Что общего вы нашли в описании императоров трех армий

Методическая разработка урока по литературе «Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Аустерлицкое сражение (том I, часть III, главы XI-XIX). Анализ эпизода.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22 Г. ВОЛГОДОНСКА

Урок по литературе

Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Аустерлицкое сражение

Работу выполнила: Каралкина И.Ю.,

учитель русского языка и литературы

Лев Николаевич Толстой «Война и мир» Аустерлицкое сражение

Тип урока: урок-исследование текста.

Цели урока: осмысление идейной, сюжетно-композиционной значимости эпизода, его взаимосвязи с предшествующими и последующими событиями. Поиск ответа на сложнейший мировоззренческий вопрос Л.Н. Толстого «Какая сила управляет всем?». Расширение представлений о структурной взаимосвязи исторического и семейного повествований.

Межпредметные связи: фильм С. Бондарчука «Война и мир». Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».

Использование ИКТ: фрагменты фильма.

ТСО : мультимедийное оборудование.

Наше сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента фильма

С. Бондарчука «Война и мир».

Комментарий, актуализация темы урока.

— Вглядитесь в лица этих людей. Русских и французских солдат. Через несколько минут эти оживленные опасностью, разгорячённые предчувствием боя и предстоящей победы лица сменят выражение. Ужас, боль, страх, ненависть придут им на смену. Отчаяние, паника и животный страх побеждённых; и такое же животное торжество победителей. Мирное поле у безвестного местечка Аустерлиц окрасится кровью, пороховой гарью, клубами дыма; огласится проклятиями, криками раненых, умирающих, перепуганных людей, рёвом орудий, свистом картечи, ружейными залпами; в небо взметнутся столбы развороченной взрывами земли; и по всему полю вырастет «гора кровавых тел». Отныне и навсегда слово Аустерлиц войдёт в историю как место, где русская армия потерпела одно из самых тяжёлых поражений.

— Прочитайте историческую справку об Аустерлицком сражении , подготовленную дома.

— Что заставило 160 тысяч русских, австрийцев, французов сойтись в этом роковом месте в этот час, утром 20 ноября 1805 года? Какая сила столкнула в смертельной схватке христиан-единоверцев, «исповедующих один великий закон любви и самоотвержения…»? «Какая сила управляет всем?» Слайд .

— Этими вопросами задаётся автор «Севастопольских рассказов» и «Войны и мира» Л.Н. Толстой. Поиск ответа на них и станет предметом нашего и многих последующих уроков по роману «Война и мир».

Взгляды автора на исторический процесс, на роль в нём великих людей, народных масс и отдельного, «частного» человека лишь приоткроются нам сегодня. Но, я надеюсь, что, тот «ключ» к роману, который заложен в одном из его эпизодов — сражении под Аустерлицем, кульминации 1 тома, — поможет вам понять мысли великого писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.

Именно в этой сцене сходятся многие идейные, сюжетные и композиционные линии повествования, соединяющие в единую книгу исторический роман и семейные хроники.

Сколько времени занимает этот эпизод в романе?

От лица каких героев изображены события этих 3 дней (18 — 20 ноября 1805 года)?

Почему автор избирает именно князя Андрея и молодого юнкера Ростова для рассказа об этом событии?

— Величайшее произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» поражает масштабностью изображения, тонким проникновением во внутренний мир человека, удивительным жизнеутверждающим пафосом, глубокими философскими размышлениями об истории, ее движущих силах, о судьбах народов. Изображая частную жизнь отдельного человека и общую, «роевую» жизнь человечества, писатель хотел проникнуть в саму суть исторического процесса, дать ответ на сложнейший вопрос: «Какая сила управляет всем?» Сама композиция романа, где незримо перекликаются две его важнейшие линии: ход всеобщей истории и семейная жизнь, — отвечает этой грандиозной задаче. Они-то и соединяют в единое художественное целое эпическое полотно, показывая единый процесс «жизни бесконечной», говоря словами И.С. Тургенева. Непрерывность жизни, движения человеческого рода и непрерывность истории лежат в основе философской концепции Толстого.

«Подробности чувств», душевная жизнь в её внутреннем течении у Толстого выступают на первый план, отодвигая собой «интерес событий». Поэтому и предметом изображения всегда является человеческая душа, обречённая на сомнения, метания, взлёты и падения на бесконечном пути ко всё ускользающей истине.

— Для нас с вами важно понять, как описывает автор события, предшествовавшие сражению, и сам бой под Аустерлицем; с помощью каких средств языка нарисованы они. Только так мы сумеем разгадать идеи писателя: ведь в литературе всегда важнее не что описано, а как это сделано.

«Биография писателя — в покрое его языка», — считал выдающийся поэт, литературовед, лауреат Нобелевской премии И.А. Бродский.

— Для этого сейчас мы разделимся на 3 группы, и каждая из них в течение 7-10 минут проведёт собственное небольшое исследование по предложенным вопросам и внесёт их результаты в тетради.

После этого обсудим, что у вас получилось, и попытаемся оценить эпизод в целом.

По главам XI — XIII проследить, как готовится к сражению русско-австрийская армия, какие настроения преобладают у солдат, офицеров, военачальников.

Что думает о предстоящем бое Николай Ростов? Отметить, какими средствами языка передает его чувства автор.

Опишите военный совет в ночь с 19 на 20 ноября 1805 г. Почему был принят план Вейротера?

Как ведёт себя на совете М.И. Кутузов? Какого мнения он об исходе сражения? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца?

Прочитайте рассуждения автора о причинах поражения русской армии (гл. XI).

Дайте краткий анализ эпизода «Князь Андрей накануне боя» (конец XII главы). Лексика, синтаксические конструкции, художественно-изобразительные средства, позволяющие передать чувства героя. Впишите в таблицу ключевые слова.

1. Полны одушевления и надежд. После смотра все «были уверены в победе больше, чем бы могли быть после выигранных двух сражений».

3. Собрались все участники колонн, «за исключением князя Багратиона, который отказался приехать». Причина ясна: понимая неизбежность поражения, Багратион не хотел участвовать в бессмысленном военном совете.

Позднее, когда начнётся паника, русские солдаты станут проклинать австрийцев, считая их трусами и изменниками, но это будет несправедливо. Вейротер не трус и не изменник; он ждал своего часа, как князь Андрей своего Тулона. Он не думает ни о чем. кроме боя, верит в победу, убежден в своей правоте и не жалеет сил: чтобы доказать её. На совете каждый убежден в своей правоте. Все озабочены самоутверждением, как юнкер Ростов на квартире Друбецкого. На совете происходит столкновение не мнений, а самолюбий. Уступить эти люди друг другу не могут. Казалось бы, естественная человеческая слабость, но принесет она большую беду, потому что никто не хочет видеть и слышать правду.

4. Именно поэтому бессмысленна попытка князя Андрея выразить своё мнение. Поэтому же Кутузов действительно спал на военном совете, лишь в конце заметив, что менять что-либо уже поздно.

6. Понятно недоумение князя Андрея. Его ум и уже накопленный военный опыт подсказывают: быть беде. Но почему Кутузов не высказал своего мнения царю? « Неужели из -за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей жизнью, моей жизнью?» В нем говорит сейчас то же чувство, что и в Николае Ростове, бежавшем с поле боя в Шенграбенском деле: «Убить меня? Меня, кого так любят все!» (Курсив Толстого). Слайд

Но разрешаются эти мысли и чувства у князя Андрея иначе: он идёт навстречу опасности: «Завтра, может быть, всё будет кончено для меня… Завтра же, может быть, — даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придётся, наконец, показать всё то, что я смогу сделать» . Слайд.

Разве молодой, полный сил, талантливый человек должен рисковать своей жизнью только потому, что генерал союзной армии составил неудачный план или потому, что русский царь молод, самолюбив и плохо понимает военную науку? Может, стоит поберечь себя, не идти в бой, обреченность которого уже ясна?

Но князь Андрей не смог бы жить, если бы перестал уважать себя, уронил достоинство. Кроме того, он тщеславен, в нем еще живут честолюбивые юношеские мечты.

Это одна из неизменных родовых черт Болконских. Когда-то, четверть века назад статный красавец князь Николай Андреевич под Чесмой или Измаилом мечтал о том, как наступает решительный час, Потёмкин сменяется, назначается он…

А через 15 лет худенький мальчик с тонкой шеей, сын князя Андрея, увидит во сне войско, впереди которого он идёт рядом с отцом, и, проснувшись, даст клятву: «Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною… я сделаю то, чем бы даже он был доволен…» (Он — отец)

Болконские тщеславны, но их мечты не о наградах: «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…» Слайд

По главе XIV. Как описано утро 20 ноября? Как меняется настроение солдат, офицеров, военачальников? Какую роль имеет описание тумана, скрывающего поле боя?

Что общего вы нашли в описании императоров трёх армий? (Конец XIV главы, глава XV)

Как ведёт себя М.И. Кутузов в сцене с Александром I (гл. XV)? За что не любит государь полководца? Какие художественно-изобразительные средства использует Толстой для описания внутреннего мира русского полководца и царя?

Разделите на 3 сюжетообразующие части гл. XVI. Дайте краткий анализ языковых средств, позволяющих передать чувства героев и отношение автора к войне. Внесите в таблицу ваши наблюдения.

5. Что изменилось во внутреннем мире Николая Ростова после Шенграбенского сражения?

1. Бестолковщина военного совета передалась офицерам, от них солдатам. Т УМАН.

2-3. Император Александр — тот самый человек, который нужен, необходим сейчас почти всем офицерам, чтобы НЕ ВИДЕТЬ того, что видит Кутузов, чтобы ВОПРЕКИ ПРАВДЕ надеяться на победу, верить в неё.

Один Кутузов понимает весь трагизм предстоящего сражения и знает, что оно будет проиграно, и просит передать об этом государю. Но кто будет слушать старого главнокомандующего, повторяющего неприятные речи?! Кому интересен этот старик, когда во главе войска стоит сам обожаемый молодой император? Одни мечтают «умереть за него», другие хотят отличиться, третьи — выдвинуться и получить награду, четвертые — просто надеются на победу, потому что надо же на что-то надеяться, а час Аустерлица приближается, он неминуем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *