Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Технологическая карта по родному русскому языку на тему «Где путь прямой, там не езди по кривой» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Технологическая карта урока (например, урока открытия нового знания)

Предмет: Родной русский язык

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми ( правда – ложь)

— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Отбор содержания предмета и установление связи:

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми ( правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут- то! И вам не стыдно?

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

3.Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

5.Реализация построенного проекта

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

9. Рефлексия УД на уроке

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Источник

Виды связей в словосочетаниях

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть картинку Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Картинка про Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

над чем-нибудь неясным,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

Прилагательное + существительное:

Существительное + существительное:

радость от встречи,

Наречие + существительное:

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Источник

Вопрос

1. Запишите пары слов по группам: 1) синонимы: 2) антонимы; 3) слова, входящие в одну лексическую тематическую группу.

1) Мелкий — глубокий; 2) деревянный — алюминиевый; 3) съесть — слопать; 4) кресло — стул; 5) начало — конец; 6) учитель — преподаватель; 7) мама — бабушка; 8) тут — здесь; 9) тут — там.

Составьте словосочетания с этими словами чтобы «прояснить» их значение.

Подсказка

Ответ

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть картинку Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Картинка про Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выберите верные утверждения.

1) Лексикология изучает лексические значения слов.

2) У каждого слова может быть только одно лексическое значение.

3) Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.

4) Слова синоним и антоним не являются ни синонимами, ни антонимами.

5) По толковому словарю можно установить правильное написание слова.

6) Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.

7) В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

8) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.

9) Пометы — это условные обозначения в словаре.

10) Я знаю значение всех слов русского языка.

Подсказка

Ответ

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть картинку Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Картинка про Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

2. Выполните тестовые задания.

1)чердак
2) чулан
3)балкон

1)доблесть
2) вояка
3) потолок

1) лес
2)бедствие
3) запарка

1) огонь
2)баловник
3)недуг

1) стена
2) лук
3) морковь

1) чёрствая булка
2) серебряная ложка
3) золотые руки

1) бросать — кидать
2) конец — финал
3) атмосфера — осадки

8. В какой из приведённых пар слов представлены антонимы?

1) добрый — сильный
2) ложь — правда
3) прыгать — бежать

1) песчаная коса — русая коса
2) длинные корни — исторические корни
3) марка машины — почтовая марка

1) бить баклуши — бездельничать
2) водить за нос — обижаться
3) сломя голову — быстро

Подсказка

Ответ

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть картинку Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Картинка про Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

3. Составьте фразеологизмы, выбрав нужное слово. Перепишите.

Подсказка

Ответ

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Смотреть картинку Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Картинка про Что общего в значении всех выделенных слов и выражений. Фото Что общего в значении всех выделенных слов и выражений

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Вопрос

4. Прочитайте фрагменты текста. Расположите их так, чтобы получился связный рассказ.

I. Вся тысячелетняя история государства Российского запечатлена в этом отлитом из бронзы монументе. 129 фигур изображено на нём: русские князья, летописцы, государственные деятели, священнослужители, полководцы, народные герои, учёные, артисты, писатели, художники и музыканты. Все они внесли существенный вклад в российскую историю.
II. Памятник производит неизгладимое впечатление, потому что помогает увидеть древнюю историю нашего государства в лицах. И сегодня у колокола собираются люди — молодые и пожилые, группами и в одиночку. Они неспешно обходят монумент и пристально, внимательно рассматривают возвышающиеся на постаменте фигуры.
III. В центре новгородского Кремля, или как его называли новгородцы, Детинца, высится необычный памятник, общими чертами напоминающий колокол. Это памятник «Тысячелетие России». Памятник построен в 1862 году по проекту молодого скульптора Михаила Микещина. Высота памятника составляет 15,7 м, диаметр — 9 метров. Вес бронзового литья — 65,5 тонны.

1. Используя информацию, сопровождающую текст:

2. Письменно составьте план текста в форме вопросов.

3. Какие исторические памятники есть в вашем крае, области, городе? Расскажите об одном из них, используя составленный вами план прочитанного текста.

4. Найдите фотографию памятника «Тысячелетие России» в энциклопедическом словаре или используйте возможности Интернета.

Источник

Конспект урока по предмету: «Родной русский язык» 3 класс

Предмет: Родной русский язык

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока (например, урока открытия нового знания)

Предмет: Родной русский язык

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Отбор содержания предмета и установление связи:

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

3.Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

5.Реализация построенного проекта

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

9. Рефлексия УД на уроке

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1. Значение «помещение между потолком и крышей» соответствует слову
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении?