Что обуславливает супер статус ректора вуза

Что важнее для успешного ректора: наука или админресурс

Российские ректоры часто включены в политику, личные неформальные связи на уровне регионов и федерального центра в расчете на то, что административный ресурс повысит эффективность их вузов, но определяющим фактором эффективности ректора и в конечном счете возглавляемого им вуза является все-таки научная продуктивность ректоров, следует из исследования «Ректоры России: сможет ли эта команда обеспечить научно-технологический прорыв?», проведенного исследовательским центром «Лаборатория Ольги Крыштановской» и Центром изучения российской элиты Госуниверситета управления.

В выборку исследования были включены 274 ректора крупнейших государственных вузов пяти «поколений», рассчитанных в привязке времени их назначения на должность к годам работы в правительстве профильного министра (больше всего «своих» ректоров, почти треть, у экс-министра Андрея Фурсенко, у нового министра просвещения Ольги Васильевой – почти 27% ректоров, среди них много женщин). Исследователи пытались отследить характеристики ректоров, которые способствовали повышению эффективности вуза – его продвижению в рейтинге университетов RAEX, составляемом РА «Эксперт». Для этого они проанализировали карьерные траектории ректоров, их научные достижения и административный ресурс, рассчитав его на основе показателей вовлеченности ректора в политическую и экспертную работу, участия в консультациях правительства, бизнеса и силовиков.

По типу бэкграунда исследователи разделили ректорский корпус на две укрупненные группы: ректоры-администраторы и ректоры-ученые. У первых обширнее связи и больший административный ресурс, у вторых больший научный вес и влияние в кругах мировой научной элиты. Для обеих групп важен административный ресурс – востребованность в качестве экспертов в комиссиях при президенте и правительстве, при «Единой России», на уровне региона, с бизнесом и силовыми ведомствами. 9 ректоров из топ-100 вузов были доверенными лицами Владимира Путина, двое – депутатами Госдумы, 47 ректоров – члены или сторонники «Единой России», есть среди них и личные знакомые президента. На основе этих данных исследователи составили рейтинг ректоров по композитному индексу административного ресурса: на первом месте (ожидаемо) – ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов (20,5 балла), второй – ректор РАНХиГС при президенте РФ Владимир Мау (16), третий – ректор alma mater президента, СПбГУ, Николай Кропачев (13,5). Седьмой – ректор Горного университета СПб Владимир Литвиненко, а ректор МГУ Виктор Садовничий (хоть и входит в высший совет «Единой России») в группу тяжеловесов админресурса вообще не попал.

С чем поздравить ученых

Административный ресурс лучше у тех ректоров, кто имеет как научный, так и административный опыт, однако не он является решающим для перемещения в рейтинге RAEX в 2012–2017 гг. Вузы с ректорами из верхнего дециля админресурса как росли, так и падали в рейтинге вузов (например, Горный университет потерял четыре позиции, а МГТУ им. Баумана – пять, несмотря на 6-е место его ректора Анатолия Александрова в рейтинге админресурса). Не главную роль играет и стаж работы ректора: новички (со стажем до трех лет) могут продвинуть свои вузы сразу на несколько десятков позиций (МГЛУ им. Мориса Тореза, МИЭТ, РНИМУ им. Пирогова). У ректоров этих «прорывных» вузов невысокий админресурс, но высокие показатели научного влияния на международном уровне. В целом, отмечают исследователи, высокие индексы цитируемости Хирша сопутствуют росту вуза в рейтинге RAEX с 2012 по 2017 г.: например, у ректора МИФИ Михаила Стриханова индекс Хирша – 72 (самый высокий по выборке), индекс админресурса – всего 7,5, а вуз за 5 лет поднялся в RAEX на четыре позиции с и без того высокого места в десятке. У ректора РНИМУ им. Пирогова Сергея Лукьянова индекс Хирша – 59, админресурс на нуле, а рейтинг вуза также вырос. Такая закономерность прослеживается в целом для 10 вузов, ректоры которых имеют самый высокий индекс Хирша, – эти вузы в сумме выросли за 5 лет на 75 позиций (в минусе, и то небольшом, только один вуз). А вот 10 вузов, ректоры которых имеют самый высокий админресурс, не сильно продвинулись в RAEX за 5 лет: в минусе по рейтингу вузов шесть университетов из десятки (а в среднем группа упала на 15 позиций).

Лояльность ректоров для власти крайне важна. Но вузам нужны ректоры, которые способны не только успешно создавать и задействовать свои связи, но, что важнее, быть примером научной продуктивности, их научный авторитет должен задавать высокую планку для преподавателей и студентов, вовлекать их в интеллектуальную деятельность, резюмируют авторы исследования, в то время как ставка на один лишь админресурс не оправдывает себя, хотя остается ориентиром для многих руководителей вузов.

Источник

Ректор: суть его работы в вузе

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вуза

Ректор – это руководитель высшего учебного заведения. В его обязанности входит контроль над образовательной, финансовой, производственной деятельностью вуза. Специалист данного профиля ставит цели и определяет задачи дальнейшего развития учебного заведения, отвечает за образовательную деятельность педагогов, представляет свой вуз на различных конференциях и собраниях и пр.

Ректор – это глава вуза. Он выполняет множество функций по обеспечению качественного образования студентов: руководит учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения, издает приказы, решает финансовые вопросы, принимает на работу и увольняет с должности сотрудников вуза, руководит советом. Ректор – главный представитель высшего учебного заведения на различных мероприятиях.

Если ректор государственного университета временно отсутствует и не может выполнять свои обязанности, его заместителем выступает проректор (в вузе имеются несколько специалистов этого профиля).

Ректор высшего учебного заведения – это ответственная и почетная должность, которая требует наличия определенных знаний и умений. Специалист данного профиля должен иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, чтобы наладить работу в образовательном учреждении. Ректор выполняет множество функций, поэтому его работа считается напряженной, требующей много времени и моральных и физических сил.

Должностные обязанности ректора кратко

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вуза

Источник фото DCStudio/freepik

Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:

организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);

руководство образовательной деятельностью;

выработка стратегии развития вуза;

руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;

издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;

прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;

утверждение расписания, структуры вуза;

обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;

подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.

Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.

Назначение на должность ректора

Таким образом, ректор вуза – это не профессия, а должность. Руководитель образовательной организации выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием. Сюда входит создание необходимых условий для преподавания, поиск и привлечение инвестиций, курирование научных разработок и в целом научно-исследовательской работы в вузе и т.д. Заниматься этим должен только очень опытный и грамотный человек с большим стажем работы в вузе.

И по этой причине назначение на должность ректора проводится несколькими способами. Порядок прописан в п. 1 ст. 51 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ:

избрание собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;

назначение на должность учредителем образовательной организации;

назначение на должность Президентом Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами;

назначение на должность Правительством Российской Федерации (для ректоров федеральных университетов).

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

государственных образовательных стандартов;

педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

теории и методов управления высшим учебным заведением;

законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Личностные качества ректора

Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:

Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.

Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.

Востребованность профессии

Профессия ректора не является высоко востребованной. Фактически это высшая точка в карьере вузовского преподавателя и научного работника. К этой должности идут долгие годы и в большинстве случаев она достается проректорам (заместителям) учебного заведения.

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вуза

Источник фото DCStudio/freepik

Сколько получает ректор

Заработная плата ректора в России зависит от региона проживания, места работы и пр. В Москве она составляет от 35 до 90 тыс. руб. В остальных регионах – от 20 до 70 тыс. руб. в месяц.

Плюсы и минусы профессии

Как и любая должность, профессия «ректора» имеет свои плюсы и минусы. К положительным моментам работы по этой специальности относятся:

высокая заработная плата;

почетная, уважаемая профессия;

многочисленные связи с людьми, занимающими высокие должности.

К минусам профессии относятся:

ненормированный рабочий день, командировки;

Источник

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения» (с изменениями и дополнениями) (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695
«Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения»

С изменениями и дополнениями от:

10 марта 2009 г., 17 декабря 2010 г.

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 г. N 424 «О некоторых мерах по усилению государственной поддержки науки и высших учебных заведений Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить положение о статусе ректора государственного высшего учебного заведения субъекта Российской Федерации применительно к Положению о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695)

С изменениями и дополнениями от:

10 марта 2009 г., 17 декабря 2010 г.

Ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения, исполнение законодательства Российской Федерации, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Права и обязанности ректора, его компетенция в области управления государственным высшим учебным заведением, руководства коллективом вуза, составляющие статус ректора, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, уставом государственного высшего учебного заведения и настоящим Положением.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г

2. Оплата труда, включая стимулирование деятельности ректора, производится в порядке, предусмотренном Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.

Информация об изменениях:

Санаторно-курортное лечение ректоров на территории Российской Федерации один раз в год с оплатой проезда к месту лечения и обратно осуществляется за счет средств государственных высших учебных заведений Российской Федерации федерального подчинения, в том числе выделяемых учредителем. Это право сохраняется за лицами, проработавшими в должности ректора не менее 10 лет и продолжающими работать в этом высшем учебном заведении.

Учредитель вправе оплачивать ректору расходы на лечение, приобретение медицинских и лекарственных средств.

Высшее учебное заведение обеспечивает ректора служебным автотранспортом или выдает денежную компенсацию за пользование легковым транспортом (в том числе личным) в служебных целях.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. Ректор, проработавший в должности не менее 10 лет, может быть переведен по его желанию на иную административную или научно-педагогическую должность в государственном высшем учебном заведении Российской Федерации федерального подчинения без конкурсного избрания с сохранением в течение 10 лет условий медицинского обслуживания, предусмотренных настоящим Положением.

4. Установить, что расходы, связанные с реализацией мер материального стимулирования ректоров, предусмотренных настоящим Положением, осуществляются за счет средств государственных высших учебных заведений Российской Федерации федерального подчинения и их учредителей в пределах утвержденных им бюджетных ассигнований.

Ректор государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения избирается в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и действует на основе решений органов государственной власти и органов вузовского самоуправления.

На него возложена ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного высшего учебного заведения.

Ректор получает надбавку в размере 60 процентов должностного оклада за наличие ученого звания профессора или в размере 40 процентов должностного оклада за наличие ученого звания доцента, ежемесячную доплату за сложность не более 50% должностного оклада, материальную помощь, предоставляемую к ежегодному отпуску, в размере должностного оклада.

Ректорам государственных высших учебных заведений, имеющих статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, устанавливается дополнительная надбавка в размере 50 процентов должностного оклада.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения Российской Федерации федерального подчинения»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 сентября 1996 г., N 40, ст. 4647

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. N 245 настоящее постановление признано утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1045

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 216

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Управляет по учебнику

«Гарри Поттер и узник Азкабана», А. Куарон. 2004

Каждый четвертый вуз России возглавляют ректоры, защитившие диссертации в сфере экономики, юриспруденции или социологии, каждый десятый — в области педагогики. Но зависит ли от научного бэкграунда руководителя результативность учебного заведения? И действует ли в образовании логика бизнес-менеджмента? Исследователи из НИУ ВШЭ и ЕУСПб изучили российские университеты и их ректоров на 2013 и 2016 годы, чтобы разобраться в этих вопросах.

На подступах к теме

Оценивались 822 вуза (всего к 2016 году в РФ их работало 950), предоставивших отчеты в федеральный Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. Сведения о ректорах собраны из открытых источников — вузовских сайтов и каталогов национальных библиотек, данные удалось найти о 781 человеке.

Исследователи проверяли гипотезу о том, что вузы с ректорами-управленцами развиваются успешнее других. В ее основе лежат идеи «нового менеджериализма», то есть переноса на высшую школу управленческих практик частного бизнеса: руководитель университета должен быть не только академическим лидером, но и менеджером, добивающимся роста результатов.

Но что значит «управленец» и «результаты» применительно к вузам?

Исследователи дифференцировали глав университетов по ученым степеням. «Близкими к области управленческого знания» отнесли экономику, юриспруденцию и социологию.

Мерилом результативности стала динамика трех составляющих:

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузафинансовая результативность — доходы вуза;

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаобразовательная — средний балл ЕГЭ студентов-очников;

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаисследовательская — объем НИОКР (в рублях на одного научно-педагогического работника).

Портрет главных

Почти стопроцентная выборка позволила обобщить характеристики ректорского корпуса.

Абсолютное большинство в нем — мужчины. Доля женщин 21,5%, в государственных университетах — 15%.

Ротация таких кадров низкая, поэтому достаточно высок средний возраст — 58 лет. Моложе 50-ти по состоянию на 2015 год был каждый шестой (15%), несколько ректоров работали еще со времен СССР.

Чаще всего руководители защищали диссертации в сфере технических и экономических наук. Популярны также медицинские и педагогические. Ситуация традиционная, радикальных изменений в последние годы не наблюдается, отмечают ученые.

Ведущие отрасли наук, в которых ректоры получали ученые степени (% от общего числа ректоров)

Найти управленца

К типу «управленца» отнесли ректоров со степенью в области экономики, юриспруденции или социологии, таким оказался каждый четвертый (25%).

12% оказались ректорами-педагогами — с кандидатскими и докторскими степенями в сфере педагогики.

7% пришлось на ректоров со смешанным научным бэкграундом. В основном это защитившие кандидатские в неуправленческих отраслях, а докторские — в управленческих или педагогических.

Самую большую группу (56%) составили ректоры с бэкграундом в академических областях, то есть любых, кроме управленческой и педагогической.

Научный бэкгаунд руководителей вузов
(% от общего числа ректоров)

«Управленцы» чаще других возглавляют негосударственные вузы — в 53% случаев. А вот государственными в основном управляют ректоры «академического» типа (76%).

Раньше остальных — как правило, еще в советское время — степень кандидата наук получили ректоры с бэкграундом в академических областях. Их же карьера была самой долгой: в среднем 19 лет между защитой кандидатской и назначением на ректорский пост. У «управленцев», так же как у «педагогов» и представителей «смешанного» типа, тот же путь занял 11 лет.

Кластеры для вузов

Прежде чем понять, как типы ректоров распределяются по учебным заведениям и под чьим началом университеты развиваются лучше, исследователи поработали над портретом самих вузов.

Три показателя (доходы, средний балл ЕГЭ и объем НИОКР) приняты как мерило результативности, но «нет оснований считать, что все они в равной степени важны для всех». Поэтому успешность вуза оценивали не «вообще», а в сравнении с ему подобными.

Учебные заведения разделили на кластеры. Основная масса «уложилась» в пять групп:

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаИсследовательские вузы — 8% или 63 из 822 организаций. Кластер учебных заведений с высокими доходами, проходным баллом поступающих и достижениями в научной работе. Сюда входит большинство университетов со статусом научно-исследовательских (НИУ) и участников Проекта 5–100 (ведущие вузы России, победившие в конкурсе на предоставление госсубсидий).

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вуза«Особые» вузы (не принимающие по ЕГЭ) — 8% или 66 организаций. В основном негосударственных, с экономическими, юридическими, гуманитарными программами обучения.

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаВысокодоходные вузы — 5% или 42 организации. Небольшая группа со скромными показателями исследовательской деятельности, но хорошо зарабатывающие (в основном на платных студентах).

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаОбычные селективные вузы — 49% или 398 организаций. Вузы с относительно небольшими показателями по доходам и НИОКР, но высоким баллом ЕГЭ поступающих. Кластер на 75% состоит из государственных образовательных учреждений, в том числе многих педагогических, медицинских, культуры и искусства.

Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть фото Что обуславливает супер статус ректора вуза. Смотреть картинку Что обуславливает супер статус ректора вуза. Картинка про Что обуславливает супер статус ректора вуза. Фото Что обуславливает супер статус ректора вузаОбычные неселективные вузы — 29% или 241 организация. Учебные заведения, в которых все три показателя относительно невысоки. Около половины — государственные, в том числе почти все сельскохозяйственные вузы России.

Кто и где

Почти во всех группах — в первую очередь в исследовательских вузах — большинство (до 80%) руководителей с бэкграундом в академических областях.

Ректоры «смешанного» типа, напротив, в абсолютном меньшинстве: от 2% до 9% в зависимости от кластера.

«Педагоги» сосредоточены в высокодоходных вузах — 24%, меньше всего (2%) — в исследовательских университетах.

«Управленцы» чаще встречаются в высокодоходных вузах и в «особых» (не принимающих по ЕГЭ) — там их около трети, реже — в исследовательских (18%).

Эти данные помогли подступиться к главному вопросу — является ли определенный тип ректора фактором развития университета. «Управленца», например, логично ассоциировать с финансовыми и научными успехами, «педагога» — с образовательными.

При сравнении вузов в целом такая логика срабатывает, говорят ученые, но если переходить к анализу кластеров, оценки меняются. Разница в среднем росте результативности учебных заведений оказалась не настолько велика, чтобы проводить однозначные параллели.

Непредвиденные фавориты

Лидеров не всегда можно обозначить даже внутри кластеров. Лучшими по уровню доходов могут быть вузы с руководителями одного типа, по уровню приема студентов — другого, по объему НИОКР — третьего.

Выделить определенный тип как самый эффективный, невозможно, заключают авторы исследования. Так же как «переключать» образовательные учреждения на логику руководства коммерческими компаниями.

Гипотеза «нового менеджериализма» не подтвердилась: вузы с ректорами-управленцами не всегда демонстрировали высокую доходность — или ее рост — и не выглядят однозначно успешнее ни в одной из групп.

Возможно, объясняют ученые, в России именно ректоры с педагогическими, а не с экономическими степенями и есть истинные «управленцы», то есть «их опыт и знания наиболее близки к тем, которые требуются профессиональным академическим администраторам».

Ася Мироненко, ассоциированный сотрудник Центра институциональных исследований науки и образования Европейского университета в Санкт-Петербурге

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *