Что общего в религиозных представлениях мусульман

Ислам и христианство сходства и различия.

Самый сильный стереотип, что якобы Коран был переписан с Библии аргументируется довольно сильной схожестью в смыслах их текстов. Давайте посмотрим в чем же сходства и различия между Исламом и Христианством.

Сходства между Исламом и Христианством.

Что общего в религиозных представлениях мусульман

На этом самые большие сходства между Христианством и Исламом заканчиваются. Наверняка можно найти еще много сходств, но это уже тема для более серьезных исследований. А теперь перейдем ко второй части.

Различия между Исламом и Христианством.

Но все же, несмотря на большую схожесть между Исламом и Христианством, есть и серьезные различия.

Так же как и сходства, не все различия однозначны, и в некоторых вопросах условны. Это связано с тем, что как в Христианстве, так и в Исламе существуют различные течения.

Так, например, не все Христиане считают Иисуса Богом (сыном Бога). Поэтому, данная статья дает лишь общее представление о различиях и сходствах между двумя Авраамистическими религиями — Исламом и Христианством.

И напоследок. Ислам и Коран, конечно же не переписан с Библии. Если бы это было так, кто мы нашли бы в нем еще больше ошибок и противоречий, чем в Библии. Но это не так. Ислам и Коран — это последняя, обновленная, если хотите, расширенная версия одной и той же религии — религии Адама, Нуха, Ибрахима, Моисея, Иисуса и Мухаммада ﷺ. И автор всех этих священных писаний (Псалтырь, Тора, Евангелие, Коран) — один и тот же — Всевышний Господь.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 9

ГЛАВА III. АРАБЫ В VI-XI ВЕКАХ

Какую роль сыграл ислам в создании арабской цивилизации?

Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран. Поскольку ислам — это не только религия, но и общественно-политическая конфессия, он регулирует все стороны жизни мусульманской общины. Именно благодаря исламу была создана арабская цивилизация такой, какая она есть.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И ЕГО РАСПАД

Вопросы в тексте параграфа

Что вы знаете об исламе? В каких современных странах он распространен?

Ислам – это самая молодая из мировых религий. Сегодня она является второй после христианства по численности приверженцев. Более 1,8 млрд человек из 125 стран мира являются мусульманами. В 28 странах ислам является государственной религией (Алжир, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Иордания, Ливия, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Тунис, Объединенные Арабские Эмираты и др.). У нас в России ислам наиболее распространен в таких регионах как Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан, Чечня). Главной священной книгой ислама является Коран. Ислам является авраамической религией, т.е. своими корнями, как и христианство, уходит к легендарному патриарху семитских племен Аврааму.

По своим основным постулатам ислам очень похож на христианство: мифология ислама практически повторяет Ветхий Завет, заповеди основаны на необходимости веры в единого Бога и общечеловеческих добродетелях (не убий, не укради и т.д.). С точки зрения исламского богословия, первыми мусульманами были первые люди Адам и Хавва (Ева). К исламским пророкам относят Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Давуда (Давида), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других. Поэтому мусульмане считают пророка Мухаммеда не основателем ислама, а лишь последним пророком, восстановившим истинную веру. Кроме того, основной идеей изначальных проповедей пророка Мухаммеда было очищение истины единобожия от искажений, внесенных иудеями и христианами, т.е. по мнению мусульман, все они верят в того же самого Бога, но делают это неправильно. Также в исламе нет видимого разделения на религию и правила жизни. Не только религиозная, но и общественная жизнь мусульман регулируется постулатами Корана.

Кто из европейских правителей сражался с арабами в VIII веке? Чем закончились эти битвы?

С арабами в VIII веке сражались франкский майордом Карл Мартелл, король франков Карл Великий и младший сын Карла Людовик (как король Аквитании).

В 732 году франкский майордом Карл Мартелл нанес поражение арабам в битве при городе Пуатье. Считается, что эта победа остановила продвижение арабов в Западной Европе.

Карл Великий в 778 году отправил войска в Испанию по просьбе губернатора Сарагосы, чтобы оказать помощь в борьбе против эмира Кордовы. В битве при Сарагоссе Карл Великий потерпел неудачу и, возвращаясь домой захватил и разрушил Памплону, что вызвало гнев басков. Баски устроили засаду в горных ущельях и практически полностью уничтожили войско франков.

Сын Карла Людовик, назначенный королем Аквитании в 790-х годах неоднократно осуществлял походы за Пиренеи, в результате чего была заложена Испанская марка – укрепленная пограничная область.

Что общего в религиозных представлениях мусульман

Какие выгоды давало географическое положение Аравии? Во сколько раз выросла территория Арабского государства с 630 по 750 года?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Такое географическое положение не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей. Других преимуществ расположения Аравии не существует. С 630 по 750 года территория Арабского халифата выросла по нашим подсчетам почти в пять раз.

Найдите крайние пункты, до которых арабы продвинулись на западе, востоке и севере.

На востоке продвижение арабов было остановлено в долине реки Талас (приграничны район современных Казахстана и Кыргызстана. В этой долине в 751 году произошла битва между войсками Арабского халифата и армией китайской империи Тан. Несмотря на то, что арабы победили в сражении, удержаться в Таласской долине они не смогли, равно как и китайцы не смогли продвинуться на восток.

На юго-востоке арабские войска были остановлены в Раджастане (территория к востоку от реки Инд). Это произошло в 738 году. Коалиция индийских кланов разбила войска арабов и заставила их уйти на запад от реки Инд. Самым крайним городом в Юго-Восточной Азии, захваченным арабами, стал город Мултан (современная пакистанская провинция Пенджаб). После взятия его арабами в 712 году он на три столетия становится главным оплотом ислама на территории Индии.

На западе войскам Арабского халифата удалось дойти до Атлантического океана и завоевать практически всю Испанию. Дальнейшее продвижение арабов было остановлено франкским майордомом Карлом Мартеллом в битве при Пуатье в 732 году.

На севере к 700 году арабы смогли захватить практически все Закавказье, кроме Алании и Мисиминии. Однако, поскольку эти области находились в сфере влияния Византии и Хазарского каганата, да и сами жители горного Закавказья не жаловали захватчиков, в Закавказье постоянно вспыхивали восстания. Карательные операции арабов приносили лишь временный успех. Дальше на север арабы продвинуться не смогли.

Что общего в религиозных представлениях мусульман

Какие государства образовались на месте распавшегося халифата?

На месте распавшегося Арабского халифата к концу IX века образовались такие государственные образования:

Вот так располагались на карте перечисленные государства.

Что общего в религиозных представлениях мусульман

Примечание: Обратите внимание, что рабочей тетради вам будет предложено задание заполнить контурную карту «Распад Арабского халифата», в которой нужно выделить лишь государства, образованные к началу IX века. На приведенной выше карте показаны в том числе государства, образованные и в середине, и в конце IX века.

Обобщение информации параграфа

1. Как повлияли природа и климат Аравии на занятия и образ жизни её населения?

Как мы знаем из учебника, территория Аравии – это сплошные пустыни и сухие степи. Для земледелия были пригодны лишь небольшие участки рядом с оазисами на юго-западе Аравийского полуострова. Оседлые арабы возделывали фруктовые сады и виноградники, выращивали сахарный тростник и хлопчатник. Кочевые арабы (бедуины) жили в степях. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. Географическое положение Аравии не способствовало развитию земледелия. Тем не менее по территории Аравии проходили древние караванные пути из Византии в Индию, что служило росту торговых поселений вдоль этих путей и самому развитию торговли. Так что основными занятиями арабов были скотоводство и торговля.

2. Что способствовало объединению арабских племен?

Общая религия и противостояние общим внешним врагам (Ирану и Византии) способствовало объединению арабских племен.

3. Чем, по вашему мнению, проповеди Мухаммеда могли привлечь людей?

Учение Мухаммеда, осуждавшего ростовщичество и неравенство среди людей, способствовало росту популярности и быстрому распространению ислама. Новая религия нашла благодатную почву для распространения в обществе, которое только что перешло из стадии патриархальных родоплеменных отношений к классовому обществу. Т.е. появилось явное разделение на богатых и бедных. Первые, естественно, угнетали последних. Проповеди Мухаммеда в первую очередь были обращены на бедных, сирот, рабов, тех людей, которые имели гораздо меньше прав по сравнению с правящим классом. Мухаммед обличал «несправедливо наживающих богатство», говорил о равенстве всех людей перед Аллахом, призывал богачей помогать бедным и сиротам. Как вы думаете, кому больше всего понравится такая религия? Правильно — самому бедному и многочисленному классу. Если вы помните, именно при таких же обстоятельствах и в таких же слоях населения стремительно распространялось христианство, которое тоже говорило о равенстве всех людей перед Богом.

4. Как утвердился ислам среди арабских племен?

Пророк Мухаммед начал свои проповеди в возрасте 40 лет, примерно в 610 году. В Мекке, где в те времена находился религиозный центр арабского языческого многобожия, естественно, его речи были признаны вредными для общественного порядка. Мухаммеду с учениками и последователями пришлось в 622 году бежать из Мекки в Медину, где ему удалось сплотить вокруг себя бедное арабское население и создать первую мусульманскую общину. Утвердить в Аравии ислам удалость, как всегда, с помощью войны. Мединская мусульманская община Мухаммеда в течение 8 лет вела священную войну с мекканскими многобожниками. После завоевания мусульманами Мекки в 630 году ислам стал общеарабской религией, а Мекка превратилась в центр ислама. После смерти Мухаммеда в 632 году халифатом стали править так называемые Праведные халифы из числа родственников и учеников пророка. Быстрой исламизации всего региона Аравии способствовали распад существовавших тогда на территории Аравии древних государств Набатеи, Химьяра, Сабы, Пальмиры и др. Таким образом было создано теократическое государство – Халифат, в котором вся светская и духовная власть принадлежала одному лицу – халифу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *