Что общего в психологической и педагогической диагностике и в чем их специфика

Психологическая и педагогическая диагностика: сходства и отличия.

Педагогическая диагностика – это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса. Это также процедура постановки диагноза. Сущность педагогической диагностики – распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров. Выявленные параметры соотносят с известными законами и тенденциями педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

Педагогический диагноз – это разностороннее изучение и описание объекта (личности, группы) и педагогической ситуации с целью принятия конкретного решения и разработки эффективных учебно-воспитательных действий и операций.

Педагогическая диагностика имеет в виду профессиональную деятельность педагога (учителя, преподавателя, воспитателя) по постоянному изучению и оценке динамичной ситуации педагогического процесса и его непрерывно развивающегося объекта: ребенка, школьника, студента или группы, коллектива. Она преподносит педагогу исходные данные и ключ для практического решения конкретных педагогических задач. Следовательно, педагогическая диагностика есть предпосылка и условие для грамотной и успешной постановки и конструирования педагогической технологии.

Педагог (учитель, воспитатель, преподаватель) всегда в какой-то мере исследователь – и по профессиональной обязанности, и по совести, и по познавательной потребности и интересам. Например, чтобы добиться хороших результатов в учебно-воспитательной работе, современный учитель-воспитатель изучает новинки психолого-педагогической литературы, постоянно наблюдает за динамикой физического и духовного развития своих учеников – каждого в отдельности и всего класса как социальной единицы (группы, коллектива). Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. Он постоянно следит за беспрерывно меняющимися условиями педагогического процесса. Более того, «сканирование» (от англ. to – can – просматривать, просвечивать) педагогической ситуации в учебно-воспитательной работе является неотъемлемым компонентом успешной деятельности учителя и воспитателя. Кроме того, учитель воспринимает из разных источников и аккумулирует в себе широкий круг новой информации по смежным наукам, искусству и культуре вообще, технике, политике и даже хозяйственно-бытовым вопросам, перерабатывает ее, т. е. анализирует, систематизирует, обобщает, рекомбинирует и оценивает как средство профессиональной деятельности, с тем чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодно использовать в практической работе как компонент педагогической технологии.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет ему достоверную информацию для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости подсказывает пути их коррекции.

Профессиональные педагоги имеют дело не только с методикой учебной работы. Их интересуют и физическое развитие, и состояние здоровья ученика, и социальная среда, в которой формируется личность. Значит, учитель и воспитатель наряду с педагогической диагностикой, в тесной взаимосвязи с нею обращаются и к психодиагностике, и к диагностике социальной, медицинской. Данные об учащихся, получаемые с их помощью, педагог также учитывает и использует для успешного решения практических учебно-воспитательных задач.

Педагогическая диагностика относится к различным разделам учебно-воспитательного процесса: к изучению личности индивида, группы и коллектива, учебной и воспитательной деятельности, системе управления образованием. Ее применяют во всех типах дошкольных и внешкольных учреждений и учебных заведений.

Термины “диагноз” (от греч. diagnosis— распознавание) и “диагностика” (от греч. diagnostikos — способный распознавать)

Для того чтобы понять сущность и особенности педагогической диагностики, следует провести сравнение между работой врача и педагога. Как известно, врач начинает свою деятельность с выяснения причин болезненных симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного и с учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение. Аналогично педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно и обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него с учетом спроектированной программы психолого-педагогической коррекции его трудности (неблагополучия).

КРАТКО. Сходство:

ü психолог начинает свою деят с выяснения причин симптомов пациента, прогнозирует течение болезни и ее возможные последствия для больного и с учетом психологич диагноза назначает лечение.

ü педагог также в начале своей работы с воспитанником внимательно изучает соц-пед условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины и факторы негативных образований, их хар-тер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для него.

Отличия:

ü Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к к-л отдельно взятому психологическому св-ву.Психол. диагностика выступает как совокупность способов и ср-тв определения индивид-психол характеристик личности.

ü Пед диагн направленане только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников пед процесса, но и на рез-ты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих рез-тов. Под пед диагностикой понимают сложный и специфический вид пед деят-ти, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 5166 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Отличие педагогической и психологической диагностики

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Отличия педагогической и психологической диагностики

Изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы

Между педагогической диагностикой и психодиагностикой существует ряд различий.

Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса. Под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. ”Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей”.

— Слово «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного заключения о психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к отдельно взятому психологическому свойству. Психологическая диагностика выступает как совокупность способов и средств определения индивидуально-психологической характеристик личности.

-Педагогическая диагностика направлена не только на распознавание индивидуальных и групповых особенностей участников педагогического процесса, но и на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов. Под педагогической диагностикой понимают сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которой составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника.

отличия педагогической и психологической диагностики

2. Обосновать значение результатов диагностического изучения ребенка с ОВЗ для разработки индивидуального образовательного маршрута.

Исходя из выявленных с помощью диагностики характеристик и качеств личности, можно определить формы и методы обучения в рамках технологии индивидуального образовательного маршрута

В схему построения индивидуального образовательного маршрута входит этап диагностика. Данный этап ориентирован на проведение диагностики уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных особенностей.

Результаты диагностики оказывают влияние на составление индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырѐх функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях еѐ решения; консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *