воспитания, а также с целью оказания своевременной помощи при обнаружении проблем или сложностей в работе с детьми.

Целенаправленную и осознанную профессиональную деятельность педагога сложно представить без диагностики. Она представляет собой начальный этап педагогического проектирования, позволяет определить важные образовательные задачи и завершает цепочку решения этих задач, так как направлена на определение результативности образовательного процесса.

Введение педагогической диагностики в работу дошкольных образовательных организаций позволяет научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития всей системы дошкольного воспитания.

Основным направлением педагогической диагностики является изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития, общения и деятельности, на понимание его мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, прогноз его поведения в будущем. Понимание ребенка позволяет педагогу создать условия воспитания и обучения, максимально приближенных к реализации детских потребностей, способностей, интересов, поддержать и развить детскую индивидуальность.

Педагогическое диагностирование дошкольников

Диагностику необходимо спроектировать перед началом её проведения. Первым этапом является проектировочный этап. Он предполагает выполнение определенных действий.

1. Обозначить цели диагностики (например, оценить степень проявления детьми средней группы любознательности и активности, а также определить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Как правило, на этом этапе многие педагоги ставят вопрос как осуществлять диагностическую деятельность, пропуская при этом вопросы что и в особенности зачем диагностировать. В то время как это основные вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем начинать диагностику. От того, какие ответы на них будут даны, зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений.

1. Определить норму, с которой в дальнейшем будет сопоставлена полученная информация.

Педагог в своей диагностической деятельности постоянно сравнивает результаты оценки развития конкретного ребенка с его же прошлыми достижениями, или с поведением других детей в настоящее время либо в прошлом. Это те составляющие сравнения, называющиеся в педагогической диагностике индивидуальная, социальная или объективная относительная норма.

Возникает вопрос, откуда берется норма и кто ее определяет. Однозначного ответа на него нет. Эта норма нечеткая, собирательная. Она имеет составные части, которые включают в себя требования государства к результатам (условиям, процессу) образования, запросы общества (чаще всего родителей) к воспитанию и развитию человека, выводы научных исследований об условиях и возможностях развития и обучения ребенка, а также личные представления и опыт педагога об этом.

3. Обозначить показатели и критерии для оценки проявлений любознательности и активности у дошкольников. Так, критерием любознательности может быть чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия является выделение новых объектов в окружении, внимательное слушание рассказов воспитателя, вопросы познавательной направленности о новых объектах и т. д.

4. Определить методы диагностики. Диагностический метод ориентирован на изучение педагогической реальности. У него есть своя специфика и особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, выражающаяся в сочетании качественной и количественной обработки полученных результатов.

Основными методами в педагогической диагностике являются включенное наблюдение и нестандартизированные беседы с детьми. Также применяются диагностические ситуации, которые «провоцируют» деятельность ребенка, за которой педагог хотел бы понаблюдать.

Второй этап — практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для его проведения нужно определить, кто будет ответственным, также обозначить длительность и время диагностики, и способы фиксации результатов (запись на диагностических карточках, в блокноте, на видеокамеру и т. п.).

Третий этап — аналитический. На этом этапе производят анализ полученных данных, после чего появляются количественные данные. Проведение анализа дает возможность понять, по какой причине результат ребенка отличается или не отличается от его предыдущего результата, от результатов других детей или же имеет отклонение от нормы, проявляющееся в качестве яркого достижения или большой проблемы. На основе анализа выясняются причины такого проявления качества, которое диагностируется.

Те или иные отклонения полученных результатов от установленных стандартов, предполагают комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих эти результаты.

Педагогу важно помнить, что развитие является всегда индивидуальным и неравномерным, ему нужно замечать и поддерживать особенно проявляющиеся в ребенке хорошие качества и только после этого видеть проблемы развития и помогать их решать.

Четвертый этап — интерпретация данных. Интерпретирование полученных данных требует глубокого знания объекта исследования, высокого профессионализма и опыта, способности анализировать и обобщать обширную эмпирическую информацию, часто носящую мозаичный характер, давать объективное толкование выявленным фактам.

Основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития является интерпретация воспитателем полученных данных. Процесс интерпретации отличается в зависимости от того, интерпретируются ли только диагностические данные самого педагога или же он добавляет к ним результаты других лиц. Объективность выводов во втором случае существенно повышается.

Любые количественные показатели могут трактоваться по-разному, порой диаметрально противоположным образом, что влечет за собой и возможность их различной интерпретации. Интерпретация будет возможна только тогда, когда собранная информация образует закономерность. Именно от нее зависит составление прогноза развития и принятие педагогического решения.

Педагог регулярно осуществляет проецирование данных, полученных в результате сопоставлений и анализа, на поведение ребенка в других ситуациях или в будущем в сфере педагогической диагностики.

Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу прогнозировать возможное поведение ребенка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержать и развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Главный смысл прогностической деятельности педагога заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развития двуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности.

Особенности психологической диагностики детей в дошкольных образовательных организациях

Общее понятие психологической диагностики

Психологическая диагностика применяется в различных областях деятельности психолога.

В психодиагностическом обследовании выделяют три этапа:

2. Переработка и интерпретация полученных результатов.

3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Перед психодиагностикой стоят следующие задачи:

— выявление наличия у человека той или иной психологической особенности поведения или психологического свойства;

— определение степени развитости данного свойства, выражение ее в количественных и качественных показателях;

— характеристика диагностируемых поведенческих и психологических особенностей человека тогда, когда это является необходимым;

— осуществление сравнения степени выраженности изучаемых свойств у разных людей.

Все вышеперечисленные задачи решаются в практической психодиагностике, как комплексно, так и в отдельности, это зависит от цели исследования.

Система психологической диагностики в дошкольных образовательных организациях

В дошкольных организациях психологическая диагностика является составной частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, которая включает также педагогическую и медицинскую.

Цели и задачи психодиагностики зависят от специфики дошкольной образовательной организации и вместе с тем их направленность должна быть ориентирована на определение условий, которые препятствуют полноценному развитию и становлению личности дошкольника. Основой для построения эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОО всегда должна быть психодиагностика.

Т. М. Марциновская считает, что в качестве предмета психодиагностики в ДОО выступают индивидуально-возрастные особенности детей, а также причины, приводящие к отклонениям и нарушениям в их психическом развитии.

Выделяют три основные диагностические схемы в модели психологического сопровождения: диагностический минимум, первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития, углубленное психодиагностическое обследование личности.

Проведение психодиагностического обследования предусматривается на трех этапах дошкольного обучения. К ним относится этап поступления в дошкольное учреждение, этап пребывания в нем и этап окончания дошкольного обучения. Все они являются важными составляющими с точки зрения присутствующих в них потенциальных возможностей развития и обучения.

Таким образом, диагностическая система в дошкольной организации может включать шесть обследований:

1. обследование детей при поступлении в дошкольное учреждение в период их адаптации;

2. обследование детей раннего возраста (2-3 года);

3. обследование младшей возрастной группы (3-4 года);

4. обследование дошкольников средней возрастной группы (4-5 лет);

5. обследование детей старшей возрастной группы (5-6 лет);

6. обследование детей подготовительной группы в период окончания обучения в дошкольном учреждении (6-7лет).

Схема психодиагностической работы может выглядеть следующим образом. В сентябре-октябре, т. е. начале учебного года психолог проводит экспресс-диагностику уровня психического развития детей всех возрастных групп. После этого, он проводит углубленное обследование детей, которые предположительно имеют проблемы в развитии. Эти дети, как правило, относятся к «группе риска». На основе полученных результатов углубленной диагностики составляется коррекционно-развивающая работа.

С детьми, которые имеют выраженные нарушения в психическом развитии, осуществляется психодиагностическая работа с целью первичной дифференциации нормы и патологии умственного развития. Таких детей направляют на психолого-медико-педагогическую консультацию.

В апреле проводится повторное психодиагностическое обследование детей подготовительной группы по всем критериям психологической готовности, которое изначально является углубленным. В случае если у дошкольника обнаружился низкий уровень готовности к обучению в школе, то они должны получить дополнительную психолого-педагогическую помощь.

В основе психологического обследования дошкольников лежит необходимость получения информации о таких индивидуально-психологических особенностях ребенка, как особенности эмоционально-волевой сферы; особенности общения и поведения; особенности познавательной деятельности.

По результатам полученных данных психологической диагностики психолог подготавливает обобщенную аналитическую информацию по группам, заполняя сводные таблицы.

Психологическое диагностирование дошкольников

В процессе психологической диагностики применяются различные методы получения информации о статусе ребенка и его соответствии возрастным нормам на этапе диагностического обследования. Перед тем, как приступить к диагностическому обследованию рекомендуется провести диагностическое интервью.

Диагностическое интервью не должно быть для ребенка скучным и длительным. Необходимо учитывать возраст детей и задачи диагностики, и на основе чего применять разные его модификации. С этой целью можно использовать игрушки, карандаши, бумагу. Это связано с тем, что дети не могут описывать свои чувства, они легче выражают их в рисунках. Начинать собственно психодиагностическое обследование можно после проведения первичного знакомства.

Наблюдение должно быть целенаправленным и строиться по определенному плану. Вначале важно установить его цель, ответить на вопросы о том, ради чего оно проводится, и какие результаты должно будет дать. После чего составляется программа наблюдения, разрабатывается план.

В силу того, что дошкольники обладают повышенной отвлекаемостью и недостаточно устойчивым вниманием, возможно применение скрытого наблюдения, которое рассчитано на то, чтобы ребенок не видел взрослого, наблюдающего за ним.

Данный метод имеет как ряд неоспоримых достоинств, так и недостатков. Благодаря наблюдению можно получить интересные факты, исследуя ребенка в естественных условиях его жизни, также оно незаменимо для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. К недостаткам относится трудоемкость этого метода. Он требует от исследователя высокой психологической образованности и больших временных затрат, которые не гарантируют получение фактов. К тому же результаты наблюдения часто не дают возможность понять причины тех или иных форм поведения ребенка.

Психодиагностика детей дошкольного возраста имеет свою специфику, так как они обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, которые необходимо знать для получения достоверных результатов в процессе их психодиагностического обследования. Важно учитывать сравнительно низкий уровень самосознания и сознания, а также помнить о том, что у дошкольников недостаточно развиты такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение.

Диагностика детей в дошкольной образовательной организации, направленная на выявление индивидуальных психологических особенностей развития и обучения, позволяет не только своевременно определить нарушения, но и предпринять меры по их коррекции. Педагогическая и психологическая диагностика, направленная на выявление возможностей ребенка, определение его достижений необходима, что позволяет провести анализ периодов развития и способствовать созданию необходимых условий для дальнейшей реализации его способностей.

Диагностическая работа с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику. Дети в этом периоде обладают психологическими и поведенческими особенностями. В связи с чем, знание этих особенностей крайне важно для получения достоверных результатов в ходе психологического и педагогического обследования. Специалисту необходимо помнить и учитывать индивидуальные особенности развития ребенка в процессе диагностики и интерпретации полученных данных, так как дети не могут развиваться одновременно хорошо во всех сферах. Это неравномерный процесс.

Применение таких методов исследования как наблюдение, эксперимент, анализ результатов детской деятельности ребенка и беседа с ним требует от педагога-психолога высокого уровня профессионализма, четкого знания и владения этими методиками и опыта работы с ними. Особенно важным моментом является минимизация субъективности оценок в ходе проводимой диагностической работы.

Таким образом, профессионализм педагога-психолога заключается в том, чтобы способствовать разностороннему развитию ребенка, в тех сферах, которые позволяют ему проявить себя, для создания полноценной, богатой и неповторимой личности.

Список использованной литературы

1. Артемьева Т. В. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: Краткий конспект лекций / Казанский (Приволжский) федеральный университет. – Казань, 2013. – 44 с.

2. Бекоева М. И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – Вып. № 1-1. – С. 1-8.

3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. – 280 с.

5. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

6. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 496 с.

7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М. : УРАО, 1999.

8. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с.

9. Платонова И. А. Педагогическая диагностика как функция современной методической службы по обеспечению готовности педагогов к реализации ФГОС ОО //Непрерывное педагогическое образование. 2014. № 12. С. 49.

10. Психодиагностические минимумы в дошкольном учреждении: психологический инструментарий / Под ред. Мушинского В. П., Савельевой Н. В. – Днепропетровск, 2008.

11. Психологическая диагностика Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М. : Изд-во УРАО, 2000. – 304 с.

12. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.

13. Рогов, Е. И. Р59 Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 412 с.

14. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д. : Феникс, 2003. – 72 с.

Психологическая готовность детей к школе «Психологическая готовность детей к школе» Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

Диагностика по освоению ТРИЗ технологии во второй младшей группе ДОО Аналитическая справка по результатам мониторинга педагогической деятельности уровней освоения методического комплекса «Я познаю мир» Т. А. Сидорчук.

Педагогическая диагностика Аналитическая справка по результатам оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы №7 МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского района Ярославской области Педагогическая диагностика в подготовительной группе Подготовила:.

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет Приложение 1 Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической.

Психологическая готовность детей к школе Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя. В. А. Сухомлинский утверждал: «Знать ребенка — это та самая главная.

Психологическая профилактика социально-эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО Современный ребенок находится в наше время под влиянием множества факторов риска для его психологического здоровья и самочувствия: раннее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *