Что общего в значении всех выделенных слов и выражений
Технологическая карта по родному русскому языку на тему «Где путь прямой, там не езди по кривой» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока (например, урока открытия нового знания)
Предмет: Родной русский язык
Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.
Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):
— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.
— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми ( правда – ложь)
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Отбор содержания предмета и установление связи:
Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.
слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми ( правда – ложь),
пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,
словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)
Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.
Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.
Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.
Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.
Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.
Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».
(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)
Деятельность учителя (как помощника, организатора)
(личностные, метапредметные и предметные действия)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Проверка готовности к уроку
Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…
«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
— Вот врут- то! И вам не стыдно?
— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»
Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?
Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.
придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем
придумывать небылицы- придумщик
3.Выявление места и причины затруднений.
Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»
слушают и запоминают информацию.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
работа с синонимами и антонимами
Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?
5.Реализация построенного проекта
2.Большая (….) начинается с маленького (….).
3. Жить в (…) как в тумане.
— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.
Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.
Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!
— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!
Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:
— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.
Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:
— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!
Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:
— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!
Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».
Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».
1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.
2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.
Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)
Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)
8.Включение в систему знаний повторение.
Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.
Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?
9. Рефлексия УД на уроке
Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?
Виды связей в словосочетаниях
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Вопрос
1. Запишите пары слов по группам: 1) синонимы: 2) антонимы; 3) слова, входящие в одну лексическую тематическую группу.
1) Мелкий — глубокий; 2) деревянный — алюминиевый; 3) съесть — слопать; 4) кресло — стул; 5) начало — конец; 6) учитель — преподаватель; 7) мама — бабушка; 8) тут — здесь; 9) тут — там.
Составьте словосочетания с этими словами чтобы «прояснить» их значение.
Подсказка
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
2. Выберите верные утверждения.
1) Лексикология изучает лексические значения слов.
2) У каждого слова может быть только одно лексическое значение.
3) Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.
4) Слова синоним и антоним не являются ни синонимами, ни антонимами.
5) По толковому словарю можно установить правильное написание слова.
6) Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.
7) В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.
8) Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.
9) Пометы — это условные обозначения в словаре.
10) Я знаю значение всех слов русского языка.
Подсказка
Ответ
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Вопрос
2. Выполните тестовые задания.
1. Значение «помещение между потолком и крышей» соответствует слову |
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении? |