Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Милетская школа

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – главные мыслители ионийской школы – могут считаться основоположниками всей вообще древнегреческой философии. Их теории развивались в малоазиатской (а не европейской и не островной) Ионии. Основной центр школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – Милет – находился на берегу Анатолии. Греки, жившие в этих местах, были теснее связаны с азиатским Востоком, имели больше возможности заимствовать культурные элементы и учения семитской и египетской цивилизаций, более древних, чем эллинская, и уже приходивших в упадок. Не исключено, что зачатки идей Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена идут именно от восточных народов. Фалесу некоторые источники приписывают даже не греческое, а финикийское происхождение.

Милетская школа. А была ли такая? Не есть ли это просто последовательность ученых, первым среди которых был по преданию Фалес, а его учеником и преемником Анаксимандр, а учеником его Анаксимен? Видимо, дело к этому не сводится, поскольку в Древней Греции уже были школы или корпорации, объединявшие врачей (Асклепиады, затем Косская и Книдская школы, соперничающие между собою), школы певцов, школы художников и т. д., объединяющиеся по принципу родства или места, где работают представители школы.

Фалес – кратко

Фалес Милетский (624–546 до Р. Х.) был не только астроном и философ, но и государственный человек, пользовавшейся большим уважением. Его причисляли к Семи Мудрецам. Он считался основателем ионийской философии. Существеннейшею мыслью системы Фалеса было то, что мир постепенно сформировался из первобытного вещества, которое было вода, – т. е. из вещества, находившаяся в капельно-жидком состоянии. Принимая за основное вещество воду, Фалес следовал народному верованию, полагавшему, что Океан и Тефида произвели все на земле. Это верование подкреплялось в Фалесе тем впечатлением, какое делает природа его отечества на внимательного наблюдателя. В устье Меандра, воды которого несут много ила, образуется суша из влаги, земля из воды; это происходило на глазах у жителей Милета. Многому научился Фалес и от египетских жрецов, прожив довольно долго в Египте. Ознакомившись с астрономией вавилонян и египтян, он первый из греков предсказал солнечное затмение; это было или затмение, происходившее 30-го сентября 610 года до нашей эры, или затмение 28 мая 585 г.. Это предсказание свидетельствует, что Фалес знал, что луна получает свет от солнца и что при солнечном затмении она проходит между солнцем и землею. Он определил длину солнечного года в 365 дней. Небесные и земные божества, о которых так много рассказывали поэты и народ, были признаны Фалесом за существа баснословные. Он находил, что вселенная проникнута божественною силою, что эта божественная сила – движение; он называл ее в противоположность веществу душою, но считал ее безличною. Божественное существо у Фалеса было только жизненным принципом вселенной, не имеющим отдельного от него существования.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Фалес Милетский

Анаксимандр – кратко

Анаксимандр, ученик Фалеса и учитель Анаксимена, видоизменил его систему. По мнению Анаксимандра (ок. 611–546 до Р. Х.), первобытное вещество не какое-нибудь из тех веществ, который мы можем наблюдать в нынешней вселенной, оно – нечто не имеющее никаких определенных качеств; и по своему протяжению в пространстве оно безгранично (по-гречески – апейрон). Фалес еще не ставил вопроса о том, беспредельно или нет первобытное вещество, имеет ли или нет границы произошедшая из него вселенная. Подобно Фалесу, Анаксимандр занимался не только философией, а также деятельно трудился над расширеньем астрономических и географических знаний. Посредством гномона, изобретенного вавилонянами, он определил времена равноденствия и вычислял географические широты разных стран. Анаксимандр полагал, что земля имеет форму цилиндра и находится в центре вселенной. Он первый составил карту Земли; она была вырезана им на медной доске. Анаксимандр вычислил величину солнца и луны и расстояние их от земли. Он находил, что небесные светила движутся собственной силой, и потому называл их богами.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Карта Земли по Анаксимандру

Анаксимен – кратко

Милетский земляк и ученик Анаксимандра Анаксимен (ок. 585–525 до Р. Х.) сосредоточил свое внимание на деятельности присущего вселенной принципа движений. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, Анаксимен находил, что этот принцип – воздух и что первобытное состояние вещества должно считать воздухообразным. Таким образом, и первобытным веществом и основною силою вещества был у него воздух, являющийся в веянии ветра коренною силою движения, в дыхании – причиною жизни. Как, первобытное вещество, воздух Анаксимена безграничен и не имеет определенных качеств; предметы, одаренные определенными качествами, возникают тогда, когда частицы воздуха входят в сочетание между собою. Это превращение неопределенного вещества в предметы с неопределенными качествами совершается посредством сгущения и разжижения; по законам тяжести, сгустившиеся части движутся к центру вселенной, а разжиженные части поднимаются к окружности её; небесные светила, которые называет Анаксимен богами – это воспламененный части воздуха, а земля сгустившийся воздух.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Анаксимен

Последователи Милетской школы

Милетская школа Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена имела последователей и в других частях Греции. Из них Диоген Аполлонийский (ок. 499-428 гг.) согласен в главных чертах своего учения с Анаксименом. Первобытное вещество, оживляющее вселенную, хотя и называется у Диогена тоже воздухом, но имеет у него иной характер: это не просто жизненная сила природы, а всемогущий, премудрый, сознательный дух, правящий природою.

Ферекид Сиросский (ок. 583-498) находил два основных начала: деятельное начало – эфир, и пассивное начало, которое он называл землею. Эти два принципа соединяет друг с другом время; все существующие предметы возникли во времени.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ранний этап античной философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

· (1) натуралистический подход в понимании Природы и Космоса;

· (2) поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималась не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм);

· (3) решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, которое по своей сути было натуралистическим;

· (4) развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).

Фалес — основатель философской школы в Милете. Фалесу присуща и практическая деятельность: ему приписывается измерение высоты пирамид в Египте по их тени, изобретение гидравлических часов и технических усовершенствований в способах ведения военных действий, строительство мостов и успешные метеорологические прогнозы. Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде)

Анаксимандр. По традиции считается, что он ученик Фалеса Разделяя натуралистическую ориентацию Фалеса в понимании основ мироздания, Анаксимандр пошел дальше по пути научной абстракции. Он углубил проблематику первоначала. Вода для него есть нечто производное, а первоначало всего существующего, по его мнению, есть апейрон, т.е. неопределенная и беспредельная субстанция.

Анаксимен. ученик и последователь Анаксимандра. Круг его интересов — философия, астрономия, метеорология. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Беспредельная, вечно движущаяся субстанция — воздух, по мнению Анаксимена, обладает свойством переходить во все вещественные формы бытия: путем разрежения — в огонь, путем последовательных уплотнений — вветер, туман (облака), воду, землю, камень. Причиной перехода воздуха в вещественные формы он считал температурные изменения: тепло разрежает воздух, холод уплотняет и сжимает его. Именно разрежение и сгущение воздуха объясняют, по мысли Анаксимена, все многообразие чувственно воспринимаемого мира.

4)ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Известны общественно-правовые взгляды Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античности самой разнообразной критике. Если Кратил призывал игнорировать момент устойчивости, то элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.), наоборот, сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

Источник

Философия античности

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Книга предназначена всем тем, кто интересуется философией античности и хочет узнать о жизни выдающихся мудрецов этого периода. В ней рассматривается история античной философии от ее зарождения до заката неоплатонизма и закрытия философских школ императором Юстинианом. Книга предназначена как студентам, аспирантам и преподавателям, так и широкому кругу читателей – любому, кто хочет приобщиться к сокровищнице мировой культуры и интересуется античностью, мудрецами, психологией.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия античности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Исторически первой философской школой Древней Греции является милетская школа. Данная школа зародилась в городе Милете, крупнейшем культурном и торговом центре Греции того времени.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Милетская школа представлена такими философами как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. В центре интересов этих философов лежали проблемы образования вселенной и живых существ. В основе сотворения мира, по мнению милетцев, лежит некое первоначало, которое обеспечивает существование космоса и всех вещей и явлений. Для Фалеса таким первоначалом является вода, для Анаксимена — воздух, для Анаксимандра — апейрон (так он называет некоторое неопределённое и беспредельное первовещество). Милетцы не только высказали кардинально новые идеи относительно устройства мира, но и впервые объяснили ряд природных явлений без участия воли богов. Философы также знамениты своими наблюдениями за явлениями природы, что позволило им делать выводы об их природе. На этом основании их можно считать исторически первыми действительно учеными, основывающимися на различных методах исследований.

Милетская школа стала своего рода катализатором развития целого ряда наук, таких как математика, астрономия, физика, география, биология.

Представители данной школы впервые начали вводить в обиход научную терминологию и писать свои сочинения в прозе.

С утратой Милетом в пятом веке до н. э. политической самостоятельности, город перестает быть центром как культурной жизни Греции, так и философской. Тем не менее, учение милетцев уже распространилось по Греции. Так, Гиппон из Самоса был последователем Фалеса, а Диоген из Аполлонии принял вслед за Анаксименом идеи выделения всего из воздуха. Милетская школа оказала большое влияние на дальнейшее развитие философии.

Фалес из Милета (греч. — Θαλής ο Μιλήσιος) (ок. 640—625 до н. э. — ок. 546 до н. э.) — основатель первой в мире философской школы — милетской. По словам Аристотеля, Фалес был первым греческим философом. Фалес также являлся одним из Семи Мудрецов — по сведениям Диогена Лаэртского, он был первым из их числа.

Как сообщает Плутарх, философ выделялся из числа «семи мудрецов» в силу того, что «по всей вероятности, в те времена [во времена Солона] мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (theôria), а остальные снискали имя „мудрецов“ за свою политическую доблесть» (Плутарх. Солон, 3, 8).

Как уже говорилось, семью мудрецами назвали особо чтимых древнегреческих философов, стоявших у истоков науки. В разных источниках в качестве этих мудрецов фигурируют разные имена. Так, в диалоге Платона «Протагор» автор указывает в качестве основной Семерки Фалеса Милетского, Питтака Митиленского, Брианта Приенского, Солона из Афин, Клеобула Линдийского, Мисона Хенейского и Хилона из Спарты.

Плутарх считал Фалеса мудрейшим из них и приводил следующую историю:

«Рассказывают, что мудрецы эти сошлись однажды в Дельфах, а потом в Коринфе, где Периандр устроил какое-то пиршество. Но еще больше уважения и славы доставила им история с треножником, который обошел их всех, как по кругу, и который они уступали друг другу с благожелательным соревнованием. Косские рыбаки (так гласит молва) закидывали сеть, и приезжие из Милета купили улов, еще не зная, каков он будет. Оказалось, что они вытащили треножник, который, по преданию, Елена, плывя из Трои, бросила тут, вспомнив какое-то старинное предсказание оракула. Из-за треножника сперва начался спор между приезжими и рыбаками; потом города вмешались в эту ссору, дошедшую до войны; наконец, пифия повелела обеим сторонам отдать треножник мудрейшему. Сперва его послали к Фалесу в Милет: жители Коса добровольно дарили ему одному то, из-за чего они вели войну со всеми милетянами. Фалес объявил, что Биант ученее его, и треножник пришел к нему; от него он был послан еще к другому, как к более мудрому. Потом, совершая круг и пересылаемый от одного к другому, треножник вторично пришел к Фалесу. В конце концов он был привезен из Милета в Фивы и посвящен Аполлону Йеменскому. Но Феофраст говорит, что треножник сперва послали в Приену к Бианту, а потом Биант отослал его в Милет к Фалесу; так обойдя всех, он вернулся к Бианту и, наконец, уже был отправлен в Дельфы. Последняя версия более распространена; только одни говорят, что подарок этот был не треножник, а чаша, посланная Крезом, а другие, — что кубок, оставшийся после Бафикла.»

Фалеса также часто называют «отцом науки». Согласно некоторым источникам он был назван «отцом философии» еще при жизни. Знаменитый британский философ Бертран Рассел в книге «История западной философии» соглашается с мнением Цицерона о том, что наука началась с Фалеса. К сожалению, собственные сочинения древнегреческого философа не сохранились до наших дней.

Принято считать, что Фалес был знатного рода, что позволило ему получить хорошее образование. Несмотря на то, что как точная дата рождения, так и дата смерти философа являются предметом споров и обсуждений историков и философов, можно с большой долей уверенности утверждать, что Фалес был свидетелем солнечного затмения 585 года до н. э. Это, естественно, ставит под сомнение данные некоторых источников о том, что Фалес был известен в пору седьмой Олимпиады, т. е. в 750-х годах до н. э. Согласно современным исчислениям, солнечное затмение, пришедшееся на период войны между Мидией и Ливией, состоялось 28 мая 585 года до н. э. В работах Диогена Лаэртского указывается, что Фалес умер в возрасте 78 лет во время 58-й Олимпиады. В работах же Сосикрата упоминается тот факт, что Фалес умер в возрасте 90 лет. Во многих источниках сообщается, что философ умер во время спортивных состязаний, вероятнее всего от обезвоживания в один из жарких дней.

Под сомнение некоторыми историками ставится сам факт рождения Фалеса в Милете, многие отмечают наличие у философа финикийских корней. Такой точки зрения придерживался, например, Демокрит, а в работах Геродота указывается, что семья Фалеса приехала в Милет именно из Финикии.

Что же касается семейного положения Фалеса, то на этот счет историки также не сходятся. Одни из них полагают, что Фалес был женат, другие утверждают, что Фалес оставался холостым, а третьи настаивают на том, что у философа не было жены, но им был усыновлен сын его сестры. В трудах Диогена Лаэртского упоминается возможное имя сына Фалеса — Сибист. Диоген указывает также еще одну теорию — Фалес так и не женился, в раннем возрасте объясняя это тем, что еще рано, а в старости — тем, что уже поздно.

Фалес обладал обширными знаниями в различных областях как науки, так и общественной жизни. Считается, что на обширный кругозор философа повлиял тот факт, что Фалес увлекался путешествиями, а согласно некоторым источникам, занимался торговлей. Так, он посетил Египет, Вавилон, ряд стран Средней Азии. Именно из этих путешествий он почерпнул знания в областях географии, математики, астрономии и т. д. В ходе своих путешествий он значительное время провел в Египте, где изучал геометрию, в том числе измеряя различными способами размеры пирамид. В Греции же геометрии как таковой на тот момент еще не сформировалось и именно знания Фалеса позволили ему стать основателем этой науки в своей стране.

Когда Фалес окончательно осел в Милете, он стал первым философом, посвящавшим все свое время именно науке.

Рассмотрим вклад Фалеса в развитие целого ряда наук и его влияние на общественно-политическую жизнь.

Стоит отметить значительные достижения Фалеса в области политики и дипломатии. Будучи другом правителя Фрасибула, он принимал активное участие в политической жизни Милета, в частности выступая за союз городов Ионии против персов. Идея объединения ионийских полисов представляла собой подобие современных конфедераций.

Стоит отметить, что Фалес в своих политических воззрениях исходил из принципа «меньшего зла». Так, во время войны между Лидией и Персией он охотно помогал лидийскому царю Крезу (о чем речь пойдет ниже), но в то же время выступал против заключения союза между Милетом и Лидией. Многими источниками доказывается правота Фалеса, когда после победы персидского царя Кира он пощадил милетцев, сохранивших нейтралитет в противостоянии Лидии и Персии.

Согласно некоторым источникам, практические навыки и широта познаний пригодились Фалесу при переправе лидийского войска через реку Галис. Войска Креза не могли переправиться через бурную реку и несли ощутимые потери. На реке не было моста и Крез никак не мог сократить число жертв и решить данную проблему, вследствие чего ему пришлось обратиться за помощью к философу. Фалес предложил пустить реку в другое русло. Под его руководством была построена плотина и канал для воды. Таким образом, это позволило снизить уровень воды в реке Галис и организовать переправу армии Креза.

Являясь военным инженером при войске Креза, Фалес много путешествовал по свету, применяя свои знания, а также значительно расширяя собственный кругозор. Лидия в тот промежуток времени воевала с Мидией и к 585 году до н. э. война продолжалась уже пять лет. На шестой год она была остановлена внезапным солнечным знамением. Естественно, что как лидийцы, так и мидяне были поражены и даже испуганы таким внезапным явлением, что сразу же прекратили битву. Согласно многим источникам, Фалес предсказал это затмение. Его пророчество привело к тому, что враждующие стороны заключили союз, на выгодных Лидии условиям.

Фалес зачастую рассматривается как первый из древнегреческих философов и ученых, который занимался проблемой движения планет и, в частности, Солнца. Так, согласно некоторым данным, он вычислил время солнцестояний и равноденствий, а также промежутков между ними.

Фалес впервые предположил, каковы размеры Солнца и Луны. Наблюдая за движением этих небесных тел, он рассчитал, что их размер составляет 1/720 часть от их кругового пути. Наблюдения позволили Фалесу также сделать некоторые выводы о соотношении Земли, Солнца и Луны. Так, он впервые стал утверждать, что солнечное затмение является результатом прохождения Луны между Солнцем и Землей. Лунное же затмение он связывал с тем, что Луна попадает в тень от Земли.

Еще одним достижением Фалеса можно считать первое в Греции применение знакомого нам календаря, состоящего из 365 дней, разделенных на 12 месяцев. Впрочем, историками установлено, что такого рода календарь ко времени его первого использования Фалесом в Греции уже длительное время применялся в Египте. Судя по всему, Фалес позаимствовал это изобретение в одном из своих путешествий.

Впрочем, наблюдая за затмениями солнца и луны, Фалес мог высчитать продолжительность солнечного года. Некоторые ученые настаивают на том, что, узнав о продолжительности года у египтян, Фалес, тем не менее, проверил эти данные опытным путем. Причем философ не стал заимствовать еще и метод, а египтяне, по всей видимости, рассчитали продолжительность года в днях с помощью ежегодно восходящей в июле звезды Сириус. Можно сказать, что несмотря на то, что Фалес, возможно, и не открыл продолжительности и времен года, философ определил взаимосвязь солнечных и лунных затмений и изменения месторасположения светил в течение года с сезонными климатическими изменениями.

Вот что писал о достижениях философа древнеримский писатель Апулей:

Фалес малыми линиями открыл круговорот времен года, направления ветров, движения и орбиты звезд, громов дивные громыхания, Солнца годичные повороты, нарождающейся Луны прибывание, стареющейубывание, затмевающейсяпреграды. В старости он открыл божественную пропорцию, вычислив, сколько раз своим диаметром Солнце меряет им пробегаемую окружность.

Фалес также известен тем, что применял в своих путешествиях путеводную звезду. Он ориентировался на созвездие Малой Медведицы, установив, что Полярная звезда всегда занимает один и тот же угол над горизонтом.

Некоторыми учеными высказана идея о том, что Фалес первым предложил разбить небесную сферу на пять зон: арктический видимый пояс, летний тропик, экватор, зимний тропик, антарктический невидимый пояс. Впрочем, зачастую авторство этой идеи приписывают Пифагору.

Принято считать, что помимо собственно основания геометрии как науки, Фалес стал первооткрывателем самого принципа доказательства тех или иных теорем. Ему приписывают доказательство целого ряда теорем.

Рассмотрим некоторые из них:

При пересечении двух прямых образуемые ими вертикальные углы равны. На приведенном рисунке равны углы 1 и 3, а также 2 и 4.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Углы при основании равнобедренного треугольника равны и соответственно, если углы равны, то треугольник считается равнобедренным.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Два треугольника равны, если у них равны одна сторона и два угла, прилегающие к ней. На приведенном рисунке прилегающие к стороне АВ углы 1 и 3, а также 2 и 4 равны. Треугольники АВС и ABD равны.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Диаметр делит круг пополам. Исходя из этой теоремы философ сформулировал знаменитую Теорему Фалеса — «Если А, В и С — точки на окружности, и АС — диаметр круга, то угол АВС=90 градусов»

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Фалес зачастую принимал участие в строительстве тех или иных объектов. Так, однажды при постройке храма он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым. Считается также, что Фалес впервые смог вписать прямоугольный треугольник в круг.

Некоторые источники упоминают о том, что во время своего визита в Египет Фалес смог измерить точную высоту пирамиды Хеопса, чем поверг в восторг и неслыханно удивил фараона Амасиса и его придворных жрецов. Метод исчисления Фалеса был на самом деле достаточно прост и, конечно же, достаточно известен. Он выждал момент, когда длина тени от использованной им для измерения палки стала равна ее реальной высоте. Ему оставалось лишь измерить длину тени, отбрасываемой пирамидой без необходимости измерения самой пирамиды или ее составных частей.

В основе концепции сотворения мира Фалеса лежит теория о происхождении всего сущего из воды.

Как утверждал философ, все возникает из воды и все в нее превращается. Все образуется из воды путем ее замерзания или сгущения, а также испарения. Сгущаясь, вода становится землей, а испаряясь — воздухом.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Смотреть картинку Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Картинка про Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена. Фото Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Многими учеными отмечается тот момент, что Фалес все же признавал наличие четырех основных стихий, отдавая явное предпочтение воде.

Фалес полагал, что Земля плавает в воде. Данная теория, к примеру, прекрасно для своего времени объясняла причину частых землетрясений. В самом деле, любое колебание водной поверхности должны бы было приводить к «встряске» Земли. Учитывая то, что планеты находятся выше Земли, Фалес предположил, что они питаются испарениями от той воды, в которой расположена Земля. При этом Фалес считал именно Землю центром вселенной, что делает его теорию первой предпосылкой развития геоцентрической системы мира. Аристотель в книге «Метафизика» говорит, что Фалес был родоначальником направления философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее. Философ считал, что природа, как живая, так и неживая, обладает неким движущим началом (душой, ψυχή). Аристотель в книге «О душе» пишет: «Некоторые утверждают, что душа разлита во всем. Возможно, исходя из этого, Фалес и выводил, что «все полно богов» (Аристотель, О душе, книга 1, 5, 10)

Согласно некоторым данным, Фалес прославился и тем, что мог извлекать реальную материальную прибыль с помощью своих знаний и умений. Согласно одной версии, многие упрекали Фалеса в том, что философия не приносит никаких дивидендов, а сам философ живет в нищете. В ответ на упреки, Фалес сумел предсказать удачный урожай маслин, предварительно скупив все маслодавильни в Милете и Хиосе, став монополистом. Естественно, что спрос породил предложение и купленные Фалесом за бесценок прессы были проданы им гораздо дороже, в один миг сделав его богачом.

Согласно другой версии, Фалес провернул такого рода «аферу» не ради богатства, а только лишь для демонстрации милетцам, что его интеллект при необходимости позволяет в любой момент разбогатеть, но он, как философ, заботится не об этом. Как пишет Аристотель: «Собрав много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, что их заботит. Фалес показал свою мудрость». (Аристотель. Политика, А IV, 4, 1259)

Предприимчивость Фалеса описывается еще в одной истории, которую связывают с его именем. Однажды на переправе через реку упал один из мулов, перевозивших тюки с солью. Часть соли растворилась в воде и ноша животного стала намного легче. С тех пор каждый раз при переправе мул окунал тюки в воду, облегчая себе жизнь. Находчивый Фалес решил проучить животное. В следующий раз он наполнил мешки не солью, а шерстью. Естественно, что опустив тюки в воду, мул не только не облегчил себе жизнь, но и значительно утяжелил несомый вес. С того времени мул стал носить мешки крайне осторожно. Эту и многие другие занимательные истории можно найти в книге Плутарха «О сообразительности животных».

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель и Гиппий говорили, что Фалес «приписывал неодушевленным предметам душу (psuchê), приводя в пример магнит» (Диоген Лаэртский I, 24).

Аэций указывал на то, что «Фалес первый провозгласил, что природа души такова, что она находится в вечном движении или самодвижении» (Аэций IV, 2).

В работах самого Аристотеля мы также встречаем упоминание об этом факте. Аристотель писал, что по мнению Фалеса душа представляет собой движущую силу и также приводил в пример слова философа о том, что магнит имеет душу в силу того, что он способен двигать железо.

Многие современные ученые полагают, что в качестве этого источника знаний Аристотеля о Фалесе необходимо рассматривать труды Гиппия, философа пятого века до н. э. В силу того, что Гиппия и Фалеса разделяли почти полтора века, сложно судить о том, действительно ли точку зрения второго отстаивал первый. Тем не менее, Гиппий от лица Фалеса высказал следующие предположения:

— Если что либо обладает «мотором» (движущей силой), то у него есть душа,

— Магниты и куски янтаря обладают движущей силой.

— Магниты и куски янтаря имеют душу.

Согласно некоторым данным, Фалес принимал участие в Панэллинских играх и даже дважды их выигрывал. Возможно, его победы были в области ораторского искусства.

Фалесу приписывают изобретение или первое в Греции использование дальномера, позволяющего определять расстояние от точки наблюдения до различных объектов. Естественно, что такого рода изобретение оказалось крайне полезным, позволяя узнавать, насколько далеко находятся вражеские войска или торговые суда.

Фалесу (а также зачастую Филону) приписывают изречение γνῶθι σεαυτόν (gnõthi seautón) — «познай самого себя».

Платон однажды описал историю, которую ему рассказал Сократ. По легенде Фалес часто смотрел на небесные тела и в один день засмотрелся настолько сильно, что упал в колодец. Согласно некоторым версиям эта история стала причиной насмешек над философом, который, задумываясь о высоком, не видел, что у него под ногами. Впрочем, Аристотель и Плиний указали, что этот эпизод из жизни философа стал значительным этапом в развитии как теорий самого Фалеса, так и развития науки.

Оказавшись в колодце Фалес, увидел небо словно через подзорную трубу, более того, лишенный яркого сияния солнца, он смог увидеть звезды, ранее невидимые днем. Хотя звезды являются такими же яркими днем, как и в ночное время, из-за солнечного света человек не может их рассмотреть, что становится очевидным при солнечном затмении, или когда звезда находит свое отражение в очень глубоком колодце. Как бы то ни было, кажущийся забавным факт падения в колодец привел к тому, что Фалес открыл совершенно новые возможности для исследования небесных тел. Возможно, что именно после этого он и сделал приписываемое ему открытие созвездия Малой Медведицы.

К нашему времени не сохранилось ни одного сочинения Фалеса. В связи с этим невозможно сказать — записывал ли свои труды Фалес или ограничивался устными речами. Основная информация о Фалесе известна из «вторых рук», прежде всего из работ Аристотеля и Диогена Лаэртского.

Так, Диген указывает на то, что многими отмечается тот факт, что Фалес не оставил после себя ни одного сочинения, а приписываемая ему книга «Морская астрономия» была на самом деле написана Фоком Самосским. Тем не менее, чаще всего Фалесу приписывают авторство двух работ: «О поворотах солнца» и «О равноденствии». Естественно, что авторство этих книг находится под большим вопросом.

Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании

Более всего пространство, ибо оно вмещает все

Быстрее всего — мысль, ибо она бежит без остановки

Ищи одну мудрость, выбирай одно благо…

Какие взносы сделаешь родителям, такие взымай с детей. (Другая формулировка — Дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями)

Какую невидаль довелось увидеть?Тирана, дожившего до старости

Многословие не означает мудрость

Может ли человек тайком от богов совершить беззаконие? — Не только совершить, но и замыслить не может

Мудрее всеговремя, ибо оно обнаруживает (раскрывает) все

Не красуйся наружностью, будь прекрасен делами

Не наживай богатства нечестным путем

О друзьях должно помнить не только в их присутствии, но и в их отсутствии

Прекраснее всегокосмос, ибо онтворение бога

Сильнее всего — необходимость, ибо она одолевает всех

Старше всех вещейбог, ибо он не рожден

Что есть божество? — То, у чего нет ни начала ни конца

Что легко? — Наставлять другого

Что самое общее для всех? — Надежда; ибо если у кого более ничего нет, то она есть

Что трудно?Узнать себя

В рассказе Рекса Стаута «Смерть Докси» о похождениях сыщика Ниро Вульфа преступник-математик использовал псевдоним Милтон Фалес (Milton Thales), что является прямой отсылкой к Фалесу из Милета (Thales of Miletus).

Годы жизни — ок. 625 до н. э. — ок. 546 до н. э.

Философская школа/направление — Милетская

Оказал влияние на Анаксимандра, Анаксимена

Основная идея — Вода как первоначало

Достижения в областях:

Астрономия — Изучение движения планет и их размера, изобретение календаря

Политика — Военный инженер при войске Креза, теория об объединении полисов

Геометрия — Теорема Фалеса и прочие математические теоремы, применение знаний на практике

Космогония — Теория сотворения мира, модель вселенной

Прочее — Успехи в деловых вопросах, ораторском искусстве, изобретательстве

Анаксимандр (греч. — Ἀναξίμανδρος) (ок. 610 — 547—546 до н. э.) — один из представителей милетской школы, где он проходил свое обучение под руководством Фалеса. Впоследствии он сам стал руководителем философской школы и его учениками были Анаксимен и Пифагор.

Согласно доступным историческим документам, Анаксимандр — первый философ, записывавший свое учение, хотя сохранился только один фрагмент его работ.

Как и у многих мыслителей того времени, его вклад в философию связан со многими другими дисциплинами. В астрономии он пробовал описать движение астрономических тел относительно Земли. В физике он постулировал, что беспредельное (Апейрон) являлось источником всех вещей. Он создал карту мира, которая внесла большой вклад в развитие географии. Он также участвовал в политической жизни Милета, поскольку являлся руководителем одной из его колоний.

Анаксимандр родился в Милете в течение третьего года сорок второй Олимпиады (610 до н. э). Согласно Аполлодору, греческому филологу второго столетия до н. э, ему было шестьдесят четыре года в течение второго года пятьдесят восьмой Олимпиады (547 до н. э 546 до н. э), вскоре после чего он умер.

В трудах Диогена Лаэртского говорится, что Анаксимандр был учеником Фалеса. Согласно Суде — византийской энциклопедии 10 века — Фалес был также родственником Анаксимандра, вероятнее всего его двоюродным братом или дядей. Других источников информации о семье Анаксимандра не имеется. Фемистий, византийский ученый 4-го столетия, упоминает, что он был «первым известным греческим философом, который написал письменный документ о природе».

Трактат, написанный в прозе, традиционно был назван «О Природе». Эта книга была потеряна, хотя, по всей видимости, была доступна в библиотеке Лицея во времена Аристотеля и его преемника Теофраста. Существует версия, что во втором столетии до нашей эры Аполлодор встретил копию этой книги в известной библиотеке Александрии. Тем не менее, к нашему времени сохранился только один фрагмент книги, цитируемый Симплицием. Таким образом, труды Анаксимандра являются одними из первых текстов, написанных в прозе, по крайней мере, в Западном мире. К временам Платона о философии Анаксимандра практически забыли, и в трудах Аристотеля о нем уже практически не содержится информации.

Римский ученый третьего века н. э. Аэлий описывает его как лидера одной из колонии Милета (возможное название колонии — Аполлония) на побережье Черного моря. Можно сделать вывод о том, что он был видным гражданином и активно участвовал в политической жизни общества. Он также впервые использовал гномон (перпендикулярные солнечные часы) в Греции и установил один в Спарте. Таким образом, он много путешествовал, что не удивительно, поскольку милетцы, как известно, были смелыми моряками.

Анаксимандру приписывается первое использование слова «Апейрон» (apeíron, греч. — ἄπειρον) — бесконечный или безграничный.

В работе Симплиция «Физика» (149, 13) он отмечает, что «Анаксимандр говорит неопределенно о теле, лежащем в основании, называя его апейроном и не определяя его по виду ни как огонь, ни как воду, ни как воздух».

Аристотель в книге «Физика» (III, 4) также упоминает апейрон Анаксимандра «Все есть или начало, или [произошло] из начала. У апейрона же нет начала, ибо оно было бы для него пределом… Апейрон сам кажется началом всего другого».

Он также являлся первым философом, который использовал в философском смысле термин Архе (arkhế, греч. — ἀρχή), который до тех пор означал начало в контексте времени. Для Анаксимандра «Архе» означает не пункт отсчета времени, а источник, который дает чему-либо рождение.

Каждый из философов древности давал разный ответ относительно первичного элемента, образующего все вокруг (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита), и лишь Анаксимандр понимал первоначало как бесконечную, неограниченную исконную массу (Апейрон), не подчиненную ни старению, ни распаду, что постоянно приводило к появлению новообразований. Он предложил теорию Апейрона в ответ на более раннюю теорию его учителя Фалеса.

Для Анаксимандра первопричина не является чем-то определенным, каким-либо «элементом» (как вода, огонь или воздух). Рассматривая учение своего учителя, Анаксимандр утверждает, что вода не может охватить все противоположности, которые существуют в природе. Например, вода может только быть влажной, но никогда сухой, поэтому она не может быть одним из первоначал. Апейрон хотя и не замечается нами непосредственно, может объяснить противоположности, которые видел Анаксимандр.

Анаксимандр объясняет, как четыре элемента (воздух, земля, вода и огонь) сформированы, и как Земля сформирована с помощью их взаимодействия. В отличие от других ученых он не определил этот принцип точно, и впоследствии образование мира вообще понималось как своего рода хаос.

Уже в древние времена, многие жаловались, что Анаксимандр не объяснял, что он подразумевал беспредельным. Позже, авторы дискутировали, должно ли Безграничное интерпретироваться как пространство или время без пределов, или как что-то неопределенное, или как что-то неистощимое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *