Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Ответ:

Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.

Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Источник

Конспект урока по литературе на тему: «Гражданская война в произведениях М.А. Шолохова «Чужая кровь» и «Родинка».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: «Гражданская война в произведениях М.А. Шолохова «Чужая кровь» и «Родинка».

Цель: Изучить «Донские рассказы» М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в произведениях М. Шолохова на примере рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».

Формировать умение самостоятельно работать с текстом рассказов.

Формировать умения обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь.

Научить обучающихся распознавать время и пространство в произведении М.А.Шолохова «Родинка» и «Чужая кровь».

Оборудование: тексты «Донских рассказов» М.А.Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари.

« Гражданская война есть бедствие для той и иной враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна»

«Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью».

Слово учителя. Двадцатые годы ХХ столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917г. на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война.

I Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения?

Ответ: Это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Промежуточный вывод: Гражданская война – величайшее бедствие, для страны и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга ненасытным Молохом требяю жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо замечание греческого философа Демокрита.

(Обращение к первому эпиграфу)

Определение целей урока: Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение в прозе, и в поэзии 20 годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к «Донским рассказам» М. Шолохова.

Наша цель – выявить систему взглядов гражданской войны М.Шолохова, т.е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений. Указать классификации хронотопа употребленного в данных рассказах.

Слово учителя о М. Шолохове и его ранних «Донских рассказах»: «Донские рассказы» были опубликованы в 1926г. Их автор М.А. Шолохов в это время молод, но несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясение гражданской войны, мгновенно перечеркнувшее детство, прошедшее на Дону в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.

Позже в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу «Молодая гвардия», которой помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в «Журнале крестьянской молодежи» и на страницах газеты «Молодой ленинец». В последствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборник «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

Выявление читательского восприятия:

Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Что больше всего удивляет в рассказах Шолохова?

Что становится центром идейного столкновения в «Донских рассказах» М.Шолохова?

(Ответ: Семья, в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи).

(Обращение ко второму эпиграфу).

Анализ рассказа “Родинка»: Пережде чем начать анализ произведения давайте дадим определение термину «хронотоп», как вы думаете что это?

(«Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение. Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хронотопе является время. Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложнено и прерывно: осваивали некоторые определенные стороны хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные в начале, закреплялись традицией и в последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс»).

Как вы думаете, можно ли по первым строкам «расшифровать» рассказ, то есть определить о чем он и как закончится?

Как вы считаете имеют ли вышеперечисленные детали отношение к хронотопу?

Кто чувствует себя загнанным в рассказе? ( Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды).

Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

Какую роль играют в произведении портрет героя и его воспоминания о детстве?

О чем думает Николка? ( Ответ: «Опять кровь – уморился так жить – опостылело все»).

Как раскрывается душевное состояние Атамана?

Какую роль в его раскрытии играет пейзаж третьей главы?

Что общего в жизни Николки и Атамана?

Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм?

Как этот конфликт достигает своей кульминации?

Как осознается Атаманом убийство Николки?

Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод: М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем по вашему смысл названия? Проанализируйте семантику слова «родинка» (работа со словарем).

В каких моментах использовался хронотоп и почему?

Анализ рассказа “Чужая кровь:

Что общего в рассказах «Родинка» и «Чужая кровь», а чем они различаются?

Кто из героев «Чужая кровь» проходит тяжелый путь вочеловечивания?

Какие черты, качества русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? В каких эпизодах они проявляются?

Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

Сформулировать идею рассказа.

Подведение итогов: Какова концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова?

Заключительное слово учителя: Гражданская война предстает в «Донских рассказах» М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости оказывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах оказывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, отваживших Россию в начале XX века, душа народа непременно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

Источник

Сравните два рассказа Шолохова «Родинка» и «Чужая кровь».

Сравните два рассказа Шолохова «Родинка» и «Чужая кровь».

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть картинку Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Картинка про Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Рассказ М. Шолохова Родинка заходит в цикл Донские рассказы, впервые был размещен в газете «Юный ленинец» в 1924 году. С него, фактически, и начинается творческая биография Шолохова. Тема штатской войны, животрепещущая в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, демонстрируя всю жестокость и нелепость. Родинка написана узнаваемым, своеобразным по стилистике шолоховским языком.

В рассказе два основных героя, таких различных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и ветхий казачий атаман. Создатель повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошедшем и истинном. Занимательно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

Юному командиру всего восемнадцать лет. Его детство детство обыденного малыша, но он рано вызнал горечь утраты: пропал отец, погибла мама. Он теснее три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым мемуары и такая же, как у отца, величиной с голубиное яичко, на левой ноге, выше лодыжки родинка знак родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, раскрылатившись, прыгает один и шашкой помахивает. В этих строчках он сравнивается с юный птицей, в то же время, он неук, сосунок, ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: ведет атаман бандукак набедившийся волк. А позже уже в виде живого волка мы лицезреем образ атамана: Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову впередПостоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги. Волк существо досадное, отрицательное, но, в то же время, в складе ума русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Иное сопоставление помогает лучше осознать его :поводья пустил и налетел коршуном. С одной стороны, коршун смелая, мощная птица, но в заключительных строчках рассказа Шолохов именует эту птицу стервятником. Здесь применена метафора: стервятник это душа атамана, которая нехотя покидает мертвое тело. Птица тает в сереньком, по-осеннему тусклом небе, то есть в этом разрушенном и кислом мире.

Оба героя устали от войны. Николки грезит пойти учиться, закаменевшая душа атамана скучает по земле.

Громадное горе всей страны, штатская война, в рассказе сводится к трагедии определенной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

Нет ничего более святого, чем любовь родителей и малышей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону бардовых, ни на сторону белоснежных. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Источник

Концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе

Разделы: Литература

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.

Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.

Цель урока: изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

Предварительное задание для учащихся: прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова, составить синквейн на тему “Гражданская война”, подготовить индивидуальное сообщение “Особенности самосознания казаков, казачества”.

Оборудование урока: тексты “Донских рассказов” М. Шолохова, портрет писателя, выставка его книг, словари.

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени

княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с исторической точки зрения? Ответ: это вооруженная борьба за власть между представителями разных классов. Иными словами, это борьба внутри страны, внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война – величайшее бедствие, трагедия для страны, народа в целом, для каждой семьи и каждого человека в отдельности. Она заставляет людей истреблять друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв, разделяя родных и близких. И совершенно справедливо в этом отношении замечание греческого философа Демокрита.

Обращение к первому эпиграфу урока.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М. Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”, “Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов “Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И. Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М. Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”, “Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный “Проводы”.

Определение целей урока.

Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних произведениях.

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926 году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но, несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже очень многое: потрясения гражданской войны, мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи населения, учителем ликбеза, делопроизводителем заготконторы, добровольно вступив в продотряд, стал продкомиссаром.

“Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор

Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”.

Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

3. Выявление читательского восприятия.

Какие рассказы произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Какие чувства вы пережили, читая их?

Что больше всего поражает в рассказах М. Шолохова?

Что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова? Ответ: семья; в сложных семейных отношениях отразился конфликт эпохи.

Где происходит действие в рассказах М. Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону.

Выявление особенностей самосознания казаков, казачества (индивидуальное сообщение учащегося).

Комментарий для учителя. Для исторической памяти казачества был характерны представления об общей судьбе и родстве всех казачьих войск, едином образе жизни всех казаков; представления о личной свободе, независимости, равенстве, братстве.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, складывавшиеся веками, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм, взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственность, веротерпимость. Казачество как военное сословие всеми правами и привилегиями было обязано царю и считало себя в числе главных защитников его власти.

Но в то же время казачеству была присуща некая двойственность отношений к монарху и правительству: с одной стороны – они стремились к свободе и независимости от любых институтов власти, с другой – казаки преданно защищали царизм перед другими слоями населения.

В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, то есть зажиточные казаки (кулаки), владевшие земельными наделами. Поэтому после октябрьской революции они оказывали активное сопротивление новой власти, вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.

Промежуточный вывод. Именно такой кровавой, ожесточенной

показана борьба казаков против новой власти в “Донских рассказах” М. Шолохова.

Обращение ко второму эпиграфу урока.

4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

1) Анализ рассказа “Родинка”.

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

5. Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6. Домашнее задание.

Источник

Сравните два рассказа шолохова «родинка» и «чужая кровь».

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть картинку Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Картинка про Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Ответы 2

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть картинку Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Картинка про Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть картинку Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Картинка про Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Смотреть картинку Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Картинка про Что общего в рассказах родинка и чужая кровь. Фото Что общего в рассказах родинка и чужая кровь

Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.
Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *