Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Модели политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Тема 3. «Политическая система»

План

1. Политическая система: понятие, ее структура и функции.

2. Модели политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

3. Типология политических систем.

Политическая система: понятие, ее структура и функции.

Определение понятия «система» ввел Людвиг фон Берталанфи, австрийский биолог

Система – совокупность взаимозависимых элементов, находящихся во взаимодействии.

— она состоит из элементов, имеющих между собой отношение взаимозависимости;

— целостность, образуемая совокупностью элементов, несводима к их сумме;

— отношения взаимозависимости между элементами и возникающая в результате целостность, подчиняется правилам, которые можно выразить логически.

Согласно системному анализу, любая система обладает следующими характеристиками:

1. Система состоит из множества частей

2. Её части составляют единое целое

3. Система имеет границы.

Политическая система включает компоненты:

— Институциональный – различные социально-политические институты и учреждения (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, СМИ, церковь и пр.;

— Функциональный – совокупность тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и т.д.);

— Регулятивный – совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (конституция, законы, обычаи, традиции, взгляды и др.);

— Коммуникативный – совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, и связь с выработкой и осуществлением политики;

— Идеологический – совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура и т.д.).

Функции политической системы:

— Определение целей, задач и путей развития общества;

— Организация деятельности общества по выполнению целей и программ;

— Распределение материальных и духовных ценностей;

— Согласование разнообразных интересов социальных общностей и государств;

— Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

— Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

— Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

— Контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Модели политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.

2.1. Дэвид Истон представляет политическую систему как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы-команды. Политическая система, по Истону, не просто система взаимодействия ее структур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая динамическая система.

Теория политической системы изложена Д. Истоном в следующих произведениях:

— «Политическая система» (1953)

— «Структура политического анализа» (1965)

— «Системный анализ политической жизни» (1965).

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему
В Х О Д

ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги, манипулировать ими для достижения и усиления необходимой легитимности и осуществления функций. Г.Алмонд рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях:

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

1. Артикуляция интересов

2. Агрегирование интересов

3. Разработка правил

4. Применение правил

5. Контроль за применением правил

6. Политическая коммуникация

1. Регулирующая функция

2. Экстракционная функция

3. Дистрибутивная функция

4. Реагирующая функция

1. Политическая социализация

2. Политическое рекрутирование (отбор и подготовка кадров).

Источник

Теория политической системы Д.Истона и Г.Алмонда

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был Д.Истон. В работах “Политическая система” (1953), “Предел политического анализа” (1965), “Системный анализ политической жизни” (1965) он заложил основу теории политической системы. Созданный им образ уподобляет политическую систему саморегулирующемуся и развивающемуся организму, реагирующему на поступающие извне импульсы. Эта система состоит из многих частей, образующих единое целое, и имеет определенные границы, отделяющие ее от среды.

Истон разделил требования на распределительные: требования о зарплате, рабочем времени, условиях получения образования, медицинских услуг; регулировочные: требования об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и производителями и т.д.; коммуникативные: о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.

Политическая система может по-разному относиться к требованиям населения. Например, тоталитарные системы подавляют их, создавая образ мощной и непогрешимой власти. Такая политика может быть и эффективной, если она сопровождается уравнительным распределением благ и услуг, формирующим хотя и невысокий, но стабильный уровень жизни. В демократической системе эти требования должны учитываться правящими партиями, несоблюдение этих требований может привести к смене правительства и приходу к власти оппозиционных партий.

Чтобы сохранить систему в рабочем состоянии, кроме требований необходима поддержка, которая, как и требования, поступает на вход политической системы. Она может выражаться в материальной форме (уплате налогов, труде на общественных работах, военной службе, соблюдении законов и других политических норм, участии в выборах и других формах политической активности, лояльном отношении к государственной власти и ее символам, внимании к политической информации).

Что общего во взглядах д истона и г алмонда на политическую систему

Развитию теории политической системы способствовал структурно-функциональный метод, который во многом дополнял системный анализ.

Согласно Алмонду, входящие и исходящие факторы политической системы следует анализировать с точки зрения функций, заложенных в недрах системы.

Истон и Алмонд внесли основной вклад в процесс создания теории политической системы. Научная значимость моделей Истона и Алмонда состоит в том, что их можно использовать как источник концепций и рабочих моделей, которые могут применяться для разработки эмпирических гипотез. Кроме того, стало возможным стандартизировать терминологию, кодифицировать данные, сохранять информацию, весьма актуальную для решения некоторых важных проблем эмпирического анализа.

Политическая система существует как целостность, отделяемая определенными границами от окружающей ее среды. Эти границы устанавливаются на пересечениях политических и неполитических структур. Границы политических систем подвижны. Они раздвигаются в периоды войн, осуществления агрессивной политики, когда возрастает мощь соответствующего сектора. В современном мире они расширяются и за счет большего добровольного участия граждан в политике, появления новых форм политической самодеятельности. Субъектами политической жизни могут становиться и неполитические организации, для которых политическая роль является существенной (например, профсоюзы) или эпизодически выполняющие политические функции (те или иные добровольные организации).

Но как зарубежные, так и российские ученые довольно единодушно выделяют в структуре политической системы такие ее подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная.

Институциональная подсистема состоит из государственных, партийных, общественно-политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важными участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием “политическая инфраструктура”. Под их влиянием происходит формирование государственных структур, осуществляется корректировка политического курса, направляется политическое развитие.

С другой стороны, эти политические институты не имеют сугубо политического характера. В их функционировании переплетаются политические и неполитические задачи, идет процесс социального творчества. Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Философы, психологи, социологи, лингвисты стремятся предупредить своих граждан об опасности некритического восприятия рекламы (скрытой и явной), как политической, так и коммерческой, и тем самым уберечь их от того, что получило название “промывание мозгов”. Европейские интеллектуалы настаивали на создании различного рода общественных советов, дабы избежать неограниченного влияния крупного капитала (финансирующего СМИ, и, стало быть, определяющего их политику). С другой стороны, они пытаются ограничить поток “низкосортных поделок” массовой культуры. Например, во Франции был запрещен показ по государственному телевидению сериала “Богатые тоже плачут”, хотя размещение рекламы сулило прокатчикам немалые деньги.

Политическая роль церкви обусловлена прежде всего массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, которая завершилась разделением светской и духовной властей. В демократических государствах этот принцип проведен наиболее четко и последовательно. В авторитарных политических системах латиноамериканских стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к диктатуре.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри которой действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают, в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *