Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: Лабораторная работа Корневой чехлик и корневые волоски

Ход работы:

Рассматриваем корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Находим корневой чехлик – он расположен на конце корневища.

Обращаем внимание на часть корня выше корневого чехлика. Находим выросты в виде пушка — корневые волоски.

Кладем корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассматриваем под микроскопом. Сопоставляем увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисовываем, делаем подписи частей.

В строении корневого волоска и клеток кожицы лука общее то, что это крупные растительные клетки. Ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды у них распложены под клеточной оболочкой. При этом корневые волоски по сравнению с кожицей лука состоят из более вытянутых клеток, то означает увеличение поверхности их высасывания.

Вывод:

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицыКорневой чехлик состоит из клеток, которые защищают всю верхушку корня от повреждений почвой во время роста растения. Корневые волоски позволяют существенно увеличить зону всасывания и постоянно перемещаются (находятся вблизи кончика корня).

Стр. 19. Вопросы

№ 1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?

Это такие участки: зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения.

№ 2. Каково значение корневого чехлика?

Корневой чехлик защищает верхушку корня от повреждений частицами почвы во время роста растения.

№ 3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?

Зона деления клеток располагается на участке между корневым чехликом и зоной роста. Состоит из мелких, но плотно прилегающих друг к другу живых клеток – образовательной ткани. Их число постоянно растет.

№ 4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?

Над зоной деления клеток расположена зона роста или растяжения. Так как на этом участке клетки вытягиваются, то корень растет в длину.

5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?

Корневой волосок – это длинный вырост из наружной клетки корня, который находится в зоне всасывания. В нем под клеточной оболочкой расположено ядро, цитоплазма, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластиды.

№ 6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?

В этой зоне находятся корневые волоски, которые увеличивают всасывающую поверхность всего корня.

№ 7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?

Зона проведения находится чуть выше зоны всасывания. По клеткам этой зоны вода и растворенные в ней минеральные вещества перемещаются вверх по стеблю растения.

№ 8. Что такое ткань?

Тканью называют целую систему клеток и межклеточного вещества, которые объединены единым происхождением, строением и функциями.

№ 9. Какие ткани различают в корнях растений?

Виды тканей в корнях растений: проводящие, покровные, основные, образовательные, механические.

Стр. 20. Подумайте

Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?

Я думаю, что может. Например, окучивание и рыхление почвы позволяет обогатить ее кислородом, тем самым улучшить питание выращиваемых растений.

Стр. 20. Задания

№ 1. Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?

Она позволяет улучшить формирование корневой системы, так как после проведения пикировки активно растут придаточные и боковые корешки.

№ 2. Используя рекомендации памятки на стр. 11-12, проведите анализ строения корня.

Корень – это осевой подземный орган растения, который обладает неограниченным концевым ростом. Выделяют несколько видом корней в корневой системе:

Главный – развивается из зародышевого корня семени и является центральной осью подземной части растения;

Боковой – образуется на главном и придаточном корне.

Придаточный – растет от побега растения.

Стр. 20. Здания для любознательных

№ 1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.

Покрыта зона всасывания, потому что корневые волоски, которые располагаются на ней, удерживают приставшую почву.

№ 2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.

Указанные действия в сравнении с контрольными образцами у опытных способствовали более активному формированию корневой системы за счет роста боковых и придаточных корней.

Источник

§ 3. Зоны (участки) корня — Пасечник. 6 класс. Рабочая тетрадь

12. Выполнив лабораторную работу «Корневой чехлик и корневые волоски» (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

Лабораторная работа: Корневой чехлик и корневые волоски

1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.

Рассмотрим корень проростка пшеницы.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корневые волоски. Прочтите в учебнике. какое они имеют строение и значение.

Корневые волоски — недлинные тонкие выросты наружной клетки корня. Они необходимы растению для того, чтобы значительно увеличить всасывающую поверхность корня. Корень, обладающий большей всасывающей поверхностью, способен получать из почвы большее количество воды с растворёнными в ней питательными веществами, а значит и обеспечить растению лучшее питание и рост.

Корневые волоски имеют следующее строение: под клеточной оболочкой в нём находится цитоплазма, ядро, вакуоль с клеточным соком и бесцветные пластины. Длина корневых волосков редко превышает 10 мм.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?

Рассмотрим в микроскоп корневой волосок и клетки кожицы лука:

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

И у корневого волоска, и у клетки кожицы лука есть оболочка, вакуоль, ядро и цитоплазма. Но у корневого волоска ещё есть пластиды, а у клеток кожицы лука — поры оболочки.

Корневой волосок имеет более вытянутую форму по сравнению с клеткой кожицы лука, так как назначение корневого волоска — это всасывание воды и растворённых в ней минеральных веществ из почвы. Для большего объема всасывания необходима как можно большая поверхность оболочки корневого волоска. Вытянутая форма позволяет создать большую поверхность всасывания.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображённых на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

Вывод:

Клетки растений имеют сходное строение, а их различие объясняется функциями, которые выполняют те или иные клетки.

13. Заполните таблицу «Связь строения зон корня с выполняемыми функциями».

Название зоны корня

Какую выполняет функцию

Покровная ткань защищает верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Зона деления Образовательная ткань

Деление клеток корня.

Образовательная ткань В этой зоне клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину. Зона всасывания Образовательная ткань, покровная ткань

Всасывание из почвы воды с растворенными в ней питательными веществами

Проводит воду с растворёнными в ней питательными веществами от кончика корня дальше вверх к стеблю.

Вывод:

В зависимости от выполняемых задач каждая из зон корня имеет собственное особое строение.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприём на нём показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?

Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы

На рисунке изображен метод пикировки — отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений. Этот метод позволяет увеличить количество придаточных корней у растения и сделать корневую систему более мощной и разветвлённой.

Такая мощная корневая система способна всасывать из почвы максимальное количество воды с растворёнными в ней минеральными веществами, то есть растение становится более сильным и здоровым.

Я видел, как моя бабушка пикирует рассаду помидор и болгарских перцев перед их высадкой в грунт. Она говорит, что после пикирования кустики растений будут крепче и выносливее.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 39 Виды корней и типы корневых систем

Стр. 160. Вспомните

№ 1. Какую роль играют корни в жизни растений?

Корень является осевым, обычно подземным вегетативным органом у высших сосудистых растений. Он обладает способностью к неограниченному росту в длину и расположению только в одном направлении по отношению к центру нашей планеты. При помощи корня растение может закрепляться и удерживаться в почве, получать воду и минеральные вещества из нее, которые нужны стеблю, листьям, побегам, цветам.

Также в корнях (в главном корне у некоторых растений) запасаются питательные вещества. С их помощью возможен симбиоз с грибами, с корнями других растений, микроорганизмами, которые обитают в почве. Корни служат и для вегетативного размножения некоторых видов растений.

№ 2. У всех ли растений имеются корни?

Считается, что корни есть у всех растений. Однако это не так. Например, одноклеточные зеленые водоросли плавают на поверхности воды, а не крепятся к субстрату. Их тело представляет собой однородную массу и называется слоевищем. У некоторых видов водорослей (бурые и зеленые) могут присутствовать специальные отростки тела, напоминающие корни, однако это ризоиды. Также на поверхности плавают более крупные морские водоросли, у которых тоже нет ни листьев, ни стебля, ни корней.

Относятся к растениям без корней и мхи, которые являются исключением. Вместо корней у них ризоиды, которые помогают им цепляться за разные поверхности (камни, деревья и т.д.). Но поглощают такие растения влагу прямо из своего окружения.

№ 3. Чем корни отличаются от ризоидов?

Отличие заключается в том, что корни являются одним з органов у высших растений, который находится в земле и выполняет целый ряд важных функций: закрепление в почве, всасывание питательных соединений из почвы, поглощение воды, запас минеральных веществ, вегетативное размножение, синтез биологически активных веществ, взаимодействие с корнями других растений (симбиоз). Ризоиды представляют собой нитевидные тонкие выросты, которые заменяют, по сути, корни у растительных организмов низшего порядка (лишайники, мхи, некоторые водоросли и грибы). Они состоят только из одной или нескольких однорядных клеток и выполняют всего две функции: закрепление в субстрате и поглощение питательных веществ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *