Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Милетская школа

Фалес, Анаксимандр и Анаксимен – главные мыслители ионийской школы – могут считаться основоположниками всей вообще древнегреческой философии. Их теории развивались в малоазиатской (а не европейской и не островной) Ионии. Основной центр школы Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – Милет – находился на берегу Анатолии. Греки, жившие в этих местах, были теснее связаны с азиатским Востоком, имели больше возможности заимствовать культурные элементы и учения семитской и египетской цивилизаций, более древних, чем эллинская, и уже приходивших в упадок. Не исключено, что зачатки идей Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена идут именно от восточных народов. Фалесу некоторые источники приписывают даже не греческое, а финикийское происхождение.

Милетская школа. А была ли такая? Не есть ли это просто последовательность ученых, первым среди которых был по преданию Фалес, а его учеником и преемником Анаксимандр, а учеником его Анаксимен? Видимо, дело к этому не сводится, поскольку в Древней Греции уже были школы или корпорации, объединявшие врачей (Асклепиады, затем Косская и Книдская школы, соперничающие между собою), школы певцов, школы художников и т. д., объединяющиеся по принципу родства или места, где работают представители школы.

Фалес – кратко

Фалес Милетский (624–546 до Р. Х.) был не только астроном и философ, но и государственный человек, пользовавшейся большим уважением. Его причисляли к Семи Мудрецам. Он считался основателем ионийской философии. Существеннейшею мыслью системы Фалеса было то, что мир постепенно сформировался из первобытного вещества, которое было вода, – т. е. из вещества, находившаяся в капельно-жидком состоянии. Принимая за основное вещество воду, Фалес следовал народному верованию, полагавшему, что Океан и Тефида произвели все на земле. Это верование подкреплялось в Фалесе тем впечатлением, какое делает природа его отечества на внимательного наблюдателя. В устье Меандра, воды которого несут много ила, образуется суша из влаги, земля из воды; это происходило на глазах у жителей Милета. Многому научился Фалес и от египетских жрецов, прожив довольно долго в Египте. Ознакомившись с астрономией вавилонян и египтян, он первый из греков предсказал солнечное затмение; это было или затмение, происходившее 30-го сентября 610 года до нашей эры, или затмение 28 мая 585 г.. Это предсказание свидетельствует, что Фалес знал, что луна получает свет от солнца и что при солнечном затмении она проходит между солнцем и землею. Он определил длину солнечного года в 365 дней. Небесные и земные божества, о которых так много рассказывали поэты и народ, были признаны Фалесом за существа баснословные. Он находил, что вселенная проникнута божественною силою, что эта божественная сила – движение; он называл ее в противоположность веществу душою, но считал ее безличною. Божественное существо у Фалеса было только жизненным принципом вселенной, не имеющим отдельного от него существования.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Фалес Милетский

Анаксимандр – кратко

Анаксимандр, ученик Фалеса и учитель Анаксимена, видоизменил его систему. По мнению Анаксимандра (ок. 611–546 до Р. Х.), первобытное вещество не какое-нибудь из тех веществ, который мы можем наблюдать в нынешней вселенной, оно – нечто не имеющее никаких определенных качеств; и по своему протяжению в пространстве оно безгранично (по-гречески – апейрон). Фалес еще не ставил вопроса о том, беспредельно или нет первобытное вещество, имеет ли или нет границы произошедшая из него вселенная. Подобно Фалесу, Анаксимандр занимался не только философией, а также деятельно трудился над расширеньем астрономических и географических знаний. Посредством гномона, изобретенного вавилонянами, он определил времена равноденствия и вычислял географические широты разных стран. Анаксимандр полагал, что земля имеет форму цилиндра и находится в центре вселенной. Он первый составил карту Земли; она была вырезана им на медной доске. Анаксимандр вычислил величину солнца и луны и расстояние их от земли. Он находил, что небесные светила движутся собственной силой, и потому называл их богами.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Карта Земли по Анаксимандру

Анаксимен – кратко

Милетский земляк и ученик Анаксимандра Анаксимен (ок. 585–525 до Р. Х.) сосредоточил свое внимание на деятельности присущего вселенной принципа движений. В отличие от Фалеса и Анаксимандра, Анаксимен находил, что этот принцип – воздух и что первобытное состояние вещества должно считать воздухообразным. Таким образом, и первобытным веществом и основною силою вещества был у него воздух, являющийся в веянии ветра коренною силою движения, в дыхании – причиною жизни. Как, первобытное вещество, воздух Анаксимена безграничен и не имеет определенных качеств; предметы, одаренные определенными качествами, возникают тогда, когда частицы воздуха входят в сочетание между собою. Это превращение неопределенного вещества в предметы с неопределенными качествами совершается посредством сгущения и разжижения; по законам тяжести, сгустившиеся части движутся к центру вселенной, а разжиженные части поднимаются к окружности её; небесные светила, которые называет Анаксимен богами – это воспламененный части воздуха, а земля сгустившийся воздух.

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Анаксимен

Последователи Милетской школы

Милетская школа Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена имела последователей и в других частях Греции. Из них Диоген Аполлонийский (ок. 499-428 гг.) согласен в главных чертах своего учения с Анаксименом. Первобытное вещество, оживляющее вселенную, хотя и называется у Диогена тоже воздухом, но имеет у него иной характер: это не просто жизненная сила природы, а всемогущий, премудрый, сознательный дух, правящий природою.

Ферекид Сиросский (ок. 583-498) находил два основных начала: деятельное начало – эфир, и пассивное начало, которое он называл землею. Эти два принципа соединяет друг с другом время; все существующие предметы возникли во времени.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ранний этап античной философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

· (1) натуралистический подход в понимании Природы и Космоса;

· (2) поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималась не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм);

· (3) решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, которое по своей сути было натуралистическим;

· (4) развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).

Фалес — основатель философской школы в Милете. Фалесу присуща и практическая деятельность: ему приписывается измерение высоты пирамид в Египте по их тени, изобретение гидравлических часов и технических усовершенствований в способах ведения военных действий, строительство мостов и успешные метеорологические прогнозы. Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде)

Анаксимандр. По традиции считается, что он ученик Фалеса Разделяя натуралистическую ориентацию Фалеса в понимании основ мироздания, Анаксимандр пошел дальше по пути научной абстракции. Он углубил проблематику первоначала. Вода для него есть нечто производное, а первоначало всего существующего, по его мнению, есть апейрон, т.е. неопределенная и беспредельная субстанция.

Анаксимен. ученик и последователь Анаксимандра. Круг его интересов — философия, астрономия, метеорология. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Беспредельная, вечно движущаяся субстанция — воздух, по мнению Анаксимена, обладает свойством переходить во все вещественные формы бытия: путем разрежения — в огонь, путем последовательных уплотнений — вветер, туман (облака), воду, землю, камень. Причиной перехода воздуха в вещественные формы он считал температурные изменения: тепло разрежает воздух, холод уплотняет и сжимает его. Именно разрежение и сгущение воздуха объясняют, по мысли Анаксимена, все многообразие чувственно воспринимаемого мира.

4)ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

Что общего во взглядах представителей милетской школы фалеса анаксимандра и анаксимена

Гераклит из Эфеса происходил из аристократического рода, лишенного власти демократией, провел жизнь, сторонясь светских дел, а к концу жизни и вовсе стал отшельником. Основной труд «О природе», сохранившийся лишь отрывочно, еще при жизни Гераклита был признан глубокомысленным и трудным для понимания, за что автор получил прозвище «темный».

В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Известны общественно-правовые взгляды Гераклита, в частности его уважение к закону. «Народ должен сражаться за закон, как за городскую стену, а преступление следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Диалектика Гераклита, учитывающая обе стороны явления, – и его изменчивость, и его неизменную природу, не была адекватно воспринята современниками и подвергалась уже в античности самой разнообразной критике. Если Кратил призывал игнорировать момент устойчивости, то элеаты (выходцы из города Элеи) Ксенофан (ок. 570–478 гг. до н. э.), Парменид (конец VI–V вв. до н. э.), Зенон (середина V в. до н. э.), наоборот, сконцентрировали внимание именно на моменте устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличении роли изменчивости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *